Анализ и возможности улучшения финансового состояния ТОО Дорстройсервис

от итога составляла в 1994 году – 14,3%; в 1995 году – 9,3%; в 1996 году - 2,1%; в 1997 году возросла по сравнению с 1994 годом составляла 31,4% от общего итога текущих издержек производства СМР.

Показатели динамики текущих издержек производства СМР по статьям расходов приведены в таблице 4.12.

На рисунке 4.6 наглядно показана динамика текущих издержек производства СМР по статьям расходов.

Структура текущих издержек производства СМР по статьям расходов наглядно показана на рисунке 4.8.


5 Инвестиционный проект


"Организация производства изготовления кровельного покрытия, жестяных изделий строительного ассортимента (строительство производственного цеха и склада-магазина)".


Цель бизнес-плана (инвестиционного проекта)

Предприятие образовано в 1994 году на основе личных вкладов граждан, форма собственности - частная; основной вид деятельности - строительно-монтажные работы, кроме этого имеется лицензия которая состоит из:

а) на ремонт и техническое обслуживание оборудования и объектов для магистрального трубопроводного транспорта за № 62Р-9812-393 выдано 7 февраля 1998 года;

б) на строительство магистральных газо-, нефте-, продуктопроводов за № 62С-9812393 выдано 7 февраля 1998 года;

в) лицензия на строительно-монтажные работы, в том числе: земляные работы; возведение несущих и ограждающих конструкций зданий и сооружений; работы по устройству наружных инженерных сетей и оборудования; работы по устройству внутренних инженерных систем; работы по защите конструкций; работы по отделки (внутренней и наружной) конструкций и оборудования; работы по благоустройству территорий, за № А392943-ТЮХ, выдано 10 ноября 1997 года;

г) лицензия на осуществление функций генподрядчика №А392042-ТЮХ выдано 10 ноября 1998 года;

д) лицензия на производство торгово-закупочной деятельности материалов и оборудования строительной номенклатуры №Б4014980, выдано 13 марта 1997 года.

Целью бизнес-плана является: обоснование рентабельности второй очереди развития ТОО " Дорстройсервис " путем организации цеха изготовления элементов кровельного покрытия и водосливной системы по новой технологии покрытия изделия полимерным материалом, а так же склада-магазина для складирования и продажи готовой продукции.

Использование продукции при осуществлении своей основной деятельности, т.е. строительно-монтажные работы.

Удовлетворение спроса населения и других строительных фирм города Нижневартовска в названных строительных материалов и обеспечение оптовых поставок кровельных элементов строительным и торгующим организациям Нижневартовского Сургутского районов и других прилегающих территорий Тюменской и Томской областей.

Получение прибыли фирмы достаточной для погашения заемных средств и накопление чистой прибыли для дальнейшего увеличения фондов потребления работников фирмы и развития производства, своевременный и полный возврат кредитных средств.


Характеристика рынка

Рынок - региональный, разделены в соответствии с уровнем доходности населения и потребностью строительных предприятий, и ценами на готовую продукцию в ассортименте. Доля рынка в городе Нижневартовске - 40-50%, уровень конкуренции - ниже среднего, спрос - циклический, имеет тенденцию к возрастанию.


Инвестиционный замысел

Закупить в счет кредитных средств технологическое оборудование за счет кредитных средств для организации производственного цеха по изготовлению и полимерному покрытию элементов водосливной системы и кровельных элементов строений. Строительство склада-магазина будет осуществлено собственными силами на базе готового склада с его реконструкцией и приспособлением для производства. Проводятся кадровые изменения с привлечением специалистов и переподготовка и обучение персонала. Проведены предварительные переговоры по объемам закупок материалов и по сбыту готовых изделий, оформлены договоры - намерения.


Результаты реализации инвестиционного проекта

При полной загрузке производственных мощностей цеха объем оборота составит - 975,0 тыс. рублей в квартал; издержки предприятия на основные материалы - 450,0 тыс. рублей в квартал; накопленная чистая прибыль в первый квартал после расчета с банком - 288,0 тыс. рублей; рентабельность - 38,8%.


Факторы риска

Факторами риска в проекте являются: изменение налогового и банковского законодательства или резкий спад доходности населения, т.е. падение спроса, форс - мажорные обстоятельства, связанные с изменением экономической ситуации в стране в целом.


Потребности годового финансирования

Составляет 326,0 тыс. рублей на условиях банковской ставки 60% годовых, срок кредитования 12 месяцев.

В соответствии с инвестиционным замыслом опирающимся на изучение рыночной конъюнктуры.

Что на рынке сбыта присутствует подавляющие большинство импортных отделочных и строительных материалов, что существенно влияет на конечную цену товара, а отечественные не имеют широкой номенклатуры (ассортимента) и отличаются низким качеством, т.е. качеством покрытия или отсутствие покрытия вообще. В данном регионе отсутствуют предприятия подобного профиля, что тоже сказывается на цене товара с учетом транспортных и накладных расходов на доставку строительных и отделочных материалов. Изучен ассортимент, качество и цена преобладающих на рынке материалов по схеме цена - качество. И с учетом проведенных исследований разработан ассортимент прогрессивных видов изделий. Он включает :

Желоб;

Воронка;

Колено;

Кронштейн желоба;

Кронштейн водостока;

Конек простой;

Конек фигурный;

Переход в желоб;

Ендовая;

Фронтовое покрытие;

Оконный отлив;

Отвод от стены;

Металлическая черепица;

Водосточная труба.

Каждая ассортиментная единица товара изготавливается из соответствующего вида исходного материала, отличающегося качеством металла, его покрытие и прогнозируемым уровнем цены реализации за единицу (см. таблицу 3.2.).

Реализация коммерческой стратегии фирмы будет проходить по плану-схеме производства (см. рисунок 2.1.).

Для комплектации участков цеха технологическим оборудованием необходимо выполнение заказов на изготовление уникальных станков и аппаратов.

По этому поводу проведены переговоры и подписаны договоры о намерениях с руководством АО. УМЗ - Уральский машино-строительный завод город Екатеринбург, а также шефмонтаж специалистами этого предприятия, что существенно ниже в цене по сравнению с импортным оборудованием и его обслуживанием.

Для комплектации необходима закупка типового оборудования.

В смету капитальных вложений (таблица 2.1.) включены также расходы на шефмонтаж оборудования и на первоначальную потребность в материалах для осуществления первого шага товарооборота.

План-график реализации инвестиционного замысла по разделам работ и временным периодам представлен в таблице 5.1.

5.2 Анализ рынка


Выбор нормативов потребления элементов.

Продукция цеха в ассортименте ориентировано на удовлетворение спроса в кровельных элементах и элементах водослива практически по всем номенклатурным единицам, необходимым для строения.

Типовые и индивидуальные строения можно сгруппировать по признакам этажности и общей площади строения в плане. В зависимости от этих признаков выведена средняя потребность в кровельных и водосливных элементах на одну условную единицу строения.

Нормативные данные средней потребности в элементах на единицу условного строения представлены в таблице 3.1.


Признаки сегментации рынка

Рынок сбыта продукции цеха по изготовлению элементов кровельного покрытия и водосливной системы сегментирован по следующим признакам:

А. Вид потребителя:

- строительные организации - 55%;

- индивидуальные застройщики - 15%;

- использование фирменных изделий при строительстве ТОО "Дорстройсервис" - 20%;

индивидуальные потребители (ремонт ветхого жилого фонда) - 10%.

Б. Уровень доходности клиентов и претензий на престижность (по виду материала покрытия):

- высокообеспеченные (финский материал) - 10%;

- среднеобеспеченные (металл оцинк. с полимер. покр.) - 40-50%;

- низкообеспеченные (металл черный с полимер. покр.) - 35-40%.

В. Географический ареал рынка:

город Нижневартовск - 50%;

Нижневартовский район - 10%;

город Сургут и Сургутский район - 30 %;

Томская область город Стрежевой - 10%.

Цены на элементы кровельного покрытия и водосливной системы представлены в таблице 3.2.

Сегменты управляемого рынка годового потребления продукции цеха в номенклатуре и по уровням цен (по группам потребителя - 1,2,3,) представлены в таблице 3.1. (графы 5-7).


Прогноз продаж готовой продукции.

Коммерческая стратегия бизнеса учитывает сезонное колебание спроса на готовую продукцию. В силу этого фирмой выделяются значительные складские помещения для запасов готовой продукции и заготовок с тем, чтобы в весенне-летний и осенний периоды (периоды активизации строительных работ) компенсировать спад уровня спроса в зимний период времени.

Для предоставления расчетов прогноза продаж целесообразно принять сезонные периоды спроса на продукцию по кварталам (таблица 3.3.).

Принятая на фирме практика " скользящего графика " отпусков позволяет осуществлять производство в течении всех !" календарных месяцев года. Исходя из этого, а также данных таблицы 3.3. получаем прогнозируемый объем продаж (объем оборота) в год при условии полного освоения производственной мощности цеха:

975 030*4 квартала=3 900 120 рублей.


Конкурентный анализ.

Все отделочные материалы в том числе, элементы кровли в данном регионе поставляются из других регионов, доля импорта составляет 60-70%.

Противодействие конкурентам ТОО "Дорстройсервис" будет осуществлять методом "ценовой дискриминации", установив розничные и оптовые цены на свою продукцию ниже, чем у конкурентов. Такая мера существенна для завоевания рынка с относительно малообеспеченными потребителями, где велика эластичность спроса от цены.

ТОО "Дорстройсервис" строит свою коммерческую стратегию, чтобы иметь наибольшую долю продаж в среднеобеспеченном и низкообеспеченном секторе (по уровню доходности клиентов). Так как в этих секторах высокий уровень эластичности спроса от цены и при относительно низких ценах можно добиться удовлетворяющих фирму финансовых результатов (таблица 3.3 и 4.1).


5.3 Производственный план


Расчет объема оборота, себестоимости, прибыли, рентабельности


Производственный план цеха элементов кровельного покрытия и водослива формируется исходя из:

- квартального спроса на продукцию цеха и прогноза продаж элементов в разрезе номенклатурных единиц и выбранных секторов рынка (таблица 3.3).

- цены за единицу изделия в зависимости от исходного материала и его покрытия (таблица 3.2).

- цены за единицу исходного материала (таблица 4.2).

По результатам анализа местного и регионального рынков сбыта товаров предприятия, сводные данные по объемам производства представлены в таблице 4.1.

Исходя из плана производства в натуральном выражении (таблица 4.1), норм расхода исходных материалов на один элемент (таблица 4.3), цен на единицу исходных материалов, рассчитана потребность в материалах (в натуральном и стоимостном выражении) на квартальную производственную программу цеха. Результаты расчетов приведены в таблице 4.4.

В структуре издержек цеха стоимость материалов на квартальную производственную программу занимает самый большой удельный вес. Остальные элементы затрат в структуре себестоимости продукции цеха рассчитаны по стандартным нормативным требованиям в расчете на месячную производственную программу цеха - таблица 4.5.

Исходя из прогноза цен на продукцию (таблица 3.2) и объемов продаж готовой продукции в квартал(таблица 3.3, 4.1) принимаем объем оборота цеха в месяц в сумме - 325 тысяч рублей. Отсюда расчет чистой прибыли в месяц и расчет рентабельности производства показан в таблице 4.6.

Расчет сделан из условия полного освоения производственной мощности цеха. Полученные расчетные данные по издержкам производства и сбыта продукции ложатся в основу формирования финансового плана цеха.


5.4 Маркетинговый и организационный план


Организационный план фирмы состоит из пяти этапов, из которых первый (предпроизводственный) включает:

- проведение переговоров с подрядчиками и поставщиками и заключение договоров на изготовление, поставку и монтаж основного оборудования.

- изучение конъюнктуры рынка исходных материалов, заключение договоров - намерений на закупку металла и полимеров.

- изучение рынка сбыта, реклама, проведение переговоров с потребителями на поставку готовой продукции.

- реконструкция и подготовка имеющегося строения к монтажу оборудования согласно схеме производства (рисунок 2.1).

Предпроизводственная стадия осуществляется за счет собственных средств ТОО "Дорстройсервис".

Принятый проект освоения полной мощности состоит из четырех производственных этапов (1 -4) по одному кварталу в каждом (таблицы 5.1, 5.2).

Первый производственный этап (1) предполагает освоение мощности цеха только на 75%, что связано с вероятными срывами в технологии изготовления видов продукции, сложностями связанными с выведением товара на рынок. Второй производственный этап (2) освоение мощности цеха до 100%. Отработка коммерческих контактов по регулярным закупкам исходных материалов и закреплении на рынке сбыта. Третий и четвертый производственные этапы (3-4). Освоение мощности цеха - 100%. Заключение долговременных договоров по закупкам исходных материалов и долговременных договоров на поставку готовой продукции с оптовыми потребителями, что позволит цеху стабильно работать со 100% загрузкой мощностей в течении всего года.

В соответствии с выбранной стратегией производства и сбыта продукции коммерческий план цеха на первый год показан в таблице 5.2. Расчет выполнен из условия объема оборота цеха -325 тыс. рублей в месяц согласно прогнозу продаж (таблица 3.3). Плановые периоды освоения мощности (кварталы) не привязаны к конкретным календарным периодам. таким образом, расчетная рентабельность оборота составляет 1,2 (120 %) и позволяет предприятию иметь большой запас платежеспособности в случае непредвиденных изменений условий рынка сбыта готовой продукции.


5.5 Финансовый план


Финансовый план цеха составлен с учетом выбранной тактики продвижение товаров на рынке по мере поквартального освоения мощности до 100%. Сумма инвестирования в размере 326 тыс. рублей кредитуем под 60 % годовых на период не более одного года с поквартальным погашением издержек финансирования.

Кредитные средства и издержки по ним погашаются за счет собственных средств, остающихся у предприятия после расчета с поставщиками и государственными и местными органами.

Движение денежных потоков (платежей и поступлений (предоставлено в таблице 6.1. На положительное сальдо фирма выходит уже в 3 квартале 1998 года, это может компенсировать непредвиденные скачки цен на материалы, энергию, услуги.

Согласно финансовому плану возврат части кредитных средств в объеме 100 тыс. рублей целесообразно осуществить в 3 квартале 1998 года с тем, чтобы уменьшить плату по процентам за кредит и сделать запас денежных средств перед окончанием финансового года (в 1 квартале 1998 года).

Величина покрытия (П) товара при 100 % освоении мощности цеха в 4 квартале 1998 года и соответствующей выручке от реализации составит:

П=ВР-(переменные издержки)=965,0-(450+40+2,0)=483,0 тыс., рублей.

Отсюда коэффициент покрытия (КП) товара равен 0,5. Точку "безубыточности оборота" (БО) фирма достигает при объеме оборота, равном:

БО=(постоянные издержки)/КП=57,7/0,5=115,4 тыс. рублей. Тогда запас надежности (ЗН) составит:

ЗН=(ВР-БО)/ВР=(975,0-115,4)/975,0=0,88.

Для оценки инвестиционного риска предположим, что фирма будет вынуждена погашать всю сумму заемных средств в момент истечения стока кредитования, а не по частям, как это предусмотрено финансовым планом. Тогда имеем:

БО=(57.7 +326)/0,5=767,4 тыс. рублей.

ЗН=(975,0-767,4)/975,0=0,21

Запас надежности 21 % означает, что даже при условии единовременной выплаты суммы кредитных средств фирма может позволить себе снижение валовой выручки еще на 21 % до наступления бесприбыльного оборота. Такая ситуация может сложится крайне неблагоприятная ситуации на рынке сбыта товаров фирмы, что можно сравнить лишь с форс -мажорными обстоятельствами.

Отсюда, вероятность инвестиционного риска равна:

Ринв.=1-0,21=0,79

Высокий уровень риска инвестирования означает, что предприятие должно работать с обеспечением стабильности по всем звеньям и не допускать срывов в графике производства, сбыта и обеспечения исходных материалов.

Запас накопленных денежных средств в первый год работы цеха составит 54,4 тыс. рублей. При этом за четыре квартала фирма понесет издержки в сумме 3276,0 тыс. рублей. Отсюда рентабельность деятельности цеха по итогам первого года составит:

(54,4 делим на 3276,0) умножаем на 100% = 1,7%

Низкий уровень рентабельности объясняется необходимостью выплаты кредитных средств и процентов по ним в отчетном периоде.

Рентабельность производства в первый квартал после расчетов с банком составит:

(288,0 делим на 741,4) умножить на 100% = 39%

Это выше среднеотраслевого уровня рентабельности.

При такой рентабельности срок окупаемости заемных средств равен

(326 +140,1) делим на (233,6 делим на 3) =6 месяцев после выплаты кредита.


5.6 Вывод


Приведенные расчеты и факторы деятельности дают основания полагать, что фирма освоит новый вид деятельности и технологии в запланированные сроки и обеспечит своевременный возврат кредитных средств.




06.08.00.99.068.ПЗ


Лист


Лист








06.08.00.99.038.ПЗ






Изм

Лист

докум

Подп

Дата

Разработал




Анализ и возможности улучшения финансового состояния

ТОО "Дорстройсервис"

Лист

Лист

Листов














ЮУрГУ

Кафедра экономики










Лист








06.08.00.99.068.ПЗ












Лит

Масса

Масштаб

Изм

Лист

докум

Подп

Дата

Д





Разработал




Проверил




Рецензент










Анализ и возможности улучшения финансового состояния

ТОО "Дорстройсервис"

ЮУрГУ

Кафедра экономики

Н. контр.




Утвердил











06.08.00.99.068.ПЗ












Лит

Масса

Масштаб

Изм

Лист

докум

Подп

Дата

Д





Разработал




Проверил




Рецензент










Анализ и возможности улучшения финансового состояния

ТОО "Дорстройсервис"

ЮУрГУ

Кафедра экономики

Н. контр.




Утвердил











06.08.00.99.068.ПЗ












Лит

Масса

Масштаб

Изм

Лист

докум

Подп

Дата

Д





Разработал




Проверил




Рецензент










Анализ и возможности улучшения финансового состояния

ТОО "Дорстройсервис"

ЮУрГУ

Кафедра экономики

Н. контр.




Утвердил











06.08.00.99.068.ПЗ












Лит

Масса

Масштаб

Изм

Лист

докум

Подп

Дата

Д





Разработал




Проверил




Рецензент










Анализ и возможности улучшения финансового состояния

ТОО "Дорстройсервис"

ЮУрГУ

Кафедра экономики

Н. контр.




Утвердил






Лист



Разрез дороги

- асфальто–бетонное покрытие

- железобетонная плита

- песок

- выторфовка

Рисунок 1.1 – Разрез дороги



Рисунок 1.2 – Классификация видов дорог


Конструктивные слои дорожной одежды



1


покрытие слой износа
2


основной слой покрытия
3


основание верхний слой основания
4


нижний слой основания
5


дополнительный слой основания
6


песок выгрунтовка

1- поверхностная обработка

2- среднезернистый асфальтобетон

3- крупнозернистый асфальтобетон

4- щебень обработанный вяжущими материалами

5- щебень

6- песок

Рисунок 1.3 – Конструктивные слои дорожных одежд



Производственная структура ТОО "Дорстройсервис"

Директор

главный инженер

юрист

главный бухгалтер

главный механик

отдел

кадров

сметно-договорная служба

строительно-монтажный участок №1

строительно-монтажный участок №2

производст-венная служба

ремонтно-механическая

участок эксплуатации машин и механизмов

финансовый отдел

бухгалтерия

Рисунок 2.1 – Производственная структура ТОО "Дорстройсервис"



Потребители

Рисунок 2.1 – План-схема производственных площадей

Поставщики

Склад материалов

Производственный цех

Склад-магазин



Рисунок 3.1 – Структура актива баланса ТОО "Дорстройсервис"

Структура актива баланса ТОО " Дорстройсервис"



Рисунок 3.10 – Показатели рентабельности работы ТОО "Дорстройсервис"

Показатели рентабельности работы ТОО "Дорстройсервис"



Рисунок 3.2 – Структура пассива баланса ТОО "Дорстройсервис"

Структура пассива баланса ТОО "Дорстройсервис"




Рисунок 3.3 – Динамика актива баланса ТОО "Дорстройсервис" к 1994 году

Динамика актива баланса ТОО "Дорстройсервис" к 1994 году



Динамика пассива баланса ТОО "Дорстройсервис" к 1994 году

Рисунок 3.4 – Динамика пассива баланса ТОО "Дорстройсервис" к 1994 году



График изменения имущественного положения

Рисунок 3.5 – График изменения имущественного положения



Рисунок 3.6 – Коэффициент годности основных средств ТОО "Дорстройсервис"

Коэффициент годности основных средств ТОО "Дорстройсервис"




Overview

Диаграмма1
Лист1


Sheet 1: Диаграмма1



Sheet 2: Лист1


1994 1995 1996 1997
Коэффициент обновления 71% 96% 73% 17%


Overview

Диаграмма1
Лист1


Sheet 1: Диаграмма1



Sheet 2: Лист1


1994 1995 1996