Анализ и возможности улучшения финансового состояния ТОО Дорстройсервис
от итога составляла в 1994 году – 14,3%; в 1995 году – 9,3%; в 1996 году - 2,1%; в 1997 году возросла по сравнению с 1994 годом составляла 31,4% от общего итога текущих издержек производства СМР.Показатели динамики текущих издержек производства СМР по статьям расходов приведены в таблице 4.12.
На рисунке 4.6 наглядно показана динамика текущих издержек производства СМР по статьям расходов.
Структура текущих издержек производства СМР по статьям расходов наглядно показана на рисунке 4.8.
5 Инвестиционный проект
"Организация производства изготовления кровельного покрытия, жестяных изделий строительного ассортимента (строительство производственного цеха и склада-магазина)".
Цель бизнес-плана (инвестиционного проекта)
Предприятие образовано в 1994 году на основе личных вкладов граждан, форма собственности - частная; основной вид деятельности - строительно-монтажные работы, кроме этого имеется лицензия которая состоит из:
а) на ремонт и техническое обслуживание оборудования и объектов для магистрального трубопроводного транспорта за № 62Р-9812-393 выдано 7 февраля 1998 года;
б) на строительство магистральных газо-, нефте-, продуктопроводов за № 62С-9812393 выдано 7 февраля 1998 года;
в) лицензия на строительно-монтажные работы, в том числе: земляные работы; возведение несущих и ограждающих конструкций зданий и сооружений; работы по устройству наружных инженерных сетей и оборудования; работы по устройству внутренних инженерных систем; работы по защите конструкций; работы по отделки (внутренней и наружной) конструкций и оборудования; работы по благоустройству территорий, за № А392943-ТЮХ, выдано 10 ноября 1997 года;
г) лицензия на осуществление функций генподрядчика №А392042-ТЮХ выдано 10 ноября 1998 года;
д) лицензия на производство торгово-закупочной деятельности материалов и оборудования строительной номенклатуры №Б4014980, выдано 13 марта 1997 года.
Целью бизнес-плана является: обоснование рентабельности второй очереди развития ТОО " Дорстройсервис " путем организации цеха изготовления элементов кровельного покрытия и водосливной системы по новой технологии покрытия изделия полимерным материалом, а так же склада-магазина для складирования и продажи готовой продукции.
Использование продукции при осуществлении своей основной деятельности, т.е. строительно-монтажные работы.
Удовлетворение спроса населения и других строительных фирм города Нижневартовска в названных строительных материалов и обеспечение оптовых поставок кровельных элементов строительным и торгующим организациям Нижневартовского Сургутского районов и других прилегающих территорий Тюменской и Томской областей.
Получение прибыли фирмы достаточной для погашения заемных средств и накопление чистой прибыли для дальнейшего увеличения фондов потребления работников фирмы и развития производства, своевременный и полный возврат кредитных средств.
Характеристика рынка
Рынок - региональный, разделены в соответствии с уровнем доходности населения и потребностью строительных предприятий, и ценами на готовую продукцию в ассортименте. Доля рынка в городе Нижневартовске - 40-50%, уровень конкуренции - ниже среднего, спрос - циклический, имеет тенденцию к возрастанию.
Инвестиционный замысел
Закупить в счет кредитных средств технологическое оборудование за счет кредитных средств для организации производственного цеха по изготовлению и полимерному покрытию элементов водосливной системы и кровельных элементов строений. Строительство склада-магазина будет осуществлено собственными силами на базе готового склада с его реконструкцией и приспособлением для производства. Проводятся кадровые изменения с привлечением специалистов и переподготовка и обучение персонала. Проведены предварительные переговоры по объемам закупок материалов и по сбыту готовых изделий, оформлены договоры - намерения.
Результаты реализации инвестиционного проекта
При полной загрузке производственных мощностей цеха объем оборота составит - 975,0 тыс. рублей в квартал; издержки предприятия на основные материалы - 450,0 тыс. рублей в квартал; накопленная чистая прибыль в первый квартал после расчета с банком - 288,0 тыс. рублей; рентабельность - 38,8%.
Факторы риска
Факторами риска в проекте являются: изменение налогового и банковского законодательства или резкий спад доходности населения, т.е. падение спроса, форс - мажорные обстоятельства, связанные с изменением экономической ситуации в стране в целом.
Потребности годового финансирования
Составляет 326,0 тыс. рублей на условиях банковской ставки 60% годовых, срок кредитования 12 месяцев.
В соответствии с инвестиционным замыслом опирающимся на изучение рыночной конъюнктуры.
Что на рынке сбыта присутствует подавляющие большинство импортных отделочных и строительных материалов, что существенно влияет на конечную цену товара, а отечественные не имеют широкой номенклатуры (ассортимента) и отличаются низким качеством, т.е. качеством покрытия или отсутствие покрытия вообще. В данном регионе отсутствуют предприятия подобного профиля, что тоже сказывается на цене товара с учетом транспортных и накладных расходов на доставку строительных и отделочных материалов. Изучен ассортимент, качество и цена преобладающих на рынке материалов по схеме цена - качество. И с учетом проведенных исследований разработан ассортимент прогрессивных видов изделий. Он включает :
Желоб;
Воронка;
Колено;
Кронштейн желоба;
Кронштейн водостока;
Конек простой;
Конек фигурный;
Переход в желоб;
Ендовая;
Фронтовое покрытие;
Оконный отлив;
Отвод от стены;
Металлическая черепица;
Водосточная труба.
Каждая ассортиментная единица товара изготавливается из соответствующего вида исходного материала, отличающегося качеством металла, его покрытие и прогнозируемым уровнем цены реализации за единицу (см. таблицу 3.2.).
Реализация коммерческой стратегии фирмы будет проходить по плану-схеме производства (см. рисунок 2.1.).
Для комплектации участков цеха технологическим оборудованием необходимо выполнение заказов на изготовление уникальных станков и аппаратов.
По этому поводу проведены переговоры и подписаны договоры о намерениях с руководством АО. УМЗ - Уральский машино-строительный завод город Екатеринбург, а также шефмонтаж специалистами этого предприятия, что существенно ниже в цене по сравнению с импортным оборудованием и его обслуживанием.
Для комплектации необходима закупка типового оборудования.
В смету капитальных вложений (таблица 2.1.) включены также расходы на шефмонтаж оборудования и на первоначальную потребность в материалах для осуществления первого шага товарооборота.
План-график реализации инвестиционного замысла по разделам работ и временным периодам представлен в таблице 5.1.
5.2 Анализ рынка
Выбор нормативов потребления элементов.
Продукция цеха в ассортименте ориентировано на удовлетворение спроса в кровельных элементах и элементах водослива практически по всем номенклатурным единицам, необходимым для строения.
Типовые и индивидуальные строения можно сгруппировать по признакам этажности и общей площади строения в плане. В зависимости от этих признаков выведена средняя потребность в кровельных и водосливных элементах на одну условную единицу строения.
Нормативные данные средней потребности в элементах на единицу условного строения представлены в таблице 3.1.
Признаки сегментации рынка
Рынок сбыта продукции цеха по изготовлению элементов кровельного покрытия и водосливной системы сегментирован по следующим признакам:
А. Вид потребителя:
- строительные организации - 55%;
- индивидуальные застройщики - 15%;
- использование фирменных изделий при строительстве ТОО "Дорстройсервис" - 20%;
индивидуальные потребители (ремонт ветхого жилого фонда) - 10%.
Б. Уровень доходности клиентов и претензий на престижность (по виду материала покрытия):
- высокообеспеченные (финский материал) - 10%;
- среднеобеспеченные (металл оцинк. с полимер. покр.) - 40-50%;
- низкообеспеченные (металл черный с полимер. покр.) - 35-40%.
В. Географический ареал рынка:
город Нижневартовск - 50%;
Нижневартовский район - 10%;
город Сургут и Сургутский район - 30 %;
Томская область город Стрежевой - 10%.
Цены на элементы кровельного покрытия и водосливной системы представлены в таблице 3.2.
Сегменты управляемого рынка годового потребления продукции цеха в номенклатуре и по уровням цен (по группам потребителя - 1,2,3,) представлены в таблице 3.1. (графы 5-7).
Прогноз продаж готовой продукции.
Коммерческая стратегия бизнеса учитывает сезонное колебание спроса на готовую продукцию. В силу этого фирмой выделяются значительные складские помещения для запасов готовой продукции и заготовок с тем, чтобы в весенне-летний и осенний периоды (периоды активизации строительных работ) компенсировать спад уровня спроса в зимний период времени.
Для предоставления расчетов прогноза продаж целесообразно принять сезонные периоды спроса на продукцию по кварталам (таблица 3.3.).
Принятая на фирме практика " скользящего графика " отпусков позволяет осуществлять производство в течении всех !" календарных месяцев года. Исходя из этого, а также данных таблицы 3.3. получаем прогнозируемый объем продаж (объем оборота) в год при условии полного освоения производственной мощности цеха:
975 030*4 квартала=3 900 120 рублей.
Конкурентный анализ.
Все отделочные материалы в том числе, элементы кровли в данном регионе поставляются из других регионов, доля импорта составляет 60-70%.
Противодействие конкурентам ТОО "Дорстройсервис" будет осуществлять методом "ценовой дискриминации", установив розничные и оптовые цены на свою продукцию ниже, чем у конкурентов. Такая мера существенна для завоевания рынка с относительно малообеспеченными потребителями, где велика эластичность спроса от цены.
ТОО "Дорстройсервис" строит свою коммерческую стратегию, чтобы иметь наибольшую долю продаж в среднеобеспеченном и низкообеспеченном секторе (по уровню доходности клиентов). Так как в этих секторах высокий уровень эластичности спроса от цены и при относительно низких ценах можно добиться удовлетворяющих фирму финансовых результатов (таблица 3.3 и 4.1).
5.3 Производственный план
Расчет объема оборота, себестоимости, прибыли, рентабельности
Производственный план цеха элементов кровельного покрытия и водослива формируется исходя из:
- квартального спроса на продукцию цеха и прогноза продаж элементов в разрезе номенклатурных единиц и выбранных секторов рынка (таблица 3.3).
- цены за единицу изделия в зависимости от исходного материала и его покрытия (таблица 3.2).
- цены за единицу исходного материала (таблица 4.2).
По результатам анализа местного и регионального рынков сбыта товаров предприятия, сводные данные по объемам производства представлены в таблице 4.1.
Исходя из плана производства в натуральном выражении (таблица 4.1), норм расхода исходных материалов на один элемент (таблица 4.3), цен на единицу исходных материалов, рассчитана потребность в материалах (в натуральном и стоимостном выражении) на квартальную производственную программу цеха. Результаты расчетов приведены в таблице 4.4.
В структуре издержек цеха стоимость материалов на квартальную производственную программу занимает самый большой удельный вес. Остальные элементы затрат в структуре себестоимости продукции цеха рассчитаны по стандартным нормативным требованиям в расчете на месячную производственную программу цеха - таблица 4.5.
Исходя из прогноза цен на продукцию (таблица 3.2) и объемов продаж готовой продукции в квартал(таблица 3.3, 4.1) принимаем объем оборота цеха в месяц в сумме - 325 тысяч рублей. Отсюда расчет чистой прибыли в месяц и расчет рентабельности производства показан в таблице 4.6.
Расчет сделан из условия полного освоения производственной мощности цеха. Полученные расчетные данные по издержкам производства и сбыта продукции ложатся в основу формирования финансового плана цеха.
5.4 Маркетинговый и организационный план
Организационный план фирмы состоит из пяти этапов, из которых первый (предпроизводственный) включает:
- проведение переговоров с подрядчиками и поставщиками и заключение договоров на изготовление, поставку и монтаж основного оборудования.
- изучение конъюнктуры рынка исходных материалов, заключение договоров - намерений на закупку металла и полимеров.
- изучение рынка сбыта, реклама, проведение переговоров с потребителями на поставку готовой продукции.
- реконструкция и подготовка имеющегося строения к монтажу оборудования согласно схеме производства (рисунок 2.1).
Предпроизводственная стадия осуществляется за счет собственных средств ТОО "Дорстройсервис".
Принятый проект освоения полной мощности состоит из четырех производственных этапов (1 -4) по одному кварталу в каждом (таблицы 5.1, 5.2).
Первый производственный этап (1) предполагает освоение мощности цеха только на 75%, что связано с вероятными срывами в технологии изготовления видов продукции, сложностями связанными с выведением товара на рынок. Второй производственный этап (2) освоение мощности цеха до 100%. Отработка коммерческих контактов по регулярным закупкам исходных материалов и закреплении на рынке сбыта. Третий и четвертый производственные этапы (3-4). Освоение мощности цеха - 100%. Заключение долговременных договоров по закупкам исходных материалов и долговременных договоров на поставку готовой продукции с оптовыми потребителями, что позволит цеху стабильно работать со 100% загрузкой мощностей в течении всего года.
В соответствии с выбранной стратегией производства и сбыта продукции коммерческий план цеха на первый год показан в таблице 5.2. Расчет выполнен из условия объема оборота цеха -325 тыс. рублей в месяц согласно прогнозу продаж (таблица 3.3). Плановые периоды освоения мощности (кварталы) не привязаны к конкретным календарным периодам. таким образом, расчетная рентабельность оборота составляет 1,2 (120 %) и позволяет предприятию иметь большой запас платежеспособности в случае непредвиденных изменений условий рынка сбыта готовой продукции.
5.5 Финансовый план
Финансовый план цеха составлен с учетом выбранной тактики продвижение товаров на рынке по мере поквартального освоения мощности до 100%. Сумма инвестирования в размере 326 тыс. рублей кредитуем под 60 % годовых на период не более одного года с поквартальным погашением издержек финансирования.
Кредитные средства и издержки по ним погашаются за счет собственных средств, остающихся у предприятия после расчета с поставщиками и государственными и местными органами.
Движение денежных потоков (платежей и поступлений (предоставлено в таблице 6.1. На положительное сальдо фирма выходит уже в 3 квартале 1998 года, это может компенсировать непредвиденные скачки цен на материалы, энергию, услуги.
Согласно финансовому плану возврат части кредитных средств в объеме 100 тыс. рублей целесообразно осуществить в 3 квартале 1998 года с тем, чтобы уменьшить плату по процентам за кредит и сделать запас денежных средств перед окончанием финансового года (в 1 квартале 1998 года).
Величина покрытия (П) товара при 100 % освоении мощности цеха в 4 квартале 1998 года и соответствующей выручке от реализации составит:
П=ВР-(переменные издержки)=965,0-(450+40+2,0)=483,0 тыс., рублей.
Отсюда коэффициент покрытия (КП) товара равен 0,5. Точку "безубыточности оборота" (БО) фирма достигает при объеме оборота, равном:
БО=(постоянные издержки)/КП=57,7/0,5=115,4 тыс. рублей. Тогда запас надежности (ЗН) составит:
ЗН=(ВР-БО)/ВР=(975,0-115,4)/975,0=0,88.
Для оценки инвестиционного риска предположим, что фирма будет вынуждена погашать всю сумму заемных средств в момент истечения стока кредитования, а не по частям, как это предусмотрено финансовым планом. Тогда имеем:
БО=(57.7 +326)/0,5=767,4 тыс. рублей.
ЗН=(975,0-767,4)/975,0=0,21
Запас надежности 21 % означает, что даже при условии единовременной выплаты суммы кредитных средств фирма может позволить себе снижение валовой выручки еще на 21 % до наступления бесприбыльного оборота. Такая ситуация может сложится крайне неблагоприятная ситуации на рынке сбыта товаров фирмы, что можно сравнить лишь с форс -мажорными обстоятельствами.
Отсюда, вероятность инвестиционного риска равна:
Ринв.=1-0,21=0,79
Высокий уровень риска инвестирования означает, что предприятие должно работать с обеспечением стабильности по всем звеньям и не допускать срывов в графике производства, сбыта и обеспечения исходных материалов.
Запас накопленных денежных средств в первый год работы цеха составит 54,4 тыс. рублей. При этом за четыре квартала фирма понесет издержки в сумме 3276,0 тыс. рублей. Отсюда рентабельность деятельности цеха по итогам первого года составит:
(54,4 делим на 3276,0) умножаем на 100% = 1,7%
Низкий уровень рентабельности объясняется необходимостью выплаты кредитных средств и процентов по ним в отчетном периоде.
Рентабельность производства в первый квартал после расчетов с банком составит:
(288,0 делим на 741,4) умножить на 100% = 39%
Это выше среднеотраслевого уровня рентабельности.
При такой рентабельности срок окупаемости заемных средств равен
(326 +140,1) делим на (233,6 делим на 3) =6 месяцев после выплаты кредита.
5.6 Вывод
Приведенные расчеты и факторы деятельности дают основания полагать, что фирма освоит новый вид деятельности и технологии в запланированные сроки и обеспечит своевременный возврат кредитных средств.
06.08.00.99.068.ПЗ
Лист
Лист
06.08.00.99.038.ПЗ |
||||||||
Изм |
Лист |
№докум |
Подп |
Дата |
||||
Разработал |
Анализ и возможности улучшения финансового состояния ТОО "Дорстройсервис" |
Лист |
Лист |
Листов |
||||
ЮУрГУ Кафедра экономики |
||||||||
Лист
06.08.00.99.068.ПЗ |
|||||||||
Лит |
Масса |
Масштаб |
|||||||
Изм |
Лист |
№докум |
Подп |
Дата |
Д |
||||
Разработал |
|||||||||
Проверил |
|||||||||
Рецензент |
|||||||||
Анализ и возможности улучшения финансового состояния ТОО "Дорстройсервис" |
ЮУрГУ Кафедра экономики |
||||||||
Н. контр. |
|||||||||
Утвердил |
06.08.00.99.068.ПЗ |
|||||||||
Лит |
Масса |
Масштаб |
|||||||
Изм |
Лист |
№докум |
Подп |
Дата |
Д |
||||
Разработал |
|||||||||
Проверил |
|||||||||
Рецензент |
|||||||||
Анализ и возможности улучшения финансового состояния ТОО "Дорстройсервис" |
ЮУрГУ Кафедра экономики |
||||||||
Н. контр. |
|||||||||
Утвердил |
06.08.00.99.068.ПЗ |
|||||||||
Лит |
Масса |
Масштаб |
|||||||
Изм |
Лист |
№докум |
Подп |
Дата |
Д |
||||
Разработал |
|||||||||
Проверил |
|||||||||
Рецензент |
|||||||||
Анализ и возможности улучшения финансового состояния ТОО "Дорстройсервис" |
ЮУрГУ Кафедра экономики |
||||||||
Н. контр. |
|||||||||
Утвердил |
06.08.00.99.068.ПЗ |
|||||||||
Лит |
Масса |
Масштаб |
|||||||
Изм |
Лист |
№докум |
Подп |
Дата |
Д |
||||
Разработал |
|||||||||
Проверил |
|||||||||
Рецензент |
|||||||||
Анализ и возможности улучшения финансового состояния ТОО "Дорстройсервис" |
ЮУрГУ Кафедра экономики |
||||||||
Н. контр. |
|||||||||
Утвердил |
Лист
Разрез дороги
- асфальто–бетонное покрытие
- железобетонная плита
- песок
- выторфовка
Рисунок 1.1 – Разрез дороги
Рисунок 1.2 – Классификация видов дорог
Конструктивные слои дорожной одежды
1 |
|
покрытие | слой износа |
2 |
|
основной слой покрытия | |
3 |
|
основание | верхний слой основания |
4 |
|
нижний слой основания | |
5 |
|
дополнительный слой основания | |
6 |
|
песок | выгрунтовка |
1- поверхностная обработка
2- среднезернистый асфальтобетон
3- крупнозернистый асфальтобетон
4- щебень обработанный вяжущими материалами
5- щебень
6- песок
Рисунок 1.3 – Конструктивные слои дорожных одежд
Производственная структура ТОО "Дорстройсервис"
Директор
главный инженер
юрист
главный бухгалтер
главный механик
отдел
кадров
сметно-договорная служба
строительно-монтажный участок №1
строительно-монтажный участок №2
производст-венная служба
ремонтно-механическая
участок эксплуатации машин и механизмов
финансовый отдел
бухгалтерия
Рисунок 2.1 – Производственная структура ТОО "Дорстройсервис"
Потребители
Рисунок 2.1 – План-схема производственных площадей
Поставщики
Склад материалов
Производственный цех
Склад-магазин
Рисунок 3.1 – Структура актива баланса ТОО "Дорстройсервис"
Структура актива баланса ТОО " Дорстройсервис"
Рисунок 3.10 – Показатели рентабельности работы ТОО "Дорстройсервис"
Показатели рентабельности работы ТОО "Дорстройсервис"
Рисунок 3.2 – Структура пассива баланса ТОО "Дорстройсервис"
Структура пассива баланса ТОО "Дорстройсервис"
Рисунок 3.3 – Динамика актива баланса ТОО "Дорстройсервис" к 1994 году
Динамика актива баланса ТОО "Дорстройсервис" к 1994 году
Динамика пассива баланса ТОО "Дорстройсервис" к 1994 году
Рисунок 3.4 – Динамика пассива баланса ТОО "Дорстройсервис" к 1994 году
График изменения имущественного положения
Рисунок 3.5 – График изменения имущественного положения
Рисунок 3.6 – Коэффициент годности основных средств ТОО "Дорстройсервис"
Коэффициент годности основных средств ТОО "Дорстройсервис"
Overview
Диаграмма1Лист1
Sheet 1: Диаграмма1
Sheet 2: Лист1
1994 | 1995 | 1996 | 1997 | |
Коэффициент обновления | 71% | 96% | 73% | 17% |
Overview
Диаграмма1Лист1
Sheet 1: Диаграмма1
Sheet 2: Лист1
1994 | 1995 | 1996 |