Определение общей территории городского поселения
от селитебной территории – 570 га.Транспортная система города.
При проектировании транспортной схемы необходимо руководствоваться градостроительными требованиями, чтобы обеспечить ее эффективность и экономичность.
Транспортная система разделяется на 2 вида:
зона внешнего транспорта;
зона внутреннего (городского) транспорта;
Зона внешнего транспорта включает территории автомобильного, автодорожного и воздушного транспорта. Внешний транспорт используется для перевозки сырья, топлива и готовой продукции, с его помощью осуществляется связь предприятии с сырьевыми и топливными базами, со сбытовыми организациями, пристанями и железными дорогами общего пользования. Внешние транспортные линии проектируют в органичной связи с улично-дорожной сетью города его видами транспорта.
Комплекс транспортных устройств и сооружений внешнего и внутреннего значения, выполняющие операции по дальним, местным, и городским перевозкам грузов и пассажиров, образующих транспортный узел.
Внешний транспорт = 10% (от селитебной) = 570 га.
Внутренний транспорт = 40% (от селитебной) = 2280 га.
Передвижения людей в городе разделяются на два основные вида:
трудовые – к месту работы и обратно;
культурно-бытовые – в театры, концертные залы, библиотеки, музеи, стадионы и т.д.
Затраты времени на передвижение людей от мест проживания до мест работы для 90% трудящихся (в один конец) не должен превышать для городов с населением, тыс. чел.:
2000 тыс. чел. – 45 мин.
1000 тыс. чел. – 40 мин.
500 тыс. чел. – 37 мин.
250 тыс. чел. – 35 мин.
100 тыс. чел. – 30 мин.
Для эффективной организации городского движения необходимо выполнение следующих требований:
все улицы города должны иметь определенное назначение, в городе не должно быть обезличенных улиц. При разработке генплана должна разрабатываться классификация улиц с учетом особенностей проектируемого города;
трассы магистральных улиц должны прилегать по направлениям основных пассажиропотоков, соединяя места массового посещения населением;
линейная плотность сети магистральных улиц города должна быть достаточной для обращения транспортных средств всех видов, проектируемых для данного города;
пропускная способность, как всей системы магистральных улиц, так и отдельных магистралей должна обеспечить бесперебойный и безопасный пропуск городского движения и иметь достаточные резервы для маневрирования;
пассажирское и грузовое движение, по возможности, должно быть разделено с выделением грузового движения на специальной магистрали;
пешеходное движение необходимо изолировать от транспортных потоков;
сеть магистральных улиц и размещение массового посещения должны быть взаимно увязаны. Места массового посещения должны иметь достаточную пропускную способность;
места массового посещения следует проектировать комплексно с разработкой инженерного решения их транспортного обслуживания, размещения автостоянок и остановочных пунктов общественного пассажирского транспорта.
Проектирование инженерных сетей.
Инженерные сети следует преимущественно располагать в пределах профилей улиц и дорог: под тротуарами – тепловые сети, каналы или тоннели; на разделительных полосах – водопровод, газопровод, хозяйственно-бытовую и дождевую канализацию. При ширине проезжей части более 22 м сети водопровода размещают по обеим сторонам улиц. При пересечении подземных инженерных сетей с пешеходными переходами предусматривают прокладку трубопровода под тоннелями или в толще бетонного пола, а кабелей силовых и связи – над тоннелями.
Прокладка трубопроводов с легковоспламеняющимися и горючими жидкостями, а так же со сжиженными газами для снабжения промышленных предприятий и складов по селитебной территории не допускается.
Расчет энергоснабжения города
Таблица 6.
-
Степень благоустройства
Показатель по энергоснабжению кВт в час/год на 1 чел.
Расчет на 750000 чел. кВт в час/год
Города, необорудованные стационарными электроплитами 1700 Города, оборудованные стационарными электроплитами 2100 1575000000
Поселки и сельские поселения, необорудованные электроплитами 950 Поселки и сельские поселения, оборудованные электроплитами 1350
Коэффициенты для групп городов:
Для крупнейших – 1,2;
Для крупных – 1,1;
Для средних – 0,9;
Для малых – 0,8.
Наш город является крупным, соответственно коэффициент принимаем = 1,1.
Определение баланса, структуры жилого фонда на основе демографического состава семьи.
Соотношение различных типов квартир в жилом фонде города определяется демографическим составом семьи. Данные о демографическом составе семьи могут быть получены в результате социологического исследования и анализа статического материала, на их основе и определяется как номенклатура квартир, так и баланс жилого фонда.
При проектировании нового города для расчета типов квартир принимаем следующее процентное соотношение:
одиночки – 3,5%;
две – 12,7%;
три – 28,1%;
четыре – 33%;
пять – 15%;
шесть и более – 7,7%.
На основе выявленного баланса семей может быть определена потребная жилая площадь S для города в целом, которая в общем виде нормируется показателем жилой обеспеченности на одного жителя.
Принимается, что требуемая жилая площадь квартиры зависит от количества членов семьи и определяется по формуле:
S = a + bn;
a и b – эмпирические постоянные величины;
n – количество членов семьи.
;
b = S1 – a;
N – число всех жителей города;
S1 – жилая площадь однокомнатной квартиры;
W – средняя жилая обеспеченность населения жилой площадью;
f – число семей.
Площадь всех квартир потребная для заселения семей из n человек составит:
;
где fn – число требуемых квартир для данного типа семей.
.
Ориентировочное количество комнат в квартире можно принимать для семей состоящих из:
1 чел. – 1 комната;
2 чел. – 2 комнаты;
3 чел. – 3 комнаты;
4 чел. – 3 комнаты;
5 чел. – 4 комнаты;
6 чел. и более – 5 комнат.
Принимаем количество семей за x и, решая уравнение, определяем данное количество семей.
x*1*0,035 + x*2*0,12 + x*3*0,281 + x*4*0,33 + x*5*0,15 + x*6*0,077 = 750000;
x*0,035 + x*0,24 + x*0,843 + x*1,32 + x*0,75 + x*0,462 = 750000;
x = 205479,45.
N = 750000 чел.
S1 = 18 м2/чел.
W = 12 м2/чел.
;
b = 18 – 8,26 = 9,74;
;
;
;
;
;
.
Таблица 7. Определение баланса, структуры жилого фонда на основе демографического состава семьи.
Кол-во членов семей |
% от всех жителей |
Кол-во семей (квартир) |
Кол-во жителей в данном типе квартиры |
Кол-во комнат в квартире |
Потребная жилая площадь м2 |
1 | 3,5 | 7192 | 7192 | 1 | 129456 |
2 | 12,7 | 24657,5 | 49315 | 2 | 683999 |
3 | 28,1 | 57740 | 173220 | 3 | 2164095 |
4 | 33 | 67808 | 271232 | 3 | 3201894 |
5 | 15 | 30821 | 154105 | 4 | 1755564 |
6 и более | 7,7 | 15821 | 94926 | 5 | 1055260 |
Всего по городу | 100 | 205479,45 | 750000 |
8990268 |
Итого потребная жилая площадь = 899 га.
Технико-экономических показателей жилой застройки.
Общая площадь городского поселения определяется исходя из найденых значений:
Селитебной территории города, в том числе:
размещения жилищного фонда;
учреждения и предприятия обслуживания;
учреждения образования, физкультуры и спорта;
учреждения санаторно-курортного назначения, отдыха, туризма;
отдельных коммунальных и промышленных объектов не требующих устройства санитарно-защитной зоны;
для игр детей дошкольного и младшего школьного возраста, для отдыха взрослого населения, для занятий физкультурой и спором, выгула собак и стоянки автомобилей;
сооружения для городского транспорта.
Производственной территории, в том числе:
промышленных предприятий и связанных с ним объектов, комплексов научных учреждений с их опытными производствами;
коммунально-складских объектов;
площади земельных участков складских зон;
площади участков одноэтажных продовольственных и непродовольственных складов;
площади земельных участков специализированных складов;
площади земельных участков складов строительных материалов и твердого топлива;
площади земельных участков для очистных сооружений;
размеры земельных участков предприятий по обезвреживанию и переработке бытовых отходов;
сооружения внешнего транспорта и путей сообщения.
Ландшафно-рекриационная территория, в том числе:
городские леса, лесопарки, лесозащитные зоны;
парки планировочных районов;
сады жилых районов;
водоемы;
площадь озелененной территории микрорайона и города соответственно.
Кроме указанных территорий при определении общей площади городского поселения следует учитывать:
территории непригодные под застройку;
прочие территории.
Плотность жилого фонда (нетто) (м2/га):
П = Sпотребн./Sжилая;
м2/га.
Плотность жилого фонда (брутто) (м2/га):
П = Sпотребн./Sобщая;
м2/га.
Плотность населения (нетто) (чел./га):
П = H/Sжилая;
чел./га.
Плотность населения (брутто) (чел./га):
П = H/Sобщая;
чел./га.
Расчетную плотность населения жилого района рекомендуется принимать не менее приведенной в таблице 8.
Таблица 8
Зоны различной степени градостроительной ценности территории |
Плотность населения территории жилого района, чел./га, для групп городов с числом жителей, тыс. чел. |
|||
100-250 | 250-500 | 500-1000 | Свыше 500 | |
Высокая | 200 | 210 | 215 | 220 |
Средняя | 180 | 185 | 200 | 210 |
Низкая | 165 | 170 | 180 | 190 |
Экология гордской среды
При оценке воздействия урбанизированной территории на природные ландшафты учитывают следующие аспекты:
Инженерно-геологические условия.
Сырьевые ресурсы.
Природные ресурсы.
Инженерно-технические условия.
Санитарно-гигиенические условия, обеспечивающие нормальную жизнедеятельность человека и учитывающие влияние многочисленных факторов урбанизированной и естественной сферы на его организм.
Эстетические условия ландшафта связанные с соразмерностью, разнообразием и единством восприятия урбанизированной сферы.
При градостроительстве следует учитывать следующие положения:
«Правило одного процента» – изменение ландшафта на 1% может вывести его из стационарного состояния, это приведёт к разрушению и деградации ландшафта.
«Эффект обратной связи» – природа отвечает негативной реакцией на вмешательство в хозяйственных целях (рубка леса, бурение скважин).
«Эффект привыкания» – естественная природная сфера менее устойчива к антропогенным нагрузкам чем нарушенная и после этого самовостановившаяся среда.
«Принцип экологического равновесия» – взаимодействие урбанизированной и естественной природной среды должно происходить в условиях равновесного состояния. Антропогенные изменения имеют постоянных характер и биосфера успевает адаптироваться к ним.
Комплекс урбоэкологических мероприятий для сохранения природы предполагает:
Создание пространственного каркаса населения.
Создание стабильных самоочищающихся экосистем.
Разработка природоохранных и санитарно-гигиенических мероприятий.
Экологическая компенсация инженерно-техническими средствами.
Применение устойчивых к антропогенным нагрузкам ландшафтов.
Отрицательное воздействие строительства может быть предотвращено в результате таких конструктивных и технологических решений, которые позволят:
Не отторгать земли, пригодные для с/х, л/х и рекреационного использования.
Не закрывать или минимально закрывать поверхность земли.
Не создавать ниже поверхности земли непроницаемых экранов.
Возвращать в соответствующее состояние участки территории после истечения срока эксплуатации здания и его демонтажа.
Озеленять наружные поверхности стен и кровли.
Максимально «вписывать» здания в природных ландшафт.
Утилизировать бытовые и производственные отходы.
Использовать нетрадиционные источники энергии.
Фрагмент ситуационного плана жилого района
Рисунок 1. Фрагмент ситуационного плана жилого района.
Условные обозначения