Безработица в России
социальной активности, смягчении остроты социальных противоречий и нахождении конструктивных форм разрешения трудовых конфликтов.Учитывая особенности российского рынка труда в переходный период, можно сделать вывод, что официально провозглашенный курс более полного и эффективного использования ресурсов (включая трудовые), в том числе за счет введения в действие различных форм хозяйственной деятельности, на нынешнем этапе реформ пока сопровождает разрушением трудового потенциала.
3.2 Создание более гибкой модели рынка труда
В идеале в России следует создать максимально гибкий, но по возможности легализованный рынок труда, гарантирующий низкую безработицу (на уровне США, примерно 4-5% экономически активного населения) и устойчивые высокие темпы экономического роста (3-5% в год с соответствующим ростом заработной платы).
Для этого придется немало поработать, прежде всего, над правовой инфраструктурой. Необходимо ввести срочность контрактов; ликвидировать пожизненный найм, формально доминирующий сегодня в России; предусмотреть и обеспечить относительную простоту увольнения экономически избыточных работников, даже в случае, когда контракт не истек, потому что эта избыточность способствует неэффективному распределению трудовых ресурсов и, в конечном счете, уменьшает занятость. Низкий размер пособия при увольнении является одним из факторов, обеспечивающих мобильность рабочей силы.
Коллективные договоры должны заключаться преимущественно на уровне предприятия. Коллективные же договоры на уровне отраслей, регионов, тем более общенациональном не должны иметь обязательной силы. Это вносит огромные диспропорции в размер заработной платы и способно привести к разорению многих предприятий, которые в противном случае могли бы выжить. Право на забастовки должно быть обеспечено безусловно. Но его необходимо дополнить эффективным арбитражем, механизмами обеспечения исполнения индивидуальных и коллективных трудовых договоров - это то, чего сейчас нам не хватает: до суда не всегда могут достучаться даже крупные работодатели или профсоюзы, не говоря уже об отдельном работнике.1
Минимальная оплата труда должна поддерживаться в пределах 20% средней заработной платы - это уровень, характерный для развитых стран с низким уровнем безработицы. У нас сейчас минимальная зарплата составляет порядка 10% от среднего уровня.
Снижение уровня безработицы требует усиления государственного регулирования миграционных процессов, ограничения использования иностранной рабочей силы на российском рынке труда, особенно в регионах с высоким уровнем безработицы.
Есть еще одна проблема, с которой российский рынок труда пока не справляется: межрегиональная мобильность. Насколько остро стоит проблема территориальной мобильности, мы можем судить хотя бы по разбросу безработицы и средней заработной платы по регионам: дифференциация первой - более 20 раз, второй - 12. В Москве огромный дефицит трудовых ресурсов, потому что зарегистрированная безработица здесь составляет всего 0,3%, что в рыночной экономике свидетельствует об остром дефиците рабочей силы. А рядом, в Ивановской области огромный избыток рабочей силы, высочайшая открытая безработица. Наличие таких диспропорций это тоже прямой вычет из экономического роста и фактор повышенной безработицы.
Здесь не срабатывают в первую очередь экономические факторы, связанные с рынком жилья, – даже прописка в данном случае дело третьестепенное. Одно из основных препятствий для внутренней миграции – субсидирование оплаты жилья. Рынок официально арендуемого жилья у нас невозможен просто потому, что муниципальное жилье оплачивается по цене ниже рыночной. Естественно, спрос на него во много раз превышает предложение. Это дефицит, административно распределяемый ресурс. Поэтому, если человек оставил свое арендуемое жилье в одном регионе, он не может получить его в другом. Значит, переехать он может, только поменявшись. А возможность обмена зависит от баланса миграции. Если этот баланс жестко асимметричен, обмен становится практически невозможен, что в свою очередь блокирует миграцию. Арендуют жилье приблизительно 50% россиян. Следовательно, половина населения страны не имеет возможности переместиться в другой регион в поиске работы. Другая половина населения – собственники жилья, это довольно высокий показатель. С точки зрения влияния на занятость, миграцию, безработицу это отрицательный фактор. Чтобы исправить сложившееся положение, прежде всего, нужно сформировать рынок закладных и жилищного кредита, чтобы хоть как-то облегчить собственникам жилья его продажу в одном месте и покупку в другом.1 Но собственность на жилье все равно привязывает человека к определенному месту. Поэтому должен поощряться переход к аренде в жилищной сфере.
3.3 Новая государственная программа снижения безработицы
Очевидно, что важнейшими приоритетами в борьбе с безработицей в России являются переход к активной политике занятости в сочетании с макроэкономической стабилизацией и ростом производительности труда.
Многие недостатки прежних государственных программ в области занятости и рынка труда были учтены в последней «Концепции действий на рынке труда на 2003-2005 гг.», одобренной распоряжением Правительства Российской федерации от 06.05.2003 г. за №568-р2
В концепции достаточно объективно, в том числе и в количественном выражении, представлены тенденции, сложившиеся на российском рынке труда с 90-х гг. ушедшего века, учитываются все наиболее острые его проблемы.
Ключевой задачей на рынке труда определяется повышение эффективности занятости, и для ее решения обозначен ряд приоритетных направлений. К ним можно отнести: обеспечение социальных гарантий безработным и слабоконкурентным группам населения; разграничение полномочий в области политики занятости и рынка труда между уровнями власти; свободное перемещение трудовых ресурсов по территории и отраслям страны; поддержка малого предпринимательства и регулирование привлечения и использования иностранной рабочей силы.
Намечается разработка прогноза потребности в рабочих и специалистах по видам экономической деятельности и регионам, и, соответственно – определение объемов подготовки этих рабочих и специалистов, а также необходимых для этого бюджетных средств.
Примечательно, что в Концепции Правительство РФ в качестве специального направления своей деятельности выделяет содействие занятости, стимулирование создания и сохранения рабочих мест, а также совершенствование социального партнерства на отраслевых рынках труда.
Для решения задач в этом направлении предусмотрен широкий, но довольно целенаправленный спектр мер, таких как: экспертная оценка последствий вступления страны в ВТО; налоговое стимулирование новых рабочих мест в «перспективных отраслях экономики»; разработка и реализация специальных программ повышения производительности труда; анализ возможностей повышения занятости в «проблемных отраслях» (угольной, металлургической, топливно-энергетической, легкой промышленности); поддержка малого предпринимательства как для создания рабочих мест, в том числе на селе, так и для развития инфраструктуры военных городков, закрытых административно-территориальных образований, территорий градообразующих организаций; разработка механизмов взаимодействия субъектов социального партнерства; развитие социально планирования в организациях; создание консультационных пунктов на предприятиях, где предусмотрено высвобождение работников и др.
Концепция предполагает комплекс мер по развитию региональных рынков труда.
Здесь предусмотрены территориальные программы содействия занятости. Так, выделена необходимость осуществления ряда мер по повышению занятости на Северном Кавказе; поставлена задача дополнительного инвестирования местных учебных заведений силами отдельных хозяйственных организаций; говорится о необходимости разработки специальных программ занятости для территорий с градообразующими предприятиями, о развитии местных инициатив по поддержанию занятости.
Проблема регулирования трудовой миграции также выделена в отдельное направление деятельности правительства РФ. Среди мероприятий этого направления следовало бы подчеркнуть довольно четко обозначенную приоритетность предоставления рабочих мест, прежде всего, российским гражданам и актуальность легализации мигрантов.
В направлении содействия гражданам, особо нуждающимся в социальной защите, на первое место выдвинута задача точного учета безработных по отдельным группам и категориям для реализации принципа адресности в работе служб занятости; предусматривается также разработка специальных программ трудоустройства наименее защищенных групп граждан.
В области оптимизации служб занятости поставлена задача развития системы информационного обеспечения органов службы занятости, обеспечения доступной информации для клиентов этих служб.
В целом данная Концепция представляет собой шаг вперед по сравнению с аналогичными предыдущими документами Правительства Российской Федерации.
Заключение
В данной работе был проведен подробный теоретический анализ социально-экономической сущности безработицы, рассмотрены отличительные особенности безработицы на российском рынке труда, сформулированы возможные способы снижения безработицы.
Проблема безработицы является одной из фундаментальных в развитии и функционировании человеческого общества. Переход к рынку неизбежно вызывает значительный рост уровня безработицы.
Безработицу предопределяют различные факторы: научно-технический прогресс обуславливает сокращение, прежде всего, работников ручного труда; структурные изменения в экономике вызывают уменьшение числа занятых в отдельных отраслях производства; повышение производительности труда также ведет к уменьшению числа занятых; сокращению живого труда способствует действие закона экономии времени.
Безработица имеет исключительно негативные социальные последствия для общества в целом, отдельных его групп и слоев, для семей, для каждого человека. Среди всех этих последствий увеличение смертности от сердечных заболеваний, рост числа самоубийств и убийств, численности пациентов в психиатрических лечебницах, ухудшение отношений в семье, рост преступности и т. д., ведь люди остро переживают невостребованность своих знаний, производственного опыта, переход от одной социальной группы в другую.
Особое внимание в работе уделялось исследованию конкретных методов снижения безработицы в стране, таких, как стимулирование малого бизнеса и самозанятости, обеспечение профессионального обучения и переподготовки работников, поддержка социально уязвимых групп населения на рынке труда.
Проведенная работа дает возможность сделать ряд выводов.
Разработка основных направлений, путей и методов сокращения безработицы предполагает предварительный анализ ее причин, динамики, структуры, а также выявление тех ее форм и видов, которые наносят наибольший экономический и социальный ущерб личности, обществу, препятствуют стабилизации экономики страны.
Подобный анализ позволяет отметить, что основной возможностью снижения безработицы на сегодняшний день являются активизация государственной политики занятости наряду с общим оздоровлением экономического климата в стране.
Новая активная политика на рынке труда должна проводиться комплексно, сразу по нескольким направлениям, и ориентироваться на долгосрочный период.
Крайне важно корректировать общую направленность государственной политики занятости Российской Федерации в зависимости от особенностей и перспектив региональных рынков труда.
В этом процессе необходимо учитывать уже существующий в России, хотя и не очень успешный, опыт профилактики и защиты от безработицы.
Необходимо расширять сеть учебных центров профессионального обучения, профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации высвобождаемых работников и безработных граждан. Таким образом, комплексный подход к системе занятости, мерам ее регулирования и социальной защите населения, на мой взгляд, позволит смягчить социальную напряженность в сфере трудовых отношений.
Список использованной литературы
Борисов Е.Ф. Экономическая теория. – М.: Юрайт, 2006. – 391 с.
Власова В.М. Стабилизация занятости в условиях рынка. – С-Пб.: Питер. – 2004. – 186 с.
Гукасьян Г.М. Экономическая теория. – С-Пб.: Питер, 2004. – 480 с.
Ефимова Е.Г. Экономическая теория в схемах, таблицах, графиках и формулах. – М.: Флинта, 2003. – 156 с.
Капелюшников Р.И. Российский рынок труда: адаптация без реконструктуризации. – М.: ГУ ВШЭ, 2001. – 309
Львова Ю.А. Современные тенденции на рынке труда // Справочник кадровика. – 2004. – №10. – С.21-27.
Малева Т.М. Государственная и корпоративная политика занятости. – М.: Инфа-М, 2000. – 179 с.
Октябрьский П.Я. Статистика: Учебник. – М.: Проспект, 2006. – 328с.
Плакся В.И. Безработица: теория и современная российская практика. – М.: РАГС, 2004. – 384 с.
Российская газета. 14.05.2003. №89(3203)
Российский статистический ежегодник, 2006. Стат. Сборник/Госкомстат России. – М., 2006. – 806 с.
Станковская И.К., Стрелец И.А. Экономическая теория для бизнес - школ. – М.: ЭКСМО, 2005. – 448 с.
Приложения
Таблица 1 - Динамика безработицы1
Всего за год | Январь | Февраль | Март | Апрель | Май | Июнь | Июль | Август | Сентябрь | Октябрь | Ноябрь | Декабрь | |
Общая численность безработных, млн. чел. | |||||||||||||
1999 | 9,3 | 10,0 | 10,4 | 10,0 | 9,6 | 9,1 | 8,8 | 8,7 | 8,7 | 8,7 | 8,9 | 9,1 | 8,9 |
2000 | 7,5 | 8,7 | 8,6 | 8,2 | 7,8 | 7,4 | 7,3 | 7,2 | 7,1 | 7,1 | 7,0 | 7,0 | 7,0 |
2001 | 6,4 | 7,1 | 7,1 | 6,8 | 6,4 | 6,1 | 6,1 | 6,1 | 6,1 | 6,2 | 6,3 | 6,3 | 6,2 |
2002 | 5,8 | 6,1 | 6,0 | 5,9 | 5,8 | 5,6 | 5,5 | 5,4 | 5,3 | 5,7 | 6,0 | 6,3 | 6,5 |
2003 | 6,2 | 6,6 | 6,8 | 6,5 | 6,3 | 6,1 | 6,0 | 6,0 | 6,0 | 6,0 | 6,0 | 6,0 | 6,3 |
2004 | 5,9 | 6,6 | 6,9 | 6,5 | 6,0 | 5,6 | 5,5 | 5,5 | 5,4 | 5,5 | 5,6 | 6,0 | 6,2 |
Таблица 2 - Экономически активное и экономически неактивное население в возрасте 15-72 лет, тыс. чел.1
Год | Из их числа | |||
мужчин | женщин | городское | сельское | |
2000 | 3780,5 | 3218,6 | 5142,7 | 1856,4 |
2001 | 3410,8 | 2892,6 | 4460 | 1843,4 |
2002 | 3322,2 | 2831,3 | 4214,9 | 1938,6 |
2003 | 3007,4 | 2675,9 | 3812,4 | 1870,9 |
2004 | 2902 | 2873,2 | 3898,6 | 1876,6 |
2005 | 2725 | 2538 | 3389 | 1874 |
Таблица 3 - Уровень безработицы по уровню образования в %2
Год | Высшее профессиональное | Неполное высшее профессиональное | Среднее профессиональное | Начальное профессиональное | Среднее (полное) общее | Основное общее | Начальное общее; не имеют начального общего |
2000 | 11,0 | 4,2 | 22,7 | 13,5 | 32,8 | 13,7 | 2,1 |
2002 | 10,4 | 2,8 | 24,4 | 12,4 | 34,9 | 13,9 | 1,2 |
2003 | 11,2 | 2,7 | 20,7 | 16,2 | 33,7 | 14,1 | 1,4 |
2004 | 10,9 | 2,7 | 20,5 | 18,3 | 33,1 | 13,5 | 1,1 |
2005 | 10,1 | 2,9 | 18,8 | 18,3 | 32,4 | 16,4 | 1,1 |
2006 | 10,7 | 2,1 | 17,3 | 17,6 | 37,0 | 13,5 | 1,8 |
Таблица 4 - Динамика потерь производства ВВП России от безработицы1
Годы |
ВВП в ценах 1990 г. |
Численность занятых |
Среднегодовая выработка на 1 занятого |
Численность безработных (за исключением естественной безработицы) |
Потери ВВП от безработицы | |||
По формуле А.Оукена (коэффициент - 2,5) |
С учетом выработки на 1 работника |
|||||||
млрд. руб. | млн. чел. | тыс. руб. | млн. чел. | млрд. руб. | в % | млрд. руб. | в % | |
1995 | 389,8 | 60,0 | 6,5 | 3,3 | 46,6 | 12,0 | 21,2 | 5,4 |
1997 | 370,7 | 58,4 | 6,3 | 3,6 | 49,5 | 13,4 | 22,8 | 6,2 |
1999 | 390,8 | 63,1 | 6,2 | 4,2 | 57,0 | 14,6 | 26,1 | 6,4 |
2001 | 423,2 | 64,5 | 6,6 | 3,3 | 48,6 | 11,5 | 21,5 | 5,1 |
2004 | 444,3 | 64,4 | 6,9 | 3,2 | 48,8 | 11,0 | 22,4 | 5,0 |
Таблица 5 - Основные показатели деятельности органов службы занятости по Российской Федерации за январь-август 2005 года3
№ п/п | Показатели | Январь-август | 2005г. В % 2004г. | |
2005г. | 2004г. | |||
1 | Численность обратившихся в поисках работы (тыс. человек) | 4470 | 4528 | 98,7 |
2 | Численность признанных безработными (тыс. человек) | 2187 | 1959 | 111,6 |
3 | Численность нашедших работу при содействии органов службы занятости (тыс. человек) | 2928 | 3099 | 94,5 |
4 | Численность граждан, принимающих участие в общественных работах (тыс. человек) | 389 | 498 |
78,2 |
5 | Численность граждан, проходивших обучение по направлению службы занятости (тыс. человек) | 237 | 280 | 84,7 |
6 | Численность безработных граждан, оформленных на досрочную пенсию (тыс. человек) | 23,3 | 21,6 | 108,0 |
7 | Численность безработных, состоящих на учете в службе занятости на конец отчетного периода (тыс. человек) | 1766 | 1607 | 109,9 |
8 | Доля безработных, получающих пособие по безработице на конец отчетного периода (тыс. человек) | 83,3 | 81,4 | - |
9 | Потребность в работниках, заявленная в органы службы занятости на конец отчетного периода (тыс. человек) | 1048 | 1021 | 102,7 |
10 | Уровень регистрируемой безработицы на конец отчетного периода (%) | 2,4 | 2,2 | - |
11 | Средняя продолжительность безработицы на конец июня (месяц) | 5,8 | 6,6 | - |
12 | Доля безработных, состоящих на учете более года (на конец июня) (%) | 12,2 | 20,4 | - |
Таблица 6 - Распределение численности безработных по возрастным группам (в процентах к итогу)1
Год | Количество безработных (%) | Средний возраст безработных (лет) | |||||||||
до 20 | 20-24 | 25-29 | 30-34 | 35-39 | 40-44 | 45-49 | 50-54 | 55-59 | 62-72 | ||
1992 | 16,8 | 19 | 12,7 | 12,5 | 10,9 | 8,4 | 4,6 | 5,8 | 4,6 | 4,6 | 32,7 |
1995 | 11,1 | 18,3 | 14,1 | 13 | 14,2 | 11,3 | 9 | 3,5 | 3,9 | 1,6 | 33,2 |
1996 | 10,3 | 18 | 12,9 | 13,7 | 14,1 | 12,1 | 9,4 | 3,7 | 4,2 | 1,6 | 33,7 |
1997 | 9,2 | 17,4 | 12,7 | 13,5 | 15,6 | 12,4 | 9,4 | 4 | 4,4 | 1,5 | 34 |
1998 | 7,9 | 18,3 | 13,3 | 12 | 14,7 | 13,2 | 10,5 | 5,4 | 3,1 | 1,8 | 34,4 |
1998 | 7 | 16,3 | 13,3 | 12,2 | 14,7 | 12,6 | 10,9 | 6 | 3,8 | 3,2 | 35,4 |
2000 | 7 | 17,3 | 13,4 | 11,5 | 14,4 | 13,8 | 10,3 | 6,1 | 3,4 | 2,7 | 35,1 |
2001 | 8,6 | 17,7 | 12,4 | 12 | 13 | 13,8 | 10,7 | 6,7 | 2,6 | 2,6 | 34,8 |
2002 | 8,9 | 17 | 13,2 | 11,9 | 11,6 | 13,1 | 10,7 | 8,3 | 2,5 | 2,9 | 35 |
2003 | 10,1 | 18,8 | 12,8 | 11,1 | 11,3 | 12,1 | 11 | 7,8 | 2,8 | 2,3 | 34,4 |
2004 | 10,4 | 17,7 | 12,3 | 10,8 | 10,9 | 12,1 | 11,6 | 8,7 | 3,2 | 2,5 | 34,9 |
1 Станковская И.К., Стрелец И.А. Экономическая теория для бизнес - школ. – М.: ЭКСМО, 2005. -С.275.
2 Ефимова Е.Г. Экономическая теория в схемах, таблицах, графиках и формулах. – М.: Флинта, 2003. - С.93.
3 Плакся В.И. Безработица: теория и современная российская практика. – М.: РАГС, 2004. - С.27.
1 Станковская И.К., Стрелец И.А. Экономическая теория для бизнес - школ..–М.: ЭКСМО, 2005. – С.276.
1 Ефимова Е.Г. Экономическая теория в схемах, таблицах, графиках и формулах. – М.: Флинта, 2003. - С.94.
2 Станковская И.К., Стрелец И.А. Экономическая теория для бизнес школ. – М.: ЭКСМО, 2005. - С.276.
1 Станковская И.К., Стрелец И.А. Экономическая теория для бизнес - школ. – М.: ЭКСМО, 2005. - С.279-280.
1 Малева Т.М. Государственная и корпоративная политика занятости – М.: Инфа-М, 2000. С.35-38.
1 Борисов Е. Ф. Экономическая теория, М.: Юрайт,2006. – С.152.
2 Станковская И.К., Стрелец И.А. Экономическая теория для бизнес - школ. – М.: ЭКСМО, 2005. - С.276.
1 Плакся В.И. Безработица: теория и современная российская практика. – М.: РАГС, 2004. - С.268-269.
1Российский статистический ежегодник, 2006. Стат. Сборник/Госкомстат России. М., 2006. – 806 с.
1 Станковская И.К., Стрелец И.А Экономическая теория для бизнес - школ. – М.: ЭКСМО, 2005. С. 280-281.
1 Гукасьян Г. М. Экономическая теория. – С-Пб.: Питер, 2004. – С.291.
1 Капелюшников Р.И. Российский рынок труда: адаптация без реконструктуризации. – М.: ГУ ВШЭ, 2001. – С.152-153.
1Львова Ю.А. Современные тенденции на рынке труда // Справочник кадровика. – 2004. – №10. – С. 24.
1 Власова В. М. Стабилизация занятости в условиях рынка. – С-Пб.: Питер. – 2004. – С.63-64.
2 Российская газета . 14.05.2003. №89 (3203)
1 Октябрьский П.Я. Статистика: Учебник. – М.: Проспект, 2006. - 328с.
2 Российский статистический ежегодник, 2006. Стат. Сборник/Госкомстат России. М., 2006. – 806 с.
3 Российский статистический ежегодник, 2006. Стат. Сборник/Госкомстат России. М., 2006. – 806 с.
1 Октябрьский П.Я. Статистика: Учебник. – М.: Проспект, 2006. - 328с.