Анализ производственно-сбытовых возможностей ОАО "МНПЗ"


Из всего объема отгруженных нефтепродуктов, представленного в табл. 2.5, 1551,3 тыс. т или 80,4 % отгружено за пределы Республики Беларусь и 377,4 тыс. т на внутренний рынок.

По сравнению с 2007 г. в 2008 г. рынок Республики Беларусь потребил на 97,0 тыс. т нефтепродуктов больше. Это увеличило его долю в структуре отгрузок с 18,5 % в 2007 г. до 19,6 % в 2008 г. Значительный рост отгрузок на внутренний рынок произошел по дизельному топливу. В отчетном периоде в этом направлении отгружено 129,9 тыс. т дизельного топлива, что на 87,1 тыс. т или в3 раза превышает показатель 2007 г. С 3,25 % в 2007 г. до 9,51 % в 2008 г. выросли объемы высокооктановых бензинов, реализуемых в Республике. Такое отгрузкой значительных объемов дизельного топлива и автобензина А-76 для проведения посевной и уборочной компаний согласно приказу концерна «Белнефтехим» и Постановлению Совета Министров Республики Беларусь.

В течение 2008 г. ОАО «Мозырский НПЗ» отгрузил на экспорт на 317,2 тыс. т нефтепродуктов больше, чем в 2007 г. Темп роста составил 123,4 %.

Среди экспортных отгрузок 2008 г. высокооктановые бензины составили 215,9 тыс. т или 13,91 % всех нефтепродуктов. По отношению к 2007 г. прирост произошел на 5,7 тыс. т. Темп роста 102,7 %. Основная доля – 75,03 % в бензинах приходится на автобензин А-92. Темп роста реализации А-92 за пределы Республики Беларусь составил 142,2 % к 2007 г.

Наибольшие темпы роста экспортных объемов нефтепродуктов отмечены по реактивному топливу и осветительному керосину – 234,8 % и 162,0 % соответственно. В январе-декабре 2008 г. ОАО «Мозырский НПЗ» отгрузил на внешние рынки 47,2 тыс. т реактивного топлива, что на 27,1 тыс. т превышает аналогичный период 2007 г. Отгрузки осветительного керосина на экспорт увеличились с 84,7 тыс. т в 2007 г. до 137,2 тыс. т в 2008 г. или на 52,5 тыс. т. Надо отметить, что в январе-декабре отчетного года завод вырабатывал и отгружал осветительный керосин только из собственных ресурсов. Устойчивый спрос и высокие цены на керосины в 2008 г. повлияли на увеличение выпуска и реализации этих нефтепродуктов. В октябре-ноябре 2008 г. цена на керосины достигла уровня цен на автобензин АИ-95.

Значительный удельный вес – 17,35 % - в объемах экспортных нефтепродуктов занимает дизельное топливо. В течение 2008 г. за пределы Республики было отгружено 269,2 тыс. т данного нефтепродукта. Темп роста к 2007 г. – 121,9 %. Обеспечение Республики нефтепродуктами во время проведения посевной и уборочной компаний значительно сократили объемы реализации дизельного топлива на внешние рынки. Экспортная выручка от реализации дизельного топлива в январе-декабре 2008 г. составила 56 932,1 тыс. у. е.

В настоящее время основными экспортными нефтепродуктами на ОАО «Мозырский НПЗ» являются печное топливо и гидроочищенный вакуумный газойль. Производство этих нефтепродуктов – результат проведения второго этапа реконструкции предприятия, направленной на увеличение глубины переработки нефти. Рост объема переработанного в 2008 г. собственного сырья в 1,3 раза и привлекаемого для загрузки вторичных процессов покупного мазута на 87,8 тыс. т к 2007 г. позволили заводу отгрузить на экспорт 312,4 тыс. т печного топлива и 442,0 тыс. т вакуумного газойля. По сравнению с январем-декабрем 2007 г. темп роста составил 130,1 % по печному топливу и 136,2 % по вакуумному газойлю. Эти нефтепродукты пользуются устойчивым спросом на внешних рынках и принесли заводу 202 204,96 тыс. у. е. или 45,44 % экспортной выручки.

Основными причинами, которые обеспечили рост экспорта товаров, стали:

-        увеличение объема переработки собственного сырья на 341,6 тыс. т в 2008 г.;

-        проведение реконструкции предприятия, позволяющей увеличить объемы и довести качество основных экспортных нефтепродуктов до требований европейских стандартов.

В то же время сдерживающим фактором развития экспорта явились условия заключения контрактов на основе проведения тендера. На каждую поставку товара необходимо проводить тендер, что увеличивает время доставки продукции к покупателю. Всвязи с чем завод рискует быть вытесненным с традиционных зарубежных рынков.

Экспорт продукции ОАО «Мозырский НПЗ» из собственных ресурсов в разрезе рынков сбыта (см. прил. 1). Из данной таблицы видно, что в течение 2008 г. ОАО «Мозырский НПЗ» удерживал свои традиционные рынки сбыта. Существенно изменилась структура отгрузок в разрезе рынков сбыта. Так доля стран СНГ заметно снизилась. Если в 2007 г. страны СНГ составляли 29,58 % в объеме экспорта в натуральном выражении, то в 2008 г. – 14,86 %. Одновременно потребление нефтепродуктов рынками дальнего зарубежья увеличилось с 70,42 % от экспорта всей продукции завода в январе-декабре 2007 г. до 85,14 % в 2008 г.

В отчетном периоде ОАО «Мозырский НПЗ» отгрузил на экспорт 1551,3 тыс. т нефтепродуктов на сумму 444 994,56 тыс. у. е. Темп роста экспорта в стоимостном выражении – 131,5 %.

Основной объем своей продукции – 1717,8 тыс. т или 87,90 % ОАО «Мозырский НПЗ» в 2008 г. отгрузило на рынки стран дальнего зарубежья (см. рис. 2.3). От реализации нефтепродуктов на этих рынках завод получил 591 576,64 тыс. у. е. Это составляет 89,33 % всей валютной выручки.

Наиболее емким в январе-декабре 2008 г. стал рынок Великобритании. В этом направлении отгружено 1178,5 тыс. т нефтепродуктов на сумму 381 277,44 тыс. у. е. Основные нефтепродукты, реализованные предприятием в Великобританию были: дизельное топливо, вакуумный газойль, печное топливо.

Вторым по емкости среди стран дальнего зарубежья стал рынок Нидерландов. В Нидерланды ОАО «Мозырский НПЗ» отгрузило 106,9 тыс. т автобензина А-92; 15,7 тыс. т дизельного топлива; 11,5 тыс. т реактивного топлива и незначительные объемы прочей продукции

Одним из наиболее привлекательных в настоящее время является рынок Польши. В этой стране предусмотрена льгота по акцизу при реализации дизельного топлива с содержанием серы не более 50 ppm. Наличие качественного топлива и приемлемой цены на него создает предприятию благоприятные условия для закрепления своих позиций на этом рынке. Основным конкурентом для завода в этом регионе стало АО«НГК «Славнефть». Не имея гибкой системы маркетинга в плане возможности заключения долгосрочных контрактов (на каждую поставку необходимо проводить тендер), завод рискует быть вытесненным с рынка Польши. В Республику Польша в январе-декабре текущего года ОАО «Мозырский НПЗ» отгрузило 167,8 тыс. т нефтепродуктов, в т.ч.147,3 тыс. т дизельного топлива, 14,3 тыс. т высокооктановых автобензинов.

Рис. 3. Структура плана отгрузки ОАО «Мозырский НПЗ» на 2008 г.

(в стоимостном выражении)

На рынке Венгрии основной тон в нефтебизнесе задает концерн MOL. Являясь вертикально-интегрированной компанией, сосредоточившей у себя все сферы от добычи до розничной торговли, концерн обеспечивает порядка 80,0 % потребности рынка Венгрии. Обеспечивая интересы своих производителей, Венгрия вводит квоты на ввоз отдельных видов нефтепродуктов. Как и в Польше, на венгерском рынке наравне с заводом, ощущается присутствие АО «НГК «Славнефть». Причины, мешающие устойчивой деятельности ОАО «Мозырский НПЗ» на рынке Венгрии те же – отсутствие гибкости системы маркетинга. В Венгрию в январе-декабре 2008 г. завод реализовал 34,0 тыс. т керосина осветительного и 25,9 тыс. т дизельного топлива. По сравнению с 2007 г. поставки продукции в это регион сократились на 53,8 тыс. т. Доля Венгрии – покупателя заводской продукции – в экспортной выручке сократилась с 8,20 % в январе-декабре 2007 г. до 3,48 % в январе-декабре 2008 г. Валютная выручка составила23 036,16 тыс. у. е.

Имея возможность выхода на рынок Германии за счет производства дизельного топлива с содержанием серы не более 10 ppm, ОАО «Мозырский НПЗ» отгрузило туда 7,1 тыс. т этого продукта на сумму 3216 тыс. у. е. Кроме того, на немецкий рынок предприятие отгрузило 4,3 тыс. т реактивного топлива и 2,7 тыс. т печного топлива.

В страны прибалтийского региона в 2008 г. предприятие отгрузило 82,8 тыс. т нефтепродуктов, в т.ч. в Латвию – 57,6 тыс. т, в Литву – 7,7 тыс. т, в Эстонию – 17,5 тыс. т. В этих странах в настоящий момент не установлены жесткие требования по качеству к дизельному топливу. Потребности рынка Литвыв нефтепродуктах частично удовлетворяет Мажейкяйский НПЗ. Поэтому сюда в отчетном периоде заводом были отгружены лишь незначительные объемы реактивного топлива – 5,3 тыс. т и дизельное топливо в количестве 2,4 тыс. т.

От реализации продукции в прибалтийские страны в отчетном периоде завод получил 32 580,8 тыс. у. е. или 4,92 % всей экспортной выручки.

Кроме вышеназванных, торговыми партнерами ОАО «Мозырский НПЗ» среди стран дальнего зарубежья в январе-декабре 2008 г. стали Румыния, Словакия, Чехия, Гибралтар.

На рынки стран СНГ в отчетном периоде предприятием было отгружено 236,5 тыс. т продукции на сумму 70 645,12 тыс. у. е. Доля этих стран в структуре экспортной выручки составила 10,67 %. В январе-декабре 2008 г. по сравнению с 2007 г. изменилась структура стран СНГ – потребителей заводской продукции. Если в 2007 г. удельный вес Украины в натуральном выражении составлял 81,34 % среди стран СНГ, то в текущем году – 51,80 %. В тоже время на 15,39 % выросла доля России, на 14,16 % – доля Молдовы.

Доходность внешнеторговых операций со странами СНГ, в связи с контролем уровня цен в них, напрямую связана со сложившейся ситуацией на мировом рынке. Объемы отгрузок в данные регионы определяются сложившейся высокой потребностью в высокооктановых бензинах и дизельном топливе, обостренных сезонным спросом, эффективностью экспортных сделок в момент падения цен на нефть и нефтепродукты, отсутствием вывозной таможенной пошлины при реализации продукции в Россию, а также качеством заводской продукции.

Анализ себестоимости продукции и затрат на производство

Себестоимость продукции – один из важнейших экономических показателей деятельности промышленных предприятий и объединений. Она представляет собой стоимостную оценку всех используемых в процессе производства продукции природных ресурсов, сырья, материалов, топлива, энергии, основных фондов, нематериальных активов, трудовых ресурсов, а также других затрат на ее производство и реализацию.

Учет затрат на производство осуществляется в соответствии с Законом РБ «О бухучете и отчетности» и «Основным положением по составу затрат, включаемых в себестоимость продукции».

При анализе структуры себестоимости товарной продукции ОАО «Мозырский НПЗ» определим удельные веса (в процентах) отдельных статей калькуляции в общей сумме затрат и их изменение за отчетный период (за год). Для такого анализа используем данные табл. 6, а также для наглядности представлены диаграммы на рис. 4. В 2008 г. затраты на производство продукции сложились в размере 892 401,12 млн. р. По сравнению с аналогичным периодом 2007 г. прирост составил 327 665,92 млн. р. Темп роста 158,0 %.

Ниже приведена структура затрат на производство продукции по ОАО «Мозырский НПЗ» в отчетном периоде 2008 г.

85,74 % в затратах на производство продукции составляют материальные затраты. В 2008 г. сумма материальных затрат сложилась на уровне 765 103,52 млн. р. По сравнению с 2007 г. они выросли на 278 108,96 млн. р.


Таблица 6 Затраты на производство продукции ОАО «Мозырский НПЗ» за период 2006-2008 гг.

Наименование статей затрат 2006 г. 2007 г. Отклонение 2007 г. от 2006 г. 2008 г.

Отклонение

2008 г. от 2007 г.

млн. р. уд. вес, % млн. р. уд. вес, % млн. р. темп роста, % млн. р. уд. вес, % млн. р. темп роста, %
1. Сырье и материалы 211711,50 47,23 283430,56 50,19 71719,06 133,9 452064,64 50,66 168634,08 159,5
2. Покупные полуфабрикаты 90413,32 20,17 107685,76 19,07 17272,44 119,1 183355,20