Платёжный баланс

государственного контроля и регулирования платёжного баланса


Практически все макроэкономические показатели воздействуют на платежный баланс. Основные из них это: национальный доход, уровень процентных ставок, величина и объём денежной эмиссии, валютный курс.

Национальный доход. Под национальным доходом понимается общая сумма полученной заработной платы, дивидендов, процентов и ренты, которые зарабатывают (получают) резиденты данной страны при производстве товаров и услуг. При замедлении и даже прекращении роста национального дохода платежный баланс страны улучшается. Связь роста национального дохода с автоматическим увеличением импорта, и ухудшением платежного баланса используется кейнсианцами для разработки положения о маргинальной предрасположенности к импорту при росте национального дохода.

Уровень процентных ставок. Величина процентных ставок определяет условия предоставления кредита. Если процентные ставки высоки, то условия предоставления кредита "жестки"; если процентные ставки низки, то они "свободны" ("либеральны"). В мировом хозяйстве значительное количество физических и юридических лиц держит свои средства в форме ликвидных активов, которые перемещаются в те страны, где более высокие процентные ставки, т.е. туда, где кредиты платят более высокие цены. Рост процентной ставки понимается как реальное увеличение процентных выплат по вкладываемым финансовым средствам, а не просто в связи с инфляцией.

Величина и объём денежной эмиссии. Еще одним важным показателем, определяющим уровнем спроса и предложения на валютном рынке, выступает величина денежной эмиссии на внутреннем рынке. Увеличение эмиссии или кредитно-денежная политика непосредственно влияют на состояние платежного баланса. Когда Центральный банк расширяет кредитование национальных коммерческих банков за счет выделения дополнительных средств, то естественный реакцией коммерческих банков становится расширение их операций по ссудам для увеличения дохода. Расширение ссуд автоматически влечет за собой снижение процентной ставки. Дополнительное расходование взятых в кредит у банков средств означает рост цен и соответственно повышение импорта. Рост объемов кредитования стимулирует владельцев денежных средств к более прибыльному вложению денежных средств к более прибыльному вложению капиталов и прежде всего за границей. Национальный капитал устремляется за границу "в поисках" более высоких процентов, что также негативно содействует на платежный баланс.

Сначала преобладает отрицательный эффект. Либеральная кредитно-эмиссионная политика ведет к ухудшению платежного баланса как в связи с ростом импорта, так и с увеличением потока капитала за границу в связи со снижением процентных ставок внутри страны. Ограниченная денежная политика будет иметь противоположный эффект.

Таблица 1.2 Воздействие либеральной и ограничительной

денежной политики на основные макропоказатели.

Показатели Либеральная денежная политика Ограничительная денежная политика
Национальный доход Возрастает Снижается
Процентная ставка Снижается Возрастает
Цены Повышаются Снижаются
Платежный баланс Ухудшается Улучшается

Валютный курс как средство регулирования платёжного баланса. Валютный курс как макропоказатель положения страны в системе микрохозяйственных связей занимает особое место в числе показателей, используемых в качестве средства государственного баланса. Причина заключается в том, что его повышение или понижение немедленно и непосредственно воздействует на экономическое положение страны. Изменяются ее внешнеэкономические показатели, валютные резервы, задолженность, динамика товарных и финансовых потоков.

Существует насколько вариантов установления курсовых соотношений между национальной и иностранной валютами: "плавающий" валютный курс - курс национальной валюты по отношению к иностранным свободно колеблется в зависимости от спроса и предложения; регулируемое, или "грязное плавание" - курс национальной валюты колеблется до тех пор после чего государство начинает использовать регулирующие рычаги; "ступенчатое плавание" - курсы валют колеблются, но в случае достижения определенных пределов при наступлении "фундаментальных или структурных изменений", когда обычные финансовые меры по регулированию оказываются недостаточными, страна получает право на девальвацию, т.е. разовое изменение курса; "совместное плавание", или принцип "валютной змеи" - курсы валют колеблются вокруг какого-либо официально установленного паритета, но при этом их колебания не оставляют определенные фиксированные пределы; фиксированный курс - национальная валюта жестко привязана к другой валюте или к другому паритету.

Общим для всех случаев является использование динамики изменения курсов (или соотношения своей и иностранной валюты) для корректировки платежного баланса. Эти изменения могут быть разовыми ил регулярными и принять форму девальвации (если стоимость национальной валюты постоянно падает) или ревальвации (при чрезмерном повышении курса национальной валюты).

Особенность свободно колеблющегося валютного курса заключается в том, что его колебания рассматриваются если не в качестве единственного, то по крайней мере важнейшего средства, обеспечивающего регулирование платежного баланса страны. Объясняется это механизмом корректировки: более легкий способ выравнивания баланса - изменение цены валюты, определяющей соотношение между ценами, по сравнению, например, с перестройкой всего внутреннего механизма хозяйственных связей. Колебания цены валюты, происходящие параллельно платежному дисбалансу, дают возможность менее "болезненно", без привлечения внешних источников финансирования, осуществлять корректировку. Сторонники использования "плавающего" валютного курса подчеркивают его способность автоматически регулировать величину экспорта и импорта.

Фиксированный курс валюты привязывается к какой-либо стабильной стоимостной единице. Фиксированный курс позволяет прогнозировать предпринимательскую деятельность, регулировать уровень прибыльности будущих инвестиционных программ. Практически все предприниматели и банкиры выступают за фиксированный курс национальной валюты.

Введение фиксированного валютного курса ставит перед национальным правительством ряд проблем. Важнейшая из них - поддержание "внешнего равновесия", т.е. балансирование внешних расчетов с целью поддержания валютного курса на постоянном уровне.

Выбор между "плавающим" и фиксированным валютным курсами, зависит от соотношения политических и экономических приоритетов правительства, его готовности поступиться частью суверенных прав.

2. Методы регулирования платёжного баланса


Сравнительно быстрое расширение и углубление международных экономических связей на основе разделения труда и интернационализации производства и капитала сочетается с обострением проблем функционирования валютно-платежного механизма, заставивших буржуазных экономистов и политиков искать способы достижения равновесия на двух уровнях экономики - национальном и межнациональном. С особой остротой задача выравнивания платежного баланса встала перед США. Для Соединенных Штатов характерно наличие глубоких противоречий между развитием и регулированием национальной экономики, с одной стороны, и состоянием платежного баланса - с другой. Именно поэтому представителям американской политэкономии принадлежит наибольшее число разного рода теорий регулирования платежного баланса.

Многообразие видов балансов, зависящих от анализируемой внешнеэкономической деятельности, отражается и в теории. Каждая из теорий, давая собственную интерпретацию системы межгосударственных связей, фиксирует внимание на каком-либо отдельном аспекте этих связей: товарном, финансовом, денежном и т.д.

Целью теории платежного баланса является разработка методов регулирования внешних расчетов.


2.1 Классическая теория регулирования платёжного баланса


В эпоху домонополистического капитализма господствовала точка зрения, трактовавшая механизм выравнивания платежного баланса как феномен надстроечного, денежного порядка. Классическая теория "автоматического равновесия" внешних расчетов, созданная Д. Юмом и получившая развитие в работах Д. Рикардо, Дж. Ст. Милля, А. Маршалла, не учитывала решающего влияния производства на состояние баланса платежей. Выравнивание платежного баланса рассматривалось как результат стихийного перераспределения золота между странами, вызывающий соответствующие изменения в ценах и количестве денег в обращении. Движение товаров в мировой торговле, согласно классической теории, является следствием различий в национальных уровнях цен. Повышение или понижение цен трансформирует направление и объем товаров и приводит к переменам в платежных позициях страны. Следовательно, если результатом подобных изменений цен является несбалансированность внешних расчетов, то она в свою очередь может быть устранена сдвигами в ценах. При такой трактовке состояние внешнего равновесия считалось уникальным явлением, отражающим зависимость уровня цен и издержек от аналогичных показателей в других странах. Иными словами, классическая теория предусматривала выравнивание цен на мировом уровне; цена выступала в качестве единственного связующего звена между внутриэкономическими процессами и балансом внешних платежей.

Первыми попытались рассмотреть сущность платежного баланса сторонники неоклассического подхода, представляющие связь между импортом и экспортом с учетом цен производимых товаров и услуг. Классическая теория исходит из того, что основным элементом платежного баланса является соотношение объемов импорта и экспорта товаров и услуг данной страны. Это зависит от поведения местных и иностранных резидентов, имеющих возможность выбора между местными и иностранными товарами. Решение о покупке национального или иностранного товара принимается, прежде всего, при сравнении цен. Другими словами, в соответствии с классической теорией решающими параметрами платежного баланса выступают сравнительно однородные товары и обменный курс валюты. Товарная структура экспорта и импорта может оказаться различной: неодинаково будет воздействие изменившейся цены на объем продаж, т.е. различна эластичность импорта и экспорта. Выход состоит в нахождении общей величины эластичности импорта и экспорта.

На базе неоклассической теории можно сформулировать общий вывод: улучшение платежного баланса наступит тогда, когда сумма эластичности цен на импортные товары для резидентов и на экспортные товары для нерезидентов превысит единицу.

Такая формулировка как бы суммирует результаты, полученные от взаимного снижения цен на импортную и экспортную продукцию. Вместе с тем цены могут снижаться не только за счет девальвации, когда она затрагивает экспорт и импорт одновременно. Возможны варианты, когда понизятся экспортные цены вследствие уменьшения стоимости рабочей силы, сокращения издержек производства и т.д. Здесь результат будет односторонний, т.е. затронет лишь экспорт.

Рассмотренная ситуация получила в экономической литературе наименование теоремы Маршала-Лернера. Она возможна только при наличии ряда дополнительных условий. Прежде всего, это, например, предположение о том, что не происходит увеличения доходов производителей, производящих большее количество товаров, и т.д. Это условие трудно выполнимо.

Механизм выравнивания платежного баланса через изменение цен оказался недейственным с переходом капитализма в свою высшую и последнюю стадию - империализм: монополистическое ценообразование поставило известные пределы свободному движению цен, гибкость которых приобрела однобокий характер - главным образом в сторону повышения. В то же время попытки буржуазных экономистов измерить эластичность спроса во внешней торговле, предпринятые в 20-х годах, выявили крайне низкую зависимость между изменением цен и спросом на экспортные и импортные товары. Эти исследования показали несостоятельность тезиса сторонников классической концепции о возможности выравнивания платежного баланса под влиянием лишь одних изменений в ценах. Мировой экономический кризис 1929-1933 гг. привел к потрясениям не только во внутренней экономике, но и во внешнеэкономических отношениях капиталистических стран. Отмена золотого стандарта и глубокие противоречия в капиталистической экономике поставили под сомнение правильность классической теории равновесия во внешних платежах. В этот период предпринимаются попытки установить зависимость между движением внешних факторов (экспорт и импорт товаров, вывоз капитала и др.) и динамикой национального дохода, уровнем занятости, инвестициями и т.д.


2.2 Кейнсианская теория регулирования


Новый подход к теории общего равновесия с точки зрения динамики дохода был связан с кейнсианской доктриной, для которой характерен анализ не динамики цен и издержек, переливов золота между странами, а изменения уровня дохода и занятости. Согласно этой концепции процесс восстановления внешнего равновесия включает в себя выравнивание в доходах, занятости и производстве независимо от того, какие изменения произошли с ценами и каким образом финансируется дефицит платежного баланса. Сторонники подобной доктрины считают, что между платежным балансом и национальным доходом устанавливается двойственная связь: выравнивание платежного баланса происходит под влиянием изменения уровня дохода данной страны по отношению к другим странам; "процесс трансмиссии" показывает как национальный доход одной страны может через изменения в платежном балансе привести к снижению или повышению уровня национального дохода других стран.

Другой особенностью кейнсианского подхода к регулированию платежного баланса является то, что он дает иную интерпретацию его выравнивания и вовлекает в этот процесс инструменты государственной политики, которые способствуют корректировке внешних расчетов. Если дефицит платежного баланса может быть устранен путем снижения национального дохода в стране, имеющей пассив платежного баланса, и его увеличения в странах с активным платежным балансом, то корректировка дефицита во внешних платежах при статичности производительности труда должна неизбежно повлечь падение национального дохода. Необходимость поддержания уровня национального дохода, удовлетворяющего условиям полной занятости, послужила причиной включения этих параметров в модель равновесия платежного баланса. В отличие от классической теории, которая устанавливала связь между внутренними и внешними факторами через соотношения цен, неокейнсианская концепция предусматривала полное равенство поступлений и платежей как условие уравновешенного платежного баланса и его соответствие требованию роста национального дохода при полной занятости.

Связь между внутренней экономикой и внешними факторами выражается следующей формулой:


Y= С + I + X - М,


где Y - национальный доход;

С - личное потребление;

I - инвестиции (производственное потребление);

X - экспорт (внешнее потребление);

M - импорт.

Личное и производственное потребление непосредственно зависят от уровня национального дохода, поскольку размеры потребления прямо пропорциональны объему национального дохода. Экспорт и импорт привязаны к движению цен и валютных курсов, но они также чувствительны к изменениям дохода. Импорт, как правило, возрастает с ростом дохода; экспорт находится в тесной связи с темпами роста дохода в других странах. При стабильности цен и валютных курсов зависимость между доходом и импортом будет такой же, как между доходом и потреблением: чем больше доход, тем выше спрос на импортные товары в стране. Производственные инвестиции (I) зависят также от динамики процентных ставок: их понижение стимулирует производственное потребление, повышение процента ведет к сокращению инвестиционной активности монополий.

Из двусторонней связи внешней торговли и уровня дохода буржуазные экономисты делают вывод о возможности выравнивания внешних платежей в случае возникновения дефицита платежного баланса: падение конъюнктуры на внешних рынках приводит к сокращению экспорта и ухудшению торгового и платежного балансов; уменьшение экспорта в то же время вызовет снижение дохода и, следовательно, импорта, причем доход понижается на величину большую, чем размеры сокращения экспорта, поскольку уменьшение дохода означает сжатие внутреннего потребления. Из этого делается вывод о более значительном сокращении импорта, что покроет разницу между поступлениями и платежами и выровняет платежный баланс.

Однако падение импорта, вызванное уменьшением дохода, может оказаться меньшим, чем сокращение экспорта. Это явление объясняют тем, что потребители, пытаясь смягчить влияние сокращения дохода, будут стремиться сберегать меньшую его часть, т.е. возрастет потребление, что неизбежна, вызовет амортизирующий эффект - снижение дохода прекратится раньше, чем стоимость импорта сократится на величину, превосходящую падение экспорта. Буржуазные экономисты считают, что в этой ситуации необходимо проведение мероприятий в рамках государственного регулирования экономики для поощрения дальнейшего падения национального дохода и ликвидации таким путем дефицита платежного баланса. Однако рецепты устранения несбалансированности платежей посредством сжатия конъюнктуры и снижения уровня дохода оказываются неприменимыми на практике, поскольку торможение роста экономического потенциала препятствует решению проблемы занятости, обостряет социальные конфликты.

Пересмотрев положение классической теории, неокейнсианцы пришли к выводу о возможности возникновения хронического дисбаланса между внутренней экономикой и платежным балансом и неспособности капитализма к саморегулированию. "... Мы все согласны с тем, что экономика не может саморегулироваться, - пишет У. Хеллер. - Мы сейчас принимаем на веру и без доказательств то, что правительство должно вторгаться в производство для обеспечения достаточной стабильности при высоких уровнях занятости и темпах роста и что механизм рынка, предоставленного самому себе, не может обеспечить эти условия". Поддержание внутреннего и внешнего равновесия требует непосредственного воздействия государства на доходы, занятость, цены, движение внешних факторов. Неокейнсианцы считают обязательным вмешательство государства во внутренние и внешнеэкономические процессы с целью достижения общего равновесия. Государственно-монополистическое регулирование рассматривается ими как неотъемлемый элемент обеспечения экономической стабильности и динамического равновесия на двух уровнях экономики.

Для решения проблемы общего равновесия, по мнению большинства буржуазных экономистов, необходимо использовать инструменты денежно-кредитной и финансовой политики, которые, оказывая воздействие на динамику цен, процентных ставок, уровень спроса, доходы и занятость, вызывают положительные сдвиги во внешних платежах и приводят внутреннюю экономику в состояние динамического равновесия с внешними расчетами.

Анализ использования "классических" инструментов регулирования для достижения общего равновесия был проведен американским экономистом Р. Манделлой. При исследовании соответствия рычагов экономической политики определенным целям он руководствовался "принципом Тинбергена", согласно которому для достижения данного количества независимых целей экономической политики (например, полной занятости, стабильности цен и т.п.) должно быть, по крайней мере, равное число инструментов. Рассматривая проблему общего равновесия, Манделл предполагает существование фиксированных валютных курсов, отсутствие таможенных ограничений, валютного контроля и других барьеров на пути движения товаров и капитала. Эти предположения позволили ему абстрагироваться от ряда существенных факторов, являющихся неотъемлемой частью государственно-монополистического механизма, что, конечно, не могло не отразиться на практическом применении его теории.

Инструментально-целевой метод регулирования платежного баланса. Представители этой концепции Дж. Мид, Я. Тинберген и др. предполагали разрабатывать эконометрические модели регулирования платежного баланса путем условного деления показателей на инструменты и цели государственной экономической политики. Они ограничивают анализ поиском причинных взаимосвязей между неуравновешенностью международных расчетов страны и изменением соответствующих методов денежно-кредитного, бюджетного и валютного регулирования. Обнаруженная при этом взаимосвязь рассматривается как причинно-следственная.

Инструментарно-целевой метод анализа платежного баланса вступает в противоречие с другими мерами государственного регулирования экономики, что ограничивает его практическое применение. Например, меры по стимулированию экономического роста обычно отрицательно воздействуют на платежный баланс, а использование политики "дорогих денег", в частности, повышение учетной ставки для улучшения состояния платежного баланса отрицательно влияет на внутреннее производство и занятость при прочих равных условиях.

Рекомендуемый инструмент регулирования платежного баланса ограничен социальными, экономическими, техническими пределами. Так, повышение процентной ставки не всегда привлекает иностранные капиталы, а ответное повышение процентных ставок в других странах может нейтрализовать эффект такой политики.

Теория нормативного регулирования платежного баланса (Дж. Вильямсон, Р. Миллер и др.). Особенности этой теории: объединение антициклического и антиинфляционного регулирования с регулированием международных расчетов; введение в исследование проблемы инфляции, ее влияния на платежный баланс; необходимость межгосударственного регулирования платежного баланса и инфляции.


2.3 Платёжный баланс в теориях современных монетаристов


Монетаристы неоднократно подчеркивали свою веру в то, что "... чем меньше экономическая теория вмешивается в экономическую действительность, тем лучше". Фридмен призывал к созданию так называемых автоматических механизмов, которые позволили бы отказаться от вмешательства государства в экономику.

В многочисленных работах поборники монетаризма критиковали такие положения кейнсианского анализа, как тезис о "негибкости" цен, который приводит к недоучету экономических последствий инфляции, как система фиксированных валютных курсов, которую неокейнсианцы считали одним из основных условий поддержания общего экономического равновесия. Современные монетаристы, основывающие свой анализ на классических методологических принципах, придают большое значение динамике цен, рассматривают инфляцию и платежный баланс как чисто денежные феномены. С их точки зрения платежный баланс представляет собой явление, управляемое и регулируемое денежными силами и денежно-кредитной политикой, а не "реальный феномен, управляемый реальным доходом и относительным уровнем цен, которые действуют через посредство склонности к потреблению и благодаря ценовой эластичности спроса на экспорт и импорт".

Основным положением, на котором покоится монетаристская концепция внешнего и внутреннего равновесия, является то, что изменения денежной массы под влиянием актива или пассива платежного баланса могут быть нейтрализованы валютными властями. Возникновение актива баланса платежей ведет к росту денежной массы в стране (при условии, если золото-валютные резервы тесно "привязаны" к денежному обращению), а пассивный платежный баланс и соответственно утечка золото-валютных резервов приводят к сокращению денежной массы. Но поскольку спрос на деньги, согласно теориям монетаристов, - это спрос на остатки, а не на массу обращающихся денег, то колебания спроса на деньги и их предложения, связанные с активами или дефицитами во внешних расчетах, должны способствовать установлению равновесия между спросом и предложением денег при соответствующем балансировании внешних платежей. Иными словами, активы и пассивы платежного баланса представляют собой стадии динамического равновесия во внешних расчетах и, оказывая влияние на внутреннюю денежную массу, устраняются с течением времени в связи с изменением количества денег в обращении.

Эта трактовка основана на положениях количественной теории денег и тесно смыкается с концепцией саморегулирования внешних расчетов. Ошибочность такого подхода заключается в том, что в современных условиях, когда денежная сфера капитализма не связана с золотом и подвергается усиленному воздействию со стороны государства, масса денег в обращении не может резко сокращаться. Для государственно-монополистического капитализма, напротив, характерно постоянное расширение массы денег в обращении, что создает предпосылки не только для инфляционного роста цен, но и препятствует выравниванию платежного баланса. Об "автоматизме" выравнивания можно говорить только по отношению к активу платежного баланса, когда происходит "импорт" инфляции путем дополнительного выпуска денег под увеличившиеся валютные резервы. Однако этот процесс сам, но себе не ликвидирует неравенство между поступлениями и платежами, а сокращение актива выступает как результат изменений в других экономических показателях: росте цен на экспортные товары, ухудшающем торговый баланс страны, увеличении под влиянием инфляционного спроса доходов, что стимулирует импорт товаров и услуг.

Большое место в теориях монетаристов отводится проблеме режима валютных курсов. По их мнению, система фиксированных курсов валют привела международную валютную систему на край пропасти. Необходимость введения режима гибких курсов валют, как считают М. Фридмен, Э. Сомен и другие буржуазные экономисты, вытекает из того, что внутренняя экономическая политика, направленная на поддержание равновесия платежного баланса, может препятствовать одновременному сохранению высокого уровня национального дохода и полной занятости в экономике. В результате возникает ситуация, при которой правительство либо вынуждено девальвировать свою валюту, либо ввести валютный контроль.

Сторонники монетаристской теории считают, что постепенное изменение курса валюты является более предпочтительным, чем периодические девальвации. При этом они исходят из следующего. Если правительство пытается сохранить курс валюты, оно прибегает к валютному контролю, проводит такие мероприятия, которые способствуют стабилизации валютного курса, но отрицательно влияют на конъюнктуру. Поскольку курс валюты фиксирован и поддерживается мерами государственной политики, спекулянты, проводящие операции на валютных рынках, могут быть уверены в том, что курс не будет резко изменяться. Следовательно, спекулянты смогут покупать активы в других валютах, и в случае девальвации данной валюты их доходы будут значительными. Кроме того, действия спекулянтов по приобретению иностранных активов могут противоречить интересам поддержания стабильного курса валюты и спровоцировать девальвацию.

Существование режима "плавающих" курсов, по мнению монетаристов, означает, что платежный баланс всегда находится в состоянии равновесия и никаких изменений в денежной массе под влиянием международных трансакций не происходит.

Корректировка разрыва между спросом и предложением денег в этом случае достигается путем изменения внутренних цен и валютного курса. Спрос на импортные товары определяет спрос на иностранную валюту, а спрос на экспорт - ее предложение. Валютный курс, таким образом, всегда стремится к уровню, на котором суммы иностранной валюты, требуемой для проведения сделок и предлагаемой для этих трансакций, равны, т.е. валютный курс приближается к такому уровню, при котором стоимость импорта равна стоимости экспорта. Иными словами, существование гибких курсов валют приводит к перманентному равновесию между экспортом и импортом и означает, что при режиме свободно колеблющихся курсов государству не надо беспокоиться о равновесии во внешних расчетах: механизм валютного курса под влиянием спроса и предложения автоматически приведет платежный баланс в состояние равновесия. В этом случае правительство будет иметь достаточное "пространство для маневра" в области внутренней экономики и сможет проводить экономическую политику без учета состояния внешних расчетов [4].

Теории регулирования платежного баланса эклектичны по своей сущности, повторяют друг друга в области методологических принципов, инструментов анализа, в отношении исследуемых категорий и явлений. Эти теории, начиная от классической и кончая современным монетаризмом, объединяет одна общая черта - попытка найти "оптимальное соотношение" между развитием внешних и внутренних факторов экономики современного капитализма.

Таким образом, буржуазные экономисты определяют равновесие как "совокупность избранных взаимозависимых переменных, приведенных в такое соответствие друг с другом, когда полностью отсутствует внутренняя тенденция к их дальнейшему изменению в модели, которую они представляют". Однако при рассмотрении этого механизма невозможно, даже применяя комплексную эконометрическую модель, учесть все факторы и изменения, происходящие в экономической жизни. Для различных буржуазных теорий характерным является выбор одного отдельного элемента, который представляет собой фактор, определяющий состояние экономики и внешних расчетов и играющий роль связующего звена между двумя сферами экономики. В теории "автоматического равновесия таким элементом являются цены, посредством которых, как считают ее сторонники, платежный баланс связан с экономикой; неокейнсианцы основной акцент в анализе делают на доход и занятость, монетаристы - на денежную массу в обращении. Этим обусловлена односторонность и ограниченность буржуазных теорий, исследующих не столько взаимосвязи и противоречия, возникающие в процессе производства и приводящие к конфликтным ситуациям в экономике и внешних расчетах, сколько занимаются анализом моделей, которые не могут воспроизвести с достаточной степенью точности реальный механизм явлений и связей между ними.

Характерной чертой теорий общего равновесия является игнорирование социально-экономического аспекта проблемы, анализ чисто технических, технологических к абстрактно-математических факторов, что не позволяет им выйти за рамки вульгарной теории, не раскрывает истинной сущности явлений современного капитализма и ведет к углублению кризиса буржуазной экономической науки [5].


3. Платёжный баланс на современном этапе


В СССР основным документом в области внешних платежно-расчетных отношений был Сводный валютный план (платежный баланс СССР), составлявшийся Министерством финансов СССР и Госпланом СССР на основе валютных планов министерств и ведомств и представлявшийся на рассмотрение правительства. После одобрения правительством и утверждения сессией Верховного Совета СССР плана экономического и социального развития страны он становился законом. Сводный валютный план включал поступления средств в страну и все платежи иностранным государствам. Он состоял из пяти разделов: торговые операции; услуги; неторговые операции; кредиты и имущество; безвозмездная помощь иностранным государствам. Показатели сводного валютного плана составлялись в двух категориях валют: в свободно конвертируемых валютах и замкнутых валютах зарубежных стран.

Платежный баланс Российской Федерации впервые был составлен за 1992 г. по методологии Международного валютного фонда. Основным источником валютных поступлений России является экспорт товаров. Основные торговые партнеры России из стран "дальнего" зарубежья - ФРГ, Финляндии, США, Великобритания, Италия и Китай. В "ближнем" зарубежье первые пять мест по показателю внешнеторгового оборота занимают Украина, Беларусь, Казахстан, Узбекистан и Молдова. В целом на эти страны приходится более 90% оборота России со странами СНГ.

Структура экспорта России за последние годы не претерпела существенных изменений. По-прежнему в российских товарных поставках за рубеж превалируют сырая нефть, нефтепродукты, природный газ, на долю которых приходилось в 1995 г.42% всего экспорта.

3.1 Платёжный баланс ссср и россии на начальном этапе


В странах с закрытой экономикой платёжный баланс рассматривается как категория с двойным "сс", то есть “совершенно секретно". В частности, в СССР сведения о платёжном балансе были опубликованы в последний раз в 1936 году и то не по всем статьям и вплоть до 1991 года фактически оставались тайной за семью печатями. После распада Советского Союза первый российский платёжный баланс был опубликован в 1993 году за 1992 год и до настоящего времени публикуется в мае-июне каждого текущего года за предыдущий год. Особенность составления платёжного баланса РФ состоит в том, что за 1992, 1993 и 1994 годы его разработчиками являлись лишь Центральный банк России и Госкомстат РФ. При этом в баланс за указанные годы не вошли операции с нерезидентами из стран-республик бывшего Советского Союза, а сам платёжный баланс составлялся в разрезе сокращенной номенклатуры показателей, что во всей совокупности не позволяло глубоко анализировать сложившуюся систему внешнеэкономических связей страны.

Отдельно за 1994 год дано впервые аналитическое представление платёжного баланса страны.

До 1995 года, то есть за 1992, 1993 и 1994 года, данные касались лишь годового результата. С 1997 года обобщенные характеристики платёжного баланса России нашли свое продолжение в аналитическом представлении в детализированных компонентах, которые в совокупности с нейтральным представлением получили название консолидированного платёжного баланса. Особенностью платёжного баланса за 1996г. является перелом в динамике экспортно-импортных операций, выразившийся во втором полугодии в опережающем росте экспорта по сравнению с увеличением импортных поставок. Характерной особенностью платёжного баланса России явилось увеличение притока иностранных инвестиций в страну. Анализ платёжного баланса России показал, что в последние годы идет явная "утечка" валюты из России. Следовательно, необходимо принять ряд действенных мер по прекращению "утечки" валюты.

Отличительной особенностью России от других стран с транзитивной экономикой является ее огромный ресурсный потенциал, который позволяет поддерживать активным текущий платёжный баланс, главным образом за счет положительного торгового баланса. Для России более актуальным является финансирование дефицита счета движения капитал платежного баланса, нежели текущего платежного баланса. Однако это нельзя назвать плюсом для экономики, так как положительное сальдо счета текущих операций является отражением низкой инвестиционной привлекательности России. Отсутствие взаимосвязи между крупными положительными сальдо платёжного баланса России по текущим операциям и снижением валютного курса рубля - все это отражает особый статус рубля как замкнутой валюты имеющей хождение только в пределах России. Текущий платёжный баланс России в разрезе сбережения-инвестиции при положительном сальдо является следствием чрезвычайно низкого уровня внутренних инвестиций, а не высоких национальных сбережений, хотя бы вследствие огромного и хронического бюджетного дефицита. Особенностью экономики России является то, что в отличие от стран восточной Европы, Россия позднее вступила в процесс трансформации, а структурные формы проводятся медленнее или практически не проводятся. Платёжный баланс России балансирует за счет просрочек, отсрочек, переносов платежей по обслуживанию внешнего долга.

В 1997 - 1998 гг. состояние торгового и платежного баланса России резко ухудшилось, что было обусловлено ухудшением мировой конъюнктуры сырьевых рынков, прежде всего нефти и нефтепродуктов, значительно сократившим приток валюты в страну. Также на состояние баланса оказало негативное влияние изменение инвесторами оценок инвестиционных рисков российской экономики, что привело к увеличению процентных выплат нерезидентам, росту спроса на валюту и ее отток из России. Кроме того, произошел отток иностранных портфельных инвестиций, которые в 1998 г. перестали быть фактором балансирования текущего платежного баланса (Приложение). На основании данных приведённых на сайте Центрального Банка России можно сделать вывод что портфельные инвестиции на 1998 год по сравнение с 1997 годом уменьшились приблизительно на 37тыс. млрд. долларов США [6].

Во втором и третьем кварталах 1997 г. и в первом полугодии 1998 года сальдо по счету текущих операций платежного баланса было отрицательным. В целом по итогам 1998 г. дефицит по счету текущих операций составил около 0,7 млрд. долларов. Это обусловило снижение величины золотовалютных резервов ЦБ РФ и поставило окончательную точку в кризисном развитии ситуации. При этом сальдо по счету операций с капиталом и финансовыми инструментами оставалось положительным, что определялось масштабным получением кредитов.


3.2 Состояние платёжный баланс на современном этапе


Положительное сальдо счета текущих операций в I квартале текущего года увеличилось по отношению к аналогичному периоду 2007 года на 61,6% с 22,9 млрд. долл. до 37 млрд. долларов.

Стоимость экспорта товаров и услуг увеличилась на 47,8% при росте импорта на