Анализ финансово-хозяйственной деятельности ООО "Лэндл"

Санкт-Петербургский государственный политехнический университет

Факультет экономики и менеджмента

Кафедра экономики и менеджмента на предприятиях машиностроения


КУРСОВОЙ ПРОЕКТ

Тема: «Анализ финансово-хозяйственной деятельности ООО «Лэндл»


Выполнил:

студент гр. 2071/1 Измайлов М.К.


Принял:

Асатурова Ю.М.


Санкт-Петербург

2007

Содержание


Введение

Характеристика деятельности предприятия

Анализ объёма и структуры реализации

Анализ затрат

Анализ транспортных расходов

Анализ эффективности использования трудовых ресурсов

Факторный анализ

Анализ финансовых результатов деятельности предприятия

Обобщённый анализ финансового состояния фирмы

Оценка имущественного состояния

Оценка ликвидности баланса

Оценка платежеспособности предприятия

Оценка финансовой устойчивости

Оценка деловой активности

Оценка рентабельности

Заключение. Разработка рекомендаций по совершенствованию ФХД ООО «Лэндл»

Список использованных источников

Введение


Деятельность любого предприятия ориентирована на получение определенных результатов. Однако одни предприятия уверенно достигают поставленных целей, а другие – работают менее успешно. Успех деятельности предприятия зависит от правильного выбора вида деятельности, наличия достаточных ресурсов и умения ориентироваться в окружающей рыночной среде. Однако удачная хозяйственная деятельность предприятия зависит не только от правильной начальной ориентации и благоприятных исходных условий его деятельности – обеспеченности материальными, финансовыми и трудовыми ресурсами. Во многом, значительную роль играет и то, как осуществляется управление его деятельностью. Управление в широком смысле как сложный социально-экономический процесс означает воздействие на процесс, объект, систему для сохранения их устойчивости или перевода из одного состояния в другое в соответствии с заданными целями. Управление в узком смысле представляет собой конкретные способы (методы) воздействия на объект управления для достижения конкретной цели. Управление осуществляется на основе различных форм и методов воздействия на объект управления.

Анализ деятельности хозяйствующего субъекта является одним из наиболее действенных методов управления, основным элементом обоснования руководящих решений. В условиях рыночных отношений он имеет целью обеспечить устойчивое развитие доходного, конкурентоспособного производства и включает различные направления – правовое, экономическое, производственное, финансовое и др. Анализ и диагностика финансово-хозяйственной деятельности предприятия предполагают всестороннее изучение технического уровня производства, качества и конкурентоспособности выпускаемой продукции, обеспеченности производства материальными, трудовыми и финансовыми ресурсами и эффективности их использования. Они основаны на системном подходе, комплексном учете разнообразных факторов, качественном подборе достоверной информации и являются важной функцией управления.

Цель анализа и диагностики финансово-хозяйственной деятельности предприятия – повышение эффективности его работы на основе системного изучения всех видов его деятельности. В процессе анализа и диагностики финансово-хозяйственной деятельности предприятия исследуются совокупность технологических, социально-экономических, финансовых и иных процессов, закономерности формирования, построения и функционирования систем управления; эффективность применяемых методов; информационное, материально-техническое и кадровое обеспечение.

Характеристика деятельности предприятия


Работа написана на примере ведущего производителя корпусной мебели на рынке Санкт-Петербурга – компании «ЛэндЛ».

Компания ООО «ЛэндЛ» основана группой частных лиц в 1995 году. Первоначально основными направлениями деятельности являлись производство разнообразной корпусной мебели и продажа фурнитуры.

На данный момент ООО «ЛэндЛ» входит в состав холдинга, куда входят еще производственное предприятие и сеть салонов по продаже мебели.

Основными видами деятельности холдинга является:

производство серийной продукции;

производство мебели для корпоративных клиентов;

производство эксклюзивной продукции на заказ;

продажа комплектующих;

осуществление монтажных и ремонтных работ;

оказание транспортно-экспедиторских услуг;

организация и проведение выставок;

дизайнерские и проектные услуги;

обучение персонала.

Розничная реализация серийной, офисной и авторской корпусной мебели осуществляется через сеть собственных мебельных салонов и дистрибьюторские мебельные торговые центры.

Серийная продукция наряду с эксклюзивной выставляется в павильонах лучших мебельных центров города. В настоящее время концерн имеет более 15 выставочных салонов в Санкт-Петербурге и представительства в Новосибирске и Омске.

Салоны расположены на Лиговском проспекте, Итальянской улице, Каменноостровском, Московском проспекте, ул. Уточкина, Гражданском проспекте и других, в январе 2004 года открыт салон в мебельном центре «Аквилон» (Новолитовская ул., д. 15), в мае 2004 года открыт новый салон в мебельном центре «Грэйт» (Гражданский проспект, д. 41).

По всей России штат компании насчитывает более 150 высококвалифицированных специалистов. В него входят: архитекторы, дизайнеры, конструкторы, специалисты отдела снабжения и многие другие.

Производство изделий производится на собственной фабрике в Санкт-Петербурге. Это позволяет обеспечить существенную экономию времени и средств заказчика, а также осуществлять непрерывный контроль качества на всех этапах. Качество используемых материалов подтверждено требованиям соответствия гигиены и безопасности. Все материалы по экологическим показателям допускаются в производстве мебели к использованию в жилых помещениях.

Производство серийной продукции выполняется на том же профессиональном оборудовании, с использованием тех же современных технологий и того же высоко квалифицированного персонала, что и производство эксклюзивной продукции. Это позволяет гарантировать безотказную работу всех серийных изделий как минимум в течение пяти лет, а реальный срок службы гораздо больше до десяти – пятнадцати лет. Это достигается за счет использования импортных комплектующих наивысшего качества всемирно известных фирм производителей.

Производственная база оснащена современным немецким оборудованием, что гарантирует качество изделий на уровне мировых стандартов.

Богатство цветовой гаммы используемых материалов ДСП, ПХВ, профилей, зеркал, стекол лишь незначительно уступает тому, что используется для производства дорогих, эксклюзивных моделей.

Серийная продукция – это ряд изделий экономкласса, имеющих фиксированные размеры, отвечающие стандартным планировкам городских квартир.

Отличительной особенностью серийной продукции является соотношение между предлагаемыми вариантами габаритов существующих моделей, подобранных исходя из наиболее часто встречающихся вариантов планировок и наполнением, способным удовлетворить желания практически любого взыскательного покупателя.

Серийные изделия разработаны таким образом, чтобы при высоком качестве и функциональности конструкции, себестоимость изделия оставалась относительно низкой. Достигается это, в первую очередь, за счет безотходного использования материалов и задействования минимального количества работников в процессе изготовления изделия, так как большинство операций производится на станках – полуавтоматах. Следует так же учитывать, что стоимость комплектующих, закупаемых у поставщиков большими партиями (например, зеркала стандартного размера) гораздо ниже, чем цены на единичные закупки, необходимые для изготовления индивидуального проекта.

Серийные изделия имеют свои преимущества в том, что они дешевле, выбор моделей больше, к тому же легко представить, как будет выглядеть в помещении понравившаяся модель, так как ее всегда можно увидеть в виде образца, выставленного в торговом зале.

Каждая коллекция серийной мебели представляет около 25 моделей мебели:

шкафы-купе двухстворчатые;

шкафы-купе трехстворчатые;

шкафы-купе четырехстворчатые;

книжные шкафы;

прихожие;

угловые шкафы;

тумбы.

Также покупателям предлагается эксклюзивная мебель по индивидуальным запросам (премиум-класс). Такая мебель проектируется с учетом индивидуальных особенностей жилищной площади заказчика и функциональности будущего изделия.

Например, помещение имеет особенную планировку или имеющаяся готовая мебель не устраивают по причине цвета, размера, внешнего вида и т.д. Бывают ситуации, когда при строительстве или ремонте специально выделено пространство для дальнейшей застройки мебели индивидуального проекта, или у заказчика существует свое видение дизайна комнаты, концепция целого помещения или всего дома. Нередко заказчик хочет, чтобы у него был создан свой индивидуальный и неповторимый стиль.

Габаритные размеры шкафов могут быть, абсолютно различны, так как проектируются по индивидуальным размерам конкретного помещения клиента, исходя из его высоты, ширины, и глубины. Это может быть как корпусная, так и встроенная мебель.

Основу производства составляют системы раздвижных дверей канадской фирмы Komandor, широкая цветовая гамма высококачественных направляющих представлена – Indeco, алюминиевый профиль Raumplus, позволяет возводить прочные конструкции высотой до 5 м. Производители всех этих систем являются законодателями мировых стандартов в области производства шкафов-купе.

Каждая коллекция эксклюзивной мебели включает:

гардеробные;

прихожие;

гостиные;

спальни;

детские;

подростковые.

Постоянно выпускаются новые коллекции, как серийной, так и авторской мебели. Для первых покупателей новых коллекций предлагаются скидки.

В «несезон» устанавливаются различные стимулирующие сбыт услуги – например, с 1 июля по 1 сентября при заказе серийной мебели доставка осуществляется бесплатно, при заказе авторской мебели клиент в этот период получает скидку 8% .

После реконструкции открыт Stok-центр. В Stok-центре продаются модели серийной и авторской мебели из коллекций прошлых сезонов со скидками. Скидка составляют от 5 до 50% в зависимости от модели. Салон расположен по адресу Васильевский остров, набережная реки Смоленки, 19.

Осуществляется продажа мебели в кредит. Кредит на приобретение мебели предоставляет банк, оформление кредита производится при заказе мебели. Клиент вносит первоначальный взнос в размере 20-30% от стоимости покупки. Для осуществления продажи мебели в кредит заключен договор с банком «Русский стандарт».

ООО «ЛэндЛ» является коммерческой организацией. Оно действует на основе самофинансирования и самоокупаемости, является юридическим лицом, имеет в собственности обособленное имущество, приобретает гражданские права и несёт гражданские обязанности, необходимые для осуществления своей деятельности; Общество несет ответственность по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом, на которое по действующему законодательству может быть обращено взыскание. Общество имеет самостоятельный баланс.

Для осуществления деятельности предприятие арендует площадь по договору аренды № 77 от 20 декабря 2000 г. сроком на десять лет с правом пролонгации договора. За эксплуатацию с ООО «ЛэндЛ» арендодатель взимает арендную плату. Предметом аренды является 235 квадратных метров площади по адресу Лиговский пр., 73

Участниками общества являются три физических лица, которые являются и его учредителями. Способ осуществления вклада в уставный капитал общества – внесение имущества.

ООО «ЛэндЛ» работает в следующих основных направлениях:

оптовые продажи серийной корпусной мебели;

продажи эксклюзивной корпусной мебели;

оптовые продажи мебели для корпоративных клиентов (офисов, гостиниц).

Основными потребителями ООО «ЛэндЛ» являются корпоративные заказчики. Это связано с тем, что для частных заказчиков – розничных покупателей, предназначена реализация изделий через сеть салонов.

Среди потребителей ООО «ЛэндЛ» как городские, так и региональные покупатели. Это офисы, гостиницы, крупные региональные мебельные магазины. Среди корпоративных клиентов – компания «Степан Разин», гостиница «Чайка», телерадиокомпания «ТРК Петербург», клиника косметической медицины «Меди» и многие другие.

Монтаж и доставка продукции по городу составляет порядка 8-10% от стоимости заказа. Доставка продукции по России осуществляется железнодорожным и автомобильным транспортом. Как правило, доставка осуществляется силами сторонних транспортных организаций.

Арендуемая площадь разделена на складскую территорию, офисное помещения для персонала, расчетно-кассовый узел и торговый зал. В торговом зале выставлены товарные образцы, образцы материалов для оформления.

Вниманию клиентов предлагается специальный каталог, в котором отражены практически все самые удачные модели, выпущенные компаний «ЛэндЛ».

Продажа предполагает самостоятельное ознакомление покупателей с представленными в торговом зале образцами. После осмотра продукции менеджер консультирует покупателей по способу оформления, наполнению, функциональному назначению предполагаемого изделия и т.д.

Специфика деятельности – продажа мебели – предполагает, достаточно большую площадь торгово-выставочного зала, в котором помимо моделей мебели вниманию покупателя предлагаются все возможные варианты конструкционных материалов, наполнения, размеров и оформления.

Кроме того, учитывая большую долю продаж в регионах, актуальным способом продаж являются телефонные продажи, высылка образцов мебели и каталогов в электронном виде, использование факсимильных сообщений.

ООО «ЛэндЛ» принимает участие в специализированных выставках как международного, так и российского уровня.

Руководство текущей деятельностью общества осуществляет генеральный директор. Непосредственно генеральному директору починяется отдел бухгалтерии, которому подотчетен финансовый отдел.

Также генеральному директору подчиняется отдел снабжения, в чьи функции входит своевременное снабжение материалами и продукцией; отдел продаж эксклюзивной продукции, которому подчиняется отдел дизайна; отдел продаж серийной продукции, которому подчиняются отдел логистики, отвечающий за разработку способов транспортировки, поиск и подбор автотранспорта, расчет стоимости перевозки; отдел рекламы и маркетинга, занимающийся разработкой рекламной политики компании, составлением рекламного бюджета, исследованием конкурентов, отвечает за участие в выставках; отдел контроля качества и гарантийного обслуживания.


Анализ объёма и структуры реализации


Анализ объема и структуры реализации производится на основе данных бухгалтерской и статистической отчетности, а также данных внутреннего аналитического учета. В таблице 1 представлены объем и структура реализации ООО «ЛэндЛ» за два года.

Таблица 13. Анализ объема и структуры реализации ООО «ЛэндЛ»

№ п/п Наименование показателя Объем реализации Изменение Темп роста


2002 2003



тыс. руб. уровень, % тыс. руб. уровень, %







тыс. руб. %

I

II

III

IV

V

VI

VII

VII

IX

1 Эксклюзивная мебель 5849.98 35.40 7523.03 39.13 1673.05 3.73 128.60
2 Серийная продукция 10676.92 64.60 11702.71 60.87 1025.79 -3.73 109.61
2.1 Серийная жилая мебель 7206.09 43.60 6094.56 31.70 -1111.53 -11.90 84.58
2.2 Серийная офисная мебель 3470.83 21.00 5608.15 29.17 2137.32 8.17 161.58

Итого:

16526.90 100 19225.74 100 2698.84 0 116.33

Данные таблицы показывают, что объём реализации в 2003 году по сравнению с 2002 годом вырос на 2698,84 тыс. руб. и составил 19225,74 тыс. руб. Темп роста составил ≈ 116%. Более детальное рассмотрение данных таблицы позволяет заметить, что наибольший удельный вес имеет выручка от реализации серийной мебели. В 2002 году – приблизительно 65% от общей выручки (10676,92 тыс. руб.), а в 2003 году – приблизительно 61% или 11702,71 тыс. руб. По данной статье наблюдается рост в абсолютном выражении на 1025,79 тыс. руб. и снижение относительного уровня продаж на 4%. Темп роста реализации – 109,61%.

Более детальное изучение серийной продукции показало, что реализация серийной жилой мебели уменьшилась на 1111,53 тыс. руб. (в общем объёме на ≈ 12%) и составила 6094,56 тыс. руб. В то время, как реализация серийной офисной мебели в абсолютном выражении увеличилась на 2137,32 тыс. руб. (8% в общем объёме) и составляет 5608,15 тыс. руб.

Изменения объёмов реализации могут быть вызваны как внешними, так и внутренними причинами. Внешние: изменение экономической и/или политической ситуации, изменение ожиданий покупателей и т.д. Внутренние: изменения в организации труда, изменение производства, продаж, штатного расписания и т.п.


Таблица 13. Штатное расписание (фрагмент)

№ п/п Подразделение Должность Оклад(месяц) Количество человек

Месячный фонд

оплаты труда





2002 2003 2002 2003
. . .
6

Отдел продаж

экскл. мебели

Менеджер 15000 1 2 15000 30000
7

Отдел продаж

сер. мебели

Менеджер 14000 3 2 42000 28000
8 Отдел логистики Логист 13000 2 1 26000 13000
. . .

Итого:

14 13 186000 174000

Возможно, рост объёма реализации эксклюзивной мебели связан с появлением нового менеджера в этом отделе.

Анализ затрат

После рассмотрения объёма и структуры реализации целесообразно перейти к анализу затрат в динамике за два года.


Таблица 13. Анализ затрат 2002-2003 гг

№ п/п Наименование статьи расходов Объем расходов Изменение Темп роста


2002 2003



тыс. руб. уровень, % тыс. руб. уровень, %







тыс. руб. %

I

II

III

IV

V

VI

VII

VII

IX

1 Аренда помещений 876.54 19.40 1008.74 20.11 132.20 0.70 115.08
2 Транспортные расходы 578.44 12.81 1047.82 20.88 469.38 8.08 181.15
3 Расходы на оплату труда (РОТ) 2096.40 46.41 1945.2 38.77 -151.20 -7.64 92.79
4 Начисления на РОТ 754.70 16.71 680.82 13.57 -73.88 -3.14 90.21
5 Прочие расходы 211.16 4.67 334.67 6.67 123.51 2.00 158.49

Итого:

4517.24 100 5017.25 100 500.01 0 111.07

Товарооборот (т/о) 16526.90
19225.74
867.82
116.33

Уровень затрат к т/о
27.33
26.10
-1.24

Исходя из данных таблицы видно, что общий уровень затрат увеличился на 500 тыс. руб. Темп роста – 111%. С одной стороны – это плохо, однако рост товарооборота опережает рост затрат, что является положительной тенденцией (уровень затрат к товарообороту в 2003 году уменьшился на 1,24%).

Самый высокий темп роста имеет статья «Транспортные расходы» – 181%. В абсолютном значении прирост составил ≈ 470 тыс. руб., а относительно суммарных затрат – 8%. Самая значительная статья – «Расходы на оплату труда». В 2002 году её удельный вес составил 46% (2096,4 тыс. руб.), а в 2003 году – 38% (1945,2 тыс. руб.). Снижение затрат составило 151 тыс. руб., что в относительном выражении составляет около 8% (темп снижения – 93%). Снижение расходов связано в основном с изменением в штатном расписании: в 2003 году стало работать на одного человека меньше.

Стоимость аренды помещений возросла в 2003 году, что является закономерным обстоятельством вследствие действия инфляции и других независящих от работников процессов. В «Прочие расходы» включается амортизация основных средств, коммунальные услуги, реклама и пр. Темп роста достаточно большой (158%), но из-за того, что удельный вес маленький, особого интереса анализ этой статьи не представляет.

По результатам обобщённого анализа затрат предприятия целесообразно остановиться более подробно на двух статьях – «Транспортные расходы» и «Расходы на оплату труда».

Анализ транспортных расходов

Величина транспортных расходов зависит от того, кто является арендодателем транспортных средств: частный посредник или транспортная организация.

Таблица 13. Динамика транспортных расходов

№ п/п Показатель Объем расходов Изменение Темп роста


2002 2003



тыс. руб. уровень, % тыс. руб. уровень, %







тыс. руб. %

I

II

III

IV

V

VI

VII

VII

IX

1 Аренда у транспортных организаций 430.24 74.38 557.34 53.19 127.10 -21.19 129.54
2 Аренда через посредников 148.20 25.62 490.48 46.81 342.28 21.19 330.96

Итого: 578.44 100 1047.82 100 469.38 0 181.15

Анализ данных показал, что транспортные средства расходуются не рационально. В силу определённых причин предпочтение по аренде отдаётся не выходу на прямую на транспортную организацию, а через посредников. Темп роста статьи «Аренда через посредников» составил 331%. В 2002 году на аренду через посредников тратилось 148,2 тыс. руб. (25,6% от всех транспортных расходов), а в 2003 году эта цифра увеличилась на 342,28 тыс. руб. и составила 490,48 тыс. руб. (46,81% от всех транспортных расходов).

Возможно, изменения связаны с преобразованиями в штатском расписании (уволили логиста). Общие потери из-за увольнения логиста составили 342,28 тыс. руб., фонд зарплаты логиста составлял 156 тыс. руб. (чистая зарплата) + 40 тыс. руб. (отчисления на зарплату) = 196 тыс. руб. Итого фирма в год потеряла 146,28 тыс. руб.

Анализ эффективности использования трудовых ресурсов

Для начала необходимо составить таблицу.


Таблица 13. Использование трудовых ресурсов

№ п/п Показатель Ед. изм. 2002 2003 Изменение Темп роста
1 Объём реализации тыс. руб. 16526.90 19225.74 2698.84 116.33
2 Фонд з/п тыс. руб. 2096.40 1945.20 -151.20 92.79
3 Фонд з/п к т/о % 12.68 10.12 -2.57 79.76
4 Среднеспис числ раб чел 14.00 13.00 -1 92.86
5 Средн з/п на 1 раб тыс. руб. 149.74 149.63 -0.11 99.93
6 Произв-ть труда тыс. руб. 1180.49 1478.90 298.41 125.28

Главный вывод этой таблицы очевиден: производительность труда растёт на 125% в год, хотя не сопровождается ростом зарплаты. В этом случае можно посчитать коэффициент опережения роста выработки над ростом зарплаты.



Анализ производительности труда и расходов по оплате труда тесно связаны между собой, т.к. определяющим фактором при оценке уровня организации труда и эффективности расходования средств на оплату труда является соотношение темпов среднего роста зарплаты и динамики объёма реализации. Экономически целесообразным является соотношение, когда прирост фонда оплаты труда растёт медленнее индекса объёма реализации, но быстрее индекса численности. При таком соотношении рост объёма реализации всегда сопровождается ростом выработки на одного работника и одновременным увеличением средней зарплаты.



Таким образом, превышение темпов роста выработки над темпами роста зарплаты приводит к экономии фонда оплаты труда на 492,17 тыс. руб. Вывод: по результатам анализа на предприятии планируется пересмотр политики материального стимулирования и соотнесение темпов роста зарплаты, численности работников и объёма реализации.

После анализа эффективности использования трудовых ресурсов необходимо проанализировать влияние изменения объёма реализации и численности на выработку. Для этого необходимо воспользоваться элементами факторного анализа.

Факторный анализ

Определение влияния величины отдельных факторов на прирост результативных показателей – один из элементов методики анализа ФХД. Используются следующие способы:

способ цепной подстановки

способ абсолютных разниц

метод относительных разниц

интегральный метод

метод пропорционального деления

метод логарифмирования и другие.

Наиболее универсальный – метод цепной подстановки. Он используется для расчёта влияния факторов во всех типах детерминированных факторных моделей (аддитивных, мультипликативных, кратных, комбинированных и т.д.). Этот способ позволяет определить влияние отдельных факторов на изменение величины результативного показателя путём постепенной замены базового уровня каждого факторного показателя в объёме результативного показателя на его фактический уровень в отчётном периоде. С этой целью определяют ряд условных величин результативного показателя, которые учитывают изменение одного, затем двух, трёх и т.д. факторов, допуская, что остальные остаются на базовом уровне. Сравнение величины результативного показателя до и после изменения уровня какого-нибудь фактора позволяет исключить влияние всех факторов, кроме того, количественно определить его воздействие на прирост результативного показателя.

При помощи метода цепной подстановки необходимо провести факторный анализ выручки предприятия.


По результатам анализа видно, что прирост выручки даёт изменение выработки, т.е. выручка растёт за счёт интенсивного фактора.


Анализ финансовых результатов деятельности предприятия


Общие сведения о финансовых результатах предприятия даёт анализ формы 2: исследование динамики прибыли и её структуры, как по общей сумме, так и в разрезе отдельных составляющих ей элементов.


Таблица 13. Анализ «Отчёта о прибылях и убытках»

№ п/п Показатель 2002 2003 Изменение Темп роста


тыс. р. % тыс. р. % тыс. р. %
1 Объём реализации 16526.90 100.00 19225.74 100.00 2698.84 0.00 116.33
2 С/с реализ прод 10900.18 65.95 11965.13 62.23 1064.95 -3.72 109.77
3 Валовая прибыль 5626.72 34.05 7260.61 37.77 1633.89 3.72 129.04
4 Управл расходы 4517.24 27.33 5017.25 26.10 500.01 -1.24 111.07
5 Прибыль от реализ 1109.48 6.71 2243.36 11.67 1133.88 4.96 202.20
6 Операц доходы 197.52 1.20 210.98 1.10 13.46 -0.10 106.81
7 Операц расходы 250.96 1.52 577.98 3.01 327.02 1.49 230.31
8 Прибыль баланс 1056.40 6.39 1876.36 9.76 819.96 3.37 177.62
9 Налог на прибыль 269.29 1.63 484.10 2.52 214.81 0.89 179.77
10 Чистая прибыль 786.76 4.76 1392.26 7.24 605.50 2.48 176.96

Данные анализа показывают, что предприятие достигло высоких результатов финансово хозяйственной деятельности в отчётном периоде по сравнению с предыдущим. Об этом, в первую очередь, свидетельствует увеличение чистой прибыли на 605 тыс. руб. Такой рост прибыли является результатом увеличения всех его составляющих (валовая прибыль, прибыль от реализации, балансовая прибыль). В большей степени на это повлиял рост прибыли от реализации. Если бы не произошло увеличение затрат и операционных расходов, то прибыль до налогообложения могла бы стать больше.

Самый высокий темп роста показала статья «операционные расходы». Более детальное рассмотрение данных таблицы показывает, что целесообразно проанализировать отдельно прибыль от реализации.


Таблица 13. Фрагмент таблицы 6.

№ п/п Показатель 2002 2003 Изменение Темп роста


тыс. р. % тыс. р. % тыс. р. %
1 Объём реализации 16526.90 100.00 19225.74 100.00 2698.84 0.00 116.33
2 С/с реализ прод 10900.18 65.95 11965.13 62.23 1064.95 -3.72 109.77
3 Валовая прибыль 5626.72 34.05 7260.61 37.77 1633.89 3.72 129.04
4 Управл расходы 4517.24 27.33 5017.25 26.10 500.01 -1.24 111.07
5 Прибыль от реализ 1109.48 6.71 2243.36 11.67 1133.88 4.96 202.20

Прибыль от реализации увеличилась на 1133 тыс. руб. или 202,2%. В первую очередь это вызвано увеличением выручки от реализации на 2698 тыс. руб. или 116,3%. Величина себестоимости выросла на 1064,95 тыс. руб. или 109,8%, хотя общий уровень упал на 3,72% - это положительная тенденция. Это позволило увеличить величину валовой прибыли на 1633 тыс. руб. или 129%. Наблюдается небольшой рост управленческих расходов (500 тыс. руб. или 111%), чей темп роста меньше темпа роста прибыли. У прибыли от реализации очень хороший темп роста – 202%. Увеличение составило 1133,88 тыс. руб. В общем объёме прибыль возросла на 5%. Т.о. показано, как прибыль от реализации зависит от статей 1-4 формы 2. Теперь необходимо проанализировать влияние этих факторов на величину прибыли.

Первое влияние на изменение прибыли от реализации оказало увеличение выручки. Для оценки берётся изменение объёма реализации и уровень рентабельности прошлого периода.



За счёт увеличения объёма реализации величина прибыли увеличилась на 181 тыс. руб.

Затем считается влияние изменения уровня валовой прибыли.



Из-за роста уровня валовой прибыли рост прибыли от реализации составил 715 тыс. руб.

Потом находится влияние изменения уровня затрат.



За счёт уменьшения общего уровня затрат прибыль увеличилась на 238 тыс. руб. Совокупное влияние всех трёх факторов составило:


Обобщённый анализ финансового состояния фирмы


Оценка имущественного состояния

Проводить анализ по балансу довольно трудоёмко и малоэффективно, т.к. большое количество статей не позволяет увидеть главные тенденции финансового состояния предприятия. Для наглядности однородные статьи группируют и формируют агрегированный аналитический баланс, который затем рассматривается по горизонтали и вертикали. Кроме того, пассив и актив рассматривается отдельно.


Таблица 13. Агрегированный баланс (пассив)

Показатель 2002 Начало 2003 Изменение Конец 2003 Изменение

руб. % тыс. руб. % руб. % руб. % руб. %
Собственный капитал 114780.00 4.58 425489.00 15.16 310709.00 10.59 752473.00 21.11 326984.00 5.95
Заёмный капитал 2393813.00 95.42 2380570.00 84.84 -13243.00 -10.59 2811702.00 78.89 431132.00 -5.95
Долгосрочный заёмный капитал 0.00 0.00 0.00 0.00 0.00 0.00 0.00 0.00 0.00 0.00
Краткосрочный заёмный капитал 2393813.00 95.42 2380570.00 84.84 -128023.00 -10.59 2811702.00 78.89 431132.00 -5.95

Баланс:

2508593.00 100.00 2806059.00 100.00 297466.00 0.00 3564175.00 100.00 758116.00 0.00

Финансовая устойчивость предприятия слишком слабая, хотя с течением времени она растёт за счёт увеличения собственного капитала и небольшого уменьшения заёмного. Итог баланса постоянно растёт, что является положительной тенденцией.


Таблица 13. Агрегированный баланс (актив)

Показатель 2002 Начало 2003 Изменение Конец 2003 Изменение

руб. % руб. % руб. % руб. % руб. %
Основные средства 14501.00 0.58 71426.00 2.55 56925.00 1.97 64546.00 1.81 -6880.00 -0.73
Оборотные средства 2494092.00 99.42 2734634.00 97.45 240542.00 -1.97 3499629.00 98.19 764995.00 0.73
Материальные ОС 285423.00 11.38 432282.00 15.41 146859.00 4.03 423497.00 11.88 -8785.00 -3.52
Дебиторы 1906149.00 75.98 2027974.00 72.27 -480619.00 -3.71 2970527.00 83.34 942553.00 11.07
Краткоср фин вливания 0 0.00 0 0.00 0.00 0.00 52500 1.47 52500.00 1.47
Ден средства 302520 12.06 274378 9.78 274378.00 -2.28 53105 1.49 -221273.00 -8.29

Баланс:

2508593.00 100.00 2806059.00 100.00 297467.00 0.00 3564175.00 100.00 758115.00 0.00

В абсолютном и относительном выражении количество основных средств в общей тенденции растёт. С начала 2002 года до конца 2003 года основные средства увеличились на 50045 руб. Очень значительно (на 1005537 руб.) выросли оборотные средства за два года. К концу 2003 года сильно выросла дебиторская задолженность (с 1906149 руб. в начале 2002 года до 2970527 руб. в конце 2003). Это является негативной для предприятия тенденцией, т.к. возможно придётся брать займ в банке из-за недополучения денег.

Оценка ликвидности баланса

Задача подобной оценки возникает в связи с необходимостью дать оценку платежеспособности предприятия, т.е. его способности своевременно и полностью расплатиться по всем свои долгам. Ликвидность баланса не равнозначна ликвидности активов. Ликвидность баланса – степень покрытия обязательств организации её активами, срок превращения которых в денежные средства соответствует сроку погашения обязательств.

Анализ ликвидности баланса заключается в сравнении средств по активам, сгруппированным по степени их ликвидности и расположенные в порядке убывания ликвидности, с обязательствами по пассивам, сгруппированными по сроку их погашения и расположенными в порядке возрастания сроков.

В зависимости от степени ликвидности активы разделяют на следующие группы:

А1. Наиболее ликвидные активы: денежные средства и краткосрочные финансовые вливания.


А1 = стр 250 + стр 260


А2. Быстро реализуемые активы: дебиторская задолженность, платежи по которой ожидаются в течение 12 месяцев после отчётной даты.


А2 = стр 240


А3. Медленно реализуемые активы. Статьи раздела II баланса, которые включают запасы вместе с НДС, дебиторская задолженность, платежи по которой ожидаются после 12 месяцев после отчётной даты и прочие активы.


А3 = стр 210 + стр 220 + стр 230 + стр 270


А4. Труднореализуемые активы: основные (внеоборотные) средства.


А4 = стр 190


Пассивы группируют по степени срочности их оплаты:

П1. Наиболее срочные обязательства: кредиторская задолженность.


П1 = стр 620


П2. Краткосрочные пассивы: краткосрочные заёмные средства, задолженность участникам по выплате доходов и прочие краткосрочные пассивы.

П2 = стр 610 + стр 630 + стр 670


П3. Долгосрочные пассивы – долгосрочные кредиты и заёмные средства.


П3 = стр 590 + стр 640 + стр 660


П4. Постоянные или устойчивые пассивы – весь собственный капитал + фонды потрбеления.


П4 = стр 490 + стр 650.


В результате этой процедуры (итог баланса). Для определения ликвидности баланса следует сопоставить итоги приведённых групп по активу и пассиву. Баланс считается абсолютно ликвидным, если выполняются следующие соотношения:


А1>П1

А2>П2

А3>П3

А4<П4


Выполнение четвёртого неравенства свидетельствует о наличии у предприятия оборотных средств. Для удобства анализа составляется таблица, в которую вписываются данные, и определяется величина платёжных излишков или недостатков по группе.

Таблица 13. Анализ ликвидности баланса

Актив Начало 2002 Конец 2002 Конец 2003 Пассив Начало 2002 Конец 2002 Конец 2003 Платёжеспособность

I

II

III

IV

V

VI

VII

VIII

IX

X

XI

А1 302520 274378 105605 П1 2393813 2380571 2811702 -2091293 -2106193 -2706097
А2 1906149 2027974 2970527 П2 0 0 0 1906149 2027974 2970527
А3 285423 432282 423497 П3 0 0 0 285423 432282 423497
А4 14501 71426 64546 П4 114780 425489 752473 -100279 -354063 -687927

Баланс

2508593 2806060 3564175

Баланс

2508593 2806060 3564175 0 0 0

Ликвидность баланса отличается от оптимальной. Хотя выполняются соотношения А2>П2, А3>П3 и А4<П4, наиболее ликвидные активы намного меньше краткосрочных обязательств, что является негативным фактором. Для дальнейшего анализа необходимо рассчитать текущую ликвидность: . Тогда , , . Видно, что с течением времени текущая ликвидность значительно увеличилась, что является положительной тенденцией.

Оценка платежеспособности предприятия

Платёжеспособность – один из важнейших критериев финансового положения предприятия. Платёжеспособность – способность предприятия расплачиваться по краткосрочным обязательствам при помощи оборотных средств. Для оценки платёжеспособности используют три коэффициента:



Коэффициент абсолютной ликвидности даёт ответ на вопрос, какую часть краткосрочной задолженности предприятия способно погасить в день составления баланса


Коэффициент промежуточного покрытия отражает прогнозируемые платёжные способности предприятия на близкий к рассматриваемому моменту промежуток времени, при условии своевременных расчётов с дебиторами.



Коэффициент покрытия характеризует обеспеченность предприятия оборотными средствами.


Таблица 13. Значения показателей платёжеспособности

Показатель Начало 2002 Конец 2002 Конец 2003 Рекомендуемое значение

0,13 0,11 0,04

0,92 0,96 1,29