Технико-экономическое обоснование эффективности строительства нового предприятия
Федеральное агентство по образованию Российской Федерации
ГОУ ВПО государственный технический университет
Курсовая работа
по экономике предприятия
на тему:
«Технико-экономическое обоснование эффективности строительства нового предприятия»
Выполнил:
Слушатель I курса группы
Проверил:
г. Тамбов 2006г.
Содержание курсового проекта:
Введение | 3 |
Раздел 1 Маркетинговое исследование | |
1.1 Общая характеристика производства и товара | |
1.2 Преимущества продукции перед конкурентами | |
1.3 Анализ рынка. Наименование и типы потребителей | |
1.4 Анализ конкурентов | |
1.5 Стратегия маркетинга | |
Раздел 2 Определение плана производства и обоснование производственной мощности | |
Раздел 3 Технико-экономическое обоснование варианта размещения предприятия |
|
3.1 Расчет затрат по доставке сырья и транспортировке готовой продукции |
|
3.2 Расчет потребности в инвестициях для строительства предприятия | |
3.3. Расчет численности и заработной платы работающих | |
3.4 Технико-экономическое обоснование выбора пункта строительства нового предприятия | |
Раздел 4 Расчеты Эффективности проектируемого объекта | |
4.1 Расчет издержек производства | |
4.2 Расчет потребности в оборотном капитале | |
4.3 Расчет эффективности капитальных вложений | |
4.4 Определение прибыли и порядок ее распределения | |
4.5 Сводная таблица технико-экономических показателей |
Выводы и предложения | |
Литература |
Введение
Технико-экономическое обоснование (ТЭО) - это документ, который разрабатывается для вновь создаваемых и реконструируемых предприятий и подтверждает экономичность проектирования и работы будущего предприятия. В процессе ТЭО устанавливается производственная мощность предприятия, потребности его в материалах, сырье, полуфабрикатах и источниках их получения, уточняется место размещения нового предприятия, решаются транспортные вопросы, определяется себестоимость продукции и общие затраты на ее производство, необходимые капитальные вложения и их экономическая эффективность. От качества ТЭО зависит не только решение кратковременных проблем, связанных с капитальным строительством и вооружением завода новой техникой, но и эффективность его дальнейшей деятельности - его будущее как производителя. В связи с этим очевидна необходимость в исследовательской работе на тему "Технико-экономическое обоснование целесообразности строительства нового предприятия".
В условиях перехода к рыночным отношениям и конкуренции ТЭО, кроме сведений о прогнозных объемах производства и реализации товара, затратах на производство, прибыли и рентабельности, должен содержать данные о рынках сбыта, спросе на продукцию, ценах, т.е. должен содержать результаты маркетинговых исследований.
Перспективы развития рынка башенных кранов связаны сегодня прежде всего с ростом объемов строительства. Правительственные программы по системе ипотечного кредитования, значительное увеличение капиталовложений в недвижимость, необходимость замены старого изношенного оборудования - все эти тенденции лежат в основе растущего спроса на высококачественную строительную технику. Применение современных подъемных кранов - прямой путь к уменьшению общих затрат на строительство, от которого выигрывают все - и заказчики, и подрядчики, и, в конце концов, все те россияне, для которых строятся новые дома, кварталы, города третьего тысячелетия.
Малый и крупный бизнес в любой экономике является объектом пристального внимания различных слоев общества. Однако истинная роль малых предприятий и финасово-промышленных групп в народном хозяйстве не выявлена, что обусловлено следующими обстоятельствами:
- во-первых, почти все исследования, посвященные малому и крупному бизнесу, основаны на микроэкономическом анализе, то есть от частного к общему. Такой подход сводится, как правило, к рассмотрению отдельных фактов, которые затем экстраполируются на всю экономику. Разумеется, подобные обобщения не всегда правомерны, и, следовательно, макроэкономическая картина остается непонятной;
- во-вторых, статистические данные для оценки функционирования малого и крупного бизнеса нестабильны. Это связано с тем, что Госкомстат РФ не только постоянно удлиняет динамические ряды, но и периодически пересчитывает задним числом ретроспективные данные, в результате порой существенно изменяются выявленные ранее тенденции развития.
Создание и функционирование предприятий в рыночной экономике существенно облегчается и происходит гораздо эффективнее, если комплекс институтов, определяющий эту систему, достаточно полный и взаимосвязанный. Таким образом, благоприятные предпринимательские условия зависят не только от непосредственных мер текущей экономической политики (например, изменения ставки налога на прибыль, или поддержки инвестиций), но и от того, насколько целостными и непротиворечивыми являются институциональная среда, базисные параметры деятельности предприятий. Наиболее общие институты, конституирующие рыночную конкурентную экономику, - ценовой механизм, стабильная денежная единица, открытые рынки, частная собственность – предоставляют конкретные механизмы, делающие возможным эффективное предпринимательство.
Учитывая то, что полностью полагаться на статистические данные нельзя, данная работа позволяет реально оценить возможности и перспективы вложения капитала в создание нового предприятия. Исходя из заранее известных данных (заработная плата по региону, стоимость расходного материала, амортизационные отчисления и др.) в данной работе будет проведен анализ целесообразности создания нового предприятия и его рентабельность.
По проделанной работе можно будет сделать вывод: выгодно или невыгодно создавать новое предприятие в условиях нашей нестабильной экономики.
Раздел 1 Маркетинговое исследование
1.1 Общая характеристика производства и товара
Производственное предприятие намерено наладить производство башенных кранов типа КБ-403Б. Он является строительным передвижным полноповоротным краном на рельсовом ходу с поворотной башней и балочной стрелой с грузовой тележкой, обеспечивающей вертикальный и горизонтальный транспорт строительных деталей и материалов. КБ-403Б монтируется собственными механизмами и с помощью автомобильного крана и обладает следующими характеристиками:
Наименование характеристики | Количественный показатель характеристики |
1 | 2 |
Грузоподъемность | 5 тонн |
Грузовой момент | 105 тм |
Вылет стрелы | 20 м |
Мощность электродвигателя | 120 кВт |
Частота вращения башенного крана | 0,65 об./мин |
База башенного крана | 4 м |
Колея башенного крана | 4 м |
Высота подъема башенного крана | 20,4 м |
Скорость подъема (опускания) груза | 30,45 м/мин |
Скорость посадки груза | 5 м/мин |
Скорость передвижения башенного крана | 18 м/мин |
Башенный кран КБ-403Б предназначен для механизации строительных и монтажных работ в жилищном и гражданском строительстве. Он позволяет возводить сооружения высотой до 20,4 м. и перемещать груз массой до 5 тонн.
1.2 Преимущества продукции перед конкурентами
Конструкции башенных кранов постоянно совершенствуются и развиваются. Основные направления развития:
-совершенствование норм и методов расчета кранов;
-повышение грузоподъемности кранов за счет уменьшения запасов прочности, заложенных в более ранних конструкциях, а также применение материалов с более высокими прочностными и другими показателями, производство которых осваивается отечественной промышленностью;
-внедрение конструкций электронных систем защиты кранов нового поколения, использующих имитационную модель рабочего режима крана.
Башенный кран КБ-403Б относятся к кранам нового ряда - быстромонтируемые, перевозимые в прицепе за тягачом практически без разборки, без демонтажа электрооборудования и канатов, что позволяет ускорить ввод крана в эксплуатацию и увеличить полезное время его работы.
Подвеска ходовых тележек - флюгерная, при этом уменьшена в 1,5-1,8 раза транспортная ширина крана за счет сведения флюгеров к продольной оси крана при перевозке.
Краны нового ряда имеют возможность движения по криволинейным рельсовым путям малого радиуса (7-12 м), что позволило уменьшить число кранов при строительстве зданий сложной конфигурации.
1.3 Анализ рынка. Наименование и типы потребителей
Общий объем производства башенных кранов в России на конец 1 квартала 2006г. составляет 7000 башенных кранов в год, потребности рынка, в связи с все более развивающимся рынком строительства, превышают эту величину на 4300 единиц. Половину этой потребности в башенных кранах на российском рынке закрывают иностранные производители, специализирующиеся в основном на производстве кранов с большой грузоподъемностью (до 200 тн.) и с большой высотой подъема (до 185м).
Перспективы развития рынка башенных кранов связаны сегодня прежде всего с ростом объемов строительства. Правительственные программы по системе ипотечного кредитования, значительное увеличение капиталовложений в недвижимость, необходимость замены старого изношенного оборудования - все эти тенденции лежат в основе растущего спроса на высококачественную строительную технику. Применение современных подъемных кранов - прямой путь к уменьшению общих затрат на строительство, от которого выигрывают все - и заказчики, и подрядчики, и, в конце концов, все те россияне, для которых строятся новые дома, кварталы, города третьего тысячелетия.
Следовательно, краны нужны и их производство будет целесообразным.
Потенциальными потребителями данной продукции являются такие крупные строительные компании, имеющие множество филиалов по всей стране, как:
- ООО «Жилищная инициатива»;
- ОАО «Строим вместе»;
- ОАО «Жилпотребсоюз»;
- ОАО «Современная индустрия» и пр.
1.4 Анализ конкурентов
Сегодня на российском рынке башенных кранов твердо занимают свои ниши как российские, так и зарубежные производители. Более крупными из них являются:
- Нязепетровский краностроительный завод. Предприятие занимает порядка 25% российского рынка башенных кранов. Кроме башенных кранов 3-х типов завод производит крановые тележки и погрузчики.
- Ржевский краностроительный завод. Данное предприятие - первенец отечественного краностроения, начало выпускать башенные краны в 1964г. Продукция завода используется не только в России, но и в странах ближнего и дальнего зарубежья и занимает около 20% российского рынка;
- Зуевский энергомеханический завод. Предприятие занимает около 18% российского рынка и кроме башенных кранов производит очень большой ассортимент продукции поставляет ее в 22 страны мира.
- Карачаровский механический завод. Наряду с обычными башенными кранами завод производит краны для работ, производимых в стесненных условиях городской застройки и занимает 14% российского рынка башенных кранов.
Эти заводы удовлетворяют потребности Европейской части России и части Урала. Для большинства заводов-потребителей Урала и Западной Сибири продукция этих заводов слишком дорога в связи с большими затратами на транспорт. Качество и оптовые цены конкурирующего завода аналогичны планируемым, однако в связи с территориальным расположением потребителям будет выгоднее закупать продукцию у вновь создаваемого завода.
1.5 Стратегия маркетинга
Система распределения и сбыт продукции должны осуществляется:
1) путем заключения контрактов на поставку крупных партий продукции с каждым предприятием в отдельности;
2) продажу продукции через собственную сбытовую сеть;
3) продажу через фирмы-посредники.
Ценовая политика должна учитывать возможности покупателей, обеспечивать высокий объем продаж и максимальную прибыль.
Необходимо стимулировать рост объемов продаж и продвигать продукцию на новые рынки, что возможно при использовании систем скидок, премий и т.п., а также активной рекламы продукции.
В качестве рекламы можно рекомендовать включение рекламных объявлений в различные специализированные справочники по предприятиям России, прямую рассылку предложений по почте, размещение информации в электронных конференциях и справочниках, в Интернете и прочих компьютерных сетях; также можно рекомендовать задействовать систему рассылки Торгово-промышленной Палаты России; размещение рекламы продукта на специальных выставках, проводимых в России и за рубежом и т.д.
Раздел 2 Определение плана производства и обоснование производственной мощности
План производства кранов определяется на основе баланса производства и потребления продукции. Объем этих потребностей определяется самим предприятием на основе предварительно выполненных маркетинговых исследований.
В данном курсовом проекте уровень потребности в подъемных кранах определен, задан 6 000 шт. Сравнивая этот уровень с объемом выпуска продукции на действующем производстве 4000 шт. и возможностью его увеличения за счет организационно-технических мероприятий (не требующих капитальных вложений), что составляет, как правило, не более 10% от выпуска, а именно 400 шт., определяется необходимость расширения предприятия или нового строительства, а также его объем.
Кроме того, необходимо учесть, что предприятия, как правило, первые несколько лет не достигают, по объективным причинам, стопроцентного использования производственных мощностей, в работе задан коэффициент использования производственных мощностей равный 0.82, которым необходимо руководствоваться при определении мощности нового или расширяющегося предприятия.
На основании исходных данных составляется баланс производства и потребления продукции (табл.1)
Таблица 1 - Баланс производства и потребления продукции
№ п/п |
Ресурсы, шт. |
№ п/п |
Потребление (распределение), шт. | ||
Показатели | Кол-во | Показатели | Кол-во | ||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
1 | Действующее производство (ДП) | 4 000 | 1 | Объем возможного потребления внутри страны (П) | 6 000 |
2 | Прирост выпуска за счет организационно-технических мероприятий (не более 10%) (АДП) | 400 | 2 | Экспорт (Э) | - |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
3 | Прирост выпуска за счет капитального строительства или расширения действующего производства (НС) |
1600 |
|||
4 | Импорт | - |
Объем производства на новом предприятии (НС) определяется как разность
между потребностью и имеющимися источниками:
НС = 6 000-4 000-400=1600 шт.
Далее находится величина производственной мощности (М):
М = 1600/0,82 = 1951,219 шт. (Принимаем М = 4000шт.).
Раздел 3 Технико-экономическое обоснование варианта размещения
предприятия
3.1 Расчет затрат по доставке сырья и транспортировке готовой продукции
Выбор экономического района строительства предприятий осуществляется в соответствии с потребностью района в продукции и наличием возможных источников сырья. Необходимо определить производственные связи проектируемого предприятия по снабжению и сбыту, транспортные центры доставки и их долю в потреблении готовой продукции, а также условия транспортировки.
Возможный пункт нового строительства должен быть максимально приближен к местам потребления готовой продукции (наличие предприятий – потребителей кранов) и к источникам сырья и материалов. Для выбора оптимального пункта строительства необходимо взять несколько конкурирующих пунктов. В данном проекте в качестве примера имеется возможность выбора в качестве пункта строительства одного из городов: Рубцовска (Западная Сибирь) или Златоуста (Урал).
С целью экономического обоснования выбора пункта строительства завода, необходимо определить:
транспортные затраты по снабжению проектируемого завода материалами, полуфабрикатами и комплектующими изделиями (грузооборот в тонно-километрах, затраты на перевозку, млн. руб.);
транспортные затраты по сбыту готовой продукции потребителям (грузооборот в тонно-километрах), затраты на перевозку, млн. руб.;
сводные транспортные затраты по снабжению и сбыту, в тонно-километрах, млн. руб.
Стоимость перевозок одного тонно-километра материалов принять равным 1 руб., а стоимость перевозок готовой продукции определяется по тарифному руководству МПС (приложение 2).
Предполагаемые пункты строительства завода – г. Рубцовск (под Барнаулом, Западная Сибирь) и г. Златоуст (Урал). Возможные источники снабжения, расстояние между пунктами строительства и базами снабжения представлены в таблице 2.
Требуется выбрать пункт строительства завода, мощность которого 1600 шт./год. Завод будет снабжать подъемными кранами массой 2,7 тонны всю восточную часть страны: Урал, Восточную и Западную Сибирь. Наибольшее количество данных кранов будет направлено на строительные предприятия Западной Сибири и Урала.
Количество материалов, полуфабрикатов (литья), комплектующих изделий (подшипников, электромоторов), необходимых для производства одного изделия (в кг):
- стальной прокат 3000;
- чугунное литье 100;
- стальное литье 100;
- метизы 400;
- комплектующие изделия 50.
Заполняем таблицу 2 с учетом количества материалов и полуфабрикатов по собственному варианту, определяя грузооборот и рассчитывая стоимость перевозки грузов по каждому возможному варианту размещения проектируемого предприятия.
Таблица 2 -Транспортные затраты по обеспечению завода материалами и полуфабрикатами
Материалы и п/ф |
Кол-во материалов на программу, тн. | г. Рубцовск | г. Златоуст | ||||
База снабжения | Рассто-яние, км. | Грузо-оборот, т*км | База снабжения | Рас-сто-яние, км | Грузо-оборот, т*км | ||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
Стальной прокат | 3х2000= 6000 | Барнаул | - | - | Екатеринбург | 160 | 690000 |
Чугунное литье | 0,1х2000=200 | Барнаул | - | - | Екатеринбург | 160 | 32000 |
Стальное литье | 0,1х2000=200 | Новокузнецк | 220 | 44000 | Магнитогорск | 550 | 110000 |
метизы | 0,04х2000=80 | Новосибирск | 220 | 17600 | Екатеринбург | 160 | 12800 |
Комплектующие изделия | 0,05х2000=100 | Новосибирск | 220 | 22000 | Екатеринбург | 160 | 16000 |
Итого |
6580 |
83600 |
1130800 |
Стоимость перевозок одного тонно-километра материалов по условию принимаем равным 1 руб. Таким образом затраты на перевозку материалов, полуфабрикатов и комплектующих изделий численно будут равны грузообороту. Т.е. затраты на перевозку материалов, полуфабрикатов и комплектующих изделий от баз снабжения до предполагаемых пунктов строительства завода составят:
г. Рубцовск (З.С.) – 83 600 руб.
г.Златоуст (Урал) – 1 130 800 руб.
Далее рассчитываем стоимость перевозимых грузов с учетом заданного в табл.3 удельного веса возможных районов потребителя, тарифов на железнодорожные перевозки (приложение 2). Результаты расчетов представлены в таблице 3.
Таблица 3 - Транспортные затраты по сбыту готовой продукции потребителям (Т1)
Экономический район потребления | Условный транспортный центр | Удельный вес района, % | Кол-во кранов, шт | Вес груза, т | г.Рубцовск | г. Златоуст | ||
Рассто-яние, км |
Стоимость, руб. |
Рассто-яние, км | Стоимость, руб. | |||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 |
Западная Сибирь | Новосибирск | 20 | 400 | 2,7*400=1080 | 220 | 2,5*25*1080=67500 | 1300 | 8*25*1080= 216000 |
Барнаул | 10 | 200 | 540 | - | 0 | 1500 | 9*25*540= 121500 | |
Урал | Кемерово | 20 | 400 | 1080 | 220 | 2,5*25*1080=67500 | 1500 | 9*25*1080= 243000 |
Челябинск | 20 | 400 | 1080 | 1600 | 10*25*1080= 270000 | 200 | 1,9*25*1080=51300 | |
Екатеринбург | 20 | 400 | 1080 | 1800 | 11*25*1080= 297000 | 160 | 1,9*25*1080=51300 | |
Пермь | 10 | 200 | 540 | 2000 | 12,5*25*540=168750 | 500 | 3,6*25*540= 48600 | |
Итого: |
100 |
2000 |
2 430 |
870750 |
731700 |
Далее рассчитаем суммарные транспортные расходы по доставке исходного сырья и транспортировке готовой продукции:
г. Рубцовск (З.С.): 83 600 руб. + 870 750руб. = 954 350 руб.
г. Златоуст (Урал): 1 130 800 руб. + 731 700 руб. = 1 862 500руб.
С точки зрения транспортных затрат, выгоднее строить предприятие в г. Златоуст (Урал), где суммарные затраты меньше.
3.2 Расчет потребности в инвестициях для строительства
предприятия
Инвестиции, необходимые для строительства предприятия складываются из основных фондов и нематериальных активов (это вложения в землю, подготовку строительной площадки, на проектно-конструкторские работы, на предэксплуатационные капитальные работы, на приобретение машин и оборудования, в строительство зданий и инженерных сооружений, в строительство вспомогательных сооружений). Объем и структура инвестиций определяются на основе отраслевых показателей удельных капитальных вложений Куд = 26 000 руб. на 1 т массы изделия и проекторной мощности завода М;
К = Куд x M x м, где м – масса изделия, т.
К = 26 000 руб./т x 2000шт./год x 2,7 т = 140 400 000 руб. = 140, 4 млн.руб.
Кроме этого, в объем инвестиций необходимо включить дополнительные затраты, связанные с географическим расположением строящегося объекта, климатическими особенностями того или иного района и т.д. Величина этих дополнительных затрат определяется с помощью коэффициента стоимости строительно-монтажных работ;
Ki = K x Li см, (Косн)
КЗ.С. = 140,4 млн. руб. x 1,2 = 168,480 млн. руб,
KУрал = 140,4 млн. руб. x 1,16 см = 162,864 млн. руб., (Косн)
Где Li см – тарифный коэффициент стоимости строительно-монтажных работ. В работе принимается равным: для З.Сибири – 1,2; для Урала - 1,16.
Проект строительства предприятия предполагает 2 варианта распределения капитальных вложений по годам, и необходимо выбрать лучший из них.
Распределение капитальных вложений по годам строительства
I вариант(3 года) | II вариант (4года) | |
1 год | 30% | 15% |
2 год | 30% | 15% |
3 год | 40% | 30% |
4 год | 40% |
Для этого капитальные затраты, распределенные по годам строительства, приводим к одному моменту времени, которым обычно является год начала реализации проекта, дата начала производства продукции. Процедура приведения разновременных платежей к базовой дате называется дисконтированием. При этом используется следующая формула:
КТ =
где КТ – капитальные вложения, определенные с учетом фактора времени;
Кi – капитальные вложения соответствующего года;
t – срок строительства, лет;
Е – норма дисконта, равная приемлемой для инвестора норме дохода на капитал (Е= 0.1).
Рассчитаем капитальные вложения, определенные с учетом фактора времени для двух вариантов распределения при размещении завода в Западной Сибири (г. Рубцовск):
По 1 варианту распределения (3 года):
КТ = 168,48 x 0.3 x (1+0.1)3-1 +168,48 x 0.3 x (1+0.1)3-2 +168,48 x 0.4 x (1+0.1)3-3=
= 61,158+55.598+67,392=184,149 млн. руб.
По 2 варианту распределения (4 года):
КТ = 168,48 x 0.15 x (1+0.1)4-1 +168,48 x 0.15 x (1+0.1)4-2 +168,48 x 0.3 x (1+0.1)4-3 +
+168,48 x 0.4 x (1+0.1)4-4= 33.637+30,579+55,598+67,392=187,206 млн. руб.
Так же рассчитаем капитальные вложения, определенные с учетом фактора времени для двух вариантов распределения при размещении завода на Урале (г.Златоуст):
По 1 варианту распределения (3 года):
КТ = 162,864 x 0.3 x (1+0.1)3-1 +162,864 x 0.3 x (1+0.1)3-2 +162,864 x 0.4 x (1+0.1)3-3=59,120+53,745+65,146=178,010 млн. руб.
По 2 варианту распределения (4 года):
КТ = 162,864 x 0.15 x (1+0.1)4-1 +162,864 x 0.15 x (1+0.1)4-2 +162,864 x 0.3 x (1+0.1)4-3 +162,864 x 0.4 x (1+0.1)4-3= 32,516+29,560+53,745+65,146=180,967 млн. руб.
Наименьшие капитальные вложения, определенные с учетом фактора времени наблюдаются в проекте строительства предприятия за три года в г.Златоуст на Урале.
Дисконтированные капитальные вложения используются далее при оценке сравнительной экономической эффективности вариантов размещения предприятия и при этом не являются основанием для пересмотра сметной стоимости строительно-монтажных работ.
3.3 Расчет численности и заработной платы работающих
Определение показателей по труду проектируемого предприятия включает в себя расчеты численности работающих по категориям и расчеты планового фонда заработной платы (табл.4).
Таблица 4 - Показатели по труду проектируемого предприятия
Категория работающих | Численность работающих, чел. | Форма оплаты | Основная заработная плата | Дополнительная заработная плата, млн. руб. | Итого годовой фонд заработной платы, млн. руб. | ||
Прямая зар. плата, млн. руб. | Доплаты к прямой зар. плате (премия) | Итого, млн. руб. | |||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
Рабочие: | |||||||
- основные | 1482 | сдельная | 113,600 | 40% | 159,040 | 11,360 | 170,400 |
- вспомога-тельные | 667 | повре-менная | 24,612 | 30% | 31,996 | 2,461 | 34,457 |
служащие | 178 | оклад | 22,428 | 50% | 33,642 | 1,794 | 35,436 |
ИТОГО: |
2327 |
160,640 |
228,578 |
15,615 |
240,293 |
Численность основных рабочих может быть определена по трудоемкости производственной программы:
nсп = tгодпр /( Фэф x Квып)
nсп = = 1482 чел.
Где tгодпр – трудоемкость годовой производственной программы (t годпр = t ед x М);
tгодпр = 1600 н.ч./изд. х 2000 изд./год. = 3 200 000 н.ч./год.
Фэф – эффективный фонд рабочего времени одного работника, час/чел, год; 0,9 от Фном
В курсовых проектах Фэф принимается равным 1800 час.
Квып = 1,2 – коэффициент выполнения норм;
Численность вспомогательных рабочих определяется как 45% от численности основных рабочих и составляет:
Чвсп = nсп x 0,45 = 1482 x 0,45 = 667 чел.
Численность служащих (руководителей и специалистов) определяется как 12% от численности основных рабочих и составляет:
Чслуж = nсп x 0,12 = 1482 x 0,12 = 178 чел.
Форма оплаты труда для основных рабочих предполагается сдельной, для вспомогательных рабочих – повременная.
З под = М x Pсд = 2000изд. x 56 800 руб. = 113 600 000 руб. = 113, 600 млн.руб.
где Pсд – расценка за единицу изделия, руб.
Р сд = t x C сд = 1600 н.ч. x 35,5 час = 56 800 руб.
Где t = 1600 н.ч. – норма времени за единицу изделия, н.ч.
C сд = 35,5 руб. – часовая тарифная ставка сдельщика, руб.
Заработная плата повременных рабочих составит:
ЗПповр= Фэф х Чвсп х Спов,
где Спов = 30,5 руб. – часовая тарифная ставка повременщика.
Чвсп = 300 чел. – численность вспомогательных рабочих.
ЗП повр = 1800 час/чел. год. x 667 чел. x 20,5 руб. = 24 612 300 руб. = 24,612 млн. руб.
Заработная плата служащих составит:
ЗП служ = Оклад ИТР x 12 мес. x Чслуж = 10 500 руб. x 12 мес. x 178 чел. = 22,428 млн.руб.
Величина заработной платы, кроме того, зависит от тех или иных климатических особенностей, района размещения предприятия, что учитывается районным коэффициентом заработной платы:
Фi=ГФЗП x ai,
где ГФЗП – годовой фонд заработной платы;
ai – районный коэффициент заработной платы, соответствующего района (для З.С. – 1.3; для Урала – 1,25).
ФЗ.С. = 240,293 x 1,3 = 312,381 млн. руб.
ФУрал = 240,293 x 1,25 = 300,366 млн. руб.
3.4 Технико-экономическое обоснование выбора пункта строительства нового предприятиия
Экономическим критерием выбора пункта строительства предприятия является минимум приведенных затрат, которые определяются как сумма части текущих (годового фонда заработной платы с учетом районного коэффициента и суммарных транспортных затрат) и капитальных затрат:
Зпр = Ni + EнKi;
Ni- часть текущих затрат;
Ki – капитальные затраты по выбранному с учетом фактора времени варианту;
Eн – нормативный коэффициент эффективности капитальных вложений, равный 0.15.
Расчеты сводим в таблицу 5.
Таблица 5 – Расчет приведенных затрат
Пункт строительства |
Фонд заработной платы, (тыс. руб.) | Транспортные затраты по доставке исходного сырья (тыс. руб.) | Транспортные затраты по доставке готовой продукции (тыс. руб.) | Капитальные вложения (тыс. руб.) | Капитальные вложения (тыс. руб.) с учетом КixEн |
Приведенные затраты, всего (гр.2+гр.3 + гр.4+гр.6) |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
г.Рубцовск (З.С.) | 312381 | 83,6 | 870,750 | 184049,0 | 184149*0,12=22085,88 | 335421,23 |
г.Златоуст (Урал) | 300366 | 1130,8 | 731,700 | 178010,0 | 178010*0,12=21361,2 | 323589,70 |
Таким образом, ориентируясь на наименьшие приведенные затраты оптимальным пунктом для строительства завода выбираем г. Златоуст на Урале.
Далее все расчеты ведутся по базе данных выбранного для строительства объекта.
Раздел 4 Расчеты Эффективности проектируемого объекта
4.1 Расчет издержек производства
На основании выполняемых расчетов и исходных данных определяется полная себестоимость одного изделия и всего годового выпуска. Расчет свести в таблицу 6.
Таблица 6 - Расчет технологической стоимости продукции
№ п/п | Статьи затрат | Затраты на единицу, руб. | Затраты на годовой объем, руб. |
1 | 2 | 3 | 4 |
1 | Сырье и материалы | 286 000 | 572 000 000 |
2 | Отходы (вычитаются) | 21 830 | 43 660 000 |
3 | Транспортно-заготовительные расходы по доставке материалов | 565,40 | 1 130 800 |
4 | Стоимость вспомогательных материалов | - | - |
Итого материальных затрат: (п.1-п.2+п.3) |
264 735,40 | 529 470 800 | |
5 | Заработная плата | 150 183 | 300 366 000 |
6 | Отчисления на социальные нужды | 39 047,58 | 78 095 160 |
7 | Амортизация основных производственных фондов | 9 397,25 | 18 794 496 |
8 | Прочие затраты | 46 336,32 | 92 672 645,60 |
Итого полная себестоимость: |
509 699,55 |
1 019 399 101,60 |
Стоимость сырья и материалов определяются на базе удельных показателей (см. приложение 1) в расчете на одно