Основные направления развития производственно-финансовой деятельности предприятия транспорта

2.6 - Динамика доходов предприятия по прочим видам деятельности, проценты


В условиях рыночной экономики коллективом локомотивного депо, кроме повышения объема перевозок, должно уделяться больше внимания росту доходов за различные услуги сторонним организациям по прямым договорам, выполнению ремонтов локомотивов другим дорогам, а также промышленным предприятиям и организациям других министерств и ведомств.

Из таблицы 2.9 видно, что на протяжении трех анализируемых лет доходы от прочих видов деятельности увеличились в 4,3 раза. При этом расходы по прочим видам деятельности увеличились только в 2,4 раза. Даная ситуация приводит к значительному увеличению размера полученной прибыли – 2448,0 тысячи рублей в 2007 году.

Однако следует отметить, что в 2007 году доходы в размере 4415,0 тысячи рублей сложились из-за продажи материалов на сумму 2029,0 тысячи рублей (при полном отсутствии расходов связанных с данной деятельностью) и оказания услуг сторонним организациям в размере 2386,0 тысячи рублей (проживание в бригадном доме – 187,0 тысячи рублей, ремонт частных локомотивов – 337,0 тысячи рублей, аренда помещения – 78,0 тысячи рублей, работа локомотива на подъездных путях сторонних организаций – 1784,0 тысячи рублей).

Таким образом, без учета дохода от продажи материалов в 2007 году, рентабельность прочих видов деятельности по предприятию составляет 21,3%, что на 2,9% больше уровня рентабельности в 2005 году и меньше уровня 2004 году на 1,7%.

На рисунке 2.7 представлена динамика рентабельности предприятия за три анализируемых года.


Рисунок 2.7 - Динамика рентабельности предприятия за 2005 – 2007 гг., проценты


Достаточно большое влияние на производственно-финансовую деятельность локомотивного депо оказывают трудовые показатели работы.

Выявление и реализация резервов улучшения использования трудовых ресурсов и повышения производительности труда работников на предприятиях ОАО «РЖД» – одна из основных задач повышения производственно-финансовой деятельности депо.

К трудовым показателям в локомотивном депо относятся: численность работников, среднемесячная заработная плата, фонд оплаты труда, производительность труда.

В таблице 2.9 представлена динамика трудовых показателей предприятия за три года.


Таблица 2.9 – Динамика трудовых показателей

Наименование показателя Годы

2005 2006 2007

значение значение к 2005г, процент значение к 2005г, процент
Численность, человек, в т.ч. 1252 1276 101,9 1130 90,3
- перевозки грузов, из них 1247 1257 100,8 1115 89,4
- локомотивные бригады 678 700 103,2 634 93,5
- текущий ремонт 211 206 97,6 200 94,8
- прочая деятельность (ПВД) 5 19 380,0 15 300,0
Фонд оплаты труда, тыс. руб. 137472 170031 123,7 178848 130,1
Общая среднемесячная заработная плата, руб., в т.ч. 8908 10380 116,5 12527 140,6
- перевозки грузов, из них 8920 10445 117,1 12615 141,4
- локомотивные бригады 10746 12935 120,4 15563 144,8
- текущий ремонт 5822 6751 116,0 7433 127,7
- прочая деятельность (ПВД) 1963 6442 328,2 5974 304,3
Производительность труда, ткм/чел. 13222 13918 105,3 15640 118,3
Производительность труда локомотивных бригад, ткм/чел. 24338 24993 102,7 26938 110,7
Производительность труда по текущему ремонту, ткм/чел. 5,1 5,6 109,8 6,0 117,6

На рисунке 2.8 представлена динамика численности работников предприятия за три анализируемых года.


Рисунок 2.8 - Динамика численности предприятия, проценты


Трудовые ресурсы любого предприятия определяются численностью персонала, его составом и квалификацией. Общая численность работающих в локомотивном депо в 2005 году составила 1252 человека, в 2006 году – 1276 человека, в 2007 году – 1130 человек. Уменьшение общей численности работников локомотивного депо к 2007 году до 1130 человека связано с передачей Белореченского участка в локомотивное депо станции Туапсе. В тоже время в связи с ростом объемов работы в 2006 году численность локомотивных бригад выросла до 700 человек, а в 2007 году снизилась до 634 человек опять-таки в связи с передачей Белореченского участка.

Локомотивное депо планирует численность работающих по видам работ. При расчетах принимают три метода определения плановой численности работников: по плановому объему работы и установленным нормам времени или нормам выработки; по количеству производственных объектов и нормам затрат рабочей силы на один объект или нормам обслуживания; по штатному расписанию.

Так расчетная потребность на выполняемый объем работы по нормативам трудоемкости в 2007 году составляет 1241 человек в среднем за отчетный период.

Фонд оплаты труда на протяжении трех лет увеличивается и в 2007 году составил 178848 тысячи рублей, что на 30,1% больше уровня 2005 года.

В 2006 году на увеличение фонда оплаты труда повлияло изменение численности работников депо и средней заработной платы, которая постоянно индексируется в связи с ростом потребительских цен.

Увеличение фонда оплаты труда в 2007 году, несмотря на снижение общей численности по предприятию, связано с единовременными выплатами премий за выполнение производительности труда, за безаварийную работу в течение года, увеличение оплаты по договорам подряда (несписочный фонд оплаты труда).

На рисунке 2.9 представлена динамика среднемесячной заработной платы на предприятии: общей заработной платы по предприятию, заработной платы работников локомотивных бригад, заработной платы работников, занятых текущим ремонтом локомотивов.


Рисунок 2.9 - Динамика среднемесячной заработной платы по предприятию, проценты

За три года общая среднемесячная заработная плата на предприятии выросла на 40,6% и составила в 2007 году 12527,0 рублей. В тоже время у локомотивных бригада заработная плата растет быстрее, чем в целом по предприятию – рост составил 44,8%. Этому есть несколько причин – установление высоких ставок и окладов, значительное количество ночных смен, которые согласно Трудового Кодекса оплачиваются на 40% больше, значительное количество сверхурочной работы, которая оплачивается в полуторном или двойном размере.

Заработная плата является основным материальным стимулом для работников предприятия. Среднемесячную заработную плату одного работника депо рассчитывают делением общего фонда заработной платы на численность работников и на 12 месяцев.

Показателем эффективности использования трудовых ресурсов является производительность труда.

Производительность труда на любом предприятии характеризует уровень развития и степень эффективности использования трудовых ресурсов. Только на основе постоянного роста производительности труда возможно достижение высоких темпов развития производства, повышение эффективности работы депо, роста материального благосостояния работников предприятия, улучшения условий труда работников предприятия.

Рост производительности труда на железных дорогах обусловливает снижение себестоимости продукции промышленности и сельского хозяйства в пунктах их потребления и повышение производительности общественного труда в масштабе всей страны.

Производительность труда работников локомотивного депо измеряют числом тонно-километров брутто, приходящихся на одного работника депо.

Данный вид производительности труда в депо в 2007 году составила 15640,0 ткм / человек, что на 18,3% больше уровня 2005 года, что связано в основном с увеличением объема работы на 5,7% и снижением общей численности работников депо на 9,7%.

На рисунке 2.10 представлена динамика производительности труда предприятия.

Производительность труда работников локомотивных бригад рассчитывают делением тонно-километров брутто, приходящихся на одного работника локомотивной бригады.

Производительность труда локомотивных бригад за три года увеличилась на 10,7%. Это связано со снижением численности локомотивных бригад на 6,5% и увеличением объема тонно-километровой работы на 5,7%.


Рисунок 2.10 - Динамика производительности труда предприятия, проценты


Производительность труда работников, занятых ремонтными работами рассчитывают делением количества отремонтированных локомотивов в условных единицах на численность работников по текущему ремонту. Данный вид производительности труда за три анализируемых года увеличился на 17,6%, что связано с увеличением объема работы – количества отремонтированных локомотивов, переведенных в условные единицы - на 11,8% и снижением численности работников депо, занятых на текущем ремонте на 5,2%.

Таким образом, основными направлениями развития экономической и финансовой деятельности локомотивного депо Кавказская должны стать:

- увеличение доходов от прочих видов деятельности:

а) ремонт частных локомотивов;

б) сдача в аренду помещений депо;

в) выполнение работ локомотивами депо на подъездных путях для сторонних организаций;

- повышение производительности труда.


3. Мероприятия по развитию производственно-финансовой деятельности локомотивного депо Кавказская


Основные направления повышения эффективности производства в локомотивном депо вытекают из требований, предъявляемых народным хозяйством к работе железных дорог.

В локомотивном депо внедряются новые мощные локомотивы, прогрессивная технология, новое высокопроизводительное оборудование, сокращается доля ручного труда в результате механизации и автоматизации производственных процессов, улучшаются условия труда работников.

В целях ликвидации ручного труда важным фактором наиболее эффективного использования ремонтной базы является специализация и концентрация производства. Это позволяет на тех же производственных площадях осваивать большую программу ремонта, обеспечивать рост энерговооруженности и производительности труда, снижать себестоимость.

Рост эффективности общественного производства предусматривает более рациональное использование основных и оборотных производственных фондов. В эксплуатации это достигается путем улучшения использования тяговых средств, а на ремонте и техническом обслуживании - путем уменьшения неустановленного оборудования, повышения коэффициента сменности, ликвидации диспропорции между участками депо, применения устаревших методов ремонта, модернизации действующих машин и оборудования.

Одно из главных направлений повышения эффективности производства - снижение материалоемкости работ. Расход материалов, топлива может быть сокращен без ущерба для качества ремонта, особенно в тех депо, где образуется много отходов, не всегда организована их рациональная утилизация, недостаточен уровень научного нормирования расхода запасных частей и материалов. Резервы снижения материалоемкости - это и сокращение брака, заходов локомотивов на внеплановые ремонты, улучшение качества надежности работы локомотивного парка. Систематическая работа по научной организации труда, совершенствованию нормирования и оплаты труда, повышение квалификации работающих является единственным источником повышения эффективности работы локомотивного хозяйства.

Экономическая эффективность работы локомотивных депо зависит и от совершенствования методов хозяйственного производства локомотивным депо.

Все мероприятия, направленные на повышение эффективности производства можно условно разделить на две группы.

Мероприятия первой группы решают задачи освоения растущих перевозок и объемов ремонтных работ путем строительства и реконструкции зданий, сооружений, депо, внедрения новых типов локомотивов, замены оборудования и т.п. Эти мероприятия требуют значительных капитальных затрат.

Вторая группа мероприятий - это внедрение научной организации труда, применение новых методов ремонта, новых технологических процессов в эксплуатации и ремонте, улучшение условий труда, выявление внутренних резервов производства и т.п. Мероприятия этой группы дают значительный эффект, но в то же время требуют незначительных капитальных вложений.

В данном дипломном проекте по повышению производственной деятельности локомотивного депо в области выполнения перевозок грузов предлагается увеличивать количество вождения так называемых «тяжеловесных поездов» с целью повышения веса поезда и соответственно значительного увеличения тонно-километровой работы.

Внедрение системы автоведения поездов также дает значительный экономический результат, позволяя эффективно расходовать ресурсы (электроэнергию на тягу поездов, дизельное топливо)


На рисунке 3.1 представлены мероприятия в области производственной деятельности локомотивного депо.




Рисунок 3.1 – Мероприятия в области производственной деятельности


В дипломном проекте также предлагается осуществить удлинение плеча обслуживания пассажирских поездов на участке Кавказская – Котельниково локомотивными бригадами депо Кавказская (без смены локомотивной бригады по станции Сальск), плечо 410 км

На основании графика прибытия и отправления поездов, а также с учетом необходимого времени отдыха локомотивных бригад по станции Котельниково по сравнению со станцией Сальск время отдыха локомотивных бригад сокращается на 418 часов 05 минут в месяц:

- в четный день на 9 часов 40 минут

- в нечетный день на 18 часов 47 минут

Время на подготовительно-заключительные работы локомотивных бригад при смене по станции Сальск представлено в таблице 3.1.


Таблица 3.1 – Время на подготовительно-заключительные работы

Наименование Время, минут
Графиковое время стоянки пассажирских поездов по ст. Сальск 25
Время, отведенное локомотивным бригадам на заключительные работы (от прибытия до сдачи маршрута) 1 час 12 минут,
на подготовительные работы (от явки до отправления) 1 час 24 минуты
Время от сдачи локомотива до сдачи маршрута составляет 47 минут
Время от явки до приема локомотива составляет 59 минут
Общее время (без учета стоянки поезда) 1 час 46 минут
За месяц время подготовительно-заключительных работ составляет: 1 ч. 46 мин • (30 + 15) = 79 час 50 мин

Часовая тарифная ставка машиниста с учетом начислений (выслуга лет, классность, премии) – 70,623 рублей

Часовая тарифная ставка помощника машиниста с учетом начислений (выслуга лет, классность, премии) – 52,897 рублей

Расчет экономии эксплуатационных расходов в месяц при удлинении плеча обслуживания.

Расходы на подготовительно-заключительные работы:

79 ч. 50 мин. • 123,52 руб. = 9861,0 руб.

Расходы на переотдых локомотивных бригад:

418 ч. 05 мин. • 61,76 руб. = 25820,8 руб.

Итого экономия эксплуатационных расходов в месяц составит:

Эрасх = 9861,0 + 25820,8 = 35681,8 рублей

Экономия эксплуатационных расходов за год составит:

Эгод.расх. = 12 • 35681,8 = 428,2 тыс. руб.

Таким образом, при удлинении плеча обслуживания локомотивными бригадами депо Кавказская до станции Котельников позволит за год сэкономить 428,2 тысячи рублей.

Технический прогресс и компьютерная техника уже сегодня позволяют вести непрерывный контроль работоспособности многих узлов и агрегатов локомотивов и определить возможный моторесурс безаварийной работы каждого узла и агрегата.

Проводимые научно-технические и практические работы многих локомотивных депо и институтов открывают и все шире предлагают методы технической диагностики локомотивов перед каждым рейсом или выходом из депо.

Методы диагностики состояния основных узлов и агрегатов локомотивов позволяют с достоверной точностью определить как уже «больные» узлы, так и предупредить о приближающемся аварийном состоянии узлов, что позволяет осуществлять частичный, выборочный ремонт, а не полный, обязательный вид ремонта в соответствии с Правилами ремонта при планово-предупредительной системе ремонтов.

Диагностирование - это особый технологический процесс контроля, при котором определяется уровень технического состояния и работоспособности оборудования локомотива без разборки и снятия агрегата. В процессе такого контроля фиксируются определенные параметры, связанные с рабочими процессами проверяемого оборудования, например, потребляемый ток, электрическое сопротивление, температура и тенденции ее изменения, вибрация, шум, герметичность, наличие примесей в смазочных материалах и другие параметры.

При обычных методах ремонта большая часть времени затрачивается обычно на определение и поиск дефекта. Диагностические методы позволяют сократить это время, следовательно, и время простоя локомотива в ремонте.

Внедрение методов диагностики позволяет несколько сократить обязательные виды ремонтов, но при этом придется пересмотреть содержание и количество видов технического обслуживания локомотивов.

В данном дипломном проекте предлагается более широкомасштабно применять системы вибрационной диагностики.

Задачей систем вибрационной диагностики как стационарных, так и переносных, в отличие от систем мониторинга, является минимизация всех затрат на саму систему и ее обслуживание, а также на обслуживание и ремонт всей группы диагностируемых машин.

При таком подходе «массового» диагностического обслуживания переносные системы диагностики имеют определенные преимущества, если они с высокой вероятностью обнаруживают большинство зарождающихся дефектов и позволяют наблюдать за их развитием.

Такие системы, которые можно назвать системами мониторинга развития дефектов, дают максимальный экономический эффект при планировании обслуживания и ремонта машин.

Таким образом, внедрение систем мониторинга, диагностики и балансировки позволяет решать следующие проблемы: контроля вибрации, диагностики технического состояния вращающегося оборудования, долгосрочного прогноза технического состояния, планирования ремонтных работ, перехода на обслуживание по состоянию технического средства, балансировки механизмов на месте эксплуатации.

Экономическая эффективность внедрения средств диагностики:

- экономия от 30 до 50 % затрат на обслуживание и ремонт вращающегося оборудования.

- снижение вероятности аварийного выхода оборудования из строя в десятки раз.

- срок окупаемости переносной системы мониторинга, диагностики и балансировки при ее полной загрузке составляет три-шесть месяцев.

Также в дипломном проекте предлагается мероприятие в области ремонта локомотивов. В связи с тем, что большинство станков и оборудования в депо сильно изношены, предлагается за счет средств амортизационных отчислений (централизованные поставки от вышестоящих организаций) приобрести моечную машину для промывки тормозной аппаратуры.

Внедрение моечной машины для обмывки тормозной арматуры локомотива в ремонтном цехе позволит сократить затраты труда и материалов для очистки, повысить качество очистки, увеличить производительность труда. В настоящее время тормозная арматура очищается вручную металлическими щетками, такая очистка не обеспечивает необходимое качество, кроме того, ручная очистка занимает больше времени, чем на новой установке.

Экономический эффект определяем по формуле:


Э= ((С1+ЕнК1) – (С2+ Ен К2)) •Аг - Самор (3.1)


где С1 – себестоимость до внедрения;

С2 – себестоимость после внедрения;

Ен - нормативный коэффициент эффективности капитальных вложений

Ен = 0,15;

К1 – удельные капитальные вложения в производственные фонды до

внедрения К1 = 0;

Самор – амортизационные отчисления за год, Самор = 30000 рублей;

К2 – удельные капитальные вложения в производственные фонды после

внедрения К2 = 1,52;

Аг – годовая программа мойки, Аг = 19760 деталей.

Определяем себестоимость до внедрения по формуле:


С1 = (Т1• Кпр • К тар.ст. • Ксн. • К зам.) + С пр (3.2)


где Т1(час) – время очистки 1 детали = 0,12;

К тар.ст. - часовая тарифная ставка слесаря 5 разряда = 21,111;

Ксн - коэффициент отчислений на ЕСН, Ксн = 1,267;

К пр – коэффициент, учитывающий выслугу и премию слесаря

5 разряда К пр = 1,5;

Спр. - коэффициент, учитывающий накладные расходы, Спр.=0,5 от размера оплаты труда персонала.

С1 =(0,12 • 1,5 • 21,111 • 1,267) + ( 5,18 • 0,5 ) = 7,77 рубля

Определяем себестоимость после внедрения техники:


С2 = (Т2 • Кпр • К тар.ст. • К сн • К зам.) + Спр (3.3)


где Т 2(час)– время мойки1 детали = 0,04;

К тар.ст. - часовая тарифная ставка слесаря 5 разряда = 21,111;

Ксн – коэффициент отчислений на ЕСН, Ксн = 1,267;

К пр – коэффициент, учитывающий выслугу и премию

слесаря 5 разряда К пр = 1,5;

Спр.- коэффициент, учитывающий накладные расходы,

Спр.=0,5 от размера оплаты труда персонала.

С2 = (0,04 • 1,5 • 21,111 • 1,267) + ( 1,73 • 0,5) = 2,60 рубля

Годовой экономический эффект от внедрения моечной машины:

Э = (7,77 – (2,60 + 0,15 • 1,52 )) • 19760 – 30000 = 67614,4 рубля.

Срок окупаемости рассчитывается по формуле:


(3.4)


где Ток – срок окупаемости проекта, лет

Ц - цена внедряемой моечной машины, Ц = 300000 рублей;

Э – годовой экономический эффект, рубли

Таким образом, предлагаемая к внедрению моечная машина окупится через 4,4 года и имеет годовой экономический эффект в размере 67,6 тысячи рублей.

В связи с новой корпоративной системой оплаты труда возникает необходимость формирования новых принципов премирования по созданию оценочной системы участия и влияния каждого работника ОАО «РЖД» на конечные результаты деятельности структурного подразделения и компании в целом.

Премирование за результаты труда организуется таким образом, чтобы была установлена прямая зависимость размера премии от величины трудового вклада работника и коллектива в общекорпоративные результаты деятельности.

Необходимо поощрять напряженный, высокопроизводительный труд, проявление инициативы, ответственности работников за выполнение планов и заданий, соблюдение производственной и трудовой дисциплины.

Устанавливаемые показатели премирования могут быть количественными и качественными, и направлены на стимулирование:

- роста объемов перевозок грузов, пассажиров, производства (работы), производительности труда;

- улучшения качества перевозок, показателей использования подвижного состава, выполняемых работ, состояния безопасности движения поездов;

- снижения эксплуатационных расходов, издержек производства, себестоимости перевозок и работ, нормативов расхода топливно-энергетических ресурсов, материалов, сырья, запасных частей и др.

Размер премии может определяться как за выполнение каждого показателя в отдельности, так и за выполнение нескольких показателей при выполнении установленных условий выплаты премии. Если установленные показатели не выполнены — премия не выплачивается.

Разрабатывая эффективную систему премирования, позволяющую в наибольшей степени соединить интересы работника со стратегическими задачами компании, необходимо обеспечить «порог ощутимости» при установлении размеров премии. Минимально она должна быть не менее 10 % тарифной ставки (должностного оклада) за оцениваемый период.

Премировать рабочих можно за коллективные результаты работы — по конечным результатам труда всего коллектива с распределением премии в зависимости от трудоемкости и качества выполненной работы по каждой профессии, вклада каждого в общие результаты с учетом коэффициента трудового участия (КТУ), коэффициента качества выполнения работ (ККТ).

Для поощрения рабочих за индивидуальные результаты работы наиболее прогрессивная форма стимулирования - премирование за выполнение и перевыполнение нормированных и производственных заданий.

Конкретные показатели премирования рабочих структурных подразделений филиалов ОАО «РЖД» устанавливаются с учетом особенностей выполняемых ими функций. Надо устанавливать не более двух-трех показателей и условий, определяющих размер премии, иначе будет потеряна наглядность связи системы премирования с основными задачами работника и результатами работы коллектива.

Рекомендуется применять следующие критерии оценки личного трудового вклада в результаты работы:

- объем и качество выполняемых работ;

- обеспечение безаварийной работы;

- выполнение инструкций по охране труда и технике безопасности;

- повышение уровня квалификации;

- проявление инициативы, помощь другим работникам;

- состояние трудовой и производственной дисциплины;

- другие критерии оценки трудовой деятельности работника с учетом его личного трудового вклада в результаты работы и особенностей выполняемых им функций.

Одно из перспективных инновационных направлений научных исследований - повышение надежности электрических машин. Надежность во многом зависит от состояния их изоляции. При обнаружении дефектов изоляции двигатель подвергается ремонту, стоимость которого зависит от своевременности его проведения. К числу основных операций, как правило, относятся мойка электрической машины, предварительная сушка перед пропиткой, пропитка лаком и сушка после пропитки.

Учеными была разработана система управления сушильными печами с контролем сопротивления изоляции «Суховей». Эта система предназначена для управления сушильными камерами, устанавливаемыми в сушильно-пропиточных отделениях депо.

Помимо системы управления «Суховей», создана сушильная камера для якорей тяговых двигателей, рассчитанная на один якорь. В сочетании с системой «Суховей» эта камера дает значительную экономию электроэнергии. Во-первых, она потребляет всего 27 кВт-час в отличие от распространенных в настоящее время сушильных печей СДОС-16, потребление которых составляет 147 кВт-час, что выше в 5,4 раза энергопотребления системы «Суховей». Практика показывает, что использование системы «Суховей» позволяет сократить время сушки на 60%.

Таким образом, в дипломном проекте были предложены мероприятия, которые позволят повысить эффективность производственно-финансовой деятельности локомотивного депо Кавказская.

Эффекты от предлагаемых мероприятий следующие:

- экономия расходов на 482,2 тысячи рублей в год при удлинении плеча обслуживания до станции котельников;

- окупаемость 4,4 года, годовой экономический эффект при внедрении в ремонт локомотивов моечной машины для обмывки тормозной аппаратуры;

- экономия затрат от 30% до 50% при внедрении систем диагностики узлов и агрегатов локомотивов;

- снижение потребления электроэнергии в 5,4 раза, сокращение времени сушки якорей тяговых двигателей на 60% при внедрении системы «Суховей».

- повышение материальной заинтересованности работников предприятия в связи с новыми показателями положения о премировании.


4. Безопасность и экологичность решений проекта


4.1 Охрана труда


Общая характеристика локомотивного депо с точки зрения охраны труда, анализ потенциальных опасностей и вредностей

В данной главе проанализированы условия труда работников столярного участка Локомотивного депо. В столярном участке производится обработка древесины на станке, а также изготовление изделий из дерева для собственных нужд предприятия. Рабочие места на столярном участке оснащены необходимым оборудованием: токарными деревообрабатывающими станками, ручным деревообрабатывающим инструментом, циркулярной пилой, рубанками. При обработке столярных изделий на рабочих участках оказывают влияние потенциально опасные факторы трудового процесса:

- повышенный шум при обработке изделий на станках;

- запыленность;

- потенциальная опасность поражения электрическим током;

- нахождение работников в опасных зонах;

- режущие части станков.

Недостаточное освещение рабочих мест приводит к частой переадаптации зрительного аппарата, что способствует травмированию. Недостаточная величина освещенности является причиной быстрого утомления и нарушений функций глаза, замедление темпов работы, а иногда и причиной несчастных случаев на производстве.

Увеличение освещенности рабочей поверхности улучшает видимость объектов за счет повышения их яркости, увеличивает скорость различия продукции, что сказывается на росте производительности труда.

Организация рационального освещения на производстве является одной из важнейших задач охраны труда.

В настоящее время на рабочих местах освещение не в полной мере соответствует нормативным требованиям, ввиду устаревшей конструкции светильников и недостаточного количества источников света.

Организационные и технические мероприятия по недопущению опасных и вредных производственных факторов.

Для улучшения освещенности столярного участка Локомотивного депо проведен ряд мероприятий:

1) установлены новые светильники;

2) заменены все