Социально-демографические переменные в социологическом исследовании: оценка достоверности самоотчетов респондентов
Источник: [12, p. 73].
Высказывается мнение, что искажения возрастных сведений связаны прежде всего с социокультурными и психологическими факторами, вызывающими у людей стремление к самопрезентации, а не с эффектами памяти или аккумуляции возраста [12, p. 73]. Вместе с тем имеются сведения, не согласующиеся с описанными выше результатами. В исследовании Р. Петерсона, например, не было зафиксировано значимых различий в уровнях искажения возрастной информации, связанных с возрастом опрошенных [15, p. 381–382]. Некоторые исследователи полагают, что к завышению уровня доходов в большей степени склонны молодые респонденты [12, p. 75] и люди с невысокими заработками [22]. Другие авторы не находят строгих эмпирических подтверждений этим тенденциям [23, с. 7].
Методология и методы исследования
Поскольку сведения, имеющиеся в литературе, носят разрозненный, часто случайный характер и порой существенно разнятся от исследования к исследованию, очень трудно представить истинные масштабы искажений в ответах респондентов о самих себе. Для оценки достоверности (искренности) таких ответов в 1999–2001 гг. мы провели два специальных исследования1. Первое из них (март–апрель 1999 г.) представляло собой методический эксперимент, организованный по принципу "тест-ретест", второе (февраль 2001 г.) – массовый опрос взрослого населения г. Иванова и Ивановской области.
В ретестовом исследовании участвовало 110 чел., проживающих в г. Иванове и представляющих разные социально-демографические и профессиональные группы взрослого населения (студенты, представители производственной и непроизводственной интеллигенции, работники торговли и сферы обслуживания, пенсионеры). Поскольку эксперимент состоял из двух фаз, то от респондентов в общей сложности было получено 220 анкет.
Экспериментальный план. Опрашиваемым предлагалось ответить на вопросы анкеты дважды через небольшой промежуток времени (около двух-трех недель). В первый раз их просили дать максимально искренние ответы ("для себя"), а во второй — ответить так, как бы они отвечали, если бы не были уверены в конфиденциальности опроса и не доверяли интервьюеру. В результате мы получили своеобразные "эталоны" искренних и неискренних ответов, которые затем сопоставлялись, и на основе обнаруженных различий выводились средние показатели уровня искренности по каждому из вопросов, по различным их группам (типам) и по вопроснику в целом.
Измерительная стратегия. Уровень искренности респондентов по отдельным вопросам: УИвi) рассчитывался как частное от деления числа совпадений в ответах всех респондентов в двух последовательно взятых пробах на объем выборки (1), а по вопроснику в целом (УИвi) — как отношение общей суммы всех совпавших пар ответов по всем вопросам и для всех респондентов к числу всех возможных ответов (2).
(1),
где ∑ СОвi — сумма совпавших пар ответов по i-му вопросу;
N — число испытуемых.
(2),
где ∑ СОв — общее число совпавших пар ответов по вопроснику в целом;
К — число вопросов в анкете;
N — число испытуемых.
Структура и содержание вопросника. Вопросник включал 33 вопроса, из которых 26 были "содержательными", а 7 — социально-демографическими. Из числа содержательных вопросов 7 касались нравственно-правовых тем, а также оценок респондентами взаимоотношений в семье и их собственного здоровья, а 19 были предназначены для измерения политических установок. В социально-демографическом блоке анкеты присутствовало 5 традиционных вопросов (пол, возраст, образование, род занятий, размер среднемесячного душевого дохода в семье) и 2 "сопутствующих" (о наличии дополнительных доходов и их удельном весе по отношению к основному заработку). Как можно видеть из табл. 6, в большинстве своем вопросы анкеты не принадлежали к числу особо сенситивных.
Массовый опрос был частью исследовательского проекта "Ложь и обман в современном российском обществе", инициированного автором. Он проводился кафедрой социологии Ивановского государственного энергетического университета среди жителей г. Иванова и Ивановской области. Всего было опрошено 701 чел., отобранных на основе квотно-случайной выборки и представляющих различные социально-демографические, профессиональные и поселенческие слои взрослого населения. Для сбора эмпирических данных использовался метод индивидуального очного анкетирования.
В данном исследовании мы, в частности, предполагали установить, как люди воспринимают и оценивают различные по содержанию и степени деликатности вопросы (темы), выносимые на обсуждение в интервью, какие из них они считают острыми, а какие эмоционально нейтральными. С этой целью мы задавали респондентам косвенный проективный вопрос: "Как вы считаете, в какой мере перечисленные ниже темы (вопросы) вызвали бы в ходе социологического опроса чувство неловкости или смущения у большинства отвечающих?". По этому параметру тестировались 13 вопросов, в том числе и 6 социально-демографических. Поскольку, как считают специалисты, существует тесная прямая корреляция между остротой восприятия темы и уровнем искренности респондентов [10, р. 50, 67, 69], мы сочли правомерным интерпретировать полученные оценки в контексте проблемы достоверности.
Результаты и их интерпретация
Средний уровень искренности ответов респондентов на "содержательные" вопросы составил 57,8%, а на демографические и статусные — 80,4%. Вопросы социально-демографического блока также различаются между собой по степени остроты и деликатности (см. табл. 6). Самым сенситивным в этой группе (и одним из самых деликатных по анкете в целом) оказался вопрос о размере дохода: средний уровень искренности ответов на него составил всего 40%. А это значит, что большинство респондентов (60%) изменили во втором исследовании (то есть в ситуации с нарушенной анонимностью) свои первоначальные ответы и лишь 40% сохранили их неизменными.
Таблица 6
Уровни искренности ответов респондентов по отдельным вопросам анкеты, вопросным блокам и вопроснику в целом (в абс. числах и %, n=110)
N | Содержание вопросов | Число несовпадений, абс. числа | Уровень искренности ответов, % |
1 | Отношение к социально-экономической политике правительства | 57 | 48,2 |
2 | Намерение участвовать в выборах в Госдуму | 40 | 63,6 |
3 | Оценка взаимоотношений в семье | 40 | 63,6 |
4 | Допустимость лжи | 51 | 53,6 |
5 | Оценка состояния собственного здоровья | 67 | 39,1 |
6 | Размер среднего дохода в семье | 66 | 40,0 |
7 | Наличие дополнительных источников дохода | 17 | 84,5 |
8 | Доля дополнительных источников дохода по отношению к средней заработной плате | 33 | 70,0 |
9 | Уплата налогов | 29 | 73,6 |
10 | Партийные предпочтения | 53 | 51,8 |
11 | Оценка деятельности Президента России за прошедший год | 60 | 45,4 |
12 | Факты физического наказания детей | 33 | 70,0 |
13 | Злоупотребление алкоголем | 33 | 70,0 |
14 | Отношение к Президенту России | 50 | 54,5 |
15 | Отношение к правительству | 53 | 51,8 |
16 | Отношение к Совету Федерации | 51 | 53,6 |
17 | Отношение к Госдуме | 46 | 58,2 |
18 | Отношение к руководителям региона | 51 | 53,6 |
19 | Отношение к милиции | 42 | 61,8 |
20 | Отношение к суду | 47 | 57,3 |
21 | Отношение к прокуратуре | 42 | 61,8 |
22 | Отношение к армии | 48 | 56,4 |
23 | Отношение к профсоюзам | 40 | 63,6 |
24 | Отношение к церкви | 34 | 69,1 |
25 | Отношение к политическим партиям | 51 | 53,6 |
26 | Отношение к СМИ | 49 | 55,4 |
27 | Отношение к предпринимательским и банковским кругам | 44 | 60,0 |
28 | Электоральные рейтинги политиков | 46 | 58,2 |
29 | Возможность присвоения чужого | 50 | 54,5 |
30 | Пол | 9 | 91,8 |
31 | Возраст | 6 | 94,5 |
32 | Образование | 11 | 90,0 |
33 | Род занятий | 9 | 91,8 |
Сводные показатели | |||
По основным (содержательным) вопросам (К=26) По социально-демографическим вопросам (К=7) По четырем вопросам социально-демографического блока (пол, возраст, образование, род занятий) По пяти основным вопросам социально-демографического блока (пол, возраст, образование, род занятий, размер дохода) По вопроснику в целом (К=33) |
57,8 80,4 92,0 81,6 62,8 |
Из числа испытуемых, изменивших суммы своих доходов, 46,7% увеличили их во второй пробе, а 53,3% — уменьшили. При этом респонденты с доходами выше среднего уровня более склонны к их занижению, в то время как люди из низкодоходных групп демонстрируют противоположную тенденцию (табл. 7). Вполне закономерно, что в первой из указанных категорий размер среднесемейного дохода составил 612 руб., а во второй — лишь 390 руб. (то есть в 1,6 раза меньше) при среднем значении по выборке, равном 447 руб.
Таблица 7
Образцы вербального поведения респондентов из разных групп по уровню доходов (по данным "тест-ретест", %)
Группы респондентов по уровню доходов | Завысили размер дохода | Занизили размер дохода | Не изменили | Трудно определить |
Респонденты с доходами выше среднего уровня по выборке | 18,9 | 39,6 | 37,7 | 3,8 |
Респонденты с доходами ниже среднего уровня по выборке | 38,0 | 20,0 | 36,0 | 6,0 |
Полученные данные хорошо согласуются с результатами ряда аналогичных исследований, проведенных в предыдущие годы [12, р. 75-76; 24, с. 53; 22]. Они свидетельствуют о том, что сведения о доходах, получаемые в опросах массовых слоев населения, следует увеличивать как минимум в 1,5 раза [23, с. 7]. На момент проведения нашего исследования (март-апрель 1999 г.) среднемесячный душевой доход в Ивановской области по официальным статистическим данным составлял 819 руб., то есть был выше "анкетного" в 1,83 раза [25, с. 2].
"Сопутствующие" вопросы о наличии дополнительных заработков и их размерах воспринимаются испытуемыми с меньшей остротой и подозрительностью. Однако удельный вес неискренних ответов здесь также достаточно высок (от 15 до 30%). Кроме того, при повторном тестировании большинство респондентов продемонстрировали тенденцию к занижению сумм приработков, а также к уклонению от ответов на эту тему. Эти данные подтверждают вывод Н. Брэдберна и С. Садмена о том, что вопросы, требующие от респондентов простой констатации факта и ответов типа "да-нет", являются менее сенситивными, чем те, которые предполагают "квантификацию поведения" и сообщение его количественных характеристик (частоты, интенсивности и т. д.)