Анализ производственно-сбытовых возможностей ОАО "МНПЗ"
БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИНФОРМАТИКИ И РАДИОЭЛЕКТРОНИКИ
Кафедра менеджмента
РЕФЕРАТ
на тему:
«Анализ производственно-сбытовых возможностейОАО «МНПЗ»»
МИНСК, 2008
Анализ основных технико-экономических показателей ОАО «МНПЗ»
Результаты производственно-хозяйственной деятельности любого производственно-хозяйственного подразделения (предприятие, цех, участок) оцениваются с помощью ряда технико-экономических показателей. Их определение основывается на тщательном экономическом анализе и расчетах, которые дают возможность судить о степени использования материальных, трудовых и финансовых ресурсах подразделения.
Анализ технико-экономических показателей предприятия содержит обобщение данных результатов его хозяйственной деятельности за определенный период, описание как позитивных аспектов, так и детальный разбор недостатков и неиспользованных возможностей.
На основе этих сведений можно установить тенденции хозяйственной деятельности предприятия, сделать общие выводы. В целом анализ направлен на поиск собственных резервов производства (выполнение услуг), разработку мер по мобилизации использования этих резервов.
Рассмотрев основные технико-экономические показатели ОАО «МНПЗ», представленные в табл. 1, можно сделать следующие выводы:
1. Формирование выручки от реализации продукции за исследуемый период происходило с учетом номенклатуры выпущенной продукции, потребности в нефтепродуктах на внутреннем и внешнем рынках.
Таблица 1
Основные технико-экономические показатели ОАО «МНПЗ» за период 2006-2008 гг.
№ п.п. |
Показатели | Ед. изм. | 2006 г. | 2007 г. |
Темп роста 2007 г. к 2006 г., % |
2008 г. |
Темп роста 2008 г. к 2007 г.,% |
1 |
Выручка от реализации продукции (за минусом НДС, акцизов и аналогичных обязательных платежей) |
млн. р. | 357101,9 | 677888,0 | 189,8 | 1158385,6 | 170,9 |
2 | Удельный вес экспорта | % | 81,5 | 80,4 | -1,1 | 82,1 | 1,7 |
3 | Себестоимость реализованной продукции | млн. р.. | 236379,8 | 556353,6 | 235,4 | 964673,6 | 161,2 |
4 | Коммерческие расходы | млн. р. | 16526,6 | 28835,2 | 174,5 | 67808,0 | 235,2 |
5 | Прибыль от реализации | млн. р. | 104195,5 | 92699,2 | 89,0 | 193712,0 | 209,0 |
6 | Балансовая прибыль | млн. р. | 122157,4 | 95491,2 | 78,2 | 187648,0 | 196,5 |
7 | Чистая прибыль | млн. р. | 85866,4 | 66392,0 | 77,3 | 145632,0 | 219,4 |
8 | Средняя загрузка мощностей | % | 65,0 | 70,5 | 5,5 | 72,6 | 2,1 |
9 | Собственный капитал | млн. р. | 441170,1 | 460076,8 | 104,3 | 663382,4 | 144,2 |
10 | Среднесписочная численность всего персонала | чел. | 3288 | 3319 | 100,9 | 3452 | 104,0 |
11 | Фонд заработной платы всего персонала | млн. р. | 18003,6 | 22812,4 | 126,7 | 41049,9 | 179,9 |
12 | Среднемесячная заработная плата всего персонала | тыс. р. | 456,3 | 569,1 | 124,7 | 983,5 | 172,8 |
13 | Выработка на 1 работника | млн. р. | 320,4 | 602,5 | 188,0 | 1191,8 | 118,3 |
14 | Рентабельность продукции | % | 24,04 | 9,79 | -14,25 | 12,57 | 2,78 |
15 | Рентабельность капитала | % | 16,80 | 12,92 | -3,90 | 17,41 | 4,48 |
16 | Рентабельность собственного капитала | % | 19,40 | 14,43 | -5,00 | 21,95 | 7,52 |
2. На формирование выручки от реализации в отчетном периоде повлияли следующие факторы:
- рост объема переработанного сырья;
- увеличение объема переработанного собственного сырья;
- изменение ассортимента произведенной продукции;
- изменение количества и структуры нефтепродуктов, реализованных на внутренний и внешние рынки;
- изменение ситуации на мировом рынке нефти и нефтепродуктов, связанное с ростом цен;
- увеличение цен на нефтепродукты, реализуемые на территории Республики Беларусь;
- уменьшение ставок на подакцизные нефтепродукты.
Анализируя структуру выручки от реализации продукции, работ, услуг за 2008 г. следует отметить, что 78,34 % выручки поступило на счета учета денежных средств. По отношению к 2007 г. доля этой выручки снизилась на 0,88 %. В связи с тем, что низкая платежеспособность и ограниченная емкость является главной отличительной чертой белорусского рынка, ОАО «Мозырский НПЗ» вынужден заключать договора на реализацию нефтепродуктов с отсрочкой платежа, применять в расчетах взаимозачеты, векселя.
Доля выручки от реализации по товарообменным операциям увеличилась с 18,63 % в 2007 г. до 20,41 % в 2008 г. или на 1,73 %. Основной удельный вес – 78,85 % – в товарообменных операциях занимают расчеты с давальческими структурами за оказанные услуги по переработке сырья, приготовлению нефтебитумов и другие. Взаимозачеты с железной дорогой за оказанные предприятию транспортные услуги составили по итогам года 58 800,8 млн. р. или 24,33 % всех товарообменных операций. В течение отчетного года предприятие широко использовало и такую форму