Современное состояние сельского хозяйства в Казахстане
над импортом составляет 35 %.Все это было достигнуто благодаря значительному субсидированию сельского хозяйства в рамках Государственной агропродовольственной программы Республики Казахстан на 2003-2005 годы на сумму 145,8 млрд тенге. Таким образом, за 1 вложенный государством тенге было получено продукции на сумму 14,15 тенге. Однако вложения бюджетных средств в сельское хозяйство Республики Казахстан неадекватны полученным результатам.
В результате реализации Программы увеличились лишь количественные показатели. Качественные показатели оставляют желать лучшего. Так, в 2005 году было собрано около 13 млн тонн пшеницы. Но качество зерна по сравнению с предыдущими годами снизилось. Зерна 1 и 2 класса практически нет. Урожайность осталась на прежнем уровне. Казахстан теряет свои экспортные позиции. И это при том, что конкуренция на мировом рынке зерна обостряется.
Министерством сельского хозяйства дана информация, что за первое полугодие 2005 года количество предприятий по переработке сельскохозяйственной продукции и пищевой промышленности, внедривших международные системы менеджмента качества на соответствие стандартам ИСО 7970 – 89, ИСО 11051 – 89 и ХААСП выросло с 20 до 27 единиц. Но предприятий – производителей сельхозсырья среди них нет.
Основными причинами ухудшения качества зерна в 2005 году названы погодные условия в начале уборки урожая, проблемы с обеспечением уборочной кампании ГСМ, нарушением элементарных агротехнических сроков и правил посева сельхозпроизводителями.
Большинство сельхозпроизводителей не получили субсидий, предусмотренных Программой. Так, в 2004 году было внесено всего 9,6 % минеральных удобрений, сельхозпроизводителями получено 15-20 % удешевленного ГСМ от общей потребности. Доля нерайонированных семян, использованных для посева в 2005 году, составила 65 % от общего количества. Есть хозяйства, которые, несмотря на запрет, использовали при посеве некондиционные семена. По данным Агентства РК по статистике, в 2004 году только около 15 % агроформирований получили субсидии из бюджета, немногим более 20 % – кредиты и займы. Основная доля средств для субсидирования была направлена в хозяйства, являющиеся сельхозформированиями коллективного типа – на базе бывших совхозов, а не фермерскими (крестьянскими) хозяйствами.
Анализ показывает, что уровень государственной помощи в расчете на 1 гектар пашни в Казахстане составляет 7 долл., тогда как в Канаде – 83, в США – 107, в Финляндии – 500, в ЕС – 855.
Но даже и эти средства расходуются недостаточно эффективно. Актуальной является проблема прозрачности и рациональности в использовании бюджетных средств. Многомиллиардные кредиты до последнего времени направлялись в нереформированные секторы сельского хозяйства, в так называемые депрессивные хозяйства и слабым фермерам. Все эти огромные средства не приносили отдачи. Фактически деньги использовались лишь для поддержания минимального прожиточного уровня, не создавая эффективной базы для дальнейшего развития. Сама схема выделения средств, как показала практика, явилась непрозрачной и способствовала порождению фактов коррупции.
Министерство сельского хозяйства РК не владеет информацией о степени эффективности работы хозяйств, получивших субсидии, и хозяйств, не получивших субсидии в 2004 и 2005 годах. Можно предположить, что министерство считает своей главной задачей лишь работу по распределению субсидий, но не мониторинг результатов сельскохозяйственного производства после выделения средств.
Неясен и сам механизм субсидирования, по каким критериям выделяются средства. Министерство информирует, что субсидирование производится на основе заявок. Но сколько заявок поступило и сколько хозяйств охвачено субсидированием, все ли заявки удовлетворены, были ли случаи отклонения заявок, не известно.
Ситуация с урожаем 2005 года свидетельствует о том, что в результате реализации Программы так и не было создано самого главного для повышения конкурентоспособности продукции – высокотехнологичного сельскохозяйственного производства.
Меры, предпринимаемые министерством для внедрения в процесс производства сельскохозяйственной продукции современных агротехнологий, сводятся в основном к внедрению влаго- и ресурсосберегающих технологий, расширению посевных площадей высокорентабельных культур.
По продуктивности полей и ферм Казахстан в 3-4 раза отстает от многих стран мира. Общие инвестиции, направляемые в сельское хозяйство Казахстана, в последние годы не превышают 5 %.
Не снижается уровень импорта мяса. Согласно официальным статистическим данным, из общего количества потребляемого в год мяса Казахстан импортирует около половины. В 2004 году положение животноводческой отрасли еще не достигло уровня 1995 года.
По информации Министерства сельского хозяйства РК, только 16 % произведенного в стране мяса, 13 % молока, 39 % шерсти, 1 % овощей, плодов и ягод подвергаются переработке.
Положительная динамика сельскохозяйственного производства в целом обусловлена прибылью в растениеводстве, в то время как доходность животноводства пока неустойчива. Но без равномерного развития обеих частей невозможно полноценное развитие аграрного сектора. Животноводство должно играть стабилизирующую роль, сглаживая провалы неурожайных лет в растениеводстве.
Существует и ряд других проблем: низкий технологический уровень производства продукции; низкий генетический потенциал скота; недостатки в системе кормопроизводства; недостаточное кадровое, научное, информационно-маркетинговое и правовое обеспечение; невыполнение плана по государственному закупу зерна; варварское использование земель без внесения минеральных удобрений; отсутствие интереса у крестьян к элитному семеноводству и животноводству.
Необходимо обратить внимание также на грамотный менеджмент и ценовую политику.
Устаревший парк техники требует обновления. За 3 года действия агропродовольственной программы обновлено только 15- 20 % всего парка сельхозтехники, причем половина из этого объема – за счет средств самих фермеров.
Требует совершенствования и Закон РК «Об обязательном страховании в растениеводстве», вступивший в силу с 1 апреля 2004 года в рамках Государственной агропродовольственной программы Республики Казахстан. Согласно указанному закону производители зерновых, масличных культур, хлопка и сахарной свеклы в обязательном порядке должны страховать свои риски по выращиванию этих культур. При этом страхованию подлежит не сам урожай, а затраты на его выращивание.
Пока охвачены страхованием, в основном, крупные хозяйства и связанные с ними. На сегодня в стране застраховано более 60 % всей посевной площади. Сумма выплаченных страховых премий уже достаточно высока – 771,8 млн тенге по страховым договорам на сумму 34 млрд тенге. Всего же за время действия закона в стране погибло 64 тыс. гектаров посевов из-за неблагоприятных погодных явлений – около 4 % от общей площади. Однако далеко не всем хозяевам, пострадавшим от неурожая, были выплачены страховые премии. В страховые компании поступило 1567 заявлений, а принято к оплате лишь 182 – менее 10 %.
Необходимо внести изменения в Закон РК «Об обязательном страховании в растениеводстве», тем самым усилив поддержку фермеров со стороны государства. Союз фермеров предлагает пересмотреть схему страхования по опыту Канады, Швеции и Австралии, где фермеры вносят деньги на депозит и могут воспользоваться ими в случае неурожая.
Все данные вопросы являются предметом пристального внимания депутатов группы «Аймак». В октябре 2005 года в Министерство сельского хозяйства РК был направлен депутатский запрос, касающийся вопросов реализации Государственной агропродовольственной программы на 2003–2005 годы.
В своем ответе на этот запрос Министерство сельского хозяйства РК подтвердило, что ситуация по вопросу совершенствования механизма предоставления субсидий для сельхозпроизводителей с целью улучшения качества и объемов сельскохозяйственной продукции требует дополнительных разработок и внимания Правительства. В настоящее время субсидирование сельского хозяйства фактически является «черной дырой» бюджета страны.
Проблема развития агропромышленного комплекса в Казахстане усугубляется тем обстоятельством, что при вступлении в ВТО и присоединении к Соглашению по сельскому хозяйству Казахстан будет вынужден снижать уровень субсидирования в сельском хозяйстве.
На сегодняшний день отечественная сельхозпродукция фактически неконкурентоспособна. По данным Всемирного Банка Развития, производительность труда в сельском хозяйстве в республике в 5 раз ниже, чем в Восточной Европе. Установление защитных пошлин – решение временное. Все равно после переходного периода придется открывать границы для дешевой продукции из-за рубежа. В условиях Казахстана сложность аграрных проблем смело можно удваивать. По данным ООН, из 272,5 млн га территории Казахстана опустыниванию подвержено 179,9 млн га, или 66 % всей площади. Ущерб от деградации пастбищ составляет 963 млн долл., упущенный доход из-за эрозии пашни – 779 млн долл., из-за вторичного засоления – 375 млн долл. Общий ущерб от потери гумуса в Казахстане оценивается международными специалистами в 2,5 млрд долл. Деградация плодородных земель продолжается, отчасти из-за экологических проблем, отчасти – из-за примитивных технологий возделывания земли. Климатические условия обрекают на сравнительно невысокую урожайность. По зерновым мы получаем в среднем около 10 центнеров с гектара.
За последние четыре года на различные программы поддержки сельского хозяйства из бюджета Казахстана было выделено всего около 1 млрд долл. Субсидирование получения кредитов, удешевленного ГСМ и минеральных удобрений, элитных семян, на племенное дело в животноводстве – вот и весь перечень видов государственной поддержки сельхозпроизводителей.
Пока Казахстан не вступил в ВТО, у Правительства еще есть время разработать стратегические программы по усилению субсидирования сельского хозяйства на период перед вступлением и в переходный период после вступления в ВТО.
В целом анализ итогов выполнения Государственной агропродовольственной программы Республики Казахстан на 2003-2005 годы свидетельствует об активизации действий Правительства.
Президент Казахстана ставит вопрос о конкурентоспособности страны на мировой арене и задачу вхождения в пятерку мировых экспортеров зерна.
Правительство РК предпринимает следующие шаги для решения задачи по развитию сельского хозяйства в Казахстане.
Для определения перспектив развития агропромышленного комплекса до 2010 года в июне 2005 года Правительство приняло Концепцию устойчивого развития.
Концепция предусматривает качественный рост технического оснащения отрасли, ее индустриализацию, развитие инфраструктуры заготовки, переработки и сбыта сельхозпродукции, реализацию конкурентных преимуществ Казахстана, совершенствование государственного регулирования рынка продукции АПК и обеспечение продовольственной безопасности страны.
Правительством поставлена задача пересмотреть структуру производства сельскохозяйственных культур и уже в 2006 году сократить площади под зерновыми на 2,4 млн гектара, одновременно максимально используя оставшиеся площади посевов для повышения урожайности. Валовой сбор зерна должен составить 11 млн тонн, и избавит страну от излишнего зернового балласта, и вполне обеспечит как внутренние потребности Казахстана, так и экспорт.
Резкого качественного роста в зерновой отрасли намечено достичь за счет новых ресурсосберегающих технологий, которыми уже в этом году будут охвачены более 1,5 млн гектаров посевных площадей. Внедрение таких технологий требует немалых средств, но государство готово пойти на расходы, которые принесут отдачу уже в ближайшие годы. Через два года такими технологиями должны быть охвачены не менее 5 млн гектаров зерновых. При этом затраты сократятся на 15 долл. на гектар, потребление ГСМ уменьшится в полтора раза, почти в два раза сократится количество используемой техники.
Будет также разрабатываться приемлемая политика объемов и направления экспорта зерна. Китай, Индия, Иран, Закавказье, Ближний Восток могут стать важнейшими объектами казахстанского зернового экспорта при условии роста качества зерна. В этой связи уже сегодня предполагается модернизировать пути транспортировки казахстанского зерна и других сельскохозяйственных продуктов за пределы страны.
Однако для того, чтобы увеличить экспорт зерна и войти в пятерку крупнейших мировых стран – экспортеров зерна, предложенных на сегодняшний день Правительством мер недостаточно.
Необходимо не только принять адекватную программу дальнейшего развития агропромышленного комплекса, но и увеличить размер и виды субсидирования производства сельскохозяйственной продукции, пересмотреть механизм страхования в растениеводстве, усилить контроль за использованием средств, вложенных государством в сельское хозяйство.
3.2 Современное состояние сельского хозяйства в Казахстане
В Казахстане началась одна из самых фундаментальных реформ в истории независимого государства - земельная. В стране вводится частная собственность на землю. Таким образом, по мнению экспертов, республика вновь подтвердила право быть во главе списка лидеров либеральных реформ на постсоветском пространстве.
Президент Казахстана Нурсултан Назарбаев считает земельную реформу новым этапом в политико-экономической жизни государства и по значимости и масштабности сравнивает ее с приватизацией.
По мнению казахстанского лидера, сегодня одной из приоритетных отраслей страны является сельское хозяйство, которое должно стать "стабильным звеном роста экономики". Правительство Казахстана обозначило три приоритета в развитии села: обеспечение продовольственной самодостаточности, увеличение производства сельскохозяйственной продукции на экспорт и создание на селе "достойной среды обитания". В принципе государство и так помогает селянам, например, каждый год выделяет около 30 млрд. тенге (около 204 млн. долл.) в качестве дотации. Кроме того, дважды были списаны долги аграриев на 7 и 5 млрд. тенге (соответственно 47,5 и 34 млн. долл.). Однако одного бюджетного вливания недостаточно - нужны инвестиции. "Именно для привлечения инвестиций сельского хозяйства и вводится частная собственность на землю, - отметил глава Казахстана. - Мы создадим рачительного хозяина земли, который будет заботиться о том, чтобы передать ее своим детям". В то же время Нурсултан Назарбаев подчеркнул, что "никому земля бесплатно отдаваться не будет", но государство обязуется помогать "эффективному хозяину". "Сейчас земля эксплуатируется на износ. Те, кто варварски использует земельные угодья, должны знать, что государство их отберет - пришло время привести законы в соответствие с жизнью", - особо подчеркнул президент Казахстана.
Действительно, по данным республиканского Агентства по управлению земельными ресурсами, случаи самовольного занятия земельных участков в Казахстане фиксируются очень часто. Также специалисты агентства отмечают большой процент случаев нерационального использования земли сельскохозяйственного назначения - на сегодняшний день в республике имеется свыше 176 тыс. гектаров земель, где возделывание сельскохозяйственных структур проводилось вопреки существующим правилам. Примечательно, что среди нерадивых землепользователей числятся несколько министерств: энергетики и минресурсов, транспорта и коммуникаций, природных ресурсов и охраны окружающей среды... Поэтому в агентстве надеются, что земельная реформа поспособствует рациональному использованию казахстанской земли.
По мнению большинства экспертов, частную собственность на землю вводить надо, потому что само понятие "государственная собственность" до сих пор в постсоветском сознании воспринимается как "ничейная". Причем земельная реформа поспособствует не только привлечению инвестиций на село. Сегодня неопределенный статус сельскохозяйственных угодий помогает уходить от налогов и государственного контроля: бесхозность земель создает дополнительный соблазн для чиновников, поэтому в большинстве случаев официально не обрабатываемые участки на самом деле используются, и их хозяева имеют весьма неплохие доходы.
Однако, несмотря на очевидные плюсы реформы, по поводу принятия Земельного кодекса в республике разгорелись нешуточные споры. И это неудивительно. Приватизация земли - традиционный объект политических баталий в молодых странах Содружества. В Казахстане на этот раз земельный вопрос стал причиной острого противостояния между правительством и парламентом. Депутаты внесли более 700 поправок в подготовленный правительством документ, пять из которых наиболее радикально противоречат правительственной редакции. В результате бурной полемики Мажилис (нижняя палата парламента) республики фактически выразил недоверие кабинету министров, и тогдашний премьер Имангали Тасмагамбетов подал в отставку.
Проведение реформы в этой области всегда вызывает сложную реакцию и в обществе, и в политике, однако в новейшей истории республики подобное произошло впервые, - комментирует председатель Мажилиса Казахстана Жармахан Туякбай. - Прежде всего депутаты не договорились с правительством о механизмах выкупа земельных угодий. Насколько под силу будет казахстанским фермерам покупать землю по цене от 35 тыс. тенге (230 долл.) за гектар? Для того чтобы на севере страны получить хороший урожай, необходимо приобрести 350 гектаров. На юге, где земля орошается, ее стоимость еще дороже - 1000-1200 долл. за гектар. Еще немаловажный вопрос: куда направлять средства, полученные от продажи земли, - в национальный или специальный фонд?"
Вопрос о введении частной собственности на землю стал риторическим и для простых тружеников села. Действительно, обычному крестьянину покупка своего куска земли вряд ли будет по карману. Однако, согласно соцопросам, 70% фермеров высказались за принятие Земельного кодекса. А фермерских хозяйств в Казахстане сегодня насчитывается около 115 тыс., причем ежегодно их число увеличивается - только в прошлом году в стране появилось 16 тыс. фермеров.
В принципе казахстанские крестьяне к приватизации сельскохозяйственных земель готовы. Многие уже давно подсчитали, смогут ли выкупить или расширить свои пашни. Впрочем, до начала продажи земли еще как минимум два месяца. Как утверждают в Агентстве по управлению земельными ресурсами, еще предстоит разработать целую серию подзаконных актов, которые будут регулировать механизмы нового кодекса. Местные же органы власти в ближайшее время должны определиться с максимальными размерами землевладений.
За период своей независимости Казахстан делает уже третью попытку отрегулировать земельные отношения. Первая была предпринята в 1995 году тогда вышел соответствующий указ президента "О земле", имеющий силу закона. Этот документ сразу же окрестили "коммерциализированным", потому что он содержал такие категории, как "первичное и вторичное землепользование", и делал землю объектом бесконечного торга. Через пять лет появился Закон "О земле", в котором круг временных хозяев - арендаторов был четко очерчен. Этот документ, действующий до сих пор, предусматривает частную собственность на землю, однако допускает лишь приватизацию огородов и приусадебных участков, а земли сельскохозяйственного назначения (90 млн. га из 270 млн. га территории всей республики) могут только арендоваться. Оттого и этот закон сразу же был назван документом временного пользования.
Новое положение о приватизации сельхозземель тоже вряд ли будет безупречным, однако есть все основания полагать, что именно этот документ наведет порядок в сельском хозяйстве страны.
Казахстан - девятое в мире по территории государство. Но 67% его земель относится к разряду пустынь и полупустынь. То есть порядка 180 млн. га земли ни на что не пригодны, однако оставшиеся земли могли бы стать стабильным источником дохода для крестьян и соответственно существенно пополнить государственную казну.
Главным политическим аспектом акции можно считать тот факт, что с введением частной собственности на землю с помощью механизмов, отвечающих основным международным стандартам, Казахстан становится в ряд государств с окончательно укрепившимися рыночными отношениями.
3.3 Кластерное развитие
В Казахстане наиболее перспективным подходом в дальнейшей реструктуризации экономики страны является кластерный подход, что и выделил наш Президент в своем послании. Кластер – это производственная система, состоящая из группы предприятий, объединенных между собой в единую технологическую цепочку, где первичный продукт проходит все стадии переработки до конечной продукции, обладающей свойствами высшей степени готовности к использованию. Как у любой системы, у кластера есть определенные свойства. Это глубина переработки продукции, охват цепочки производств, степень сложности данных видов производств, количество переделов, наукоемкость, потребность в финансах, в кадрах, в оборудовании, машинах, механизмах, потребность в продукции сопутствующих производств, степень вовлечения в кластер национальной экономики. Кластер также имеет площадь размещения предприятия по территории: региональный, республиканский, международный. У кластера имеет значение то, насколько его конечная продукция конкурентоспособна, наукоемка, долговечна, будет ли она обладать внутренним спросом , а также будет ли на нее потребность на внешних рынках, является ли сырье для нее постоянно быстро возобновляемым. А также какой результат дает этот кластер для деятельности региона, государства, континента, какие решаются социальные и политические интересы. По функционированию, кластер, замкнутая система , находящаяся по единым управлением. Исходя из этого, при создании кластера в определенной области мы должны прежде выяснить все его достоинства и недостатки. И только после этого принимать решение, где этот кластер использовать с поддержкой государства.
Примеров кластерного развития в мировой практике предостаточно. Советский Союз развивался по данному направлению. Есть пример производства легендарного Генри Форда по выпуску автомобилей, когда он создал единую систему и образовал свою империю, охватывающую сферы: от добычи железной руды до выпуска конечной продукции – автомобилей. Плюс такого производства заключался в том, что оно работало, минус – в отсутствии конкурентной среды, когда предыдущие и последующие звенья цепочки вынуждены брать продукцию у своих, иной раз в ущерб интересам своего маленького передела. Что сказывалось на конкурентоспособности конечной продукции.
По примеру развития экономик США, Китай и т.п., которые в их революционный период становления, набирали темп развития с подъема сельского хозяйства своей страны. Прогресс Казахстана возможен лишь с началом сельскохозяйственной революции в степном животноводстве, который обозначится во всех областях общественной жизни: в технологической, экономической, социальной, интеллектуальной, культурной и политической. Освоение проекта позволит провести модернизацию инфраструктуры и диверсификацию экономики, позволит уменьшить зависимость страны от цен на энергоносители и металлы, расширит экспортный потенциал республики, укрепит продуктовую безопасность страны.
3.4 Проблемы и перспективы сельского хозяйства при вступлении в ВТО
Казахстан, как и многие другие страны уже десять лет стремится стать членом всемирной Торговой Организации (ВТО). Желание благое, ибо это будет способствовать дальнейшей интеграции страны в современные хозяйственные связи.
Процесс вступления Казахстана, как правило датируют моментом подачи заявки, т.е. 1996 годом. Процесс длится уже 10 лет. (Для сравнения: у Китая на это ушло 14 лет). В течение многих лет правительство Казахстана утверждает, что осталось совсем немного до того момента, когда республика станет полноправным членом этой организации. Однако, воз и ныне там.
Не будем обвинять правительство в медлительности, процесс этот действительно сложный и продолжительный, а, самое главное, окончательное решение абсолютно не зависит от желания одной страны.
Думаем, что винить казахстанское правительство в медлительности нет видимых оснований. Разве что не стоит так часто и громогласно заявлять, что решение уже принято. Вхождение в ВТО может состояться при учете сложного баланса интересов: во-первых, необходимо максимально отстаивать национальные интересы Казахстана; во-вторых, присоединение практически невозможно без учета интересов стран-членов ВТО.
При вступлении любой страны в ВТО имеются так называемые чувствительные отрасли: отрасли, производители которых в наибольшей степени уязвимы, когда страна становится членом данной организации.
В Казахстане имеются три чувствительные отрасли – сельское хозяйство, пищевая и легкая промышленность.
Исторически (еще с советских времен) именно эти отрасли являются наиболее проблемными секторами экономики республики.
Что же представляет собой сельское хозяйство Казахстана?
Думаем, что необходимо прежде всего обратиться к статистическим данным.
Площадь сельскохозяйственных угодий Республики Казахстан составляет 216.7 млн. га, в том числе пашня – 22,6 млн. га, сенокосы – 5,0 млн. га, пастбища – 189 млн. га.
Климатические условия республики позволяют в большинстве регионов выращивать зерновые культуры, на орошаемых землях в южном регионе – возделывать хлопчатник, табак, рис, сахарную свеклу, а также виноградники и плодовые сады.
В то же время, по оценкам, биоклиматический потенциал земледельческой зоны в 2,7 раза ниже, чем в Северной Америке и Западной Европе.
Относительно низким является и качество земли.
Лишь 7,2 млн. га пашни имеют балл бонитета свыше 50 единиц, позволяющий эффективно возделывать сельскохозяйственные культуры.
Климатические условия Казахстана позволяют использовать естественные пастбища в качестве круглогодичной кормовой базы, что создает условия для развития животноводства. Однако ввиду недостаточной обводненности пастбищ в 2004 г. сельскохозяйственными производителями использовалось лишь 52,6 млн. га, или около 28% их общей площади.
В период трансформационных процессов доля сельского хозяйства в валовом внутреннем продукте (ВВП) снизилась с 34% до 6,4%, т.е. более чем в 5 раз (табл. 1).
Такие структурные изменения соответствуют общемировым тенденциям. Для сравнения: доля сельского хозяйства в ВВП России за эти годы снизилась с 17 до 5 процентов, в Латвии – с 22 до 4 процентов, в Литве – с 27 до 6 процентов, в Эстонии – с 17 до 4 процентов, в Чехии – с 6 до 3 процентов. Добавим, что в самых развитых странах доля сельского хозяйства не превышает 1% ВВП.
Таблица 1. Структура ВВП Республики Казахстан, 1990-2005 гг. (в процентах)
1990* | 1995 | 1997 | 1998 | 2000 | 2005** | |
Валовой внутренний продукт | 100,0 | 100,0 | 100,0 | 100,0 | 100,0 | 100,0 |
Производство товаров | 66,5 | 42,3 | 37,0 | 37,9 | 45,9 | 43,5 |
Сельское, лесное и рыбное хозяйства | 34,0 | 12,3 | 11,4 | 8,6 | 8,1 | 6,4 |
Промышленность | 20,5 | 23,5 | 21,4 | 24,4 | 32,6 | 29,7 |
Строительство | 12,0 | 6,5 | 4,2 | 4,9 | 5,2 | 7,4 |
Производство услуг | 34,7 | 54,0 | 58,9 | 56,7 | 48,4 | 52,7 |
Торговля | 8,2 | 17,2 | 15,7 | 15,1 | 12,4 | 12,4 |
Транспорт | 8,6 | 9,4 | 10,3 | 12,3 | 10,0 | 9,6 |
Связь | 0,8 | 1,3 | 1,4 | 1,5 | 1,5 | 2,1 |
Прочие услуги | 17,1 | 26,1 | 31,5 | 27,8 | 24,5 | 28,6 |
Итого по отраслям | 101,2 | 96,3 | 95,9 | 94,6 | 94,3 | 96,2 |
Косвенно-измеряемые услуги финансового посредничества | -0,9 |
-0,7 |
-0,5 |
-0,6 |
-0,9 |
-2,1 |
Валовая добавленная стоимость | 100,3 | 95,6 | 95,4 | 94,0 | 93,4 | 94,1 |
Чистые налоги | -0,3 | 4,4 | 4,6 | 6,0 | 6,6 | 5,9 |
Примечание: * – данные 1990 г. рассчитаны в рублевом эквиваленте, ** оперативные данные
Динамика производства валовой продукции сельского хозяйства имеет неустойчивую тенденцию. В частности, темпы производства продукции животноводства растут медленно, а темпы роста продукции растениеводства имеют значительные колебания по годам.
Такая ситуация обусловлена двумя причинами.
Во-первых, в кризисные 90-е годы в животноводстве было отмечено значительное снижение поголовья скота, а его нынешний рост предопределяется их медленным естественным приростом.
Во-вторых, растениеводство весьма сильно зависит от природно климатических условий.
Основными производителями продукции сельского хозяйства являются личные подсобные хозяйства населения, на долю которых приходится более 50% валовой продукции отрасли, в том числе около 86% – продукции животноводства.
Анализ состояния сельского хозяйства свидетельствует, что в целом ситуация здесь по-прежнему характеризуется нестабильностью и низкой конкурентоспособностью. Для развития сельского хозяйства страны характерен экстенсивный тип развития.
К числу основных проблем и факторов, ограничивающих развитие сельскохозяйственного сектора экономики республики, можно отнести:
- слабую конкурентоспособность сельскохозяйственной продукции;
- снижение доли сельского хозяйства в конечной цене готовой продукции, поскольку в процессе ее реализации возникает значительное число посредников, не имеющих отношения к непосредственно к производству;
- высокий уровень накопленной задолженности сельхозпроизводителей по обязательствам;
- существенную зависимость сельского хозяйства от климатических условий;
- неэффективное использование природно-климатического потенциала местности при возделывании сельскохозяйственных культур и выращивании животных;
- нерациональное использование пашни;
- многочисленность агропромышленных формирований, размеры которых не позволяют вести сельхозпроизводство с учетом наиболее полного использования материальных, трудовых и иных ресурсов;
- недостаток квалифицированных кадров и рост численности самостоятельно занятых, что является одно из причин низкой производительности труда в сельскохозяйственном производстве;
- низкий уровень доходов сельского населения.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Проведенный анализ позволяет сказать о том, что благодаря системной работе по осуществлению диверсификации растениеводства на основе его специализации, внедрению в производство современных технологий и прогрессивных методов земледелия, росту объемов государственной поддержки сельскохозяйственных товаропроизводителей увеличено производство сельхозкультур.
Развитие сельских территорий имеет свою специфику и неразрывно связано с сельскохозяйственным производством. Реструктуризацию надо проводить только при наличии реальных гарантий эффективного функционирования предприятий и соблюдении ими культуры землепользования. Эти два хозяйственно-экономического механизма в единстве не учитываются и реально не действуют. Вследствие неучтенных моментов уровень экономического развития аула заметно отстает от потребностей населения и общественных перемен в силу множества причин:
- не сложилось хозяйственное отношение человека и гражданина к земле, а законодательство земельных отношений не превратилось в действующий государственный механизм регулирования земельных отношений. Структурная слабость института аграрной реформы не в состоянии снять или решить вопрос об общественном неравенстве;
- сокращение государственных закупок. В этой сфере наблюдаются путаница и коррупция, а рыночная инфраструктура не развита. Нарушение законов ценообразования или землепользования в АПК стало его характерным моментом. Расширяется интеграция посредников и налоговиков на основе взятки и сделки. Много лет подряд процветает антиэкономическая деятельность посредников. Кризис взаимных платежей оказался выгодным скорее посредникам;
- не развит казахстанский рынок средств производства и услуг для села. Отмена монополии государства на землю означала создание условий для развития в ауле различных форм хозяйствования при свободе выбора их крестьянами. Рынок средств производства и услуг нуждается в рыночных механизмах распределения ресурсов и установления связей производителей и потребителей продовольствия и сельскохозяйственного сырья.
Пока система государственного регулирования сельского хозяйства не адекватна рыночным отношениям.
1) В работе были рассмотрены основные этапы исторического развития сельского хозяйства;
2) дана оценка современного состояния сельскохозяйственного производства;
3) выявлены основные направления производственной и научно-исследовательской деятельности, рассмотрены перспективы развития;
4) дана подробная характеристика аграрного сектора и материально-технической базы в Республике Казахстан.
5) выявлены основные проблемы в области сельского хозяйства и пути их решения;
6) описана роль и значения проводимой аграрной реформы
Список использованной литературы:
1. Аубакиров Я.Н. Экономические проблемы стратегии Казахстана.- Алматы, 1997.
2. Валовой Д.В. Рыночная экономика. Возникновение, эволюция и сущность. М.: ИНФРА - М, 2005.
3. Введение в рыночную экономику Под ред. А. Я. Лившица, И. Н. Никулиной. - М.: Высшая школа, 2003.
4. Гамарник Г.Н. Управление экономикой Казахстана: методология, подходы, пути реализации.- Алматы. - 2002.
5. Жанкина Д.К. Иностранные инвестиции в РК: плюсы и минусы. - Казахстан на пути к новой модели развития: тенденции, потенциал и императивы роста. Ч.4.-Алматы.-2001.- с.84.
6. Казахстан 1991-2006 годы. Информационно-аналитический сборник под ред. А.А. Смаилова, Астана, 2007 г.
7. Казахстан на пути к новой модели развития: тенденции, потенциал и императивы роста. Ч.1. - Алматы.-2007.
8. Камшибаев Р.А. Экономическая безопасность Казахстана: стратегия, система факторов.- //Казахстан на пути к новой модели развития: тенденции, потенциал и императивы роста. Ч.1.- Алматы.-2005.- с.102.
9. Кольцов В.И. Темпы и пропорции развития промышленности Казахстана. Алматы: Казахстан. - 1970. - 136 с.
10. Кулекеев Ж.А.Республика Казахстан: этапы реформ на пути долгосрочного роста.- //Казахстан на пути к новой модели развития: тенденции, потенциал и императивы роста. Ч.1. - Алматы.-2004.- с.3.
11. Мамыров Н.К., Саханова А.Н. и др. Государство, предпринимательство и общество. Кн.1.2.3.: Учебник.- Алматы.- 2002.
12. Мауленова С-Ж с. Условия и факторы экономического развития Казахстана. - Казахстан на пути к новой модели развития: тенденции, потенциал и императивы роста. Ч.1. - Алматы.-2001.-с.180.
13. Медуханова Л.А.