Особенности влияния переходного периода на экономическое развитие стран Восточной Европы
процента, по этому показателю эти государства - лидеры региона;страны, расположенные в южной части вышеуказанного района. Среди этих стран лишь экономика Албании и Словении к 2001 г. вновь поднялась до уровня, достигнутого в конце 80-х переломных годов минувшего века, а депрессия в хозяйственной жизни отмечена во всех остальных странах южного региона, которые появились после распада Югославии;
3 балтийские страны - Эстония, Латвия и Литва. Здесь ВВП не достиг уровня 1989 года.
В результате проведения радикальных реформ на протяжении последних десяти лет в большинстве стран с переходной экономикой были созданы основные институты рыночный экономики и была осуществлена либерализация внутренних рынков и внешней торговли (хотя и, следует признать, в весьма различной степени). Можно считать, что, за исключением некоторых стран СНГ, страны с переходной экономикой имеют теперь открытые экономические системы, позволяющие им воспользоваться преимуществами расширения их торговли с остальными странами мира.
В настоящее время восточноевропейские страны переживают противоречивые процессы: экономический подъем сопровождается кризисом государственного сектора и усилением бюджетной напряженности. В ряде стран, даже самых "благополучных", снижается жизненный уровень населения. Негативные явления в экономике и социальной сфере усиливают неустойчивую финансовую стабилизацию и подрывают перспективы продолжения экономического роста, вызывая необходимость решительных действий по продолжению реформ, которые не были проведены раньше.
Экономическое развитие Восточной Европы подвергается воздействию и ограничению среднесрочных и долгосрочных факторов, включая экономический цикл, военные невзгоды и межэтнические конфликты, краткосрочных факторов - стихийные бедствия, а также таких факторов, как экономическая депрессия в других регионов мира и различные внутренние проблемы.
В экономическом развитии стран региона есть весьма существенные различия, которые могут быть объяснены влиянием трех факторов:
интенсивностью торговых связей с Европейским союзом и открытостью экономики. Этот фактор повышает прибыль от экспорта и способствует увеличению инвестиций из стран ЕС. Многие страны региона направляют в Европейский союз более 50% своего экспорта;
способностью предложенных местными правительствами структурных реформ перестроить государства к переменам в глобальной экономике и воспользоваться преимуществами экспорта: утверждение необходимых законодательных актов - шанс, чтобы ускорить осуществление реформ.
экспортеры топлива и металлов получают значительную прибыль, поскольку потребление этих товаров на мировых рынках высоко. Однако надежда на сохранение этих тенденций может обернуться злом для этих государств.
Рост экономики государств центральной части Восточной Европы, включая Чехию и Словакию, в последнее время ускоряется. Лидерами региона являются Венгрия и Польша. Последняя, правда, несмотря на то, что имеет сильные торговые связи с Европейским союзом, страдает еще слабой открытостью экономики.
Среди государств Балтии лидером все еще является Эстония. В Южной и Юго-Восточной Европе лидерами стали Словения и Хорватия. Чуть хуже положение у Болгарии. Лишь Румыния испытывает серьезные трудности по преодолению кризиса переходного периода. А турецкая экономика движется вперед на всех парах.
Экономическая ситуация стран Восточной Европы в настоящее время лучше, чем когда-либо после 1991 г.:
Таблица 2.6
Динамика экономического роста за период 2000-2003 гг. и прогноз на 2004 г. - (изменения в годовом исчислении в %)
2000 | 2001 | 2002 | 2003 | 2004 | |
В целом по миру | 4.7 | 2.3 | 3.0 | 3.2 | 4.1 |
Промышленно развитые страны | 3.6 | 0.8 | 1.7 | 1.8 | 2.8 |
Страны Восточной Европы |
6.6 |
5.1 |
4.1 |
4.1 |
4.1 |
Эти страны благодаря воздействию высокого спроса на импорт со стороны Западной Европы переживают экспортный рост, который питает рост их ВВП:
Рис.2.2 ПоказательВВП в странах региона в 2002г. (по ППС; ЕС=100)
Специалисты прогнозируют и дальнейший рост экономики в государствах восточноевропейского региона (табл. 2.7):
Таблица 2.7
Динамика изменения ВВП в отдельных странах Восточной Европы, % к предшествующему году
Страна | 1999 | 2000 | 2001 | 2003 |
2004 |
Болгария | 2,4 | 4,0 | 4,0 | 3,9 |
4,5 |
Венгрия | 4,5 | 5,5 | 5,5 | ||
Польша | 4,1 | 4,5 | 5,0 | ||
Румыния | -3,2 | 0 | 1,0 | ||
Чехия | -0,2 | 1,5 | 2,0 | ||
Словакия | 1,9 | 2,0 | 3,0 |
Однако за высоким темпом в регионе а целом скрываются значительные различия показателей по отдельным странам. Наиболее слабое оживление наблюдается в Румынии, Чехии и Словакии. Венгрия, Польша и Словения продолжают показывать высокие результаты, в последнее время усилилась также экономика Болгарии, Украины и России.
К сожалению, между пятью наиболее «продвинутыми» в деле социально-экономической трансформации странами региона (Чехией, Венгрией, Польшей, Словакией и Словенией) и остальными государствами существует значительный разрыв в уровне доходов.
Основным источником экономического оживления в рассматриваемых государствах выступила промышленность. Здесь отмечается появление новой структурной модели. Быстрее развиваются сложные отрасли обрабатывающей промышленности (транспортное машиностроение, электротехника, оптическое приборостроение, а также деревообработка, производство резиновых и пластмассовых изделий, химическая промышленность). Это особенно характерно для Венгрии, Чехии, Польши, Словакии и Словении, т.к. в этих странах значительна степень проникновения иностранного капитала в промышленность, и именно эти страны используют транснациональные компании, прежде всего, в качестве более дешевых и более эффективных производственных площадок.
Несколько иную структуру изменений (но также определяемую высоким спросом со стороны Западной Европы) можно наблюдать в менее продвинутых переходных экономиках. Например, в Болгарии усиленно развивается металлообрабатывающая, топливная и табачная промышленность; в Румынии – текстильная, швейная, металлообрабатывающая, нефтяная и добывающие отрасли. В России и Украине растет отечественный спрос на продовольственные, текстильные, потребительские товары, а также некоторые виды продукции машиностроения.
Таблица 2.8
Динамика промышленного производства в странах Восточной Европы и России, % к предыдущему году
1990 | 1991 | 1995 | 1998 |
1999 |
2000 | |
Чехия | -3,3 | -21,2 | 8,7 | 2,2 | -3,1 | 5,1 |
Венгрия | -10,2 | -16,6 | 4,6 | 13,0 | 10,4 | 18,3 |
Польша | -24,2 | -8,0 | 9,7 | 4,8 | 4,8 | 7,1 |
Словакия | -4,0 | -19,4 | 2,0 | 5,0 | -3,6 | 9,1 |
Словения | -10,5 | -12,4 | 8,2 | 3,7 | -0,5 | 6,2 |
Болгария | -16,7 | -20,2 | 4,5 | -8,0 | -12,3 | 2,3 |
Румыния | -19,0 | -22,8 | 9,4 | -17,3 | -7,9 | 8,2 |
Хорватия | -11,3 | -28,5 | 0,3 | 3,7 | -1,4 | 1,7 |
Россия | -0,1 | -8,0 | -3,3 | -5,5 | 8,1 | 9,0 |
Украина | -0,1 | -4,8 | -11,7 | -1,5 | 4,3 | 12,9 |
Устойчивый индустриальный подъем требует крупномасштабного финансирования. В этом направлении у стран с переходной экономикой больше проблем, чес достижений.
Оборотной стороной роста эффективности экономики стало увеличение безработицы. Катастрофична ситуация в ряде государств, образованных после распада бывшей Югославии: почти 1/3 трудоспособного населения не имеет работы. Драматичные масштабы (почти 20%) безработица приобрела в Болгарии и Словакии:
Таблица 2.9
Динамика уровня безработицы в странах Восточной Европы, %
1995 | 1998 | 2000 | 2003 | |
Болгария | 11.4 | 12.2 | 17.9 | 7.2 |
Чехия | 3.0 | 6.0 | 8.8 | 8.5 |
Венгрия | 10.4 | 9.1 | 8.7 | 10.8 |
Польша | 15.2 | 10.0 | 15.0 | 17.8 |
Румыния | 9.5 | 10.3 | 10.5 | 9.9 |
Словакия | 13.8 | 14.6 | 17.9 | 17.2 |
Словения | 13.9 | 14.5 | 11.9 | 11.0 |
Хорватия | 15.1 | 11.2 | 22.5 | - |
Македония | 36.9 | 34.5 | 32.0 | - |
Югославия | 24.7 | 13.7 | 26.9 | - |
Рынки труда в странах Центральной и Восточной Европы повысили свою эластичность. В развитых странах частота смены рабочих мест повышается во время экономического подъема. Однако в странах с переходной экономикой такого не происходит:
Таблица 2.10
Сравнительная таблица уровней безработицы в Восточной Европе и в мире
2001 | 2002 | 2003 | |
В мире в целом | 6.1 | 6.3 | 6.2 |
Промышленно развитые страны | 6.1 | 6.8 | 6.8 |
Страны Восточной Европы |
9.5 |
9.4 |
9.2 |
Люди не
верят в экономическую
стабильность
новых компаний,
предлагающих
работу. Они
боятся оказаться
безработными,
поскольку
социальные
льготы и выплаты
по временной
безработице
просто символичны.
Поэтому, несмотря
на низкие заработные
платы и плохие
условия труда,
рабочие и служащие
часто предпочитают
оставаться
на своей нынешней
работе.
2.3 Внешнеэкономические связи стран восточноевропейских государств
Внешняя торговля стран региона
Роль внешней торговли для восточноевропейских стран была традиционно велика. Они экспортировали 30-40% промышленной продукции. Поэтому разрыв хозяйственных связей с бывшими социалистическими партнерами усугубил кризис национальных экономик. На внешних рынках их продукция оказалась неконкурентоспособной. Переориентация на Запад была болезненной, но уже в 1992 г. 3/4 экспорта стран Восточной Европы приходилось на западные рынки.
Результатом усиления в регионе ЦВЕ интеграционных процессов стало образование в 1992 г. Центральноевропейского соглашения о свободной торговле (ЦЕФТА / ЦЕССТ). В эту организацию вошли 7 государств - Болгария, Венгрия, Польша, Румыния, Словакия, Словения, Чехия. Основным консолидирующим фактором стало стремление стран соглашения достичь в минимально короткие сроки стратегической цели - усилить интеграцию экономик путем поэтапной либерализации внешней торговли и образования на этой основе зоны свободной торговли, а главное - обеспечить создание всех необходимых предпосылок для интеграции ЕС. С 1993 г. идет процесс ликвидации таможенных пошлин на промышленную продукцию. Такие меры уже проведены по сырьевым материалам, полуфабрикатам, бумаге, дереву и химической продукции. В настоящее время, ликвидировано уже 90% всех таможенных ограничений. В области сельскохозяйственных товаров эта величина составляет около 80% .
Доля партнеров по ЦЕФТА в экспорте стран Восточной Европы варьируется от 4,4% (Румыния) до 32% (Словакия). Так же складывается ситуация и с импортом.
Даже если все страны соглашения вступят в ЕС, значение центральноевропейского экономического пространства не изменится. Они в любом случае останутся интересным хозяйственным партнером.
Страны ЦВЕ в 2000 г. 2/3 экспортных операций проводят с ЕС и накопили около 100 млрд. долл. прямых иностранных инвестиций.
С другой стороны, на развитие ЦЕФТА отрицательное влияние оказывают такие факторы, как однотипность, а не взаимодополняемость экономик. Кроме того, рынки стран ЦЕФТА бедны капиталом, ограничены в сфере высоких технологий, а дефицит сырьевых и энергоресурсов покрывается, как и прежде, в основном за счет поставок из России.
Таблица 2.11
Внешняя торговля восточноевропейских государств (темпы изменения и доля в %) [10]
Товарный экспорт (темпы прироста) | Товарный импорт (темпы прироста) | Сальдо торгового баланса | |||||||
1998 | 1999 | 2000 | 1998 | 1999 | 2000 | 1998 | 1999 | 2000 | |
Восточная Европа |
9,3 |
-1,2 |
12,9 |
9,0 |
-2,5 |
11,0 |
-9,9 |
-9,6 |
-9,8 |
Болгария | -15,1 | -4,5 | 20,0 | 0,5 | 11,3 | 17,6 | -6,2 | -12,2 | -13,6 |
Чехия | 15,7 | -0,4 | 10,4 | 4,4 | -2,5 | 14,9 | -4,3 | -3,5 | -6,6 |
Венгрия | 20,4 | 8,7 | 12,3 | 21,1 | 9,0 | 14,5 | -5,7 | -6,2 | -8,5 |
Польша | 2,6 | -2,9 | 15,5 | 10,9 | -2,4 | 6,6 | -11,9 | -11,9 | -10,9 |
Румыния | -1,5 | 2,4 | 21,9 | 4,9 | -12,2 | 25,6 | -8,5 | -5,6 | -7,3 |
Словакия | 11,8 | -4,6 | 15,8 | 11,9 | -13,4 | 12,5 | -10,5 | -5,0 | -4,0 |
Словения | 8,1 | -5,6 | 2,2 | 7,8 | -0,2 | 0,3 | -5,4 | -7,7 | -7,6 |
Таблица 2.12
Динамика изменения объемов внешнеторговых оборотов, в % от ВВП
Страна | 1990 | 2000 |
Болгария | 46.0 | 73.6 |
Чехия | 60.5 | 106.0 |
Венгрия | 55.8 | 113.5 |
Польша | 38.7 | 44.8 |
Румыния | 39.6 | 56.4 |
Словакия | 42.6 | 104.3 |
Словения | 62.0 | 93.5 |
2.4 Сотрудничество стран Восточной Европы и Европейским союзом
Переходный процесс и переориентация в сторону Западной Европы – два решающих вызова, с которыми сталкиваются страны Восточной Европы начиная с 1989г. Если в начале 90-х гг. переход от системы централизованного планирования к рыночной экономике был основной целью экономической политики, то сейчас большое значение приобрели требования более тесной интеграции с западноевропейскими странами.
На встрече в Копенгагене в июне 1993г. Европейский совет сформулировал 3 критерия, которым должны соответствовать кандидаты на вступление в ЕС:
политический критерий – стабильность институтов, гарантирующих демократию, власть закона, соблюдение прав человека, уважение и защиту прав меньшинств;
экономический критерий – наличие функционирующего рыночного хозяйства, а также способность противостоять конкурентному давлению и рыночным силам в рамках ЕС;
критерий, связанный с принятием институциональных и юридических норм ЕС, – способность выполнять обязательства члена ЕС, в т.ч. в отношении создания политического, экономического и валютного союза.
Таким образом, требования для перехода стран Восточной Европы к рынку и требования для их вступления в Евросоюз во многом совпадают.
В этом году 10 стран Восточной Европы намерены вступить в Европейский союз. На этом пути многими из них достигнуты весьма впечатляющие успехи, среди которых надо прежде всего выделить продвижение к копенгагенским критериям и переориентацию внешнеэкономических связей. В Венгрии, Польше, Чехии, Словении доля ЕС во внешней торговле составляет уже от 60 до 70%. Обнаруживается, что принятие стран Восточной Европы в ЕС – более дорогостоящий проект, чем считалось ранее. Это усиливает позиции так называемых европессимистов, полагающих, что ЕС не выдержит такой нагрузки. При распространении на страны-кандидаты финансовой поддержки отстающим регионам, а также обязательств в рамках общей сельскохозяйственной политики ежегодные расходы бюджета ЕС придется увеличить минимум на 30–40 млрд евро. Тем не менее установка на расширение ЕС на восток не будет пересмотрена. Не исключен только пересмотр финансовых условий. Становясь полноправными членами Европейского союза, страны ЦВЕ официально включаются в жесткий институционально-правовой каркас ЕС, несмотря на растущий дискомфорт в связи с новым изданием «ограниченного суверенитета».
Проблема различия между ЕС и странами-кандидатами на вступление в Евросоюз остается. У Польши, самой крупной из стран Восточной Европы, этот разрыв составлял в конце 90-х гг. около 2% показателя для 15 стран-членов ЕС (ЕС-15), а у всех прочих кандидатов – менее 1%:
Таблица 2.11
Динамика изменения показателей ВВП на душу населения стран ЦВЕ в сравнении со средним значением ВВП ЕС (15 стран = 100).
1990 | 1992 | 1993 | 1994 | 1995 | 1996 | 1997 | 1998 | 1999 | 2000 |
2005 |
|
Чехия | 68 | 57 | 59 | 60 | 62 | 64 | 64 | 63 | 65 | 65 | 72 |
Венгрия | 49 | 45 | 46 | 46 | 47 | 47 | 49 | 52 | 53 | 54 | 59 |
Польша | 33 | 31 | 33 | 34 | 35 | 37 | 39 | 41 | 42 | 47 | 51 |
Словакия | 51 | 40 | 40 | 40 | 42 | 45 | 46 | 49 | 51 | 52 | 56 |
Словения | 70 | 59 | 62 | 65 | 66 | 68 | 69 | 72 | 75 | 75 | 82 |
Болгария | 33 | 27 | 28 | 28 | 28 | 25 | 23 | 26 | 27 | 27 | 29 |
Румыния | 36 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 31 | 29 | 30 | 30 | 33 |
Хорватия | 40 | 30 | 27 | 28 | 29 | 32 | 33 | 34 | 35 | 35 | 39 |
Евросоюз | 100 | 100 | 100 | 100 | 100 | 100 | 100 | 100 | 100 | 100 | 100 |
Что касается объема ВВП в расчете на душу населения, он колебался от 7% (в Болгарии) до 44% (в Словении) средней величины для ЕС-15.
Об отставании стран-кандидатов от уровня ЕС-15 свидетельствуют различия в отраслевой структуре ВВП.
Если на сельскохозяйственный сектор в ЕС-15 приходилось только 2,3% ВВП и 5,2% общего числа занятых, то в странах-кандидатах соответственно от 3,9% (в Словении) до 21,1% (в Болгарии) и от 5,5% (в Чехии) до 40% (в Румынии).
На сферу услуг выпадает 67% ВВП в ЕС-15, в то время как в Румынии – всего 41,7%, а в Чехии – 53,7%. Доля же промышленности и строительства в ВВП в большинстве стран с переходной экономикой более значительна, чем в ЕС-15, где удельный вес промышленности в валовой добавленной стоимости составляет 30,7%. В Венгрии, Литве, Польше, Словакии и Словении данный показатель выше, чем в ЕС, а в Чехии и Румынии он составляет более 40%. Подобная отраслевая структура ВВП – наследие централизованной плановой экономики.
В 90-е гг. 10 странами Восточной Европы были подписаны и вступили в силу т.н. Европейские соглашения с ЕС, которые призваны создать основы для постепенной интеграции стран региона с ЕС. В них включены особые положения, касающиеся определенных вопросов торговли. Благодаря региональному интегрированию с Западной Европой страны восточноевропейского региона присоединятся к крупнейшему в мире рынку.
От стран-кандидатов на вступление в ЕС требуется принятие установленного комплекса институциональных и юридических норм, касающихся евроинтеграции, который включает:
содержание, принципы и политические цели, изложенные в договорах;
юридические нормы, принятые в соответствии с этими договорами, и прецедентное право, применяемое Европейским судом;
решения в рамках ЕС;
совместные акции, заявления и прочие акты, одобренные в рамках единой внешней политики и единой политики безопасности;
подписанные странами ЕС документы о совместных действиях, позициях, договоренностях; резолюции, заявления и прочие акты, согласованные судебными органами и в рамках внутренней политики;
международные соглашения, подписанные ЕС, а также соглашения между странами-членами, относящиеся к сфере деятельности ЕС.
И хотя новым членам ЕС дается определенный «адаптационный» период, применение на практике объемной и сложной нормативной базы создает значительные трудности для стран-кандидатов: только Венгрия и Чехия продвинулись в принятии рамочных установок ЕС, касающихся технических стандартов и сертификации. Медленно внедряются в регионе экологические и социальные стандарты.
Перспектива членства в ЕС стимулирует страны Восточной Европы продвигаться по пути реформ, однако неопределенность даты вступления способны ослабить их усилия в этом направлении.
Проблема вступления стран региона в Европейский валютный союз
Европейский союз установил очень строгие критерии членства в ЕВС:
среднегодовой темп инфляции предусмотрен на уровне трех стран с минимальным показателем плюс 1,5%, что составит примерно 2,6%;
дефицит бюджета не должен превышать 3% ВВП;
совокупная задолженность должна быть менее 60% ВВП;
колебание обменного курса национальной валюты к ЭКЮ не должно выходить за рамки установленного Европейской валютной системой диапазона (2,25%);
процентная ставка по долгосрочным кредитам установлена на уровне трех наиболее процветающих стран плюс 2%, что равно примерно 8,7%.
В настоящее время ни одна из этих стран не отвечает критериям конвергенции, хотя один-два кандидата из числа стран Восточной Европы фактически проводят более рациональную финансово-валютную политику, чем большинство нынешних членов ЕС. Если эти кандидаты будут введены в состав валютного союза одновременно с вступлением в ЕС, то критерии членства должны быть пересмотрены, так как они рассчитаны на зрелую экономику с невысокими темпами роста, а не на резвых аутсайдеров, более ориентирующихся на результаты, чем на экономическую политику.
Ни одна из стран региона не отвечает, например, критерию инфляции. Даже в Чехии, финансовое положение которой признается лучшим среди стран региона, актуальной остается проблема инфляции. В Венгрии и Польше аналогичные показатели намного выше.
Чешская Республика, Венгрия и Словакия удовлетворяют одному из наиболее важных финансовых критериев Маастрихта – дефициту госбюджета. Польша по этому показателю не входит в число кандидатов на прием в ЕВС.
По размерам государственного долга Чешская Республика, Польша и Словацкая Республика отвечают квалификационным требованиям Маастрихта.
По стабильности обменного курса национальной валюты к ЭКЮ лишь Чехия и Словакия отвечают условиям Маастрихтского договора. Венгрия и Польша по-прежнему компенсируют высокую инфляцию путем девальвации своих валют. Чешская Республика уже в течение нескольких лет является "теневым" членом Европейской валютной системы, хотя недавно приняла решение о расширении диапазона колебаний курса своей валюты, чтобы эффективнее управлять быстро увеличивающимся притоком капитала в страну, а также более эффективно контролировать деятельность разного рода страховых фондов и других валютных организаций спекулятивного характера. Общая оценка сводится к тому, что Чехия (как и Словакия) проводит более рациональную финансовую валютную политику, чем большинство стран, уже входящих в состав ЕС. Вместе с тем Чехия не отвечает инфляционному критерию.
Некоторые другие страны региона также стремятся добиться показателей, отвечающих критериям Маастрихтского договора. Однако чтобы достичь этого им предстоит долгий путь.
Глава 3. Перспективы развития экономики стран Восточной Европы
Экономика Восточной Европы сделала большой шаг вперед после масштабного экономического кризиса, вызванного крахом социалистической экономики.
Рост экономики стран Восточной Европы и СНГ составил в 2003 году 4% после 3,75% в 2002 году, несмотря на общемировое замедление темпов экономической активности. Переход к росту ВВП за счет внутреннего рынка делает эти страны уязвимыми, особенно, если будет сохраняться высокая безработица. Экономический рост в странах региона объясняется также постепенным проникновением на экспортные рынки и повышением уверенности потребителей в связи со вступлением стран в ЕС. Ожидается небольшое ускорение темпов роста в Албании, Чехии, Польше и Словении. Согласно прогнозам специалистов, экономика в других странах региона сохранит или слегка замедлит темпы роста. С учетом Турции рост экономики в Центральной и Восточной Европе должен увеличиться до 4,3% в 2004 году. В СНГ экономический рост должен замедлиться с 5,3% в 2003 году до 4,6% в 2004 году, если исходить из предположения о существенном падении цен на нефть в 2004г.
В отчете "Economic Survey of Europe" ЕЭК ООН говорится, что страны Восточной Европы и СНГ останутся в этом году наиболее динамично развивающимися регионами Европы. Прогнозируемые темпы роста ВВП составят для них соответственно 4,5% и 5,7%. Показатели роста ВВП в странах Западной Европы и Еврозоны гораздо менее впечатляющи - на уровне 2,1% и 1,8% соответственно. Для сравнения приведен прогноз по США - 3,7%.
Некоторые специалисты прогнозируют вялый рост экономики в промышленно развитых странах на уровне 1,5% в 2003 г., что значительно ниже их потенциальных возможностей. Развивающиеся страны демонстрируют более жизнеутверждающие тенденции, чем промышленно развитые страны, т.к. при сохранении тенденций к восстановлению темпов роста они могут вырасти до 4,9% в 2004 г.
В 2004 г. прогнозируется увеличение темпов роста в странах европейского и центрально-азиатского региона до уровня 4,5%, отражающее более высокий темп роста в странах Восточной Европы и замедление роста в СНГ.
Среднесрочные перспективы для стран региона зависят от двух основных факторов:
импортного спроса в западной Европе;
мировых цен на сырьевые товары (в особенности на нефть).
В таких условиях краткосрочные перспективы для восточноевропейских стран во многом определяются успехом или неудачей усилий, предпринимаемых западной Европой по улучшению своих собственных перспектив в отношении роста производства, которые пока продолжают ухудшаться. Реализация благоприятного сценария (заложенного в официальных прогнозах восточноевропейских государств) будет зависеть от того, удастся ли западной Европе, и в особенности Германии, остановить спад экономической активности. В силу значительной зависимости стран региона от экспорта на западноевропейские рынки существенное замедление экономического роста в Западной Европе может фактически привести к снижению средних темпов прироста ВВП в этих странах.
Перспективы большинства других стран СНГ зависят как от дальнейшей динамики мировых цен на нефть и сырьевые товары, так и от состояния российской экономики, включая динамику обменного курса рубля.
Оценку возможного влияния адекватной экономической политики на экономический рост стран Восточной Европы сделал профессор Сакс. Он использовал т.н. индекс экономической свободы, разработанный американской организацией Heritage Foundation. Результаты анализа приведены в табл.3.1:
Таблица 3.1
Среднегодовые темпы экономического роста, %
Страна | Текущая политика | Политика по стандартам ЕС | Политика высоких темпов |
Чехия | 4,1 | 3,7 | 5,3 |
Венгрия | 1,9 | 3,2 | 5,2 |
Основной причиной различий в темпах экономического роста в Венгрии является низкий уровень сбережений, в Польше - низкая эффективность хозяйства. Политика высоких темпов базируется на высокой норме сбережений и высокой эффективности производства.
По оценкам профессора Сакса, Чехия и Польша, если они сохранят текущую экономическую политику, достигнут экономического роста на уровне 4% в год, а Венгрия - только 2%. Если страны с переходной экономикой перейдут на политику, типичную для членов ЕС, темпы экономического роста увеличатся в Венгрии и Польше, но снизятся в Чехии. В случае же осуществления политики высоких темпов экономика во всех трех странах будет возрастать более чем на 5% в год.
Но даже при условии реализации политики высоких темпов Чешской Республике потребуется примерно 20 лет, чтобы доход на душу населения достиг 75% уровня стран ЕС (на базе покупательной способности). Если же она сохранит текущую политику, то для этого потребуется более 40 лет. Для других стран выводы еще более отрезвляющие: Венгрии и Польше в случае проведения политики высоких темпов необходимо около 30 лет, чтобы достичь 75%-ного уровня душевого дохода в странах ЕС, и более 100 лет, если они будут осуществлять текущую политику.
Странам Восточной Европы следует поставить перед собой более скромную цель: добиться 75%-ного уровня современного (а не будущего) душевого дохода Германии.
Для этого Чехии потребовалось бы 8 лет, Венгрии - 16, а Польше - 20 лет при условии, что они срочно перейдут на политику высоких темпов развития. По оптимистическим оценкам, Чехия сможет выйти на уровень 75% современного дохода на душу населения Германии в 2004 г., в Венгрии это произойдет примерно в 2012 г., а в Польше - в 2016 г. Следует, однако, отметить, что не все страны с переходной экономикой могут взять на вооружение политику высоких темпов.
Быстрый рост производительности может также привести к быстрому повышению цен на товары и услуги «нерозничной» торговли. Оправдано предположить, что цены на эту категорию товаров и услуг в указанных странах возрастут до уровня, характерного для государств, которые уже достигли 75% современного дохода на душу населения Германии (например, Испании).
Подобная ситуация предполагает в свою очередь, что цены в Чехии должны были бы повышаться на 8% в год быстрее, чем в Германии, с тем чтобы подойти к «нормальному» соотношению рыночного обменного курса и паритета покупательной способности валют. Средний уровень чешских цен в 2004 г. будет, видимо, на 30% ниже, чем в Германии (для товаров и услуг «нерозничной» торговли этот разрыв должен быть еще большим).
Доступ к Европейскому союзу
Перспектива вступления в Европейский союз еще не кажется определяющим фактором экономического благополучия. Однако в ближайшие годы картина должна измениться, поскольку такая перспектива будет усиливать политическую волю к осуществлению структурных реформ, обеспечивать усиление законодательной базы и гарантировать финансовую поддержку от Европейского союза. Специалисты утверждают, что вероятность того, что восемь стран присоединятся к ЕС в 2005 году (Эстония, Латвия, Литва, Польша, Словакия, Словения, Чешская Республика, Венгрия) составляет 60%. Болгария и Румыния получат согласие не раньше 2008 года. Хорошие перспективы имеют также Турция и Хорватия. Другие же государства, которые пока не имеют реальных перспектив к соединению с Европейским союзом, должны будут доказать свою готовность к преобразованиям.
Благодаря улучшению макроэкономической ситуации, структурным и политическим изменениям в Восточной Европе международные рейтинговые агентства изменили и свои оценки рисков капиталовложений в государства Восточной Европы.
Расчеты специалистов показывают, что Чешская Республика и тем более другие страны региона практически не могут удовлетворить всем формальным критериям конвергенции в соответствии с Маастрихтским договором. Эти страны в состоянии проводить политику, согласующуюся с политикой валютного союза, но это не означает, что указанные критерии будут выполнены. Хотя позиции Чехии улучшаются благодаря ускоряющемуся экономическому росту и сильной и динамичной структурной политике правительства. Главное преимущество страны - в улучшении внешнеторговой позиции. Дефицит по текущим операциям растет медленнее, чем поступление долгосрочных инвестиций. При этом сумма внешнего долга и обязательства по его обслуживанию достаточно низки.
Вероятность присоединения Словении к ЕС очень высока, и поэтому оценка экономики этого государства была самой высокой в течение нескольких лет. Ее наиболее внушительные достижения - полная экономическая стабильность и высокий доход на душу населения, который, кстати говоря, приближается к норме, разработанной ЕС для Португалии и Греции. Ее зависимость от импорта все более ослабевает. В результате - и рейтинг стабильный.
В феврале 2000 года рейтинговое агентство S&P повысило рейтинг Венгрии до BBB+. Это более чем справедливая оценка. Рост экономики силен и основан на текущем внешнеторговом балансе. Дефицит бюджета снижается, а переговоры по вступлению в ЕС подают немалые надежды. Специалисты ожидают дальнейшего усиления экономики этого государства. Рейтинг - позитивный.
Оценки перспектив трех балтийских республик последний раз менялись в 1997 году. Они начали соответствовать действительности после успешного реформирования бюджетной сферы и появления перспектив вступления в ЕС. Рейтинг - стабильный.
Согласно оценкам Хорватии, страна уже очень скоро сможет выполнить требования, которые предъявляются к кандидатам в члены ЕС. Рейтинг - позитивный.
Реформы, начатые в Турции в январе 2000 года, значительно улучшили перспективы ее экономики, и позволили повысить рейтинг этого государства. Перспективы Турции были подтверждены и агентством S&P в июле текущего года. Рейтинг - стабильный.
По степени и факторам риска Болгария очень похожа на Турцию. Высокий долг, сильная зависимость от импорта нефтепродуктов и низкий промышленный рост - главные слабости. Тем не менее, специалисты считают, что рост экономики этого государства будет ускоряться. Рейтинг - стабильный.
Перспективы Румынии не слишком хорошие. Большая зависимость от импорта товаров является тяжким бременем для экономики. Рейтинг - стабильный.
Оценка Украины должна улучшиться после того, как были реструктуризированы еврообязательства. Это справедливо даже при том условии, что текущие платежи по внешнему долгу остаются высокими и страна не способна избавиться от зависимости от российского сырья. Перспектива позитивная.
Целесообразно остановиться на более важном процессе структурной трансформации в странах Восточной Европы, а также на вопросе о том, насколько экономически оправдано и желательно их участие в валютном союзе. Кратко можно было бы ответить на этот вопрос утвердительно. Однако если страны присоединятся к валютному союзу до того, как проведут радикальные реформы в системах налогообложения, государственного финансирования и социального обеспечения, преждевременное участие в действительности может привести к отрицательным результатам.
Общая рекомендация сводится к тому, что страны региона должны избирательно подходить к опыту западных соседей, накопленному в сфере хозяйственной политики. Безусловно, необходимо использовать общие, обязательные принципы, например опыт "общего рынка". Однако не следует адаптировать к своим условиям дорогостоящие и малоэффективные программы социальной защиты, реализуемые некоторыми странами ЕС. В ряде восточноевропейских государств социальная политика уже требует больших расходов и столь же обременительна для бюджета, как и на Западе. Эта политика должна быть пересмотрена в сторону повышения ее гибкости до того, как валютный союз уберет основные политические рычаги для восстановления конкуренции в новых странах-членах.
В заключение следует подчеркнуть, что для стран Восточной Европы важнее переключиться на политику высоких темпов роста, чем бороться за скорейшее вступление в