Стратегические направления государственного регулирования экономического роста в России

ресурсы начиная со стадии подготовки проекта, фундаментальных исследований и заканчивая коммерческой реализацией результатов научных исследований. С другой стороны, инвестиционный характер экономического роста предусматривает расширение хозяйственной деятельности предприятий на новой технической основе, вложение капитала в инновационное обеспечение производства и развитие объектов научно-производственной инфраструктуры, в функционирование предпринимательской, образовательной и иной деятельности с возможностью получения на макроэкономическом уровне оптимального социально-экономического эффекта, а на микроэкономическом уровне – прибыли и конкурентных преимуществ.

Сложившуюся ситуацию в области развития инновационных и инвестиционных процессов в российской экономике наглядно иллюстрируют следующие данные:

1) доля принципиально новых разработок в затратах на технологичные инновации составляет примерно 18%, тогда как в странах ОЭСР – не менее 33%;

2) из числа использованных передовых технологий всего 2,6% имеют патент на изобретения;

3) более 90% машинотехнической продукции, выпускаемой в России неконкурентоспособно по сравнению с иностранными аналогами;

4) удельный вес инновационно активных организаций составляет менее 10%, а доля затрат на технологические инновации в общем объеме их отгруженной продукции – чуть более 4%;

5) экспорт высокотехнологичной продукции составляет всего 1,5-1,8% от всего российского экспорта, тогда как низкотехнологичная – более 40%. В мировом же экспорте на продукцию высокотехнологичных отраслей приходится до 17%;

6) отечественный экспорт машин и оборудования составляет лишь около 9% от общего объема, тогда как сырьевой экспорт – более 77%. При этом общая тенденция в структуре отечественного экспорта это уменьшение удельного веса машин, оборудования и транспортных средств, а увеличение – минерального топлива, электроэнергетики, черных и цветных металлов;

7) слабая система стимулирования налоговых льгот для предприятий финансирующих НИОКР;

8) большинство предприятий промышленности, в том числе и высокотехнологичного комплекса, предпочитают импорт готового оборудования для совершенствования действующего производства;

9) основным источником финансирования инновационной деятельности для большинства (более 90%) организаций остаются собственные финансовые средства, доля государственного участия в финансировании инноваций оценивается в 2%;

10) капитализация банковской системы России имеет низкий уровень (совокупный капитал российских банков на 01.01.2005 г. составлял около 1 трлн руб., или 35,5 млрд дол., что меньше капитала любого из ведущих мировых банков);

11) доля прямых иностранных инвестиций в российскую экономику незначительна и составляет всего 1,15%;

12) иностранный капитал направляется в Россию с целью, прежде всего, быстрого извлечения краткосрочной прибыли, и его вывод превышает 65% объема поступления. Функционально он представляет собой капитал конъюнктурный и спекулятивный, а не промышленный и технологичный;

13) приоритеты инвесторов традиционно связаны с сырьевым сектором, транспортом и связью, оптовой и розничной торговлей, недвижимостью, доля же обрабатывающей промышленности как правило незначительна.

Анализ инновационных и инвестиционных процессов в России демонстрирует их низкую эффективность, во многом связанную с ослаблением инициирующей и координирующей роли государства в разработке и реализации приоритетных направлений научно-технического развития, известной оторванностью научных исследований от нужд производства, недостаточным финансированием технологических разработок, особенно со стороны крупного бизнеса, отсутствием действенных механизмов стимулирования инновационного процесса (таблица 2).

На основе изучения опыта государственного стимулирования инновационно-инвестиционных процессов в развитых и новых индустриальных странах в работе предложен ряд практических рекомендаций и выводов, применимых при разработке мер государственного регулирования и стимулирования роста отечественной экономики, в том числе по совершенствованию системы венчурного финансирования, выработке научно обоснованных приоритетов промышленной политики, программам поддержки инновационных кластеров, законодательной базы и др.

Одно из ключевых условий обеспечения экономического роста в ряде стран на основе инвестиционных и инновационных факторов выступает государственное вмешательство. При этом, по мере развития экономической системы происходит переход от прямого государственного управления к индикативному. Государственная политика направлена на создание благоприятного экономического климата для осуществления инновационных и инвестиционных процессов (в том числе и на уровне регионов) и является связующим звеном между наукой и производством. Как в развитых, так и развивающихся стран инвестиционно-инновационные процессы характеризуются двумя противоречивыми тенденциями государственного регулирования: с одной стороны – усиление централизованного регулирования, с другой – активизация частнопредпринимательского сектора, уменьшение объемов прямого государственного финансирования. Данные тенденции применяется в практике инновационного развития стран в оптимальной пропорции посредством специальных органов государственного регулирования.

Софинансирование инвестиционных и инновационных проектов со стороны государства осуществляется при сохранении управления проектами в руках бизнеса, активно привлекаются различные бизнес-посредники, поскольку зачастую правительственные чиновники не обладают достаточной квалификацией для оценки качества представляемых проектов и связанных с ними рисков. Государственная помощь также может предоставляться в виде услуг, а не денежных субсидий (обучение персонала; содействие сертификации продукции; обеспечение бизнеса научно-технической информацией и результатами НИОКР и т.д.). Инновационное развитие страны не обязательно основано на собственной научно-технической и инновационной базе, на первоначальных этапах становления НИС возможно приобретение, копирование и «ассимиляция» зарубежных разработок (пример Китая, Япония).

Таблица 2 – Основные предпосылки и ограничения инновационного развития российской экономики[4]

Предпосылки Ограничения
Значительный научно-технический потенциал Высокая стоимость внедрения и коммерческого освоения нововведений
Высокий уровень образования населения Низкая эффективность государственного финансирования
Потенциал освоения внутреннего рынка Недостаточный объем собственных инвестиционных средств предприятий
Наличие технологий (признанных на мировых рынках и способных составить фундамент инновационной экономики) в таких отраслях как: атомная энергетика, космос, авиация, нефтегазодобыча и переработка, производство оружия, химическое, энергетическое и транспортное машиностроение, станкостроение, спецметаллургия, производство и передача электроэнергии, информационные и телекоммуникационные системы с применением сложных математических методов, соответствующего программного обеспечения. В совокупности указанные направления могут обеспечить России до 10-15% мирового наукоемкого рынка Недостаток квалифицированного персонала (фактическое отсутствие профессиональных менеджеров инновационных процессов)
Снижение стимулирования научного труда и падение престижа научной деятельности
Значительное старение промышленного оборудования
Недостаточные темпы роста инвестиций в основной капитал
Несовершенство законодательной и нормативно-правовой базы (в части лицензирования, сертификации, оформления патентов)
Высокая степень дифференциации социально-экономического развития регионов
Принятие закона о коммерческой тайне, одобрение концепции передачи интеллектуальной собственности, наработанной на бюджетные деньги, субъектам инновационной деятельности
Доминирование топливного сектора в структуре инвестиций в основной капитал

Учитывая критическое значение большинства показателей научно-технического развития России можно констатировать, что осуществляемые на сегодняшний день меры государственного регулирования не способны решить весь комплекс проблем в инвестиционной и инновационной сферах. Представляется, что для России приемлема стратегия, основанная на использовании собственного ресурсного потенциала с привлечением иностранных инвестиций и технологий. Развитие национального инновационного сектора должно осуществляться с привлечением передовых достижений науки и техники, включающих как отечественные изобретения (в случае их конкурентоспособности с другими странами), так и иностранные ноу-хау (превосходящие по уровню и эффективности применения отечественные научно-технические возможности).

В целях реализации данной стратегии необходим комплекс взаимосвязанных мероприятий по совершенствованию направлений и механизмов государственного регулирования в области активизации инновационно-инвестиционных процессов, направленных на стимулирование устойчивого экономического роста, среди которых:

– улучшение инвестиционного климата как на уровне национальной экономики в целом, так и на уровне регионов, в том числе за счет снижения уровня бюрократизации, повышения прозрачности деятельности компаний, ограничения монопольного давления крупных ФПГ и т.д.;

– передача предприятиям новых технологических разработок, созданных в госсекторе или при финансовой поддержке государства;

– стимулирование импорта высокотехнологичного оборудования, в том числе путем снижения ввозных таможенных пошлин; увеличение затрат на проведение отечественных НИОКР и подготовку высоквалифицированных кадров;

– развитие крупных холдингов (интегрированных бизнес групп, корпораций), способных брать на себя масштабные финансовые и технологические риски инвестирования в новые технологии, что предполагает упрощение процедуры корпоративных слияний (поглощений);

– привлечение в страну крупного наукоемкого зарубежного капитала;

– повышение производительности труда, в том числе посредством роста инвестиций в человеческий капитал;

– формирование национальной инновационной системы, обеспечивающей эффективное взаимодействие науки, бизнеса и государства;

– перераспределение инвестиционных средств в пользу наиболее перспективных отраслей и производств, отказ от инвестирования в развитие производств, базирующихся на устаревших технологиях;

– разработка программы поддержки экспорта образовательных услуг;

– государственная экспертиза конкурентоспособности (в том числе международной) проектов и программ научно-технического развития с привлечением зарубежных экспертов (пример Финляндии);

– создание среды эффективного информационного обмена, как на мировом, так и на национальном уровне;

– пополнение финансовой базы экономического роста за счет сбалансированной профицитной политики российского бюджета, преодоления дефицита государственных инвестиций посредством развития государственных корпораций в тех отраслях, где частный капитал не готов инвестировать из-за низкой рентабельности и значительного срока окупаемости (связь, транспорт, энергетика, ЖКХ), объективного сопоставления инвестиционного спроса с возможностями инвестиционной сферы и другие.

В заключении сформулированы основные выводы, даны научно-практические рекомендации по внедрению результатов исследования.

Перечень работ опубликованных по теме диссертации

1. Шевченко И.В., Александрова Е.Н., Мовчан В.Н. Проблемы и перспективы инновационного пути развития России // Финансы и кредит. – 2005. – № 10 (178). – 1,2 п.л. (авт. – 0,4 п.л.).

2. Мовчан В.Н., Александрова Е.Н. Актуальные вопросы государственного регулирования экономического роста // Финансово-кредитное стимулирование экономического роста: Материалы 9 междунар. науч.-прак. конф. (3-5 июня 2005 г.). – Луцк: Волынский государственный университет имени Леси Украинки, 2005. – 794 с. – 0,2 п.л. (авт. – 0,1 п.л.).

3. Мовчан В.Н., Александрова Е.Н. Роль государства в регулировании экономического роста в России // Проблемы экономики, науки и образования в сервисе: Сб. науч. трудов / Под ред. П.Д. Кравченко. – Шахты: Изд-во ЮРГУЭС, 2005. – 285 с. – 0,2 п.л. (авт. – 0,1 п.л.).

4. Мовчан В.Н. Особенности инновационных систем развитых стран // Инновационная экономика в зеркале устойчивого развития: Сб. науч. тр. Ч. 2. – Краснодар: КубГУ, 2005. – 337 с. – 0,2 п.л.

5. Шевченко И.В., Александрова Е.Н., Мовчан В.Н. Инновационная составляющая экономического роста // Экономическая наука в ХХI веке: опыт, проблемы, перспективы: сб. науч. тр. – Крснодар, КубГУ, 2005. – 264 с. – 0,5 п.л. (авт. – 0,2 п.л.).

6. Шевченко И.В., Александрова Е.Н., Мовчан В.Н. Приоритетные направления государственной политики стимулирования инновационного экономического роста // Вестник Волжского института экономики, педагогики и права. Серия 1. – Экономика и управление. – Вып. 3.– Волжский, 2005. – 240 с. – 0,6 п.л. (авт. – 0,2 п.л.).

7. Шевченко И.В., Александрова Е.Н., Мовчан В.Н. Стратегические направления политики стимулирования экономического роста в России // Экономика развития региона: проблемы, поиски, перспективы: ежегодник. – Вып. 6. – Волгоград, 2005. – 702 с. – 0,83 п.л. (авт. – 0,3 п.л.).

8. Мовчан В.Н. Роль государственного регулирования в обеспечении экономического роста // Реформирование экономики: проблемы и решения: Материалы Втрой межрегиональной научно-практической конференции студентов, аспирантов и молодых ученных. – Бийск: Алтайский государственный технический университет, 2005. – 256 с. – 0,2 п.л.

9. Мовчан В.Н. Инструменты государственной политики инновационного развития России // Инновационный фактор национальной и региональной конкурентоспособности России: Матер. Междунар. науч.-практ. конф. – Краснодар: Кубанский гос. ун-т, 2006. – Ч. 2. – 0,2 п.л.