Иностранные инвестиции в экономике России

превысила 65%. Таким образом, в настоящее время инвестиции, привлекаемые в Россию по этой статье, составили 2/3 всех зарубежных частных инвестиций. Прибыль от прочих инвестиций за 1996 год, по сообщениям Госкомстата РФ, составила более 800 млн. долларов, или более 90% всех прибылей от вложенных иностранными инвесторами средств. Для сравнения – в 1995 году поступления от прочих инвестиций составили лишь 4%.

Важнейшая причина роста прочих инвестиций заключается в легализации для нерезидентов с 1996 года рынка государственных ценных бумаг – ГКО-ОФЗ, выпускаемых в России для покрытия дефицита государственного бюджета. По данным ЦБ РФ, к началу 1997 года доля зарубежных инвесторов на этом рынке составила около 15% , в результате чего в страну было привлечено около 9 млрд. долларов. В связи с известной либерализацией этого рынка для нерезидентов в настоящее время на них приходится уже около 30%, или более 16 млрд. долларов.

По мнению специалистов, столь активная игра нерезидентов (на фоне исчерпания ресурсов коммерческих банков) создает определенную угрозу стабильности этого рынка, что и подтвердил «августовский» кризис 1998г. , приведший к резкому падению объемов инвестиций (почти до нуля) в этом секторе экономики.

Другим инструментом привлечения иностранных (прочих) инвестиций является выпуск еврооблигаций (Eurobonds). Эта практика получила распространение с 1996 года, когда Министерству Финансов РФ удалось разместить на западных рынках этих ценных бумаг на сумму 1 млрд. долларов. В феврале 1997 года состоялся второй выпуск – на 1 млрд. немецких марок.

Успешное начало размещения Россией еврооблигаций послужило отправной точкой к идее выпуска аналогичных ценных бумаг российскими регионами, что нашло подтверждение в указах Президента Российской Федерации «О выпуске внешних облигационных займов органов исполнительной власти городов Москвы, Санкт-Петербурга и Нижегородской области» (8 апреля 1997 г. № 304) и «О выпуске внешних облигационных займов органов исполнительной власти Московской и Свердловской областей, а также Красноярского края» (18 октября 1997 г. № 1128). Помимо указанных регионов, выйти на международные кредитные рынки со своими ценными бумагами намереваются Самарская, Челябинская, Иркутская области, Республика Татарстан.

Одним из существенных источников прочих инвестиций являются многосторонние кредиты с участием Международного валютного фонда, Международного банка реконструкции и развития, членом которых Россия является с 1992 года, а также двусторонние государственные кредиты. Так, за счет займов от МБРР и ЕБРР в последнее время получили значительную финансовую поддержку сельское хозяйство, нефтяная и угольная отрасли, жилищное строительство, городской транспорт (бюджетозамещающие займы).

Привлекая частные зарубежные инвестиции, Россия ставит задачи модернизации устаревших производственных фондов, повышения конкурентоспособности продукции, создания новых экспортных производств, замены импорта собственной продукцией, привлечение передовых зарубежных технологий, менеджмента и другие. Чрезвычайно важным является то, что эти инвестиции не влекут за собой нарастания внешнего государственного долга.

РАЗМЕЩЕНИЕ ИНОСТРАННЫХ ИНВЕСТИЦИЙ

В региональном разрезе наибольшая доля инвестиций традиционно приходится на Центральный экономический район. За 1 квартал 1997 года район получил 84% от всех иностранных инвестиций, в том числе почти 83% привлеченного капитала приходится на Москву. Другими наиболее привлекательными регионами для иностранного капитала являются Северо-Западный экономический район, Западная Сибирь, Поволжье и Дальний Восток.

В заключение, представляется, будет любопытно привести фрагмент ранжирования регионов Российской Федерации по степени привлекательности предпринимательского климата согласно исследованию, проведенному Российским союзом промышленников и предпринимателей, фондом «Экспертный институт» и лабораторией регионального анализа и политической географии географического факультета Московского университета.

Ранг Регион Эконом. потенциал Уровень развития Эконом. активность Уровень жизни Состояние финансов Интеграль-ный индекс
1 г. Москва 11,98 1,84 2,20 1,72 2,20 3,00
2 Тюменская область 7,74 7,56 2,20 1,25 1,68 2,75
3 Самарская область 3,31 1,32 1,83 1,14 3,35 1,86
4 Краснояр-ский край 3,07 1,32 1,40 1,05 2,26 1,68
5 Свердлов-ская область 3,73 1,05 1,43 0,88 2,73 1,66
6 г. Санкт-Петербург 2,63 0,73 0,74 1,3 2,23 1,55

Источник: «Предпринимательский климат регионов России». «Начала-Пресс», М., 1997.

Отметим, что для успешного привлечения капиталов российскими регионами полезным является получение ими кредитного рейтинга в соответствии с международными стандартами от не менее чем двух ведущих международных рейтинговых агентств. К числу авторитетнейших относятся: Standart & Poors Corp., Moodys Investor Service, IBSA. В мировой практике кредитный рейтинг эмитента позволяет оценить его возможности своевременно и в полном объеме отвечать по своим обязательствам.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Привлечение иностранных инвестиций обеспечивает развитие международных экономических связей и освоение передовых научно-технических достижений, хотя оно, в принципе, не способно компенсировать недостаток отечественных инвестиций. Активизация иностранных инвесторов, и это следует подчеркнуть, возможно только вслед за активизацией национальных инвесторов и предоставлением иностранным инвесторам национального режима инвестирования.

За целевой норматив, в соответствии с мировой практикой по привлечению иностранных инвестиций, можно принять увеличение их доли в общем инвестировании до 10 %, что определяется состоянием мирового рынка капиталов и жесткой конкуренции на нем.

Однако при всей современной открытости экономик стран для инвесторов дальнего зарубежья нельзя не учитывать тот факт, что западные правительства и деловые круги фактически не заинтересованы в сокращении существующего технологического отставания России и разрыве в объемах производства между нашей страной и ведущими капиталистическими государствами, исходя из экономических, оборонных и экологических соображений. В докладе ООН «Экологические аспекты деятельности ТНК» отмечено, что основной поток иностранного капитала в развивающиеся страны направляется в сырьевые отрасли, наиболее сильно загрязняющие окружающую среду и оказывающие значительные нагрузки на природные ресурсы страны.

Оценивая количественные показатели присутствия иностранных инвестиций в экономике России, приходится констатировать следующее. Их удельный вес в совокупных вложениях по разным оценкам составлял в середине 90-х годов 2,7 – 5%. Доля же иностранных инвестиций в общем объеме основных производственных фондов не превышает 0,5 – 1,5. Предприятия с участием иностранного капитала составляют весьма динамичную часть в российской экономике. Однако роль этих предприятий невелика, они дают лишь 3 % ВНП страны. Позиции этих предприятий во внешнеторговом обороте несколько выше: в 1994 г. они обеспечивали около 10 % российского экспорта и 13 5 импорта, включая торговлю в пределах СНГ.

Что касается крупных иностранных инвестиций, то в России их практически нет. Проблематично их появление и в ближайшие годы. В 1994 г., по официальным данным, приток иностранных инвестиций составил всего 1,3 млрд. долл. (при потенциальной потребности 8-12 млрд. долл. в год). По данным Министерства экономики Российской Федерации, этот процесс по годам может выглядеть следующим образом:

Приток прямых и портфельных иностранных инвестиций в Россию

Годы 1995 г. 1996 г. 1997 г. 1998-2000 г. г.
Млрд. Долл. 2,1 5,0 –6,0 7,0-8,0 10,0 – 15,0

По расчетам того же Министерства экономики, для выхода на устойчивую траекторию роста России нужно 140 млрд. долл. Даже при идеальных условиях за счет всех имеющихся внутренних источников и привлечения иностранного капитала реально может быть аккумулировано не более 120 млрд. долл.

Оценивая ситуацию с привлечением иностранных инвестиций в экономику России, приходится констатировать, что пока Россия является местом борьбы международных компаний за сбыт своих товаров, а не ареной приложения капитала. Произошло это в результате распахнутости российского рынка и неадекватного инвестиционного климата, что усугубляется в значительной мере так же и финансовым кризисом в августе 1998г., последствия которого будут еще долго влиять на уровень и объемы инвестиции в России.

Многие специалисты считают, что главным источником инвестиционных вливаний в российскую экономику должен стать отечественный частный капитал, как находящийся внутри страны, так и эмигрировавший в последние годы за рубеж. По данным «Дойче банка» (Германия), прямые российские инвестиции в ФРГ в 4 – 6 раз превышают аналогичные немецкие инвестиции в экономику России. (Совокупный капитал германских предпринимателей в России составляет 500 млн. марок. Объем российских инвестиций в экономику Германии оцениваются в 3 млрд. марок.) Как только в России начнется оживление экономики, будут созданы благоприятные условия для инвестиций – развернется в крупных масштабах реэкспорт капитала. Это повлечет за собой увеличение потока западных и восточных инвестиций и технологий.

Для ускорения этого процесса предлагается амнистировать владельцев незаконно вывезенного капитала за границу с целью его возврата в Россию. Необходимо также привести российское законодательство, определяющее вывоз капитала как незаконный, в соответствие с международным правом.

Однако особенно уповать на эти меры вряд ли стоит. Возврат капитала происходит и будет происходить под «крышей» достаточно солидных западных фирм или российских компаний без прямого указания на его происхождение. По оценкам торгово-промышленной палаты России, до половины иностранных портфельных инвестиций на российском фондовом рынке скрывают фактически реэкспорт капитала.

Как свидетельствует мировой опыт, продуманная политика привлечения иностранного капитала – самый прямой и достаточно эффективный путь выхода из кризиса, рычаг ускорения социально – экономического развития страны. В то же время наряду с положительными моментами участие иностранного капитала в развитии российской экономики вызвало ряд отрицательных последствий, которые не следует сбрасывать со счетов:

приоритетное внимание западных фирм к добыче и экспорту энергоносителей способствовало не только ускоренной исчерпаемости невозобновляемых ресурсов, но и дальнейшей гипертрофии добывающих отраслей;

продемонстрировало слабость государственного регулирования процесса привлечения иностранного капитала, отсутствие жесткого экологического контроля за действием ряда предприятий с иностранными инвестициями;

участие западного капитала в приватизации государственной собственности на крайне заниженном курсе рубля позволило ему за бесценок скупить ряд важных объектов. Так, например, около 50 % заводов по производству минеральных удобрений скуплены бывшими советскими гражданами и работают преимущественно на внешний рынок;

иностранные капиталовложения нередко используются как способ отмыва «грязных денег» из стран Запада.

Непродуманная политика в привлечении иностранных инвестиций не сможет обеспечить экономические интересы принимающей стороны. К тому же мировой опыт привлечения иностранных инвестиций свидетельствует о том, что многие страны весьма осторожно использовали это специфическое «лекарство». Так, Япония, например, с самого начала строго контролировала и ограничивала привлечение иностранного капитала. Огромные суммы затрачивались на покупку иностранных лицензий для создания своей технически передовой экспортной базы. До сих пор объем прямых иностранных инвестиций в Японии невелик, а требования иностранных государств открыть двери иностранному капиталу остаются нереализованными.

Претворяя в жизнь инвестиционную политику, следует отдавать себе отчет в том, что выбор приоритетных направлений отраслей – дело очень тонкое, поскольку рыночные механизмы действуют далеко не всегда в российских интересах. Здесь требуется строгий контроль со стороны государства, а также доброжелательная политика для поддержки инвестиций в те отрасли и регионы, с которыми связаны экономические перспективы. Нужна научно – обоснованная, взвешенная, активная государственная политика по привлечению иностранных инвестиций.

Список литературы

Закон «Об иностранных инвестициях» от 04.07.1991 г.

Федеральный закон «Об иностранных инвестициях в РФ» от 09.07.99г.

Россия: стратегия инвестирования в кризисный период. Инвестиционный климат России. - М.: ПАИМС, 1994 г.

Иностранные инвестиции в России. - М.: Международные экономические отношения, 1996 г.

Авдокушин Е. Ф. Международные экономические отношения: Учеб. пособие.-М.: ИВЦ «Маркетинг», 1996 г.

Предпринимательский климат регионов России. - «Начала-Пресс», М., 1997 г.

Сборник «Социально-экономическое положение России». Госкомстат РФ.