Формы государственного регулирования экономики
государства. К таким факторам относятся:тип экономической системы;
цели развития экономически данной системы;
экономический потенциал и система отношений собственности;
степень развития рыночных отношений;
характер межнациональных отношений и уровень развития регионов;
6 место данного государства в мировом хозяйстве и международном разделении труда
К функциям, выполняемым государством относятся, прежде всего, следующие:
создание и регулирование правовой основы функционирования экономики;
антимонопольное регулирование;
проведение политики макроэкономической стабилизации;
воздействие на размещение ресурсов;
деятельность в сфере распределения доходов;
деятельность государства, как субъекта имущественных отношений.
Такая классификация достаточно условна, так как в реальной практике все функции взаимосвязаны и действуют в комплексе. Рассмотрим эти функции государства:
Создание
и регулирование
правовой основы
функционирования
экономики
Прежде всего на государстве лежит ответственность за создание законов и правил, регулирующих экономическую деятельность, а также контроль за их исполнением. Создание законодательной базы - это установление правил поведения экономических агентов, юридических принципов экономического общения, которых обязаны придерживаться в своих действиях все экономические агенты - производители, потребители и само государство. В числе этих правил можно отметить законодательные и нормативные акты, защищающие права частной собственности и определяющие формы предпринимательской деятельности, условия функционирования предприятий, их взаимоотношения между собой и государством. Правовые нормы распространяются на проблемы качества продукции и безопасность труда, вопросы взаимоотношений профсоюзов и администрации и др.[8, 15]
Антимонопольное регулирование.
Антимонопольное (антитрестовское) законодательство представляет собой пакет законов, который выступает как средство поддержания государством баланса между конкуренцией и монополией, как средство установления официальных “правил игры” на рынке. Конкретный характер и содержание антимонопольного законодательства в разных странах имеют свои особенности, однако можно выделить общие для всех стран основы этого законодательства: охрана и поощрение конкуренции, контроль над фирмами, занимающими господствующее положение на рынке, контроль над ценами, защита интересов потребителей, защита интересов и содействие развитию среднего и мелкого бизнеса.
Современное антимонопольное законодательство имеет два принципиальных направления: контроль за ценами и контроль за слияниями компаний. Антимонопольное законодательство в первую очередь запрещает соглашение по ценам. Незаконным является сговор между фирмами в целях установления цен. Законом преследуется демпинговая практика продаж, когда фирма умышленно устанавливает более низкие цены, с тем чтобы вытеснить из отрасли конкурентов.
Макроэкономическая стабилизация
Другое не менее важное направление деятельности государства в условиях рыночной экономики - это макроэкономическая стабилизация. Ее можно определить как деятельность правительства, направленную на обеспечение экономического роста, полной занятости и стабильного уровня цен.
Равновесие в экономической системе, которое устанавливается на основе рыночной самонастройки экономики, может сопровождаться высоким уровнем безработицы или чрезмерной инфляцией. Главные инструменты в решении этой задачи - фискальная и денежная политика.[10, 121]
Согласно общим рекомендациям, для проведения политики стабилизации необходимо увеличивать государственные расходы и уменьшать налоги для стимулирования расходов частного сектора в периоды высокой безработицы или соответственно сокращать государственные расходы и повышать налоги с тем, чтобы сокращал расходы частный сектор в периоды, когда общество больше всего беспокоит инфляция. Улучшают или ухудшают ситуацию те или иные действия правительства, приходится судить по последствиям.
Размещение ресурсов.
Наряду с макроэкономической сферой объектом непосредственного воздействия государства является и микроэкономика. Общепризнанным достоинством конкурентной рыночной системы является способность эффективно распределять ресурсы. Перераспределение ресурсов может касаться промышленного и сельскохозяйственного производства. В каждом конкретном случае используются определенные разновидности государственного воздействия. В качестве инструментов могут использоваться налоги, субсидии, непосредственное государственное регулирование и т.д.
Перераспределение доходов
Не менее важной является и функция, связанная с перераспределением доходов. Распределение, которое обеспечивает конкурентный механизм, приводит к социальному расслоению и бедности в силу обстоятельств, находящихся вне контроля человека, неподвластных ему. Общество берет на себя заботу о неимущих гражданах через налоговое перераспределение доходов, принятие программ социальной защиты. Например, выплаты по социальному страхованию, медицинской помощи, пособий по безработице и т.д. Государством финансируются программы, обеспечивающие возможность получения образования вне зависимости от доходов семьи, субсидий на поддержание цен на ряд сельскохозяйственных продуктов и т.д.[12, 25]
Деятельность государства, как субъекта имущественных отношений
Традиционным объектом государственной собственности является национальное достояние, не являющееся объектом купли-продажи и не приносящее прибыли (парки, леса и т.д.). Но в руках государства часто находятся и жизненно важные отрасли инфраструктуры: транспорт, связь, энергетика, часть военной промышленности.
. В основном это отрасли, представляющие собой опоры, условия, необходимые для функционирования рыночной экономики.
Значительный вес в государственной собственности составляют смешанные корпорации, где государственное участие в капитале может и не быть подавляющим (составлять менее 50%), однако оно обеспечивает общественный контроль за деятельностью компании.
Источником формирования государственной собственности выступают национализация и собственно государственное предпринимательство т.е. строительство предприятий за счет казенных средств. Предприятия эти остаются субъектами рыночных отношений, т.е. работают в основном на коммерческих началах.
Заключение.
Выше были рассмотрены основные инструменты: государственное экономическое прогнозирование, государственное экономическое программирование, бюджетно – налоговая система, денежно – кредитная политика, объекты и цели государственного регулирования экономики.
Государственное вмешательство в экономику является объективно необходимым для любого правительства независимо от того, рыночная это экономика или командно-распределительная. Минимально необходимые границы регулирования реального рынка определяются организацией денежного обращения, производством общественных товаров и устранения внешних эффектов. Максимально допустимые границы вмешательства государства в экономику определяются перераспределением доходов, обеспечением некоторого уровня занятости, противодействием монополизму и инфляции, развитием фундаментальных исследований, проведением региональной политики, реализацией национальных интересов в мировой экономике.
Государство выполняет свои функции, применяя экономические и административные методы. Они взаимосвязаны и вместе с тем противоположны. Существуют области, где применение административных методов эффективно и не противоречит рыночному механизму..
Для сегодняшней России, в период перехода к рынку, особенно важно государственное регулирование. После десятилетий тотального диктата государства в экономике, высказываются мнения о полном отказе от государственного вмешательства в экономику. Видимо, истина, как всегда, где-то посередине. Именно поэтому для России важен мировой опыт государственного регулирования экономики, который и нужно изучать. Таким образом, государственное регулирование экономики имеет важное значение для экономического и социального развития страны. При этом, осуществляя регулирование экономики, государство использует широкий набор средств и методов воздействия на экономику таких как бюджет, налоги, кредитно-денежная политика, экономическое законодательство и т.д.
Многие экономисты признают, что государственное регулирование экономики – это целенаправленный, координирующий процесс управленческого воздействия правительства на отдельные сегменты внутреннего и внешних рынков посредством микро- и макроэкономических регуляторов в целях достижения равновесного роста общей экономической системы.
Приложение.
Таблица 1.
Факторы обуславливающие необходимость государственного регулирования экономики[4, 234]
Группа факторов |
Содержание факторов |
1Факторысвязанные с разрешением проблем рыночного сектора экономики сглаживанием отрицательных эффектов рыночного механизма. |
1Ограничение стихийности ры- ночных процессов. 2Обеспечение эффективного сово- купного спросарыночной конъюк- туры. 3Обеспечение производства обще- ственных потребностей и нужд. 4Поддержка конкурентности открытости рынка. 5Усиление конкурентности на мировом рынке. |
2Факторыобеспечивающие экономическую стабильность процесс расширенного воспроизводства. |
1Создание общих условий разви- тия экономикиобеспечение эконо- мической эффективности функцио- нирования совокупного капитала необходимость определения «пра- вил игры» хозяйствующих объектов 2Обеспечение антициклического развития экономики. 3Стимулирование долгосрочного экономического роста деловой активности. 4Формирование оптимальной структуры народного хозяйства. 5Поддержка макроэкономического равновесия. 6Обеспечение эффективного уп- равления государственным сектором экономики. 7Потребность в государственных инвестициях малорентабельных с точки зрения частного капитала. 8Регулирование денежного обращения. 9Содействие развитию науки научно-технического прогресса. |
3Факторысвязанные с реше- нием социальных проблем. |
1Обеспечение рационального пере- распределения доходов. 2Обеспечение экономической основы социальной стабильности, социальной напряженности. 3Обеспечение полной занятости населения. 4Формирование условий расширенного воспроизводства рабочей силы проявление интеллектуальных способностей человека (развитие здравоохраненияобразованияпере- подготовка кадров и т.д.) |
Таблица 2
Инструменты государственного регулирования экономики
ФОРМЫ И МЕТОДЫ. [4, 244]
ПРЯМЫЕ | КОСВЕННЫЕ |
АДМИНИСТРАТИВНЫЕ | ЭКОНОМИЧЕСКИЕ |
--Принятие законодательных актов нормативных документовположений --Управление государственной собсвен- ностьюв том числе -управление предприятиями государтвен- ного сектора -организация производства и труда -госзаказ -государственные инвестиции -государственные кредиты -субсидии --Лицензирование и квотирование --Применение санкций --Охрана окружающей среды |
--Индикотивное планирование --Целевое програмирование --Регулирование налоговой системы --Кредитно-денежные инструменты -регулирование денежной массы -антиинфляционные меры -регулирование процентной ставки по операциям ЦБ -рефинансирование комерческих банков -регулирование нормативов обязательных резервов комерческих банков -операции на рынке ценных бумаг |
--Формирование и использование бюджета --Формирование налоговой политики --Формирование амортизационной политики --Определение нормы банковского резерва --Установление минимальной зарплаты --Регулирование цен на некоторые виды товаров и услуг --Антимонопольная политиказащита конкуренции |
--Валютные рычаги -стабилизация национальной валюты -операции на открытом валютном рынке -девальвацияревальвация национальной валюты -привлечение иностранного капитала -создание совместных предприятий --Социальная политика -социальные программы -обеспечение занятости населения -социальная защита населения -регулирование доходов -контроль за динамикой цен и зарплаты -налоги -трансфертные платежи -деятельность в сфере образованияздравоохранениякультуры --Внешнеэкономические формы воздействия -регулирование внешнеэкономической деятельности -таможенные тарифы -валютное регулирование -налоги -субсидии |
-
Список литературы
1. Албегова ИМ Емцова РГ Холопов АВ Государственная экономическая политикаГлава 1МДело и сервис1998, стр. 89
2. Бюджетная система Российской Федерации: Учебник/М. В. Романовский. 2-е издание исправленное и переработанное. Москва. «Юрайт», 2000, стр. 93
3. Борисов Е.Ф. «Основы экономики» «Юрист» М : 1998, стр. 102
4. Государственное регулирование экономики : Учебник для вузов/Под общей редакцией Кушлина ВИВолгина НА;-М:ОАО НПОЭкономика2000, стр. 232-263.
5. Государственное регулирование рыночной экономики: Учебное пособие. – М.: Дело, 2001, стр. 36
6. Гуськова М.Ф., Стерликов П.Ф., Стерликов Ф.Ф. «Экономика 100 вопросов» «Владос» М : 1999, стр. 27
7. Государственное регулирование рыночной экономики: Учебник/ Архангельский В. П., Будорина А. В. и др.; под общей редакцией В. И. Кушлина – 2-е изд, доп. и перер. – М.: РАГС, 2003, стр. 345
8. Гутман Г. В. и др. Правовое государство, как атрибут рыночного хозяйства и самоуправления/ Г. В. Гутман, Б. К. Коробков, А.И. Тяжов; МО РФ, КГТУ – Кострома: КГТУ, 2002, стр 15
9. Государственное рыночной экономики: Учебник/ Рос. акад. гос. Службы при президенте РФ; Под общей ред. В.И. Кушлина, Н. А. Волгина – М.: Экономика,2000, стр. 357
10. Ивашковский С.Н. Макроэкономика: Учебник – 2-е изд., доп. – М: Дело, 2002.Стр 121.
11. Курс экономической теории. 4-е изд./Под ред. М. Чепурина, Е. Киселёвой. Гл. 16. Киров, 1999, стр.89.
12. Матлин А. М. Деньги и экономические решения. М., 2001, стр. 25
13. Об экономическом росте и разамерах государства/ В. Тамбовцев// Вопросы экономики – 2003 – номер 6, стр. 119-121.
14.Орешин В. П. Государственное регулирование национальной экономики: Учебное пособие – М: Юристъ, 1999, стр18
15. Орешин В. П. Государственное регулирование национальной экономики(в вопросах и ответах) : Учебное пособие – М.: ИНФРА – М, 2000. стр 37
16. Роль государства в экономике: американский опыт/ Супян В.// Проблемы теории и практики управления. – 2002 – номер 4, стр 14-17
17. Размеры государства и экономический рост: Вопросы теории/ А. Илларионов, Н. Пивоварова// Вопросы экономики – 2002 – номер 9, стр. 18-45
18. Рыночная экономика и самоуправляемое общество/ Кениг В., Коробов Б. К., Мейер А., Тяжов А.И.. – Постдам – Кострома: Постдамская ремесленная палата, 2002, стр. 46
19. Справочник
"Социально-экономические
проблемы России"
Ответственный
редактор П.С.
Филиппов,
Редакторы Т.М.
Бойко, А.В. Островский
© ФИПЭР Изд-во
"Норма",Санкт-Петербург,1999,
стр. 53
20. Управление государственной собственностью/ Под ред. В.И. Кошкина, В.М. Шупыро. М: Инфра – М,1997, стр. 60
21. Финансовое право: Учебник/ответственный редактор Н. И. Химичева. 2-е издание, переработанное и дополненное. Москва. «Юрист», 2000, стр. 75
22. Финансы. Кредит/ Под редакцией профессора РАЕН Л. А. Дробозиной Издательство «Юнити», Москва, 2000, стр. 156
23. Шамхалов Ф. И. Государство и экономика: основы взаимодействия: Учебник для вузов – М.: Экономика, 2000, стр. 34
24. Экономическая теория национальной экономики и мирового хозяйства(Политическая экономика)Гл11МФинансовая академия при Правительстве РФ1997, стр. 97.
25. Экономическая теория: Учебник для вузов. Под редакцией А. И. Добрынина. 3-е издание, дополненное и исправленное «Питер», 1999, стр. 135
26. Экономическая теория/Под ред. А. И. Добрынина, Л. С. Тарасевича, 3-е изд. – СПб:тИзд. СПбГУЭФ, Изд. «Питер», 2002., стр. 422