Формы государственного регулирования экономики

государства. К таким факторам относятся:
  1. тип экономической системы;

  2. цели развития экономически данной системы;

  3. экономический потенциал и система отношений собственности;

  4. степень развития рыночных отношений;

  5. характер межнациональных отношений и уровень развития регионов;

6 место данного государства в мировом хозяйстве и международном разделении труда


К функциям, выполняемым государством относятся, прежде всего, следующие:

  • создание и регулирование правовой основы функционирования экономики;

  • антимонопольное регулирование;

  • проведение политики макроэкономической стабилизации;

  • воздействие на размещение ресурсов;

  • деятельность в сфере распределения доходов;

  • деятельность государства, как субъекта имущественных отношений.

Такая классификация достаточно условна, так как в реальной практике все функции взаимосвязаны и действуют в комплексе. Рассмотрим эти функции государства:

Создание и регулирование правовой основы
функционирования экономики

Прежде всего на государстве лежит ответственность за создание законов и правил, регулирующих экономическую деятельность, а также контроль за их исполнением. Создание законодательной базы - это установление правил поведения экономических агентов, юридических принципов экономического общения, которых обязаны придерживаться в своих действиях все экономические агенты - производители, потребители и само государство. В числе этих правил можно отметить законодательные и нормативные акты, защищающие права частной собственности и определяющие формы предпринимательской деятельности, условия функционирования предприятий, их взаимоотношения между собой и государством. Правовые нормы распространяются на проблемы качества продукции и безопасность труда, вопросы взаимоотношений профсоюзов и администрации и др.[8, 15]

Антимонопольное регулирование.

Антимонопольное (антитрестовское) законодательство представляет собой пакет законов, который выступает как средство поддержания государством баланса между конкуренцией и монополией, как средство установления официальных “правил игры” на рынке. Конкретный характер и содержание антимонопольного законодательства в разных странах имеют свои особенности, однако можно выделить общие для всех стран основы этого законодательства: охрана и поощрение конкуренции, контроль над фирмами, занимающими господствующее положение на рынке, контроль над ценами, защита интересов потребителей, защита интересов и содействие развитию среднего и мелкого бизнеса.

Современное антимонопольное законодательство имеет два принципиальных направления: контроль за ценами и контроль за слияниями компаний. Антимонопольное законодательство в первую очередь запрещает соглашение по ценам. Незаконным является сговор между фирмами в целях установления цен. Законом преследуется демпинговая практика продаж, когда фирма умышленно устанавливает более низкие цены, с тем чтобы вытеснить из отрасли конкурентов.

Макроэкономическая стабилизация

Другое не менее важное направление деятельности государства в условиях рыночной экономики - это макроэкономическая стабилизация. Ее можно определить как деятельность правительства, направленную на обеспечение экономического роста, полной занятости и стабильного уровня цен.

Равновесие в экономической системе, которое устанавливается на основе рыночной самонастройки экономики, может сопровождаться высоким уровнем безработицы или чрезмерной инфляцией. Главные инструменты в решении этой задачи - фискальная и денежная политика.[10, 121]

Согласно общим рекомендациям, для проведения политики стабилизации необходимо увеличивать государственные расходы и уменьшать налоги для стимулирования расходов частного сектора в периоды высокой безработицы или соответственно сокращать государственные расходы и повышать налоги с тем, чтобы сокращал расходы частный сектор в периоды, когда общество больше всего беспокоит инфляция. Улучшают или ухудшают ситуацию те или иные действия правительства, приходится судить по последствиям.

Размещение ресурсов.

Наряду с макроэкономической сферой объектом непосредственного воздействия государства является и микроэкономика. Общепризнанным достоинством конкурентной рыночной системы является способность эффективно распределять ресурсы. Перераспределение ресурсов может касаться промышленного и сельскохозяйственного производства. В каждом конкретном случае используются определенные разновидности государственного воздействия. В качестве инструментов могут использоваться налоги, субсидии, непосредственное государственное регулирование и т.д.


Перераспределение доходов

Не менее важной является и функция, связанная с перераспределением доходов. Распределение, которое обеспечивает конкурентный механизм, приводит к социальному расслоению и бедности в силу обстоятельств, находящихся вне контроля человека, неподвластных ему. Общество берет на себя заботу о неимущих гражданах через налоговое перераспределение доходов, принятие программ социальной защиты. Например, выплаты по социальному страхованию, медицинской помощи, пособий по безработице и т.д. Государством финансируются программы, обеспечивающие возможность получения образования вне зависимости от доходов семьи, субсидий на поддержание цен на ряд сельскохозяйственных продуктов и т.д.[12, 25]


Деятельность государства, как субъекта имущественных отношений

Традиционным объектом государственной собственности является национальное достояние, не являющееся объектом купли-продажи и не приносящее прибыли (парки, леса и т.д.). Но в руках государства часто находятся и жизненно важные отрасли инфраструктуры: транспорт, связь, энергетика, часть военной промышленности.

. В основном это отрасли, представляющие собой опоры, условия, необходимые для функционирования рыночной экономики.

Значительный вес в государственной собственности составляют смешанные корпорации, где государственное участие в капитале может и не быть подавляющим (составлять менее 50%), однако оно обеспечивает общественный контроль за деятельностью компании.

Источником формирования государственной собственности выступают национализация и собственно государственное предпринимательство т.е. строительство предприятий за счет казенных средств. Предприятия эти остаются субъектами рыночных отношений, т.е. работают в основном на коммерческих началах.


Заключение.

Выше были рассмотрены основные инструменты: государственное экономическое прогнозирование, государственное экономическое программирование, бюджетно – налоговая система, денежно – кредитная политика, объекты и цели государственного регулирования экономики.

Государственное вмешательство в экономику является объективно необходимым для любого правительства независимо от того, рыночная это экономика или командно-распределительная. Минимально необходимые границы регулирования реального рынка определяются организацией денежного обращения, производством общественных товаров и устранения внешних эффектов. Максимально допустимые границы вмешательства государства в экономику определяются перераспределением доходов, обеспечением некоторого уровня занятости, противодействием монополизму и инфляции, развитием фундаментальных исследований, проведением региональной политики, реализацией национальных интересов в мировой экономике.

Государство выполняет свои функции, применяя экономические и административные методы. Они взаимосвязаны и вместе с тем противоположны. Существуют области, где применение административных методов эффективно и не противоречит рыночному механизму..

Для сегодняшней России, в период перехода к рынку, особенно важно государственное регулирование. После десятилетий тотального диктата государства в экономике, высказываются мнения о полном отказе от государственного вмешательства в экономику. Видимо, истина, как всегда, где-то посередине. Именно поэтому для России важен мировой опыт государственного регулирования экономики, который и нужно изучать. Таким образом, государственное регулирование экономики имеет важное значение для экономического и социального развития страны. При этом, осуществляя регулирование экономики, государство использует широкий набор средств и методов воздействия на экономику таких как бюджет, налоги, кредитно-денежная политика, экономическое законодательство и т.д.

Многие экономисты признают, что государственное регулирование экономики – это целенаправленный, координирующий процесс управленческого воздействия правительства на отдельные сегменты внутреннего и внешних рынков посредством микро- и макроэкономических регуляторов в целях достижения равновесного роста общей экономической системы.

Приложение.

Таблица 1.

Факторы обуславливающие необходимость государственного регулирования экономики[4, 234]

Группа факторов

Содержание факторов

1Факторысвязанные с разрешением проблем рыночного сектора экономики сглаживанием отрицательных эффектов рыночного механизма.


1Ограничение стихийности ры-

ночных процессов.

2Обеспечение эффективного сово-

купного спросарыночной конъюк-

туры.

3Обеспечение производства обще-

ственных потребностей и нужд.

4Поддержка конкурентности

открытости рынка.

5Усиление конкурентности на

мировом рынке.

2Факторыобеспечивающие

экономическую стабильность

процесс расширенного воспроизводства.


1Создание общих условий разви-

тия экономикиобеспечение эконо-

мической эффективности функцио-

нирования совокупного капитала

необходимость определения «пра-

вил игры» хозяйствующих объектов

2Обеспечение антициклического

развития экономики.

3Стимулирование долгосрочного

экономического роста деловой

активности.

4Формирование оптимальной

структуры народного хозяйства.

5Поддержка макроэкономического

равновесия.

6Обеспечение эффективного уп-

равления государственным сектором экономики.

7Потребность в государственных

инвестициях малорентабельных с

точки зрения частного капитала.

8Регулирование денежного обращения.

9Содействие развитию науки

научно-технического прогресса.

3Факторысвязанные с реше-

нием социальных проблем.

1Обеспечение рационального пере-

распределения доходов.

2Обеспечение экономической основы социальной стабильности,

социальной напряженности.

3Обеспечение полной занятости

населения.

4Формирование условий расширенного воспроизводства рабочей силы проявление

интеллектуальных способностей человека (развитие здравоохраненияобразованияпере-

подготовка кадров и т.д.)

Таблица 2

Инструменты государственного регулирования экономики

ФОРМЫ И МЕТОДЫ. [4, 244]

ПРЯМЫЕ КОСВЕННЫЕ
АДМИНИСТРАТИВНЫЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ

--Принятие законодательных актов

нормативных документовположений

--Управление государственной собсвен-

ностьюв том числе

-управление предприятиями государтвен-

ного сектора

-организация производства и труда

-госзаказ

-государственные инвестиции

-государственные кредиты

-субсидии

--Лицензирование и квотирование

--Применение санкций

--Охрана окружающей среды

--Индикотивное планирование

--Целевое програмирование

--Регулирование налоговой системы

--Кредитно-денежные инструменты

-регулирование денежной массы

-антиинфляционные меры

-регулирование процентной ставки

по операциям ЦБ

-рефинансирование комерческих банков

-регулирование нормативов обязательных резервов комерческих банков

-операции на рынке ценных бумаг

--Формирование и использование

бюджета

--Формирование налоговой политики

--Формирование амортизационной

политики

--Определение нормы банковского

резерва

--Установление минимальной зарплаты

--Регулирование цен на некоторые виды

товаров и услуг

--Антимонопольная политиказащита

конкуренции

--Валютные рычаги

-стабилизация национальной валюты

-операции на открытом валютном рынке

-девальвацияревальвация национальной валюты

-привлечение иностранного капитала

-создание совместных предприятий

--Социальная политика

-социальные программы

-обеспечение занятости населения

-социальная защита населения

-регулирование доходов

-контроль за динамикой цен и зарплаты

-налоги

-трансфертные платежи

-деятельность в сфере образованияздравоохранениякультуры

--Внешнеэкономические формы воздействия

-регулирование внешнеэкономической деятельности

-таможенные тарифы

-валютное регулирование

-налоги

-субсидии


-


Список литературы


1. Албегова ИМ Емцова РГ Холопов АВ Государственная экономическая политикаГлава 1МДело и сервис1998, стр. 89

2. Бюджетная система Российской Федерации: Учебник/М. В. Романовский. 2-е издание исправленное и переработанное. Москва. «Юрайт», 2000, стр. 93

3. Борисов Е.Ф. «Основы экономики» «Юрист» М : 1998, стр. 102

4. Государственное регулирование экономики : Учебник для вузов/Под общей редакцией Кушлина ВИВолгина НА;-М:ОАО НПОЭкономика2000, стр. 232-263.

5. Государственное регулирование рыночной экономики: Учебное пособие. – М.: Дело, 2001, стр. 36

6. Гуськова М.Ф., Стерликов П.Ф., Стерликов Ф.Ф. «Экономика 100 вопросов» «Владос» М : 1999, стр. 27

7. Государственное регулирование рыночной экономики: Учебник/ Архангельский В. П., Будорина А. В. и др.; под общей редакцией В. И. Кушлина – 2-е изд, доп. и перер. – М.: РАГС, 2003, стр. 345

8. Гутман Г. В. и др. Правовое государство, как атрибут рыночного хозяйства и самоуправления/ Г. В. Гутман, Б. К. Коробков, А.И. Тяжов; МО РФ, КГТУ – Кострома: КГТУ, 2002, стр 15

9. Государственное рыночной экономики: Учебник/ Рос. акад. гос. Службы при президенте РФ; Под общей ред. В.И. Кушлина, Н. А. Волгина – М.: Экономика,2000, стр. 357

10. Ивашковский С.Н. Макроэкономика: Учебник – 2-е изд., доп. – М: Дело, 2002.Стр 121.

11. Курс экономической теории. 4-е изд./Под ред. М. Чепурина, Е. Киселёвой. Гл. 16. Киров, 1999, стр.89.

12. Матлин А. М. Деньги и экономические решения. М., 2001, стр. 25

13. Об экономическом росте и разамерах государства/ В. Тамбовцев// Вопросы экономики – 2003 – номер 6, стр. 119-121.

14.Орешин В. П. Государственное регулирование национальной экономики: Учебное пособие – М: Юристъ, 1999, стр18

15. Орешин В. П. Государственное регулирование национальной экономики(в вопросах и ответах) : Учебное пособие – М.: ИНФРА – М, 2000. стр 37

16. Роль государства в экономике: американский опыт/ Супян В.// Проблемы теории и практики управления. – 2002 – номер 4, стр 14-17

17. Размеры государства и экономический рост: Вопросы теории/ А. Илларионов, Н. Пивоварова// Вопросы экономики – 2002 – номер 9, стр. 18-45

18. Рыночная экономика и самоуправляемое общество/ Кениг В., Коробов Б. К., Мейер А., Тяжов А.И.. – Постдам – Кострома: Постдамская ремесленная палата, 2002, стр. 46

19. Справочник "Социально-экономические проблемы России"
Ответственный редактор П.С. Филиппов, Редакторы Т.М. Бойко, А.В. Островский © ФИПЭР Изд-во "Норма",Санкт-Петербург,1999, стр. 53

20. Управление государственной собственностью/ Под ред. В.И. Кошкина, В.М. Шупыро. М: Инфра – М,1997, стр. 60

21. Финансовое право: Учебник/ответственный редактор Н. И. Химичева. 2-е издание, переработанное и дополненное. Москва. «Юрист», 2000, стр. 75

22. Финансы. Кредит/ Под редакцией профессора РАЕН Л. А. Дробозиной Издательство «Юнити», Москва, 2000, стр. 156

23. Шамхалов Ф. И. Государство и экономика: основы взаимодействия: Учебник для вузов – М.: Экономика, 2000, стр. 34

24. Экономическая теория национальной экономики и мирового хозяйства(Политическая экономика)Гл11МФинансовая академия при Правительстве РФ1997, стр. 97.

25. Экономическая теория: Учебник для вузов. Под редакцией А. И. Добрынина. 3-е издание, дополненное и исправленное «Питер», 1999, стр. 135

26. Экономическая теория/Под ред. А. И. Добрынина, Л. С. Тарасевича, 3-е изд. – СПб:тИзд. СПбГУЭФ, Изд. «Питер», 2002., стр. 422

27. Якобеон Л.И. Государственный сектор экономики: экономическая теория и политика: Учебник для экон. спец. вузов. – М.: ГУВШЕ, 2002, стр 57