Нравственно–богословское осмысление ряда феноменов психологии личности

к социальным условиям своего бытия и материальным условиям своего бытия) по сущностной составляющей свойств психики, позволяющих светскому человеку эффективно выполнять как в простых, так и в экстремальных ситуациях функциональную задачу по оказанию влияния на ситуацию или человека. В столбце 3 – для конкретных неприемлемых для православного человека вариаций отношений указаны необходимые изменения в них, позволяющие христианину сохранить свои способности по эффективному воздействию на ситуацию или конкретное лицо.

Таблица 4

Изменение системы отношений по психическим феноменам

ФЕНО-МЕН

система отношений

светского человека

ОСОБЕНнОСТИ отношений

ДЛЯ ПРАВОСЛАВНОГО

1 2 3
ВОСПРИЯТИЕ Довольно скрупулезно подходит к изучению себя нет особенностей
Довольно скрупулезно изучает окружающих нет особенностей
Не скрупулезно, но вникает в суть новой работы нет особенностей
Довольно скрупулезно вникает в свои обязанности Сверхскрупулезно, всесторонне
Пристальное внимание на материальное положение Мало или совсем не обращает
НАПРАВЛЕН-НОСТЬ Равно соблюдает свои и общественные интересы нет особенностей
Поступается своими интересами ради других людей нет особенностей
Равно учитывает личные и служебные интересы Личные – суть духовные
Служебное положение пользует в интересах работы нет особенностей
Дорожит своим материальным положением Дорожит благодатью Божией
Оценка других меняется, но не слишком часто нет особенностей
Удовлетворенность результатами труда меняется нет особенностей
Удовлетворенность соц–ным положением меняется Акцент на самоуничижении
Удовлетворенность мат–ным положением меняется Акц. на стяжании благодати
ОПЫТ Имеет высокий уровень общего развития нет особенностей
Достаточно хорошо разбирается в людях нет особенностей
Хорошая квалификация как специалиста нет особенностей
Достаточная квалификация как организатора Повышает до уровня отличной
Способен реально улучшать свое благосостояние Мало, совсем не интересует
МЫШЛЕНИЕ Периодически корректирует мнение о себе нет особенностей
Периодически пересматривает мнение о людях нет особенностей
Размышляет о новых путях выполнения работы нет особенностей
Размышляет, как лучше выполнить обязанности Постоянно вникать в их суть
Беспокоят мысли о своем материальном положении Не стремится к улучшению
ВОЛЯ Управляет формированием своих желаний нет особенностей
Стремится при необходимости повлиять на человека нет особенностей
В работе прилагает достаточные усилия нет особенностей
Стремится улучшить служебное положение Усилия к самоуничижению
Стремится улучшить материальное положение Усилия к стяжанию благодати

При этом сами особенности отношений для православного, как и собственно приведенная система отношений светского, невоцерковленного человека находятся в заданных границах норм для личностных профилей человека, способного и готового длительное время с заданным качеством выполнять функциональную задачу по оказанию воздействия на ситуацию или конкретное лицо в простых и в экстремальных условиях своей деятельности[27] .

Из анализа данных, приведенных в табл. 4 можно сделать несколько обобщающих суждений.

В области экзегезы (на примере рассмотрения искушений Господа в пустыне).

Искушения Господа нашего Иисуса Христа в пустыне описаны у трех евангелистов: Мф. 4: 1–11; Мк. 1: 12,13; Лк. 4: 1–13.

Разница в описании искушений Господа у евангелистов Матфея и Луки заключается в последовательности изложения 2-го и 3-го искушений. Причем, по мнению епископа Кассиана (Безобразова)[28] порядок изложения у евангелиста Луки более предпочтителен, чем у евангелиста Матфея по двум основаниям:

Во–первых, евангелист Лука придерживался более точной хронологической по-

следовательности в изложении евангельской истории.

Во–вторых, изложение искушений у евангелиста Луки более последовательно с позиции развития греха: от более грубых искушений к более тонким и духовным.

Говоря об искушениях Господа в пустыне, необходимо помнить, что Иисус Христос был не только Бог, но и Человек. Именно как человек, одаренный свободною волею, Он мог подвергаться искушениям.

Обобщая взгляды толкователей Священного Писания на искушения Господа в пустыне[29] можно охарактеризовать их как:

Искушение хлебом (Мф. 4: 1–4; Лк. 1: 1–4)

– служение материальным ценностям, суть искушение похотью плоти.

Искушение властью (Мф. 4: 8–11; Лк. 1: 5–8)

– искание мирского могущества, пленение путем любостяжания,

властолюбия и корыстолюбия.

Искушение чудом (Мф. 4: 5–7; Лк. 1: 9–13)

– суть искушение духовной гордостью, пленение путем тщеславия.

Не трудно заметить, что первое искушение с психологической точки зрения в контексте нашего рассмотрения изменений в системе отношений является как бы базовым, определяющим логику дальнейших искушений. Именно в попущении этого искушения Себе Господь показывает нам важность отречения от благ материального мира в пользу духовной жизни.

Второе и третье искушения конкретизируют в каких именно вопросах (отношениях) эти изменения у нас должны произойти, а именно в области социального и материального отношения к условиям своего бытия. И в этом смысле абсолютно не имеет значения последовательность этих искушений – они как бы равнопорядковы, любое из них, если ему поддастся, сводит на нет усилия по противодействию другому.

Следовательно, можно предположить, что евангелисты, в том числе и с этих позиций, не отдают предпочтения точности изложения последовательности второго и третьего искушений.

С позиции психологии отношений и в контексте рассматриваемой нами методики оценки делового потенциала отметим, что, при прочих равных условиях, именно изменения в системе отношений по социальной и материальной составляющих являются обязательными для всех рассматриваемых нами психологических феноменов (см. табл. 4, первый столбец).

В области духовно–нравственной (на примере рассмотрения человека, имеющего хорошо развитые управленческие умения).

Не трудно заметить (см. табл. 4), что в случае принятия православной веры взрослым человеком, имеющим до этого хороший деловой потенциал, его уровень деловых качеств будет падать. Основанием для подобного суждения служат возникающие у человека изменения в ранее отлаженной системе отношений:

по феномену восприятия – начинает привыкать к мысли о пагубности обращения пристального внимания на свое материальное положение;

по феномену направленности – перестает дорожить своим материальным положением;

по феномену темперамента – меняется динамика отношения к социальным и материальным условиям своего бытия;

по феномену опыта – пути и реальные средства повышения материального благосостояния перестают им реализовываться;

по феномену мышления – перестают беспокоить мысли о своем материальном положении;

по феномену воли – человек не стремится прикладывать усилия, чтобы улучшить свой социальный статус и (или) свое материальное положение.

Принятие человеком этих новых отношений, естественно, влечет за собой изменения в т.н. его личностных профилях человека, в его индивидуально–психологических особенностях, что в свою очередь делает в целом систему отношений этого человека отличной от той, которая позволяла ему эффективно реализовывать функциональную задачу «оказание влияния на ситуацию или конкретное лицо».

Можно предположить, что у взрослого воцерковляющегося человека происходят изменения в системе отношений, связанные, прежде всего, с отторжением земных сокровищ (Мф. 6: 19). Однако, и это естественно, поворот в сознании человека от собирания земных богатств к стяжанию небесных занимает определенное время, как на осознание пути к спасению через собирание сокровищ на небе (Мф. 6: 20), так и на научение азам духовной жизни (Лк. 12: 33, 34).

Вот здесь и подстерегает воцерковляющегося человека, занимающегося активной управленческой деятельностью как минимум две опасности, поддающиеся психологическому осмыслению.

Первая опасность. Живя в своей внутренней системе координат, еще не начав реально духовно трудиться, он, этот управленец, оценивает свои деловые качества по своему прошлому опыту. Реально же способности такого человека, как мы показали выше, уже недостаточны для эффективного выполнения им функциональной задачи по оказанию влияния на ситуацию или конкретное лицо, а по сути – качественной реализации управленческих задач. Отсюда – возможные служебные проблемы, в т.ч. и межличностного характера и, как следствие, поиск источников возникающих в общении проблем во вне, в окружающих его людях, т.е. дальнейшее усугубление своей греховности.

Вторая опасность. Отсутствие отлаженной по светским меркам системы отношений приводит к тому, что человек перестает эффективно управлять, с позиции мирской морали, проявлением своих чувств, желаний, намерений. Это в свою очередь способствует «всплытию на поверхность» одного из глубинных истоков нашей самости – детского эгоизма, проявления которого уже не связаны и не блокируются усвоенными ранее светскими нормами поведения в обществе. Но внешне это может восприниматься самим воцерковляющимся человеком как уже очищенность от внешней греховности взрослого периода своей жизни т.к. он еженедельно ходит в храм, исповедуется, причащается – остается только до конца «извести» свое детское эго. На самом же деле, как мы показали выше, такой человек не только не начал путь духовного возрождения, но и находится в явном заблуждении в оценке своего нравственного состояния.

Противопоставить таким ситуациям, воцерковляющийся управленец может, а как православный человек и должен, только одно – научаться жить духовно, сделать этот процесс своего совершенствования перманентным, дабы не оказаться в роли богача, но стяжать лавры Лазаря (Лк. 16: 19–31).

В области психологической поддержки.

Подчеркнем, что мы не вторгаемся в область пастырского душепопечения, но оставаясь в логике изложения психологических суждений как пропедевтических по отношению к святоотеческой аскетике[30] пытаемся только предложить некие начальные шаги, которые, естественно, не являются строго обязательными, но которые помогли автору осознать, или вернее сказать, более полно прочувствовать, что он находится даже не у первой ступени духовного обновления, но только на дальних к ним, ступеням, подступах.

На начальном этапе, этапе пересмотра системы отношений можно порекомендовать воцерковляющемуся взрослому человеку для минимизации «потерь» от снижения общего уровня делового потенциала пытаться совершать действия в сфере общения с качеством, заданным в табл. 5. Приведенные в табл. 5 оценочные значения качества совершаемых в сфере общения основных действий соответствуют т.н. личностным профилям, описывающим именно качественное выполнение функциональной задачи «оказание влияния на ситуацию, конкретное лицо».[31]

При этом приведенные оценочные значения можно рассматривать также и с позиции их весовых значений – определения необходимой степени прикладывания усилий к совершению того или иного действия по отношению к другим действиям.

Таблица 5

Оптимальные значения действий, наиболее часто совершаемых в сфере общения

УСТАHОВЛЕHИЕ КОHТАКТА И РАЗВИТИЕ ЕГО ДО УРОВHЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО
1 2 3
А. Пассивное поведение
Демонстрация импонирующих объекту качеств min 3.5 max 4.0
Демонстрация дружеского отношения к объекту min 4.0 max 4.0
Согласование своих действий с поведением объекта min 4.2 max 5.0
В. Активное поведение
Вовлечение объекта в беседу min 3.0 max 4.0
Формирование у объекта первого впечатления о себе min 4.0 max 4.0
Учет особенностей личности объекта min 4.3 max 5.0
Формирование интереса у объекта к своей личности min 4.4 max 5.0
Установление отношений доверия с объектом min 4.2 max 5.0
Установление психологического контакта с объектом min 4.2 max 5.0
Закрепление психологического контакта с объектом min 3.9 max 4.0
ПОДДЕРЖАHИЕ МЕЖЛИЧHОСТHЫХ ОТHОШЕHИЙ
А. Деловые, служебные
Отношения с объектом деловые постоянные min 3.9 max 4.0
Отношения с объектом деловые эпизодические min 1.0 max