Цикличность экономического развития. Причины цикличности в экономике
выступают кредитно-денежные и бюджетно-налоговые рычаги. Во время кризиса государственные меры направлены на стимулирование производства, а во время подъема - на его сдерживание. Различие взглядов на причины циклических колебаний в экономике влечет за собой и различные подходы к проблеме их регулирования. Однако в целом все концепции тяготеют к двум направлениям: неокейнсианскому или неоконсервативному. Первое ориентируется на регулирование совокупного спроса, второе - на регулирование совокупного предложения.Таблица 2 Направления антициклического регулирования
Признаки |
Неокейнсианство |
Неоконсерватизм |
Ориентация | на спрос | на предложение |
Цели | Регулирование хозяйства в целом (макроэкономика) | Создание стимулов деятельности отдельных фирм (микроэкономика) |
Приоритеты регулирования |
1.Налогово-бюджетная политика |
1.Кредитно-денежная политика |
2.Кредитно-денежная политика |
2.Налогово-бюджетная политика | |
Оценка роли государства | Поощрение | Ограничение |
Сторонники неокейнсианских рецептов наибольшее внимание уделяют:
1) бюджетной политике (главным образом это связано с увеличением или уменьшением расходов государства);
2) налоговой политике (манипуляции с налоговыми ставками в зависимости от состояния экономики).
Сторонники неоконсервативных рецептов уделяют наибольшее внимание проблеме денег и кредита. Неоконсервативная политика опирается на монетаристские теории, ставят во главу угла объем денежной массы и его регулирование. Несмотря на различия, есть общее понимание, что государство должно осуществлять сглаживание циклических колебаний в целях достижения и поддержания экономической стабильности. В фазе спада все мероприятия государства направлены на стимулирование деловой активности. В области налоговой политики это означает:
1) снижение ставок налога;
2) предоставление налоговых льгот на новые инвестиции;
3) проведение политики ускоренной амортизации.
При этом сторонники неокейнсианских взглядов больше уповают на рост государственных расходов, которые рассматриваются как стимулятор накопления. Налоговые мероприятия больше дополняют бюджетные, и в комплексе они ведут к стимулированию совокупного спроса, а, в конечном счете - и производства. Сторонники неоконсервативных взглядов большее внимание уделяют налогам, снижение которых ведет к росту деловой активности, но в целом они рассматривают налогово-бюджетную политику как дополнение к кредитно-денежной политике. Кредитно-денежная политика в период спада преследует те же цели, что и налогово-бюджетная политика и предполагает проведение политики увеличения кредитов. Её цель - оживление экономической жизни в стране при помощи дополнительных кредитов. В это время проводится политика «дешевых денег». Это означает, что снижаются процентные ставки за выданные ссуды, увеличиваются кредитные ресурсы банков, что ведет к увеличению капиталовложений, усилению деловой активности, снижению безработицы. Однако это может иметь и отрицательные последствия - привести к усилению инфляции.
В период подъема государство в целях предотвращения «перегрева экономики» проводит политику сдерживания, включающую противоположные мероприятия в области налогово-бюджетной и кредитно-денежной политики. Налогово-бюджетная политика такого периода характеризуется повышением ставок налогов, сокращением государственных расходов, ограничениями при проведении амортизационной политики. Именно на налогово-бюджетную политику ориентируются теоретики неокейнсианских методов регулирования. Фискальные мероприятия приводят к снижению покупательной способности, а значит и спроса, что ведет к спаду экономической активности. В кредитно-денежной сфере проводится политика «дорогих денег», что означает прямо противоположные меры: повышение процентных ставок по ссудам, сокращение кредитных ресурсов банков. Но и в этом случае политика «дорогих денег» может через сокращение инвестиций и, соответственно, производства привести к росту безработицы. В целом политику можно охарактеризовать как политику противодействия, т.е. мероприятия должны идти в направлении, противоположном существующим на данный момент колебаниям экономической конъюнктуры.
Рис.8 Воздействие государства:
↑ – политика стимулирования;
↓ – политика сдерживания
В период спада государство проводит политику активизации всех хозяйственных процессов, а в период «перегрева экономики» - стремится сдерживать деловую активность. Неотъемлемым элементом современного экономического кризиса стала инфляция. Она взаимодействует с циклическим движением экономики и меняет механизм цикла. Усилению колебаний способствуют монополизация экономики, коррупция, нарушение хозяйственных пропорций и т.п. Поэтому все мероприятия, которые проводятся в целях их преодоления (антиинфляционная политика, политика устранения диспропорций, борьба с монополизмом и т.п.), тоже можно рассматривать как частные случаи регулирования экономического цикла.
3.Мировой кризис и его влияние на Россию
3.1 Последствия мирового кризиса для российской экономики
По словам Владимира Путина, кризис напоминает «идеальный шторм», когда «разыгравшиеся природные стихии сходятся в одной точке и кратно умножают свою разрушительную силу». Он носит многоплановый характер - системный и циклический. Он носит глобальный характер не только в мировом масштабе, но и для всех секторов российской экономики.
У глобального экономического кризиса в воздействии на Россию имеются специфические особенности, связанные с важнейшими проблемами российской экономики:
1. Высокая зависимость от экспорта природных ресурсов.
2. Низкая конкурентоспособность несырьевых секторов экономики.
3. Недостаточная развитость финансового сектора.
С 20-ых гг. прошлого века волны Кондратьева обходили Россию стороной – мы развивались вне рамок мирового экономического цикла. Более того, на протяжении последней волны мы двигались в противофазе с общемировым циклом – последняя четверть века, принесшая расцвет западной экономике, для России характеризовалась сначала застоем, а потом глубочайшей депрессией. Это стало своеобразной платой за возможность вписаться в мировую экономическую модель и занять в ней возможное для нас место.
Позволяет ли экономическая динамика последних лет в России предположить, что мы уже двигаемся в русле общемировых тенденций? Есть ли взаимосвязь (точнее, зависимость России от мировой конъюнктуры), и гипотетический мировой кризис 2014-2015гг не минует и Россию.
Уже в 2008 году Россию вслед за всем миром охватил глобальный финансовый кризис, от которого пострадали многие банки, крупные и мелкие компании и практически большинство населения страны. В 2009 году он продолжает углубляться. Понятно, что кризис 2008 года в России не возник сам по себе. На то были определенные причины как внутри страны, так и за ее пределами.
Очень многие экономические эксперты в России пытаются сравнивать нынешний кризис в России с Великой депрессией. Но так ли это? Каков же механизм кризиса в России?
Причиной финансового кризиса в России стало то, что фондовый рынок сильно зависит от иностранных инвесторов. При общем объеме российского рынка акций около 200 млрд. долл. почти 70% принадлежали иностранным вкладчикам. В России виртуальный фондовый рынок последние годы рос уверенно и быстро. Но как только инвесторам из США, Европы и Азии срочно понадобились средства, они стали продавать акции российских компаний. Около 100 млрд. долл. было выведено с российского фондового рынка. Акции выбрасывались крупными партиями и резко падали в цене. Фондовый рынок рухнул.
Первой мишенью такого падения фондового рынка стали банки. Российские банки, облегчая себе жизнь, не особо любили кредитовать реальный производственный сектор, для них гораздо интереснее было без всякой головной боли играть на фондовом рынке временно свободными деньгами клиентов. Банки потеряли большую часть клиентских денег, которыми они играли на рынке. Продать акции по новым, более низким ценам, означало зафиксировать огромные убытки. Объемы потерь стали катастрофическими.
В результате у банков образовались огромные дыры в балансах, банки не могут дать никому кредиты, т.к. нет денег.
За последнее десятилетие доступность кредитных ресурсов на Западе была просто потрясающая, а процентные ставки – просто сладкими для бизнеса. И потому второй жертвой рухнувшего финансового рынка стали заемщики у западных банков.
Западные банки из-за проблем в своих странах начинают отзывать кредиты, выданные российским банкам и компаниям, что катастрофически усугубляет ситуацию. У крупнейших российских компаний резко падает капитализация, рассчитываемая исходя из показателей цен на акции компаний на виртуальном фондовом рынке. Это является еще одним основанием, по которому западные банки стали автоматически требовать отзыва части кредитов, а рейтинговые агентства стали понижать рейтинги этих компаний. От рейтинга и суммы капитализации зависит и объем кредитов. При понижении этих показателей идет почти автоматический отзыв части кредитов и исчезает возможность для компании взять еще где-либо новые кредиты, чтобы продержаться в трудные времена.
В общем, для банков и крупных компаний, которые сидят на кредитной игле, настала ситуация апокалипсиса.
Усугубили финансовый кризис в России долги корпораций, которые сравнимы с ЗВР.
Закономерными последствиями финансового кризиса стало замедление темпов развития экономики и повышение уровня безработицы. Около 50% предприятий РФ уменьшили объемы производства. И финансовый кризис из 2008 года в России перекочевал в 2009 год в виде экономического кризиса, прибавив проблем не только финансовому сектору и промышленным предприятиям, теперь кризис дошел и коснулся почти каждого. Сокращение штатов предприятий и понижение доходов больно ударит по населению России.
Сегодняшняя экономика России представляет собой страшно раздутый сырьевой сектор. За последние 10 лет, прошедшие после последнего дефолта, страна деградировала под нефтедолларовым дождем. Бюджет России получал в эти годы 53% доходов за счет таможенных платежей, которые формировались из цен на нефть и спроса на металл. Такая экономика России, ориентированная на экспорт сырьевых товаров, столкнулась с ситуацией, когда спрос и цены на сырье упали. Резкое падение цен на нефть с почти 150$ до 40$ за баррель очень резко ограничило наполнение бюджета страны
Сокращение персонала в России заметно не меньше, чем в остальных странах мира, пострадавших от мирового экономического кризиса.
Практически во всех секторах экономики наблюдается сокращение персонала. Однако есть отрасли, в которых проводятся наибольшие сокращения сотрудников. Наибольшим сокращениям подверглись отрасли, которые были накачены деньгами, раздували штаты или просто были спекулятивным. Больше всего пострадали те компании, которые физически ничего не производят, а фактически продают воздух. Исключением являются строители, надувшие пузырь цен на недвижимость, который сейчас сдувается, вызывая сильнейшую безработицу в этой отрасли.
После того как финансовый и строительный пузыри стали сдуваться, сокращения персонала начались в компаниях, занимающихся строительством, финансовыми услугами, банках. Стали закрываться различные PR и рекламные агентства, туристические агентства. Массово высвобождается «офисный планктон», это те люди, которые просто получали зарплату за факт нахождения на работе. Специалисты высокого класса остались на своих местах, хотя большинству урезали зарплату.
Отрасли, которые реально что-то производят в физическом выражении, безработица в России коснулась не так сильно, хотя тоже потрепала. Многие предприятия работают на кредитах, но в условиях кризиса получить кредит на производство становится практически невозможно, либо не выгодно, к тому же спрос на продукцию стал снижаться.
"Мировой экономический кризис показал: дела наши обстоят далеко не самым лучшим образом. Двадцать лет бурных преобразований так и не избавили нашу страну от унизительной сырьевой зависимости."
"Для России главный и пока ещё не до конца выученный урок – это уход от нашей сырьевой зависимости. Наша посткризисная экономика должна базироваться на знаниях, должна базироваться на инновационных технологиях, а не на сырьевых возможностях России, сколь бы безграничны они ни были. Скажу, кстати, что пока изменений в этой сфере у нас нет, и, несмотря на то что кризис по всем больно ударил, меняться никто особенно не хочет. Это печальный вывод, и я вынужден его сделать с этой трибуны: пока наш бизнес не меняется, и государство меняется не так, как хотелось бы."
И так, подытожим: произошли обвал фондового рынка, бегство иностранного капитала, девальвация рубля, обесценивание акций практически всех крупных корпораций и банков. Масштаб снижения капитализации российского фондового рынка несоизмерим со снижением этих рынков в других странах мира (индекс РТС в России снизился примерно на 72%, аналогичные индексы в США - только на 35%., в Китае снизились на 49%, в Индии - на 40%, Бразилии на 50%). Помимо внешних факторов, в российских реалиях доминируют внутренние факторы. К ним надо отнести:
1) Перегрев экономики деньгами, когда нефтедоллары и кредиты по низким ставкам развратили предпринимателей и государство.
2) Высокая корпоративная задолженность. Задолженность крупнейших компаний за несколько лет возросла со 100 млрд. долларов до 500 млрд.
Рис. 9 Внешний долг негосударственного сектора
3) Низкий рост производительности труда по сравнению с ростом доходов, рост финансового сектора по сравнению с ростом реального сектора.
4) Снижение инвестиционной привлекательности и отток капитала из России. (Сыграли свою роль конфликты вокруг ВР, Евросети, Мечела и Южноосетинский конфликт).
5) Отсутствие в России реальных источников долгосрочных инвестиций. Более половины суммы всех банковских кредитов российским предприятиям - это кредиты до 1 года. Т.е. деньги связанные не с инвестициями, а с текущим пополнением оборотного капитала.
Изменения в структуре экономики - сжатие конкурентных секторов промышленности в последнее десятилетие - является объяснением того, почему в этот кризис в России мы практически не видим примеров импортозамещения. Их просто негде наблюдать. Если десять лет назад, после кризиса 98-го года, воспользовавшись девальвацией рубля, промышленность резко воспряла, то в последние годы она окончательно сникла, в т. ч. благодаря последовательной политике укрепления рубля. Проблемой на ближайшие годы станет вопрос о выживании остатков нашего машиностроения в конкурентной борьбе с продукцией китайских производителей. Существующая экспортно-сырьевая структура экономики России окажется нежизнеспособна в послекризисный период. В связи с этим любые антикризисные меры должны способствовать диверсификации экономики. В сравнении с общемировой экономической системой наш выход из кризиса будет более затратен, более трудоемок, более требователен к системной структурной перестройке и займет больше времени. Однако это не значит, что для России шансы упущены. Наличие экономических циклов, смены технологических укладов, дает возможность перестроить сложившийся мировой порядок. Ближайшие пять-семь лет являются наиболее критичными для модернизации и диверсификации экономики страны, именно в ближайшие годы закладываются основы для инновацион-ного лидерства стран следующего технологического уклада.
3.2 Антициклическая политика РФ
Анализируя меры по выходу из кризиса можно констатировать, что Российское правительство проводит курс по сохранению стабильности в краткосрочном масштабе. Речи о масштабной модернизации экономики страны не идет. В целом ответная реакция правительства была достаточно логичной. В частности, три самых крупных банка России — «Сбербанк», «ВТБ» и «Газпромбанк» - получили 1,5 трлн. руб. на поддержание банковской системы страны. Всего на антикризисные меры правительство выделило свыше 6 трлн руб. В самом конце сентября 2008 г. премьер Владимир Путин объявил о предоставлении «Внешэкономбанку» 50 млрд. долл. для обеспечения погашения иностранной задолженности российских компаний. Для вкладчиков гарантированы 100 % обеспечения их вложений до 700 тыс. руб. Государство попыталось поддержать биржевые индексы, но отказалось от этой затеи. Попытка поддержки биржи в этих условиях означала только одно: помощь бегущим из страны инвесторам в вывозе больших сумм за продаваемые ими ценные бумаги. Неоднозначной оказалась и валютная политика. По политическим причинам власти не решались полностью отказаться от поддержки валютного курса рубля, и пошли на поэтапную, растянутую во времени девальвацию. Населению была дана возможность застраховаться от обесценения рубля. В ожидании снижения курса банки были не склонны давать рублевые кредиты, а кредиты в иностранной валюте по той же причине не хотели брать потенциальные заемщики. Кроме того, резкое снижение рубля стало бы дополнительным фактором поддержки внутреннего производства, защиты отечественного рынка от импорта иностранных товаров, поддержало бы экспортеров, а также создало бы дополнительные стимулы для притока в будущем иностранного капитала в форме прямых инвестиций. Наконец, правительство предложило широкий пакет стимулов, прежде всего налоговых, для поддержки развития реального производства, включая снижение налогов, меры по поддержке малого бизнеса, формирование списка пользующихся особым вниманием государства «системообразующих» предприятий. С октября 2008г. в России снижена таможенная пошлина на нефтеэкспорт, снижен налог на добавленную стоимость, увеличили расходы на строительство инфраструктурных объектов и оказание поддержки реальному сектору экономики, повысили таможенную пошлину на импорт автомобилей, выделены средства на поддержку отечественной автомобильной отрасли. Правительство России выбрало социально-ориентированную модель выхода из кризиса – повышение пенсий, зарплат, доходов населения. Была усилена поддержка социальной сферы, приняты меры по увеличению занятости, заморожены цены на лекарства и плата за обучение студентов. Расчет был на то, что внутренний рынок активизируется и поднимет экономику. Модель эта мало того, что не работает, но еще и заставляет бюджет ужиматься в прочих расходах – стимулировать промышленность уже нечем. Чрезмерное регулирование экономики и большие расходы на социальное обеспечение могут:
Подорвать основы функционирования рыночного механизма
Создать в стране иждивенческие настроение и снизить производительность труда.
Растущие доходы населения направляются либо в банки, либо на импортную продукцию. Внутренний спрос не стимулируется и только затрудняет восстановление экономики.
Проводимая антикризисная политика привела к сравнительно быстрому выходу экономики на положительные темпы роста. В IV квартале 2009 года ВВП вырос на 1,9%. При сохранении сложившихся внешнеэко-номических тенденций прирост ВВП в 2010 году может составить около 3,1 процента. Но государство взяло на себя слишком много социальных обязательств. Это может привести к тому, что доля прочих расходов неизбежно будет падать, что сильно снизит другие позиции, будет тормозить развитие экономики.
3.3 Рекомендации по совершенствованию антициклической политики
Редко какое правительство готово к кризису, но проблемой российского правительства является отсутствие института, механизма адекватной оценки текущей ситуации. Все оценки, которые давало правительство в период спада – с сентября 2008г. запаздывали. План антикризисных мероприятий, включая фискальный пакет, был утвержден только в апреле - мае 2009г., а с точки зрения экономики, очевидно, что чем быстрее вы начнете вкачивать бюджетные деньги, подталкивать экономику этими деньгами, тем легче поддержать ее. Анализ антикризисной программы правительства выявляет явные перекосы в сторону поддержки сферы финансов в ущерб реальному сектору экономики. Случилось это, потому что неправильно был поставлен диагноз - кризис рассматривался как финансовый и краткосрочный, в то время как он является структурным и длительным. Был неверно выбран главный объект приложения антикризисных мер - банковская система и финансовый рынок. На самом деле, меры по спасению банковской системы должны были рассматриваться в контексте более широкой программы предотвращения экономического спада. В реальный сектор экономики, от которого в значительной мере зависит устойчивость финансовой системы, предполагается направить 776,5 млрд рублей. По подсчетам экспертов, только для ведущих стратегических предприятий реального сектора в целях структурной перестройки требуется не менее 3 трлн рублей. В программе нет целевых мер по поддержке инновационных отраслей. Нет целевой поддержки системы образования, что делается в развитых странах. Следовательно, рассчитывать на модернизацию экономики и очистительную функцию кризиса с такой программой вряд ли целесообразно. Новой макроэкономической модели роста нет. Упор сделан на административные меры, которые без использования рыночных механизмов и норм ответственности оказались малоэффективными и расточительными. Размещение полутора триллионов рублей в коммерческих банках без обеспечения обернулось вывозом полусотни миллиардов долларов за рубеж и дестабилизацией курса рубля. В структуре антикризисного пакета российское правительство очень большой упор сделало на нетрадиционные составляющие стимулирующего пакета. В первую очередь это повышение пенсий, в условиях кризиса ни одна страна не шла на повышение пенсий. Следующее - спасение собственников, когда гигантские средства предоставлялись владельцам корпораций и финансовых институтов. Правительство в условиях кризиса, безусловно, должно спасать население (поэтому с повышением пенсий можно мириться), правительство в условиях кризиса должно спасать некоторые предприятия (спасают АвтоВАЗ, хотя опять опоздали), но почему власти, потратив колоссальные ресурсы, спасло собственников. Необходимо предпринять реальные меры по банкротству неэффективных олигархических структур, накопивших огромные долги, за которые сегодня расплачивается государство. Во всем мире банкротство неэффективных корпораций и банков - одна из важнейших мер очистки экономик от «плохих» активов, смены проваливших дело собственников и менеджеров.
Перейти от политики наращивания госрасходов и бюджетного дефицита к политике поддержки предпринимательской активности и внутреннего спроса за счет снижения налогов. Объявить «налоговые каникулы» для малого бизнеса. Нужна программа фискального стимулирования. Высокие бюджетные расходы сегодня - основное препятствие для снижения налогов. Резко снизить бюджетные расходы на госаппарат, спецслужбы и помощь госпредприятиям, обеспечив условия для снижения НДС.
Необходима корректировка политики в плане смещения акцента с мер, нацеленных на антикризисную поддержку отраслей, предприятий и населения, на меры, ориентированные на формирование нового промышленного потенциала, модернизацию, повышение качества человеческого капитала; вложение средств в базисные инновации нового - теперь уже шестого - технологического уклада (К-цикла), в «экономику знаний будущего», в инфраструктуру России.
Заключение
В чем опасность сегодняшнего момента? Мы отрубаем хвост кошке по частям. И не можем нащупать дно, от которого можно было бы оттолкнуться, чтобы подняться вверх и вновь начать жить. Пусть не так роскошно и гламурно, как прежде. Но должна же быть какая-то перспектива, ясность! Увы, перспективы нет. Весь мир продолжает погружаться в трясину. И где оно - долгожданное дно? Неясно. Хотя уже несколько раз поспешили объявить, что с кризисом покончено. Теперь уже до всех дошло, что кризис долгий, затяжной. И все соревнуются в прогнозах, сколько падение продлится. 2 года? 3? 5 лет? Но никто не говорит, за счет чего остановимся и выкарабкаемся! Надо понимать - идет общемировой процесс. Капитализм развивался 500 лет. И все у него получалось. Мало кто мог предположить, что эта тенденция сломается и наступит пора всему миру меняться. Проблема в том, что капитала в мире ныне накоплено гораздо больше, чем возможностей его эффективного применения. Капитал же всегда ищет, где получить прибыль. Потому и надуваются финансовые пузыри. Можно сказать, что создано МММ мирового масштаба. Конечно, все устроено несколько сложнее, чем пирамида Мавроди. Но суть та же самая. Кризис капитализма реально начался еще в 60-70 годы. Мексика, азиатские страны, Российский дефолт, в США кризис высоких технологий. Постоянно трясло сектора и отдельные страны. В конце концов процесс стал глобальным. Настал общемировой кризис. Пять веков властвовал главный принцип капитализма - накапливайте и вкладывайте. Сейчас механизм накопления ломается на наших глазах.
Мир подошел к периоду, когда необходимо обновлять основные производственные фонды на старой технической основе. Этого капитализм тоже не умеет делать. И никогда не делал. Всегда появлялось что-то новое, и старое убывало, просто отмирало. Новое было более эффективным. Надвигается кризис индустриальной структуры во всем мире. Страна, которая научится решать эти проблемы раньше и лучше других, при выходе из кризиса будет всех сильнее. И то, что получится в результате кризиса - это будет совсем новый строй. Не капитализм. Но это не будет и социализм, такой, каким мы его знали в СССР. Ну, хотя бы потому, что рынок в нем обязательно должен сохраниться. Уж в каком виде – неизвестно, но сохранится. А как все это будет называться – неважно.
Список литературы
1. Медведев Д.А. Выступление на открытии II Московского между-народного форума по нанотехнологиям.
2. Медведев Д.А. « Россия, вперёд!», статья. news.kremlin/
3. Кондратьев Н.Д. Большие циклы конъюнктуры и теория предвидения. Избранные труды. - M.: Экономика, 2002.
4. Матвеева Т. Ю. Введение в макроэкономику: учебное пособие; ГУ-ВШЭ 5-изд., испр.-М.: Изд.дом ГУ ВШЭ,2007.511c.
5. Николаева И. П. Экономическая теория: учебник для студентов вузов, обучающихся по экономическим специальностям-2-е изд., перераб. и доп.-М.:ЮНИТИ-ДАНА, 2008. 527 с.
6. Попов А. И. Экономическая теория. Учебник для вузов Изд во ЛФЭИ, 2001.
7. Седов В.В. Экономическая теория: В 3 ч. Ч. 3. Макроэкономика: Учеб.пособие. Челяб. гос. ун-т. Челябинск, 2002. 115 с.
8. Семенихина В.А. Крючков С.А Экономическая теория: макроэкономика:Учеб. пособие; Новосиб. гос. архит.- строит. ун-т.-Новосибирск: НГАСУ, 2003.136 с.
9. Леонтьев М. Интервью. Газета Комсомольская правда 26.02.2009
10. Яллай В.А Учебное пособие Макроэкономика. Псков, ПГПИ, 2003.
11. Мау В. Драма 2008 года: от экономического чуда к экономическому кризису. «Вопросы экономики», № 2, 2009.
12. gks
13. e-college
14. finam