Экономическая история

кредитов Советскому Союзу, который не стал участником плана Маршалла. Поставки за счет репараций из Германии были незначительными. Основным источником инвестиций были внутренние резервы.

В декабре 1947 г. с целью укрепления финансов (сокращение денежной массы, выпущенной во время войны) была проведена денежная реформа, которая еще более ухудшила положение простого народа.

После голода 1946-1947 годов началось медленное восстановление сельского хозяйства в западных областях Украины. В целом до начала 50-х годов сельское хозяйство оставалось убыточным, несмотря на увеличение посевных площадей, валовая продукция земледелия составляла только 84% довоенного уровня.

В крупных городах началось возобновление промышленного потенциала.

В 1948-1949 гг. сталинский режим провел коллективизацию сельского хозяйства. Ее проводили теми же методами, что и в 30-х годах в УССР: усиление налогового давления на зажиточных крестьян, принуждение, депортация в Сибирь и Среднюю Азию. К началу 1950 г. было коллективизировано 96% крестьянских хозяйств и 99,4% пахотных земель.

Таким образом, в восстановлении народного хозяйства Украины были определенные успехи, но довоенный уровень в ведущих отраслях промышленности не был достигнут, темпы развития сельскохозяйственного производства отставали от темпов развития промышленности, не удовлетворялись потребности населения в предметах потребления.

Цель работы

1. Охарактеризовать положение украинских земель в годы Второй мировой войны, выявить экономические последствия войны для страны.

2. Показать восстановление народного хозяйства Украины в 1945-
1950 гг.


Вопросы к семинару

1. Положение Украины на первом этапе Второй мировой войны.

2. Экономическое положение Украины в 1941-1944 гг.

3. Трудности послевоенного строительства.

Термины и понятия

Коллективизация, репрессии, фашистский режим, тактика «сожженной земли», послевоенное строительство, завершение индустриализации.

Темы рефератов

Экономические последствия войны для Украины.

Восстановление народного хозяйства Украины.

Голод 1946-1947 гг. и его последствия.


Тесты

Вторая мировая война на украинских землях началась в:

а) 1939 году;

б) 1942 году;

в) 1941 году.

2. К каким последствиям привела Вторая мировая война:

а) мировой экономический кризис;

б) падение жизненного уровня населения;

в) индустриализация?

3) Что из элементов советской власти оставили фашисты, придя к власти:

а) колхозы;

б) милиция;

в) централизованное планирование?

4. За счет каких ресурсов восстанавливалось хозяйство Украины после войны:

а) финансирование европейских стран;

б) план Маршалла;

в) труд населения страны?

Тема 17. Хозяйственное развитие Украины
в 1950-1980-е годы


1. Экономические реформы 50 - 60-х годов ХХ в.
и их влияние на Украину


В 50-х – первой половине 60-х годов основные направления экономической политики в Украине оставались практически неизменными. Но после смерти Сталина были предприняты попытки пересмотреть некоторые аспекты экономической политики, не затрагивая при этом основ тоталитарного общества.

В первую очередь была начата реорганизация управления промышленностью. Вместо старой вертикально-министерской системы в 1957 г. Н.С.Хрущёв ввёл новую территориально-горизонтальную систему управления, основанную на советах народного хозяйства (совнархозы) При этом сохранялся Госплан. На территории Украины было создано 11 совнархозов. Это привело к оживлению деятельности заводов. Внутренний рынок наполнился телевизорами, радиоприёмниками, стиральными машинами, холодильниками и другими товарами. Наблюдался рост темпов промышленной продукции.

Но реформы Н.С. Хрущёва носили половинчатый характер, т.к. при существующей командно-административной системе нельзя было существенно улучшить экономическое положение.

Вместе с экспериментами в промышленности, Хрущёв занялся реформированием сельского хозяйства. Были повышены закупочные цены на сельскохозяйственную продукцию, увеличено финансирование аграрного сектора. Вместе с этим, Хрущёв решил внедрить в СССР некоторые достижения американских фермеров. Колхозам приказали увеличить посевы кукурузы, гороха, что должно было увеличить уровень кормовой базы животноводства. Эти культуры засеивали даже на пшеничных полях, в областях, не пригодных для них (например, в Архангельской).

Это экспериментирование привело к кризису в сельском хозяйстве. В 1962 г. СССР впервые был вынужден закупить зерно за границей.

В 1965 г. к власти пришло руководство, возглавляемое
Л. Брежневым. В этот период начались экономические реформы, отождествляемые с именем О. Косыгина.

Реформа должна была обеспечить преодоление таких негативных явлений экономики, как увеличение потребности в капиталовложениях, незавершённое строительство, массовый выпуск товаров, не имеющих сбыта, диспропорция в развитии отраслей хозяйства. Первый этап реформы принёс позитивные результаты: оживилось сельскохозяйственное производство, улучшилось обеспечение городов продовольствием.

Но в начале 1970-х годов темпы реформ начали постепенно снижаться. Советское руководство постепенно отказалось от реформ. Наступили “золотые годы стабильности”.

Причины неудач экономических реформ 50-60-х годов лежат в основе тоталитарной экономики. Экономическое реформирование не могло принести успех без политических изменений, демократизации и без реальной экономической самостоятельности республик.


2. Хозяйство Украины “периода застоя”


В середине 1970-х годов советская экономика полностью утратила присущий для 50-60 годов динамизм, развиваясь только экстенсивными методами. Это крайне негативно сказалось, в первую очередь, на Украине, природные и трудовые ресурсы которой были ограничены, и развитие которой требовало интенсификации общественного производства. Республиканская экономика стала заложницей стратегии центра.

Традиционно развитые индустриальные отрасли экономики республики быстро приходили в упадок из-за недостатка новых технологии, становились нерентабельными, качество их продукции постоянно снижалось.

В Украине, на которую приходилось 2,6 % территории Советского Союза, было построено 40 % атомных энергоблоков СССР.

Основой советской экономики был топливно-энергетический и военно-промышленный комплекс. В середине 70-х объём ВПК составлял более 60%. В этот период в Украине требовались перемены с целью дальнейшего развития экономики: внедрения новых технологий, интенсификации использования трудовых ресурсов, переориентации структуры производства на высокотехнологические циклы и т.д. Все эти элементы либо отсутствовали в экономических планах центра, или имели декларативный характер.

Таким образом, названный период стал временем замедления экономического развития. Темпы промышленного производства постоянно снижались. Аналогичной была ситуация и в аграрном секторе.

Соответственно изменялось и благосостояние народа. Происходил постоянный рост средней заработной платы. Но это повышение номинальной, а не реальной зарплаты.

Он не подкреплялся увеличением массы предлагаемых товаров и услуг. Количество денег на руках увеличивалось, но тратить их было всё сложнее из-за постоянного дефицита товаров.

Вследствие этого вырастали сбережения населения. Таким образом, в конце 70-х начале 80-х годов экономика Украины, как и всего Советского Союза, вошла в полосу всеобщего кризиса. Она была неэффективной, неконкурентоспособной, большинство попыток её оживить имели чисто административный или даже идеологически декларативный характер. Отсутствие рынка привело к отсутствию информации, которую доносит обществу система рыночных цен.

Для украинской экономики была характерна коррупция, взяточничество и.т.д.

Важной причиной кризиса советской экономики было существование политической системы, в которой одна партия полностью монополизировала право на власть.


3. Попытки экономических преобразований во второй половине 80-х годов и причины их неудач


К середине 1980-х годов кризис в СССР охватил все сферы жизни. Экономика не обеспечивала потребностей населения.

В апреле 1985 г. М. С. Горбачёв - генеральный секретарь ЦК КПСС, провозгласил об изменении экономической, социальной и внешней политики.

В ходе проведения экономических реформ можно выделить три этапа:

Реформа А. Аганбегяна (апрель 1985г.), сущность которой заключается в социально-экономическом ускорении развития страны на основе широкого внедрения достижений НТП, создании нового механизма хозяйствования.

Реформа Н. Рыжкова – Л. Абалкина (1987-1989гг.), сущностью которой были “самостоятельность”, “самофинансирование”, “самоокупаемость”.

Концепция перехода к регулируемой рыночной экономике (1990-1991гг.), сущностью которой было внедрение под контролем государства рыночных механизмов.

Попытки экономических реформ не имели положительных результатов.

Большой проблемой для украинской экономики стала чернобыльская трагедия 26.04.1986 г. Значительным этапом на пути к независимости было принятие Верховным Советом Украины 16 июля 1990 г. “Декларации о государственном суверенитете”. Логическим продолжением стал закон “Об экономической самостоятельности УССР”, принятый 2 августа 1990 г. В этот период продолжался спад производства, дефицит товаров усилился, 2 апреля 1991 г. в 2 раза выросли цены, падал жизненный уровень людей. Аналогичные процессы происходили на территории всего СССР. Стало очевидно, что империя исчерпала свои возможности, следовало провести существенные изменения и в политическом, и в экономическом ракурсе.


Цель работы

Охарактеризовать хозяйственное развитие Украины в условиях кризиса советской тоталитарной системы и способы ее модернизации.


Вопросы к семинару

1. Каковы причины и последствия реорганизации управления промышленностью в 50-е - н. 60-х гг.?

2. Как отразилась реформаторская деятельность Н.С. Хрущева на положение сельского хозяйства?

3. Определить основные направления развития хозяйства Украины во 2-й пол. 60-х - 80-х гг.

4. Назовите основные реформы во 2 пол. 80-х гг.

5. Каковы основные экономические причины распада СССР?


Термины и понятия

Советы народного хозяйства, реформы Н.С.Хрущева, «Косыгинские реформы», застойные явления, стагнация, реформы М.С. Горбачева, чернобыльская трагедия, декларация о государственном суверенитете Украины.


Темы рефератов

1. Косыгинские реформы в Украине.

2. Хозяйство Украины «периода застоя».

3. Хозяйство Украины на рубеже 1980-1990 гг.

Тема 18. Экономика независимой Украины в 1990-е – начале 2000-х гг.


1. Социально-экономические реформы в первые годы независимости


24 августа 1991 года Верховная Рада провозгласила Акт независимости Украины. Важнейшая задача, стоящая перед первым президентом Украины Л. Кравчуком, Верховной Радой и правительством, состояла в обеспечении украинского народа нормальными условиями жизни, повышении уровня его благосостояния. В марте 1992 г. Верховная Рада утвердила “Основы национальной экономической политики”. Важную роль в становлении рыночной экономики Украины сыграл закон “О приватизации имущества государственных предприятий”.

Началось создание малых и средних предприятий. Появились фермерские хозяйства. Украина стала членом МВФ.

В условиях отсутствия целостной концепции перехода от тоталитарного к демократическому обществу много принятых в Украине законов оказалось оторванными от жизни и не сработало надлежащим образом.

В постсоветском пространстве была создана уникальная социально-экономическая ситуация, к которой не подходил весь накопленный человечеством опыт реформ. Уже к лету 1992 г. стало понятно, что Украина оказалась в очень уязвимом политическом и экономическом положении.

При политической независимости Украина оказалась с очень ограниченными энергоресурсами. В ноябре 1992 г. было принято решение о выходе из рублевой зоны. Но это не оказало положительного воздействия, росли цены на товары и услуги. В 1993 г. уровень инфляции составил 10200%.

В 1994 г. экономика оказалась на грани краха.

Проводимая политика вызывала недовольство у населения. Обострилось противостояние между законодательной и исполнительной властями. Попытки совершить радикальные политические и экономические реформы руками бюрократично-административных структур, против которых эти реформы направлялись, были обречены на провал.


2. Экономическое положение государства во второй половине 1990-х – начале 2000 гг.


Летом 1994 г. новым президентом Украины был выбран Леонид Кучма, на которого возлагались большие надежды.

С октября 1994 г. Л. Кучма провозгласил стратегию экономических преобразований.

Она предусматривала либерализацию цен, ограничение дефицита государственного бюджета, введение свободной внутренней и внешней торговли, введение строгой монетарной политики, массовую приватизацию крупных предприятий и проведение аграрной реформы.

Произошло снижение темпов инфляции. В сентябре 1996 г. была проведена денежная реформа. Ее сущность заключалась в деноминации в 100 тысяч раз карбованца, находившегося тогда в обращении, и замена его на гривну. Вместе с тем, была проведена либерализация цен, валютного курса, механизмов внешней торговли, разгосударствление земель, начал развиваться рынок ценных бумаг, расширился ассортимент товаров. Несмотря на некоторую стабилизацию в 1997 г., экономический кризис не удалось преодолеть. Экономическое положение Украины усугубилось вследствие кризиса в Юго-Восточной Азии (1997 г.) и России (1998 г.).

Началась бартеризация экономики. Кризис оказал воздействие и на инвестиционную сферу. Отрицательным для украинской экономики является огромный внешний долг. Сложная ситуация остается и в налоговой системе, где необходимо принять новый налоговый кодекс.

Существующая система увеличила сектор “теневой экономики”.

Таким образом, отсутствие достаточной политической воли, профессионализма законодательной и исполнительной власти и умения использовать мировой опыт для проведения в Украине экономических реформ обеспечили экономический кризис.

В ноябре 2002 года премьер-министром Украины был назначен Виктор Янукович, Верховную Раду возглавил Владимир Литвин. В последние годы наблюдается рост ВВП, уровень инфляции не превышает естественной нормы.


Цель занятия

Охарактеризовать экономическое положение Украины в первые годы независимости и на современном этапе?


Вопросы к семинару

1. Какую экономическую политику проводила украинское правительство в первые годы независимости.

2. Что повлияло на проведение денежной реформы 1996 г. в Украине?

3. Сравните экономическую политику президентов Л. Кравчука и
Л. Кучмы. Назовите отличительные черты их политики.


Термины и понятия

Приватизация, денежная реформа 1996 г., бартеризация экономики, инвестиционная сфера, теневая экономика, экономические реформы.


Темы рефератов

1. Экономическая политика Украинского государства: проблемы и трудности.

2. Перспективы проведения рыночных реформ.

Тесты

Какие реформы проводил Н.С. Хрущев:

а) реорганизация промышленности;

б) приватизация жилищного фонда;

в) реформирование сельского хозяйства;

г) введение в денежное обращение купонов?

Период 1970 – пер. половина 1980-х годов вошел в историю под названием:

а) период экономической активности;

б) период застоя;

в) перестройка;

г) период свободы слова.

Какие черты были характерны для экономики с 1985 по
1990 гг.:

а) структурный дисбаланс;

б) тяжелые последствия чернобыльской аварии;

в) экономическая свобода предпринимательства;

г) приватизация имущества государственных предприятий.

Акт независимости Украины был провозглашен:

а) 30 июня 1990 года;

б) 24 августа 1991 года;

в) 4 февраля 1989 года;

г) 28 мая 1992 года.

Перечень контрольных вопросов к зачету по дисциплине «Экономическая история»


Предмет и задачи экономической истории.

Критерии периодизации экономической истории.

Характеристика хозяйственной деятельности в условиях первобытнообщинного строя.

Основные черты экономического развития в условиях рабовладельческого общества. Экономические особенности в античном и восточном обществах.

Экономическая характеристика феодализма.

Формирование централизованных национальных государств в Западной Европе. Особенности экономического развития Франции, Англии, Германии.

Экономические причины и последствия Великих географических открытий.

Первоначальное накопление капитала и особенности этого процесса в ведущих странах мира: Англии, Нидерландах, Франции, Германии.

Разложение феодальных отношений Становление и развитие мануфактурного производства в Англии, Нидерландах, Франции, Германии.

Особенности развития капитализма в сельском хозяйстве (европейские страны, США).

Предпосылки промышленной революции. Промышленные перевороты в Англии, Франции, Германии, США.

Прогресс науки и техники во второй половине ХIХ в.

Экономика Англии и Франции на рубеже ХIХ-ХХ вв. Причины экономической отсталости.

Экономика США и Германии на рубеже ХIХ-ХХ вв. Причины быстрого экономического развития стран.

Экономические причины и последствия Первой мировой войны для США, Англии, Франции, Германии.

Мировой экономический кризис 1929-1933 гг. и его особенности в ведущих странах мира.

Экономические причины и последствия Второй мировой войны для мировой экономики.

Формирование трех господствующих центров: США, Япония, страны Западной Европы.

Экономическая характеристика стран с переходной экономикой.

Социально-экономические проблемы развивающихся стран на современном этапе.

Хозяйство первобытных племен на территории Украины (от древнейших времен до V в. н.э.).

Экономическое развитие Киевской Руси.

Экономическое положение украинских земель в литовско-польский период.

Экономическое развитие Запорожской Сечи.

Мануфактурный период украинской промышленности
(ХVII-ХVIII вв.).

Внутренняя и внешняя торговля. Формирование украинского национального рынка (ХVII-ХVIII вв.).

Крестьянская реформа 1861 г. в России и ее проведение в Украине.

Экономическое развитие Украины в конце XIX - начале XX вв.

Столыпинская аграрная реформа и ее осуществление в Украине.

Влияние Первой мировой войны на экономику украинских земель.

Экономические эксперименты большевиков в Украине: «военный коммунизм» и нэп.

Сталинская индустриализация в Украине: осуществление, особенности, последствия.

Коллективизация сельского хозяйства и ее последствия в Украине. Голодомор 1932-1933 гг.

Экономика Украины в годы Второй мировой войны.

Трудности послевоенного восстановления в Украине.

Украины в условиях кризиса советской тоталитарной системы
(50-60 гг. XX в.).

Причины и формы застойных явлений в экономической жизни
70-х - первой половине 80-х гг. Украины.

Экономические реформы второй половины 80-х гг. в СССР и их проведение в Украине.

Проблемы социально-экономического реформирования украинской экономики в первые годы независимости.

Экономическое положение Украины во второй половине 90-х гг. XX века.

Перечень контрольных вопросов к экзамену по дисциплине «Экономическая история»


Предмет и задачи экономической истории.

Характеристика хозяйственной деятельности первобытного общества.

Критерии периодизации экономической истории.

Основные черты экономического развития в условиях рабовладельческого общества.

Фазы эволюции и варианты развития рабовладельчества (восточное античное рабство).

Экономическая характеристика феодализма.

Феодальные города, их возникновение и экономическая роль.

Формирование централизованных национальных государств в Западной Европе. Особенности экономического развития Франции, Англии, Германии.

Экономические причины и последствия Великих географических открытий.

Первоначальное накопление капитала, его источники, методы и результаты. Особенности этого процесса в ведущих странах мира – Англии, Нидерландах, Франции, Германии, США.

Разложение феодальных отношений, становление и развитие мануфактурного производства в Европе и США.

Особенности развития капитализма в сельском хозяйстве (европейских стран, США).

Предпосылки промышленной революции. Промышленный переворот в Англии.

Особенности промышленных переворотов во Франции, Германии, США.

«Прусский» и «американский» пути развития капитализма в сельском хозяйстве.

Прогресс науки и техники во второй половине XIX века.

Экономика Англии и Франции на рубеже XIX-XX вв. Причины экономической отросли.

Экономика США и Германии на рубеже XIX-XX вв. Причины быстрого экономического развития стран.

«Новые» индустриальные страны и причины их быстрого экономического роста.

Экономические причины Первой мировой войны.

Экономические последствия Первой мировой войны для США, Англии, Франции, Германии и ее роль в послевоенном развитии европейских стран.

Мировой экономический кризис 1929-1933 гг. и ее особенности в ведущих странах мира.

Положение ведущих стран в мировом хозяйстве накануне Второй мировой войны.

Экономические последствия Второй мировой войны для мировой экономики.

Формирование трех центров мирового капитализма: США, Япония, стран Западной Европы.

«Общий рынок» - Европейский Союз.

Хозяйство стран с переходной экономикой.

Экономическая характеристика развития стран.

Новые индустриальные страны.

Новые явления в хозяйственной жизни республик, входящих в состав СССР. Особенности становления рыночных отношений.

Хозяйство первобытных племен на территории Украины. “от древнего времени до V в. н. э.

Социально-экономические предпосылки образования древнего государства.

Экономическое развитие Киевской Руси.

Возникновение казацких поселений, развитие городов, внутренних экономических связей и внешней торговли.

Экономическое развитие Запорожской Сечи.

Экономическая политика Украины в годы правления Б.Хмельницкого.

Мануфактурный период украинской промышленности. (XVII-XVIII вв).

Внутренняя и внешняя торговля. Формирование украинского национального рынка (XVII-XVIII вв).

Хозяйство Украины в XIX в.- промышленный переворот в Восточной Украине.

Крестьянская реформа 1861 г. в России и ее проведение в Украине.

Экономическое развитие Украины в конце XIX- начале XX вв.

Столыпинская аграрная реформа и ее осуществление в Украине.

Зарождение и развитие кооперативного движения.

Финансово-кредитная система в Украине (XIX - начало XX вв.).

Экономическая политика украинских правителей эпохи Национально-освободительной революции (1917-1919 гг.).

Экономические эксперименты большевиков в Украине: «военный коммунизм» и нэп.

Сталинская индустриализация в Украине: особенности, осуществление, последствия.

Коллективизация сельского хозяйства и ее последствия в Украине. Голодомор 1932-1933г.г.

Экономика Украины в годы Второй мировой войны.

Трудности послевоенного восстановления в Украине.

Украина в условиях кризиса тоталитарной системы (50-60 гг.
XX в.)

Причины и формы застойных явлений в экономической жизни 70-х – первой половины 1980-х гг. XX в.

Экономические реформы второй половины 1980-х гг. и причины их неудачи.

Проблемы социально-экономического реформирования украинской экономики в первые годы независимости.

Экономическое положение Украины во второй половине
1990-х – начале 2000 гг.

Экономика Крыма на современном этапе.

Проблемы «теневой экономики» в Украине.

Роль и место хозяйства Украины в мировом экономическом развитии.

Приватизация в Украине: необходимый этап в реформировании экономики.

Приватизация в АР Крым, ее задачи и особенности.

Критерии оценки знаний по дисциплине «Экономическая история»


Оценка «Отлично»


Студент полностью освоил программный материал;

Глубоко знает и самостоятельно излагает содержание вопросов, а также знает литературу по теме;

Ответ построен на уровне самостоятельного мышления в знании вопроса и всей темы. Материал излагается логически последовательно и полно, с элементами творческого мышления;

Студент умеет правильно применять знания к анализу современной действительности, может сравнить экономическое развитие ведущих стран мира и Украины в разные исторические периоды;

Умеет самостоятельно делать общие выводы и анализировать, как влияли различные исторические события на экономические процессы.


Оценка «Хорошо»


Студент проявил твердое знание программного материала и самостоятельность мышления;

Показал знание предусмотренной программой литературы;

Продемонстрировал умение применять свои знания к анализу современной действительности;

Показал умение выделить главное, но не усвоил второстепенные вопросы.


Оценка «Удовлетворительно»


Студент усвоил лишь основную часть программного материала;

Знает лишь основное содержание рекомендованной литературы;

Ответ студента строится на уровне репродуктивного мышления с нарушением логики изложения материала;

Испытывает затруднения в применении знаний к анализу современных событий, а также затрудняется в сравнении экономики ведущих стран мира и Украины;

Студент не может правильно ответить на дополнительные вопросы, связанные с материалом ответа.


Оценка «Неудовлетворительно»


Студент не усвоил большую часть программного материала;

Не знает основного содержания рекомендованной литературы;

Допускает существенные ошибки в освещении поставленных вопросов;

Не может связать материал с современностью.


Экзамен по дисциплине «Экономическая история» проводится в письменной форме. Студентам предлагается билет, включающий два вопроса (по Всемирной истории и по экономической истории Украины), а также пять тестовых заданий. Выставляется комплексная оценка в зависимости от количества набранных баллов. Полный ответ на каждый из вопросов оценивается максимально в пять баллов, правильный ответ на тестовое задание – в один балл. Таким образом, наибольшее количество баллов, которое может набрать студент – пятнадцать баллов. В зависимости от ответа студента оценка выставляется по следующей шкале:

Оценка «Отлично» - 14 – 15 баллов;

Оценка «Хорошо» - 11 –13 баллов;

Оценка «Удовлетворительно» - 8 – 10 баллов;

Оценка «Неудовлетворительно» - менее 8 баллов.


Итоговая оценка выставляется первоначально в экзаменационную ведомость, а затем в зачетную книжку студента.

Список литературы по дисциплине «Экономическая история»


Економічна історія. Навчальний посібник. – Черкашина Н.К. – К., 2002.

Економічна історія України і світу. – Лановик Б.Д. – К., 2002.

Економічна історія.Курс лекцій. –Лановик Б.Д. – К., 2003.

История мировой экономики: учебник для вузов. – Поляк Г.Б. – М., 2003.

История экономики зарубежных стран: учебник для вузов. – Конотопов М.В. – М., 2003.

История экономики: учебно-методическое пособие. - Сурин А.И. - М., 2003.

Вощанова Г.П., Годзина Г.С. История экономики: Учебное пособие. –– М.,ИНФРА-М, 2002.

История экономики. Учебное пособие. Лойберг Д. – М., 2003.

История экономики. Учебник. – Кузнецова О.Д. – М., 2002.

История Украины. Курс лекций. – Олейник Н. – К., 2002.

Історія України у запитаннях і відповідях. – Тимошенко І. Г. – К., 2001.

Історія України. Навчальний посібник. – Скрипник М.О. – К., 2003.

Давнє населення України. – Бутянян К. – К., 2000.

Голодомор 1932-1933 років як величезна трагедія українського народу. – МАУП 2003.

Довідник з історії України. – Шуст Р. – К., 2000.

Древний мир. Первобытное общество. Месопотамия. Древний Египет. – Срабова О.Ю. – К., 2003.

Європа. Історія. Пер. з англ. – Норман Д. – К., 2000.

Історія України. Посібник. – Зайцев А.Г. – К., 2002.

Історія середньовічного Сходу. – Рубель В. – К. 2002.

Новейшая история стран Европы и Америки. ХХ век. – Родригес. - М., 2003.

История Древнего Востока. – Вигасин А.А. - М., 2003.

История Запорожской Сечи. – Шумов С. – М., 2003.

История новейшего времени стран Европы и Америки 1945 – 2000 гг. – Белоусов С.Л. – М., 2003.

История советского государства. 1900-1991: Пер. с фр. – 2-е изд. – Верт Н.- М., 2002.

Історія України. Навч. посібник. – Юрій М.Ф. – К., 2004.

Учебное пособие


Рыбакова Татьяна Владимировна


Экономическая история


Учебно-методическое пособие для самостоятельного изучения дисциплины.


Под общей редакцией кандидата экономических наук, доцента Марининой И.Д.


Редактор Солянникова Г.Г.

Корректор Гавриловская Г.С.

Верстка Склема А.В.

Объем 5,6 усл. печ. листов

Формат 84х108-1/32

Гарнитура «Times New Roman Cyr»

Тираж – 1000 экз.


Печать УЭУ,

г. Симферополь

ул. Крымской правды, 4


УНИВЕРСИТЕТ ЭКОНОМИКИ И УПРАВЛЕНИЯ

Ректор – Узунов В.Н.

доктор экономических наук, профессор

Осуществляет обучение по специальностям:

- с присвоением квалификации магистр (обучение 1 год после получения образовательно - квалификационного уровня «бакалавр» по избранной специальности)


ь Финансы ь Экономика предприятий ь Маркетинг ь Менеджмент организаций ь Экономическая кибернетика

- с присвоением квалификаций специалист (обучение 1 год после получения образовательно-квалификационного уровня «бакалавр») и бакалавр (обучение 4 года для очного отделения и 4 года 6 месяцев для заочного на базе полного общего среднего образования)


ь Финансы ь Экономика предприятий ь Управление трудовыми ресурсами
ь Учет и аудит ь Маркетинг
ь Банковское дело ь Экономическая кибернетика ь Экономическая теория
ь Менеджмент организаций ь Коммерческая деятельность ь Налогообложение
ь Переводчик иностранных языков (английский, немецкий, французский)

- обучение на факультете последипломной подготовки с присвоением квалификации специалист (2года 6месяцев на базе полного высшего образования неэкономического профиля и 1год 6месяцев на базе полного высшего экономического образования)


ь Финансы ь Банковское дело ь Учет и аудит
ь Экономика предприятий ь Экономическая кибернетика ь Интеллектуальная собственность

- с присвоением квалификации младший специалист (обучение 3 года для дневной формы обучения после 9 класса, 2 года для дневной формы обучения на основе полного общего среднего образования)

ь Финансы ь Банковское дело ь Биржевая деятельность

ь Бухгалтерский учет ь Экономика предприятий

ь Коммерческая деятельность

Выпускники – младшие специалисты – имеют право зачисления на 2 курс университета по избранной специальности без экзаменов. Выпускники, оканчивающие обучение с отличием имеют право зачисления на 3 курс университета.

Университет имеет III–IV уровень аккредитации с правом выдачи диплома государственного образца в соответствии с образовательно-квалификационным уровнем (Лицензия АА №626743 от 06.11.2003г.).

Учебная база – 12 этажный учебный корпус, два трехэтажных учебных здания, учебно-лабораторный комплекс, оснащенные современной компьютерной техникой, специализированной библиотекой, читальными залами. Студенты получают возможность пользоваться интернетом, электронной почтой. Плата за обучение доступная.

Для поступления абитуриент представляет следующие документы:


1. Документ о среднем образовании и его ксерокопию. 5. Автобиографию.
2. 6 фотографий размером 3х4 см.

6. Паспорт, его ксерокопию
(1-я, 2-я, 11-я страницы).

3. Ксерокопию идентификационного кода. 7. Медицинскую справку формы 86-У.
4. Приписное удостоверение для юношей дневной формы обучения. 8. Справку с места работы или копию трудовой книжки для заочного отделения.

Прием документов на все факультеты с 15 мая ежедневно
с 9-00 до 16-30, кроме воскресенья.

Студентам дневного отделения на время обучения предоставляется отсрочка от призыва на военную службу.

При университете функционируют:

Открытый таврический колледж.

Осуществляет обучение с присвоением квалификации младший специалист по специальностям (с углубленным изучением приемов работы на компьютере):


ь Банковское дело ь Коммерческая деятельность ь Биржевая деятельность ь Бухгалтерский учет
ь Финансы ь Программирование для ЭВТ и автоматизированных систем ь Эксплуатация систем обработки информации и принятия решений

Обучение 3 года для дневной формы обучения после 9 класса, 2 года для дневной формы обучения на основе полного общего среднего образования. (Лицензия АА №902116 от 05.02.2004г.)

Также проводит профессиональную подготовку всех желающих по профессиям ь Оператор компьютерного набора, Оператор компьютерной верстки (обучение 1 год и 2 года). (Лицензия АА №190396 от 10.02.2004г.)

Финансово – экономический лицей.

Проводит обучение школьников 8–11 классов по программе общеобразовательной средней школы, с углубленным изучением компьютерной техники, иностранных языков, математики и экономики. (Лицензия АА №190401 от 30.03.2004г.)

Малая математическая академия.

Проводит обучение школьников 10-11 классов школ г. Симферополя и Крыма по предметам: математика, информатика (обучение 5 месяцев).

Занятия проводятся 1 раз в неделю по субботам с 10-00 до 13-00. Начало занятий с 1 октября. Прошедшие обучение в ММА, зачисляются в Университет экономики и управления без экзаменов. Научный руководитель: Павлов Е.А., доктор физико-математических наук, профессор, академик МАН.

Адрес университета: 95021, г. Симферополь, ул. Крымской правды, 4 (проезд троллейбусами 5, 10, 11, остановка “Телезавод”)

Телефоны: (0652) 49-49-49 (секретарь), 49-49-17, 49-49-19(приемная комиссия), 49-49-27 (лицей), 49-49-20 (отдел кадров) 49-49-39, 49-49-29 (деканаты дневного и заочного отделения), 51-02-22, 51-02-20 (открытый таврический колледж)