Учет и анализ посреднических операций в торговле на примере ООО "Стэка"
(комитент) при передаче товаров комиссионеру счета-фактуры (утв. Постановлением Правительства РФ от 29 июля 2001 № 108) не составляет, а передает накладные, счета, приемо-сдаточные акты и др. с указанием цены, по которой товары принимаются на забалансовый учет у комиссионера.Вместе с тем, для соблюдения единого документооборота, комитент может составлять для себя в одном экземпляре счета-фактуры и учитывать их в книге продажна всю стоимость реализуемых покупателям товаров на основе данных, предоставленных комиссионером (копий счетов-фактур, переданных комиссионером покупателям).
Посмотрим, как выбор вышеперечисленных способов отразится на предприятии -комиссионера:
Первый способ
(комитент передает счет-фактуру комиссионеру)
Комиссионер участвует в расчетах
1. Собственник товара (комитент) при передаче товаров комиссионеру составляет (и передает комиссионеру) счета-фактуры с указанием цены, по которой товары принимаются на забалансовый учет у комиссионера.
2. Полученные от комитента счета-фактуры по переданным для реализации товарам хранятся у комиссионера в журнале учета получаемых счетов-фактур.
3. При отгрузке товара, принятого на комиссию, комиссионер должен составить счета-фактуры от своего имени с указанием полной цены продажи товара, включая комиссионное вознаграждение.
4. После перечисления собственнику товара причитающейся ему суммы выручки за реализованный товар комиссионер делает соответствующую запись в книге покупок на основании счета-фактуры, полученного ранее от комитента.
Комиссионер не участвует в расчетах
1. Счета-фактуры, полученные комиссионером от поставщиков товаров, оприходованные в учете комиссионера и находящиеся у него на хранении, хранятся у него журнале учета получаемых счетов-фактур, но в книге покупок у комиссионера не регистрируются.
2. Счета-фактуры покупателям товаров составляются комиссионером на полную сумму отгружаемого в их адрес товара и сумму дохода, получаемого в виде вознаграждения (платы) за оказание посреднических услуг. При этом счета-фактуры, составленные комиссионером, регистрируются у комиссионера в книге продаж только в части полученного дохода (вознаграждения), являющегося оборотом, облагаемым налогом на добавленную стоимость у этих организаций.
В заключении отметим, что этот способ рекомендован налоговыми органами ( см., например, письмо ГНС РФ от 23 мая 2000 г. № ПВ-6-03/393 “О счетах фактурах”, письмо ГНИ по г. Москве от 24 ноября 2000 г. № 11-13/30414 “О налоге на добавленную стоимость”, письмо Минфина РФ от 30 декабря 2000 г. №04-03-11).
Второй способ
(комитент не передает комиссионеру счет-фактуру)
1. Собственник товара (комитент) при передаче товаров комиссионеру счета-фактуры (утв. Постановлением Правительства РФ от 29 июля 2001 г. № 108) не составляет, а передает накладные, приемо-сдаточные акты и другие документы с указанием цены, по которой товары принимаются на забалансовый учет у комиссионера.
2. При отгрузке товара, принятого на комиссию, комиссионер должен составить счет-фактуру от своего имени с указанием полной цены продажи товара, включая комиссионное вознаграждение. Указанный счет-фактура учитывается в специальном журнале учета счетов-фактур, выданных в порядке комиссионной торговли; в книге продаж он не отражается.
3. После выполнения услуги комиссионер составляет счет-фактуру на стоимость своей услуги. Первый экземпляр передается комитенту для учета в книге покупок, второй отражается в книге продаж.
000 “СТЭКА” при расчетах с принципалом использует 1-й способ, т.е. при передаче товара агенту принципал составляет счет-фактуру. Данная счет-фактура регистрируется 000 “СТЭКА” в журнале учета и заносится в книгу покупок при оплате.
Итак, в книгу покупок предприятие-агент 000 “СТЭКА” заносит:
1 ) Счета-фактуры на товар в части оплаты принципалу на расчетный счет или по письмам
2) Счета-фактуры на товары и услуги, относимые на затраты
3) Счета-фактуры на расходы (например, гарантийный ремонт), в последствие перепредъявляемые принципалу
4) Счета-фактуры на наценку за период
5) В случае возврат товара принципалу, в книге покупок сторнируется сумма возврата, а затем на эту сумму регистрируются новые счета-фактуры принципала в порядке их поступления.
6) Счета-фактуры по договорам на закупку товаров у других поставщиков
В книге продаж делаются следующие записи:
1) Ежедневно регистрируется сумма выручки за день по Z-отчету чековой ленты ККМ с обязательным указанием номера чека
2) Счета-фактуры на продажи по безналичному расчету
3) Сторнируется счет-фактура на агентское вознаграждение, так как вознаграждение чаще всего удерживается агентом из выручки, а не выплачивается принципалом дополнительно, затем счет-фактура на агентское вознаграждение заносится ещё раз.
4) Счет-фактура на расходы за счет принципала.
Книга покупок | Книга продаж | |||||
1) | 1) | |||||
2) | 2) | |||||
3) | 3) | |||||
4) | 4) | |||||
5) | ||||||
6) | ||||||
Проводки: | Д-т68 K-T19 | Д-т76 К-т68 | ||||
Д-т68 К-т76 | Д-т46 К-т68 |
3. Анализ торговой деятельности ООО “Стэка” по
посредническим договорам
3.1. Анализ динамики товарооборота
Торговая деятельность ООО “Стэка” характеризуется динамикой объема товарооборота, его ассортиментом и структурой. Проанализируем выполнение плана по общему объему товарооборота.
Таблица 1
Выполнение плана по общему объему товарооборота, тыс.р.
Фактически за 2000 г. | 2001 год | В % к 2000 г. | |||
План | Факт | % выполнения плана | |||
Объем реализации | 10555,67 | 11611,23 | 13873,42 | 119,5 | 131,4 |
На 2001 год план товарооборота планировался из расчета: фактический товарооборот за 2000 г. +10%, т.е. 10555,67*1,1 = 11611,23.
План по общему объему товарооборота перевыполнен на 19,5%, или на 2262,19 тыс.р. (13873,42-11611,23).
Анализ выполнения плана товарооборота проводится не только за год, но и по кварталам и месяцам (табл.2). Это помогает установить, ритмично ли выполняется план товарооборота, равномерно ли удовлетворяется спрос покупателей на товары. Если план за каждый месяц выполняется и перевыполняется, то это свидетельствует о равномерном, ритмичном его выполнении. И наоборот.
Таблица 2
Анализ товарооборота по месяцам и кварталам, руб.
Месяцы и кварталы | 2000 | 2001 | Отклонение | в % к 2000 г. | |||
план | факт | % | от плана | от 2000 г. | |||
Январь | 879639,2 | 967603,1 | 988869,4 | 102,2 | 21266,3 | 109230,2 | 112,4 |
Февраль | 885644,5 | 974209 | 1114101 | 114,4 | 139891,7 | 228456,1 | 125,8 |
Март | 953556,7 | 1048912 | 1203227 | 114,7 | 154314,6 | 249670,3 | 126,2 |
Итого за I кв. | 2718840 | 2990724 | 3306195 | 110,5 | 315470,6 | 587354,6 | 121,6 |
Апрель | 795400 | 874940 | 817969 | 93,5 | -56971,0 | 22569,0 | 102,8 |
Май | 810525 | 891577,5 | 908986,3 | 102,0 | 17408,7 | 98461,3 | 112,1 |
Июнь | 856450 | 942095 | 983054,4 | 104,3 | 40959,4 | 126604,4 | 114,8 |
Итого за II кв. | 2462375 | 2708613 | 2710010 | 100,1 | 1397,1 | 247634,7 | 110,1 |
Итого за 1 полугодие | 5181215 | 5699337 | 6016205 | 105,6 | 316867,7 | 834989,3 | 116,1 |
Июль | 825412 | 907953,2 | 853540,5 | 94,0 | -54412,7 | 28128,5 | 103,4 |
Август | 890321 | 979353,1 | 992056 | 101,3 | 12702,9 | 101735,0 | 111,4 |
Сентябрь | 882177,6 | 970395,4 | 1130572 | 116,5 | 160176,6 | 248394,4 | 128,2 |
Итого за III кв. | 2597911 | 2857702 | 2976169 | 104,1 | 118466,9 | 378257,9 | 114,6 |
Итого за 9 месяцев | 7779126 | 8557039 | 8992373 | 105,1 | 435334,6 | 1213247,2 | 115,6 |
Октябрь | 910489 | 1001538 | 1083276 | 108,2 | 81738,1 | 172787,0 | 119,0 |
Ноябрь | 921300 | 1013430 | 1207466 | 119,1 | 194036,0 | 286166,0 | 131,1 |
Декабрь | 944755 | 1039231 | 2590305 | 249,3 | 1551074,8 | 1645550,3 | 274,2 |
Итого за IV кв. | 2776544 | 3054198 | 4881050 | 159,8 | 1826851,9 | 2104506,3 | 175,8 |
Всего за год | 10555670 | 11611237 | 13873423 | 119,5 | 2262186,5 | 3317753,5 | 131,4 |
Из таблицы 2 видно, что план товарооборота не выполнен только в апреле, и июле. Потери в товарообороте в связи с недовыполнением плана в эти месяцы составили 111383,7 руб. (56971+54412,7) или 0,96% к годовому плановому объему (111383,7 : 11611237 * 100).
Основной причиной недовыполнения плана товарооборота в вышеуказанных месяцах являются недостатки в снабжении товарами, влияние сезонности. Высокими темпами растет товарооборот по сравнению с соответствующими месяцами и кварталами прошлого года.
Для оценки равномерности и ритмичности выполнения плана товарооборота целесообразно составить график его выполнения по месяцам, определить и изучить долю каждого квартала в годовом объеме товарооборота, исчислить коэффициенты ритмичности и равномерности выполнения плана.
В экономической литературе предлагается несколько коэффициентов для оценки ритмичности хозяйствования. Наиболее простым из них является отношение количества периодов, в которых план выполнен, к общему их числу. [39, с.84] Коэффициент ритмичности выполнения плана товарооборота ООО “Стека” по кварталам составил 1,0 (4:4), или 100%, а по месяцам — 0,833 (10:12), или 83,3%, что говорит о достаточно высокой степени ритмичности хозяйствования.
Для оценки равномерности выполнения плана товарооборота прежде всего следует исчислить среднее квадратическое отклонение d, показывающее степень варьирования (отклонения) изучаемого показателя от средних его данных в ту или другую сторону. Его обычно определяют по следующей формуле:
где X — процент выполнения плана товарооборота за каждый месяц или квартал; Х — процент выполнения плана товарооборота за год; n — число месяцев или кварталов.
Далее рассчитывается коэффициент вариации, показывающий степень неравномерности выполнения плана:
Изучим равномерность выполнения плана товарооборота по месяцам 2001 года, предварительно определив среднее квадратическое отклонение. Для ООО “Стэка” d = 40,33. Отсюда неравномерность выполнения плана равна 33,75%. Следовательно, равномерным выполнение плана по общему объему товарооборота было только на 66,25%, что связано в основном с увеличением потребительского спроса в декабре месяце.
3.2. Анализ обеспеченности и эффективности
использования товарных ресурсов
Основным фактором успешного развития товарооборота является обеспеченность и эффективность использования товарных ресурсов. Товарные ресурсы в ООО “Стэка” составляет теле- аудио- видеотехника и бытовая техника зарубежных стран: телевизоры, магнитофоны, видеомагнитофоны, плееры, телефоны, холодильники, стиральные машины, пылесосы, кухонные комбайны, фены и др. В процессе анализа следует установить, как рассматриваемая организация обеспечена товарными ресурсами, как они способствуют росту товарооборота, более полному удовлетворению покупательского спроса.
Между наличием товарных ресурсов и их использованием существует определенная зависимость, которая может быть выражена формулой товарного баланса:
Он + П = Т + В + Ок,
где Он — остатки товаров на начало периода; П — поступление товаров; Т — товарооборот; В — выбытие (прочее) товаров; Ок — остатки товаров на конец периода.
Зависимость между товарооборотом и показателями товарного баланса может быть определена по следующей формуле:
Т= Он + П – В - Ок.
Используя указанную формулу, можно количественно измерить влияние каждого показателя товарного баланса на выполнение плана и динамику товарооборота. При этом все показатели должны включаться в товарный баланс по розничной стоимости.
Анализ показателей товарного баланса оформляется с помощью таблицы 3.
Таблица 3
Товарный баланс ООО “Стэка” за 2001 г., тыс.р.
Показатели | 2000 г. | 2001 г. | Отклонение | Повлияли на динамику товарооборота |
Остаток на начало года ТМЦ | 3956 | 4855 | +899 | +899 |
Поступило ТМЦ | 11853 | 15122,42 | +3269,42 | +3269,42 |
Прочее выбытие ТМЦ | 398 | 434 | +36 | +36 |
Остаток на конец года ТМЦ | 4855 | 5670 | +815 | +815 |
Общий объем товарооборота | 10556 | 13873,42 | +3317,42 | +3317,42 |
На динамику товарооборота положительное влияние оказали увеличение поступления ТМЦ на 3269,42 тыс.р. и наличие сверхнормативных их остатков на начало года (899 тыс.р). Если бы не было роста прочего выбытия товаров, то объем товарооборота увеличился бы на 36 тыс.р.
Для определения эффективности использования товарных ресурсов следует дать оценку удельным товарным ресурсам (Ут.р). Они рассчитываются отношением товарных ресурсов к объему товарооборота и в ООО “Стэка” составили:
за 2000 г.: [(3956+11853-4855):10556] = 1,038,
за 2001 г.: [(4855+15122,42-5670):13873,42] = 1,031 на каждый рубль товарооборота.
Следовательно, эффективность их использования несколько улучшилась. Для подтверждения сказанного исчислим обратный показатель удельным товарным ресурсам. Объем товарооборота на каждый рубль товарных ресурсов за 2000 год составил 0,963 py6. [10556: (3956+11853-4855)], а за отчетный - 0,969 руб. [13873,42:(4855+15122,42-5670)].
3.3. Анализ товарных запасов и оборачиваемости
Для обеспечения бесперебойной торговли и успешного выполнения плана товарооборота необходимо иметь определенные товарные запасы. По назначению они подразделяются на текущие, сезонные и досрочною завоза. Основными являются текущие товарные запасы, обеспечивающие повседневные потребности в товарах. Их величина планируется и изучается отдельно от товаров сезонного хранения и досрочного завоза. Текущие товарные запасы должны быть средними, т.е. незавышенными и незаниженными. Завышенные запасы товаров ведут к замедлению товарооборачиваемости, относительному росту издержек обращения, ухудшению финансового положения предприятия. Занижение товарных запасов может привести к недовыполнению плана товарооборота, снижению качества обслуживания покупателей. [39, с.128]
Для определения товарного запаса в днях необходимо его сумму разделить на среднедневной товарооборот или товарный запас разделить на товарооборот за изучаемый период и умножить на число дней этого периода. При расчете среднедневного товарооборота считается, что в месяце 30 дней, в квартале — 90, в году - 360 дней. При изучении товарных запасов за квартал обычно берется товарооборот данного квартала. Для определения товарного запаса в днях на конец месяца обычно берется товарооборот истекшего месяца. Товарные запасы должны изучаться не только на первое число месяца, но и на внутримесячные даты, так как поставщики стремятся к концу месяца полностью поставить запланированный объем товаров (в том числе и недопоставку). В результате к концу месяца возникают сверхнормативные остатки товаров при незаполнении норматива в течение месяца..
Для оценки состояния товарных запасов, соответствия их нормативам составляется табл.4.
Таблица 4
Проверка соблюдения норматива товарных запасов
Кварталы | Ед.изм. | Норматив | Фактические товарные запасы | Отклонение от норматива товарных запасов | Норматив на следующий квартал | ||||||
на начало кв. | на 1-е число 2-го месяца | на 1 число 3-го месяца | на конец кв. | на начало кв. | на 1-е число 2-го месяца | на 1 число 3-го месяца | на конец кв. | ||||
А | Б | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
I | тыс.р. | 5000 | 4855 | 5320 | 5156 | 5333 | -145 | 320 | 156 | 333 | x |
дни | 140,0 | 132,2 | 144,8 | 140,4 | 145,2 | -7,8 | 4,8 | 0,4 | 5,2 | 139,0 | |
II | тыс.р. | 5150 | 5333 | 5211 | 5161 | 5025 | 183 | 61 | 11 | -125 | x |
дни | 139,0 | 140,8 | 137,5 | 136,2 | 132,6 | 1,8 | -1,5 | -2,8 | -6,4 | 135,0 | |
III | тыс.р. | 5364 | 5025 | 5279 | 5366 | 5370 | -339 | -85 | 2 | 6 | x |
дни | 135,0 | 126,5 | 132,9 | 135,1 | 135,2 | -8,5 | -2,1 | 0,1 | 0,2 | 120,0 | |
IV | тыс.р. | 5738 | 5370 | 5749 | 5764 | 5670 | -368 | 11 | 26 | -68 | x |
дни | 120,0 | 99,0 | 106,0 | 106,3 | 104,5 | -21,0 | -14,0 | -13,7 | -15,5 | 120,0 |
Товарные запасы в днях на все первые числа месяца года были ниже их норматива (кроме 1 февраля и 1 апреля), что сужало ассортимент товаров и отрицательно сказывалось на обслуживании покупателей.
Наряду с анализом товарных запасов на отдельные даты необходимо исчислить и изучить средние их размеры. Среднегодовые товарные остатки обычно определяются по формуле средней хронологической:
где О1, О2, Оп - остатки товаров на отдельные даты изучаемого периода; n — число дат, за которые взяты данные.
При определении плановых среднегодовых остатков товаров берутся их нормативы на четвертый квартал прошлого года и на четыре квартала отчетного года (на начало и конец периода в половинном размере). Если же в расчет включаются их нормативы только на четыре квартала отчетного года, то применяется формула средней арифметической, т.е. нормативы суммируются и полученный итог делится на четыре.
Среднегодовые товарные остатки по ООО “Стэка” за 2001 год составили 5333 тыс.р. [(4855/2 + 5320 + 5156 + 5333 + 5211 + 5161 + 5025 + 5279 + 5366 + 5370 + 5749 + 5764 + 5670/2)/(13-1)].
Важным качественным показателем торгово-финансовой деятельности является товарооборачиваемость. Под товарооборачиваемостью понимается время обращения товаров со дня их поступления до дня реализации, а также скорость их оборота. Первое характеризует продолжительность пребывания товаров в виде товарных запасов, второе показывает, сколько раз в течение изучаемого периода произошло обновление товарных запасов. Ускорение товарооборачиваемости имеет большое значение, так как это ведет к высвобождению оборотных средств, вложенных в товарные запасы, быстрейшему доведению товаров до покупателей, сохранению их качества, относительному снижению издержек обращения и т.п.
Показатель товарооборачиваемости в днях (время обращения товаров) определяется на основе данных о средних товарных запасах и объеме товарооборота по одной из следующих формул:
где Вобр — время обращения товаров в днях; Оср — средние товарные остатки; Тдн — среднедневной объем товарооборота; Т — объем товарооборота за изучаемый период; Д — число дней изучаемого периода.
Исчислим товарооборачиваемость в днях по второй формуле. Она составит за 2001 год – 138,4 дня (5333: 13873,42х360); за 2000 год - 150,2 (4405:10556х360)
Таким образом, ускорение товарооборачиваемости составило 11,8 дней (138,4—150,2). Для определения суммы оборотных средств, высвобожденных в результате ускорения времени обращения товаров, необходимо ускорение товарооборачиваемости в днях умножить на фактический среднедневной товарооборот: [13873,42:360 х(-11,8)]/= - 454,73 тыс.руб.
Скорость обращения товаров и количестве оборотов может быть определена по одной из следующих формул:
Скорость обращения товаров по ООО “Стэка” за 2001 год составила 2,6 раза (оборота) (360/138,4), а за 2000 год – 2,39 раза (оборота) (360/150,2). Следовательно, товарные запасы в течение 2001 года обновлялись более часто.
Заключение
Подводя итог данной дипломной работе можно сделать следующие выводы.
В 2001 году общий объем товарооборота вырос по сравнению с 2000 годам на 31,4%. Однако в основном этот рост произошел в течение IV квартала 2001 г. вследствие сезонного увеличения спроса в декабре месяца, а также инфляции. В результате в равномерным выполнение плана по общему объему товарооборота было только на 66,25%.
Эффективность использования товарных ресурсов в рассматриваемом году несколько улучшилась, что подтверждает оценка удельных товарных ресурсов, а также рост объема товарооборота на каждый рубль товарных ресурсов.
ООО “Стэка” в достаточной степени обеспечено товарными запасами, что благоприятно сказывается на обеспечении бесперебойной торговли и успешном выполнения плана товарооборота.
В 2001 году скорость обращения товаров выросла по сравнению с 2000 годом, в результате товарные запасы обновлялись более часто.
Необходимо также сказать, что решению многих финансовых проблем способствует использование на предприятии комплексной автоматизированной бухгалтерской системы “БЭСТ-5”, периодически обновляемая, и содержащая последние нормативные изменения. Однако за последние 3 месяца данные пришлось обновлять два раза, что, естественно, причинило множество неудобств.
Однако необходимо отметить, что финансовый кризис оказал сильное негативное воздействие на результаты хозяйственной деятельности ООО “Стэка”, т.к. его товарные ресурсы составляет резко подорожавшая импортная теле- аудио- видеотехника и бытовая техника. В результате потребительский спрос резко сократился.
В связи с этим можно предложить следующие мероприятия:
Проведение активной рекламной компании
Применение гибкой системы скидок
Повышение качества сервисного обслуживания
Реализация не только импортной, но и отечественной бытовой техники.
Можно также рекомендовать регулярно проводить экспресс-анализ деятельности предприятия, для того, что бы оно могло “на ходу” оценить и улучшить свое финансовое положение. Для этого, в настоящее время, лучше всего использовать бухгалтерскую программу БЭСТ-5 вместе с блоком анализа хозяйственной деятельности.
Список использованной литературы
Гражданский кодекс РФ. М., 2002.
Комментарий к Гражданскому кодексу РФ. М., 2001.
Инструкция о порядке оформления комиссионных операций и ведения бухгалтерского учета в комиссионной торговле непродовольственными товарами, утвержденная приказом Комитета Российской федерации по торговле от 7 декабря 1994 г. № 99.
Инструкция ГНС РФ № 39 “О порядке исчисления и уплаты налога на добавленную стоимость”.
Письмо ГНС РФ от 23 мая 2000 г. № ПВ-6-03/393 “О счетах фактурах”.
Анализ хозяйственной деятельности /под ред. В.И. Стражева. – Минск, 1995.
Бажанова А. Налогообложение по посредническим операциям //Экономико-правовой бюллетень. – 2001. - №2.
Бажанова А. Посреднические операции в РФ //Экономико-правовой бюллетень. – 2001. - №2.
Баканов М.И., Шеремет А.Д. Теория анализа хозяйственной деятельности. – М., 2000.
Балабанов И.Т. Анализ и планирование финансов хозяйствующего субъекта. – М., 1994.
Барышникова А.А. Учет операций по договорам комиссии в торговых организациях //БУ. – 2001. - №20.
Берник В.Р., Головкин А.Н. Договор комиссии. Правовое регулирование, налогообложение, бухгалтерский учет. – М., 2001.
Бойкова М. Учет отдельных затрат торговыми предприятиями, работающими по договорам комиссии //Экономико-правовой бюллетень. – 2001. - №2.
Бойкова М. Учет товаров, переданных посредникам, в расчете среднего процента для определения издержек на остаток нереализованных товаров //Экономико-правовой бюллетень. – 2001. - №2.
Гаськов А. Кто платит – комитент или комиссионер? //Экономика и жизнь. – 1999. - №14.
Гоголев А.К. Договор комиссии в оптовой торговле //Бухгалтерский учет. – 2001. - №3.
Кравченко Л.И. Анализ хозяйственной деятельности в торговле. – М., 1995.
Немаляев А.П. БЭСТ - значит лучший //Бизнес для всех. – 2000. - №5.
Озеров А.М. Учет и налогообложение операций торгового посредничества //Консультант бухгалтера. – 1996. - №9.
Орбачевская Т. Договор комиссии //Экономико-правовой бюллетень. – 2001. - №2.
Орбачевская Т. Договор поручения //Экономико-правовой бюллетень. – 2001. - №4.
Орбачевская Т. Налоговые споры по посредническим операциям //Экономико-правовой бюллетень. – 2001. - №3.
Пантелеев Н.В., Голомазова Л.А. Учет и налогообложение посреднических операций в оптовой торговле //Бухгалтерский учет. – 2000. - №12.
Патров В.В. Налогообложение товарных операций //Бухгалтерский учет. – 2001. - №8.
Патров В.В., Костюк Г.И. Учет оптовой реализации товаров по договору комиссии //Бухгалтерский учет. – 2001. - №5.
Патров В.В., Костюк Г.И. Учет реализации товаров по договору комиссии в розничной торговле //Бухгалтерский учет. – 2000. – Специальный выпуск.
Ришар Ж. Аудит и анализ хозяйственной деятельности предприятия. – М., 2000.
Савицкая Г.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия. – М., 2001.
Садовников С. Общие правила учета посреднических операций //Экономико-правовой бюллетень. – 2001. - №2.
Суляева Л.Х. Автоматизация бухучета: проблемы и решения //Экономика и жизнь – 2000. - №5.
Суляева Л.Х. Электронный документооборот в бухгалтерском учете крупного предприятия //Бухгалтерский учет. – 2001. - №4.
Торговое дело: экономика и организация /под ред. Л.А. Брагина.- М., 2000.
Трохина А. Договор агентирования //Экономико-правовой бюллетень. – 2001. - №2.
Трохина А. Практика разрешения споров об ответственности по посредническим договорам //Экономико-правовой бюллетень. – 2001. - №2.
Хадыева О.В. Особенности учета расходов при заключении агентского договора //Главбух. – 2001. - №12.
Шишкин А. К., Вартанян С.С., Микрюков В.А. Бухгалтерский учет и финансовый анализ на коммерческих предприятиях. – М., 1996.
Ясюкевич Т. Документ – основа учета //Бухгалтерский учет. – 2001. - №11.
Приложение 1
Субагентский договор
г. Саратов | “06” июня 2001г. |
000 “СТДЭ”, Субпринципал, в лице ген. директора Петрова П.А., действующего на основании Устава с одной стороны, и 000 “Стэка”, Субагент, в лице генерального директора Иванова И.А., с другой стороны, заключили настоящий договор о нижеследующем:
Предмет договора
Субагент обязуется по поручению Субпринципала за вознаграждение совершать от своего имени за счет Субпринципала следующие сделки реализация аудио-, видео-, бытовой техники и других товаров народного потребления.
Конкретные условия совершения сделок, минимальные цены продажи, приводятся в накладных, передаваемых Субагенту Субпринципалом.
2.0бязанности Субагента
2.1. Принятое на себя поручение Субагент обязан исполнить в соответствии с указаниями Субпринципала на наиболее выгодных для него условиях. Субагент вправе отступить от этих указаний, если по обстоятельствам дела это необходимо в интересах Субпринципала, и Субагент не мог предварительно запросить Субпринципала либо не получил своевременного ответа на свой запрос
2.2. Субагент должен исполнить все обязанности и осуществить все права, вытекающие из сделки, заключенной им с третьим лицом. Субагент не отвечает перед Субпринципалом за исполнение третьим лицом сделки, совершенной с ним за счет Субпринципала, кроме случаев, когда Субагент не проявил необходимой осмотрительности в выборе этого лица либо принял на себя поручительство за исполнение сделки (делькредере).
2.3. Принимая имущество Субпринципала для реализации, либо приобретая его для Субпринципала, Субагент обязан проверить качество и комплектность товара, состояние тары и упаковки и удостовериться в его пригодности для продажи, приобретения, погрузки, транспортировки.
2.4. Субагент обязан беречь товар, переданный на комиссию, и охранять его от утраты, недостачи или повреждения.
2.5. Субагент обязан рассчитываться с Субпринципалом по мере реализации товара, принятого на реализацию.
2.6. Субагент имеет право удерживать из сумм, причитающихся Субпринципалу суммы необходимые для осуществления текущих затрат, относимых на счет Субпринципала, а также авансы в счет агентского вознаграждения по согласованию с Субпринципалом.
2.7. Субагент обязан ежеквартально в течение 5 (пяти) дней предоставлять Субпринципалу отчет и передать ему все полученное по исполненному поручению, а также передать Субпринципалу по его требованию все права в отношении третьего лица, вытекающие из сделки, совершенной Субагентом с этим третьим лицом.
Обязанности Субпринципала
3.1. Субпринципал обязан своевременно сообщить Субагенту о характере и условиях совершения сделок, упомянутых в п.1.1.
3.2. Субпринципал обязан принять от Субагента все исполненное по поручению, смотреть имущество, приобретенное для него Субагентом, известить последнего без промедления об обнаруженных в этом имуществе недостатках, освободить Субагента от обязательств, принятых им на себя по исполнению поручения перед третьим лицом.
3.3. По исполнении поручения Субпринципал обязан уплатить Субагенту вознаграждение в размере, предусмотренном п.4.1. и 4.2. настоящего договора.
3.4. Субпринципал обязан возместить Субагенту, помимо уплаты вознаграждения, израсходованные последним по исполнению поручения суммы, предусмотренные пп.4.2. и 4.3. настоящего договора.
Субагентское вознаграждение и расходы, связанные с исполнением поручения Субпринципала
4.1. Субагентское вознаграждение, которое должно быть выплачено Субагенту, согласовывается ежемесячно между Субагентом и Субпринципалом и оформляются актом. Субагенту по его желанию может быть выплачен аванс в размере 10000 (десять тысяч) рублей, засчитываемый при окончательных расчетах между сторонами.
4.2. Если Субпринципал отменит данное им Субагенту поручение в целом или в части до заключения Субагентом соответствующих сделок с третьими лицами, то он обязан уплатить Субагенту вознаграждение за совершенное им до отмены поручения сделки, а также возместить Субагенту понесенные им до отмены поручения расходы согласно п. 4.3 настоящего договора.
4.3. В сумму расходов Субагента по исполнению поручения Субпринципала входят, подтвержденные соответствующими документами следующие расходы: транспортные расходы, расходы по погрузке, разгрузке, хранению имущества Субпринципала, суммы страховых платежей, иные расходы, оговоренные сторонами. Указанные выше расходы возмещаются Субпринципалом по требованию Субагента.
4.4. Субагентское вознаграждение и суммы, израсходованные Субагентом по исполнению поручения Субпринципала, должны быть выплачены Субагенту в 10-дневный срок со дня представления им Субпринципалу письменного отчета об исполнении поручения.
Цены, порядок исполнения и расчеты
5.1. Субагент обязан реализовать (приобрести) имущество по ценам, указанным Субпринципалом в накладных передачи товара на реализацию. Если Субагент совершит сделку на условиях, более выгодных, чем те, которые были указаны Субпринципалом, полученная выгода распределяется между сторонами следующим образом: 100% принадлежит Субпринципалу.
5.2. Сумма, полученная Субагентом от реализации имущества Субпринципала за вычетом выданного аванса, установленного субагентского вознаграждения и расходов, произведенных Субагентом за счет Субпринципала, должна быть выплачена в 10-дневный срок со дня представления отчета Субпринципалу об исполненном поручении.
5.3. Субагент вправе удержать причитающиеся ему по настоящему договору суммы из всех сумм, поступивших к нему за счет Субпринципала.
5.4. Субагент не вправе отказаться от исполнения принятого поручения, за исключением случаев, когда это вызвано невозможностью исполнения поручения или нарушением Субпринципалом условий настоящего договора. Субагент обязан письменно уведомить Субпринципала о своем отказе. Настоящий договор сохраняет свою силу в течение двух недель со дня получения Субпринципалом уведомления Субагента об отказе от исполнения поручения.
5.5. Субпринципал вправе в любое время отменить данное им Субагенту поручение в целом или в части с соблюдением условий , предусмотренных в п. 4.2 настоящего договора.
5.6. В случае прекращения юридического лица, выступающего в качестве Субпринципала, Субагент обязан продолжать исполнение данного ему поручения до тех пор, пока от представителей Субпринципала не поступят надлежащие указания.
Имущество, являющееся предметом Субагентского договора
6.1. Имущество, поступившее к Субагенту от Субпринципала либо приобретенное Субагентом за счет Субпринципала, является собственностью последнего.
6.2. Субагент отвечает перед Субпринципалом за утрату, недостачу или повреждение находящегося у него имущества Субпринципала, если не докажет, что утрата, недостача или повреждение произошли не по его вине.
6.3. Для обеспечения требований об уплате Субагенту, вытекающих из субагентских поручений платежей, ему принадлежит залоговое право на вещи, составляющие предмет реализации.
6.4. Субпринципал, поставленный в известность об отказе Субагента исполнить поручение, обязан в течение месяца со дня получения отказа распорядиться находящимся у Субагента имуществом. Та же обязанность лежит на Субпринципале и в случае отмены им данного Субагенту поручения. Если Субпринципал в указанный срок не распорядится находящимся у Субагента имуществом, Субагент вправе сдать это имущество на хранение за счет Субпринципала или в целях покрытия своих требований к Субпринципалу продать это имущество по возможно более выгодной для Субагента цене.
Ответственность сторон
7.1. В случае нарушения Субагентом сроков выплаты суммы, предусмотренной в п.5.3 настоящего договора, он уплачивает Субпринципалу штрафную неустойку в размере 0,1% от суммы платежа за каждый день просрочки.
7.2. За неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по настоящему договору стороны несут ответственность, предусмотренную гражданским законодательством.
Форс-мажор
8.1. Стороны освобождаются от ответственности за частичное или полное неисполнение обязательств по настоящему договору, если это неисполнение явилось следствием обстоятельств непреодолимой силы, возникших после заключения договора в результате событий чрезвычайного характера, которые участник не мог ни предвидеть, ни предотвратить разумными мерами (форс-мажор).
Разрешение споров
9.1.