Исследование и внедрение современных технологий управления персоналом в туристической организации

вы - руководитель. Элементы психологии менеджмента в повседневной работе. - М.: Дело,1993.

Лукичева Л.И. Управление организацией: Учебное пособие. – М.: Омега-Л, 2004. – С.262

Магура М.И., Курбатова, М.Б. Современные персонал-технологии. – М.:ЗАО «Бизнес-школа «Интел-Синтез»», 2004.-376с

Мельникова М.Н. Мотивационный менеджмент: Учебное пособие. – Хабаровск: Изд-во ДВГУПС, 2004. – С.8

Мэскон М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента: Пер. с англ. – М.: Дело, 2005. –704 стр.

Питерс Т., Уотерман Р. В поисках эффективного управления. – М.: Прогресс, 2002.-369 с.

Самыгин С.И., Столяренко Л.Д. Менеджмент персонала. - М.: Зевс, 1997.

Система управления персоналом на предприятии. – М.: Всероссийский центр производительности, 2003.- 254 с.

Скопылатов И.А., Ефремов О.Ю. Управление персоналом. – СПб.: Изд-во Смольного ун-та, 2000.

Сотникова С.И. Управление карьерой: Уч. пос. – М.: ИНФРА-М, 2004.

Справочник директора предприятия. – 4-е изд. – М.:ИНФРА-М, 2006.

Травин В.В. , Дятлов В.А. Основы кадрового менеджмента. - М.: Дело ЛТД, 2005.- 412 с.

Трейси Диана. Менеджмент с точки зрения здравого смысла. Настольная книга. - М.: Автор, 1993.

Управленческое консультирование / Под ред. М. Куба - М.: Интерэксперт, 1992.

Управление организацией: Учебник/ Под ред. А.Г. Поршнева, З.П. Румянцевой, Н.А. Саломатина. – М.: Инфра- М, 2006.- 716 стр.

Управление персоналом организации: учебник для ВУЗов / Под ред. Кибанова А. Я. - М.: Инфра - М, 1997.

Управление персоналом: Учебник / общ. ред. А.И. Турчинова. – М.: Издательство РАГС, 2005. – 428 с.

Управление персоналом организации: Учебник/ Под ред. А.Я. Кибанова – М.: ИНФРА-М, 2005-638с

Уткин Э.А., Кочеткова А. И. Управление персоналом в малом и среднем бизнесе. - М.: Акалис, 2004- 258 с.

Цыпкин Ю.А. Управление персоналом: Учеб. для вузов. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004.

Черняк Т.В. Управление кадровыми ресурсами: Учебное пособие. – Новосибирск: СибАГС, 2006-168с.

Шекшня С.В. Управление персоналом: Учебно-практическое пособие. - М.: Бизнес - школа «Интел- Синтез», 2004.- 378 с.

Батьковский А., Попов С. Приемы мотивации к труду и профессиональному росту (на примере инновационных организаций) // Проблемы теории и практики управления. – 2005. - №1 // www.ptpu

Пастухов Б. Управление деловой активностью персонала // Проблемы теории и практики управления. – 2005. – №2. // www.ptpu

Дряхлов Н., Куприянов Е. Системы мотивации персонала в Западной Европе и США // 2005. - №2 // www.ptpu

Яковлев Р.А Стимулирующие выплаты как форма вознаграждения за труд// ippnou/article.php?idarticle=000311

Сайт компании ООО «Инна Тур» // inna/mow/about/


Приложения


Приложение 1


Утверждаю.

Генеральный директор ООО «Инна Тур»

_________ Горин Д.Л.

25.12.2004

ПОЛОЖЕНИЕ

об отборе персонала компании ООО «Инна Тур»

Отбор персонала имеет важное значение для ООО «Инна Тур», так как от него во многом зависит дальнейшая деятельность организации, ибо только при наличии квалифицированного персонала предприятие может добиться наилучших результатов и поставленных задач. Набор заключается в создании необходимого резерва кандидатов на все должности и специальности, из которого организация подбирает более подходящих для нее работников. Эта работа должна проводиться буквально по всем специальностям. Необходимый объем работы по набору в значительной мере определяется разницей между наличной рабочей силой и будущей потребностью в ней. При этом учитываются такие факторы, как выход на пенсию, текучесть, увольнения в связи с истечением срока договора найма. Набор обычно ведут из внешних и внутренних источников.

Процесс отбора персонала на ООО «Инна Тур» состоит из трех основных этапов: привлечение потенциальных сотрудников через средства массовой информации; привлечение потенциальных сотрудников в рамках PR-мероприятий компании; собственно отбор персонала, включающий в себя анкетирование, тестирование и собеседование.

Привлечение потенциальных сотрудников через средства массовой информации заключается в подаче рекламных объявлений о наборе персонала в газеты, на телевидение, в Интернет и в другие источники.

Привлечение потенциальных сотрудников в рамках PR-мероприятий компании решает следующий круг задач:


Область формирования Социальный результат Показатели социальной эффективности Экономический результат
1. Развитие персонала Повышение содержательности труда Увеличение удельного веса работников, владеющих смежными профессиями Рост производительности труда

Обеспечение согласованности целей работников и администрации при управлении карьерой Снижение уровня текучести
2. Мотивация поведения персонала Обеспечение связи между результативностью труда и вознаграждением Повышение удельного веса работников, выражающих удовлетворение системой вознаграждения Рост производительности труда

Обеспечение возможностей личного развития работников Повышение удельного веса работников, выражающих удовлетворение трудом

Формирование чувства причастности Повышение удельного веса работников, выражающих удовлетворение условиями для самовыражения
3. Социальное развитие Повышение разнообразия удовлетворенных потребностей персонала Повышение удельного веса работников, выражающих удовлетворение социально-психологическим климатом Рост производительности труда

Формирование благоприятного социально-психологического климата


Обеспечение механизма обратной связи с потребителями и обществом


Улучшение условий домашнего быта


Собственно отбор персонала делится на первичный и профессиональный.

1. Первичный отбор – процесс отбора кандидатов на вакантные должности, обладающих минимальными требованиями для занятия определенной должности. Первичный отбор служит основой отбора персонала на индивидуальной основе. Профессиональный отбор – процедура оценки кандидатов по степени их соответствия определенному виду деятельности и принятия решения о пригодности или непригодности кандидатов.

Первичный отбор персонала заключается в «конкурсе резюме»: кандидат на вакантную должность заполняет три документа – бланк-резюме (составляется соискателем в произвольной форме), анкету «Ценностные ориентации при выборе рабочего места» и тест «Коммуникативность и адаптация работника в коллективе».

Бланк-резюме составляется отделом обработки информации в произвольной форме и включает в себя позиции, перечисленные в Приложении 1 к настоящему документу.

Анкета «Ценностные ориентации при выборе рабочего места» заключается в ранжировании некоторых показателей в порядке важности с присвоением показателю некоторого количества баллов от 1 до 10. Эти показатели перечислены в Приложении 2 к настоящему документу.

2. Профессиональный отбор осуществляется путем собеседования, на котором устанавливается наличие:

медицинских и психофизиологических противопоказаний для работы в конкретной области деятельности; и

соответствия индивидуальных антропометрических данных кандидата требованиям, предъявляемым к работнику на данной должности.

Три вышеописанных документа, которые кандидат на вакантную должность заполняет без собеседования с каким-либо сотрудником предприятия, попадают на стол руководителя отдела обработки информации, который отбирает по его мнению подходящие. После отбора резюме кандидат приглашается на собеседование к генеральному директору; к моменту собеседования генеральный директор уже имеет некоторое представление о кандидате ввиду анализа анкетных и тестовых данных. Руководитель отдела обработки информации (или его подчиненные) перед собеседованием соискателя с руководителем предприятия заполняет составленный в произвольной форме бланк личностной спецификации кандидата, который содержит оценки «основные», «желаемые» и «противопоказанные» для следующих показателей кандидата на конкретную вакантную должность:

физический облик (возраст, рост, пол, здоровье, внешний вид);

достижения (образование, квалификация, опыт);

интеллект (ум, смышленость, память, беглость речи, логика мышления, четкое выражение мысли);

специальные способности (к вычислениям, чертежам, музыкальные, художественные);

интересы (к власти, деньгам, престижу, карьере, общественной работе);

черты характера (инициативность, самостоятельность, ответственность, эмоциональность);

внешние условия (домашние, социально-бытовые, финансовые, возможность командировок).

Ознакомившись с бланком личностной спецификации, генеральный директор становится до некоторой степени подготовленным к собеседованию, знает, что можно ждать от кандидата и что нужно от кандидата предприятию. Решение о приеме на работу кандидата на вакантную должность принимается руководителем предприятия по результатам собеседования.


Приложение 2


Бланк-резюме составляется отделом обработки информации в произвольной форме и включает в себя следующие позиции:

личные сведения (ФИО, адрес, телефон, возраст, семейное положение);

цель составления резюме (кандидат указывает, на какую должность он претендует, а также указывает пожелания по работе);

образование в обратном хронологическом порядке;

опыт работы в обратном хронологическом порядке (названия организаций, должности и продолжительность работы);

навыки работы на компьютере, знания иностранных языков;

дополнительные сведения, хобби, интересы.

Анкета «Ценностные ориентации при выборе рабочего места» заключается в ранжировании некоторых показателей в порядке важности с присвоением показателю некоторого количества баллов от 1 до 10. Эти показатели следующие:

хорошо зарабатывать;

получать отпуск в удобное время;

работать в нормальных санитарно-гигиенических условиях;

работать в дружном, сплоченном коллективе;

получить жилье или улучшить жилищные условия;

повышать свое профессиональное мастерство;

наиболее полно использовать способности и умения;

получать, ощущать общественное признание за свои трудовые достижения;

активно участвовать в управлении компанией;

иметь надежное рабочее место;

иметь право принимать решения;

продвижение по службе;

соответствие интересов на работе и вне ее;

общение с интересными, эрудированными коллегами;

иметь спокойную работу с четким кругом обязанностей;

иметь хорошее обеспечение в старости.


Приложение 3


Тест «Коммуникативность и адаптация работника в коллективе»:

«Читая утверждения, отметьте знаком «+» те из них, с которыми Вы согласны, и знаком «–», если не согласны:

мне кажется трудным подражать другим людям;

я, пожалуй, мог бы при случае совершить такой поступок, чтобы привлечь внимание и позабавить окружающих;

из меня мог бы выйти неплохой актер;

другим людям иногда кажется, что я переживаю что-то более глубокое, чем есть на самом деле;

в компании я редко оказываюсь в центре внимания;

в различных ситуациях и в общении с разными людьми я часто веду себя совершенно по-разному;

я могу отстаивать только то, в чем искренне убежден;

чтобы преуспеть в делах и в общении с людьми, я стараюсь быть таким, каким меня ожидают видеть;

я могу быть дружелюбным с людьми, которых я не выношу;

я всегда такой, каким кажусь.»

Ключ к этому тесту (прилагается к бланку теста) и содержит для заполняющего следующее задание:

Начислите себе по одному баллу за ответы «нет» на 1, 5 и 7 вопросы; и за ответы «да» на остальные вопросы. Посчитайте сумму баллов.

0–3 балла: у Вас низкие коммуникативные качества; Ваше поведение устойчиво, и Вы не считаете нужным его менять в зависимости от ситуации; некоторые считают Вас «неудобным» в общении из-за Вашей прямолинейности;

4–6 баллов: у Вас средние коммуникативные качества; Вы искренни, но сдержаны в своих эмоциональных проявлениях; Вас следует больше считаться с окружающими;

7–10 баллов: у Вас высокие коммуникативные качества; Вы легко входите в любую роль, гибко реагируете на любую ситуацию и даже в состоянии предвидеть впечатление, которое Вы произведете на окружающих».

Оценка результатов собеседования (бланк личностной спецификации кандидата)

1) Физический облик:

возраст: ____________________________________________

рост: ___________________________________________

пол: ________________________________________________

здоровье: ______________________________________________

внешний вид: ___________________________________________

2) Достижения (образование, квалификация, опыт):

_______________________________________________________

_______________________________________________________

_______________________________________________________

_______________________________________________________

_______________________________________________________

3) Интеллект (ум, смышленость, память, беглость речи, логика мышления, четкое выражение мысли):

_______________________________________________________

_______________________________________________________

_______________________________________________________

_______________________________________________________

_______________________________________________________

4) Специальные способности (к вычислениям, чертежам, музыкальные, художественные):

_______________________________________________________

_______________________________________________________

_______________________________________________________

5) Интересы (к власти, деньгам, престижу, карьере, общественной работе):

_______________________________________________________

_______________________________________________________

_______________________________________________________

6) черты характера (инициативность, самостоятельность, ответственность, эмоциональность)

_______________________________________________________

_______________________________________________________

_______________________________________________________

_______________________________________________________

_______________________________________________________

7) внешние условия (домашние, социально-бытовые, финансовые, возможность командировок).

_______________________________________________________

_______________________________________________________

_______________________________________________________


Анкета для предложения приглашенным экспертам-консультантам

Оценка организационной структуры и системы стимулирующих средств

Вопрос

Ответ

Организационная структура Отражены в полной мере Отражены в неполной мере Отсутствуют
1 Наличие в организации должностных обязанностей по управлению мотивацией трудовой деятельности


2 Закрепленность должностных обязанностей за отдельным работником


Система стимулирующих средств


3 Заработная плата (номинальная)


4 Заработная плата (реальная)


5 Бонусы


6 Участие в прибылях


7 Участие в акционерном капитале


8 Планы дополнительных выплат


9 Стимулирование свободным временем


10 Трудовое или организационное стимулирование


11 Стимулирование, регулирующее поведение работника на основе выражения общественного признания


12 Оплата транспортных расходов или обслуживание собственным транспортом


13 Сберегательные фонды


14 Организация питания


15 Продажа товаров, выпускаемых организацией


16 Стипендиальные программы


17 Программы обучения персонала


18 Программы медицинского обслуживания


19 Консультативные службы


20 Программы жилищного строительства


21 Программы, связанные с воспитанием детей


22 Гибкие социальные выплаты


23 Страхование жизни


24 Программы выплат по временной нетрудоспособности


25 Медицинское страхование


26 Льготы и компенсации, не связанные с результатами


27 Отчисления в пенсионный фонд


28 Ассоциации получения кредитов



Определение степени мотивации личности к успеху

Вопрос Да Нет
1. Когда имеется выбор между двумя вариантами, его лучше сделать быстрее, чем отложить на определенное время?

2. Я легко раздражаюсь, когда замечаю, что не могу на все 100% выполнить задание

3. Когда я работаю, это выглядит так, будто я в все ставлю на карту

4. Когда возникает проблемная ситуация, я чаще всего принимают решение одним из последних

5. Когда у меня два дня подряд нет дела, я теряю покой

6. Я более доброжелателен, чем другие

7. Я обычно мало обращаю внимания на свои достижения

8. Когда я отказываюсь от трудного задания, то потом сурово осуждаю себя

8. Многое за что я берусь, я не довожу до конца

9. Я завидую людям, которые не очень загружены работой

10. Усердие – это моя мечта

11. Мои достижения в труде не всегда одинаковы

12. Порицание меня стимулирует сильнее, чем похвала

13. Я знаю, что мои коллеги считают меня дельным человеком

14. Препятствия делают мои решения более твердыми

15. Во мне легко пробудить честолюбие

16. При выполнении работы я редко рассчитываю на помощь других

17. Нужно полагаться только на себя

18. В жизни мало вещей более важных, чем деньги

19. Всегда, когда мне предстоит выполнить задание, я ни о чем другом не думаю

20. В конце отпуска я обычно радуюсь, что скоро выйду на работу

21. Когда я расположен к работе, я делаю ее лучше, чем другие

22. Мне проще и легче общаться с людьми, которые могут упорно работать

23. Когда у меня нет дел, я чувствую, что мне не по себе

24. Мне приходится выполнять ответственную работу чаще, чем другим

25. Когда мне приходится принимать решение, я стараюсь делать это как можно лучше

26. Мои успехи в какой-то мере зависят от моих коллег

27. Бессмысленно противодействовать воле руководителя

28. Иногда не знаешь, какую работу придется выполнить

29. Когда что-то не ладится, я нетерпелив

30. Когда я работаю вместе с другими, я достигаю больших результатов, чем другие

31. Я не завидую тем, кто стремится к власти и положению


Оценка степени удовлетворенности работников системой трудовой мотивации

Элемент Да Нет
Удовлетворены ли Вы системой оплаты труда?

Удовлетворены ли Вы системой начисления бонусов?

Удовлетворены ли Вы системой предоставления свободного времени (гибкого графика)?

Удовлетворены ли Вы системой оплаты транспортных расходов?

Удовлетворены ли Вы программами медицинского обслуживания?

Удовлетворены ли Вы организацией питания?

Удовлетворены ли Вы системой предоставления бесплатных путевок?


Приложение 4


Программа планирования карьеры работников ООО «Инна Тур»

1. Общая часть

Настоящее Программа планирования карьеры работников предприятия ООО «Инна Тур» определяет цели и задачи управления карьерой работников, процедуры организации управления карьерой, оценки персонала в процессе карьеры, порядок подготовки и принятия решений по карьере, систему используемой документации.

Положение имеет своей целью регулирование и координацию деятельности по управлению карьерой персонала.

Управление карьерой персонала осуществляет назначенная генеральным директором экспертная комиссия. Он организуется путем проведения выборов внутри организации. В голосовании участвую все работники организации. От каждого структурного подразделения избирается член выборного органа простым большинством голосов.

2. Цели и задачи управления карьерой

Цели управления карьерой персонала со стороны экспертной комисии:

рациональное использование профессиональных способностей сотрудников в интересах достижения целей организации;

своевременное обеспечение потребностей организации в персонале, необходимом количестве, в нужном месте, с требуемым уровнем квалификации, жизненным и профессиональным опытом;

создание эффективных стимулов для трудовой отдачи персонала;

обеспечение относительно стабильного состава персонала, способного аккумулировать профессиональный опыт и корпоративную культуру организации.

Цели управления карьерой со стороны персонала:

обеспечение возможностей самореализации;

достижение более высокого должностного статуса в иерархии должностей организации, возможность получения более высокой оплаты труда;

получение более содержательной и адекватной профессиональным интересам и склонностям работы;

развитие профессиональных способностей за счет организации;

формирование структуры неформальных отношений в организации и в системе власти.


Задачи управления карьерой:

Планирование Планирование индивидуального профессионального развития и должностного перемещения работника
Организация подготовки Организация обретения работником необходимого уровня профессиональной подготовки, профессионального опыта как внутри организации, так и вне ее путем организации профессионального обучения, стажировки
Активизация Мотивация деятельности персонала с целью побуждения раскрытия собственного творческого потенциала. Это создание мотивационной среды в организации
Регулирование и координация Регулирование и координация включенности работника в выполнение задач карьерной стратегии, а также усилий сотрудника и возможностей организации по выполнению плана индивидуального профессионального развития и плана кадрового обеспечения
Анализ и оценка Анализ и оценка результатов и способов деятельности, личностных и профессиональных качеств работников и их профессионального опыта
Контроль Контроль за деятельностью работников, за их профессиональным и должностным ростом, за рациональным использованием их профессионального опыта

3. Организация процедуры управления карьерой

Организация процедуры управления карьерой на предприятии осуществляется соответственно поставленным задачам, в семь этапов.

Планирование индивидуального профессионального развития и должностного перемещения каждого работника. Включение его в общую систему управления карьерой.

Организация обретения работником необходимого уровня профессиональной подготовки и опыта. Организация обучения, подготовки, переподготовки.

Мотивация деятельности персонала через определенную систему стимулирующих средств.

Оценка персонала.

Ротация персонала.

Анализ и оценка результатов ротации персонала.

Контроль за деятельностью работников.

4. Оценка в процессе управления карьерой персонала

Оценка в процессе управления карьерой персонала в организации осуществляется на основе профессионально-квалификационных требований по замещаемой должности; должностных обязанностей, изложенных в инструкции или описании должности; показателей и критериев, по которым происходит оценка; формальных субъектов оценки (руководителя подразделения, членов выборного органа); квалифицированных и независимых субъектов оценки (экспертов); открытости и доступности установленных процедур и применяемых методов оценки.

Оценка должна удовлетворять следующим требованиям: объективности, надежности, достоверности, комплексности, доступности.

5. Порядок подготовки и принятия решений по карьере

По результатам оценки работников членами экспертной комиссии совместно с приглашенными со стороны экспертами разрабатывается плановая модель карьерного перемещения работников организации. Перемещение, соответствующее модели, согласуется с руководителем организации и утверждается им.