О понятии интеллектуального потенциала и способах его измерения
во-первых, проиллюстрировать, как приходится приспосабливать общие концептуальные положения к условиям нашей страны и особенностям отечественной статистики. Во-вторых, представляется, что и при условности ряда допущений предлагаемый метод оценки интеллектуального потенциала может дать представление о тенденции, если брать ту же страну при соблюдении тех же самых правил ведения статистической отчетности. Эти правила в СССР практически не изменялись.4. Изменение значения IP за последние десятилетия
Далее приводятся сравнительные данные о движении всех упомянутых показателей статистики и предлагаемых индексов, включая интегральный индекс IP, в СССР за 30-летний период на основе переписей населения 1959, 1970, 1979 и 1989 гг. Все данные взяты нами из справочников ЦСУ СССР за 1960, 1970, 1980, 1989 гг, а также, при необходимости, и за другие годы (например, в томе за 1960 г. отсутствовали сведения о ВНП, поэтому пришлось обратиться к справочнику за 1965 г.) [17, с. 60]. Показатель е1 за 1960 и 1980 гг. вычислен по данным переписей предшествующих лет, т.е. 1959 и 1979 (рассчитано по: [18, с. 189; 19; 20; 21; 22, с. 123; 23]).
Индексы за 1997 г. исчислены нами на основе данных Госкомстата РФ за этот год [24, с. 7–8, 16–18], за исключением индекса е1. Он является результатом экстраполяции на основе данных микропереписи населения 1994 г. [25, с. 119]. Нами учитывалось, что три возраста из графы «15–19 лет» к 1997 г. «перешли» в следующую возрастную графу, и это сказалось на средней цифре из-за резкого снижения уровня образования молодежи в начале 90-х годов. Так, среди 20–24-летних микроперепись 1994 г. выявила на 1000 человек 5 с начальным и 3 не имеющих начального образования, в то время как среди 15–19-летних их было соответственно 85 и 5. По нашим подсчетам, в целом средняя цифра образованности населения понизилась с 9.8 в 1994 г. до 9.67 в 1997 г. И этот процесс продолжается. В последние годы возросло (по оценкам, до 2 млн) число детей, не посещающих школу. Перепись 1999 г. позволит, вне сомнения, более точно оценить снижение уровня образованности населения России.
Не воспроизводя в целях экономии места все подсчеты, приведем цифры, характеризующие исходные данные для исчисления интеллектуального потенциала, в табл. 1.
Таблица 1. Характеристика интеллектуального потенциала в СССР и РФ
Показатели | 1960 | 1970 | 1980 | 1989 | 1997 (РФ) |
Средний уровень образования населения старше 20 (лет) | 4.84 | 6.02 | 7.74 | 9.11* | 9.67** |
Число студентов вузов на 10000 человек (чел.) | 111 | 180 | 196 | 179 | 190 |
Уровень затрат на образование (% от ВВП) | 1.65 | 3.09 | 2.92 | 3.16 | 4.5 |
Удельный вес занятых в сфере науки и научного обслуживания (% от занятого населения) | 2.14 | 3.03 | 3.48 | 3.23 | 2.24 |
Расходы на науку из госбюджета и других источников (% от ВВП) | 1.08 | 1.82 | 1.99 | 4.72 | 1.23 |
* Взяты данные не по СССР в целом, а по РСФСР для удобства сравнения с 1997 г. Следует учитывать, что различия в образованности населения между республиками были в 1980-е гг. невелики. Так, в 1986 г. на 1000 человек населения приходилось лиц с высшим образованием по СССР – 108, по РСФСР – 109 человек;
** Оценка сделана на основе данных микропереписи 1994 г. с последующей экстраполяцией.
Те же данные в обработанном по предлагаемой методике виде даны в табл. 2.
Таблица 2. Динамика индексов, характеризующих интеллектуальный потенциал в СССР и РФ
Индексы | 1960 | 1970 | 1980 | 1989 | 1997 (РФ) |
е1 | 0.28 | 0.40 | 0.57 | 0.71 | 0.77 |
е2 | 0.35 | 0.59 | 0.64 | 0.59 | 0.62 |
е3 | 0.17 | 0.22 | 0.20 | 0.23 | 0.38 |
Е | 0.27 | 0.40 | 0.47 | 0.51 | 0.59 |
s1 | 0.42 | 0.60 | 0.59 | 0.54 | 0.44 |
s2 | 0.21 | 0.27 | 0.46 | 1.19 | 0.25 |
S | 0.31 | 0.43 | 0.59 | 0.96 | 0.35 |
IP | 0.29 | 0.41 | 0.53 | 0.71 | 0.47 |
Для более наглядного выражения тенденции роста IP в послевоенный период в СССР и его снижения в период «реформ» в России последних лет представлены на рис. 1.
Рис. 1. Динамика индексов, характеризующих интеллектуальный потенциал в СССР и РФ
Следует учитывать, что затраты на науку в СССР были занижены, особенно в начале 1960-х гг. Скачок в значении индексов s2 и S в 1980-е гг. следует отнести за счет более полного отражения в государственной статистике затрат на науку оборонного профиля. Это обстоятельство в известной степени размывает и всю картину, но общая тенденция роста образования и науки в СССР, а тем самым и IP, видна достаточно отчетливо.
На рис. 1 не нашли выражение ощутимое замедление роста и даже снижение ряда показателей во второй половине 1980-х гг. Так, уменьшение численности студентов по доле в населении происходило на протяжении всего этого десятилетия, а доля занятых в науке достигла максимума в 1985 г. Но эти явления перекрывались за счет успешного осуществления Закона о всеобщем среднем образовании молодежи (при известном снижении качества аттестата за счет «средних» ПТУ) и постепенного повышения образовательного уровня старших поколений по чисто демографическим причинам.
Обращает на себя внимание, что падение индексов ЕP и SP в России в 1990-е гг. происходило неравномерно. Сокращение расходов на науку и численности занятых в сфере науки происходило и продолжается в невиданном в мире темпе, наука «сворачивается» в силу ее невостребованности и сокращения ассигнований на нее в госбюджете при малой «подпитке» частного сектора. Деиндустриализация страны, и особенно оборонного комплекса, в котором были сосредоточены наукоемкие производства, означает реальную угрозу существованию науки.
С другой стороны, снижение образовательного уровня молодого поколения весьма постепенно сказывается на среднем уровне образованности взрослого населения, а тенденция уменьшения численности студентов сменилась на тенденцию возрастания, так что ныне достигнут уровень середины 1980-х гг. Поэтому сводный индекс образовательного потенциала как бы «по инерции» продолжал в 1990-е гг. возрастать, хотя именно в этот период сложились предпосылки для его последующего уменьшения. Это скажется в ближайшее время и будет зафиксировано уже в переписи 1999 г. К концу века в состав экономически активного населения начнет входить молодежь, оказавшаяся в ходе «реформ» вне школы или покинувшая ее преждевременно. Поэтому снижение IP будет происходить под воздействием обеих его составляющих.
5. Ближайший прогноз
В своих расчетах авторы первоначально исходили из уровня 1997 г., когда затраты на науку превысили 1%. Однако финансовая катастрофа августа 1998 г., подготовленная наращиванием «пирамиды» внутреннего и внешнего долга, привела к резкому снижению уровня производства (предположительно около 5% по сравнению с 1997 г.), что неминуемо скажется на финансировании науки и образования. В то же время инфляция приведет к дальнейшему падению уровня жизни большинства населения и снижению среднего числа лет обучения в школе детей и подростков. Продолжится отток кадров из сферы науки. Принимая во внимание всю совокупность обстоятельств последнего времени, мы склонны оценить ситуацию в интересующей нас области на 2002 год следующим образом:
1. Снижение образовательного уровня населения старше 20 лет как сравнительно небольшое в силу инерционности этого показателя. Вступление в жизнь части недоучившихся в 1990-е гг. будет отчасти перекрываться уходом из жизни лиц старших возрастов с более низким уровнем образования. Так, в 1994 г. при среднем числе лиц с начальным образованием 129 на 1000, в возрасте свыше 55 лет их насчитывалось более 300.
2. Численность студентов на 10000 населения вряд ли существенно изменится, поскольку средний конкурс при поступлении в вузы в 1997 г. был более 2 человек на место. Сокращение возможностей поступления в вузы для молодежи из мало- и среднеобеспеченных слоев будет перекрыто ростом удельного веса платных мест.
3. Расходы государства на образование будут далее сокращаться как абсолютно, так и в процентах в ВНП. Эта тенденция лишь частично будет покрыта ростом расходов населения. Мы полагаем, что они составят порядка 3%.
4. Затраты государства на науку остановятся где-то на уровне 1%, расчеты на «подпитку» из частного сектора невелики.
5. Численность занятых в сфере науки и научного обслуживания будет далее сокращаться примерно до 1 млн человек, кадры науки будут стареть и выбывать по возрасту, продолжится отток в другие сферы занятости, где доходы выше, а также за границу.
Исходя из этих предположений, мы считаем (это грубая оценка в силу неопределенности социально-экономической ситуации), что рассматриваемые индексы приобретут следующие значения: е1 = 0.74; е2 = 0.59; е3 = 0.21, а тем самым EP как общий показатель общеобразовательного потенциала – 0.51. Что качается индексов научного потенциала, то s1 = 0.27, s2 = 0.19, а общий индекс SP – 0.23. Все это найдет отражение в снижении интегрального индекса IP с 0.47 в 1997 г. до 0.37 в 2002 г., это предположение представлено в рис. 1 пунктирной линией.
В последующем представляется целесообразным, наряду с разработкой прогнозов по России, совершенствовать далее предлагаемый метод измерения интеллектуального потенциала в нескольких направлениях. Во-первых, применительно к отечественным условиям – с тем, чтобы расширить возможности прогнозирования хотя бы на первое десятилетие ХХI в. Во-вторых, необходимо выяснить степень расхождения в росте (снижении) интеллектуального потенциала в государствах, возникших на территории СССР. Сравнение тенденций в России и других странах СНГ (и Балтии) упирается в трудность оценки той части общего научного потенциала, которая приходилась в СССР на ту или иную союзную республику. В-третьих, для проведения международных сравнений, даже в группе развитых стран, потребуется провести сравнительный анализ сложившихся в каждой из них систем образования, чтобы иметь основания для правильного сопоставления числа лет, проведенных в учебных заведениях.
Тем не менее, все эти трудности представляются преодолимыми, а сравнение интеллектуального потенциала различных стран (регионов) и тенденций его роста – возможным и необходимым, несмотря на все различия в социально-экономическом строе и достигнутых уровнях развития.
Список литературы
1. Жуков В. Реформы в России. 1985 – 1995 годы. М., 1997.
2. The Economist Pocket World in Figures. 1998.
3. Письмо Ф. Энгельса В. Боргиусу 25 января 1894 г. // Маркс К., Энгельс Ф. Избранные письма М.: Политиздат, 1947.
4. Независимая газета. Прил. «НГ–Наука». 1999. Июль. № 7.
5. Human Development Report 1999 // undp./hdro/HDI.html
6. СОЦИС. 1998. № 6. С. ??
7. Международный журнал социальных наук. 1995. № 10.
8. Известия. 15 сентября 1998.
9. Народное образование, наука, культура в СССР. Статистический сборник. М., 1997.
10. Итоги всесоюзной переписи населения 1970 года. М.: ??. Т. III.
11. Народное хозяйство СССР в 1970 г. М.: 19??
12. Современные Соединенные Штаты Америки: энциклопедический справочник. М.: Политиздат, 1988.
13. Энциклопедический словарь «Гранат». Т. 36. Ч. IV. М. ??
14. Энциклопедический словарь «Гранат». Т. 36. Ч. V. М.??
15. БСЭ. Т. 24. Ч. II.
16. Фридман Л., Видясов М.. Наука в России – некорректные цифры // Независимая газета. 1998. 18 сентября.
17. Народное хозяйство СССР за 70 лет: Юбилейный статистический ежегодник.