Статика корабля
ТЕМА: РАСЧЕТЫ ПО СТАТИКЕ КОРАБЛЯ
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение
1. Исходные данные
2. Кривые элементов теоретического чертежа
3. Масштаб Бонжана
4. Расчет посадки и остойчивости судна
5. Расчет посадки и остойчивости поврежденного судна
6. Сводные данные
7. Проверка по критерию погоды и ускорения
Заключение.
Приложение 1. Масштаб Бонжана
Приложение 2.Строеввя по шпангоутам
Приложение 3. Диаграмма статической и динамической остойчивости
Список литературы
ВВЕДЕНИЕ
Задача судостроительных наук — изучение отдельных эксплуатационных и мореходных качеств судна, а также техники, обеспечивающей эти качества. Одной из наиболее важных судостроительных наук является теория корабля (или теория судна).
Теорией корабля называется наука о равновесии и движении судна. Она состоит из двух частей — статики судна и динамики судна.
Под статикой корабля обычно подразумевают раздел теории корабля, посвященный изучению основных мореходных качеств — плавучести и остойчивости целого и поврежденного корабля.
Задача статики состоит:
1) в установлении характеристик, при помощи которых можно оценить качественно и количественно плавучесть и остойчивость целого и поврежденного корабля;
2) в установлении математической связи между размерами и формой корабля и характеристиками плавучести и остойчивости;
3) в разработке практических методов расчета, позволяющих вычислить характеристики плавучести и остойчивости исходя из размеров и формы обводов корабля.
Размеры и форма обводов корабля фиксируются на теоретическом чертеже, который является основным чертежом всякого судна. Так как обводы корабля задаются только теоретическим чертежом и не выражаются аналитическими зависимостями, необходимые для определения характеристик плавучести и остойчивости расчеты выполняют исходя из размеров, снятых с теоретического чертежа, и применяя известные в математике методы приближенного вычисления определенных интегралов.
Исходя из вышесказанного можно сформулировать цель данной работы:
Создание плазовой таблицы судна путем ее пересчета с плазовой таблицы судна-прототипа.
Создание теоретического чертежа.
Расчеты кривых элементов теоретического чертежа, масштаба Бонжана, посадки и остойчивости для судна в полном грузу.
Создание повреждения судна и расчет элементов поврежденного судна.
Расчеты в данной работе выполнены с помощью программы S1, созданной в С-Пб. ГМТУ.
Программа S1 предназначена для проведения ряда гидростатических расчетов морских транспортных судов в рамках курсовых и дипломных проектов.
Программа S1 позволяет выполнять:
ввод теоретического чертежа (по шпангоутам и фор-/ахтерштевня) в графическом редакторе;
проверку строевой по шпангоутам, ватерлинии и основных элементов судна-проекта;
линейное (афинноe) перестроение теоретического чертежа при изменении длины, ширины, и/или осадки или увеличение цилиндрической вставки;
ввод 5-ти вариантов нагрузки судна;
расчет кривых элементов теоретического чертежа;
расчет Масштаба Бонжана и Кривых Власова;
удифферентовка (расчет посадки) судна;
расчет остойчивости судна на больших углах крена (диаграмма остойчивости);
расчет изгибающих моментов и перерезывающих сил на тихой воде;
вывод результатов в виде отчетных таблиц и графиков на экране и в файл формата DXF;
вывод теоретического чертежа в текстовый файл;
вывод теоретического чертежа в файл типа DXF для использования в чертежных программах, таких как AutoCAD (как в двухмерном, так и в трехмерном описании);
расчет непотопляемости судна по специальной методике.
Рисунок 1. Пример DXF файла, созданного программой S1
В ходе выполнения данной работы необходимо построить теоретический чертеж корпуса судна. Для построения корпуса и контуров штевней составляем таблицу основных абсцисс, ординат и аппликат. В исходной таблице даны значения безразмерных абсцисс, ординат и аппликат корпуса судна.
При составлении таблиц использованы следующие обозначения:
ВП - ординаты линии борта главной палубы;
Zвп - аппликаты линии борта главной палубы;
Z1 - аппликаты контуров» шпангоутов на первом батоксе;
Z2 - аппликаты контуров шпангоутов на втором батоксе;
Zф - аппликата точки пересечения контура форштевня с верхней палубой;
Zа - аппликата точки пересечения контура ахтервтевня с верхней палубой;
Xф - абсциссы контура форштевня, отсчитываемые от нулевого шпангоута: положительные в нос, отрицательные в корму;
Xа - абсциссы контура ахтерштевня, отсчитываемые от десятого шпангоута: положительные в нос, отрицательные в корму.
Затем составляем таблицу, аналогичную приведенной в задании, но содержащую размерные величины абсцисс, ординат и аппликат. По данным заполненной таблицы строим теоретический чертеж корпуса судна.
ИСХОДНЫЕ ДАННЫЕ
Длина между перпендикулярами: | Lpp= | 100 | м | ||||||||||
Отношение длины к ширине: | L/B= | 6.5 | |||||||||||
Отношение ширины к осадке: | B/T= | 2.5 | |||||||||||
Исходная безразмерная таблица плазовых ординат. Таблица 1.1 |
|||||||||||||
№ ВЛ | Ординаты | Xф | Xа | ||||||||||
Номера теоретических шпангоутов | |||||||||||||
0 | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | |||
0 | - | 0.000 | 0.096 | 0.358 | 0.585 | 0.699 | 0.513 | 0.348 | 0.165 | 0.009 | - | -0.190 | 0.893 |
1 | - | 0.173 | 0.414 | 0.707 | 0.912 | 0.968 | 0.868 | 0.651 | 0.379 | 0.183 | - | -0.089 | 0.417 |
2 | - | 0.204 | 0.498 | 0.800 | 0.969 | 1.000 | 0.958 | 0.783 | 0.450 | 0.226 | - | -0.065 | 0.083 |
3 | - | 0.215 | 0.540 | 0.837 | 0.978 | 1.000 | 0.995 | 0.863 | 0.536 | 0.222 | - | -0.052 | 0.208 |
4 | - | 0.220 | 0.559 | 0.849 | 0.985 | 1.000 | 1.000 | 0.915 | 0.650 | 0.240 | - | -0.038 | 0.346 |
5 | - | 0.231 | 0.578 | 0.859 | 0.986 | 1.000 | 1.000 | 0.952 | 0.789 | 0.433 | - | -0.024 | 0.226 |
6ГВЛ | 0.000 | 0.252 | 0.604 | 0.870 | 0.987 | 1.000 | 1.000 | 0.975 | 0.885 | 0.610 | 0.225 | 0.000 | -0.426 |
7 | 0.016 | 0.293 | 0.645 | 0.886 | 0.987 | 1.000 | 1.000 | 0.991 | 0.945 | 0.737 | 0.369 | 0.031 | -0.548 |
8 | 0.041 | 0.363 | 0.697 | 0.903 | 0.987 | 1.000 | 1.000 | 1.000 | 0.971 | 0.819 | 0.463 | 0.083 | -0.558 |
ВП | 0.149 | 0.544 | 0.797 | 0.930 | 0.987 | 1.000 | 1.000 | 1.000 | 0.986 | 0.873 | 0.548 | 0.247 | -0.536 |
Zвп | 1.677 | 1.633 | 1.583 | 1.533 | 1.510 | 1.490 | 1.479 | 1.479 | 1.481 | 1.510 | 1.563 | Zф | Zа |
Z1 | - | 1.275 | 0.090 | 0.000 | 0.000 | 0.000 | 0.000 | 0.000 | 0.106 | 0.760 | 1.123 | ||
Z2 | - | - | 1.250 | 0.138 | 0.013 | 0.000 | 0.030 | 0.185 | 0.685 | 1.073 | - | 1.688 | 1.594 |
Главные размерения судна: | |||||||||||||
Длина наибольшая: | Lmax= | 107.83 | м | ||||||||||
Длина между перпендикулярами: | Lpp= | 100.00 | м | ||||||||||
Ширина: | B= | 15.38 | м | ||||||||||
Высота борта на миделе: | H= | 9.17 | м | ||||||||||
Осадка судна: | T= | 7.69 | м | ||||||||||
Теоретическая шпация: | dL= | 10 | м | ||||||||||
Таблица плазовых ординат судна. | Таблица 2 | ||||||||||||
№ ВЛ | Ординаты, м | Xф от миделя, м | Xа от миделя, м | ||||||||||
Номера теоретических шпангоутов | |||||||||||||
0 | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | |||
0 | - | 0.00 | 0.74 | 2.75 | 4.50 | 5.38 | 3.94 | 2.68 | 1.27 | 0.07 | - | 48.10 | -41.07 |
1 | - | 1.33 | 3.18 | 5.44 | 7.01 | 7.44 | 6.67 | 5.01 | 2.91 | 1.41 | - | 49.11 | -45.83 |
2 | - | 1.57 | 3.83 | 6.15 | 7.45 | 7.69 | 7.37 | 6.02 | 3.46 | 1.74 | - | 49.35 | -49.17 |
3 | - | 1.65 | 4.15 | 6.44 | 7.52 | 7.69 | 7.65 | 6.64 | 4.12 | 1.71 | - | 49.48 | -47.92 |
4 | - | 1.69 | 4.30 | 6.53 | 7.57 | 7.69 | 7.69 | 7.04 | 5.00 | 1.85 | - | 49.62 | -46.54 |
5 | - | 1.78 | 4.44 | 6.61 | 7.58 | 7.69 | 7.69 | 7.32 | 6.07 | 3.33 | - | 49.76 | -47.74 |
6ГВЛ | 0.00 | 1.94 | 4.64 | 6.69 | 7.59 | 7.69 | 7.69 | 7.50 | 6.81 | 4.69 | 1.73 | 50.00 | -54.26 |
7 | 0.12 | 2.26 | 4.96 | 6.81 | 7.59 | 7.69 | 7.69 | 7.62 | 7.27 | 5.67 | 2.84 | 50.31 | -55.48 |
8 | 0.32 | 2.79 | 5.36 | 6.94 | 7.59 | 7.69 | 7.69 | 7.69 | 7.47 | 6.30 | 3.56 | 50.83 | -55.58 |
ВП | 1.15 | 4.18 | 6.13 | 7.15 | 7.59 | 7.69 | 7.69 | 7.69 | 7.58 | 6.71 | 4.21 | 52.47 | -55.36 |
Zвп, м | 10.31 | 10.05 | 9.74 | 9.43 | 9.29 | 9.16 | 9.10 | 9.10 | 9.11 | 9.29 | 9.61 | Zф от ОП, м | Zа, от ОП, м |
Z1, м | - | 7.85 | 0.55 | 0.00 | 0.00 | 0.00 | 0.00 | 0.00 | 0.65 | 4.67 | 6.91 | ||
Z2, м | - | - | 7.69 | 0.85 | 0.08 | 0.00 | 0.18 | 1.14 | 4.21 | 6.60 | - | 10.38 | 9.80 |
По данным приведенной выше пересчитанной плазовой таблицы в программе “S1” создана математическая модель корпуса судна.
Рис. 1.2 Проекция корпус теоретического чертежа корпуса судна
Рис. 1.3 Трехмерная математическая модель корпуса судна
Далее приведены результаты расчетов в табличной форме, выполненные с помощью программы “S1”.
КРИВЫЕ ЭЛЕМЕНТОВ ТЕОРЕТИЧЕСКОГО ЧЕРТЕЖА
Кривые элементов теоретического чертежа – это группа величин, вычисляемых с использованием геометрической модели судна.
К кривым элементов теоретического чертежа относят:
Объемное водоизмещение V:
где w(х) – площадь погруженной части теоретического шпангоута с абсциссой х;
у(x,z) – ордината точки на теоретической поверхности корпуса, симметричного относительно ДП;
S(z) – площадь теоретической ватерлинии, параллельно ОП.
Координаты центра величины xc и zc (ус=0 в силу симметрии корпуса судна относительно ДП):
где Му – статический момент площади ватерлинии относительно оси OY;
Xf – абсцисса центра тяжести площади действующей ватерлинии;
Mxy, Myz, Mzx – статические моменты водоизмещения относительно осей OZ, OX, OY соответственно.
Площадь ватерлинии S:
Абсцисса центра тяжести площади ватерлинии xf:
Центральные моменты инерции площади ватерлинии Ix и Iyf;
Продольный (R) и поперечный (r) метацентрические радиусы:
Аппликата поперечного метацентра:
Коэффициенты полноты.
В данном разделе приведены результаты расчетов кривых элементов теоретического чертежа судна.
программа S1 - DERGUNOV.KET Таблица 2.1
╔════════════════════════════════════════════════════════════╗
║ расчет кривой элементов теоретического чертежа ║
╠════════════════════════════════════════════════════════════╣
║ T - осадка, м ║
║ V - обьёмное водоизмещение, м**3 ║
║ Xc - координаты центра величины, м ║
║ Zc - координаты центра величины, м ║
║ r - поперечный метацентрический радиус, м ║
║ R - продольный метацентрический радиус, м ║
║ Zm - параметр Zm=(4)+(5),м ║
╠═══════╤══════════╤════════╤═══════╤═══════╤═══════╤════════╣
║ T │ V │ Xc │ Zc │ r │ R │ Zm ║
╟───────┼──────────┼────────┼───────┼───────┼───────┼────────╢
║ .10 │ 33.8 │ 5.00 │ .05 │ 112.7 │ 4793. │ 112.73 ║
║ .56 │ 318.1 │ .33 │ .30 │ 22.3 │ 869. │ 22.56 ║
║ 1.02 │ 660.4 │ .74 │ .55 │ 14.1 │ 505. │ 14.63 ║
║ 1.48 │ 1043.9 │ .51 │ .80 │ 10.4 │ 354. │ 11.18 ║
║ 1.93 │ 1445.3 │ .52 │ 1.05 │ 8.2 │ 273. │ 9.27 ║
║ 2.39 │ 1862.2 │ .19 │ 1.30 │ 6.8 │ 220. │ 8.11 ║
║ 2.85 │ 2295.6 │ .25 │ 1.54 │ 5.8 │ 183. │ 7.33 ║
║ 3.31 │ 2726.8 │ .18 │ 1.78 │ 5.0 │ 156. │ 6.83 ║
║ 3.77 │ 3175.9 │ .10 │ 2.03 │ 4.5 │ 137. │ 6.51 ║
║ 4.23 │ 3614.6 │ .09 │ 2.27 │ 4.1 │ 124. │ 6.33 ║
║ 4.68 │ 4076.9 │ -.03 │ 2.52 │ 3.7 │ 115. │ 6.25 ║
║ 5.14 │ 4551.8 │ -.23 │ 2.76 │ 3.5 │ 111. │ 6.25 ║
║ 5.60 │ 5035.1 │ -.53 │ 3.02 │ 3.3 │ 111. │ 6.30 ║
║ 6.06 │ 5540.1 │ -.82 │ 3.27 │ 3.1 │ 110. │ 6.38 ║
║ 6.52 │ 6064.8 │ -1.19 │ 3.54 │ 2.9 │ 108. │ 6.48 ║
║ 6.98 │ 6604.5 │ -1.52 │ 3.80 │ 2.8 │ 105. │ 6.60 ║
║ 7.44 │ 7145.8 │ -1.84 │ 4.06 │ 2.7 │ 103. │ 6.73 ║
║ 7.89 │ 7706.8 │ -2.09 │ 4.32 │ 2.6 │ 100. │ 6.88 ║
║ 8.35 │ 8272.6 │ -2.29 │ 4.59 │ 2.4 │ 97. │ 7.03 ║
║ 8.81 │ 8856.6 │ -2.50 │ 4.85 │ 2.3 │ 95. │ 7.19 ║
╚═══════╧══════════╧════════╧═══════╧═══════╧═══════╧════════╝
Таблица 2.2
╔════════════════════════════════════════════════════════════╗
║ расчет кривой элементов теоретического чертежа ║
╠════════════════════════════════════════════════════════════╣
║ T - осадка, м ║
║ S - площадь ватерлинии, м**2 ║
║ Xf - координаты ЦТ площади ватерлинии, м ║
║ моменты инерции площади ватерлинии : ║
║ Ix - относительно центральной продольной оси, м**4 ║
║ Iy - относительно оси Y через мидель, м**4 ║
║ If - относительно центральнoй поперечной оси, м**4 ║
╠═══════╤══════════╤════════╤══════════╤══════════╤══════════╣
║ T │ S │ Xf │ Ix │ Iy │ If ║
╟───────┼──────────┼────────┼──────────┼──────────┼──────────╢
║ .10 │ 521.5 │ .11 │ .381E+04 │ .162E+06 │ .162E+06 ║
║ .56 │ 707.2 │ .81 │ .708E+04 │ .277E+06 │ .276E+06 ║
║ 1.02 │ 799.3 │ .70 │ .930E+04 │ .334E+06 │ .333E+06 ║
║ 1.48 │ 855.8 │ .49 │ .108E+05 │ .369E+06 │ .369E+06 ║
║ 1.93 │ 893.3 │ .25 │ .119E+05 │ .394E+06 │ .394E+06 ║
║ 2.39 │ 920.0 │ .07 │ .127E+05 │ .410E+06 │ .410E+06 ║
║ 2.85 │ 939.3 │ -.04 │ .133E+05 │ .421E+06 │ .421E+06 ║
║ 3.31 │ 952.7 │ -.09 │ .138E+05 │ .427E+06 │ .427E+06 ║
║ 3.77 │ 967.5 │ -.30 │ .142E+05 │ .435E+06 │ .435E+06 ║
║ 4.23 │ 985.1 │ -.64 │ .147E+05 │ .448E+06 │ .447E+06 ║
║ 4.68 │ 1008.8 │ -1.20 │ .152E+05 │ .469E+06 │ .467E+06 ║
║ 5.14 │ 1043.7 │ -2.14 │ .159E+05 │ .505E+06 │ .500E+06 ║
║ 5.60 │ 1086.0 │ -3.36 │ .165E+05 │ .559E+06 │ .547E+06 ║
║ 6.06 │ 1122.5 │ -4.29 │ .172E+05 │ .610E+06 │ .589E+06 ║
║ 6.52 │ 1154.8 │ -4.91 │ .178E+05 │ .655E+06 │ .627E+06 ║
║ 6.98 │ 1184.1 │ -5.31 │ .185E+05 │ .697E+06 │ .663E+06 ║
║ 7.44 │ 1209.6 │ -5.50 │ .191E+05 │ .734E+06 │ .697E+06 ║
║ 7.89 │ 1233.2 │ -5.55 │ .197E+05 │ .769E+06 │ .731E+06 ║
║ 8.35 │ 1256.0 │ -5.48 │ .202E+05 │ .805E+06 │ .767E+06 ║
║ 8.81 │ 1278.0 │ -5.30 │ .208E+05 │ .840E+06 │ .804E+06 ║
╚═══════╧══════════╧════════╧══════════╧══════════╧══════════╝
Таблица 2.3
╔════════════════════════════════════════════════════════════╗
║ расчет кривой элементов теоретического чертежа ║
╠════════════════════════════════════════════════════════════╣
║ T - осадка, м ║
║ V - обьёмное водоизмещение, м**3 ║
║ Lwl - длина ватерлинии, м