Деньги Кредит Банки

Денеж-я масса. З-н денеж-го обращения.

1. Понятие ден-ая масса, база, агрегаты.

2. З-н денеж-го обращения.

3. Основ-е макроэк-е показатели денежного обращения в современной Росии.


1.

Кол-во денег, необходимых для обр-я, стало важным, когда они перестали сами себя регулировать, т.е. появ-сь бумажные д-ги.

Денежная масса-вая совокуп-ть покуп-х и платежных средств гос-ва.

В советское время было принято выделить: наличные и безналичные. На западе использ-ся категория «денежные агрегаты» - это сист-ма показателей денеж-го обращения, основанная на разграничении ликвидности денежных активов, каторая в этих агрегатах, убыва-ет с возрастанием порядков-го «№» самого агрегата.

М0 = наличн-е Д-ги в об-нии.

М1 = М0 + средства на расчетных и текущих счетах + вклады до востребования.

М2 = М1 + срочные вклады в Сбербанке и коммерч-е.

М3 = М2 + гос.ценные бумаги.

М4 = + иностра-ая валюта на счетах резидентов.

М5 = + -//- нерезидентов.

М6 =

М7 =


М0 на западе отсутствует, т.к. наличные д-ги состав-ют 5% от всего денеж-го обр-я, а в РФ = 50%.

Нет ср-ва на рассч-х счетах использ-ся чековые вклады вместо вкл-в до востре-я  мелкие вклады до 10 тыс. $.

Вывод: денеж-е агрегаты разделили ден-ги по их ф-ям.

М0 = ср-во обращения.

М1 - + ф-я платежа.

М2 - + ф-я накопления начин-ет чувствоватся.

М3 - + ф-я накопления.

В послед-х - + ф-я мир-х д-г начинает проявл-ся.


Данная методика с трудом адаптируется в современной действит-ти РФ, из-за несоотв-я этой методики дествит-ти. Показатель денеж-я масса замен-ся показателем денеж-я база.

Денежная масса – д-ги в широком смысле слова, а ден. база – узгком.

Ден.база включает:

  1. наличные деньги в обр-ии.

  2. обязат-е резервы коммер-х банков, хранящ-ся в ЦБ.

  3. остатки средств на корреспондентских счетах в ком.банках.

Ден. масса > 800 тр.руб.

Ден.база = 300 тр.руб.

2.

З-н состоит в том, чтобы опр-ть, какое кол-во д-г требуется для норм-го функц-ния эк-ки (гос-ва).

Д-г должно быть столько , чтобы хватало на потребности не больше, не меньше.


Способы реализации з-на:

  1. при золотых деньгах

опр-лось кол-во д-г стихийно, при помощи ф-ции образ-я сокровищ. «Лишние» д-ги оседали в сокровищице и не переполняли каналы денежного обр-я.

  1. при бумаж-х и разменных кред-х д-гах:

кол-во д-г зависило только от величины золотого запаса гос-ва.

  1. неразменные кредитные д-ги (бумажные): кол-во д-г в обр-ии не зависит на прямую не от величины золотого запаса гос-ва, не от выпуска товарной продукции.

Возникает вопрос о критерии достаточности денеж.массы.


Сумма цен.товаров тов.прд.в кредит платежи за товары прод. Взаимопогош.

ранее в кредит платежи

СЦТ – К + П + ВП

К.Д. =-------------------------------------------------------

С

Скорость обр-я д-г


С – кол-во оборотов, соверш-х ден-ой единицей в течении года.


mV = PQ

P – ср.ур-нь цен

m – ден.масса

V – ск-ть обр-я

Q – реальный объем произв-ва, выраж-е в натур-х едини-х.

PQ

m = ---------

V

PQ – простой продукт.

PQ = ВВП или ВНП.


ВВП частное от деления

Д.М =--------- - ВВП на V

V

3.

V – характ-ет интенсивность использования денежной массы.

ВВП

V = --------

Д.М.

Можеть выд-ть ск-ть агрегатов М0 или М2.

ВВП

V =----------

М0

ВВП

V = ---------

М2

В развитых странах (Швеция, Швейцарии, США, Англии, Японии и др.)

Vср=1 об/год

В РФ V = 7-9 об/год.

Факторы под влиян-ем которой в РФ форм-ся такая V:

  • очень увел-я доля М0

  • сосред-е д-ги не в сфере произв-ва, а на фин-х рынках и в торговом секторе (Д-Д’)

  • преобладание на кред-х рынках коротких д-г (краткосрочного характера).

  • Недоверие национ-ой валюте , предпочтение валюты иностр-ой.

  • Отсутствие возможности и необход-ти для накопления (население, предприятия и гос-ва часть д-г отклад-ют).


Коэф.монетиз-ция – обратный V.

1

Км = ---* 100%

V

Ден.масса

Км = --------------*100%

ВВП


Км – означает степень насыщ-ти эк-ки д-гами (обеспеч-ти ден-ми тов-ой массы).

Кмв ср= 100%

В РФ Км = 10-15 %  в реал. Жизни бартер, взаимозачеты или же прод-ция потреб-ся, но не оплачив-ся (энергия, вода, газ).

1917г. Во время фев.рев-ции стали печат-ся бум-ые д-ги, возникло понятие – ден.голод. или демонеторизация эк-ки, т.е. недостаток, вымывание д-г в эк-ке.


Демонет-ция. Осн. Ее черты в РФ:

  1. демон-я возникла как следствие постинф-х процессов, как результат дефляции, как рез-тат борьбы с инф-цией. Подовление жеский контроль за имиссией.

  2. сосредот-ие д-г не в сфере реальной экон-ке, засорение каналов свободного перетока д-г эк-ке.

  3. появление денеж-х суррогатов это все нерыночные формы денег: бартер, взаимозачеты, задолжности, векселя, рассчеты в валютах стран СНГ, в некоторых городах появ-сь явл-я – «местные д-ги».

Вывод: не рыноч-я рос-ая эк-ка порожд-ет не сущ.не в одном гос-ве формы прояв-я экон-х взаимоотношений, мир-ая эк-ка еще не выработала рецептов от такой болезни.


Основы теории кредита.

  1. Сущ-ть ф-ции и роль кредита.

  2. Осн-е формы и виды кред-та.

  3. Кредитная политика.

  4. Кредитная система.

1.

Кредит – истор-й предш-к – ростовщ-й капитал, кред-е отн-я возн-ли с развитием обмена. Так, в рез-те расшир-я обмена появ-сь векселя. Деннежно-кред-е отн-я зарожд-сь с помощью монаст-ей, храмов, + менял.

Возможность и необходимость сущ-я кредитов обусл-ся тем, что на одном полюсе появ-сь денежные средства, а на др.- потребность.

Кред-я сделка и удовлет-ет интересы обоих сторон. Кред-ые отн-я оформ-ся, как правило, с помо-ю векселя или кред-го договора. В кред-ом договоре указ-ся основ-е параметры этой сделки:

  • точное указание заемщика и кредитора

  • -//- суммы, срока платы за пользование кред-ми услугами

  • особые условия.

Кредит – Движение ссудного капитала. Ссуд-й капитал – денежный капитал, отданный в ссуду на условиях платности, срочности, возвратности.

Сущность кредита закл. в том, что в результате кред-х отн-ий перераспределяется раннее созданная стоимость.

Функции кредита:

  1. перераспределительная

  2. экон-ии издержек денеж-го обращения, отпадает надобность в большом кол-ве наличных денег одновременно, сразу, т.к. есть отсрочка платежа.

  3. ф-я удовлет-я потребностей населения

  4. контр-ая: если в кред-ом договоре зафиксир-на эта ф-ция (н-р, указание в договоре целевого назначения).

Роль:

+ 1. способ-т развитию производственных сил общ-ва

а) он обеспечит непрерывный характер общ-го воспроизв-ва.

б) делает возможным развитие сезонных отраслей (произв-в), Н-р, сх-во, добыв-

щие и др.

в) обеспеч-т развитие малого и среднего бизнеса.

2. обеспе-т переток денеж-х средств из отраслей с низкой нормой доходности в отрасли или сферы с высокой нормой доходности, или в те сферы, гдепримен-е данных ден-х средств целесообр-но с т.з. гос-х интересов.

- 1. если в рез-те кред-х отн-ий ухудшается матер-ое положение одной или обоих сторон.

1 аспект-непредвид-ые обсточт-ва (н-р, август 98г.)

2 аспект- кред-ая дискрим-я (н-р, по параметрам - %т, способы возврата).

2.

Формы

  1. коммер-ий

  2. банковский

  3. гос-ый

Коммкр-ий-пред-ся в виде отсрочки платежа за купленные товары или оказ-ые услуги, оформ-ся обычно векселем или др.договором (н-р, договор плановых поставок, реализации и т.д.)

Гл. Особ-ть – пре-т в товарной форме, а погаш-ся в денеж-ой.

Банковский – денеж-ые ссуды, которые банки пред-ют на услов-ях платности, срочности и возвратности.

Гос-ный : - 1 знач-е – гос-во – кредитор

-2 знач-е – гос-во заемщик, часто называют – гос-й долг, этот долг реализ-ся с помощью гос-х ценных бумаг. Осн-ая масса гос-х ценных бумаг сост-ет величину гос.долга. Эммитент – мин.фин. Большинство гос. цен.бумаг сущ. в безналичной, бездокумент-ой форме, на счетах Депо на них отр-ся сколько бумаг какого выпуска. Цель выпуска – пополнение гос.бюджета. Осн. Инвестор – самые богатые участники рынка: ком.банки, др.небан-е организации, фин.компании, инвестиц-ые и прочие юрид-е и даже физ-ие (с 98г.) лица.

Гос.кредит осущ-ся в большенистве стран с помощью фин-ой пирамиды (изобретение 18в. В первые во Франции Дж.Локком). Сущ-ть – бумаги приносят доход своим держателям, а %-ты формир-ся из бумаг послед-х выпусков, т.е. из их стоимости.


----------

98г. -------------- постепенно сумма=0

------------------- В 98г.-посто-но точка окончания пирамиды начатой в 94г.

-----------------------

----------------------------

--------------------------------


Классиф-я:

  • по категор-ии заемщиков

- физич-е лица

а)ссуды на неотложные нужды

б) -//- на жилищ-е строит-во

в) -//- образов-е

- юрид.лица

а) кредит на цели, которые форм-ся, выявл-ся, возник-т в процессе деят-ти любого предпр-я.

- по целев-му назн-ю

а) для пополнения обороьных средств, приобр-ие комплекс-х, полуфабрикатов идр.

б)приобр-ие основ-х фондов

в) на кап-ое строительство

г) проведение текущего или планового ремонта

д) для осущ-я торгово-закупочной деятельности

- по срокам

а) крадкосрочные (до 1г.)

б) среднесрочные (1-10)

в) долгосрочные (более 10)

- по способу обесп-я возврат-ти

а) залог

б) страхование

в) поручит-во или гарантии

г) цессия, т.е. переуступка прав требов-я

- по степени обесп-я

а) обеспеч-ые

б) необеспеч-ые (выдаются самым надежным заемщикам, как правило в виде откр-ой кредит-й линии

- по срочности

  1. с точным указ-ем

  2. онкольные – по требованию ссуды

3.

Креди-ая политика – совок-ть меропр-я гос-ва, в конкретный момент времени, направленная на расширение или уменьш-ие объемов кредит-я в стране. Расшире-е кред-ой деят-ти носит назв-е – кред-ая деят-ти носит назв-е – кредит-я экспансия, а сужение, уменьшен-е – рестракция.

Факторы, от которых зависит выбор такого или иного вида деятельности:

  1. стадии эк-го цикла, в которой наход-ся нац-ая эк-ка.

  2. ур-вень и динамика инфл-ых процессов.

  3. кол-ый и качественный состав денеж-ой массы.

  4. ур-нь безработицы.

  5. валютный курс

  6. возможность получения инвестиций, как внутри, так и за рубежом.

  7. наличие тенд-ий накопления.

  8. конъюктурные факторы (изменчивые, сиюминутные)

4.

Кредит-я система – совок-ть кред-но-финансо-х институтов и отношений, возник-х в процессе формирования распред-я и использ-я кредитных ресурсов страны.

Состав: 1 часть – банковская система

2 часть – парабанковская, т.е. небанковская.

Небанковская часть имеет схожую, но неодин-ую структуру в разных странах. Осн-ми струк-ми явл-ся след-щие:

1 сектор – страховой, разделить риск невозврата кредита.

2 сектор – интестиц-ый: инвест-е компании, фонды, банки.(портф-е_

3 – внебюджетные фонды (н-р, пенсион-е).

4 – финансово-промыш-ые группы.

5 – общ-ва и товарищ-ва мелкого (ломбард) и среднего кредита.

Центральный банк

  1. ЦБ – центральное звено кредитной системы.

  2. Функ-ции ЦБ.

1.

Банковская система РФ явл-ся двухярусной, т.е. 1 ур-нь – ЦБ, 2 ур-нь – коммерч-е банки. Двухярусный назыв-ся такая банковская система, в которой ьанки второго порядка хранят свои обяз-ые резервы в банке (банках) первого порядка. ЦБ явл-ся един-ым гарантом сущест-я бумажно-денежного обращ-я, он от имени правительства (гос-ва) осущ-ть выпуск доверит-х д-г – банкнот. ЦБ возник-ли неск-ими возм-ми спос-ми:

  1. эволюц-ый, при котором ЦБ оформ-ся в рез-те выдел-я из наиб-ее крупных, надежных банков (н-р, банк Англии 1694г. Основ-я)

  2. ЦБ сразу учережд-ся как таковай (П-р, гос.банк, Рос.империи – 1863г. Осн-я)

  3. П-р, фед-я резерв-я систем-а США – обр-я в 1912г., включает 13 эммис-х банков , которые в совокупности выпол-т ф-цию единого ЦБ)

  4. национ-е банки молод=х гос-в, освоб-хся от колон-й завис-ти Анг.,Франции идр. В этих сранах уже сущ-ие ЦБ, как правило, поменяли название, а сущ-ть осталась.

+ история банка России

2.

Осн-ой з-н который опр-ет сущ-ие банка в стране – «Фед-й з-н о банке Рос-и» от 12 апр.1995г.

Функции:

1.эмиссионная (моноп-ая ф-я)

эмиссия-письменное разрешение расчетно-кассового центра ЦБ на выпуск в обращение опр-ой порции, партии наличных банкнот.

Изъятие излишней денеж-ой массы – это операция обрат-я эмисия.

Эмиссион-й доход – это разница м/д нариц-й стоимостью банкнот и их себестоимостью, эм. Доход в размере 100% присваивается гос-вом.

Несмотря на бурное развитие новейших форм д-г банкнотная эмиссия остает-ся основой всего денеж-го обр-я в стране.

  1. ЦБ –гл. банк банков:

а) выд-ет лицензии кредит-ым организ-ям на осущ-е эксклюзивно и регистр-ет кред-е орган-ции. Кроме банк-х в стране сущ-ют небан-е кред-е орг-ции (НКО).

б) устан-т обяз-е экон-е норм-вы по которым все банки будут осущ-ть свою деятельность.

в) орг-ет систему рефинансирования ком-х банков (т.е. они финансир-ет своих клиентов – кредитование).

д) хранит обяз-ые резервы ком-х банков

е) отзыв-т лицензии банков, невыпол-х устан-ые нормативы.

  1. ЦБ – гл-й банкир фин-й агент и консультант правит-ва.

Банкир-ведение счетов правит-х орган-й (мин-ые, ведомственные счета)

Фин.агент – фин.посредник , брокер, диллер, т.е. ЦБ выполняет на рынке гос.цен-х бумаг ф-ю агента по размещению этих гос-х ценных бумаг на первичном рынке.

Консультант –ЦБ совместно с прав-вом (мин.эк-ки, минфин, мин.эк-ого развития) вырабат-т единую гос-ую денежно-кред-ую политику.

ЦБ не подчиняется правительству, он подотчетен лишь президенту и совету федерации, т.е снять первое лицо ЦБ может снять президент.

ЦБ не отвечает по обязательствам правительства равно как и прав-во не отвеч-ет по обязат-вам ЦБ. ЦБ – самост-е юрид-е лицо, проводит самост-ю политику, но он ее не согласовывает.

4. ЦБ - гл.хранитель золото-валютн-х резервов страны, но не единств-й (ком.банки с 1997 вып-ет практич-ки все операции с драгоценными Ме : покуп-ть у населения, др.банков, прод-ть населению, др.ком.банкам и ЦБ).

  1. Единая гос-я кредитно-денежная политика – это совокупность мероприятий, напрвленных на повышения покуп-ой способности нац.денежной единицы и без перебойной системы расчет-ой в стране.

3.

Денежно-кредитная политика направлена на регул-ие кол-ва д-г в обращении, поэтому для нее хар-ны не прямые, а косвенные методы, т.е Цбпрямо не опр-ет размер эмиссии наличных д-г жестко одной цифры. Но осущ-т мероприятия, которые побужд-т измен-ся в нужном направлении эмиссионные процессы. Сущ-т единые (общие) и выборочные мет-ды.

Общие м-ды получили наз-ие – инструменты ден.-кредит-ой политики:

  1. учетная (%-я) политика

  2. резервная политика

  3. операции на открытом рынке

  4. таргетирование

  5. валютные (девизные) интервенция

Процентная политика

Это политика измен-я официальных %-х ставок банка России:

а) ставка рефенансир-я

б) по ломбардным кредитам

в) по депозитам банка России

г) по операциям РЕПО


а) ст.рефен-я – это гл.ставка в стране осно-ая офиц-я ставка ЦБ, это плата ком-х банков за пользование кредитными ресурсами ЦБ. Подобные ставки – учетные ставки – сущ-т во всех ЦБ, так сред-е учет-я ставка в развитых странах = 5%, в нашей стране –25% (в 94-95 –240%) сейчас в сша – 2,5, а инфл-ция 3,5, норма накопления в США сведена к «0».П-р, 30% измен-ся на 7%-х пункта, по з-ну можно на 10% даже.

Кр.экспансия 30%-7%=23%, т.е кредиты становятся более доступными(дешевые «деньги», дорогие «деньги»-на языке монетаристов), денеж-я масса.

Кр. Рестрикц-ия 30%+7%=375. денежная масса падает в следствии кредитной политики.

Остальные виды ставок России измен-ся аналог-м образом.

б) ломбард-е кредиты. Которые выд-ся ЦБ ком-иим банкам под залог гос-х ценных бумаг, золота и др.драг. металлов. др. ценных бумаг тех. которые допущены ьыть предметом залога.

в) депозиты в ЦБ – это вклады разрешенные ком-ым банкам на короткий срок (до 30 дней). Цель – увеличение своей платежеспасобности. устойчивости.

Резервная политика

Обяз-ые резервы ком.банка образуются из средств. Привлеч-х ком.банком в процессе своей деят-ти. Т.е средства помещ-е на текущее счета. Депозиты разной срочности.+ средства по корреспондентским счетам. Которые банки держат друг у друга. Обяз.резервы персчит-ся в к.каждого месяца по ср.арифм-ой и измен-я отраж-ся на резерв-м счете данного банка в ЦБ. Этиобязат-е резервы явл-ся не прикосновен-ми хранятся до банктротства, не прин-т %-та. Обяз-е резервы исп-ся во всез банк-х системах. Отлич-ся лишь величиной 5-та. Впервые в 1913г.они появились при образ-ии федер-й резервной системы США потому чтов основу был положен этот принципом.мин-е (обяз-е)резервы выпол-т две ф-ции:

  1. обеспечение мин-го уровня ликвид-ти всей банк-й системы, т.е. платежеспособ-ти по своим обяз-вам. Страховая ф-ция

  2. регулир-е кол-ва денег в обращении; измен-я норму резерв-я в ту или иную сторону, ЦБ монипулирует кол-вом денег в обращении. Максимальная величина в РФ соства-т 20%. Сегодня норма резерв-я по счетам юрид.лица рублевых и валютных – 10%, а физическ-х по рублям – 7%, валюте-10%.

Кредитная экспансия 15%-5%,Дм увелич.

Кредит-я рестрикация 5%-55, Дм уменьш.

Механизм объясняющий изм-е кол-ва денег в зависимости от объемов выдаваемых кредитов назыв.денежно-кредитная мультипл-ей(множитель), а показатель который характеризует это явление наз.мультипликатор. вычисляется:


1

Км=------*100%, n –норма резервир-я

n

В современ-х российс-х условиях влияние данного инстр-та несколько опосред-новременным латом, т.е должно пройти время, прежде чем этот инстру-т заработ-т.

Операции на открытом рынке (ООР)

ООР опрерации с гос.ценными бумагами (облигациями) на открытом (или же вторичном) рынке.

ЦБ явл.фин.агентом правит-ва, размещ-т на первичном рынке гос.цен.бумаг, после размещения начинается свободная купля-продажа на вторичном рынке. Осн.св-ва:

  1. цена, 2. доходность.

Манипул-я с этим показат-ми ЦБ (совместно с минфином, прав-ом) побуждают ком.банки либо продавать (сбрасывать). Если ком.банк покуп-ет ц.б-ги, то объем свободных денежных средств уменьшается, уменьшается его кредит-ть, в результате меньше выдает кредитов, ссуд, и наоборот, увеличение кредит-тью, при сбрасывании. Этот механизм явл.одним из самых популярных, т.к. самый эффективный, действ-й, основанные на быстроте (временный лаг практически отсутствует). Гос. ц.бумаги обладают нулевым риском, все активы ком.банка классиф-ны по степени зависим-ти от степени риска.

Таргитирование

(target- цель, мишень)

устан-е коли-ых, целевых ориентиров роста денеж-й массы; это не показатель который должен обязат-но достигнут.

Ден.масса сейчас ориенти-ся на измен-я ВВП и прирост ДМ устанавливается в размере 3% от прироста ВВП (чем увел. Товара, тем больше нужно денег). Этот метод разработан в н.70-х гг.,ччекагской неоклассической школы и взят на вооружение в большинстве развитых экон-х стран. Около 10 лет этот метод исп. После чего многие страны отказались от него, т.к. на приктике суть этого метода к подгонке темпов роста денежной массы под заф-ую «вилку»(размах). Сейчас исп.др. инфляционное(таргетир-е), при котором темпы роста ден.массы, коррект-ся в зависимости от темпов прироста инф-ции. Пока в стране этот вид тарг-я не получил расп-е, т.к. в РФ отсутствует настоящая рыночная среда.

Валютные интервенции

Это состав-я часть валютной или дивизной политика гос-ва.валютная политика направлена на регул-е курса национ-й ден.единице, ЦБ может проводить либо активную либо пассивную.Сейчас проводит активную.

Суть политики: установление валютного курса рубля осущ.рыночным путем в соответствии с объемами спроса и предложения на иностранную и национальную валюту. Офиц-й курс рубля РФ уст-ся на торгах на Моск-й Межбанк-й малютной бирже (ММВБ)., единая торговая сессия (ЕТС).

На торгах две группы участ-в:

  1. поставщики валюты

  2. покупатели

Они подают заявки : сколько и по какому курсу они хотели бы приобрести. В случае, если предложения иностр-й валюты увел.спрос на нее, то ЦБ выступает в качестве покупателя «излишней» валюты. Для этого