Международные корпорации и их роль в мировой экономике
и 25,6% занятых. Крупнейшими американскими компаниями по объему зарубежных активов являются Дженерал Электрик, Форд Моторз, Дженерал Моторз, Эксон Корпорейшен и ИБМ.17 мест в 100 крупнейших ТНК мира занимают японские компании с совокупным зарубежными активами в 15,7%, объемом зарубежных продаж в 22,8%, и числом занятых в зарубежных филиалах — 10,7% от соответствующих показателей 100 ТНК.
Европейским МК принадлежит 45 мест в этом списке, в том числе Франция представлена 13, Германия и Великобритания — 11 ТНК. Совокупные европейские активы европейских компаний составляют 40,1%, зарубежные продажи — 41,8%, а число занятых в зарубежных филиалах 51,4% от соответствующих показателей 100 ТНК.
Таблица 1
Отраслевая структура 100 ведущих ТНК мира, согласно данным ЮНКТАД, выглядит следующим образом:
— химико-фармацевтическая промышленность (21 ТНК);
— электронная и электротехническая промышленность (18 ТНК);
— автомобилестроение (14 ТНК);
— нефтедобыча и нефтепереработка (13 ТНК);
— производство напитков и продуктов питания (9 ТНК);
— диверсифицированная отраслевая структура (7 ТНК).
Таблица 2
Распределение международных корпораций в их зарубежных филиалов по группам стран в 1996 году
Регион/страна | Кол-во родительских компаний в регионе | Кол-во размещенных в регионе филиалов |
Промышленно развитые страны Развитые страны Страны с переходной экономикой: в т.ч. Россия Весь мир |
34353
3788
400 ------ 38451 |
93311 101139 55000 7793 251450 |
Дальнейшие инвестиционные планы первой сотни ТНК предполагают существенный рост ПИИ (как и капиталовложений вообще), что основано на хороших перспективах экономического роста в странах, выступающих основными получателями иностранных инвестиций (в числе последних все чаще фигурируют развивающиеся страны).
Международные компании из развивающихся стран возникли достаточно давно, но их активная деятельность началась лишь в последнее время. Наиболее заметными в мировой экономике являются ТНК НИСов Юго-Восточной Азии, ряда государств Латинской Америки (Аргентины, Бразилии, Мексики, Колумбии, Венесуэлы, Чили), наиболее крупных государств Южной Азии (Индии, Пакистана) и некоторых стран Ближнего Востока. Особенностью деятельности ТНК развивающихся стран является размещение их филиалов в других развивающихся странах своего и близлежащих регионов. Постепенно сфера их деятельности распространяется на другие регионы мировой экономики, включая и промышленно развитые страны. В Бразилии, КНР, Южной Корее и Тайване объемы прямых иностранных инвестиций в развитые страны их национальных ТНК превысил уже 50%. В число ведущих 50 ТНК развивающихся стран входят «Дэу» (Южная Корея), «Семекс» (Мексика), «Криэй-тивтекнолоджи» (Сингапур), «Чина Интернейшнл Траст энд Корпорейшн» (Китай).
В странах с переходной экономикой также идет активный процесс становления ТНК на базе национальных финансово-промышленных групп. Лидерами процесса транснационализации стали Хорватия, Чехия, Словакия и Венгрия.
Транснационализации подвергнута деятельность не только промышленных компаний, но и компаний, оперирующих в сфере услуг. В международном кредите господствуют 50 транснациональных банков, в страховых операциях — 30 ведущих компаний, в рекламном деле — 20 ведущих мировых агентств, в воздушных перевозках — 25 международных авиатранспортных компаний.
Транснациональные банки (ТНБ), которые в основном сформировались на базе крупнейших коммерческих банков промышленно развитых стран, господствуют на национальных и международных финансовых рынках. Совокупные валютные резервы ТНБ в несколько раз больше, чем резервы всех центральных банков мира, вместе взятых. Перемещение 1-2% массы денег, находящихся в частном секторе, вполне способны изменить взаимный паритет любых двух национальных валют. Крупнейшие ТНБ мира по размеру активов представлены в табл. 5.3.
По масштабам зарубежного инвестирования лидируют МК, базирующиеся в США, Великобритании,
Таблица.3
Крупнейшие транснациональные банки мира по размеру
активов (по состоянию на май 1999 г. в млрд долл.)
№ | Название банка | Страна | Активы |
1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. | Industrial Bank of Japan Dai-Ichi Kangyo Bank Fuji Bank Deutshe Bank Bankers Trust UBS Citigroup Bank America Corp. Bank of Tokyo - Mitsubishi ABN Amro HSBC Holdings Credit Suisse Group Credit Agricole Group |
Япония Германия Швейцария США США Япония Голландия Великобритания Швейцария Франция |
1241,0 732,5 668,6 617,7 598,7 504,1 484,6 474,0 457,0 |
См.: ВИКИ. 1999. № 78. С. 16.
Франции и Австралии (в порядке убывания). Наиболее привлекательными для иностранных инвестиций были фактически те же страны — США, Великобритания, а также ФРГ.
Активная производственная, инвестиционная, торговая деятельность МК позволяет им выполнять функцию международного регулятора производства и распределения продукции и быть важным определяющим фактором в позиции той или иной страны в системе международного разделения труда и мирохозяйственных связей.
Внедрившись в экономику развивающихся стран, МБ
захватывают ведущие позиции в основных отраслях экономики. Так, они контролируют 40% всего промышленного производства развивающихся стран и 50% их внешней торговли. При этом норма прибыли на ПЗИ (прямых зарубежных ивестициях) в развивающихся странах в среднем в 2 раза превышает соответствующий показатель в промышленно развитых странах.
В сферу своей деятельности международные корпорации втягивают множество местных компаний, в том числе малых и средних, что ведет к усилению зависимости предприятий малого бизнеса от международных корпораций, которая все чаще складывается на базе прямых функциональных связей, т.е. на основе специализации, кооперирования, организации сбыта продукции, передаче «ноу-хау» и т.п.
Несмотря на то, что оказание экономической помощи не является целью деятельности международных корпораций в развивающихся странах, тем не менее объективно они способствуют развитию промышленности, изменяют структуру народного хозяйства и тем самым частично модернизируют участие этих государств в международных экономических отношениях и МРТ.
Последствия функционирования международных корпораций на территории развивающихся стран можно разделить на положительные и отрицательные. К первым относятся:
— распространение достижений НТП на периферийную зону мирового хозяйства;
— выделение денежных и технических средств для модернизации местных отраслей промышленности;
— создание новых рабочих мест и повышение уровня занятости местного населения;
— более высокий уровень заработной платы и социального обеспечения занятых в филиалах меж дународных корпораций;
— повышение квалификации национальных кадров, так называемый «обучающий эффект»;
— способствуют включению местных производителей в процессы МРТ.
К отрицательным последствиям присутствия международных корпораций в развивающихся странах можно отнести:
— подавление своей мощью местных фирм;
— установление монопольных цен;
— нарушение государственных законов страны при • сутствия в виде укрытия доходов от налогообложения путем перекачивания их из одной странь. в другую;
— загрязнение своим производством окружающей среды в стране присутствия;
— дестабилизацию ситуации на рынке труда за счет того, что заработная плата работников филиалов МК превышает заработную плату работников местных фирм;
— возможность оказания влияния на политику правительства данной страны.
Международные корпорации» функционирующие на территории промышяенно развитых стран, также оказывают все возрастающее влияние на экономику и политику атих государств.
Серьезным позитивным результатом деятельности международных корпораций в промышленно развитых странах является то, что они в значительной степени определяют динамику, структуру и географические приоритеты внешнеэкономических связей страны;
обеспечивают 20% всей занятости индустриально развитых стран; создают конкурентную среду для местных компаний и тем самым способствуют ускорению экономического прогресса страны. Негативные последствия деятельности ТНК в индустриальных странах приводят к аналогичным последствиям и в развивающихся странах.
Итак, можно выделить несколько основных направлений влияния ТНК на мировую экономику.
1. ТНК во многом определяют динамику и структуру, уровень конкурентоспособности на мировом рынке товаров и услуг.
2. ТНК контролируют международное движение капитала и прямых иностранных инвестиций. Они являются основными инвесторами в развивающиеся страны и активно влияют на уровень их экономического развития, сочетая это с обширными сферами влияния в развитых странах. Это означает, что современные ТНК способны влиять на уровень экономического развития целых регионов.
3. ТНК играют огромную роль в создании и передаче технологии и знаний, концентрируя НИОКР в своих научных центрах. В силу производственных и финансовых возможностей именно они сосредоточивают в своих руках наиболее наукоемкие производства. Они же разрабатывают новейшие виды продукции с наиболее востребованными потребительскими свойствами, тем самым способствуя процессу технологического развития производства.
4. Международные корпорации являются важнейшим фактором международной трудовой миграции, способствуя распространению профессиональных знаний, процессу обмена опытом между сотрудниками из разных стран и движению рабочей силы вслед за ПЗИ. Тем самым создается международный рынок труда, для которого характерны процессы конвергенции профессиональной подготовки персонала.
Таким образом, ТНК являются движущей силой нескольких ключевых процессов современной мировой экономики. Они оказывают положительное влияние на экономики различных стран и регионов, способствуют в них развитию производственных, научных и технологических связей между предприятиями. ТНК играют определяющую роль в процессе международной конкуренции, сотрудничая и соперничая друг с другом, а также с малым и средним бизнесом.
3. Современные стратегические модели международных корпорацийСтратегия корпорации — это способ осуществления ее целей в меняющихся рыночных условиях. На рис. 2 изображена классификация стратегий международных корпораций в авторском представлении А.Г. Мовсесяна.
Для реализации своих стратегий международные корпорации используют различные модели инвестирования:
—инвестирование с «нуля»;
— трансплантации;
— стратегические альянсы;
— международные слияния и приобретения;
— международные переплетения.
Инвестирование с «нуля» означает создание за рубежом полностью нового предприятия. До 80-х годов было самой распространенной формой инвестирования.
Рис. 2 Классификация стратегий корпораций
Трансплантации — вынесение в принимающую страну отдельных производств (чаще всего сборочных). Первыми в мировой практике применили эту стратегическую модель японские и южнокорейские автомобилестроительные ТНК. Сегодня для немецких и итальянских фирм заводы Чехии, Польши, Венгрии также стали сборочными цехами для последующего реэкспорта в ЕС.
Стратегические альянсы — разного рода гибкие межфирменные союзы, создаваемые для совместного решения ориентированных на глобальный рынок конкурентных задач в той или иной области, но позволяющие продолжать соперничество в других сферах.
В качестве конкретных целей создания стратегических альянсов можно выделить следующие сгруппированные по нескольким основным позициям:
1) технологические альянсы, предполагающие международное сотрудничество фирм в сфере НИОКР, — 37,7% межфирменных коалиций;
2) соглашения о совместном производстве (23,3%). Многие из производственных альянсов ориентируются на достижение экономии на масштабах производства. При этом в одних случаях фирмы могут стремиться к объединению усилий тех или иных звеньев производственной цепочки при сохранении полной независимости во всех остальных операциях, а в других — создавать совместные предприятия;
3) соглашения в области сбыта (7,9%). Главное целевое назначение сбытовых альянсов состоит не в устранении или ограничении взаимной конкуренции участников, а во взаимном предоставлении доступа к сбытовым сетям друг друга на стратегических рынках.
Стратегические семьи являются обобщающей формой предпринимательства фирм, которые не конкурируют друг с другом, имеют взаимодополняющую стратегию, зависят друг от друга в процессе достижения успеха на рынке.
В качестве примеров стратегических семей можно привести отношения ^заказчик-поставщик» и связи между производящими компаниями и обслуживающими их банками.
В стратегических системах кооперируется большое число предприятий (производящие компании, торговые фирмы, банки) на базе долгосрочной совместной работы, создаются общие условия кооперации и регулирования и через одну компанию.
Международные слияния и приобретения (М & А) как форма международного предпринимательства имеет в современных условиях возрастающее значение.
Количество международных слияний компаний, составившее в 1997 году сумму в 342 млрд долл., еще больше увеличилось в 1998 году. На этот вид инвестиций в 1998-1999 годах пришлась большая часть инвестиций в развитые страны.
По оценкам экспертов ЮНКТАД, благодаря слияниям компаний к 2010 году в ряде отраслей мировой промышленности число игроков может резко сократиться. Например, автомобильный рынок, где сейчас насчитывается 15 основных производителей, может оказаться во власти 5-10 компаний. На рынке фармацевтической продукции уже сейчас семь крупнейших ТНК с продажами более 10 млрд долл. каждая контролируют почти четверть этого 300-миллиардного рынка.
В 1998 году резко возросло количество крупных слияний на сумму свыше 1 млрд долл. В 1997 году стоимость 58 таких сделок составила 161 млрд долл. Одной из крупнейших сделок 1997 года на сумму более 18 млрд долл. было приобретение швейцарской Zurich Versicherungs GmbH английской табачной компании ВАТ Industries. Большинство остальных крупных приобретений пришлось на сферы финансовых услуг, страхования, химической и фармацевтической промышленности, связи и средств массовой информации.
Слияния 1998 года установили новые рекорды. Ряд слияний в нефтяных компаниях, таких как Total с Petrofina на сумму 39 млрд долл., British Petroleum с Amoco на сумму 50 млрд долл., а теперь еще и Еххоп с Mobil на сумму 80 млрд долл., существенно увеличили долю инвестиций путем слияния в общем объеме инвестиций этого года. Слияния в сфере финансов также поразили своими масштабами — 72 млрд долл. стоило одно только слияние Citibank и Travelers Group.
Важная целевая установка компании по слиянию и приобретению — ориентация на сбыт. Покупка компании может пониматься как стратегия выхода на рынок. В противоположность созданию новой дочерней фирмы на зарубежных рынках преимущества покупки определенной компании состоят в том, что существующие структуры, сети, оборудование в сфере сбыта, производства, поставок могут быть заимствованы.
Обзор движущих сил слияния компаний и приобретений в 90-е годы приведен в табл. 4.
Международная деятельность по покупке и поглощению проводится с целью формирования глобальной структуры конкуренции. Скупка конкурентов может иметь своим следствием урегулирование рынка или усиление собственной