Международные корпорации и их роль в мировой экономике

и 25,6% занятых. Крупнейшими амери­канскими компаниями по объему зарубежных активов являются Дженерал Электрик, Форд Моторз, Джене­рал Моторз, Эксон Корпорейшен и ИБМ.

17 мест в 100 крупнейших ТНК мира занимают японские компании с совокупным зарубежными ак­тивами в 15,7%, объемом зарубежных продаж в 22,8%, и числом занятых в зарубежных филиалах — 10,7% от соответствующих показателей 100 ТНК.

Европейским МК принадлежит 45 мест в этом спис­ке, в том числе Франция представлена 13, Германия и Великобритания — 11 ТНК. Совокупные европейс­кие активы европейских компаний составляют 40,1%, зарубежные продажи — 41,8%, а число занятых в зарубежных филиалах 51,4% от соответствующих по­казателей 100 ТНК.

Таблица 1

Отраслевая структура 100 ведущих ТНК мира, согласно данным ЮНКТАД, выглядит следующим об­разом:

— химико-фармацевтическая промышленность (21 ТНК);

— электронная и электротехническая промышлен­ность (18 ТНК);

— автомобилестроение (14 ТНК);

— нефтедобыча и нефтепереработка (13 ТНК);

— производство напитков и продуктов питания (9 ТНК);

— диверсифицированная отраслевая структура (7 ТНК).


Таблица 2

Распределение международных корпораций в их зарубежных филиалов по группам стран в 1996 году

Регион/страна Кол-во родительских компаний в регионе Кол-во размещенных в регионе филиалов

Промышленно развитые страны Развитые страны Страны с переходной экономикой:

в т.ч. Россия

 Весь мир

34353 3788

400  ------            38451

93311

101139

55000 7793 251450

Дальнейшие инвестиционные планы первой сотни ТНК предполагают существенный рост ПИИ (как и капиталовложений вообще), что основано на хороших перспективах экономического роста в странах, вы­ступающих основными получателями иностранных ин­вестиций (в числе последних все чаще фигурируют развивающиеся страны).

Международные компании из развивающихся стран возникли достаточно давно, но их активная деятельность началась лишь в последнее время. Наи­более заметными в мировой экономике являются ТНК НИСов Юго-Восточной Азии, ряда государств Латин­ской Америки (Аргентины, Бразилии, Мексики, Ко­лумбии, Венесуэлы, Чили), наиболее крупных госу­дарств Южной Азии (Индии, Пакистана) и некоторых стран Ближнего Востока. Особенностью деятельности ТНК развивающихся стран является размещение их филиалов в других развивающихся странах своего и близлежащих регионов. Постепенно сфера их деятель­ности распространяется на другие регионы мировой экономики, включая и промышленно развитые стра­ны. В Бразилии, КНР, Южной Корее и Тайване объе­мы прямых иностранных инвестиций в развитые стра­ны их национальных ТНК превысил уже 50%. В чис­ло ведущих 50 ТНК развивающихся стран входят «Дэу» (Южная Корея), «Семекс» (Мексика), «Криэй-тивтекнолоджи» (Сингапур), «Чина Интернейшнл Траст энд Корпорейшн» (Китай).

В странах с переходной экономикой также идет активный процесс становления ТНК на базе наци­ональных финансово-промышленных групп. Лидерами процесса транснационализации стали Хорватия, Че­хия, Словакия и Венгрия.

Транснационализации подвергнута деятельность не только промышленных компаний, но и компаний, опе­рирующих в сфере услуг. В международном кредите господствуют 50 транснациональных банков, в страхо­вых операциях — 30 ведущих компаний, в рекламном деле — 20 ведущих мировых агентств, в воздушных перевозках — 25 международных авиатранспортных компаний.

Транснациональные банки (ТНБ), которые в основ­ном сформировались на базе крупнейших коммерчес­ких банков промышленно развитых стран, господству­ют на национальных и международных финансовых рынках. Совокупные валютные резервы ТНБ в не­сколько раз больше, чем резервы всех центральных банков мира, вместе взятых. Перемещение 1-2% мас­сы денег, находящихся в частном секторе, вполне спо­собны изменить взаимный паритет любых двух наци­ональных валют. Крупнейшие ТНБ мира по размеру активов представлены в табл. 5.3.

По масштабам зарубежного инвестирования ли­дируют МК, базирующиеся в США, Великобритании,

Таблица.3

Крупнейшие транснациональные банки мира по размеру

активов (по состоянию на май 1999 г. в млрд долл.)

Название банка Страна Активы
1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. Industrial Bank of Japan Dai-Ichi Kangyo Bank Fuji Bank Deutshe Bank Bankers Trust UBS Citigroup Bank America Corp. Bank of Tokyo - Mitsubishi ABN Amro HSBC Holdings Credit Suisse Group Credit Agricole Group

Япония

Германия Швейцария

США

США

Япония Голландия Великобритания Швейцария Франция

1241,0 732,5 668,6 617,7 598,7 504,1 484,6  474,0 457,0

См.: ВИКИ. 1999. № 78. С. 16.

Франции и Австралии (в порядке убывания). Наи­более привлекательными для иностранных инвестиций были фактически те же страны — США, Великобри­тания, а также ФРГ.

Активная производственная, инвестиционная, тор­говая деятельность МК позволяет им выполнять фун­кцию международного регулятора производства и рас­пределения продукции и быть важным определяющим фактором в позиции той или иной страны в системе международного разделения труда и мирохозяйствен­ных связей.

Внедрившись в экономику развивающихся стран, МБ

захватывают ведущие позиции в основных отраслях эко­номики. Так, они контролируют 40% всего промыш­ленного производства развивающихся стран и 50% их внешней торговли. При этом норма прибыли на ПЗИ (прямых зарубежных ивестициях) в развивающих­ся странах в среднем в 2 раза превышает соответству­ющий показатель в промышленно развитых странах.

В сферу своей деятельности международные корпо­рации втягивают множество местных компаний, в том числе малых и средних, что ведет к усилению зави­симости предприятий малого бизнеса от международных корпораций, которая все чаще складывается на базе прямых функциональных связей, т.е. на основе специализации, кооперирования, организации сбыта продукции, передаче «ноу-хау» и т.п.

Несмотря на то, что оказание экономической помо­щи не является целью деятельности международных корпораций в развивающихся странах, тем не менее объективно они способствуют развитию промышленно­сти, изменяют структуру народного хозяйства и тем самым частично модернизируют участие этих государств в международных экономических отношениях и МРТ.

Последствия функционирования международных кор­пораций на территории развивающихся стран можно разделить на положительные и отрицательные. К пер­вым относятся:

— распространение достижений НТП на периферий­ную зону мирового хозяйства;

— выделение денежных и технических средств для модернизации местных отраслей промышленности;

— создание новых рабочих мест и повышение уров­ня занятости местного населения;

— более высокий уровень заработной платы и соци­ального обеспечения занятых в филиалах меж дународных корпораций;

— повышение квалификации национальных кадров, так называемый «обучающий эффект»;

— способствуют включению местных производите­лей в процессы МРТ.

К отрицательным последствиям присутствия меж­дународных корпораций в развивающихся странах можно отнести:

— подавление своей мощью местных фирм;

— установление монопольных цен;

— нарушение государственных законов страны при • сутствия в виде укрытия доходов от налогообло­жения путем перекачивания их из одной странь. в другую;

— загрязнение своим производством окружающей среды в стране присутствия;

— дестабилизацию ситуации на рынке труда за счет того, что заработная плата работников филиалов МК превышает заработную плату работников местных фирм;

— возможность оказания влияния на политику пра­вительства данной страны.

Международные корпорации» функционирующие на территории промышяенно развитых стран, также оказывают все возрастающее влияние на эко­номику и политику атих государств.

Серьезным позитивным результатом деятельности международных корпораций в промышленно развитых странах является то, что они в значительной степени определяют динамику, структуру и географические приоритеты внешнеэкономических связей страны;

обеспечивают 20% всей занятости индустриально раз­витых стран; создают конкурентную среду для мест­ных компаний и тем самым способствуют ускорению экономического прогресса страны. Негативные послед­ствия деятельности ТНК в индустриальных странах приводят к аналогичным последствиям и в развиваю­щихся странах.

Итак, можно выделить несколько основных на­правлений влияния ТНК на мировую экономику.

1. ТНК во многом определяют динамику и струк­туру, уровень конкурентоспособности на мировом рынке товаров и услуг.

2. ТНК контролируют международное движение ка­питала и прямых иностранных инвестиций. Они являются основными инвесторами в развивающи­еся страны и активно влияют на уровень их эко­номического развития, сочетая это с обширными сферами влияния в развитых странах. Это озна­чает, что современные ТНК способны влиять на уровень экономического развития целых регионов.

3. ТНК играют огромную роль в создании и переда­че технологии и знаний, концентрируя НИОКР в своих научных центрах. В силу производственных и финансовых возможностей именно они сосредо­точивают в своих руках наиболее наукоемкие про­изводства. Они же разрабатывают новейшие виды продукции с наиболее востребованными потреби­тельскими свойствами, тем самым способствуя процессу технологического развития производства.

4. Международные корпорации являются важней­шим фактором международной трудовой мигра­ции, способствуя распространению профес­сиональных знаний, процессу обмена опытом между сотрудниками из разных стран и движе­нию рабочей силы вслед за ПЗИ. Тем самым со­здается международный рынок труда, для кото­рого характерны процессы конвергенции профес­сиональной подготовки персонала.

Таким образом, ТНК являются движущей силой не­скольких ключевых процессов современной мировой экономики. Они оказывают положительное влияние на экономики различных стран и регионов, способствуют в них развитию производственных, научных и техно­логических связей между предприятиями. ТНК игра­ют определяющую роль в процессе международной конкуренции, сотрудничая и соперничая друг с дру­гом, а также с малым и средним бизнесом.

3. Современные стратегические модели международных корпораций

Стратегия корпорации — это способ осуществле­ния ее целей в меняющихся рыночных условиях. На рис. 2 изображена классификация стратегий меж­дународных корпораций в авторском представлении А.Г. Мовсесяна.

Для реализации своих стратегий международные корпорации используют различные модели инвес­тирования:

—инвестирование с «нуля»;

— трансплантации;

— стратегические альянсы;

— международные слияния и приобретения;

— международные переплетения.

Инвестирование с «нуля» означает создание за ру­бежом полностью нового предприятия. До 80-х годов было самой распространенной формой инвестирования.

Рис. 2 Классификация стратегий корпораций

Трансплантации — вынесение в принимающую страну отдельных производств (чаще всего сборочных). Первыми в мировой практике применили эту страте­гическую модель японские и южнокорейские автомо­билестроительные ТНК. Сегодня для немецких и ита­льянских фирм заводы Чехии, Польши, Венгрии так­же стали сборочными цехами для последующего реэкспорта в ЕС.

Стратегические альянсы — разного рода гибкие межфирменные союзы, создаваемые для совместного решения ориентированных на глобальный рынок кон­курентных задач в той или иной области, но позволя­ющие продолжать соперничество в других сферах.

В качестве конкретных целей создания стратегичес­ких альянсов можно выделить следующие сгруппиро­ванные по нескольким основным позициям:

1) технологические альянсы, предполагающие меж­дународное сотрудничество фирм в сфере НИОКР, — 37,7% межфирменных коалиций;

2) соглашения о совместном производстве (23,3%). Многие из производственных альянсов ориенти­руются на достижение экономии на масштабах производства. При этом в одних случаях фирмы могут стремиться к объединению усилий тех или иных звеньев производственной цепочки при со­хранении полной независимости во всех осталь­ных операциях, а в других — создавать совмес­тные предприятия;

3) соглашения в области сбыта (7,9%). Главное це­левое назначение сбытовых альянсов состоит не в устранении или ограничении взаимной конку­ренции участников, а во взаимном предоставле­нии доступа к сбытовым сетям друг друга на стратегических рынках.

Стратегические семьи являются обобщающей формой предпринимательства фирм, которые не кон­курируют друг с другом, имеют взаимодополняющую стратегию, зависят друг от друга в процессе достиже­ния успеха на рынке.

В качестве примеров стратегических семей можно привести отношения ^заказчик-поставщик» и связи между производящими компаниями и обслуживающи­ми их банками.

В стратегических системах кооперируется боль­шое число предприятий (производящие компании, тор­говые фирмы, банки) на базе долгосрочной совместной работы, создаются общие условия кооперации и регу­лирования и через одну компанию.

Международные слияния и приобретения (М & А) как форма международного предпринимательства име­ет в современных условиях возрастающее значение.

Количество международных слияний компаний, сос­тавившее в 1997 году сумму в 342 млрд долл., еще больше увеличилось в 1998 году. На этот вид инвес­тиций в 1998-1999 годах пришлась большая часть инвестиций в развитые страны.

По оценкам экспертов ЮНКТАД, благодаря слияни­ям компаний к 2010 году в ряде отраслей мировой про­мышленности число игроков может резко сократиться. Например, автомобильный рынок, где сейчас насчиты­вается 15 основных производителей, может оказаться во власти 5-10 компаний. На рынке фармацевтической продукции уже сейчас семь крупнейших ТНК с прода­жами более 10 млрд долл. каждая контролируют почти четверть этого 300-миллиардного рынка.

В 1998 году резко возросло количество крупных слияний на сумму свыше 1 млрд долл. В 1997 году сто­имость 58 таких сделок составила 161 млрд долл. Од­ной из крупнейших сделок 1997 года на сумму более 18 млрд долл. было приобретение швейцарской Zurich Versicherungs GmbH английской табачной компании ВАТ Industries. Большинство остальных крупных при­обретений пришлось на сферы финансовых услуг, стра­хования, химической и фармацевтической промышлен­ности, связи и средств массовой информации.

Слияния 1998 года установили новые рекорды. Ряд слияний в нефтяных компаниях, таких как Total с Petrofina на сумму 39 млрд долл., British Petroleum с Amoco на сумму 50 млрд долл., а теперь еще и Еххоп с Mobil на сумму 80 млрд долл., существенно увели­чили долю инвестиций путем слияния в общем объе­ме инвестиций этого года. Слияния в сфере финансов также поразили своими масштабами — 72 млрд долл. стоило одно только слияние Citibank и Travelers Group.

Важная целевая установка компании по слиянию и приобретению — ориентация на сбыт. Покупка ком­пании может пониматься как стратегия выхода на рынок. В противоположность созданию новой дочерней фирмы на зарубежных рынках преимущества покуп­ки определенной компании состоят в том, что суще­ствующие структуры, сети, оборудование в сфере сбы­та, производства, поставок могут быть заимствованы.

Обзор движущих сил слияния компаний и приоб­ретений в 90-е годы приведен в табл. 4.

Международная деятельность по покупке и погло­щению проводится с целью формирования глобальной структуры конкуренции. Скупка конкурентов может иметь своим следствием урегулирование рынка или усиление собственной