Влияние метеорологических условий на авиакатастрофы
метеорологического обеспечения и управления воздушным движением, а также ошибок в действиях экипажа. Неиспользование диспетчером посадки всех технических возможностей посадочного радиолокатора из-за противоречия в нормативных документах, определяющих порядок и технологию его работы, а также нечеткое взаимодействие в экипаже и запоздалые действия по уходу на второй круг, не позволили предотвратить переход ситуации в катастрофическую. Отсутствие Федеральных правил производства полетов комплексно регламентирующих летную деятельность, деятельность органов УВД, метеорологического обеспечения и других служб обеспечения полетов, учитывающих международный и отечественный опыт в области комплексного обеспечения безопасности полетов – способствовало данному авиационному происшествию.Это не первый инцидент с самолетами модификации Ту-134 в России. Так, 21 июня 2005 года в аэропорту Ростова-на-Дону Ту- 134 авиакомпании "Аэрофлот-Дон" совершил аварийную посадку из- за возгорания одного из двигателей. На борту находились 82 человека, никто из них не пострадал. 13 февраля 2007 года в аэропорту Сургута из-за неполадок с шасси аварийно сел Ту-134, на борту которого находились 37 человек.
Всего за последние три года в российских аэропортах зарегистрировано почти два десятка случаев аварийных посадок пассажирских лайнеров. В большинстве случаев жертв удавалось избежать.
Заключение
В результате работы были получены выводы:
1. К причинам авиационных происшествий относятся ошибки в пилотировании, в выборе направления взлета или посадки ВС, в неправильном расчете воздушной скорости и касания с элементами рельефа, а так же и другие.
2. Необходимыми действиями служб аэропорта при возникновении АП считаются: информационное обеспечение предстоящего расследования АП, производство полного комплекса всех метеорологических наблюдений, запрос об аресте и к подключению к расследованию данных МСРП.
3.Крупнейшей авиационной катастрофой СССР и Россией является катастрофа, произошедшая в районе Сахалина, погибло 269 человек.
4.К природным явлениям, способствующих возникновению АП относятся: осадки, гроза, ветер, облачность, туман, метель. Приведенные в работе диаграммы выясняют, что главными являются дождь и облачность.
5.Турбулентность связана с воздушными струйными течениями на больших высотах, которые образуют мощный воздушный поток, движущийся с большой скоростью в направлении запад – восток.
6.В качестве примера данного типа катастроф в работе рассмотрена катастрофа в Самаре. Причиной катастрофы стало резкое ухудшение видимости и некачественная работа метеонаблюдателей.
Приложение
№ |
дата |
время |
Название самолёта |
рейс |
Месторасположение катастрофы |
Метеорологические условия |
высота |
Причины катастрофы |
1 | 03.03.1974 | дек.41 | DC-10 | Анкара - Стамбул - Париж - Лондон | в предместьях Парижа | удовлетворительные | 7000 м | перегруз |
2 | 19.08.1980 | 18.40 | Локхид L-1011 - Траистар | Эр-Рияд - Джиду | Эр-Рияд(Саудовская Аравия) | благоприятные | в результате очага на самолете | |
3 | 01.09.1983 | 17:26 | Боинг-747 | Нью-Йорк - Анкоридж (Аляска, США) - Сеул (Южная Корея) | Японское водохранилище, у острова Монерон | благоприятные | 11 000 м | сбит истребителем Су-15 |
4 | 22.03.1994 | 20.49 | «Глинка» А-300-310 | Москва - Гонконг | южнее Маизаса | удовлетворительные | 10100 м | аэробус упал с горы |
5 | 07.12.1995 | в 03.08.21 по хабаровскому времени | Ту-154Б | Южно-Сахалинск – Хабаровск - Новосибирск | в 200 км от Хабаровска | Низовая метель со снегом | Человеческий фактор | |
6 | 29.08.1996 | окт.24 | Ту- 154М | Москва- Баренцбург и Пирамида | у города Лонгьир на архипелаге Шпицберген | день был облачный | самолет задним левым крылом и стойкой шасси за край плато Операфьелет | |
7 | 02.09.1998 | 21.25 | «Макдонел-Дуглас» (МD-11) | Нью-Йорк - Женева - Цюрих | залив Пеги Коув (Атлантический океан) | Погода облачная, ночь безлунная | вышло из строя электрооборудование | |
8 | 10.01.1954 | окт.52 | «Комета-1» G-ALYP | Сингапур - Лондон | Тирренское водохранилище у острова Эльба | удовлетворительные | 8100 м | Не установлена |
9 | 13.10.1972 | FH-227D/LCD | Монтевидео - Сантьяго | В Андах | туман | Ошибка пилота | ||
10 | 29.12.1972 | 23.42 | «Локхид L-1011 - Траистар» | 401 | над Национальным припадком Эверглеидс во Флориде | удовлетворительные | Человеческий фактор | |
11 | 19.11.1974 | «Боинг-747» | Франкфурт (Германия) - Йоханнесбург (Южная Африка) | в 1120 м от ВП №24 аэродрома Найроби | благоприятная | Технические неполадки | ||
12 | 25.05.1979 | 15.май | DC-10-10 | Нью-Йорк - Чикаго - Лос-Анджелес | Под Чикаго | Ясная погода, температура +17 градусов, видимость прекрасная - 15 миль | Технические неполадки | |
13 | 15.10.1984 | фев.41 | Ту-154 | Краснодар - Омск - Новосибирск | на взлетно-посадочной дороге аэродрома города Омска | В Омске шел ливень, видимость 3000 м, дымка, температура плюс 3 градуса | Самолёт на большой скорости столкнулся с тремя аэродромными машинами | |
14 | 14.09.2008 | 03.окт | «Боинг-737» | Москва-Пермь | в черте Перми, всего в нескольких десятках метров от жилых домов в районе улиц Советской Армии и Карпинского Индустриального района Перми | удовлетворительные | отказ одного из двигателей, в котором возник пожар | |
15 | 5,08.1997 | янв.55 | «Боинг-747-3В5» | на тихоокеанском острове Гуам (США) | сильный ливень и туман | Ливень | ||
16 | 16.09.2007 | McDonnell Douglas MD-82 | OG-269 | Около аэропорта Пхукет | Посадка проходила при сильном дожде | Дождь | ||
17 | 15.04.2002 | Боинг-767 | Пекин - Пусан | В нескольких километрах от места назначения | Дождь, густой туман, сильный ветер | Дождь | ||
18 | 22.08.2006 | Ту-154 | Анапа – Санкт - Петербург | Под Донецком | Гроза (грозовой фронт) | Грозовой фронт | ||
19 | 11.06.2008 | А-310 | Иордания-Судан | На месте приземления | гроза | Гроза | ||
20 | 19.10.1986 | Ту-134А | Замбия-Мозамбик | Мапуту | благоприятные | Человеческий фактор | ||
21 | 31.10.1999 | Боинг-767-366 | Нью-Йорк-Каир | Атлантический океан | удовлетворительные | Ошибка пилота | ||
22 | 08.04.1954 | Комета-1 | Лондон-Йоханнесбург | Средиземное море | Погода хорошая, турбулентность атмосферы практически отсутствовала ,но небо затянуто облаками | Не установлена | ||
23 | 04.04.1933 | Акрон(ZRS-4)(дирижабль) | Побережье Нью-Джерси | Сложные; сильный ветер | Ветер | |||
24 | 18.06.1972 | «Трайдент» | Лондон-Брюссель | Окрестности Лондона | Облачно ,с небольшими перерывами шёл дождь | Неисправность техники ,ошибка пилота | ||
25 | 27.06.1980 | DC-9 | Болоньи-Палермо | Тирренское море ,около острова Устика | удовлетворительные | По ошибке сбит | ||
26 | 03.07.2001 | Ту-154 | Екатеринбург-Иркутск-Владивосток | Под Иркутском | благоприятные | человеческий | ||
27 | 02.01.2006 | 11:16 | BAe-125-700A | Близ Харького | благоприятные | Ошибка пилота | ||
28 | 03.05.2006 | А-320-200 | 967 | Краснодарский край, точка в море в 6 км от побережья, на траверзе устья р.Мзымта | сложные | Облачность | ||
29 | 09.07.2006 | А-310-300 | Домодедово - Иркутск | Иркутск | дождь, низкая облачность | Технические неполадки | ||
30 | 22.08.2006 | Ту-154М | ПЛ-612 | Донецкая область, район деревни Сухая Балка | сложные | Грозовой фронт | ||
31 | 13.02.2007 | CRJ-100SE Challenger 850 | Москва (Внуково) | Сильный ливневой снег | неисправное управление разворотом передней стойки шасси | |||
32 | 17.03.2007 | Ту-134А | UT-471 | Самара (Курумоч) | дымка и туман | дымка и туман | ||
33 | 21.03.2007 | Ми-8Т | Республика Коми, Вуктыльский район, склон горы Лорцемпея | тяжелые | Туман | |||
34 | 23.03.2007 | Ил-76ТД | близ Могадишо | благоприятные | 2500 м | Был поражён ракетой | ||
35 | 23.06.2007 | 11:00 | Як-40 | Бишкек-Тамчи-Нарын-Казарман-Бишкек | Кочкорский р-н, Нарынская область, Близ с. Каракужур | благоприятные | Неисправность техники | |
36 | 29.07.2007 | 4:17 | Ан-12 | Домодедово - Омск - Братск - Комсомольск-на-Амуре | Московская область, в 4км. севернее а/п Домодедово, в лесу около северной окраины Домодедовского кладбища | благоприятные | 70-75м | Попадание птиц в двигатели |
37 | 02.11.2007 | 10:30 | Ми-8МТВ-1 | близ Сэнниквелли, 265 км северо-восточнее Монровии | благоприятные | 20м | Технические неполадки | |
38 | 13.01.2005 | 16:10 | Ан-2П | Красноярский край, Эвенкийский АО, близ Туры | небольшой снегопад | 523м | Ошибка пилота | |
39 | 16.03.2005 | Ан-24РВ | РЛ-9288 | Архангельская область, НАО, в окрестностях пос.Варандей | «белая мгла» | Метеорологические условия | ||
40 | 22.10.2005 | 19:45 | Ка-32Т | Геокчай | благоприятные | Техническая неисправность | ||
41 | 19.11.2005 | 19:27 | Cessna 208B | Московская область, близ дер. Старый, Ступинский район | снегопад | Обледенение | ||
42 | 23.12.2005 | Ан-140-100 | Морское побережье, в районе пос.Нардаран | сложные | облачность | |||
43 | 13.01.2004 | 19:27 | Як-40 | а/п Ташкент (Восточный) | туман | Туман | ||
44 | 03.11.2004 | Ми-8Т | Игарка - Туруханск | Красноярский край, в 10 км от аэропорта Туруханск | Ливневые осадки | Ливневые осадки | ||
45 | 27.11.2004 | Ми-8Т | Елизово - Асача - Елизово | Камчатская область, склон вулкана Горелый | кучево-дождевая облачность, умеренное обледенение, снег | Облачность, дымка | ||
46 | 20.08.2003 | Ми-8МТ | Камчатская область, район сопки Опала | Низкая облачность | Облачность | |||
47 | 04.09.2003 | Ка-32С | Краснодарский край, г. Фишт | Слоисто-кучевая облачность, дождь | Облачность | |||
48 | 28.04.2002 | 6:15 | Ми-8АМТ | Красноярский край, 74 км от н.п. Ермаковское | облачность | Облачность | ||
49 | 29.08.2002 | Ан-28 | ДХ-359 | Хабаровский край, мыс Отвесный в окрестностях поселка Аян | сложные | Туман | ||
50 | 23.12.2002 | 19:29 | Ан-140 | 2137 | Близ Исфахана | Туман | 3000м | Туман |
51 | 09.11.2001 | Ми-8Т | Якутия, 104 км восточнее Чульмана | Облачность | 1600м | Облачность | ||
52 | 09.03.2000 | Як-40 | а/п Москва (Шереметьево) | Мокрый снег, оледенение | наличие на плоскостях льда, образовавшегося за время стоянки (оледенение) | |||
53 | 16.03.1999 | 18:40 | Ми-8Т | Камчатская область, 10 км южнее Соболево | Снег | Снежный заряд | ||
54 | 05.12.1999 | Ил-114Т | а/п Москва (Домодедово) | Сильный ветер | Сильный порыв ветра | |||
55 | 08.02.1998 | Ми-8Т | Камчатская область, Козыревск | сплошная облачность с нижней границей 800 м, сплошная кучево-дождевая облачность с нижней границей 300 м, снег | Ошибка экипажа | |||
56 | 17.07.1997 | 4:15 | Ил-76Т | Близ Асмэры | облачность | 2320м | Облачность | |
57 | 11.11.1998 | 11:22 | Ан-12Б | Красноярский край, в 3-х км юго-западнее н.п. Сухая | Снегопад | Снегопад | ||
58 | 26.12.1998 | Ми-2 | Ленинградская область, близ Приозерска, Выборгский р-н | Снег | 35м | Снежный заряд | ||
59 | 15.12.1997 | Ту-154Б-1 | 3183 | В окрестностях города Шарджа | Благоприятные | Ошибка экипажа | ||
60 | 03.04.1997 | Ми-8Т | площадка "Компрессорная" (район города Очер) - населенный пункт Губаха | Пермская область, 3,5 км северо-восточнее Очера | кучево-дождевую облачность высотой 300 метров, ливневый снег, дождь | 230м | Ошибка экипажа | |
61 | 29.08.1996 | Ту-154М | 2801 | Архипелаг Шпицберген, на склоне горы Operafjellet в 12 км. от полосы аэропорта Лонгйир | Сложные | Ошибка экипажа | ||
62 | 26.10.1996 | 20:44 | Як-40 | а/п Ханты-Мансийск | Снегопад | Ошибка экипажа | ||
63 | 14.11.1996 | 13:02 | Ан-2Т | Кослан – Важгорт – Пучкома – Чупрово – Важгорт - Б.Пысса - Кослан | респ. Коми, н/п Большая Пысса | высота нижней границы облаков 100м, снегопад, обледенение в осадках | Ливневой снег | |
64 | 16.06.1995 | Ан-2П | Хабаровский край, им. Полины Осипенко район, 22 км от пос. Херпучи | Густой туман | Ошибка экипажа | |||
65 | 04.10.1995 | Ми-8МТВ-1 | перевал Барскун, близ Тамги | Сложные | Гроза | |||
66 | 25.10.1995 | 20:26 | Ан-32 | респ. Башкортостан, 1 км от аэропорта "Максимовка", Уфа | Густой снегопад | Снегопад | ||
67 | 09.12.1995 | Ми-8 | Красноярский край, Таймырский АО, пос. Волочанка | Снег | Ошибка экипажа | |||
68 | 17.12.1995 | Ми-8 | Карелия, Ладожское озеро | Снег | Снежный заряд | |||
69 | 26.09.1994 | 17:37 | Як-40 | Красноярский край, Эвенкийский АО, близ пос. Ванавара | Сложные | Ошибка экипажа | ||
70 | 17.07.1993 | 22:15 | Ан-26Б | Близ Чопорти | Грозовой фронт | 5100м | Грозовой фронт | |
71 | 04.04.1992 | Л-410УВП | Сахалинская область, Курильские о-ва, Близ Байково, о. Шумшу | Туман | Ошибка экипажа | |||
72 | 05.04.1992 | Ми-2 | Финский залив, между Васильевсим о-вом и Петродворцом | Ниже допустимых | Ошибка экипажа | |||
73 | 22.06.1992 | 12:45 | Ан-12А | Андижан - Омск – Норильск | а/п Норильск (Алыкель) | Благоприятные | Ошибка экипажа | |
74 | 11.07.1992 | 2:40 | Ми-8 | Зырянка – Кепервеем | Якутия, 192 км северо-восточнее а/п Зырянка | Сплошная облачность, туман | 400м | Ошибка экипажа |
75 | 24.07.1992 | Ан-12БК | 26 км от аэропорта Скопье | Плохая видимость | 1600м | Ошибка экипажа | ||
76 | 26.11.1991 | Ан-24РВ | а/п Бугульма | Обледенение | Обледенение | |||
77 | 01.02.1990 | Ан-2ТП | Архангельская область, Вождорма | Туман | Туман | |||
78 | 06.09.1990 | Ан-2Р | Алтайский край, Горно-Алтайский АО, Близ Джазатора | Облачность, ливневой снег | Облачность | |||
79 | 14.09.1990 | Як-42 | а/п Свердловск (Кольцово) | Дождь, облачность 150м | 20м | Ошибка экипажа | ||
80 | 21.11.1990 | 6:45 | Ил-62 | а/п Якутск (Маган) | Морозный туман | Ошибка экипажа | ||
81 | 01.05.1989 | Ан-2Р | Горьковская область, Сеченово | Порывистый ветер | Ошибка экипажа | |||
82 | 26.11.1989 | Ан-24Б | а/п Советский | Облачность, снегопад, дымка | Облачность | |||
83 | 13.02.1988 | Ми-2 | Украинская ССР, Харьковская область, 3 км западнее дер. Ефремовка | Туман, морось | Ошибка экипажа | |||
84 | 19.04.1988 | 5:03 | Л-410УВП | Бурятская АССР, 74 км от Багдарина | Метель, облачность | Метель | ||
85 | 12.06.1986 | 14:17 | Ан-2ТП | Украинская ССР, Ровенская область, близ пос. Александрия | Фронтальные грозы, шквал, ливневой дождь, кучево-дождевая облачность | Ливень | ||
86 | 26.08.1988 | 9:50 | Ан-2П | Маган – Жатай – Сангар – Жиганск – Джарджан – Булун – Тикси – Маган | Якутская АССР, р. Лена, близ н.п. Кыстатыам | Благоприятные | Ошибка экипажа | |
87 | 21.09.1988 | 3:03 | Ан-2ТП | Хабаровский край, 120 км от а/п Нелькан | Облачность | Облачность | ||
88 | 06.01.1987 | Ан-2Р | Казахская ССР, близ Джезказгана | Снегопад | Снегопад | |||
89 | 19.06.1987 | Як-40 | а/п Бердянск | Ливень, ветер | Ливень | |||
90 | 19.10.1987 | Ан-12БК | а/п Комсомольск-на-Амуре | Ветер, снегопад | Ошибка экипажа | |||
91 | 17.02.1986 | Ил-14М | Антарктида, 240 км западнее ст. Мирный (Антарктида) | Ветер | Ветер | |||
92 | 02.03.1986 | Ан-24Б | Татарская АССР, близ Бугульмы | Благоприятные | Ошибка экипажа | |||
93 | 25.03.1986 | Ан-12АП | а/п Омск (Северный) | Ниже минимума | Ошибка экипажа | |||
94 | 17.05.1986 | Як-40 | Тюменская область, ХМАО, близ Ханты-Мансийска | Благоприятные | Ошибка экипажа | |||
95 | 22.06.1986 | 21:37 | Ту-134А | а/п Пенза | Благоприятные | Ошибка экипажа | ||
96 | 02.07.1986 | Ту-132А | Коми АССР, район н.п. Копса Сысольского р-на (райцентр Визинга) | Дождь | Возгорание самовоспламеняющегося вещества | |||
97 | 04.07.1986 | 11:53 | Ми-6А | а/п Ленск | Благоприятные | Отказ техники | ||
98 | 11.08.1986 | Ан-2Р | Хабаровский край, близ н/п Курунг | Благоприятные | Ошибка экипажа | |||
99 | 14.10.1986 | 8:14 | Л-410М | а/п Усть-Мая | Благоприятные | Отказ техники | ||
100 | 19.10.1986 | 19:21 | Ту-134А-3 | в районе Коматипурта, Мбузини | Благоприятные | Ошибка экипажа |