Маркетинг в автотранспорте
АОa=Цa·Нa· Lобщ/100·1000; (12)Где АОa - затраты на амортизацию автомобиля;
Цa – цена одного автомобиля, руб (400000 руб);
Нa – норма амортизационных отчислений (0,37).
АОa=400000*0,37*7701/100*1000=11397 (руб);
ΣЗпер=Зт+Зсм.обт+ЗРФ+Зврш+ АОa; (13)
Где ΣЗпер - сумма переменных затрат, руб.
ΣЗпер=18386+1838+2650+972+11397=35243 (руб).
К постоянным затратам относятся: затраты на зарплату водителям и грузчикам, ремонтным рабочим, единый социальный налог.
ФОТ= АОa/0,15*0,04; (14)
Где ФОТ – фонд оплаты труда водителей, грузчиков, ремонтных и вспомогательных рабочих, руб.
ФОТ=11397/0,15*0,04=3039 (руб);
ЕСН=0,356*ФОТ (15)
Где ЕСН – единый социальный налог, руб.
ЕСН=0,356*3039=1081 (руб);
ΣЗпост=ЕСН+ФОТ (16)
Где ΣЗпост – сумма постоянных затрат, руб.
ΣЗпост=1081+3039=4120 (руб).
S= ΣЗпер+ΣЗпост (17)
Где S – себестоимость перевозок, руб.
S=35243+4120=39363 (руб);
Sт=S/Qсут*365 (19)
Где Sт – себестоимость перевозки одной тонны груза, руб.
Sт=39363/7,89*365=13,7 (руб).
Тариф на перевозку складывается из себестоимости перевозки плюс
разумная прибыль. Тогда тариф на перевозку будет составлять 17 руб/т (8).
3.8. Формирование коммуникационной политики и тактики сбыта АТУ в условиях конкуренции.
Под продвижением услуг АТП понимается совокупность различных
видов деятельности по доведению информации о достоинствах услуг до потенциальных потребителей и стимулированию возникновения у них желания их купить. Роль продвижения заключается в налаживании коммуникаций с отдельными личностями, группами людей и организациями с помощью прямых (реклама) и косвенных (интерьер офиса) средств с целью обеспечения продаж услуг организации.
Налаживание эффективных маркетинговых коммуникаций осуществляется в следующей последовательности: идентифицируется целевая аудитория; определяется ее желаемая ответная реакция, которая в большинстве случаев предполагает покупку; определяются цели коммуникационной компании; разрабатываются коммуникационные сообщения; выбираются коммуникационные каналы; определяется лицо, которое делает сообщение (передает информацию); устанавливается обратная связь с целевой аудиторией; разрабатывается общий бюджет продвижения (коммуникационный бюджет); выбираются методы продвижения и оценивается эффективность коммуникационной деятельности (1).
В системе маркетинговых коммуникаций реклама занимает особое место. ЕЕ основная цель – формирование спроса, стимулирование сбыта и продажи товаров. В ходе маркетинговых исследований определена группа целевых потребителей услуг АТП.
Для передачи рекламных посланий выбранным потенциальным покупателям специалист по маркетингу АТП располагает различными инструментами.
Первый из них – это закупленное время (или место) в информационном средстве для обращения к той группе людей, с которой нужно будет устанавливать контакт. Возможно размещение рекламы в рабочие часы на радиостанциях. Вечернее время показ рекламных роликов на телевидении. Размещение рекламных объявлений в журналах «Автосправка», «Желтые страницы», «Автопроспект», «Из рук в руки» и т.д.
Возможно рекламирование своей деятельности на рекламных щитах, расположенных в городе на оживленных магистралях.
Здесь требуется проявить максимум внимания, чтобы выбранные время и место полностью соответствовали рекламным целям, и использовать для этого минимум денежных средств и людских ресурсов.
Второй инструмент, который считается наиболее эффективным из всех – персональные продажи. В данном случае специалист по маркетингу АТП посещает офис клиента и обстоятельно показывает и рассказывает, как услуга может удовлетворить его потребности. Усилия агента по персональной продаже не всегда могут завершиться успехом, но все же его непосредственное присутствие и процесс общения с потребителем благоприятно сказывается на рекламе.
Паблик рилейшнз. По своей сути это свободная реклама деятельности компании, некоего события или мероприятия, проводимого ею и представляющего общественный интерес. Здесь даже не требуются затраты, поскольку средства массовой информации включают упоминание и репортажи о таких событиях в сводки новостей. Паблисити и паблик рилейшнз занимают особое место в системе коммуникационной связи с общественностью, поскольку потребитель в данном случае воспринимает рекламу как объективную, а не оплаченную компанией хвалебную информацию.
Четвертый инструмент – устная реклама. Здесь имеются в виду одобрительные отзывы тех, кто пользуется услугами АТП и удовлетворен ими (9).
3.9. Ожидаемые экономические результаты деятельности перевозчика.
Экономическими результатами деятельности фирмы является расчет дохода, прибыли и рентабельности.
Д=S*Кнп; (20)
Где Д – плановый доход предприятия, руб;
S – себестоимость автомобильных перевозок, руб. (вычислена в пункте 3,7);
Кнп – коэффициент, учитывающий норму прибыли (равен 1,3).
Д=39363*1,3=51171 (руб);
Нтр=Стнт*Nл.с; (21)
Где Нтр – транспортный налог, руб;
Стнт – ставка транспортного налога, руб/л.с. Для автомобиля ЗСА-950-20ПЛ/ДМ равна 10 руб/л.с.
Nл.с - мощность двигателя автомобиля, л.с. Мощность двигателя автомобиля МАЗ-53352- 200 л.с.
Нтр=10*200=2000 (руб);
Пн=Д-S- Нтр; (22)
Где Пн – налогооблагаемая прибыль, руб;
Пн=51171-39363-2000=9808 (руб);
Нп= Пн*Снп; (23)
Где Нп - налог на прибыль, руб.
Снп - ставка налога на прибыль, %. Составляет 24%.
Нп=9808*0,24=2353 (руб);
ПАТП= Пн- Нп; (24)
Где ПАТП – прибыль АТП, руб.
ПАТП=9808-2353=7455 (руб).
R= ПАТП/S*100%; (25)
Где R – рентабельность предприятия, %.
R=7455/39363*100%=19%.
Для начинающего АТП получен неплохой показатель рентабельности (8).
3.10. Должностные обязанности специалистов.
Непосредственное руководство работой предприятием осуществляет директор предприятия. Он должен быть наиболее компетентным, хорошо информированным и динамично действующим лицом в составе административно-управленческого персонала предприятия.
Менеджер по сбыту должен иметь ясное представление о функциях и возможностях всех подразделений своего предприятия и понимать взаимосвязь функций службы эксплуатации, коммерческой и экономической служб в процессе совместного производства услуг.
Он должен также знать сильные стороны и салбости собственного предприятия, особенности работы других автотранспортных предприятий. Он должен понимать механизм конкуренции на рынке транспортных услуг и причины, по которым грузоотправители оказывают предпочтение тому или иному транспортному предприятию.
Заместитель генерального директора по коммерческим вопросам – общий контроль и координация коммерческой деятельности;
Коммерческий отдел, отдел организации автомобильных перевозок – изучение состояния рынка и транспортных потребностей клиентуры, подготовка и проведение мероприятий по стимулированию спроса на услуги предприятия, рекламная деятельность, подготовка и заключение долгосрочных договоров с клиентурой, анализ результатов коммерческой деятельности предприятия;
Руководство предприятия, отдел ТЭО – выбор целевых секторов рынка и определение сферы деятельности предприятия, подготовка и заключение договоров, страхование грузов по поручению клиентуры;
Финансово-экономический отдел – формирование тарифов и цен на услуги предприятия;
Бухгалтерия – осуществление взаиморасчетов с клиентурой;
Юрист – предъявление и рассмотрение претензий и рисков (4).
3.11. Мониторинг маркетинговой деятельности.
Для обеспечения и поддержания маркетинговой активности предприятию на должном уровне АТП должно проводить мониторинг внешней среды на предмет потребности в проведении маркетинговых исследований.
С помощью мониторинговой системы предоставляется оперативная информация руководству организации о состоянии рынка. Руководство в свою очередь оценивает соответствие результатов текущей деятельности запланированным целям (1).
3.11.1. Контроль и маркетинг-аудит.
Аудит маркетинга является одним из элементов стратегического аудита наряду с финансовым аудитом, аудитом персонала, производственным, управленческим, социальным, экологическим и правовым аудитом.
Маркетинг-аудит – всеобъемлющая, систематическая, независимая и периодически ревизия внешней среды маркетинга, целей, стратегий и отдельных видов маркетинговой деятельности фирмы и ее подразделений с целью обнаружения узких мест в системе маркетинга и формирования рекомендаций для руководства по повышению эффективности маркетинговой деятельности.
Одним из этапов маркетингового аудита является определение основных точек и методов контроля и тех показателей, которые позволяют сделать вывод о состоянии предприятия. Такими показателями могут выступать показатели маркетинговой активности: эффективность рекламы, процент затрат на маркетинговые исследования, интенсивность оборачиваемости товарных запасов, доля возмещения и скидок в общем объеме продаж, количество заказов, число клиентов, процент новых заказов в общем объеме и т.д.
Показатели маркетинговой активности теснейшим образом связаны с функциями маркетинга: аналитической, ассортиментной, сбытовой, коммуникационной, составляющих маркетинговый комплекс.
Аудит маркетинг при выполнении его должным образом является трудоемкой процедурой, требующих больших усилий и времени. Поэтому многие фирмы предпочитают чаще проводить менее детальный анализ эффективности маркетинга (8).
Контроль маркетинга – процесс измерения и оценки результатов реализации стратегий и планов маркетинга, выполнения корректирующих действий, обеспечивающих достижение маркетинговых целей. Контроль завершает цикл управления маркетингом и одновременно дает начало новому циклу планирования маркетинговой деятельностью. Так, выявление сильных и слабых сторон маркетинговой деятельности, анализ уровня выполнения планов маркетинга необходимы для правильного выбора целей и стратегий маркетинговой деятельности на следующий плановый период.
При осуществлении функции контроля необходимо использовать некие нормы, стандарты, в которых отражен ожидаемый уровень оцениваемых характеристик. Например, снижение числа жалоб грузополучателей на недобросовестное выполнение автотранспортных услуг за год на 20%, увеличение за тот же период числа новых клиентов на 10%, непревышение в затратах на маркетинг цифр бюджета маркетинга.
По результатам контроля вносятся коррективы в маркетинговую деятельность. Например, если объем перевозок ниже ожидаемого, необходимо определить, чем это обусловлено, и что следует сделать для исправления ситуации. Если объем перевозок выше ожидаемого, то следует определить, чем это обусловлено. Возможно, необходимо поднять тарифы на услуги. Это неизбежно приведет к некоторому снижению транспортной работы, но, возможно, обеспечит более высокую прибыль АТП.
Часто необходимо вникать в детали более подробно, особенно если обнаружены отклонения от плановых заданий. В этом случае находят причины этих отклонений и разрабатывают меры по их устранению (1).
3.11.2. Организационные и информационные аспекты маркетинга.
Подходы к управлению маркетингом в последнее время меняются, и во внешней среде появляется все больше и больше неопределенности. Организационная структура маркетинговой деятельности на предприятии может быть определена как совокупность служб, отделов, подразделений, в состав которых входят работники, занимающиеся той или иной маркетинговой деятельностью.
Маркетинговая ориентация требует, в первую очередь, чтобы в руках одного руководителя был сосредоточен целый комплекс взаимосвязанных вопросов, жизненно важных для текущей деятельности и развития предприятия, - это управляющий по маркетингу (директор, заместитель генерального директора, вице-президент по маркетингу – в зависимости от организационной структуры предприятия).
Маркетинговый комплекс в системе управления предприятием обычно включает несколько функциональных подразделений, обеспечивающих на основе анализа окружающей среды выработку предложений и рекомендаций по продвижению новых услуг, организации перевозок грузов, включая систему грузодвижения, установление обоснованных тарифов, планирование и финансирование перевозочной деятельности и др. (9).
Управляющий по маркетингу и руководимый им маркетинговый комплекс обеспечивает выработку рекомендаций по выбору наиболее выгодных для предприятия внутреннего и внешних рынков в соответствии с имеющимися ресурсами и возможностями; постоянно наблюдает за динамикой внешней среды, рыночной ситуации и информирует администрацию о возможных (чаще неизбежных) изменениях с тем, чтобы предприятие заранее было к ним готово; организует деятельность по изучению рынков (грузополучателей, грузоотправителей, услуг и тп.п.) и вообще внешней среды и обрабатывает внешнюю информацию для принятия управляющих решений; рекомендует подразделениям НИОКР виды, типы, дополнительных нетранспортных услуг, которые следует разрабатывать и осваивать в производстве; прогнозирует развитие рынка (9).
Полученная маркетинговая информация доводится до всех подразделений предприятия. Таким образом, работники получают от маркетинговых служб информацию о развитии комплекса предлагаемых услуг, о том, в каком направлении нужно совершенствовать транспортные услуги и какие новые разрабатывать.
Эксплуатационная служба АТП узнают, характеристики услуг, каковы сроки обновления ассортимента.
Плановый отдел, связанный с ценовой политикой, исходя из информации, полученной от службы маркетинга, должны уметь правильно определять цены, не только по методу средние издержки плюс прибыль, но и учитывая возможности конкретных клиентов.
Отдел кадров, соответственно, решают вопросы увольнения и найма, повышения квалификации и др.
В то же время служба маркетинга должна точно представлять возможности предприятия, чтобы, занимаясь его развитием, не оторваться от реальной жизни предприятия.
Заключение
В данной работе разработан маркетинг-план для предприятия-перевозчика, осуществляющего свою деятельность в квадранте Д-7 г.Омска.
Сначала был изучен рынок автотранспортных услуг, для чего собрана информация о существующем положении, конкурентах, определена проблема, требующая исследования.
Затем произведено маркетинговой исследование: собраны первичные данные при помощи наблюдения и опроса, выявлены конкурирующие предприятия, потенциальная и обслуживаемая клиентура. От них получена информация о недостатках существующего автотранспортного обслуживания, выявлено направление деятельности для завоевания рынка и конкурентоспособной борьбы. Далее сформулирована деловая идея автотранспортного обслуживания, на основе которой спланирована основная деятельность предприятия.
При планировании предложены различные маршруты и применяемый подвижной состав и сделан оптимальный выбор.
Критерием выбора маршрута является наименьший пробег автомобиля при доставке груза, критерием выбора автомобиля – грузоподъемность, стоимость и пробег до капитального ремонта.
Результатом работы стала оценка экономических результатов, то есть расчет дохода, прибыли и рентабельности работы АТП, а также разработаны должностные обязанности специалистов предприятия, рассмотрена значимость мониторинга и контроля маркетинговой деятельности.
Список использованной литературы
1. Амблер Т. Практический маркетинг/Пер. с англ. Под общей ред. Ю.Н. Каптуревского. - СПб: Издательство «Питер», 2003 - 400с.
2. Ассэль Генри. Маркетинг: принципы и стратегии: Учебник для вузов. - М.: ИНФРА-М, 2004 - 804с.
3. Березин И.С. Маркетинг и исследования рынков. - М.: Русская Деловая Литература, 2003 - 416с.
4. Голубков Е.П. Основы маркетинга: Учебник. - М.: Издательство «Финпресс», 2004 - 656с
5. Грузинов В.П. Схема маркетинговой деятельности. - М.: «Инфра - М», 2004 - 305с.
6. Котлер Ф., Армстронг Г., Сондерс Д., Вонг В. Основы маркетинга: Пер. с англ. - 2-е европ. изд. - К.; М.; СПб.: Издат. дом. «Вильямс», 1998 - 105с.
7. Котлер Ф. Маркетинг менеджмент - СПб: Питер Ком, 1998 - 896с.
8. Маркетинг: Учебник для вузов. / Н.Д. Эриашвили, К. Ховард, Ю.А. Цыпкин и др.; Под ред. Н.Д. Эриашвили. -- 3-е изд., перераб. и доп. -- М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003 -- 631 с.
9. Моисеева Н.К., Конышева М.В. Управление маркетингом: теория, практика, информационные технологии: Учебн. пособие. / Под ред. Н.К. Моисеевой. -- М.: Финансы и статистика, 2002 -- 304 с.
10. Ричард Отт. Создавая спрос. Эффективные советы и рекомендации по маркетингу ваших товаров и услуг / Перевод с англ. - М.: Информационно-издательский дом «Филинъ», 2003 - 320с.
Приложение
Технические характеристики фургонов изотермических ЗСА-950-20ПЛ/ДМ
Таблица 5