Формирование и регулирование регионального рынка труда
показатель в Грязинском (35,1%), Лев-Толстовском (38,5%), Липецком (35,3%), чаплыгинском (37,2%) районах.Наблюдается тенденция роста обращений в службу занятости инвалидов. Если в 2002 году в органах службы занятости числилось ищущими работу 1053 граждан этой категории, то в 2007 году – 2038 человек. Трудоустройство инвалидов затруднено по причине отсутствия необходимых вакантных рабочих мест, особенно с сокращенным рабочим днем или неделей, а также с созданием специальных условий труда. В структуре безработных, зарегистрированных в службе занятости населения, доля инвалидов составляет 14,8%.
Продолжаются процессы увольнения граждан в связи с ликвидацией организации, либо сокращением численности или штата. В службу занятости населения в 2007 году поданы списки на высвобождение 5,1 тыс. чел.
Среднегодовая численность занятых в экономике области уменьшилась с 548,7 тыс. чел. в 2005 году до 531,3 тыс. чел. в 2007 году или 89% от численности экономически активного населения. На крупных и средних предприятиях области трудятся около 67% занятых в экономике.
Наибольшая доля работающих приходится на обрабатывающие производства 22%, далее оптовая и розничная торговля почти 15%, сельское хозяйство – 14,5%, транспорт – 6% и 5% в строительстве;
Основу трудовых ресурсов области на сегодня составляет трудоспособное население в трудоспособном возрасте – 90,9%. Доля работающих граждан старших возрастов и подростков – 8,7% и всего 0,3% – иностранные трудовые мигранты.
В настоящее время на рынке труда налицо структурная безработица, когда требуются рабочие, а среди зарегистрированных безработных большинство специалисты с высшим и средним специальным образованием.
В этой связи вызывает особую тревогу дисбаланс на рынке труда: несоответствие спроса и предложения рабочей силы. В заявленных в 2007 году вакансиях 84,5% предназначены для рабочих и 15,5% – для специалистов, в то время как основная часть безработных – женщины со средним и высшим профессиональным образованием.
Состав выпускников образовательных учреждений профессионального образования [12, с. 12] отличается от структуры спроса на квалифицированную рабочую силу (табл. 5).
Таблица 5. Потребность в рабочих и выпуск профессиональных училищ по отдельным профессиям (чел.)
Наименование специальности, профессии | Выпуск учащихся в 2006 г. | Потребность в работниках по годам | |||
2007 | 2008 | 2009 | 2010 | ||
машинист бульдозера, трубоукладчика, экскаватора | 31 | 101 | 128 | 121 | 113 |
сварщик | 601 | 517 | 559 | 554 | 563 |
машинист крана (крановщик), машинист крана металлургического производства | 222 | 73 | 172 | 164 | 165 |
слесарь-ремонтник | 136 | 229 | 386 | 374 | 377 |
столяр, плотник | 175 | 177 | 217 | 220 | 309 |
маляр, штукатур | 286 | 130 | 269 | 236 | 65 |
Электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудованию | 299 | 237 | 369 | 330 | 322 |
станочник, токарь, фрезеровщик, оператор станков ПУ | 38 | 379 | 503 | 472 | 479 |
слесарь по КИПиА | 28 | 50 | 65 | 68 | 68 |
каменщик | 155 | 325 | 319 | 348 | 354 |
Структура выпуска профессиональных училищ также отличается от спроса работодателей. Как видно из табл. 5, растет и не покрывается спрос на кадры по рабочим профессиям. На это влияет снижение престижа рабочих профессий, не достаточная подготовка таких кадров, которые в свою очередь зависят от желания молодежи получить ту или иную профессию, а не от потребности предприятий.
Снижение у молодежи мотивации к овладению производственными профессиями уже привело к старению персонала на многих предприятиях.
На Грязинском "Гидравлике" средний возраст рабочих – 42 года, в "Ста-гдоке" – 44, в "Прожекторных углях" – 45, на "Трубном заводе" – 47, Елецком "Комтезе" -50, на "Липецком тракторе" – 52.
Только по сварщикам и электромонтерам выпуск из училищ и лицеев равен спросу работодателей. По слесарям КИП – только половина.
Машинистов дорожно-строительных машин требуется ежегодно более 100 чел., а выпуск в 2006 г. составил – всего 31 чел., слесарей-ремонтников – около 300 чел., подготовлено – 136 чел., токарей, фрезеровщиков – от 300 до 500 чел., а выпуск составил всею 38 чел. Доля выпускников профессиональных училищ в общем выпуске учреждений профессионального образования снизилась с 62% в 1990 г. до 33% в 2006 г.
Прослеживается и другая тенденция. Работодатели предпочитают брать на работу высококвалифицированных работников и неохотно принимают выпускников образовательных учреждений. Лишь немногие предприятия положительно решают вопрос трудоустройства выпускников.
Немаловажную роль в комплектовании кадрами предприятий и привлечении выпускников школ к приобретению востребованных профессий играет уровень заработной платы, не всегда соответствующий характеру и условиям труда.
На многих предприятиях промышленности и особенно сельского хозяйства очень низкая средняя заработная плата (табл. 6).
Таблица 6. Динамика среднемесячной заработной платы работников по отдельным видам экономической деятельности за январь-апрель 2006–2007 годов
Виды экономической деятельности | Среднемесячная зарплат по годам (руб.) | Темп роста (%) | |
2006 | 2007 | ||
Всего по области | 7650 | 9835 | 128,6 |
Сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство | 4470 | 6426 | 143,8 |
Обрабатывающие производства | 9709 | 13327 | 137,3 |
– в т.ч. металлургическое производство | 13099 | 18989 | 145,0 |
Производство и распределение электроэнергии, газа и воды | 10162 | 12063 | 118,7 |
Строительство | 7107 | 9974 | 140,3 |
Оптовая и розничная торговля; ремонт бытовых изделий и предметов личного пользования | 5493 | 7220 | 131,4 |
Транспорт и связь | 9026 | 9998 | 110,8 |
Финансовая деятельность | 17098 | 21916 | 128,2 |
Образование | 4863 | 5825 | 119,8 |
Здравоохранение и предоставление социальных услуг | 5350 | 6795 | 127,0 |
Предоставление прочих коммунальных, социальных и персональных услуг | 5235 | 6164 | 117,7 |
Несмотря на то, что средняя заработная плата выше, чем в соседних областях, она часто не позволяет обеспечить потребности семьи даже по рамкам прожиточного минимума. А если учесть, что заработная плата начинающего работника, как правило, не дотягивает до уровня средней заработной платы, то и о привлекательности рабочих мест говорить не приходится [8, с. 6].
Как видим из табл. 6, среднемесячная заработная плата по видам экономической деятельности в январе-апреле 2007 года в целом достаточно низкая: в обрабатывающих производствах – 13,2 тыс. рублей, на транспорте и связи – 10,1 тыс. рублей, в строительстве – 10,3 тыс. рублей, оптовой и розничной торговле, ремонт бытовых изделий – 7,3 тыс. рублей, в здравоохранении и предоставлении социальных услуг – 7,1 тыс. рублей, в сельском хозяйстве – 6,6 тыс. рублей. Но, если взять отдельно некоторые довольно известные промышленные предприятия, то там средние показатели намного ниже. За январь-май 2007 года средняя зарплата, например, в акционерных обществах "Липецкий трактор" – 5,7 тыс. рублей, "Липецкий трубный завод" – 6,7 тыс. рублей, "Чаплыгинский завод агрегатов" – 4,8 тыс. руб., "Елецкий трикотаж" – 3,0 тыс. руб. Отсюда и высокая текучесть кадров.
На отдельных предприятиях доля уволенных работников к среднесписочной численности колеблется от 30 до 70%. Из 51,1 тыс. человек, оставивших свои рабочие места в первом полугодии 2007 года, 86% уволены с формулировкой "По собственному желанию". Из этого следует, что нужные работники уже были на предприятии, но по каким-то обстоятельствам ушли. Увольнение по собственной инициативе свидетельствует об отсутствии у работника мотивации к продолжению работы на предприятии. В числе таких предприятий: ОАО "Елецфундаментстрой" – коэффициент текучести кадров за 2006 год – 87%, ОАО "Елмаз" – 70,6%, ОАО "Комтез" – 60%, ОАО "Вторчермет" – 61,2%, ОАО "Стройдеталь" – 57,8%, ОАО "Железобетон" – 41,3%, ОАО "Липецкий трактор" – 31,9% [12, с. 9].
Высокая текучесть кадров в основных отраслях экономики говорит о том, что работодателями не принимается достаточных мер по стабилизации коллективов. Уровень квалификации персонала работников напрямую связан с кадровой стабильностью предприятий. Частая смена работников не позволяет его поддерживать даже при наличии системы подготовки и повышения квалификации кадров.
Необходим анализ причин увольнения, если эти причины не устранять, никакими объемами подготовки такую ситуацию не исправить.
Причиной для увольнения становятся часто условия труда, в которых бывает не просто тяжело работать, но и опасно.
Не все работодатели стремятся улучшить условия труда, используя аттестацию рабочих мест. Потому, уровень ее проведения в области еще слишком низок.
Одна из важных составляющих в решении кадровых проблем предприятий это подготовка и повышение квалификации кадров на производстве.
Подготовка высококвалифицированного персонала, качественное внутрифирменное обучение – слагаемые стабильной работы и высокой конкурентоспособности любой организации.
В основном предприятия заявляют о потребности в высококвалифицированных рабочих и специалистах, но образовательные учреждения не выпускают ни слесарей, ни токарей 5–6 разрядов, ни заведующих лабораторией, ни главных энергетиков. Кадры такой квалификации должны выращиваться на производстве. Иллюстрацией тому, что вопросам повышения квалификации кадров не уделяется должного внимания, свидетельствуют данные в таблице 7.
Таблица 7. Сведения о повышении квалификации работников по выборочному кругу предприятий за 2006 г.
Наименование предприятия | Среднесписочная численность | Повысили квалификацию | |
всего (чел.) | в % от среднесписочной численности | ||
ОАО "НЛМК" | 38798 | 13570 | 35,0 |
ОАО "Энергия" | 1492 | 291 | 19,5 |
ОАО "Силан" | 1256 | 210 | 16,7 |
ОАО "ЛМЗ "Свободный Сокол" | 3446 | 393 | 11,4 |
ОАО "Гидропривод" | 1207 | 129 | 10,7 |
ОАО "Прожекторные угли" | 418 | 20 | 4,8 |
ЗАО "Чаплыгинская швейная фабрика" | 343 | 14 | 4,1 |
ОАО "Чаплыгинский завод агрегатов" | 324 | 13 | 4,0 |
ОАО "Стагдок" | 985 | 39 | 4,0 |
ОАО "Елецгидроагрегат" | 1147 | 40 | 3,5 |
OOО "ЛеМаЗ" | 1567 | 29 | 1,9 |
ОАО "Липецкий трубный завод" | 705 | 11 | 1,6 |
ОАО "Грязинский культиваторный завод" | 687 | 10 | 1,5 |
ЗАО "Вторчермет" | 138 | - | - |
ЗАО "Липчанка" | 320 | - | - |
Подготовка и повышение квалификации работников в настоящее время должны носить непрерывный характер и проводиться в течение всей трудовой деятельности. Предприятия должны рассматривать затраты на подготовку персонала как инвестиции в основной капитал, которые позволяют наиболее эффективно использовать новейшие технологии [19, c. 119].
Проблема кадров с каждым годом становится все актуальнее с учетом демографической ситуации.
Необходим продуманный, взвешенный подход для обеспечения рационального использования трудовых ресурсов. Это подразумевает, в том числе, и подготовку молодежи по тем профессиям и специальностям, которые востребованы на рынке труда и по которым они смогут трудоустроиться.
Для решения проблем на рынке труда необходим комплекс мер, направленных на:
содействие трудоустройству населения на постоянную и временную работу, уделив особое внимание гражданам, испытывающим трудности в поиске работы;
организацию временных оплачиваемых общественных работ для безработных и ищущих граждан в период поиска ими постоянной работы;
развитие системы оказания профориентационных услуг;
организацию профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации безработных граждан с учетом потребности рынка труда;
обеспечение социальной адаптации безработных граждан на рынке труда и выпускников профессиональных образовательных учреждений и др.
2.2 Механизм регулирования занятости населения на региональном рынке труда
Развитие на региональном уровне системы регулирования рынка труда объясняется особой важностью для социально-экономической ситуации таких проблем, как обеспечение занятости населения, уровня заработной платы, социальных гарантий гражданам.
Исполнительным органом государственной власти Липецкой области, обеспечивающим проведение на территории области единой государственной политики в сфере труда, трудовых и иных связанных с ними отношений, является Управление труда и занятости Липецкой области (далее – Управление).
Управление в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, Уставом Липецкой области, федеральными конституционными законами, федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации (далее – Министерство), актами Федеральной службы по труду и занятости (далее – Роструд), законами и иными нормативными правовыми актами Липецкой области, а также Положением об управлении.
Управление осуществляет свою деятельность во взаимодействии с территориальными органами федеральных органов исполнительной власти по Липецкой области, органами государственной власти Липецкой области, органами местного самоуправления муниципальных образований Липецкой области, общественными, а также другими организациями независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности.
Основными задачами Управления в области содействия занятости населения и в области труда являются:
реализация государственной политики в сфере занятости населения;
организация разработки программ содействия занятости населения;
планирование (текущее и перспективное) потребности бюджетных средств на реализацию мероприятий государственной политики занятости, организация их финансирования и целевого использования;
реализация государственной политики в сфере трудовых отношений;
разработка предложений и реализация мер по основным направлениям трудовых отношений и связанной с ними социальной политики;
развития социального партнерства;
совершенствования системы оплаты труда и повышения уровня жизни;
улучшения условий и охраны труда;
совершенствования региональной законодательной и нормативно-правовой базы о труде;
содействия развитию и рациональному использованию трудовых ресурсов;
соблюдения трудовых прав и социальных гарантий граждан, предусмотренных трудовым законодательством;
предупреждения и урегулирования коллективных трудовых споров,
организации работы для прохождения гражданами альтернативной гражданской службы;
оказание организационной и методической помощи органам местного самоуправления в вопросах регулирования трудовых отношений;
участие в работе по мобилизационной подготовке экономики области в части трудовых ресурсов.
в соответствии с возложенными на Управление задачами оно выполняет следующие основные полномочия (функции): осуществляет контроль за обеспечением государственных гарантий в области занятости населения; обеспечивает регистрацию граждан в целях содействия в поиске подходящей работы и безработных граждан; обеспечивает оказание в соответствии с законодательством о занятости населения государственных услуг по содействию гражданам в поиске подходящей работы, а работодателям – в подборе необходимых работников; информированию о положении на рынке труда в Липецкой области; организации ярмарок вакансий и учебных рабочих мест; организации профессиональной ориентации граждан в целях выбора сферы деятельности (профессии), трудоустройства, профессионального обучения; психологической поддержке, профессиональной подготовке, переподготовке и повышению квалификации безработных граждан; осуществлению социальных выплат гражданам, признанным в установленном порядке безработными; организации проведения оплачиваемых общественных работ; организации временного трудоустройства несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 до 18 лет в свободное от учебы время, безработных граждан, испытывающих трудности в поиске работы, безработных граждан в возрасте от 18 до 20 лет из числа выпускников образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования, ищущих работу впервые; социальной адаптации безработных граждан на рынке труда; содействию самозанятости безработных граждан; содействию гражданам в переселении для работы в сельской местности; выдаче работодателям заключений о привлечении и использовании иностранных работников в соответствии с законодательством о правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации.
Управление осуществляет разработку и реализацию программ, предусматривающих мероприятия по содействию занятости населения, включая программы содействия занятости граждан, находящихся под риском увольнения, а также граждан, особо нуждающихся в социальной защите и испытывающих трудности в поиске работы.
Оно также организует работу по реализации государственной политики в сфере развития трудовых ресурсов области, содействию предприятиям в профессиональном развитии персонала на производстве; разрабатывает и организует выполнение областной концепции развития кадрового потенциала; проводит мониторинг и анализ состояния трудовых ресурсов, ежегодное формирование сводного баланса трудовых ресурсов области, изучение потребности в кадрах в отраслевом и профессиональном разрезе, подготовку сведений о потребности в рабочей силе на среднесрочную и долгосрочную перспективу; обеспечивает деятельность областной трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений по координации развития социального партнерства всех уровней и совершенствованию коллективно-договорных отношений в организациях всех форм собственности на территории области, городов и районов.
Управление занятости разрабатывает предложения по повышению мотивации эффективности труда, совершенствованию тарифного регулирования оплаты труда на основе социального партнерства.
Готовит проекты законодательных и нормативных правовых актов по тарифной системе оплаты труда работников государственных бюджетных учреждений области и порядку ее применения, областных нормативных правовых актов по оплате труда работников бюджетной сферы, предложений по ее повышению и социальной поддержке низкооплачиваемых и других категорий работников.
Кроме этого Управление проводит мониторинг состояния уровня жизни населения, заработной платы с целью осуществления контроля за динамикой роста реальной заработной платы, снижения масштабов бедности среди трудоспособного населения на областном, отраслевом, территориальном уровнях, в разрезе предприятий и организаций, готовит соответствующие предложения.
реализует основные направления государственной политики в области охраны труда (государственное управление охраной труда) на территории области совместно с органами исполнительной власти, местного самоуправления, работодателями, объединениями работодателей, профсоюзами и иными уполномоченными работниками представительных органов по вопросам охраны труда.
Управление занятости населения формирует и представляет в Управление финансов Липецкой области предложения по финансированию мероприятий по содействию занятости населения, социальной поддержке безработных граждан, проведению иных мероприятий в пределах возложенных задач, функций и полномочий по содержанию Управления, подведомственных учреждений и обеспечивает распределение поступающих целевых бюджетных средств по подведомственным учреждениям. Проводит контрольно-ревизионную работу по всем направлениям финансово-хозяйственной деятельности подведомственных учреждений.
Управление обладает правами юридического лица, вправе иметь самостоятельный баланс, лицевые счета в органах казначейского исполнения бюджета расчетные и иные счета, открываемые в соответствии с законодательством Российской Федерации, печати с изображением герба Липецкой области и своим наименованием, иные печати, а также штампы, бланки установленного образца. За Управлением закрепляется имущество на праве оперативного управления.
Управление занятости населения является правопреемником по правам и обязательствам реорганизованных управления труда Липецкой области и управления занятости населения Липецкой области.
Финансирование расходов на содержание Управления осуществляется в части полномочий службы труда – за счет средств областного бюджета, службы содействия занятости – за счет средств федерального бюджета, выделяемых в виде субвенций, и средств областного бюджета.
Приоритетными направлениями действий на рынке труда в настоящее время являются:
обеспечение социальных гарантий граждан, потерявших работу, и усиление социальной защиты неконкурентоспособных на рынке труда групп населения;
повышение конкурентоспособности рабочей силы на основе адекватного требованиям рынка труда развития системы непрерывного профессионального образования, включающей базовое и дополнительное образование, а также профессиональную подготовку;
динамичное развитие системы рабочих мест и свободное перемещение рабочей силы по отраслям и территориям;
создание условий для достижения соответствия между спросом и предложением на рабочую силу, в том числе путем создания рабочих мест в перспективных отраслях экономики;
поддержка малого бизнеса и предпринимательства в целях создания новых рабочих мест и содействия занятости населения;
обеспечение регулирования привлечения иностранной рабочей силы, создание условий для легальной трудовой деятельности иммигрантов.
В области разработаны и реализуются ряд программных документов, оказывающих влияние на ситуацию в сфере занятости населения и на рынке труда, предусматривающие меры по созданию и сохранению рабочих мест, обеспечению дополнительных гарантий трудоустройства гражданам, особо нуждающимся в социальной защите и испытывающим трудности в поиске работы.
В 2007 году в органы службы занятости населения за предоставлением государственных услуг обратилось 128,4 тыс. чел., из них 52,5 тыс. чел. – за содействием в поиске подходящей работы, 52,3 тыс. чел. – за профессиональной ориентацией, 23,6 тыс. чел. – за информацией о положении на рынке труда. Оказано содействие в трудоустройстве 47,7 тыс. чел. На постоянную работу трудоустроено 28,5 тыс. чел., на временную – 19,2 тыс. чел. [9, с. 2].
Из общего числа граждан, трудоустроенных при содействии службы занятости населения, доля ранее работавших составила 50,8% (24,2 тыс. чел.), доля ранее не работавших, ищущих работу впервые и др. составила 49,2%, (23,5 тыс. чел.), из них 16,7 тыс. чел. – учащихся, желающих работать в свободное от учебы время [9, с. 6].
В 2007 году осуществлялась реализация Закона РФ "О занятости населения в РФ" по содействию трудоустройству граждан, испытывающих трудности в поиске работы (несовершеннолетние в возрасте от 14 до 18 лет; инвалиды; многодетные и одинокие родители; граждане, уволенные с военной службы и члены их семей; лица, освобожденные из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы; выпускники учреждений начального и среднего профессионального образования в возрасте от 18 до 20 лет ищущие работу впервые и др.), в результате чего обеспечена занятость различного характера более 20,5 тыс. чел.
В соответствии с Законом Липецкой области "О квотировании рабочих мест для лиц, особо нуждающихся в социальной защите" предприятиями и организациями области трудоустроено в счет установленной квоты 4169 чел., в том числе 548 инвалидов. По состоянию на 01.01.2008 г. в счет квоты работало 15,3 тыс. чел., в том числе инвалидов 5,7 тыс. чел.
В целях поддержки доходов граждан, в период поиска постоянной работы, органами службы занятости организовывались временные оплачиваемые общественные работы с использованием средств федерального, местных бюджетов, средств работодателей (табл. 8).
Таблица 8. Участие граждан Липецкой области в общественных работах (чел.)
№ п/п | Наименование городов, районов | Участвовало в общественных работах в янв-дек 2007 г. |
|
Воловский | 53 |
|
Грязинский | 513 |
|
Данковский | 202 |
|
Добринский | 155 |
|
Добровский | 43 |
|
Долгоруковский | 62 |
|
Елецкий | 150 |
|
Задонский | 72 |
|
Измалковский | 42 |
|
Краснинский | 47 |
|
Лебедянский | 259 |
|
Л.-Толстовский | 102 |
|
Липецкий | 134 |
|
Становлянский | 96 |
|
Тербунский | 42 |
|
Усманский | 231 |
|
Хлевенский | 40 |
|
Чаплыгинский | 109 |
|
г. Липецк | 1364 |
|
г. Елец | 480 |
ИТОГО: | 4196 |
В 2007 году общая численность участвующих в общественных работах составила 4196 чел., из них 2720 чел. – безработные граждане. В числе участников общественных работ 15,1% составили граждане, стремящиеся возобновить трудовую деятельность после длительного перерыва в работе, 11,6% – впервые ищущие работу. Граждане были заняты: на сельскохозяйственных работах – 2134 чел. (50,9% от общего количества трудоустроенных на общественные работы); участвовали в работах по благоустройству и озеленению территорий, ремонту памятников погибшим воинам – 879 чел. (20,9%); в качестве подсобных работников в промышленности и торговле – 629 чел. (15,0%); делопроизводством и техническими работами – 510 чел. (12,2%); в учреждениях: здравоохранения, социального обеспечения (по уходу за престарелыми, ветеранами ВОВ, инвалидами и др.) – 44 чел. (1,0%).
На материальную поддержку граждан, участвующих в общественных работах, из всех источников финансирования было израсходовано 7773,1 тыс. руб., в том числе 1140,0 тыс. руб. (14,7%) – федерального бюджета, 84,7 тыс. руб. (1,1%) – местных бюджетов и 6548,4 тыс. руб. (84,2%) средств работодателей.
В среднем за год на общественных работах одним человеком отработано 14 рабочих дней [9, с. 7].
В 2007 году c использованием средств федерального, областного и местных (города Липецк, Елец; Воловский, Добровский, Долгоруковский, Елецкий, Измалковский, Краснинский, Лев-Толстовский, Становлянский, Тербунский, Усманский, Чаплыгинский районы) бюджетов, средств работодателей проводилась работа по организации временного трудоустройства несовершеннолетней молодежи, в том числе в свободное от учебы время и в период школьных каникул. На временные рабочие места при содействии службы занятости с выплатой материальной поддержки было трудоустроено 16,7 тыс. учащихся школ, профессиональных училищ, воспитанников школ-интернатов, детских домов, около 44,1% из них – дети, находящиеся в трудной жизненной ситуации. Из общей численности участников временных работ 89,4% составили учащиеся общеобразовательных учреждений.
Подростки были заняты на различных видах работ: сельскохозяйственных, природоохранных, ремонтных в образовательных учреждениях и подсобных на промышленных предприятиях и в других отраслях экономики, занимались благоустройством территорий и краеведческой деятельностью. Наряду с этими традиционными работами, подростки также трудились с учетом профессиональных навыков. Так, например, учащиеся учреждений господдержки занимались ремонтом и изготовлением постельных принадлежностей, работали вожатыми в общеобразовательных учреждениях и др. (табл. 9).
Таблица 9. Временная занятость несовершеннолетних в Липецкой области (чел.)
№ п/п | Наименование городов, районов | Участвовало в общественных работах в январе-декабре 2007 г. |
|
Воловский | 436 |
|
Грязинский | 750 |
|
Данковский | 535 |
|
Добринский | 547 |
|
Добровский | 337 |
|
Долгоруковский | 510 |
|
Елецкий | 579 |
|
Задонский | 552 |
|
Измалковский | 260 |
|
Краснинский | 401 |
|
Лебедянский | 825 |
|
Л.-Толстовский | 354 |
|
Липецкий | 632 |
|
Становлянский | 601 |
|
Тербунский | 381 |
|
Усманский | 640 |
|
Хлевенский | 255 |
|
Чаплыгинский | 640 |
|
г. Липецк | 5500 |
|
г. Елец | 2011 |
ИТОГО: | 16746 |
В г. Липецке временными работами было охвачено 5,5 тыс. несовершеннолетних. Так, 54 подростка в летний период работали в Липецком региональном отделении общероссийской общественной организации "Детские и молодежные инициативы", где занимались проведением социологических опросов и обработкой их данных, сканированием и обработкой информации и фотографий на компьютере, составлением пресс-релизов, написанием газетных статей и др. Более 300 несовершеннолетних учащихся профессиональных училищ выполняли работы по изучаемой профессии: плотницкие, столярные, токарные, малярные и др.
На материальную поддержку несовершеннолетней молодежи израсходовано из всех источников финансирования 10013,0 тыс. руб., из них 3400,0 тыс. руб. (34,0%) – федерального бюджета, 2754,0 тыс. руб. – областного (27,5%), 1550,3 тыс. руб. – местных бюджетов (15,5%), 2308,7 тыс. руб. (23,0%) – средств работодателей и внебюджетных источников.
В течение 2007 года получили услуги по профессиональной ориентации 63,2 тыс. человек, из которых безработные граждане составили 13,3 тыс. чел. несовершеннолетняя молодежь 25,4 тыс. чел., женщины – 34,3 тыс. чел., молодежь в возрасте 16–29 лет – 33,7 тыс. чел., инвалиды – 1142 чел., граждане, уволенные с военной службы, – 320 чел., освобожденные из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы – 109 чел. Получили профессиональную консультацию по подбору наиболее подходящего варианта профобучения 1512 безработных граждан, что позволило им сделать более обоснованный выбор профессии [9, с. 5]. Психологическую поддержку получили 1344 человек (табл. 10).
В целях социально-психологической адаптации безработных граждан в городских и районных ЦЗН действовали 14 "Клубов ищущих работу" и 9 курсов "Новый старт". Обучились навыкам активного поиска работы 1452 безработных, из них трудоустроились 631 чел. (43,5%).
Получили помощь в профессиональном самоопределении с учетом ситуации на рынке труда 25,3 тыс. учащихся. Проведены ярмарки и мини-ярмарки учебных мест и временных работ для учащейся и незанятой молодежи в городах Липецке, Ельце; Воловском, Грязинском, Данковском, Долгоруковском, Задонском, Краснинском, Лебедянском, Лев-Толстовском, Липецком, Тербунском, Становлянском, Чаплыгинском районах, которые посетили 7,4 тыс. человек.
Таблица
10. Развитие системы
услуг по профессиональной
ориентации
в Липецкой
области (чел.)
№ п/п | Наименование городов, районов | Получили проф. услуги | Из них учащихся |
|
Воловский | 1676 | 1117 |
|
Грязинский | 5120 | 1978 |
|
Данковский | 3775 | 1965 |
|
Добринский | 1896 | 935 |
|
Добровский | 1200 | 640 |
|
Долгоруковский | 1450 | 595 |
|
Елецкий | 2825 | 579 |
|
Задонский | 2485 | 918 |
|
Измалковский | 675 | 280 |
|
Краснинский | 1795 | 1327 |
|
Лебедянский | 2770 | 1439 |
|
Л.-Толстовский | 1260 | 467 |
|
Липецкий | 1740 | 770 |
|
Становлянский | 2065 | 1425 |
|
Тербунский | 948 | 568 |
|
Усманский | 1826 | 505 |
|
Хлевенский | 1770 | 255 |
|
Чаплыгинский | 2190 | 1592 |
|
г. Елец | 10750 | 5075 |
|
г. Липецк | 14970 | 2912 |
ИТОГО: | 63186 | 25342 |
В течение 2007 года центрами занятости населения городов и районов Липецкой области было направлено на профессиональное обучение 1016 чел. (6,6% от общего числа зарегистрированных безработных) [10, с. 4].
По договорам с работодателями о последующем трудоустройстве было направлено 981 чел. (96,6%) по таким профессиям, как: водитель автомобиля (погрузчика), оператор ЭВМ, мастер сухого строительства, охранник, оператор котельной, тракторист-машинист сельскохозяйственного производства, электрогазосварщик и т.д.
Обучение осуществлялось по 40 профессиям и специальностям в 27 профессиональных образовательных учреждениях.
Наибольшее число безработных (95,2%) проходили обучение по следующим профессиям: оператор ЭВМ – 295 чел. (29,0); бухгалтер – 156 чел. (15,4%); водитель автотранспортных средств -107 чел. (10,5%); оператор котельной – 84 чел. (8,3%); охранник – 62 чел. (6,1%); тракторист -52 чел. (5,1%); продавец продовольственных и непродовольственных товаров, продавец, кассир торгового зала, пользователь ПЭВМ – 51 чел. (5,0%); парикмахер – 41 чел. (4,0%); электрогазосварщик – 36 чел. (3,5%); мастер сухого строительства – 24 чел. (2,4%); электромонтер – 18 чел. (1,8%); машинист-крановщик – 16 чел. (1,6%); маникюрша – 13 чел. (1,3%); маляр-штукатур-плиточник – 12 чел. (1,2%).
В целях повышения конкурентоспособности и профмобильности граждан на рынке труда 114 человек осваивали две-три профессии (мастер сухого строительства: маляр, штукатур, облицовщик-плиточник; продавец, кассир торгового зала, пользователь ПЭВМ и др.).
Завершили обучение 1011 чел. Из числа закончивших профессиональное обучение трудоустроено 971 чел. (96,0%).
В течение 2007 года в г. Ельце, Добринском, Лебедянском, Чаплыгинском районах действовали 6 временных учебных пунктов. Не выезжая за пределы места проживания, в них обучались 88 человек из числа безработных по востребованным профессиям: оператор ЭВМ; парикмахер; продавец продовольственных, непродовольственных товаров, кассир торгового зала, пользователь ПЭВМ.
За пределами места жительства проходили профобучение 247 безработных.
Такие профессии как маникюрша, парикмахер, швея, продавец, мастер сухого строительства, маляр-штукатур, плиточник, каменщик, электрогазосварщик, электромонтер и др., которые дают возможность работать в сфере предпринимательской деятельности, осваивали 210 чел.
Основным направлением регулирования в области процессов трудовой миграции является обеспечение приоритета занятости жителей области и Российской Федерации.
В целях оказания содействия безработным гражданам в трудоустройстве в другой местности, в связи с добровольным переездом, по предложению органов службы занятости, департаментом, совместно с центрами занятости на местах, организовано формирование банка данных вакансий и свободных рабочих мест с использованием различных источников информации:
данных общероссийского банка вакансий;
сведений, представляемых организациями, расположенными в других регионах и обращающихся за оказанием помощи в подборе кадров;
сведений, представляемых организациями, предприятиями, расположенными в нашей области;
сведений негосударственных организаций, оказывающих услуги по содействию гражданам в трудоустройстве.
Данные материалы обобщаются и рассылаются в ГУ городские и районные центры занятости. В целях ознакомления граждан с информацией о возможности трудоустройства центрами занятости организован свободный доступ к информационным материалам (информационные стенды), на которых имеется:
информация о характере, режиме и условиях труда, о льготах, предусмотренных работникам работодателями;
сведения о возможности обеспечения граждан жильем и др. Граждане, в том числе признанные безработными, после ознакомления с информационными материалами решают вопросы трудоустройства с добровольным переездом в другую местность самостоятельно путем прямого обращения к работодателям. Основные профессии, по которым трудоустраиваются безработные, – различные строительные специальности.
Всего в 2007 году за консультацией о возможности трудоустройства в другой местности в органы службы занятости обратилось 452 человека, из них 44 человека трудоустроено в пределах области и 2 человека – в других регионах России, из них 1 чел. – на сезонную и временную работу (табл. 11).
Таблица 11. Динамика показателей работы по территориальной мобильности рабочей силы по Липецкой области в 2006–2007 гг. (чел.)
№ п/п | Показатели | Всего | из них безработных | ||
2006 г. | 2007 г. | 2006 г. | 2007 г. | ||
|
Обратилось за консультацией о возможности трудоустройства в другой местности | 1058 | 452 | 97 | 102 |
|
Численность граждан, которым предложено(а) рабочее место (вакансия) | 1058 | 444 | 97 | 92 |
|
Трудоустроено | 65 | 46 | 13 | 17 |
|
Трудоустроено на работу в пределах региона | 58 | 44 | 12 | 16 |
в том числе: | 4 | 2 | |||
на сезонную, временную работу | 6 | 2 | |||
вахтовым методом | 7 | 2 | 1 | 1 | |
|
Трудоустроено на территории других регионов (межтерриториальное распределение рабочей силы) | 7 | 2 | 1 | 1 |
в том числе: | |||||
на сезонную, временную работу | 6 | 1 | |||
вахтовым методом | - |
В связи с развитием в Липецкой области особых экономических зон, как федерального так и регионального уровней, (среди резидентов которых как российские, так и зарубежные компании), а также внедрением новых технологий на основе иностранного производства, увеличением объемов строительства возрастает необходимость, наряду с привлечением местного населения использование и иностранной рабочей силы, имеющей опыт строительства аналогичных объектов в Европе и других регионах Российской Федерации.
Работа по определению потребности в привлечении иностранных работников в регион строится в соответствии с требованиями федерального законодательства и постановлением Правительства Российской Федерации от 22 декабря 2006 года №783 "О порядке определения исполнительными органами государственной власти потребности в привлечении иностранных работников".
Организовано широкое информирование населения и работодателей о порядке привлечения и использования иностранной рабочей силы. Информация размещалась в электронных и печатных средствах массовой информации, на транспорте.
В целях разъяснения работодателям, российским и иностранным гражданам действующего законодательства о привлечении и использовании иностранной рабочей силы в городских и районных центрах занятости населения созданы постоянно действующие консультационные пункты.
Работа исполнительных органов власти области не сводится только к определению квоты на въезд иностранных работников в регион. Во взаимодействии с федеральными структурами проводится повседневная работа по оперативному регулированию миграционных процессов.
В соответствии с планом проведения совместных мероприятий по контролю (надзору) хозяйствующих субъектов, использующих труд иностранных работников, Управлением труда и занятости, УВД, Государственной инспекцией труда, Управлениями Федеральной миграционной службы России, Роспотребнадзора и др. проводятся совместные проверки предприятий, привлекающих иностранных граждан для осуществления трудовой деятельности, по соблюдению ими норм действующего законодательства.
Разработан и реализуется План замещения иностранных граждан