Подходы и оценки эффективности розничной продажи товаров на примере магазина ООО "Аннушка"
низшую ступень классификации.Формирование товарного ассортимента - это установление в определенном порядке конкретной номенклатуры товаров, образующих необходимую их совокупность для розничной торговли. К факторам, влияющим на этот процесс, относятся: принципы формирования ассортимента, профиль торгового предприятия, потребительские комплексы, товарная классификация, стадия жизненного цикла товара, устойчивость товарного ассортимента. Эти факторы при формировании товарного ассортимента находятся во взаимодействии. Их сочетание зависит от характера спроса, предъявляемого покупателями, конкретного профиля торгового предприятия и условий его функционирования.
Стабильность ассортимента - наиболее желательное его состояние для изготовителя и продавца. Поэтому маркетинговые мероприятия должны быть направлены на поддержание этого состояния путем напоминающей рекламы, формирования ассортимента в основном счете товаров, пользующихся устойчивым спросом.
Обновлению ассортимента должны предшествовать маркетинговые мероприятия по разработке нового товара с учетом выявленных потребностей, а также рекламная поддержка до выхода его на рынок. Для нового товара должны быть определены стратегия ценообразования и каналы распределения.
Оптимальная структура товарного ассортимента должна учитывать фазу жизненного цикла товаров с точки зрения темпов роста объема их продаж на данном рынке и долю объемов продаж этих товаров по отношению к доле конкурента.
Для анализа ассортимента ООО «Аннушка» сгруппируем его в таблицу.
Таблица 5 - Анализ ассортимента предприятия.
Широта ассортимента | Насыщенность ассортимента | Глубина ассортимента |
1 | 2 | 3 |
Колбасные изделия |
Вареные колбасы Сырокопченые колбасы Сосиски Полукопченые колбасы |
Докторская Восточная Молочная Любительская Останкинская Преображенская Кремлевская Премьера Фантазия Аппетитные Молочные Купеческая Дзержинская Польская |
Молоко, молочные товары |
Йогурты Молоко
Сметана
|
Сливочный Молочный Обезжиренный Топленое Шоколадное 1.5% (жирность) 2.5% (жирность) 5.5% (жирность) 15% жирность 20% жирность 25% жирность |
Сливки Молочные коктейли |
10 % жирность 10 % жирность (стерелизов) Мажитель (персик) Мажитель (клубника) Мажитель (мультифрукт) Мажитель (груша) Чудо Молоко (киви) Чудо Молоко (манго) |
|
Полуфабрикаты |
Котлеты Фарш Пельмени |
Боярские Борские Мясные Свиной Говяжий Куриный Сибирские Домашние Столичные Русские Поспел |
Это лишь не большая часть того товарного ассортимента, который представлен у ООО «Аннушка».
Проведем Анализ динамики реализации товаров по ассортименту и представим его в таблице 6.
Таблица 6 - Анализ динамики реализации товаров по ассортименту
Наименование товаров (товарных групп) | Объем продажи, тыс.руб. | ||
Базисный период 2002 год |
Отчетный период 2003 год |
Средний темп роста, % | |
Колбасные изделия | 5100 | 6700 | 31.37 |
Молочные товары | 12000 | 26500 | 120.81 |
Полуфабрикаты | 7800 | 12300 | 57.69 |
Средний темп роста, % = Отчетный период / Базисный период Ч 100, (2.11)
С помощью метода ABC распределяем товары в порядке убывания объёма продаж. Данные по отчётному периоду представлены в таблице 7.
Таблица 7 - Разделение товаров (товарных групп) на подгруппы А, В и С в отчетном периоде.
Наименование товара (товарной группы) | Объем продаж, тыс. руб. |
Доля вклада, % |
Вклад нарастающим итогом, % | Группа и ее вклад в результат |
Полуфабрикаты | 12300 | 17,9 | 45,3 |
В 17,9% объёма продаж |
Колбасные изделия | 6700 | 12,5 | 65,4 |
С 12,5% объёма продаж |
Молочные товары | 26500 | 45,7 | 97 |
А 45,7% объёма продаж |
Оценка качества работ по формированию ассортимента дается также на основе анализа оборачиваемости реализуемых товаров (товарных групп) и представлена в таблице 8 .
Таблица 8 -Анализ оборачиваемости
Наименование товара (товарной группы) | Базисный период | Отчетный период | Отклонение (замедление или ускорение) | ||
скорость тов. обр. | время тов. обр. | скорость тов. обр. | время тов. обр. | ||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
Мясная продукция | 5,99 | 3,29 | 6,63 | 2,93 | Ускорение |
Сигареты | 1,06 | 28,0 | 1,07 | 29,4 | Замедление |
Фрукты | 1,03 | 19,34 | 1,65 | 18,5 | Ускорение |
Приправы | 0,89 | 38,9 | 0,54 | 40,3 | замедление |
Кондитерка | 1,65 | 28,98 | 1,76 | 24,06 | Ускорение |
Пиво | 0,3 | 48,12 | 0,7 | 32,61 | Ускорение |
Продолжение таблицы 8. | |||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
Вино водочные | 4 | 7,00 | 4,4 | 6,32 | Ускорение |
Хлеб | 1,23 | 19,27 | 1,76 | 17,76 | Ускорение |
Сыры | 0,67 | 31,23 | 0,99 | 30,95 | Ускорение |
Молочка | 1,08 | 27,66 | 1,11 | 27,67 | Ускорение |
Скорость товарного обращения
Об.раз = ТО/ТЗ или Об. Раз= Д/Об.дн. , (2.12)
где ТО- товарооборачиваемость
ТЗ – средний товарный запас за исследуемый период
Д – количество дней в анализируемом периоде
Об.дн – оборачиваемость в днях
Время товарного обращения
Об.дн. = ТЗ*Д/ТО или Об.дн. = ТЗ/ТО (2.13)
Выводы:
1.По результатам анализа ассортимента его можно оценить по следующим признакам : По местонахождению (торговый ассортимент), по широте охвата товаров (развернутый ассортимент), по степени удовлетворения потребителей (оптимальный ассортимент), по характеру потребностей (реальный ассортимент).
2.В результате анализа таблицы № 5 ассортимент магазина «Аннушка» в среднем соответствует запросам выделенных сегментов рынка.
3.Анализируя динамику реализации товара по ассортименту (таблица№6) объем продаж растет по всем наименованиям приведенных товаров.
4.В результате анализа таблицы №8 такие товары как: сигареты, приправы имеют замедление товарооборачиваемости.
Анализ конкурентов и конкурентной среды
Конкуренция – это борьба за рынки сбыта товаров с целью получения более высоких доходов, прибыли, других выгод. Конкуренция представляет цивилизованную, легализованную форму борьбы за существование и один из наиболее действенных механизмов отбора и регулирования в рыночной экономике.
Конкуренция – важный элемент, влияющий на уровень цен. С позиции маркетинга анализируется среда, в которой фирма осуществляет свою деятельность. В зависимости от того, кто контролирует цены, различают три вида конкурентных сред:
Среда, где цены контролируются рынком: - именно здесь фирме важно правильно установить цены, т.к. завышенные цены оттолкнут покупателей и привлекут их к конкурирующим фирмам, а заниженные не обеспечат условий для деятельности.
Среда, цены, в которой контролируются фирмой – в этих условиях фирмам проще функционировать, получая высокие прибыли, т.к. их продукция вне конкуренции. И при высоких и при низких ценах, на свою продукцию фирмы находят покупателей на рынке, выбор цены зависит только от стратегии и целевого рынка.
Для проведения этого анализа конкурентов необходимо однозначно определить всех предпринимателей, которых можно отнести к кругу реальных или потенциальных конкурентов. Изучение последних имеет особенное значение в условиях быстрого расширения рынка, высокой рентабельности и сравнительно легкого доступа на рынок и должно быть направлено на те же области, которые были предметом анализа собственного потенциала предприятия:
- Возможные стратегии конкурентов
- Текущее положение конкурентов
- Финансовые возможности
- Предпринимательская философия и культура
- Цели конкурентов
Анализ показателей деятельности, целей и стратегий конкурентов – важнейший этап проведения исследования конкуренции на рынке. Без углубленного анализа особенностей и характера стратегий наиболее крупных конкурирующих фирм невозможно оценить их действия на рынке сбыта. Прогноз поведения конкурентов строится на основе учета следующих факторов: размеров, темпов роста и прибыльности предприятий конкурентов; мотивов и целей производственно-сбытовой политики и др. На базе анализа факторов формируются выводы о сильных и слабых сторонах стратегии конкурентов.
Данные, полученные при анализе занесем в таблицу 9.
Таблица 9 -Анализ конкурентов и конкуренции
№ пп | Критерий конкурента | Характеристика и оценка фактического состояния по 10 бальной шкале | |||
Конкурент №1 | Конкурент №2 | Конкурент №3 | Конкурент №4 | ||
ООО «Мария» | ЧП« Удача » | ООО «Азиза» | ООО «Аннушка» | ||
1 | Использование конкурентом методов конкурентной борьбы | 4 | 3 | 4 | 5 |
2 | Доля рынка | 6 | 4 | 2 | 6 |
3 | Перспективы развития | 3 | 2 | 7 | 7 |
4 | Местонахождение | 3 | 3 | 3 | 4 |
5 | Производственные возможности | 6 | 3 | 4 | 6 |
6 | Цены, ценовая политика, качество, упаковка товара. | 9 | 3 | 2 | 5 |
7 | Финансовое состояние | 4 | 3 | 6 | 7 |
8 | Доля собственного капитала | 9 | 8 | 7 | 9 |
9 | Реклама нового товара | 3 | 3 | 6 | 4 |
ИТОГ | 47 | 32 | 41 | 53 |
Вывод:
При сравнительном анализе конкурентных преимуществ фирм, осуществляющих свою деятельность в одно географическом районе г.Красноярск, можно сделать вывод, что ни одна из этих фирм не является большим конкурентом ООО «Аннушка» кроме ООО «Мария».
Ситуация осложняется еще тем, что фирма конкурент имеет магазин в 5 метрах от ООО «Аннушка».
Cостав основных потребителей.
Сегментирование – процесс деления всех потенциальных покупателей на достаточно большие группы таким образом, что каждая из них предъявляют отличные от других требования к товарам и услугам.
Сегмент – особым образом выделенная часть рынка, группа потребителей, продуктов или предприятий обладающих определенными признаками.
Цель сегментации: максимально удовлетворить запросы потребителей, а также рационализация затрат предприятия.
Основополагающей предпосылкой сегментирования рынка является следующее: не все покупатели обладают потребностями в одном и том же товаре или услуге. По этой причине редко когда удается применить единую маркетинговую или сбытовую программу для привлечения сразу всех потенциальных покупателей. Сегментирование рынка позволяет найти баланс между неоднородностью покупателей с одной стороны и ограниченностью ресурсов поставщиков – с другой стороны.
Суть сегментирования рынка состоит в следующем: определяются подгруппы покупателей со схожими потребностями, некоторые из этих групп выбираются для дальнейшей работы и им предлагаются тщательно разработанные сбытовые и маркетинговые программы, подчеркивающие отличительный имидж продукта или позиционирующие торговую марку.
Основные характеристики покупателей
- Демографические характеристики – возраст, размер семьи, раса, жизненный цикл семьи, пол, семейное положение, религия.
- Социально-демографические характеристики – доход, образование, род деятельности социальный класс.
- Географическое расположение - страна, регион, тип городской зоны (плотность населения), город (сельская местность), тип дома.
- Психологические характеристики – тип личности, образ жизни, принадлежность к определенному общественному классу, мотивы покупки, потребления, регион.
При рассмотрении всех факторов влияющих на покупательское поведение можно сделать заключение. Данный магазин находиться в неблагоприятных условиях, так как в расстоянии 10 метров находиться 2 фирмы конкурента и одна в 50 метрах от магазина. Нахождение автобусных остановок от магазина около 100 метров. Покупателями являются как школьники и студенты, так и рабочие и пенсионеры. Торговая точка находиться в новом жилом массиве, где высок процент обеспеченного населения .
2.4 Внешняя среда ООО “Аннушка”
Предприятие - это открытая система, которая может существовать лишь при условии активного взаимодействия с окружающей (внешней) средой.
Рис. 2.1 Внешняя среда предприятия
Внешняя среда - это совокупность активных хозяйствующих субъектов, экономических, общественных и природных условий, национальных и межгосударственных институционных структур и других внешних условий и факторов, действующих в окружении предприятия и влияющих на различные сферы его деятельности.
В своей работе ООО «Аннушка» взаимодействует с предприятиями и организациями из различных сфер деятельности, такими как:
- организации по снабжению предприятия материальными запасами;
- предприятия материально-технического обеспечения производства;
- торгово-техническое обслуживание;
- контролирующие и регулирующие деятельность предприятий государственные органы;
- предоставление услуг.
Предприятия материального производства обслуживаются ремонтными мастерскими, сфера услуг обеспечивается техникой, оборудованием, с помощью которого становится возможным предоставление услуг как таковых.
Без энерготопливного снабжения, водоснабжения невозможна деятельность в любой сфере производства, в том числе и торговли.
Такие государственные органы, как Госсанэпиднадзор, центры по стандартизации, метрологии и сертификации, комитеты по защите прав потребителей, инспекции и т.п. регулируют и контролируют деятельность торгового предприятия.
Внешнюю среду подразделяют на:
- микросреду - среду прямого влияния на предприятие, которую создают поставщики материально-технических ресурсов, потребители продукции (услуг) предприятия, торговые и маркетинговые посредники, конкуренты, государственные органы, финансово-кредитные учреждения, страховые компании и др. контактные аудитории.
- макросреду, влияющую на предприятие и его микросреду. Она включает природную, демографическую, научно-техническую, экономическую, экологическую, политическую и международную среду.
Предприятие должно ограничивать негативные воздействия внешних факторов, наиболее существенно влияющих на результаты его деятельности или, наоборот более полно использовать благоприятные возможности.
Микро- и макросреда хозяйствования, определяющие факторы.
Микросреда представлена силами, имеющими непосредственное отношение к предприятию и его предпринимательским возможностям, т.е. поставщиками, клиентами, маркетинговыми посредниками, конкурентами и контактными аудиториями.
Поставщики - это разные субъекты хозяйствования, обеспечивающие предприятие материально-техническими и энергетическими ресурсами, необходимыми для производства конкретных товаров или услуг.
Деятельность торгового предприятия во многом зависит от хозяйственных отношений с поставщиками. В случае несостоятельности или недобросовестности поставщика у потребителя могут иметь место срывы в выполнении производственных программ или же прямые финансовые потери. И наоборот: надежный поставщик – гарантия успеха.
Существует обобщенный вариант показателей, которые определяют предпочтительность поставщиков:
- репутация и имидж;
- количество продукции, соответствие его прогрессивным стандартам;
- соблюдение сроков, графиков поставки;
- уровень цены на продукцию или услуги (сравнительный анализ цена качество, цена количество);
- условия поставки и формы расчетов (поставки по плану, по требованию, упаковка, транспортные и страховые услуги, валюта расчетов);
- взаимоотношения с заказчиками;
С этой целью рекомендуется рассчитать рейтинги потенциальных поставщиков, провести ранжирование и определить наилучшего партнера.
Так как у ООО «Аннушка» большое количество поставщиков то целесообразнее рассчитать рейтинги у крупных поставщиков.
Я возьму для сравнительного анализа таких крупных поставщиков, как «Пикра» ,«Вентокальдо» ,«Сибирь» ,«Делси - С».
Данные полученные при расчете занесем в таблицу 10.
Таблица 10 - Расчет рейтинга поставщика 1 ( «Пикра» )
Критерий выбора поставщика | Удельный вес критерия | Оценка значения критерия по десятибалльной шкале у данного поставщика | Произведение удельного веса критерия на оценку |
1. Надежность поставки | 0,30 | 8 | 2,4 |
2. Цена | 0,25 | 10 | 2,5 |
3. Качество товара | 0,15 | 9 | 1,35 |
4. Условия платежа | 0,15 | 6 | 0,9 |
5. Возможность внеплановых поставок | 0,10 | 7 | 0,7 |
6. Финансовое состояние поставщика | 0,05 | 9 | 0,45 |
Итого: | 1,00 | 49 | 8,3 |
Рейтинги других поставщиков рассчитаем точно таким же образом, а результаты исследования занесем в сводную таблицу 11.
Таблица 11 – рейтинги поставщиков
Критерии выбора поставщика | Поставщики | |||
1 | 2 | 3 | 4 | |
1. Надежность поставки | 2,4 | 2,4 | 1,8 | 1,8 |
2. Цена | 2,5 | 2 | 2,25 | 1,5 |
3. Качество товара | 1,35 | 1,35 | 1,2 | 1,05 |
4. Условия платежа | 0,9 | 0,9 | 1,2 | 1,05 |
5. Возможность внеплановых поставок | 0,7 | 0,6 | 0,8 | 0,4 |
6. Финансовое состояние поставщика | 0,45 | 0,3 | 0,45 | 0,3 |
Итого: | 8,3 | 7,55 | 7,7 | 6,1 |
1-«Пикра» 2- «Вентокальдо» 3- «Сибирь» 4-«Делси - С».
Выводы:
При расчете рейтинга поставщика мы получили следующие данные, что поставщик под номером 1, а именно «Пикра» является явным лидером среди анализируемых поставщиков. Предприятию ООО «Аннушка» наиболее выгодно работать с «Пикрой».
Основными клиентами предприятий являются потребители продукции (услуг) на разных клиентурных рынках:
- потребительском (население, приобретающее товары и услуги для личного потребления);
- производителей (организации, приобретающие продукцию производственно-технического назначения);
- промежуточных продавцов, приобретающих товары и услуги для последующей их перепродажи с прибылью для себя;
- государственных учреждений (оптовые покупатели продукции для государственных нужд);
- международном (зарубежные покупатели на ранее перечисленных типах клиентурных рынков).
Маркетинговые посредники - это фирмы, помогающие предприятию в продвижении, сбыте и распространении его товаров среди клиентов. К ним относятся торговые посредники, фирмы - специалисты по организации товародвижения, агентства по оказанию маркетинговых услуг и кредитно-финансовые учреждения.
Конкуренты - соперники предприятия в борьбе за более выгодные условия производства и сбыта товаров, за получение наивысшей прибыли.
Предприятиям для производства конкурентоспособной продукции необходимо постоянно изучать своих конкурентов, разрабатывать и соблюдать определенную рыночную стратегию и тактику.
Контактные аудитории - это организации, проявляющие реальный или потенциальный интерес к предприятию или оказывающие влияние на его способность достигать поставленных целей. Это финансовые круги (банки, инвестиционные компании, фондовая биржа, акционеры), средства информации, различные государственные учреждения представительской и исполнительной власти, население и граждане группы действий (общественные организации).
В макросреде предприятия действует значительно большее количество факторов, чем в микросреде. Им свойственна многовариантность, неопределенность и непредсказуемость последствий.
Природные факторы. Для природной среды характерны: дефицит некоторых видов сырья, вздорожание энергии и усиление вмешательства государства в процесс рационального использования и воспроизводства природных ресурсов.
Экономические факторы. К основным факторам этой среды принадлежат: рост и спад промышленного производства, уровень и темпы инфляции, колебания курса рубля относительно валют других государств, система налогообложения и кредитования, спрос и предложение на рынке, платежеспособность контрагентов, уровень и динамика цен, безработица и др.
Экологические факторы. Для этой среды характерны: рост загрязнения окружающей среды и усиление вмешательства в процесс рационального использования и воспроизводства природных ресурсов, ужесточение государственного контроля за доброкачественностью и безопасностью товаров.
Оценка местоположения ООО «Аннушка».
Магазин ООО «Аннушка» расположен в ста метрах от конечной остановки маршрутных автобусов номер 5, 75а, 53, 85, 100, 91 и 93. . Рядом (около 400 метров) находится Красноярский государственный Аграрный университет и три его студенческих общежития. Также на конечной остановке находятся два кафе «У Руслана» и «Уют». Жилое здание, в котором находится магазин ООО «Аннушка», расположено в крупном жилом массиве. Покупателями данного магазина также являются граждане проживающие по улице Словцова и Гусарова. В районе магазина ООО «Аннушка » находится школа № 138 , лицей №1(бывшая школа № 147) и детский садик № 44.
3 Анализ розничной продажи магазина ООО «Аннушка»
3.1 Анализ методов продажи и технологических решений торгового
зала
Продажа товаров — завершающая стадия торгово-технологического процесса в магазине. Операции, выполняемые на этой стадии, являются наиболее ответственными, так как они связаны с непосредственным обслуживанием покупателей.
Характер и структура операций по продаже товаров зависят в первую очередь от ассортимента реализуемых товаров и методов их продажи. Так, на выбор товаров повседневного спроса покупатель затрачивает значительно меньше времени, чем на товары периодического или редкого спроса. Существенно различается содержание операций по продаже товаров в магазинах, применяющих различные методы продажи, под которыми понимают совокупность приемов и способов реализации товаров покупателям.
В розничной торговле применяют следующие методы продажи товаров: самообслуживание; через прилавок; по образцам; с открытой выкладкой; по предварительным заказам.
В ООО «Аннушка» применяют следующие методы продажи товаров: через прилавок; по предварительным заказам.
Продажа товаров через прилавок обслуживания включает: встреча покупателя и выявление его намерения; предложение и показ товаров; помощь в выборе товаров и консультация; предложение сопутствующих и новых товаров; расчетные операции; выдача покупок.
Пришедший в магазин покупатель встречается приветливо, при этом благоприятное впечатление оставляют опрятный внешний вид работников магазина, порядок и чистота в торговом зале. Выявление намерения покупателей выполняться торговым персоналом ненавязчиво, в вежливой форме.
После выявления намерения покупателя продавец показывает соответствующие товары. При этом он обращает внимание на особенности отдельных товаров, предлагает взамен отсутствующих другие однородные товары. Если потребуется, продавец обязан дать квалифицированную консультацию покупателю, которая может включать сведения о назначении товаров и способах их эксплуатации, нормах потребления и т. д. В обязанности продавца входит и предложение покупателю сопутствующих товаров.
Завершается продажа товаров расчетом с покупателями и выдачей им покупок. Эти операции могут выполняться на рабочем контролера-кассира.
Заказы могут быть приняты в магазине в письменной форме. Расчет осущёствляется путем предварительной оплаты в кассе магазина, а также путем оплаты стоимости товаров в момент их получения.
Магазин должен располагать комплексом помещений, необходимых для рационального функционирования торгово-технологического процесса. Состав и размеры помещений зависят от типа магазина и его общей площади.
Устройство и планировка торгового зала
и помещений для приемки, хранения и подготовки товаров к продаже
Основным торговым помещением является торговый зал, который, как правило, занимает большую долю в общей площади магазина. Он служит для размещения рабочего и выставочного запаса товаров, здесь производится отбор товаров покупателями, осуществляются расчетные операции за отобранные товары, оказываются различные дополнительные услуги покупателям. В торговом зале организованы рабочие места продавцов, кассиров, продавцов-консультантов, кассиров-контролеров и других работников магазина. Поэтому устройство и планировка торгового зала должны отвечать требованиям рациональной организации совершаемых здесь операций. Важнейшими из этих требований являются: свободное движение покупательского потока; обеспечение кратчайших путей движения товаров из зон хранения и подготовки товаров к продаже к местам их выкладки и размещения; создание условий хорошей просматриваемости и удобства для ориентации покупателей.
Рациональное планировочное решение торгового зала легче всего обеспечивается при соотношении его сторон 1:1 при максимальном шаге колонн. Торговый зал должен иметь по возможности больший периметр глухих стен и перегородок, что очень важно для расширения возможности установки торгового оборудования.
Такое планировочное решение не только отвечает требованиям рациональной организации торгово-технологических операций, совершаемых в торговом зале, но и позволяет создать наиболее удачный интерьер, под которым следует понимать не только оформление торгового зала, но и организацию внутреннего пространства помещения, и решение всех его составляющих элементов — отделки, освещения, торгового оборудования и т. д.
По своему назначению площадь торгового зала магазина подразделяется на такие основные зоны: площадь, занимаемая оборудованием для выкладки и демонстрации товаров; площадь, занимаемая узлами расчетов; площадь проходов для покупателей.
В зависимости от типа здания, размеров и конфигурации торгового зала в магазинах применяются следующие системы размещения оборудования: линейная с продольным размещением оборудования; линейная с поперечным размещением оборудования; боксовая и смешанная.
Наиболее рациональной является линейная система расстановки оборудования, так как она позволяет четко формировать потоки движения покупателей, создает лучшие условия для группировки и размещения товаров, обеспечивает высокую просматриваемость всего торгового зала. К тому же, варьируя длину линий, можно регулировать концентрации покупателей на различных участках торгового зала.
В торговых залах прямоугольной конфигурации шириной от 7 до 12 м. целесообразно применять линейную систему с продольным размещением оборудования, а при ширине 13-24 м. наибольший эффект дает линейная система с поперечным размещением оборудования. В крупных магазинах, где ширина торгового зала превышает 24 м, целесообразно применять смешанную систему расстановки оборудования, комбинируя при этом его продольное и поперечное линейное размещение.
Так же при размещении оборудования в торговом зале следует обратить внимание на необходимость обеспечения рациональной направленности покупательских потоков, так как для большинства покупателей характерна тенденция перемещаться в магазине в направлении против часовой стрелки.
Следовательно, эту направленность движения покупателей необходимо использовать с тем, чтобы им был обеспечен хороший обзор торгового зала, и потоки покупателей по возможности не пересекались. Однако не следует жестко направлять покупательские потоки по единым определенным маршрутам с помощью заградителей, декоративного оборудования и др. Покупателю необходимо предоставлять свободу в выборе маршрута движения в торговом зале.
Для определения общей эффективности технологической планировки торгового зала применяют следующие показатели:
Коэффициент установочной площади. Он представляет собой отношение суммарной установочной площади оборудования к общей площади торгового зала.
Коэффициент демонстрационной площади. Он определяется как отношение суммарной демонстрационной площади оборудования к общей площади торгового зала.
В зависимости от размера площади торгового зала и форм товарной специализации рекомендуются следующие примерные показатели коэффициентов установочной и демонстрационной площади для магазинов розничной торговли.
Сопоставление рекомендуемых и фактически достигнутых значений коэффициентов установочной и демонстрационной площади позволяет оценить эффективность технологической планировки торгового зала магазина и при необходимости разработать мероприятия по ее совершенствованию
На практике используются несколько технико-экономических показателей подобного типа для магазинов:
Отношение торговой площади к общей:
К = Sm / So; (3.1)
где Sm – торговая площадь;
So – общая площадь.
Этот коэффициент показывает, какую часть общей площади магазина занимает торговая площадь. Чем больше значение этого коэффициента, тем эффективнее используется площадь здания магазина.
Показатель рациональности расстановки оборудования (эффективности использования торговой площади) – установочный коэффициент (Кy) показывает отношение площади, занятой торговым оборудованием (установочная площадь), к общей площади торгового зала:
Ky = Sт.об/ Sт.тз.; (3.2)
где Sт. об – площадь, занятая торговым оборудованием;
Sт.тз. – общая площадь торгового зала.
Оптимальное значение этого коэффициента должно составлять 0,2-0,32.
Можно сказать, что расширенное рассматривание содержания торгово-технологических процессов и технико-экономических показателей зданий магазинов, предполагает практически одинаковый расчет показателей и предлагает оптимальное значение показателей, которое составляет 0, 3.
Можно сделать вывод, что торговая площадь магазинов должна быть занята установленным торговым оборудованием, а 30%, а 70% торговой площади – это проходы для покупателей и продавцов, для размещения мест дополнительного обслуживания покупателей, для продвижения товаров.
В зарубежной практике торгового бизнеса наиболее приемлемым является соотношение торговой и неторговой площади магазина равное соответственно 70/30 (в процентах), что обусловлено функциями розничного звена – реализация товара и обслуживание покупателей.
Форма торгового зала ООО "Аннушка" имеет прямоугольную конфигурацию с соотношением сторон 1:2. Эта форма удобна, т.к. позволяет рационально разместить торговое оборудование, организовать процесс подачи товаров в торговый зал, предусмотреть движение покупательских потоков. Вся площадь торгового зала подразделяется следующим образом:
площадь для размещения торгового оборудования;
место для движения покупателей;
площадь для работы продавцов.
Рабочие места продавцов расположены ближе к подсобным помещениям. Оборудование в торговых залах расположено вдоль стен, по линейной системе расстановки оборудования, которая считается наиболее рациональной, т.к. позволяет четко формировать потоки движения покупателей, создает лучшие условия для группировки и размещения товаров, обеспечивает высокую просматриваемость всего зала.
Чтобы оценить эффективность использования торговой площади, рассчитаем коэффициент установочной и экспозиционной площади торгового зала ООО "Аннушка".
Таблица 12 - Коэффициент установочной и экспозиционной площади торгового зала ООО "Аннушка"
Наименование магазина | 2003 | 2004 | 2005 | |||
к. уст. | к. эксп. | к. уст. | к. эксп. | к. уст. | к. эксп. | |
1. "Аннушка" | 0,43 | 0,39 | 0,43 | 0,39 | 0,38 | 0,50 |
По данным таблицы 12 можно сделать следующий вывод: торговая площадь в ООО "Аннушка" в 2005 году стала использоваться эффективнее на 0,5% за счет того, что в 2004 году был произведен ремонт торгового зала, площадь складских помещений составляет - 50 кв.м, торговая площадь 52 кв.м. следовательно, 39% торговой площади занято торговым оборудованием, а 66% торговой площади - это проходы для покупателей и продавцов, для размещения мест дополнительного обслуживания покупателей, для продвижения товаров.
Коэффициент экспозиционной площади равен в 2005 году 0,50, на основании этого можно сделать вывод, что площадь здания магазина используется эффективно т.к. этот коэффициент в магазинах с площадью 50 кв.м равен 0,52.
Из всего этого можно сделать вывод, что торгово-технологическое оборудование, используемое в ООО "Аннушка" соответствует экономическим, эстетическим и техническим требованиям.
3.2 Анализ услуг оказываемых покупателям
Торговое обслуживание населения предполагает наличие специально устроенных и оборудованных помещений, приспособленных для наилучшего обслуживания покупателей, подбора и формирования торгового ассортимента и возможности его оперативного изменения в соответствии с изменившимся спросом населения, постоянного изучения и учета потребительских запросов покупателей, умения предложить и продать товар каждому конкретному человеку.
Любая торговая услуга должна быть удобной для покупателей и прибыльной для тех, кто ее оказывает. Только тогда она получит массовое распространение. Преставление широкого круга качественных услуг в магазинах способствует росту товарооборачиваемости, а, следовательно, положительно влияет на прибыльность предприятий. Безусловно, набор и качество услуг зависят от типа специализации, месторасположения магазина, условий для оказания качественных услуг, квалификации работников.
Наряду с выбором эффективных методов продажи товаров важную роль в повышении уровня торгового обслуживания покупателей играет предоставление им различных дополнительных услуг.
Когда покупатели оценивают сервис дополнительных услуг в розничных торговых предприятиях, они сравнивают свое восприятие предоставленных им услуг с тем, что они ожидали увидеть. Если желание и действительность совпадают, они испытывают удовлетворение, если же сервис услуг оказывается хуже, чем ожидалось, на удовлетворение рассчитывать не приходится. Поэтому, магазин ООО «Аннушка» предоставляет широкий комплекс дополнительных услуг.
С точки зрения взаимосвязи с процессом продажи товаров все дополнительные услуги, оказываемые покупателям в магазине ООО «Аннушка», могут быть подразделены на три основных группы:
1. Услуги, оказываемые покупателям в процессе осуществления ими покупок товаров. Эти услуги направлены на создание покупателям возможности более эффективно осуществлять процесс выбора, отбора и расчета за товары.
К таким услугам, оказываемым в магазине ООО «Аннушка», относятся прием предварительных заказов на товары, имеющиеся или временно отсутствующие в продаже, т.е. покупатель может сделать заказ либо по телефону, либо непосредственно в магазине на необходимый ему товар в нужное для него время, день и час. Это очень удобно для покупателей, т.к. приобретается всегда свежий, качественный и причем, в нужном ассортименте и количестве. Эта услуга была введена для того, чтобы максимально приблизить покупателя к товару и магазину, а также, чтобы всегда покупательский спрос был удовлетворен.
Обычно, при поступлении нового вида товара неизвестного покупателю, т.е. когда предприятие-изготовитель, обновляя ассортимент, производит новый товар, например, новый вид колбасы, то проводят дегустацию товара в магазине. Покупателю, пришедшему в магазин, предоставляется возможность продегустировать новый вид товара и при необходимости сравнить с другими видами товара, для того, чтобы выбрать для себя понравившийся товар и купить его. С помощью этой услуги работники торговли ненавязчиво выявляют потребность покупателей в новом виде товара и определяют объем поставок, для того, чтобы покупательский спрос был удовлетворен.
Для удобства потребителей в комплекс дополнительных услуг включается упаковка товаров не только в мешки, но и в фирменные пакеты, которые покупателю вручаются бесплатно вместе с покупкой.
Для оптовых покупателей предоставляются скидки на продукцию, что также привлекает покупателей. Постоянным оптовым покупателям часть товара предоставляется в кредит, т.е. 70% денежных средств оптовый покупатель оплачивает сразу за приобретенный товар, а 30% в течение определенного времени, которое обговаривается между продавцом и покупателем, что также стимулирует сбыт, привлекает покупателей и, следовательно, удовлетворяет потребительский спрос.
2. Услуги, оказываемые покупателям в процессе послепродажного их обслуживания.
При комплексной покупке в магазине ООО «Аннушка» по желанию покупателей производится доставка товаров к автомашине покупателей и их погрузка, что производит хорошее впечатление у покупателей, а, следовательно, он остается удовлетворен в торговом обслуживании магазина.
Для покупателей, приобретающих большое количество товаров, по необходимости, купленные товары доставляются на дом. (непосредственно для создания этой услуги в 2005 году была куплена автомашина в магазине ООО «Аннушка) Этой услугой часто пользуются оптовые покупатели, что в конечном итоге положительно влияет на финансовые показатели хозяйственной деятельности магазина ООО «Аннушка».
Также по желанию покупателю производят вызов такси для доставки купленных товаров (обычно эта услуга используется тогда, когда личный автомобиль магазина ООО «Аннушка» временно отсутствует).
3. Услуги, не связанные непосредственно с продажей конкретных товаров.
Одной из основных оказываемых услуг в магазине ООО «Аннушка» является предоставление необходимой информации о товаре покупателю по телефону, эта услуга очень полюбилась покупателям, так как они могут узнать, есть ли данный товар в продаже, и придти, чтобы купить его, сократив при этом время для поиска данного товара и приобретения, что повышает уровень торгового обслуживания в магазине.
Возле магазина организована автостоянка для создания максимальных удобств покупателям.
Весь комплекс предоставляемых дополнительных услуг в магазине ООО «Аннушка» обобщен и представлен в приложении 2 .
Таким образом, ООО «Аннушка» использует не только эффективный метод продажи товаров, но и предоставляет широкий комплекс дополнительных услуг, которые постоянно расширяются и обновляются, т.к. в конечном итоге это приводит к совершенствованию торгового обслуживания.
3.3 Анализ эффективности розничной продажи
Основу коммерческой деятельности ООО «Аннушка» на потребительском рынке составляет процесс продажи товаров и удовлетворения спроса покупателей. Экономическое содержание этого процесса отражает товарооборот предприятия. Развитию товарооборота ООО «Аннушка» придается большое значение, так как товарооборот характеризует масштабы и уровень эффективности розничной продажи. Развитие товарооборота определяет широту и глубину проникновения предприятия на потребительский рынок и его конкретную позицию на этом рынке, общие возможности и темпы экономического развития предприятия в стратегической перспективе.
На первом этапе анализа товарооборота ООО «Аннушка» следует рассмотреть его развитие в динамике таблица 13.
Таблица 13 - Развитие товарооборота в динамике, тыс.р.
Периоды | Фактический розничный товарооборот, тыс.р. | Цепные темпы роста товарооборота, % | Базисные темпы роста товарооборота, % | |||
В дейст-вую-щих ценах | В сопоста-вимых ценах | В дейст-вую-щих ценах | В сопос-тави-мых ценах | В дейст-ву-щих ценах | В сопос-тави-мых ценах | |
2003 базисный год 2004 прошлый год 2005 отчетный год |
24348 31598 38916 |
24348 16372.02 28826.67 |
100.0 129.8 123.2 |
100.0 67.2 176.1 |
100.0 129.8 159.8 |
100.0 67.2 118.4 |
В соответствии с таблицей 15, данные об объеме розничного товарооборота магазина ООО «Аннушка» в действующих ценах говорит об увеличении. За три года розничный товарооборот магазина возрос на 59,8% или на 14568 тыс.р. (38916-24348), в том числе за счет увеличения количества реализованных товаров (физического объема товарооборота) на 18,4%, что составляет 4480,03 тыс.р. (24348*118,4:100), и в связи с повышением розничных цен на товары – на 41,4% (59,8-18,4).
Потери покупателями денежных ресурсов от повышения розничных цен (в связи с покупкой товаров по более высоким ценам в магазине) составили 10089,33 тыс.р. (38916-28826,67).
Среднегодовой темп роста товарооборота ООО «Аннушка» в действующих ценах за три года составил 126,4% (Трост=Ц38916:24348=1,264 или 126,4%), а среднегодовой темп роста товарооборота в сопоставимых ценах равен 108,8% (Ц28826,67:24348=1,088 или 108,8%)
Товарооборот является одним из показателей, характеризующих степень удовлетворения спроса на товары. Данные табл.2 свидетельствуют о том, что розничный товарооборот в значительной степени увеличивается из года в год, что обусловлено увеличением спроса на товары, продаваемые в ООО «Аннушка». Далее приводим анализ розничного товарооборота по кварталам, месяцам. Это помогает установить, как ритмично развивается розничная реализация, как равномерно удовлетворяет спрос покупателей на товары. Ритмичность развития товарооборота ООО «Аннушка» представлена в