Политическое участие
против 24,9%) опрошенные отмечают, что мужчины по-прежнему обладают большими правами и возможностями для активной политической деятельности, нежели женщины.Это противоречие объясняется, прежде всего, тем, что признание возросших возможностей, как показывает практика, вовсе не ведет к их автоматической востребованности. Да, большинство женщин считает, что сегодня в стране нет серьезных формальных ограничителей для их полноценной общественной и политической жизни соответственно, нет политической дискриминации по половому признаку. Однако, одновременно с этим женщины отмечают такое количество проблем, с которыми им приходится сталкиваться в повседневной жизни, что политика и общественная деятельность не может для них не отступать на задний план. Почти для половины опрошенных женщин (44,0%) политическая и общественная карьера ни сейчас, ни в будущем не входит в число жизненно важных планов. Заявивших о том, что они добились серьезного карьерного роста в этой области, всего лишь 5,5%. Все же остальные либо считают, что они этого могут добиться, если захотят (25,7%), либо не смогут добиться, даже если захотят (23,5%).
Таким образом, группа женщин «активистского» типа составляет чуть менее трети всех опрошенных. Правда, следует учитывать, что многие женщины считают возможным и даже необходимым принимать участие в том, что принято называть общественной работой, усиливать роль в жизни общества собственно женских организаций. Тем самым, число включенных в данную сферу деятельности женщин при определенных условиях действительно может несколько возрасти. Причем обращает на себя внимание то, что в отношении возможностей такого рода участия женщины достаточно оптимистичны – 47,4% из них заявили, что мужчины и женщины имеют одинаковые возможности для участия в общественной жизни, и лишь 27,3% – что у мужчин здесь прав больше.
Прослеживается определенная взаимосвязь между оценками новых возможностей для политической и общественной самореализации, с одной стороны, и оценками собственных возможностей - с другой. Так, более позитивно эти возможности оцениваются теми россиянками, которые уже сумели здесь чего-то добиться либо надеются сделать это в ближайшей перспективе (см. табл. 1).
Таблица 1 - Оценка новых возможностей самореализации женщин в бизнесе, политике и общественной деятельности в зависимости от собственных успехов, %
Оценка достигнутого успеха в профессиональной, политической и общественной карьере |
Как изменились возможности за последние 10 лет |
||
Стало легче |
Стало |
Не изменились | |
Уже добилась успеха | 7.7 | 4.2 | 3.5 |
Пока не добилась, но считаю, что мне это по силам | 31.8 | 19.3 | 23.3 |
Хотелось бы, но вряд ли смогу | 19.7 | 30.4 | 23.6 |
В моих жизненных планах этого не было | 40.8 | 46.2 | 49.6 |
Что же из себя представляют женщины «активистского» типа, стремящиеся к самореализации, в том числе в общественной и политической жизни? Как и следовало ожидать, наибольшего карьерного роста добились женщины старших возрастных групп: 12,4% при 5,6% в среднем по массиву. Но и в этой возрастной группе наибольший процент тех (56,9%), кто уже не видят для себя перспектив личной самореализации. Интересно также, что наиболее оптимистично настроены в отношении своих возможностей женщины самых молодых возрастных групп (17–25 лет). Что же касается женщин среднего возраста (31–40 лет), то здесь доминирует скептицизм – 53,3% заявляют, что у них нет в планах делать общественную и политическую карьеру, а 24,0% отмечают, что даже если бы они захотели, то у них это вряд ли получится.
Фактор образования также существенным образом влияет на возможности самореализации и, соответственно, дифференцирует оценки этих возможностей: наличие образования увеличивает включенность, а главное – дает уверенность в том, что эти возможности возникнут. Для сравнения: доля оптимистично оценивающих свои карьерные перспективы, в два раза больше среди респонденток с высшим образованием, чем среди имеющих неполное среднее или среднее образование. Что же касается социальных характеристик, то «активистскую» модель реализуют либо предполагают реализовать в большей степени женщины, оценивающие свое материальное и семейное положение, социальный статус, а также степень удовлетворенности жизнью в более позитивных тонах (на хорошо и удовлетворительно), чем те, кто оценивает эти параметры со знаком минус (см. табл. 2).
Таблица 2 - Оценка профессиональной, политической и общественной самореализации в зависимости от уровня материальной обеспеченности, отношений в семье и социального статуса, в %
Удовлетворенность различными сторонами жизни | Сделать профессиональную, политическую и общественную карьеру | |||
Уже добилась | Пока не добилась, но считаю, что мне это по силам | Хотелось бы, но вряд ли смогу добиться | В моих жизненных планах этого нет | |
Материальная обеспеченность | ||||
- хорошо |
12,4 | 38,7 | 13,1 | 35,8 |
-удовлетворительно |
6,0 | 29,1 | 23,4 | 41,5 |
- плохо | 3,1 | 17,4 | 27,4 | 52,1 |
Отношения в семье | ||||
- хорошо | 6,8 | 29,9 | 22,2 | 41,0 |
- удовлетворительно | 4,2 | 21,1 | 24,8 | 49,8 |
- плохо | 4,2 | 23,2 | 30,5 | 42,1 |
Статус,
положение
в |
||||
- хорошо | 15,0 | 37,3 | 11,6 | 36,1 |
- удовлетворительно | 3,3 | 24,1 | 26,1 | 46,4 |
- плохо | - | 15,3 | 34,2 | 50,5 |
В целом жизнь складывается |
||||
- хорошо | 9,9 | 43,1 | 16,7 | 30,3 |
- удовлетворительно | 4,9 | 22,0 | 24,6 | 48,5 |
- плохо | - | 10,6 | 35,0 | 54,4 |
Из вышеприведенных данных видно, что наименьшую дифференциацию в оценках возможностей дает соотнесение этих возможностей с отношениями в семье. Возникает, однако, вопрос: влияет ли на политическую социализацию женщины сам факт наличия/отсутствия семьи, ее состав и распределение семейных ролей? Как показало настоящее исследование, если и влияет, то не столь существенно, как можно было бы предположить. Замужние женщины действительно несколько более успешны, зато незамужние более оптимистичны в своих прогнозах на будущее. Что же касается распределения внутрисемейных ролей с точки зрения материального вклада супругов, то здесь существенной дифференциации опрос не зафиксировал. Иначе говоря, вопрос о том, кто является главным «добытчиком» в семье, для оценки возможности участия/неучастия в общественной и политической жизни особого значения не имеет.
Что же касается суждения о преимущественных возможностях мужчин для участия в политической жизни, то данной точки зрения придерживается большинство опрошенных женщин, причем вне зависимости от их семейного положения, возраста и других социальных характеристик. На этом фоне несколько выделяются женщины, позитивно оценивающие свой материальный и социальный статус. Эта часть россиянок чаще придерживается той точки зрения, что они имеют одинаковые с мужчинами политические возможности и права (см. табл. 3).
Таблица 3 - Оценка степени равноправия мужчин и женщин на участие в политической жизни в зависимости от уровня удовлетворенности женщин различными сторонами жизни, в %
Удовлетворенность
различными
сторонами
|
Оценка равноправия | |||
Одинаковые права | У мужчин больше | У меня больше | Трудно сказать | |
Материальная обеспеченность | ||||
- хорошо | 33.6 | 48,2 | 0,7 | 17,5 |
- удовлетворительно |
24,5 | 53,7 | 0,8 | 21,0 |
- плохо | 23,1 | 52,4 | 0,6 | 23,9 |
Отношения в семье | ||||
- хорошо | 30,9 | 47,6 | 0,6 | 20,9 |
- удовлетворительно | 24,2 | 53,3 | 0,6 | 21,9 |
- плохо | 17,8 | 58,6 | 1,6 | 22,0 |
В целом же констатация больших возможностей мужчин, по сравнению с женщинами, для участия в политической жизни обусловлена, скорее всего, пониманием и оценкой того факта, что политика в современной России в значительной степени предполагает использование властных, финансовых и административных ресурсов. Поскольку они сконцентрированы, в основном, в руках мужчин, то соответственно их возможности оцениваются женщинами гораздо выше.
Неравенство ресурсов, в свою очередь, ставит женщин в неравные условия в конкурентной политической борьбе. Возможно поэтому те немногочисленные женщины, которым удается выигрывать в этой борьбе, зачастую демонстрируют личные и профессиональные качества, далеко не всегда вызывающие позитивные чувства. Вследствие этого многие женщины крайне настороженно относятся к женщинам–профессиональным политикам. В частности, большинство россиянок крайне скептически относятся к возможности избрания Президентом России женщины. Такую возможность допускают как желательную лишь 36,8% опрошенных женщин, тогда как мужчину на посту Президента России предпочли бы видеть 61,2% россиянок.
Другое дело – локальный политический уровень, связанный с решением конкретных социальных проблем, где роль женщины видится несколько более предпочтительной, нежели мужчины. Так, 51,8% предпочли бы для решения своих личных проблем обратиться к местному политику и администратору в лице женщины и 45,7% – в лице мужчины. По всей видимости, женщины-чиновники на среднем и низовом уровне рассматриваются самими женщинами как обладающие качествами, более подходящими для выполнения этой работы, – терпеливостью, вниманием, меньшей коррумпированностью, а главное – пониманием тех житейских проблем, которые волнуют женщин и которые не всегда представляется удобным и возможным обсуждать с мужчинами. Особенно отчетливо это видно на оценках наиболее благополучных и наименее благополучных респонденток. К женщинам обратятся скорее те, у кого есть серьезные проблемы в семейных отношениях и в материальной обеспеченности (см. табл. 4).
Таблица 4 - К кому из представителей местных органов власти (мужчине или женщине) предпочтут обратиться для решения личных проблем респондентки с разным уровнем удовлетворенности материальным обеспечением и отношениями в семье, в %
К кому обратятся |
Оценка своего положения | ||
Материально обеспечены | |||
Хорошо | Удовлетворительно | Плохо | |
К мужчине | 49,6 | 46,2 | 43,9 |
К женщине | 48,2 | 51,4 | 53,6 |
Оценка отношений в семье | |||
Хорошо | Удовлетворительно | Плохо | |
К мужчине | 47,9 | 44,3 | 37,1 |
К женщине | 49,3 | 53,7 | 60,8 |
Итак, большинство женщин рассматривают политику в масштабах страны в целом либо как совместную деятельность, либо как деятельность преимущественно мужскую. Вычленение из нее «женского» аспекта не представляется продуктивным. Не случайно фракция «Женщины России», поставившая задачу обрести свой электорат и сформулировать «женскую повестку дня», так и не сумела приобрести самостоятельного политического лица и закрепиться в последующих составах Государственной Думы. Это в значительной степени связано с тем, что идейно-политические симпатии представителей разного пола, как правило, свидетельствуют об отсутствии значимых различий по половому признаку: они примерно в одинаковой пропорции делятся на правых и левых, центристов и радикалов. С такой точки зрения представляется оправданным, что действующим законодательством не разрешается создавать партии по половому, национальному и религиозному признаку. В то же время остаются возможности для участия в политике в рамках существующего партийно-политического спектра, а также самоорганизации женщин для решения социальных и гуманитарных задач, в чем сегодня имеется одновременно и большая потребность, и существенный дефицит.
Следует подчеркнуть, что «успешные женщины» в большей степени готовы делегировать политические права и ответственность мужчинам. Так, среди тех женщин, которым удалось создать счастливую семью, предпочли бы видеть на посту президента мужчину (женщину) соответственно 65,9% (33,0%), а те, кто «поставил крест» на возможности создания счастливой семьи – соответственно 54,1% на 43,2%. Примерно та же картина наблюдается и в отношении материального фактора, хотя на первый взгляд это противоречит тому, что женщины высокодоходных групп активнее в политическом отношении и, казалось бы, в большей степени должны доверять женщинам-политикам, включая перспективу избрания на самый высший пост – Президента России. Однако этого не происходит. Женщины из высокодоходных групп в 2 раза чаще предпочитают видеть на посту президента мужчину, чем женщину, тогда как среди бедных этот разрыв не столь значителен, хотя также имеет место (см. табл. 5).
Таблица 5 - Готовность видеть в качестве Президента России мужчину или женщину в зависимости от уровня материального благосостояния опрошенных, в %
Президент |
Группы по доходу | |||
Бедные | Низкодоходные | Среднедоходные |
Высокодоходные |
|
Мужчина | 52,6 | 57,1 | 65,1 | 64,7 |
Женщина | 46,8 |
40,6 |
33,7 | 31,7 |
На наш взгляд, сказанное выше объясняется тем, что женщина, имеющая нормальную и счастливую семью, а также устойчивые источники материального благосостояния, привыкла больше доверять мужчине, чем менее благополучные как в материальном, так и в личном плане, женщины.
Интересно и то, что женщины не разделяют точку зрения, что при той загрузке, которую они сейчас имеют на работе и дома, им лучше вообще не участвовать в общественной и политической жизни, - 30,3% всех опрошенных женщин, тогда как 41,6% категорически с этим не согласны. Женщины выступают за перераспределение ролей в рамках внутрисемейных отношений с тем, чтобы все желающие имели возможность совмещать заботы по дому и семье с полноценным участием в общественной и политической жизни. Подавляющее число россиянок (68,0% против 10,5%) настаивают именно на этом, независимо от своего семейного положения (см. табл. 6).
Таблица 6 - Суждения о работе женщин на ответственных постах в зависимости от семейного положения опрошенных, в%
Суждения | Семейное положение | ||
Замужем | Не замужем | Всего | |
Работа
на ответственных
постах требует
большой самоотдачи.
Ее трудно
совмещать с
заботами по
дому и семье,
поэтому лучше
не привлекать
|
|||
Согласны | 33,0 | 25,7 | 30,3 |
Не согласны | 41,5 | 43,2 | 41,6 |
Трудно сказать | 25,5 | 31,1 | 28,1 |
Работа на ответственных постах требует большой самоотдачи. Ее трудно совмещать с заботами по дому и семье, поэтому надо создать для женщин такие условия дома, чтобы все желающие могли успешно работать в этих сферах |
|||
Согласны | 68,4 | 67,8 | 68,0 |
Не согласны | 10,2 | 10,1 | 10,5 |
Трудно сказать | 21,4 | 22,1 | 21,5 |
Иначе говоря, женщинам нужен крепкий тыл. И если он есть, то никаких проблем с общественной деятельностью у них, как правило, не возникает. А главное, женщины в этом случае не требуют каких-то особых привилегий и преференций со стороны общества и государства.
Это, в частности, выражается в сдержанной оценке россиянками идеи квотирования представительства женщин в исполнительных и законодательных органах власти, продвигаемой в последнее время некоторыми женскими организациями и отдельными политиками. Так, за введение квот, например, в Государственной Думе и Правительстве РФ, на уровне, примерно соответствующем распределению мужского и женского населения страны, высказывается соответственно 24,1% и 20,6% опрошенных женщин, тогда как число убежденных, что такого рода соотношение не имеет принципиального значения, насчитывает свыше 40% женщин (см. табл. 7).
Таблица 7 - Желательная доля женщин в Государственной Думе ФС РФ и Правительстве РФ, в %
Орган власти | Женщин должно быть | |||
Не более 10 |
Не менее 25 | Не менее 50 |
Соотношение
мужчин и женщин
не имеет |
|
Государственная Дума ФС РФ |
10,2 | 22,3 | 24,1 |
43,4 |
Правительство РФ | 13,6 | 21,4 | 20,6 |
44,4 |
Причем, при ответах на данный вопрос просматривается та же тенденция, хотя и менее выраженная, что и на вопрос о гипотетической возможности выбора женщины-президента страны: женскую солидарность, выражаемую в поддержке идеи квотирования, в большей степени высказывают менее успешные и менее обеспеченные женщины. И наоборот, группа высокодоходных, в целом благополучных, в том числе и в личном плане, женщин, демонстрирует скепсис в отношении этой идеи, и соответственно считает, что соотношение числа мужчин и женщин в органах власти принципиального значения не имеет. Так, среди оценивающих отношения в семье на «хорошо» почти в два раза больше тех, кто не поддерживает идею квотирования по половому признаку мест в Государственной Думе (43,7% против 23,0% считающих, что не менее половины мест должно быть отдано женщинам). Среди тех же, кто оценивает отношения в семье как плохие, в соотношении 38,1% против 32,0% эту идею поддерживают. Любопытно, что, когда речь заходит об исполнительной власти, то даже женщины из неблагополучных семей не столь настойчивы в подобного рода требованиях. Лишь около трети женщин, оценивающих свое семейное положение как неудовлетворительное, заявляют о необходимости иметь и в правительстве «женскую фракцию» на уровне не менее 50% от его состава. Также дифференцируются позиции женщин на этот счет в зависимости от уровня материального благосостояния (см. табл. 8).
Таблица 8 - Желательная доля женщин в Государственной Думе ФС РФ и Правительстве РФ в зависимости от уровня материального благосостояния респонденток, в %
Представитель-ство женщин в органах власти |
Уровень материального благосостояния | |||
Бедные | Низкодоходные | Среднедоходные | Высокодоходные | |
Женщин в Госдуме должно быть | ||||
Не более 10% | 10,3 | 10,7 | 10,0 | 10,1 |
Не менее 25% | 21,8 | 17,5 | 24,1 | 25,9 |
Не менее 50% | 28,8 | 30,2 | 22,7 | 15,8 |
Не имеет значения |
39,1 | 41,6 | 43,2 | 48,2 |
Женщин в Правительстве РФ должно быть | ||||
Не более 10% | 13,5 | 11,9 | 14,4 | 13,7 |
Не менее 25% | 21,8 | 18,8 | 23,0 | 20,9 |
Не менее 50% | 25,0 | 26,4 | 18,6 | 14,4 |
Не имеет значения | 39,7 | 42,9 | 44,0 | 51,1 |
Оценивая идею квотирования, многие женщины, возможно, учитывают практику советских времен, когда существовали негласные разнорядки на представительство женщин во всех выборных органах, за исключением, пожалуй, Политбюро ЦК КПСС. Определенная часть женщин, по всей видимости, считает эту практику вполне оправданной и достойной ее воспроизведения в новых условиях, а другие, наоборот, считают ее порочной и, соответственно, выступают против нее[9].
Заключение
Понятие политическое участие охватывает две формы политической деятельности:
1 Пассивное политическое участие: а) участие в голосовании на всех выборах и референдумах; б) иметь право быть избранным во все общественные выборные органы.
2 Активное политическое участие: а) участие в формулировании правительственной политики и последующем ее осуществлении, замещение должности и выполнение всех государственных обязанностей на всех уровнях управления; б) принятие участия в деятельности неправительственных организаций и ассоциаций, связанных с общественной и политической жизнью страны.
Под политическим поведением понимается совокупность реакций социальных субъектов на деятельность политической системы. Политическое поведение проявляется в форме политического участия и абсентеизма. Основными типами политического участия выступают: ортодоксальное (законное и обеспечивающее стабильность политической системы), неортодоксальное (несанкционированное и направленное против политической системы) и политические преступления (деятельность с использованием нелегитимного насилия). В зависимости от типа политической системы в ней преобладает автономное или мобилизационное участие.
Политическое участие обусловлено множеством факторов: интересами, степенью социально-экономического равенства, институционализацией, мотивами участников политической деятельности. Предпочтения избирателей определяются особенностями первичной политической социализации, идентификацией с определенными политическими субъектами, конфессиональной принадлежностью, социальным статусом, полом, возрастом.
Своеобразной формой политического поведения является политический протест. Его формами являются: митинги, забастовки, петиции, пикеты, демонстрации, политический терроризм.
В противоположность политическому участию выступает абсентеизм, который означает полную утрату интереса к деятельности политической системы, политическим нормам и, соответственно, полное устранение от участия в политической жизни. К причинам, обусловливающим абсентеизм, относятся ресоциализация, утрата доверия к традиционным политическим институтам, нормам и ценностям, крайне высокой или крайне низкой степенью удовлетворенности личных интересов.
Данные статьи “ Отчуждение как форма политического участия молодежи” свидетельствуют о тенденции усиливающегося недоверия к органам государственной власти на всех уровнях, общественным и государственным структурам и институтам, а, следовательно, и усиления отчуждения молодежи от них.
По данным статьи “ Основные тенденции политического участия в системе местного самоуправления” можно сделать вывод, что в ряде субъектов федерации (в отдельных муниципальных образованиях) накоплен положительный опыт по привлечению населения к принятию решений. Начали проводить референдумы и уже не по формальным поводам, а с вынесением на голосование конкретных вопросов.
В статье “ Есть ли нужда в политическом участии женщин?” раскрываются ответы на такие вопросы как: Что лежит в основе «деполитизации» значительного числа женщин страны? Является ли это следствием возникновения новых возможностей реализации жизненных интересов, когда активность «воплощается» в самых разных областях и сферах, включая не только политическую, но и профессиональную, образовательную, социально-бытовую, личную? А может быть это новое проявление дискриминации по половому признаку, когда женщин фактически оттесняют от активного участия в политической жизни, что свойственно, прежде всего, обществам, сохранившим патриархально-традиционалисткую модель взаимодействия мужчины и женщины в семье и в обществе в целом?
Участие в политической жизни является непосредственным показателем самоопределения личности, востребованности и осуществимости ею своих прав, выражением понимания человеком своего социального статуса и возможностей. Именно участие индивида в политике в конечном счете показывает, насколько эта сфера жизни способна служить не только интересам крупных социальных групп, но также запросам и чаяниям рядового гражданина, обычного человека.
Список литературы
1 Ковлер А.И., Смирнов В.В. Демократия и участие в политике. Критические очерки истории и теории. М., 1986; Черняк Э.В. Влияние типов политических режимов на социальную активность личности. Казань, 1993
2 Демократия и участие в политике: буржуазные концепции и практика. — “Общественные науки”, 1986, № 4;
3 Тепляков А.В. Политическое участие в современной России (состояние, особенности, тенденции). М., 1993
4 Холмская М. Р. “Политическое участие как объект исследования. Обзор отечественной литературы”, www.politstudies
5 www.bolshe
6 www.shulenina.narod
7 Лупандин В.Н. “Отчуждение как форма политического участия молодежи: причины и пути решения”, www.ostu
8 Великая Н.М. “Основные тенденции политического участия в системе местного самоуправления”, www.socis.isras
9 www.ispr