Политическое участие

систематизировали формы политического участия граждан, дали им исчерпывающую характеристику.

Тем не менее, хотелось бы ещё раз обратиться к проблеме политического отчуждения, которое, являясь крайней формой политического участия, выступает одним из факторов нестабильности социосферы в целом.

Наиболее видным представителем социально-философской и политической мысли, достаточно подробно изучившим феномен отчуждения, считается Карл Маркс. Фундаментальной основой построенной им "теории отчуждения" являются философские взгляды Г.В.Ф. Гегеля, во многом определившего стиль и метод научного мышления К. Маркса. Не менее значимыми для К. Маркса стали научные взгляды М. Гесса, который впервые соотнёс отчуждение с различными социальными явлениями, считая, что над человеком в отчуждённой форме в религии господствует бог, в экономике деньги, а в политике государственная власть.

Однако, К. Маркс формировал свою теорию отчуждения применительно к сфере производства, опираясь, прежде всего, на экономические категории. Дальнейшее изучение проблемы отчуждения Э. Фроммом, Г. Маркузе, Э. Дюркгеймом и др. вывело её за пределы первоначального экономического смысла, вложенного К. Марксом. Отчуждение было обнаружено и исследовано в области политики, культуры, образования, религии, искусства, отдыха, потребления, семьи и др. сферах.

В настоящее время в энциклопедических и словарных изданиях отчуждение характеризуется, во-первых, как процесс и результаты превращения продуктов человеческой деятельности, а также свойств и особенностей человека в нечто независимое от людей и господствующее над ними; во-вторых, превращение явлений и отношений между людьми в нечто иное, чем они являются сами по себе, искажение и извращение в сознании людей их жизненной реальности. Наиболее значимое и актуальное для современных общественных процессов является политическое отчуждение.

Политическое отчуждение, согласно одному из определений, это состояние, при котором политические идеи, отношения и организации, превращаются в нечто, независимое от личности, а иногда и противостоящее ей.

Существует мнение, что для российской действительности в политической сфере жизнедеятельности общества характерно усиление взаимного отчуждения власти и населения, в особенности 1/5 его части, которая с начала XX века определяется как молодое поколение, молодёжь. Объяснить складывающуюся ситуацию можно, проанализировав основные причины формирующегося политического отчуждения, тесно взаимосвязанные, взаимообусловленные и взаимодополняемые основными параметрами молодёжи как особой возрастной и социально – демографической группы.


Схема 1 - Взаимосвязь основных причин отчуждения и параметров молодёжи как особой возрастной и социально – демографической группы


Причины отчуждения

Основные параметры молодёжи как

возрастной и социально –

демографической группы



 

Возрастные границы и социально – психологические особенности

Свойства отдельного индивида



 

Степень политической образованности индивида и уровень его политической культуры


 

Специфика социального статуса, роли, социокультуры поведения




Характер режима политического управления

Особенности политической социализации





Свойства отдельного индивида, применительно к политической сфере жизни общества складывается из элементов индивидуального политического сознания, а также, личностных установок, потребностей и интересов, определяющих, в совокупности с политическим сознанием, элементы политического поведения личности, в том числе и политическое отчуждение.

Мы склонны считать, что современное общество, с его насыщенностью информационными технологиями и развитыми коммуникационными сетями способно с помощью СМИ, воздействовать на сознание молодого человека и развивать у него определённые потребности и интересы, поскольку именно в юном возрасте индивид проходит через процесс социализации, в том числе и политической, формируя свои социально – психологические особенности, закладывая будущую специфику социального статуса и социокультуры поведения. Таким образом, общество само является причиной снижения деятельностной активности молодого поколения и развитию в молодёжной среде феномена "политическое отчуждение".

Достаточно часто можно слышать о прагматичности молодёжи; её меркантильности; отсутствии высоких идеалов; ориентации, на получение прибыли; отчуждении от общественно – политической жизни; неспособности принести определённую пользу обществу. Однако, само общество ставит молодого человека в такие условия, при которых уровень его притязаний молодёжи сводится к формуле " не до жиру – быть бы живу". Данные одного из социологических исследований, проведённого сотрудниками РАГС при президенте РФ свидетельствуют о том, что доля молодых людей, имеющих хорошее материальное положение постепенно снижается, то есть для российской молодёжи всё более актуальной становится проблема выживания (см. таблицу 1).


Таблица 1 - Динамика уровня материальной обеспеченности российской молодёжи (в процентах от опрошенных)


Категории 1990 1992 1995 1998

2001

Хороший уровень материальной обеспеченности 11,0 1,9 2,0 0,4 1,2
Неплохой уровень материальной обеспеченности

35,2


21,2 26,8 5,3 15,1
Средний уровень материальной обеспеченности 37,8 51,5 40,2 41,5 45,6

Плохой уровень материальной обеспеченности

14,0

24,5

30,0 51,5 37,6
Затрудняюсь ответить 2,0 1,0 1,0 1,3 0,5

 Следует отметить, что представители практически всех категорий ранжировали свои потребности следующим образом: 1. – приобретение продуктов питания, 2. – покупка одежды, 3. – улучшение жилищных условий. Таким образом, интересы молодёжи сосредоточены, в настоящее время, на проблемах поддержания своего существования и выживания в современных условиях. Это, на наш взгляд, является другой, не менее значимой предпосылкой формирования политического отчуждения молодого поколения.

Степень политической образованности и уровень политической культуры человека определяются его индивидуальными свойствами, а также политической активностью. Политическая активность проявляется, прежде всего, там, где человек не удовлетворён фактическим состоянием дел, проблемами и решениями, так или иначе затрагивающими его интересы. В последнее время отмечается усиление принципиальной несовместимости интересов, потребностей и жизненных ориентиров молодёжи с политикой.

Перефразируя мнение Г. Маркузе, можно сказать, что в отчуждении, в том числе и политическом, молодёжь находит пути своего развития и удовлетворения собственных потребностей. Поэтому молодёжь, несмотря на то, что является одной из самых активных категорий общества, не всегда находит поддержку со стороны властной элиты, а потому не может максимально использовать данное качество как в целях повышения степени политической образованности, так и уровня политической культуры, что, в свою очередь, опять-таки, служит причиной дальнейшего политического отчуждения молодого поколения.

Дело в том, что для российского общества исторически присуще два типа политической культуры: официальная, государственная и неофициальная, народная. Они наличествуют в российском обществе и в настоящее время. Это проявляется во всём – в ценностных ориентациях, образовании, поведении и служит причиной непонимания курса политической власти, усиления разногласий между представителями двух типов политических культур. Поэтому значимость политической образованности, а вместе с этим и повышение политического участия, которое на сегодня актуально как никогда.

Характер политической власти. Для России исторически характерна сильная власть, связанная с сильной личностью и усиленной ролью государства в общественных процессах. Демократические преобразования сместили акценты, во властных отношениях, а следовательно, и суть отношений государства и граждан. Фактически же взаимодействия между властью и народом, в том числе и с молодым поколением не изменились и характеризуются ещё большей отчуждённостью. Многие демократические ориентированные обещания не были выполнены, большинство принятых решений так и остались на бумаге. Кроме того, значительная часть населения не до конца понимает суть осуществляемых преобразований, поэтому уверена, что органы власти ни в коей мере не пекутся о её интересах.

Исследования последних лет свидетельствуют о том, что молодёжь, всё сильнее отчуждаясь от радикализма и либерализма реформационных изменений и оставаясь, тем не менее поборницей демократических преобразований, является, как ни странно, сторонницей сильной власти и сильного государства, готова пойти за сильным лидером, способным взять на себя ответственность, поскольку устала от бездействия властных структур и пустых обещаний. Наглядно это можно продемонстрировать результатами упомянутого ранее социологического исследования, проведённого Ю.А. Зубком и В.И. Чупровым.


Таблица 2 - Политические предпочтения молодого поколения


Политические предпочтения Ранг К Ранг К
1997

1999

Власть сильной личности 1 6,26 1 6,39
Сильное государство 3 5,91 2 6,18

Традиционно - демократические принципы

2 6,11 3 6,09

 

Бездействие властных структур и пустые обещания являются, на наш взгляд причиной недоверия молодёжи к властным органам всех уровней и отчуждения от них. Ещё раз обратимся к социологическому исследованию Ю.А. Зубка и В.И. Чупрова, раскрывая динамику отношения молодого поколения к современным властным институтам и общественным структурам Наглядно это можно представить следующим образом (табл. 3).


Таблица 3 - Динамика отношения молодого поколения к современным властным институтам и общественным структурам, в процентах к опрошенным


Властные и общественные институты

1997

1999

Доверяю Не доверяю Доверяю Не доверяю
Президент РФ 14,2 50,1 3,1 81,2
Правительство РФ 8,2 52,6 11,6 66,9
Государственная Дума 6,8 54,4 5,6 71,9
Руководство регионов 13,8 45,2 20,0 51,9
Прокуратура 17,6 43,3 22,8 48,6
Суд 20,2 43,6 25,7 49,4
Милиция 13,3 56,9 17,3 61,7
Армия 24,3 39,7 37,2 28,3
Политические партии 3,7 57,5 5,9 70,0
Профсоюзы 13,2 47,8 15,5 52,6
СМИ 21,8 37,6 32,0 41,2
Церковь 32,0 27,2 37,5 32,7

 Данные свидетельствуют о тенденции усиливающегося недоверия к органам государственной власти на всех уровнях, общественным и государственным структурам и институтам, а, следовательно, и усиления отчуждения от них.

Известно, что политика, обладая широкими властными полномочиями и выступая субъектом социального творчества, имеет определённые возможности, обусловливающие специфику её воздействия на социальную и духовную сферу жизнедеятельности общества. Поэтому, молодое поколение, отчуждаясь от политики, снижая степень активности в политической деятельности, перестаёт выполнять свои основные социальные функции – быть связующим звеном поколений и способствовать дальнейшему цивилизованному развитию общества. По сути, молодёжь перестаёт быть социально активной.

Одним из путей решения взаимного отчуждения власти и молодёжи может и должно стать, с одной стороны, осознание молодым поколением собственной значимости в общественно – политических процессах, понимание того, что удовлетворение его собственных потребностей и интересов во многом зависит от него самого; а с другой - проведение целенаправленной государственной молодёжной политики, призванной активизировать деятельность молодого поколения по всем направлениям жизнедеятельности общества[7].


7 Основные тенденции политического участия в системе местного самоуправления


Проблематике политического участия на уровне местного самоуправления (МСУ), как представляется, мало уделяется внимания. Объяснить это можно и политической конъюнктурой, и теми объективными сложившимися условиями в нашем политическом пространстве, когда реально имеют вес, конкурируют между собой и заявляют о себе два уровня власти: центральный (федеральный) и региональный. Местный уровень пока только формируется, причем в условиях, не способствующих его дееспособности. Между тем, в западных демократиях именно на местном уровне наиболее активно проявляет себя политическое участие, под которым понимаются различные способы активности граждан, стремящихся влиять на структуры управления, процесс принятия решений.

К деятельности подобного рода можно отнести голосование, участие в демонстрациях, митингах, пикетах, внесение денежных взносов, письма, петиции, вступление в личные контакты с политиками или должностными лицами, членство в организациях, выдвижение гражданских инициатив на местном уровне. Как один из принципов организации власти и управления МСУ предполагает передачу государством полномочий в принятии определенных решений группам граждан, которых эти решения затронут в первую очередь и которые проживают на определенной территории. Практика МСУ существенным образом варьируется от региона к региону, и, учитывая большое количество субъектов федерации, мы выбрали подход, основанный на методе анализа ограниченного числа случаев, причем сходных. Исследование ограничено тремя регионами со схожей системой управления на региональном уровне, примерно с одинаковым уровнем социально-экономического развития, но при этом отличных по формальной организации МСУ - Санкт-Петербургом, Ленинградской и Саратовской областями. В качестве основной гипотезы выдвинуто следующее положение: территориальные основы организации местного самоуправления влияют на характер и формы политического участия. Были проанализированы ход и результаты выборов в муниципальные органы власти, состав депутатского корпуса, проводился опрос депутатов муниципальных органов власти двух созывов (в 1999 и 2001 гг.), а также граждан, главным образом в периоды предвыборных компаний.

Предполагается, что местное сообщество само определяет и территориальную основу МСУ, т.е. в рамках какой территории - села, города, района — оно должно осуществляться, и организационную форму, т.е. как будет организована система управления, однако его становление в России показало несколько иную картину. Существенная причина - несовершенство российского законодательства, существенное нивелирование различий между сельскими и городскими муниципальными образованиями (МО). Все получали равные права и обязанности и вместе с тем появилось видовое разнообразие МО: и села, и поселки, и сельсоветы, и районы, объединяющие город и прилегающую сельскую территорию, и только сельские районы, и города, и городские районы, и более мелкие административно-территориальные единицы (как в Москве и Санкт-Петербурге).

Специалисты считают, что у нас взяты принципы германской модели федерализма и американской МСУ, которая считается наиболее сложной и многоуровневой (но без подчиненности одного уровня другому). Однако американская система МСУ сформировалась раньше американской государственности, и законы штатов четко определяют статус каждого из нескольких видов муниципальных образований, и условия получения иного статуса, и те процедуры, которые необходимо пройти в ходе приобретения нового статуса. В России же вопрос обретения статуса местного сообщества (вопрос организационных форм) в конечном счете зависел от желания, а точнее нежелания губернатора и региональной власти.

В Саратовской области МО формируются только в пределах территории, объединяющей город и район. В Ленинградской области местное самоуправление осуществляется в различных административно-территориальных единицах. Ими могут быть и города, и районы, и волости, и поселки. В Санкт-Петербурге в результате административно-территориальной реформы специально были созданы 111 муниципальных округов. Были прецеденты, когда местные сообщества (чаще всего в городах и поселках городского типа), пытаясь приобрести статус МО, наталкивались на серьезные противодействия региональных властей. Такая ситуация была в Ленинградской области (г. Коммунар), Московской (г. Дзержинск), в Саратовской (г. Балаково) и ряде других.

Действующее законодательство признает следующие формы прямого волеизъявления граждан, которые выступают как формы политического участия на территории МО: местный референдум как непосредственное волеизъявление граждан, проживающих на территории данного муниципального образования; муниципальные выборы, предусмотренные законодательством действия граждан, их объединений, избирательных комиссий по формированию представительных органов местного самоуправления; собрания (сходы) граждан по месту жительства как непосредственное участие граждан в решение вопросов местного значения; народная правотворческая инициатива - внесение населением муниципального образования в органы МСУ правовых актов по вопросам местного значения; обращения граждан в органы местного самоуправления и к должностным лицам органов местного самоуправления; территориальное общественное самоуправление граждан по месту жительства на территории муниципального образования, микрорайона, улицы, двора и т.д. для решения конкретных вопросов, касающихся населения этой части территории муниципального образования.

Если одни формы волеизъявления хорошо нам знакомы, другие встречаются редко или практически не используются в реальной жизни. И практически во всех случаях все формы организуются и проводятся по инициативе сверху (за исключением двух последних). Реальная практика дает пока очень мало примеров, когда субъектами той или иной инициативы становятся сами граждане, избиратели. Последние выборы в органы местного самоуправления демонстрируют стабильный уровень абсентеизма. Явка избирателей в органы местного самоуправления на выборах колеблется по России от 7% до 60%. Высокий уровень явки (главным образом на вторых выборах) теперь достигается путем совмещения выборов в местные органы власти с выборами либо президента, либо в Госдуму, либо региональными выборами.

Так, например, в 1998 г. в Санкт-Петербурге, первые выборы (кстати, проходившие по решению суда, так как региональные власти никак не могли принять решение о дате выборов) были признаны несостоявшимися в 79 округах из 111, что заставило региональный парламент отменить 25% барьер. Повторные выборы состоялись при явке избирателей в 17% . Поскольку срок полномочий муниципальных советов первого созыва ограничивался двумя годами, то следующие выборы совместили с президентскими в надежде обеспечить явку избирателей. Тем не менее, несмотря на то, что общая явка была 66,7%, результаты выборов в муниципальные советы от 26 марта 2000 г. были удручающими. Выборы признаны состоявшимися лишь в 23 округах, т.е. там, где было выбрано не менее 23 от положенного количества членов МС. В основном выборы прошли в поселках Курортного района. Не избраны муниципальные Советы в городах Пушкин и Петродворец, где выбрали только по 2 депутата вместо 20, и в Ломоносове (выбрано 4 из 20). В 23 муниципальных образованиях не было избрано ни одного депутата, в 40 - от одного, и более, но менее необходимых двух третей. Деятельность только 31 муниципального совета могла считаться легитимной. Повторные выборы в муниципальные Советы (25 июня 2000 г.) собрали чуть более 7% избирателей и были признаны состоявшимися, поскольку не было зафиксировано протестного голосования. За 2 года реальных перемен в отношении избирателей к местным муниципальным властям не произошло, хотя сами муниципалы рапортуют о своих успехах и достижениях. Так же снижается количество участвующих в голосовании и в Ленинградской (с 39,2% в 1997 до 33 % в 2001 г.), и в Саратовской (с 44,5% в 1996 до 31,6 в 2000 г.).

Очень распространена ситуация, когда в ряде округов выборы не признаются состоявшимися из-за недостаточной явки или из-за большого количества голосов, поданных против всех депутатов. Так, уже на повторных выборах и довыборах депутатов в 15 округах Ленинградской области в декабре 2001 г. не смотря на явку 33,03% (эти выборы совместили с выборами в региональный парламент, а значит агитация была за счет и региональной, и муниципальной власти) в 4 округах выборы не состоялись (явка - менее 25 %, минимальная - 11, 58 % в г.Сертолово), в двух округах -число голосов, поданных за кандидатов, было меньше , чем число голосов избирателей, поданных против всех кандидатов.

И хотя абсентеизм не только проблема России, здесь он приобретает особые черты. Слабость и неспособность местных органов власти решать поставленные перед ними социально-экономические вопросы, затрагивающие непосредственные интересы местного населения, не может способствовать формированию доверия к самоуправленческим структурам. Для сравнения скажем, что в эпоху земства и городского управления, около 60% собираемых на территории городов средств оставалось в городской казне. Сегодня эти цифры не превышают 30% . А местные налоги дают в городской бюджет лишь 3-5% от общей суммы. При этом бюджет субъекта федерации остается тем ситом, через которое проходят деньги из федерального бюджета в местный. И нормативы, и объемы поступлений часто зависели от того, какие отношения сложились между губернатором и главой местного самоуправления.

По нашим данным, лишь в некоторых субъектах федерации (в Псковской, Новосибирской, Самарской, Ростовской, Саратовской областях) активно работают КТОСы, действуют ассоциации муниципальных образований, хотя существуют они во всех исследуемых областях. Ассоциации МО действенны в Ленинградской области - ассоциация городов Ленинградской области. В Санкт-Петербурге их деятельность носит скорее формальный характер. В Саратовской области муниципальных ассоциаций не зарегистрировано.

Очевидно непонимание местным сообществом того, какие функции действительно должен выполнять местный парламент, местная администрация. Так, летние социологические опросы жителей Санкт-Петербурга (2000 г., N=1200) показали, что 8 из 10 горожан не знают, чем должно заниматься местное самоуправление, и в чем его суть. Только 6% населения дают положительную оценку работе местных органов власти, более четверти (27% ) - отрицательную, а каждый третий (32%) ничего не знают о его работе (опрос 900 чел. летом 2002 г в Саратовской области). Опрос в Санкт-Петербурге (лето 2001 г., N=1200) зафиксировал, что 92% респондентов не знают (не помнят), кто именно представлен от их округа в региональном парламенте и местном законодательном собрании; 70% не имеют ни малейшего представления о том, что именно обсуждается в региональной ассамблее. На вопрос же “Готовы ли Вы участвовать в компании по отзыву депутата?” 84 % отвечали отрицательно.

Социальный состав депутатов муниципальных палат в указанных регионах различен. В Санкт-Петербурге деятельность в качестве депутата местных законодательных собраний не считается престижной, значимой и не несет особых выгод. В Ленинградской и Саратовской области (где возможно получение муниципального заказа, есть доступ к бюджетному финансированию) значительную часть представляют директорат, предприниматели или лица, связанные через родственников с ведением предпринимательской деятельности. В Санкт-Петербурге большинство депутатского корпуса составляют работники социальной сферы - учителя, врачи, военные в отставке и пенсионеры. Если в первых двух созывах (напомним, депутаты избирались соответственно на 2 и 4 года) преобладали представители директорского корпуса и интеллигенции, то в последних местных законодательных собраниях увеличился удельный вес представителей бизнеса (с 4-6 % до 8-15%). Наблюдается стабильный рост той прослойки, которая постоянно занимается депутатской политической деятельностью или перемещается из органов власти в органы управления и, наоборот. Рекрутация осуществляется за счет слоя управленцев и руководителей. По сути люди пересаживаются из одних кресел в другие, что только подтверждает гипотезу о наличии “партии власти” не только на центральном уровне, но и о формировании таких же партий на местном уровне. По крайней мере 60% - избираются повторно... (в некоторых субъектах эта 14 цифра достигает 80%), из них от 10 до 20% уходят в законодательные собрания регионального уровня.

Возможность выбора по партийным спискам нигде в МО не зарегистрирована. Как правило, создаются локальные избирательные объединения типа “Любимый город”, “Справедливость”, “Законность и порядок”, "Диалог", о политических предпочтениях которых можно только догадываться. Даже те кандидаты, которые официально выдвигались от партий, старались в ходе предвыборной компании не афишировать своей партийной принадлежности и акцент в агитации делали на решении конкретных социально-экономических проблем. Что касается независимых кандидатов, то они всячески подчеркивали свою аполитичность и независимость. В Санкт-Петербурге активно распространялся и поддерживался “яковлевский список” — список кандидатов, поддерживаемых властью и лично губернатором Яковлевым. Многие агитационные материалы самых различных кандидатов как в Петербурге, так и в Саратове содержали явные утверждения и скрытые намеки на то, что данный деятель пользуется авторитетом в областном правительстве, поддержкой губернатора и т.д. В Саратовской области главы местного самоуправления избираются законодательным собранием по представлению губернатора, и, например, из 39 глав администраций 38 были вновь избраны депутатами, а 35 по представлению Д.Ф.Аяцкова были законодательными органами выбраны главами муниципальных образований (19 в течение года были отстранены). В Ленинградской области 20 из 29 работающих глав администраций были вновь утверждены на этих постах.

Опрос муниципальных служащих и депутатов (N=480), проводимых нами на протяжении последних трех лет показывает, что они не готовы к взаимодействию с населением, не считают это необходимым. Так, на вопрос “В какие организации и органы необходимо шире вовлекать население?” 2,6% респондентов указали на комиссии городских и районных органов управления; 10,3 — профсоюзы и другие органы самоуправления на предприятиях; 2,6 — квартальные, уличные или домовые комитеты; 9 — родительские комитеты при школах; 1,3 — суды, дружины и другие органы по охране правопорядка; 3,8 — организации по охране природы. 70,4% считают, что ни в какие органы население не следует вовлекать, а 54% — бессмысленно безграмотному и политически пассивному населению давать возможность высказываться по тому или иному поводу.

Тем не менее, надо сказать, что в ряде субъектов федерации (в отдельных муниципальных образованиях) накоплен положительный опыт по привлечению населения к принятию решений. Начали проводить референдумы и уже не по формальным поводам (утверждение Устава муниципального образования), а с вынесением на голосование конкретных вопросов (о строительстве зданий, например, культовых, закрытии или приостановлении производств, о создании нового МО в пределах иной территории). В Ленинградской области прошло 5 референдумов за последние 2 года, в Саратовской области - 1 (по вопросу возвращения исторического названия ). В 4 городах Ленинградской области (прежде всего районного уровня) сложилась практика открытых, публичных заседаний городского Совета, сформированы совместные комиссии советов и общественных организации и общественности. В Саратовской области, где власть губернатора непререкаема, подобной практики нет вообще, за исключением действующего при городском совете областного центра Совета политических партий, образованного главным образом для согласительных процедур.

Более быстрыми темпами наблюдается укоренение демократических практик и различных форм политического участия в Ленинградской области, где территориальная модель поливариантна. Особенно в малых городах и районах население уже стало осознавать себя местным сообществом, почувствовало заинтересованность в осуществлении своих гражданских прав. В Саратовской же области территориальная основа слишком крупная, что удобно прежде всего региональной власти, а не населению, которое даже не имеет возможности наладить взаимодействие и обмен информацией в пределах столь крупных муниципальных образований. В Петербурге реформа территориального устройства была проведена накануне выборов 1998 г., и многие жители (78 %) до сих пор не знают территории своего муниципального образования, что часто создает путаницу и неразбериху, в том числе на выборах, поскольку жители одного двора могут быть приписаны к разным муниципальным округам. Затрудняет территориальную самоидентификацию и то, что муниципальные округа различаются только номерами, лишь в последние 2 года идет движение за присвоение им названий, отражающих территориальную, географическую историческую или социальную особенность, что не всегда просто сделать.

Сейчас Администрацией Президента подготовлен новый проект закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ", который в рамках концепции по разграничению полномочий между уровням власти призван упростить и унифицировать систему МСУ в РФ. Попытки привлечь граждан к процессу обсуждения законопроекта не выглядят слишком активными. Прошли парламентские слушания, появились статьи и интервью разработчиков реформы и некоторых законодателей в газетах, но на низовом уровне все укладывается в известную сакраментальную формулу "народ безмолвствует". И хотя некоторые партии (СПС, "Яблоко", "Единая Россия") на своих партийных региональных конференциях обсуждали законопроект, говорить о массовости и заинтересованности населения нельзя. Унификация территориальной системы МСУ, особенно укрупнение территорий субъектов местного самоуправления вряд ли скажутся положительно на политической активности и участии граждан в процессе управления. Главной особенностью современного этапа зарождения местного самоуправления является сочетание двух принципов организации общественной жизни - государственность и самоуправление, с преобладанием первого, что и определяет пока малую эффективность практик политического участия[8].


8 Есть ли нужда в политическом участии женщин?


В современной России, судя по результатам ранее проведенных исследований, интерес женщин к политике и, соответственно, участие в ней, за последние годы существенно снизился. Если на волне перестроечной и постперестроечной эйфории в политику пришло много женщин, которые в ряде случаев заняли ключевые позиции в высших эшелонах власти и даже имели свое представительство в парламенте в виде самостоятельной фракции «Женщины России», то в настоящее время их позиции в органах власти, причем не только в центре, но и, особенно, на местах значительно ослабли.

В этой связи возникают следующие вопросы: Что лежит в основе «деполитизации» значительного числа женщин страны? Является ли это следствием возникновения новых возможностей реализации жизненных интересов, когда активность «воплощается» в самых разных областях и сферах, включая не только политическую, но и профессиональную, образовательную, социально-бытовую, личную? А может быть это новое проявление дискриминации по половому признаку, когда женщин фактически оттесняют от активного участия в политической жизни, что свойственно, прежде всего, обществам, сохранившим патриархально-традиционалисткую модель взаимодействия мужчины и женщины в семье и в обществе в целом?

Результаты настоящего исследования свидетельствуют о том, что как это ни парадоксально, сами женщины в большинстве своем дают вполне ясные, однозначные ответы на все эти вопросы.

С одной стороны, многие из них не считают себя ущемленными с точки зрения возможности общественной и политической самореализации. Более того, 45,8% опрошенных женщин против 29,3% считают, что за последние десять лет возможности женщин реализовать себя в бизнесе, общественной деятельности, политике значительно возросли. С другой стороны, примерно в таком же соотношении (52,7%