Оборудование гастронома ( с установкой весового оборудования в торговом зале)

прилавков значительно более равномерное поле температур по экспозиционной глубине (разница - в пределах 1-1,5°С).

Холодильные прилавки могут быть выполнены в нескольких климатических классах. Витрины со встроенным холодильным агрегатом обычно производят двух климатических классов: третьего (холодильные витрины, работающие при температуре окружающего воздуха не более 28°С и относительной влажности - до 60%), и четвертого (температура - до 32°С и влажность - до 55%). Что касается холодильных прилавков с выносным агрегатом, то, соответственно, для холодоснабжения одного и того же прилавка используется либо обычный холодильный агрегат, либо усиленный (для тропического климата).

При рассмотрении конструктивного устройства холодильного прилавка следует отметить, что основная деталь его - корпус - состоит из двух листов металла, между которыми залит пенополиуретан, обладающий высокими теплоизоляционными свойствами (коэффициент теплопроводности не выше 0,023 Вт/м К). Корпус обычно размещен на подрамнике, выполненном из квадратной трубы. Нижняя часть холодильной витрины (касетон), как правило, облицована окрашенными или даже декорированными панелями. С боков корпус закрыт теплоизолированными боковинами из ударопрочного ABS-пластика. В нижней части витрины находится холодильный агрегат, как правило, оснащенный герметичным поршневым компрессором с напряжением питания 220 В.

Необходимо также отметить такую важную составляющую, как испаритель. Он представляет собой теплообменник, осуществляющий охлаждение воздуха за счет кипения хладагента внутри него. Испаритель крепится на задней стенке корпуса, а в прилавках под выносной холод - иногда на дне витрины. В большинстве моделей холодильных витрин со встроенным агрегатом есть скрытая камера для хранения товарного запаса, находящаяся под экспозиционной поверхностью, что весьма удобно. Что же касается прилавков под выносной холод, то для них такая камера не является неотъемлемым компонентом конструкции. Вид холодильного прилавка изображен на рисунке №7.

Рис.7

Охлаждаемые витрины используют для продажи самых разнообразных продовольственных товаров: колбас, сыров, мясных и рыбных деликатесов, кондитерских изделий и т.д. Они составляют основу оборудования ведущих отделов гастронома - гастрономия, молочные продукты, кондитерские изделия. Многие производители предлагают витрины не только охлаждаемые, но и тепловые, которые предназначены для продажи готовых блюд в подогретом состоянии.

Морозильные камеры или лари.

Морозильные лари – вид холодильного оборудования, характеризующийся низкотемпературным режимом (-10? -20?С). (см. рисунок №8 ). Подразделяются на лари с глухой крышкой (для хранения продуктов) и стеклянной крышкой (для хранения и демонстрации продуктов). Как правило, их используют для замороженных мясных и рыбных полуфабрикатов, хранения и продажи мороженного. Небольшие размеры делают морозильные лари мобильными и их легко перемещать по торговому залу. Большой популярностью этот вид холодильного оборудования пользуется в летний период – когда активизируется продажа мороженого и прохладительных напитков. Наиболее популярные модели Derby и «Бирюса», так как они оптимальны по соотношению цена/качество.

Рис.8

Холодильные шкафы.

Существуют модели с металлическими (или сплошными) дверями, которые используют для хранения продуктов. Более популярными моделями являются морозильные шкафы со стеклянными дверями (которые, благодаря специальной технологии не запотевают). Это позволяет не только хранить, но и , что очень важно для гастронома, демонстрировать товар, выставляя шкаф в торговый зал. (см. рисунок № 9).


Существуют 3 температурных режима холодильных шкафов:

Рис.9
1. Среднетемпературные (0?+7?С) предназначены для большинства продуктов питания (колбасы, молочные изделия, сыры), так как нормы СЭС определяют этот диапазон температур для многих продуктов. Наиболее популярные модели Derby и Бирюса.

2. Низкотемпературные шкафы (-10?+12?С). Имеют систему принудительной вентиляции и автоматической оттайки. Лидирующее положение по качеству занимает оборудование Derby.

3. Высокотемпературные (+1?+10?С) шкафы для хранения и демонстрации напитков, фруктов. К ним же можно отнести новинку– винные шкафы (+5?+25?С). Привлекательный дизайн, сделанные под углом полки, стеклянная дверка и распределение температуры от +5? внизу шкафа до +25? позволяют правильно хранить вино и демонстрировать его в выгодном свете. Для удобства эксплуатации почти все модели холодильных шкафов имеют возможность изменения направления открывания дверей (левое на правое и наоборот). Популярны модели производителей Igloo, Спутник, Derby, Polair. Витрины – наиболее распространенный вид холодильного оборудования. Служит, в первую очередь, для демонстрации продуктов питания. Имеют привлекательный дизайн для привлечения взора покупателей. Выделяются 3 вида витрин:

4. Среднетемпературная (0+7?С) или гастрономическая витрина. Служит для выкладки колбас, сыров, фруктов и других продуктов, для которых рекомендован этот диапазон температур. Имеются различные варианты исполнения и подсветки, так как известно, что мясные продукты освещаемое красной лампой, выглядит свежее и привлекательнее.

5. Низкотемпературные витрины (0?-12?С) используют для демонстрации и хранения, например, свежезамороженной рыбы, мясных полуфабрикатов.

6. Кондитерские витрины (0 +7?С) служат для демонстрации и хранения тортов, пирожных, десертов. От среднетемпературных витрин их отличает более широкая площадь выкладки, наличие полок и выкатывающийся поддон, что облегчает доступ продавца к продукту.

К стеллажам в данном виде торгового оборудования относят пристенные охлаждаемые стеллажи, которые могут использоваться в гастрономе за различными прилавками.

Рис.10
Как известно, основной объем продаж по молочным продуктам, фасованной гастрономии и кулинарии приходится на пристенные охлаждаемые стеллажи. Это холодильное оборудование, всегда присутствующее, в первую очередь, в магазинах самообслуживания, присутствует, тем не менее, и в гастрономах .Для гастронома в условиях рыночной конкуренции этот стеллаж просто незаменим. Он позволяет экономить пространство и оптимальным образом совершать выкладку товара. Ассортимент товаров, продаваемых из охлаждаемых стеллажей, достаточно широк. Во-первых, это все молочные продукты за исключением, пожалуй, асептически упакованных (длительно хранящихся без охлаждения). Также к этой группе продуктов относятся товары гастрономии, колбасы, все сыры, соленая и копченая рыба, масложировые товары, а также овощи и фрукты.

Преимуществом пристенных охлаждаемых стеллажей перед витринными прилавками, холодильными шкафами и среднетемпературными ваннами является значительно большая экспозиционная и загрузочная способность при относительно небольшой площади, занимаемой оборудованием в торговом зале. Другое важное преимущество пристенных стеллажей - вертикальная выкладка - размещение товаров на навесных полках в несколько уровней, что позволяет представить большой ассортимент на метр погонной длины.(см. рисунок № 10)

Немаловажно и отсутствие очередей, а также хорошая освещенность товаров, что способствует высокой рентабельности пристенных охлаждаемых стеллажей.

Из недостатков этого оборудования следовало бы отметить только один существенный: относительно высокий расход электроэнергии на охлаждение и необходимость в использовании достаточно мощных компрессоров. Причина существования этого недостатка заключается в том, что по сравнению с другим холодильным оборудованием пристенные охлаждаемые стеллажи более открыты для окружающей среды, а, значит, выше требуемая им холодильная мощность.

Существует несколько классификаций пристенных охлаждаемых стеллажей. Одна из них основана на различиях в размещении холодильного агрегата. Согласно данному подходу стеллажи бывают со встроенным холодильным агрегатом и, напротив, без агрегата, для подключения к вынесенной системе холодоснабжения. У большинства западноевропейских фирм-изготовителей торгового холодильного оборудования, как правило, в производственной программе представлена достаточно обширная номенклатура моделей и типоразмеров охлаждаемых стеллажей "под выносной холод".

Рис.11
Для стеллажей со встроенным агрегатом это разнообразие нехарактерно, что обусловлено целым рядом причин. Вместимость стеллажей со встроенным агрегатом ограничена их небольшими размерами и определенными конструктивными особенностями, в частности, ограничением рабочего (экспозиционного) пространства по высоте, так как нижнюю часть корпуса стеллажа высотой приблизительно 400 мм занимает встроенный холодильный агрегат. Кроме того, подобное оборудование в торговом зале является явным источником шума и нагрева. Поэтому модельный ряд стеллажей со встроенным агрегатом у большинства фирм-изготовителей, как правило, ограничен. Как раз они обычно используются в гастрономах.

В супермаркетах, напротив, наиболее часто используются стеллажи "под выносной холод". (см. рисунок № 11). Явным преимуществом последних является то, что агрегатная часть вынесена, за счет чего экспозиционное пространство стеллажа начинается практически от самой нижней части корпуса. Кроме того, такие стеллажи нередко сконструированы таким образом, что могут быть весьма вместительными, а необходимое холодоснабжение для них обеспечивает вынесенный агрегат или система холодоснабжения требуемой мощности. При этом вся теплоотдача и шум от работающего компрессорного оборудования находятся вне торгового зала. Следует, однако, отметить, что стеллажи "под выносной холод" - более дорогостоящее оборудование по сравнению со стеллажами со встроенным агрегатом и, кроме того, они требуют платных услуг высококвалифицированных специалистов по монтажу. Стеллажи со встроенным агрегатом имеют полную заводскую готовность и не требуют особых затрат при вводе в эксплуатацию.

Для пристенных охлаждаемых стеллажей существует несколько характерных температурных режимов: от +2°С до +4°С - для хранения и продажи молочных продуктов и гастрономии. Если же стеллаж служит для выкладки фасованного охлажденного мяса, мясопродуктов, деликатесов, то температура должна быть в пределах от -1°С до +1°С. Стеллаж для фруктов и овощей поддерживает температурный режим +4°С… +6°С.

Устройство пристенных охлаждаемых стеллажей относительно стереотипно. Базовая деталь пристенного охлаждаемого стеллажа - теплоизолированный корпус, состоящий из 2 листов оцинкованной стали с залитой между ними жесткой полиуретановой пеной (с теплопроводностью не выше 0,023 Вт/м К), и представляющий собой основу, заднюю вертикальную стенку и верхний навес. Стеллаж имеет нижнюю базовую полку и от 3 до 6 (и более) уровней навесных полок, которые, как правило, можно перемещать по высоте с шагом 25…40 мм и придавать им наклонное положение. Такие возможности позволяют наиболее рациональным образом использовать внутреннее экспозиционное пространство стеллажа и размещать в нем максимальное количество и ассортимент товаров.

Задняя стенка стеллажа представляет собой "сэндвич" с воздушным каналом, в котором под действием осевых электровентиляторов перемещается воздух, охлажденный в теплообменной поверхности испарителя, обычно размещенного под базовой полкой либо в канале задней стенки стеллажа. Воздух, движущийся в канале задней стенки, выходит через систему отверстий, охлаждает товары, размещенные на полках, и отсекается от окружающей среды завесой охлажденного воздуха, выходящего из дефлекторов верхней части стеллажа. В конечном итоге, через систему отверстий циркулирующий воздух снова попадает в воздушный канал нижней части стеллажа.

Габаритные размеры охлаждаемых стеллажей, выпускаемых европейскими фирмами, обычно варьируют в следующих диапазонах: глубина - 700-1050 мм и больше, высота - 1900-2300 мм, глубина навесных полок - 300-515 мм и более. Существуют полувертикальные стеллажи с характерной габаритной высотой 1500-1700 мм, размещаемые обычно в пространстве торгового зала таким образом, что покупателю предоставляется возможность увидеть, что находится за стеллажом. Не исключено, что в будущем именно эти стеллажи могут приобрести популярность.

Все охлаждаемые стеллажи имеют подсветку экспозиции, как минимум, в виде одного ряда люминесцентных ламп, размещенных на канапе.

Набор опций у большинства европейских изготовителей достаточно обширен и, как правило, в состоянии удовлетворить потребности любого клиента. Стеллажи могут быть укомплектованы дополнительными уровнями полок (до 7-8 уровней), двойной люминесцентной подсветкой канапе и даже подсветкой каждого уровня полок, что позволяет в максимальной мере увеличить рентабельность оборудования. Если стеллаж предназначен для поддержания температуры в диапазоне -1°С… +1°С, то, как правило, заказывают двойную воздушную завесу, благодаря которой достигается значительная экономия электроэнергии на охлаждение.

В стеллажах, предназначенных для выкладки овощей и фруктов или охлажденного мяса, традиционно размещают наклонные зеркала, позволяющие улучшить визуальное восприятие товаров. Этой же цели может служить внутренняя зеркальная поверхность боковин.

Пристенные охлаждаемые стеллажи "под выносной холод" оснащены бамперами - полосами из ударопрочного пластика для защиты стеллажей от ударов тележек.

Некоторые изготовители предлагают усиленный вариант навесных полок для стеллажей больших типоразмеров. Для полок предлагается множество аксессуаров, к числу которых могут быть отнесены разнообразные переставные перегородки, фронтальные ограничители (для наклонных полок) и различные ценникодержатели. Функциональным дополнением являются корзинные полки для фруктов и разнообразные вешала для колбас и мясных деликатесов.

Очень важной опцией являются ночные шторы - благодаря этим завесам стеллажи могут быть закрыты на ночь, что позволяет сэкономить значительное количество электроэнергии, затрачиваемой холодильными агрегатами. Шторы могут закрываться вручную, существует также вариант с электроприводом.

Боковины пристенных охлаждаемых стеллажей предлагаются обычно из ударопрочного ABS-пластика с полиуретановой заливкой. Основной вариант - панорамные боковины со стеклопакетом. Как правило, цвет боковины светло-серого тона, хотя окраска может быть выполнена по заказу.

Стеллажи "под выносной холод" стандартно поставляют с комплектом приборов холодильной автоматики: электромеханический либо электронный термостат для регулирования температуры, термометр для визуального контроля температуры. Также к этому разряду приборов относятся терморегулирующий вентиль и соленоидный клапан для регулирования подачи хладагента в испаритель.

Стеллаж - это основное для супермаркетов средство экспонирования и, одновременно с этим, емкость; что же касается развития этого вида оборудования, то оно происходит в соответствии с потребностями рынка. Специалистами создаются конструкции, которые имеют еще большую вместимость по сравнению с предыдущими моделями. Изменения касаются не только вопросов конструкции, прочности, дизайна, но и эргономики, в том числе, удобства в эксплуатации и техническом обслуживании. Возможность быстрого доступа к внутренним устройствам охлаждаемого стеллажа позволяет в максимальной мере сократить трудоемкость действий по уходу, техническому обслуживанию и ремонту. В настоящее время по желанию заказчика может быть произведена окраска стеллажа в любой оттенок выбранной им цветовой гаммы. Также возможна установка любой лампы. Имеющийся на сегодняшний день выбор стеллажей очень велик, и пожелания практически любого клиента могут быть удовлетворены.

Заключение.

Таким образом, оптимальный подбор оборудования решает многофункциональные задачи продажи продукции, ее хранения и рекламы. В современное время в условиях жесткой конкуренции основной составляющей организации торговых площадей гастрономов является правильный подбор и расположение торгового оборудования, которая позволит предложить максимальное количество товара потребителю, увеличить рентабельность и товарооборот. Современное высокотехнологическое оборудование при более высокой стоимости обладает низкими сроками самоокупаемости за счет таких показателей, как: минимизация потерь вследствие точного взвешивания продукции (электронные весы), мгновенный и накопительный контроль и учет денежных средств (ККМ), увеличение сроков хранения продукции ( низкотемпературные морозильные лари, шкафы), максимальное использование горизонтальных и вертикальных торговых площадей (горки, стеллажи, пристенные охлаждающие стеллажи и т.д.) , быстрота обслуживания клиента и другие показатели.

Исходя из вышеизложенной информации, придем к выводу, что торговое оборудование является одним из основных факторов, повышающих сервисное обслуживание, и, как следствие, увеличивающих рентабельность торговых предприятий, в частности гастронома, использующего продукцию с ограниченными сроками хранения.