Банкротство и процедуры реорганизации предприятия

персонала для текущих и проектируемых объемов работ.

В рамках данного этапа необходимо ответить на вопрос, как основные компоненты управления (управление производством, ру ководящее звено и развитие персонала) будут согласовываться в период реорганизации. Важно определить объемы ответственности по управлению производством и развитию персонала, выявить руководителей групп первого и второго уровней. В связи с этим решается вопрос о создании полной организационной структуры и анализируются возможные варианты.

Проводится подготовка новой матрицы требований к квалификации, опыту и ориентации при переходе от старых к новым видам работ в каждом из подразделений (оставшихся от прежней структуры и новых). Формулируются требования к каждой квалификационной группе. Выявляются трудности при переходе от старого типа работ к новым. Мера трудностей при переходе учитывается в процессе предварительного планирования обучения персонала, участвующего в процессе.

В процессе реорганизации различные используемые надбавки к заработной плате, в основе которых лежит иерархический подход и отношения подотчетности, заменяются надбавками, основанными на знаниях и профессиональной квалификации. Решение этой задачи и доведение результатов до всех участников является наиболее важным компонентом программы управления изменениями.

Многие проекты реорганизации проваливались из-за отсутствия эффективных изменений в управлении. Применительно к каждому работнику необходимо определять ожидаемое участие в процессе или точки сопротивления переменам, составлять программы коммуникаций. При необходимости намечаются меры воздействия на общественное мнение и обучения всего персонала.

Существенное значение имеют стимулы, мотивирующие работников к переходу к новым формам организации, а также механизмы обратной связи. Стимулы наиболее эффективны, когда участвующие работники постоянно находятся в курсе происходящего.

С целью наиболее эффективной реализации программы разрабатываются предварительные планы по осуществлению социальных мер, включая комплектование рабочей силой, обучение и кадровые перестановки. Эти планы подразделяются на временные периоды параллельно с планами по техническому оснащению.

Кроме того, определяется структура самого высокого уровня управления, т.е. роль и ответственность собственника, руководителя организации и руководителя проекта реорганизации.

В таблице 6 показаны методы управления, применяемые в ходе выполнения задач данного этапа.


Таблица 6 - Методы управления на этапе социального проектирования

Задача Методы управления
Возможность контактов потребителя и персонала Предоставление полномочий персоналу Квалификационная матрица
Характеристика по видам работ Квалификационная матрица
Оценка новых рабочих мест/групп Создание бригад Бригады самоуправления
Определение квалификаций и требований к кадровому составу Квалификационная матрица
Характеристика структуры управления Организационная перестройка
Очерчивание границ организации Организационная перестройка Составление структурной схемы организации
Изменения в характере работ Квалификационная матрица
Моделирование карьеры Квалификационная матрица
Организационная модель переходного периода Организационная перестройка
Модель изменения программы управления Изменение в системе управления
Модель стимулирования персонала Вознаграждение персонала и стимулы
Реализация плана Управление проектом

Этап шестой: преобразования

Цель данного этапа - разработка экспериментальной версии и законченного производственного реорганизационного проекта. Некоторые задачи этого этапа могут повторяться.

Ключевые вопросы, на которые дает ответы этот этап:

Когда надо начинать контролировать процесс? Как узнать, насколько правильно выбран курс действий?

Какие механизмы необходимо разработать для решения неожиданно возникающих проблем?

Как можно гарантировать, что период перехода пройдет безболезненно?

Как обеспечить и сохранить непрерывный процесс перемен?

Какие средства могут быть использованы для перестраивания организации в целом?

Задачи данного этапа охватывают завершение модели деятельности организации, окончательную разработку технического проекта. Дается оценка имеющегося персонала с точки зрения квалификации людей, знаний и их ориентации, степени их заинтересованности в переменах и возможности использовать их в новых структурах организации.

Оценка профессиональной пригодности очень важна, потому что решение о назначении каждого работника должно быть принято исходя из его возможностей, а не должности, которую он будет занимать. Оценки, полученные по каждому работнику, затем сравниваются с требованиями, предъявляемыми к каждой должности и кадровому уровню. Полученные данные о необходимости переподготовки используются далее для выработки программы обучения и распределения людей по специальным курсам. Ставится также задача проведения инструктажей после того, как все приступили к новой работе.

Кроме того, проводится проверка базы данных, разработка и проверка систем и технологического процесса, всей документации. Для того чтобы происходил процесс постоянного совершенствования организации, необходимо выполнять следующие требования. Перед участвующим в реорганизации персоналом необходимо поставить ясные цели, довести до них мероприятия по их достижению и информацию о значении и смысле текущих и прошлых мероприятий. Персоналу необходимо предоставить средства для эффективного выполнения необходимых преобразований.

На персонал следует возложить вполне определенные обязанности и полномочия, также установить стимулы для эффективной работы.


Таблица 7 - Методы управления на этапе преобразований

Задача Методы управления
Завершение модели деятельности организации Моделирование процесса
Разработка технического проекта Информационное проектирование
Разработка планов испытаний аппаратуры и работы в аварийном режиме Календарное планирование
Оценка персонала Квалификационные матрицы
Проектировка системы Информационное проектирование
Обучение персонала Создание бригад Своевременное обучение
Экспериментирование с новым процессом Системы обратной связи
Усовершенствования и преобразования Создание системы контроля
Постоянное совершенствование Постоянная корректировка процесса Измерение проводимых работ Управление проектом

Оценка осуществляемых изменений на каждом этапе и после завершения всех мероприятий по реорганизации осуществляется на основе определенной системы количественных и качественных показателей.

Нужно подчеркнуть, что процесс реорганизации предоставляет шанс восстановить благополучие и взять "новый старт". Добросовестно действующие юридические и физические лица могут ставить себя практически в любую форму финансовой зависимости с уверенностью, что при необходимости они получат возможность начать всё сначала и прийти в будущем к финансовому процветанию. Коммерческое предприятие может обновить производство после сдачи его в аренду и после периода убыточности вновь стать экономически выгодным. [2, С.240, 8, С.15]


2.2 Ликвидация предприятия-должника


Предприятие-должник объявляется банкротом, если меры, о процессе его санации не привлекли к ожидаемым результатам. Затем по решению арбитражного суда создается специальная комиссия для проведения ликвидационных процедур (ликвидационная комиссия). В ее состав включаются представители собрания кредиторов, банков, финансовых органов, а также Фонда государственного имущества, если банкротом признано государственное предприятие.

Ликвидационная комиссия в соответствии с действующим законодательством осуществляет общее управление имуществом предприятия-банкрота.

Процесс осуществления ликвидационных процедур при банкротстве включает:

1) Оценку имущества предприятия-банкрота по балансовой стоимости. Такая оценка производится на основе полной инвентаризации имущества предприятия;

2) Оценку имущества предприятия-банкрота по рыночной стоимости. В этом случае имущество предприятия-банкрота подлежит реализации с целью удовлетворения требований кредиторов, оно должно быть предварительно оценено по минимальной рыночной стоимости;

3) Определение ликвидационной массы. Основу для формирования ликвидационной массы составляет все имущество предприятия-должника, оцененное по рыночной стоимости, за предусмотренным действующим законодательством изъятием;

4) Выбор наиболее эффективных форм продажи имущества. Решение об этом принимает ликвидационная комиссия по согласованию с собранием кредиторов. Этот выбор основывается на получении максимально возможной суммы средств от реализации имущества;

5) Обеспечение удовлетворения претензий кредиторов. Эта процедура наиболее сложная в процессе осуществления ликвидационных процедур при банкротстве. Источником обеспечения такого удовлетворения претензий являются средства, вырученные от продажи имущества должника. Сумма этих средств распределяется в определенной очередности. В первую очередь возмещаются расходы:

арбитражного суда;

ликвидационной комиссии;

распорядителей имущества;

удовлетворяются требования кредиторов, обеспеченные залогом.

Затем выполняются обязательства перед:

работниками предприятия-банкрота;

удовлетворяются требования по общегосударственным и местным налогам, налоговым платежам в бюджет, органов государственного страхования и пенсионного обеспечения;

требования кредиторов, не обеспеченные залогом;

требования по возвращению взносов работников в уставный фонд и выплат по акциям трудового коллектива;

прочих требований.

Требования каждой последующей очереди удовлетворяются после полного удовлетворения требований предыдущей очереди. В случае недостаточности средств от продажи имущества для полного удовлетворения всех требований одной очереди, претензии удовлетворяются пропорционально причитающейся каждому кредитору сумме;

6) Разработку ликвидационного баланса ликвидационной комиссией после полного удовлетворения всех требований кредиторов и подачу его в арбитражный суд. Если по результатам ликвидационного баланса не осталось имущества после удовлетворения требований кредиторов, арбитражный суд выносит постановление о ликвидации юридического лица-банкрота. Если же у предприятия-банкрота достаточно имущества для удовлетворения всех требований кредиторов (достаточно с позиций законодательства для его функционирования в данной организационно - правовой форме), оно считается свободным от долгов и может продолжать свою предпринимательскую деятельность. [10, С.15,14, С. 20,15,18, С.30]

Итак, нужно отметить, что государство заинтересованно в наличии института несостоятельности потому что, восстановив своё финансовое благополучие, граждане и предприятия снова становятся субъектами налогообложения. Нормативная база открывает дорогу к освобождению от долгов тем добросовестным и ответственным должникам, которые действительно нуждаются в "новом старте" в условиях конкуренции в обществе. Упорядоченность и предварительная определенность правового статуса кредиторов и должников создает правовую основу для обеспечения предоставлений займов и увеличения объема кредитования, что является одним из необходимых компонентов рыночного хозяйства.

Глава 3. Зарубежный опыт реорганизации и банкротства


3.1 Американская концепция реорганизации и банкротства


Несмотря на то, что прошло уже достаточно много времени с принятия закона о банкротстве в России, количество процессов реорганизаций и ликвидаций, прошедших "по всем правилам" весьма незначительно. В какой-то мере это связано с тем, что сам механизм ещё не отработан, участники процесса плохо понимают своё правовое положение. В этой связи действительно необходимо обращать внимание на существующую в других странах практику, сравнивать и брать самые отработанные и совершенные механизмы.

В настоящей работе даётся обзор американской процедуры осуществления реорганизации и банкротства.

По мнению американских юристов, банкротство - "это лекарство, может быть не всегда сладкое, но полезное". Очень многие боятся несостоятельности, связывая с банкротством конец всех своих начинаний. В действительности это не так. Невозможно обанкротиться, если не иметь никаких средств и ничего не предпринимать. Но, если кто-то пытается сделать, хотя бы один шаг в экономике, он всегда должен быть готов к провалу, нести определённый риск.

Банкротство - это один из ключевых элементов рыночной экономики и институт развитой системы гражданского и торгового права, это механизм, дающий возможность избежать катастрофы и с пользой распорядиться средствами. Если разоряется предприятие, это всегда трагедия и для его руководства, и для тех, кто вложил в него средства, и для тех, кто на нём работает. Процедура несостоятельности смягчает неблагоприятные последствия провала для всех, сводя их к минимуму.

В США этот институт существует дольше, чем само государство, так как ещё до образования Соединённых Штатов в колониях использовалось видоизменённые английские нормы о несостоятельности. Особенности США, такие как "множественность юрисдикций" и очень сильная судебная система обусловили появление уникальной практики разрешения дел о реорганизации и банкротстве, которая во многом ушла дальше в своём развитии по сравнению с европейской системой.

Нормы конкурсного права создают правовые основы для восстановления "прогоревшего" предприятия, следовательно, они стимулирует предпринимательскую деятельность, инвестирование и принятие на себя риска.

Действительно, законодательство о несостоятельности непосредственно не поощряет инвестиции, однако оно смягчает некоторые из наиболее болезненных последствий неудачи в ведении бизнеса. Индивидуальный предприниматель, группа индивидуальных предпринимателей или предприятие вряд ли бы инвестировали средства в новое дело, брали бы средства в кредит и т.д., если бы неудача в предприятии обязательно влекла бы за собой пожизненный долг или нищету.

Законодательное закрепление реорганизации и банкротства предоставляет шанс восстановить благополучие и взять "новый старт". Добросовестно действующие юридические и физические лица могут ставить себя практически в любую форму финансовой зависимости с уверенностью, что при необходимости они получат возможность начать всё сначала и прийти в будущем к финансовому процветанию. Коммерческое предприятие может обновить производство после сдачи его в аренду и после периода убыточности вновь стать экономически выгодным.

Интерес государства в наличии института несостоятельности состоит в том, что, восстановив своё финансовое благополучие, граждане и предприятия снова становятся субъектами налогообложения.

Нормативная база открывает дорогу к освобождению от долгов тем добросовестным и ответственным должникам, которые действительно нуждаются в "новом старте" в условиях конкуренции в обществе.

Упорядоченность и предварительная определенность правового статуса кредиторов и должников создает правовую основу для обеспечения предоставлений займов и увеличения объема кредитования, что является одним из необходимых компонентов рыночного хозяйства.

В американской концепции выделяют следующие общие принципы реорганизации:

Американские законы позволяют добросовестным юридическим и физическим лицам, ответственно относящимся к предмету своей деятельности, получить освобождение от требований кредиторов, позитивированных в форме исков. Обычно это происходит параллельно с проведением финансовой реорганизацией. Кредиторам запрещено вмешиваться в процесс реорганизации и банкротства или предпринимать попытки взыскания долга, в то время как дело находится в производстве суда, если положения закона или суд не допускает такое вмешательство.

В обмен на льготы, которые должник получает при проведении реорганизации либо после момента объявления банкротства, суду и кредиторам должна быть предоставлена вся документация, касающаяся финансового состояния должника и его прошлой деятельности. Предоставляемые материалы должны содержать сведения обо всех активах должника, обо всех текущих и произведенных коммерческих операциях (как производственных, так и финансовых). Также должна предоставляться информация о возможных незаконных или неправомерных действиях должника. Требование предоставления подобной информации служит не только интересам кредиторов, но и поддержанию работоспособности всего механизма.

На должника накладываются существенные ограничения. Например, предприятие не может подавать несколько заявлений о реорганизации/банкротстве подряд. Также такие заявления не могут подаваться слишком часто (не более одного заявления в шесть лет). Кроме того, закон исключает освобождение от долгов должника, допустившего грубые нарушения при управлении предприятием либо в случае, если должник предпринял попытку фальсификации финансовых документов или обмана суда.

В ряде случаев суд назначает арбитражного управляющего, который осуществляет контроль за имуществом должника, изучает методы управления должником своим предприятием и активами. При необходимости он распределяет между кредиторами имущество должника, поступления от продажи этого имущества, руководствуясь принципом пропорциональности. Это позволяет наиболее объективно удовлетворить требования нескольких кредиторов, так как обычно при реорганизации или объявлении банкротства затрагивают интересы многих лиц. Кроме того, достигается системность всех проводимых мероприятий. [3, С.150, 13, С.25]


3.2 Американское законодательство в области банкротства


Законодательство о реорганизации-банкротстве США дает (в большинстве случаев) возможность юридическим и физическим лицам, добросовестно заявившим о своем банкротстве, освободиться от большей части своего долга, а предприятиям, серьезно занимающимся своей деятельностью, предоставляется возможность реорганизовать производство, получив, таким образом, финансовую стабильность. Американские юристы и бизнесмены считают, что законодательство о реорганизации и банкротстве служит "страховой сеткой" для системы рыночной конкуренции и "спасательным кругом для свободного предпринимателя".

Действие законодательства о банкротстве складывается из трех составляющих: выгода конкретного предприятия, выгода государства, выгода общества.

Если, законодательство создает правовые основы для реорганизации прогоревшего предприятия, то оно стимулирует предпринимательскую деятельность, инвестирование и принятие на себя риска. Но в рамках законодательства не предусмотрены положения, непосредственно поощряющие инвестирование, однако его нормы смягчают некоторые из наиболее болезненных последствий реорганизации и банкротства предприятий. Индивидуальный предприниматель или группа таковых, а также предприятие вряд ли инвестировали бы средства в новое дело, брали бы кредиты и пр., если бы неудача в бизнесе обязательно влекла бы за собой пожизненный долг или нищету.

Нормы законодательства о банкротстве предоставляют шанс начать все сначала. Добросовестно действующие юридические и физические лица могут ставить себя в любую форму финансовой зависимости с уверенностью, что при необходимости они получат возможность открыть новое предприятие и прийти в будущем к финансовому процветанию. Коммерческое предприятие может обновить производство после сдачи и после периода убыточности с тать экономически выгодным.

Интерес государства здесь проявляется в том, что, восстановив свое финансовое благополучие, граждане и предприятия автоматически становится "дойной коровой", т.е. объектами налогообложения.

Нормативная база помогает освободиться от долгов тем добросовестным и ответственным должникам, которые действительно нуждаются в "новом старте" в условиях конкуренции в обществе и на рынке.

Реализация законов о реорганизации и банкротстве производится Федеральными Судами по делам банкротства (United States Bankruptcy Courts). Суды по делам банкротства относятся к категории так называемых "судов Статьи I", в том смысле, что они были созданы Конгрессом США в соответствии с законодательными полномочиями, предоставленными ему Статьей I Конституции США. В 90 судах (по числу судебных округов) работают 365 федеральных судей по делам о банкротствах. (US Bankruptcy Judges). Судьи рассматривают дела как частные случаи и выносят окончательные решения. Решения судов по делам о банкротстве могут быть обжалованы в Окружной Суд, Апелляционный Суд, либо Специальной коллегией Судей по делам о банкротстве.

Конкурсная процедура банкротства применима ко всем лицам, независимо от правовой формы ведения предпринимательской деятельности и коммерческого статуса, то из этого следует, что объем дел, проходящих через Федеральные Суды по делам банкротства довольно внушителен. Если в 1984 году было зарегистрировано 360.329 заявлений, то в 1994 году эта цифра достигла 725.484 заявлений. То есть за десять лет количество дел выросло на 101%. И эта цифра продолжает расти: в 1995 году было зарегистрировано 1.090.639 заявлений. О масштабах может говорить и такой пример: в штате Колорадо с населением всего 3 миллиона человек в 1998 году было зарегистрировано около 108.000 заявлений.

Процесс о реорганизации или банкротстве может быть практически любого масштаба. В него могут быть вовлечены несколько человек, если речь идет о несостоятельности индивидуального предпринимателя или частного лица, но если разбирается дело по заявлению (крупной транснациональной компании), то свои требования в процессе могут выдвигать до десяти тысяч работников.

Процедуры, применяемые к несостоятельному предприятию.

В связи с действующим законодательством признаками несостоятельности предприятия, дающими основания считать структуру его баланса неудовлетворительной, как было сказано выше могут быть:

КТЛ на конец отчетного периода менее 2;

КОСС - менее 0,1.

Во внимание принимается также отсутствие у предприятия реальной возможности восстановить свою платежеспособность при значении коэффициента ее восстановления (исчисленного за период, равный шести месяцам) составляет меньше единицы.

Структура баланса признается неудовлетворительной и в случае, когда значение коэффициента утраты платежеспособности рассчитанного на период равный трем месяцам, составляет меньше единицы.

Наличие этих условий дает основание Федеральному управлению запросить у фирмы дополнительную информацию. Цель этого запроса - провести углубленный анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятия, чтобы определить вариант проведения реорганизационных процедур для восстановления платежеспособности или ликвидационных мероприятий.

Реорганизационные процедуры предусматривают внешнее управление имуществом должника или его санацию. Они направлены на возможность восстановить платежеспособность предприятия. При реорганизации прежнее предприятие не ликвидируется, а приобретает новый правовой статус после регистрации. Другими словами, на базе действующей экономической структуры образуется новое юридическое лицо (кроме случаев слияния). Оно сохраняет все имущественные права и обязанности реорганизованного предприятия.

Результатом реорганизации является слияние, присоединение, разделение, выделение, преобразование предприятия в иную организационно-правовую форму. Эти варианты не противоречат действующему законодательству. Однако некоторые из них, в частности слияние и присоединение, могут нести элементы монополизма, являющегося одним из главных препятствий для более динамичного развития экономики.

Слияние. При слиянии одного предприятия с другим все имущественные права и обязанности каждого из них переходят к новому предприятию в соответствии с их имуществом и обязательствами, вытекающими из данных аналитического и синтетического учета. При таком варианте реорганизации новое предприятие образуется на базе предприятий, имеющих личную организационно-правовую форму (полное товарищество, коммандитное товарищество) и форму собственности (частная, муниципальная). При этом каждое из них прекращает свою деятельность как юридическое лицо с передачей своих прав и обязанностей вновь образованному юридическому лицу в соответствии с передаточным актом. Вновь образованное на их основе предприятие становится правопреемником в конкретной организационно-правовой форме. Помимо обычного для регистрации набора документов, новое предприятие представляет в регистрационную палату от каждого из сливающихся предприятий протокол, содержащий решение собственника или полномочного органа управления о реорганизации путем слияния, заявление с просьбой об исключении предприятия из Государственного реестра в связи с его реорганизацией с указанием данных вновь созданного предприятия и, наконец, подлинники свидетельств о регистрации и учредительных документов.

Разделение. Реорганизация предприятия может осуществляться путем разделения на несколько предприятий. В этом случае все имущественные права и обязанности ранее действовавшего предприятия в соответствующих частях согласно разделительному балансу переходят к каждому юридическому лицу.

Данная процедура реорганизации предусматривает составление общего разделительного баланса по ранее действовавшему юридическому лицу, так и балансов каждого нового юридического лица, образованного на базе подразделений, ранее входивших в состав прежнего юридического лица.

Следующий вариант реорганизации предприятия может иметь место в форме выделения из состава действующего экономического субъекта его структурного подразделения и преобразование последнего в самостоятельное юридическое лицо. Права и обязанности нового субъекта распространяются на часть выделенных ему основных средств, нематериальных активов, и оборотных средств согласно разделительному балансу.

Каждый из вариантов реорганизации должен предусматривать составление передаточного акта или разделительного баланса. Наличие указанных документов определяет правопреемство по всем обязательствам реорганизованного юридического лица в отношении всех его кредиторов и должников, включая обязательства, оспариваемые сторонами. [13, С.15]

Заключение


Одной из категорий рыночного хозяйствования является банкротство (несостоятельность) хозяйствующих субъектов. Вся жесткость рыночного механизма объясняется тем, что банкротство предприятий и определенный уровень безработицы являются своего рода платой за результативность хозяйственной деятельности.

Банкротство - стало фактом в России. С одной стороны банкротство - крах, гибель предприятия. Но с другой стороны - это толчок к изменению в лучшую сторону, возможность возрождения с учетом прошлых ошибок. Процедуры, используемые в качестве необходимых для вывода предприятия из кризисного состояния устанавливаются законодательно.

В зависимости от особенностей функционирования предприятий, их места в сложившейся системе хозяйственных связей, роли, которую они играют в региональном хозяйственном комплексе и в соответствующей отрасли, могут быть предложены различные процедуры: продажа предприятия целиком; преобразование его в акционерное общество и продажа контрольного пакета на инвестиционных торгах, коммерческом аукционе или конкурсе; применение процедур внешнего управления; продажа на инвестиционных торгах с одновременной реструктуризацией капитала; диверсификация производств; ликвидация предприятия как юридического лица возможным сохранением имеющих самостоятельное значение активов предприятия путем продажи их единым имущественным лотом в процессе kонкурсного производства; реструктуризация в рамках санации на основе негосударственных средств.

Опыт работы Федерального управления по делам о несостоятельности (банкротстве) показывает, что в случае своевременного и грамотного применения процедур банкротства в отношении предприятий-должников удается достичь снижения кредиторской задолженности, в том числе и по задолженности предприятия своим работникам по заработной плате. Примером является продажа в соответствии с Указом Президента РФ от 02.06.1994 N 1114 Московского экспериментального витаминного завода на инвестиционном конкурсе с условиями погашения имеющейся задолженности предприятия в месячный срок и осуществления инвестиций в предприятие более чем на десять миллионов долларов.

Необходимо отметить, что процедура банкротства применима как к государственным, так и предприятиям иных форм собственности. Квалифицированная реализация уже существующего законодательства о несостоятельности и неплатежеспособности предприятий позволяет осуществить реорганизацию, перепрофилирование на производство пользующейся платежеспособным спросом продукции, привлечение инвестиций в предприятия, в конечном итоге - экономическое оздоровление.

Библиографические записи


Антикризисное управление [Текст]: от банкротства к финансовому оздоровлению", под ред. Г.П. Иванова. - ЮНИТИ.: Москва, 1995. - 258с.

Антикризисное управление [Текст]: Учебник/под ред.Э.М. Короткова,. - ИНФРА-М.: Москва, 2003. - 360с.

Баренбойм, Л. Правовые основы банкротства [Текст] / Л. Баренбойм - М, 1994. - 280с.

Витрянский, В.В. Новое законодательство о несостоятельности (банкротстве) [Текст] / В.В. Витрянский // Хозяйство и право. - 1998. - №3.

Витрянский, В.В. Реформа законодательства о несостоятельности (банкротстве). Комментарий к закону [Текст] / В.В. Витрянский // Вестник Высшего Арбитражного суда РФ. Специальное приложение. - 1998. -февраль (№2).

Власов В.И. Банкротство и безработица [Текст] / В.И. Власов // Хозяйство и право. - 1995. - № 3. - 40с.

Гражданский кодекс РФ.Ч. I, Ч. II. - М.: "Новая волна", 1997. - 512 с.

Давыдова Г.В., Беликов А.Ю. Методика количественной оценки риска банкротства предприятий [Текст] / Г.В. Давыдова, А.Ю. Беликов // Управление риском. - 1999. - № 3. - 30с.

Закон РФ "О несостоятельности (банкротстве) предприятий". Принят ВС РФ 19 ноября 1992 г.

Козлова Е. Новое в законодательстве о несостоятельности (банкротстве) [Текст] / Е. Козлова // Экономика и жизнь. - 1998. - февраль (№ 9). - 40с.

Консультант +

Курбатов А.Я. Закон РФ "О несостоятельности" [Текст] / А.Я. Курбатов // Хозяйство и право. - 1994. - № 5.

Ле Хоа. Новый Закон РФ о несостоятельности (банкротстве): взгляд зарубежного экономиста [Текст] / Ле Хоа // Экономика и жизнь. - 1998. - март (№ 11). - 30с.

Лившиц Н.Г. Разбирательство дел о банкротстве в арбитражном суде [Текст] / Н.Г. Лившиц // Вестник Высшего Арбитражного суда РФ. Специальное приложение. - 1998. - февраль (№ 20). - М.: Издание "Юрист". - 30с.

Никитина О.А. Конкурсное производство [Текст] / О.А. Никитина // Закон. № 6. - 1998.

Орлов А.В. Реформа законодательства о банкротстве [Текст] / А.В. Орлов // Юрист. - 1998. - №6.

Орловский Ю.П. Банкротство предприятий и права трудового коллектива [Текст] / Ю.П. Орловский // Право и экономика. - 1997. - №5-6.

Попов Д. Банкротство и уголовная ответственность [Текст] / Д. Попов // Экономика и жизнь. - 1998. - февраль (№ 9). - 45с.

Федеральный закон от 26 октября 2002 г. N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (ред. от 05.02.2007, с изм. от 26.04.2007)