Вы и ваш бизнес
1. Какова структура бизнес-плана
Структура Вашего бизнес-плана в известной степени зависит от особенностей Вашего бизнеса.
Но некоторые разделы бизнес-плана являются общими для всех видов бизнеса:
Вы и Ваш бизнес;
Ваши рынки сбыта;
финансовое положение Вашего предприятия, включая прогноз ожидаемой величины прибыли и описание движения денежных средств;
ресурсы, необходимые для реализации Вашего бизнес-плана;
требования, предъявляемые к персоналу Вашего предприятия;
Ваши товары или услуги.
Возможно, не все из перечисленного выше потребуется Вам в данный момент.
Например, в начале предпринимательской деятельности может отсутствовать необходимость найма персонала, но в дальнейшем, по мере развития бизнеса, такая потребность вполне может возникнуть. Чем тщательнее составлен бизнес-план, тем больше шансов на его успешное выполнение.
2. Ваш бизнес-план
Бизнес-план необходимо готовить в силу разных причин. Он поможет Вам:
определить цели, достижение которых означает успех Вашего дела;
получить необходимые финансовые ресурсы;
связать воедино различные аспекты Вашего бизнеса.
Начинающий предприниматель, как правило, не очень хорошо знает свой рынок сбыта и не может правильно вести ценовую политику.
Составление бизнес-плана поможет Вам преодолеть многие трудности и тем самым увеличить шансы Вашего предприятия на успех.
Ваш бизнес-план должен включать:
подробные сведения о Вас и Вашем бизнесе;
Ваш план маркетинга;
финансовое состояние Вашего предприятия с учетом текущего балансового отчета, ожидаемой прибыли и предполагаемого движения денежных средств.
Для составления «профессионального» бизнес-плана:
обратитесь к кому-нибудь из своих друзей, сведущему в коммерческой деятельности, с просьбой прочесть Ваш бизнес-план и отметить его слабые места (ни в коем случае не просите о такой помощи Вашего конкурента!). Если среди Ваших друзей нет такого человека, можно показать свой бизнес-план профессиональному бизнес-консультанту, но в этом случае Вам придется оплатить его услуги;
оформите бизнес-план с учетом высказанных замечаний и пожеланий (не забудьте оставить несколько экземпляров бизнес-плана для себя).
Убедитесь в том, что бизнес-план отражает все пункты, о которых идет речь в данном учебном блоке. Вы можете использовать его во время переговоров с представителями банков и других финансовых организаций.
Если Вы готовите бизнес-план просто как набор главных целевых задач для контроля за развитием своего бизнеса, тогда некоторые сведения, касающиеся предыстории Вашего предприятия, а также Вас лично, можно в него не включать.
Если же Вы собираетесь использовать его для получения финансовых средств, необходимых для развития Вашего дела, или привлечения внимания к Вашему проекту, тогда следует включить в бизнес-план максимум информации.
Составив бизнес-план, используйте его для контроля за развитием своего бизнеса.
Можно планировать свою хозяйственную деятельность, беря за основу определенные промежутки времени. Как правило, используют разбивку по годам.
Но, в случае необходимости, можно планировать свою работу ежеквартально или ежемесячно. Вы можете составить план своей коммерческой деятельности так, как Вам удобно (например, можно составлять план работы на каждую неделю).
Регулярный контроль быстро покажет, где и когда произошло отклонение от намеченного Вами плана.
Если ситуация ухудшилась, Вы можете быстро внести необходимые коррективы и исправить положение.
3. Ваши данные
В начале бизнес-плана необходимо четко указать следующие данные:
название вашего предприятия;
Ваши ф.и.о.;
возраст;
образование и квалификацию;
имеющийся опыт предпринимательской деятельности, в особенности, если он связан с Вашим теперешним бизнесом;
адрес;
номер телефона (факса).
Попробуйте заполнить первую таблицу. По сути, это первая страница Вашего бизнес-плана. Имейте в виду, если Вы начинаете свое дело с компаньонами, необходимо также представить подробную информацию и о них.
|
4. Ваш бизнес
Следующим разделом бизнес-плана является непосредственное описание Вашего вида бизнеса.
Необходимо указать:
каким видом бизнеса Вы занимаетесь;
где Вы им занимаетесь;
начинаете ли Вы новое дело или продолжаете ранее начатое. В последнем случае следует отметить, сколько лет Вы занимаетесь этим видом бизнеса.
5. Чем Вы занимаетесь
Опишите в общих чертах свой вид бизнеса.
Допустим, Вы открываете пекарню, ремонтную мастерскую, магазин и т.д.
Тогда следует более подробно описать те товары или услуги, которые Вы собираетесь предложить Вашим клиентам. Например, если Вы открываете пекарню, следует указать, какой вид хлеба Вы будете выпекать, в каком количестве, каким будет Ваш график работы и т.д.
Попробуйте заполнить следующую таблицу.
|
6. Где Вы будете заниматься бизнесом
В бизнес-плане необходимо указать, где Вы занимаетесь или предполагаете заняться бизнесом.
Кроме того, можно приложить карту города, на которой будет отмечено Ваше предприятие.
Нужно дать описание Вашего хозяйственного помещения. Это описание должно включать:
тип помещения (например, магазин, склад, завод, фабрика, мастерская и др.);
характер владения (аренда или частная собственность);
особенности аренды (включая размер арендной платы) в том случае, если помещение Вами арендовано;
общая площадь;
количество этажей;
состояние помещения (нужен ли ремонт);
стоимость помещения.
Все перечисленные выше данные отразите в таблице «ПОМЕЩЕНИЕ», дополнив их тем, что, на Ваш взгляд, необходимо указать.
|
7. Предыстория хозяйственной деятельности Вашего предприятия
Если Вы занимаетесь бизнесом в течение некоторого времени и собираетесь его продолжать, необходимо включить в бизнес-план следующие данные:
когда было основано Ваше предприятие;
когда Вы начали заниматься данным видом бизнеса;
как изменился Ваш бизнес за прошедшее время;
копии трех последних балансовых отчетов (если они у Вас есть);
отчет о продажах, прибыли и убытках в текущем году;
последние данные о товарных запасах, дебиторской задолженности, наличных денежных средствах и Ваших долговых обязательствах;
описание использованных основных активов;
подробное описание всех Ваших денежных займов;
Последние три пункта можно указать в текущем балансовом отчете.
Постарайтесь отразить всю эту информацию в приведенной ниже таблице.
|
8. Ваши товары и услуги
Этот раздел посвящен подробному описанию Вашей коммерческой деятельности. Он должен показать, какие товары Вы продаете или какие виды услуг предоставляете в настоящее время и что Вы собираетесь продавать на протяжении следующих 12 месяцев.
Если Вы только начинаете свой бизнес, нужно иметь ясное представление о том, что Вы собираетесь продавать или какие виды услуг Вы будете предоставлять.
Можно указать существующие производственные мощности. Вы постоянно должны думать о будущем и быть готовы к расширению масштабов своей хозяйственной деятельности.
Если Вы уже имеете определенный опыт коммерческой деятельности, Ваши товары или услуги могут быть Вашей лучшей визитной карточкой. Но помните: прошлые достижения не могут служить стопроцентной гарантией Ваших будущих успехов в сфере бизнеса!
Вы должны быть готовы:
к внедрению новых производственных линий и выпуску новых товаров, а также предоставлению новых видов услуг;
к повышению качества ваших товаров или услуг;
к освоению новых рынков сбыта;
к свертыванию выпуска товаров или оказания услуг, не пользующихся спросом.
В конечном итоге Вы получите сочетание всех этих действий. Единственное, чего нельзя себе позволять,— так это сидеть сложа руки.
В приведенной ниже таблице перечислите предлагаемые Вами товары или услуги, а также опишите Ваши будущие коммерческие планы на будущее.
|
9. Подведем итоги
В этой работе было показано, для чего нужно составлять бизнес-план, а также описана его структура.
Всегда помните о том, что бизнес-план жизненно необходим для развития Вашего бизнеса. Не теряйте уверенности в своих силах, но и не преувеличивайте свои возможности.
Составляя бизнес-план, Вы можете заложить прочный фундамент для себя и своего бизнеса. Это особенно важно, если Вы собираетесь использовать бизнес-план для получения финансовых средств или привлечения интереса к Вашему виду бизнеса.
В последующих брошюрах речь пойдет о том, какие показатели нужно рассчитать, чтобы обеспечить надежный контроль за развитием Вашего предприятия.