Проблема открытия и ведения валютных счетов резидентами
покупатель. В этом же указании поясняются данные понятия. Исполняющий банк - это уполномоченный банк или его филиал в котором открыт специальный транзитный валютный счет резидента, на который осуществляются переводы иностранной валюты, купленной уполномоченными банками по поручению клиента за рубли на внутреннем валютном рынке России. Банк-покупатель - это уполномоченный банк или его филиал, который совершает в интересах резидента исключительно операцию покупки иностранной валюты за рубли на валютном рынке. При этом иностранная валюта зачисляется на специальный транзитный валютный счет резидента в исполняющем банке.Для покупки валюты через исполняющий банк резидент должен представить поручение на покупку. Оно должно содержать следующие элементы:
- вид основания (код и наименование) для осуществления покупки иностранной валюты (данные основания и их коды перечислены в Приложении 4);
- наименование, дату и номер оправдательных документов (это может быть паспорт импортной сделки; лицензия Банка России на осуществление валютной операции, связанной с движением капитала; документ, подтверждающий регистрацию в Банке России валютной операции, связанной с движением капитала; договор (соглашение, контракт) либо иной документ);
- распоряжение резидента о зачислении купленной иностранной валюты на его специальный транзитный валютный счет;
- отметку исполняющего банка об обоснованности покупки иностранной валюты на валютном рынке.
После получения обоснованного поручения должностное лицо банка сверяет копии предоставленных документов с их оригиналами, а также сверить сумму, указанную в поручении на покупку с суммой по оправдательным документам. В случае, если никаких расхождений не найдено, на оригиналах документов проставляется отметка о сумме принятого к исполнению поручения о покупке.
В случае, когда приобретение осуществляется с участием банка – покупателя, поручение на покупку всё равно представляется в исполняющий банк, где оно проходит ту же процедуру. Затем не позднее следующего дня оригиналы документов возвращаются резиденту для представления их в банк – покупатель. Затем ответственное лицо этого банка проверяет наличие отметки исполняющего банка и проставляет свою отметку о принятии поручения к исполнению.
После этого банк – покупатель обязан в течение трёх дней перевести со своего корреспондентского счета купленную на валютном рынке иностранную валюту на специальный транзитный валютный счет резидента в исполняющем банке, указанный в его поручении на покупку.
Иностранная валюта, купленная резидентом на валютном рынке и зачисленная на его специальный транзитный валютный счет, должна быть переведена банком по распоряжению клиента о переводе в соответствии с основаниями, указанными в поручении на покупку, не позднее семи календарных дней со дня зачисления валюты на специальный транзитный валютный счет резидента. При этом распоряжение должно содержать код вида платежа и код страны банка – получателя платежа.
Если в течение семи дней не происходит списания со счёта купленной валюты, она подлежит обратной продаже. Для этого банк не позднее следующего дня депонирует сумму на отдельный лицевой счёт, после чего в течение трёх дней продаёт её на внутреннем рынке, а вырученную сумму в рублях зачисляет на расчетный счёт клиента.
По каждому специальному транзитному валютному счету исполняющий банк ведет учет документов по контролю за обоснованностью покупки иностранной валюты на валютном рынке и ее целевым использованием. По каждому документу, являющемуся обоснованием покупки клиентом иностранной валюты, открывается отдельное досье.
В досье также помещаются копии поручений на покупку, распоряжений на перевод иностранной валюты со специального транзитного валютного счета резидента, поручений на обратную продажу, а также карточки учета операций по специальному транзитному валютному счёту.
Досье ведется исполняющим банком в течение всего срока действия оправдательных документов. После прекращения ведения документы, помещенные в досье, подлежат хранению уполномоченным банком в течение не менее трех лет с момента окончания срока действия этих документов.
Дополнительно исполняющий банк по каждому документу резидента ведет в электронном виде карточку учета и прекращает её ведение по окончании срока действия этих документов, а также в случае расторжения договора об открытии текущего валютного счета и закрытия специального транзитного валютного счета.
После прекращения ведения карточки учета она должна быть распечатана уполномоченным банком на бумажном носителе, на котором проставляется отметка о соответствии бумажной копии ее электронной версии.
Бумажная копия карточки учета с отметкой банка помещается в досье. Копия Карточки учета с отметкой Исполняющего банка предоставляется резиденту - владельцу специального транзитного валютного счета по его просьбе.
На основании данных, содержащихся в карточках учета, исполняющие банки ежедекадно, не позднее пятого календарного дня декады представляют в электронном виде в территориальное учреждение Банка России по месту своего нахождения отчет. Состав данных отчета и формат их представления в Банк России устанавливается Департаментом валютного регулирования и валютного контроля Банка России.
Такой непростой порядок приобретения иностранной валюты призван обеспечить ограничение “застаивания” средств в иностранной валюте на счетах резидентов. Это делается с целью предотвращения уменьшения объёмов валютных средств на внутреннем рынке, тем самым правительство стремится стабилизировать курс рубля относительно иностранной валюты.
Заключение
Анализируя нормативно – правовую базу по вопросам открытия и использования валютных счетов, можно сделать вывод, что данная сфера валютного регулирования и валютного контроля находится в стадии развития. По оценкам специалистов, в настоящее время сфер валютного обращения и валютных операций регулируется около 200 действующими нормативными актами, которые во многих вопросах пересекаются, а не редко и противоречат друг другу. К тому же в эти акты регулярно вносятся поправки и изменения, и это касается не только мер оперативного регулирования.
О недостаточной эффективности валютного регулирования прежде всего говорит нестабильность курса рубля по отношению к мировым валютам, хотя конечно, несовершенная валютная политика – не единственная причина этому.
Подводя итоги, необходимо отметить, что в сфере валютного регулирования всё же наметились определённые тенденции, так что, ожидать каких то грандиозных изменений в ближайшее время не следует. Необходим дальнейший курс на унификацию нормативно – правовой базы.
Список использованных источников.
1.Астахов В.П. Валютные операции. М.:ЮНИТИ,1996.
2.Балабанов И. Валютные операции. М.: Финансы и статистика,1993.
3.Валютное регулирование на пути к либерализации валютного рынка. Щеголёва Н.Г.//ж. Банковское дело - №10 2001 г. с.23-26.
4.«О валютном регулировании и валютном контроле». Закон РФ от 09.10.1992.
5.«О порядке обязательной продажи предприятиями, объединениями, организациями части валютной выручки через уполномоченные банки и проведения операций на внутреннем валютном рынке Российской Федерации» Инструкция ЦБ от 29 июня 1992 г. № 7
6. «О порядке покупки и выдачи иностранной валюты для оплаты командировочных расходов». Положение ЦБ от 25.06.1997 № 62
7. «О порядке совершения юридическими лицами – резидентами операций покупки и обратной продажи иностранной валюты на внутреннем рынке Российской Федерации». Указание ЦБ от 20.10.1998. № 383-У
8.Основы таможенного дела: Учебник /под общ. Ред. В.Г. Драганова; Рос. тамож. акад. ГТК РФ. – М.: ОАО Изд-во «экономика»,1998.
9.Селивановский А.С. Комментарий к Закону РФ «О валютном регулировании и валютном контроле». – М.: «Экономика и жизнь», 2000.
Приложение 2
Типовой образец
Уполномоченный банк Наименование юридического лица
ИЗВЕЩЕНИЕ
ОТ ___________ 199_ Г.
"__" __________ ____ г. на Ваш транзитный валютный счет
N ________________ в нашем банке зачислены средства в сумме
__________________________________________________________________
(в валюте: цифрами и прописью)
Просим до истечения 7 (семи) календарных дней с указанной даты зачисления средств представить в наш банк поручение на осуществление обязательной продажи части валютной выручки и зачисление оставшейся суммы на Ваш текущий валютный счет.
Обращаем Ваше внимание на то, что обязательная продажа валюты производится от всей суммы валютной выручки за вычетом поступлений в иностранной валюте, указанных в пунктах 4 и 5 Инструкции Банка России "О порядке обязательной продажи предприятиями, учреждениями, организациями части валютной выручки через уполномоченные банки и проведения операций на внутреннем валютном рынке Российской Федерации" N 7 от 29.06.92.
При непредставлении Вами поручения на осуществление обязательной продажи иностранной валюты по истечении 14 календарных дней от даты зачисления поступлений в иностранной валюте на Ваш транзитный валютный счет наш банк как агент валютного контроля осуществит обязательную продажу части валютной выручки в соответствии с пунктом 14 Инструкции Банка России "О порядке обязательной продажи предприятиями, учреждениями, организациями части валютной выручки через уполномоченные банки и проведения операций на внутреннем валютном рынке Российской Федерации" N 7 от 29.06.92.
Ответственное лицо
уполномоченного банка
М.П. Подпись
Приложение 3
Типовой образец
Наименование юридического лица Уполномоченный банк
ПОРУЧЕНИЕ N _________
ОТ ____________ 199_ Г.
НА ОБЯЗАТЕЛЬНУЮ ПРОДАЖУ ВАЛЮТЫ
Из общей суммы валютной выручки ______________________________
(сумма в валюте: цифрами и
прописью)
просим списать с нашего транзитного счета N ______________________
с зачислением на текущий валютный счет
N _______________________
__________________________________________________________________
(сумма в валюте: цифрами и прописью)
__________________________________________________________________
с перечислением на счет N 47405 __________________________________
(сумма в валюте: цифрами и прописью)
для обязательной продажи на валютном рынке по курсу ______________
Руководитель
юридического лица Подпись
Главный бухгалтер Подпись
М.П.
Приложение 4
ОСНОВАНИЯ ПОКУПКИ ИНОСТРАННОЙ ВАЛЮТЫ ЗА РУБЛИ НА ВАЛЮТНОМ РЫНКЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Код |
Наименование |
11 | - платежи по договорам об импорте товаров в Российскую Федерацию, подпадающим под систему таможенно – банковского валютного контроля. |
12 | - платежи по договорам об импорте товаров в Российскую Федерацию, не подпадающим под систему таможенно банковского валютного контроля. |
13 | - платежи по договорам, связанным с импортом в Российскую Федерацию работ (услуг, результатов интеллектуальной деятельности). |
14 | - погашение основного долга по финансовым кредитам, предоставленным на срок менее 180 дней. |
15 | - выплата процентов и прочие платежи по финансовым кредитам, предоставленным на срок менее 180 дней. |
16 | - выплата процентов и прочие платежи по финансовым кредитам, предоставленным на срок более 180 дней. |
17 | - выплата процентов, дивидендов и иных доходов по кладам, инвестициям. |
18 | - платежи по иным текущим валютным операциям (переводы неторгового характера, снятие на оплату командировочных расходов, прочие платежи, разрешенные законодательством Российской Федерации). |
21 | - погашение основного долга по финансовым кредитам, предоставленным на срок более 180 дней. |
22 | - платежи по иным валютным операциям, связанным с движением капитала, осуществляемым на основании лицензий (разрешений) и документов о регистрации Банка России. |
23 | - платежи по иным валютным операциям, связанным с движением капитала, осуществляемым без лицензий (разрешений) и документов о регистрации Банка России в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации. |
31 | - выплата комиссионного вознаграждения уполномоченному банку за осуществление операций в иностранной валюте. |