Минимизация холостых пробегов автотранспортного предприятия

С О Д Е Р Ж А Н И Е Р А Б ОТ Ы :


Страница


§1. Введение. 1

§2. Задание на курсовую работу. 2

§3. Транспортная задача линейного программирования. 3

п.3.1. Математическая постановка задачи. 3

п.3.2. Математическая запись задачи. 3

п.3.3. Метод совмещённых планов. 4

§4. Расчёт по методу совмещённых планов. 6

п.4.1. Расчёт оптимального плана возврата порожняка. 7

п.4.2. Расчёт индексов для занятых клеток. 8

п.4.2.1. Расчёт суммарного холостого пробега. 8

п.4.2.2. Расчёт индексов. 8

п.4.2.3. Определение потенциальных клеток. 9

п.4.2.4. Оптимизация плана. 9

п.4.3. Составление матрицы совмещённых планов. 10

§ 5. Прикрепление образованных маршрутов к АТП. 12

§6. Технологический расчёт маршрутов. 14

§7. Выводы. 16

Литература. 17


§ 1. ВВЕДЕНИЕ.


Маршрутизация перевозок – это прогрессивный, высокоэффективный способ организации транспортного процесса, позволяющий значительно сократить непроизводительные порожние пробеги подвижного состава, повысить качество обслуживания клиентуры и, в конечном счёте, сократить транспортные издержки самого автотранспортного предприятия.

Порожний пробег – это сумма холостых и нулевых пробегов. Величина порожних пробегов зависит от ряда факторов: от характера и направления грузопотоков; но главное влияние оказывает организация транспортного процесса и качество сменно-суточного планирования. Поэтому задачу ежедневного планирования можно сформулировать так: Сменно-суточное планирование перевозок грузов должно обеспечить выполнение заданного объёма перевозок с наименьшим порожним пробегом автомобилей.

Эта тема и будет являться основополагающей в данном курсовом проекте.


§ 2. ЗАДАНИЕ НА КУРСОВУЮ РАБОТУ.


В автотранспортное предприятие поступила заявка на перевозку грузов на завтрашний день.

Требуется составить оптимальный сменно-суточный план перевозки грузов (маршруты движения автомобилей и сменные задания водителям), обеспечивающих вывозку заданных объёмов при минимальном суммарном пробеге автомобилей.

Исходные данные для решения транспортной задачи приведены в таблицах N No -1, 2, 3.


ТАБЛИЦА 1. Заявка на перевозку грузов (в тоннах).

Пункт

отправления

А1

А1

А1

А2

А3

А4

А4

А5

А5

А6

А6

Пункт

назначения

Б1

Б7

Б8

Б2

Б5

Б3

Б4

Б1

Б3

Б5

Б6

Объём

перевозок

189

81

81

81

81

36

54

108

54

54

54


ТАБЛИЦА 2. Расстояния между пунктами отправления и назначения ( в км).


Пункт назначения

Пункт

отправления

Б1

Б2

Б3

Б4

Б5

Б6

Б7

Б8

АТП

А1

5

1

7

8

4

2

14

15

3

А2

5

13

8

6

3

1

7

3

1

А3

12

4

14

13

11

4

12

10

12

А4

16

7

15

15

13

5

15

12

2

А5

9

1

13

6

1

1

4

1

10

А6

3

1

5

3

8

10

3

2

15

АТП

8

17

16

11

4

6

9

9

--


ТАБЛИЦА 3. Расчётные нормативы.

Показатель

Обозначение

Значение

Грузоподъёмность

q

5

Коэффициент использования грузоподъёмности

0,9

Время в наряде * (в часах)

Тн

12,5

Среднетехническая скорость (в км/час)

Vт

24

Простой под погрузкой и выгрузкой на одну ездку с грузом (мин)

t пв

85

* Примечание. Допустимое отклонение минут.

** Примечание. Используется автомобиль ЗИЛ-130 грузоподъёмностью 5 тонн.


§3. ТРАНСПОРТНАЯ ЗАДАЧА ЛИНЕЙНОГО ПРОГРАММИРОВАНИЯ.


3.1. Математическая постановка задачи.

Рассмотрим и сформулируем в математической форме условие транспортной задачи. Потребителям Б1, Б2, ...., Бj, ...., Бn требуется груз в количествах b1, b2, ....., bj, ....., bn (т) единиц, который имеется или производится у поставщиков A1, A2, ......, Ai, ......, Am в количествах a1, a2, ......., ai, ......, am (т) единиц соответственно. Обозначим через qij объём перевозок из i-ого пункта отправления в j-ый пункт назначения. Объём перевозок известен для всех пунктов ( задана заявка на перевозки грузов, см. таблицу 1.). Расстояние между поставщиками и потребителями известно (см. таблицу 2.) и составляет lij (км). В процессе выполнения перевозок в пунктах назначения Б1, Б2, ...., Бj, ...., Бn после разгрузки автомобилей будет образовываться порожняк в количествах b`1, b`2, ....., b`j, ....., b`n который надо направить в пункты A1, A2, ......, Ai, ......, Am в количествах a`1,a`2,…a`j,….a`m.

С методической точки для решения задачи удобней пользоваться понятием “ездка”. Поэтому за единицу измерения будет приниматься ездка автомобиля с грузом и без него.

В задаче будет выполняться условие:

m n

b`j = bj = qij , где j=1,2,......,n и a`i = ai = qij , где i=1,2,......,m ,

1 1

Дополнительным условием задачи является требование, чтобы за рабочую смену автомобиль направлялся не более, чем в четыре разных пункта отправления и в такое же количество пунктов назначения. Практически это означает, что при сменном задании с большим числом ездок необходимо составить кольцевой маршрут так, чтобы по нему можно было сделать несколько оборотов. Необходим план перевозок который обеспечит выполнение заданных объёмов с наименьшим холостым пробегом автомобиля.

  1. Математическая запись задачи.


Обозначим через Xij количество порожняка (в автомобиле - ездках) предназначенного к отправке из пункта разгрузки Бj в пункт погрузки Ai , тогда суммарный холостой пробег автомобиля из всех пунктов с наличием порожняка во все пункты его подачи будет иметь вид:

n m

 Xij * lij а min. { 1 }

j=1 i=1

Условие полного удовлетворения спроса на порожняк каждого пункта отправления за счёт подачи его из разных пунктов с наличием порожняка выглядит так:

n

Xij = a`i , где i= 1,2,...,m. { 2 }

j=1

Весь порожняк из каждого пункта назначения должен быть подан в пункт отправления под погрузку, т.е. :

m

Xij = b`j , где j= 1,2,...,n. { 3 }

i=1

Очевидно, что количество автомобилей не может быть отрицательным числом, т.е. Xij > 0, при i= 1,2,...,m, j= 1,2,...,n. { 4 }

Таким образом, в математической форме транспортная задача формулируется так:

Определить значение переменных Xij минимизирующих линейную форму, выраженную {1}, при ограничениях, указанных в {2},{3},{4}. Необходимо равенство общей потребности получателей и наличия груза у поставщиков или отправителей:

m n

b`j = а`j