Типологии политического лидерства
Введение
Лидерство существует во всех сферах общественной жизни — в бизнесе, науке, искусстве, семье и школе. Открыв словарь, мы можем прочесть, что лидер (англ. lеаdеr — ведущий, руководитель) — это лицо, способное воздействовать на других в целях организации какой-то совместной деятельности. Но особенно ярко лидерство проявляется в сфере политики.
Политический лидер - это не просто организатор политических действий и движений, это человек, способный изменить ход политической истории, определить направление политических процессов, обозначить перспективные политические цели.
Политический лидер – это человек, который руководит не только политическими процессами, но и осуществляет функции по управлению обществом, способен изменять ход событий и направленность политических процессов. Политическому лидеру надо обладать природными качествами такими, как сила характера, воля, обаяние, решительность, тонкая интуиция. Профессиональные качества лидеров заключаются в аналитических способностях, в умении быстро и точно ориентироваться в обстановке, аргументированно противостоять чужому мнению.
Развитие представлений о лидерстве в истории социально-политической мысли
Общественно-политические процессы, в частности выборы органов исполнительной и законодательной власти, имеющие особо важное значение в современной России, требуют от участников объективного понимания закономерностей выявления, утверждения и деятельности новых политических лидеров, природы политического лидерства вообще. Мировая и отечественная наука посвятила исследованию данной проблемы десятки тысяч трудов, выработала множество теорий, доктрин и концепций, пытающихся объяснить феномен политического лидерства. Однако мозаика научных представлений отнюдь не есть целостная система и не является достаточной как научное знание. Более того, на сегодняшний день в отечественной науке отсутствуют специальные исследования, анализирующие проблемы изучения феномена политического лидерства. Описательный подход, существующий в российской политологии, не способствует систематизации, структурированию теоретических представлений, критическому анализу эмпирических исследований, выявлению "белых пятен" и бесспорных научных достижений в сфере изучения политического лидерства.
Каковы результаты исследования политического лидерства, достигнутые за многовековую историю политической мысли?
Современные отечественные энциклопедические издания трактуют политическое лидерство как способ построения власти, основанной на интеграции различных социальных слоев (групп) посредством специфических механизмов вокруг выдвигаемой лидером программы (концепции) решения социальных проблем, достижения групповых целей, задач общественного развития.
К данному представлению о феномене политического лидерства политическая наука пришла, изначально осмыслив еще в древности основные черты данного феномена.
Первые попытки определения того, каким должен быть политический лидер, прослеживаются в утопии совершенного государства Платона. Великий философ считал, что правителями могут быть только философы. Право философов на господство Платон обосновывает тем, что они "видя и созерцая нечто стройное и вечно тождественное, не творящие несправедливости и от нее не страдающее, полном порядка и смысла", сами подражая этому, внесут в "частный и общественный быт людей" то, что они находят в мире идеального бытия, сделают человеческие нравы угодными богу. Но, чтобы достичь благоденствия, правители должны быть не мнимыми, а истинными философами: под таковыми он понимал только любящих "созерцать истину", т.е. тех, кто обладал острым умом, тонкой интуицией и другими качествами.
Другая точка зрения на то, каким должен быть политический лидер, принадлежит Аристотелю. Он считал, что на ранних этапах развития общества лидерами (царями) становились старшие и более опытные главы семейств. В последующем, по его мнению, право властвовать получает тот, кто превосходит других разумом.
Один из известных мыслителей Средневековья Фома Аквинский обосновывал идею о том, что лучшим политическим лидером мог быть только монарх. Мыслитель говорил, что "государственный корабль лучше всего может функционировать, если во главе его стоит единственный правитель - монарх".
Таким образом, все вышеперечисленные представления мыслителей древности сводились к единому пониманию и определению политического лидера - монарха, т.е. харизматического лидера.
Самый значительный вклад в исследование политического лидерства внес Н.Макиавелли (эпоха Возрождения). В своем трактате "Государь" он дал одно из первых объяснений политического лидерства.
Суть его теории эффективного лидерства:
1. Власть лидера коренится на поддержке его сторонниками.
2. Подчиненные должны знать, что они могут ожидать от своего лидера и понимать, что он ожидает от них.
3. Лидер должен обладать волей к выживанию.
4. Правитель - всегда образец мудрости и справедливости для своих сторонников.
Хотелось бы отметить, что одну из частей трактата "Государь" Макиавелли посвятил характеристике качества политического лидера (правителя). По мнению философа, правитель как общественный деятель, руководствуется моралью силы этого мира, исходит из строго проанализированных реальных фактов, может быть жестоким, хитрым, грешным, беспощадным деспотом. Он должен сочетать в себе качества льва (сила) и лисицы (хитрость). Правитель не должен быть связан никакими правовыми предписаниями, религией или собственным словом. Таким образом, в теории Макиавелли отражены определения характерных черт, которыми должен обладать лидер и именно они дают начальную, базисную теорию черт. Именно в этом и состоит заслуга Н.Макиавелли, т.к. он исследовал и дал качественно новое и отличающее от сделанного его предшественниками содержательную характеристику феномена политического лидерства.
Для нового времени было характерно исследование в области так называемой "валюнтаристской теории лидерства" (Т.Карлейль, Р.Эмерсон), рассматривающей историю как результат творчества выдающихся личностей.
Заметное влияние на последующую политическую мысль и практику оказала концепция Ф.Ницше о сверхчеловеке - высшем биологическом типе - человеке-лидере. "Цель человечества, - писал Ницше, лежит в его высших представителях... Человечество должно неустанно работать, чтобы рождать великих людей...". Идея этой концепции состоит в том, что сверхчеловек не ограничен нормами существующей морали. Такой человек-лидер может быть жестоким к обычным людям и снисходительным, сдержанным в отношениях с равными себе, со сверхчеловеками.
Этого человека отличают высокие жизненные силы и воля к власти. В представлениях Ницше о сверхчеловеке отразилась дарвинская идея об эволюции биологических видов. Самое непосредственное влияние на современные теории лидерства оказала концепция Г.Тарда, одного из основоположников теории социализации личности. Он считал, что единственным источником прогресса общества являются открытия, сделанные инициативными и оригинальными личностями (лидерами), которым подражают последователи, т.к. сами не способны к самостоятельному творчеству.
Совершенно отличается от выше указанных теорий марксизм. Основоположники этой теории исходили из того, что выдающиеся личности (лидеры) всегда появляются в обществе, если оно того требует, и таких людей всегда можно заменить другими при необходимости.
Следует осветить ряд теорий, которые признаны в политологии и нуждаются в более детальном рассмотрении.
"Теория черт". Ее представители считают, что лидером может стать человек, обладающий идеальными качествами. Например, американский ученый Богардус относит к таким чертам человека энергию, ум, характер, которые заложены в нем от природы, и если их развивать, то уже в детстве можно предсказать, что он будет лидером. Одна из разновидностей этой теории представлена в работах Р.Гальтона, английского психолога и антрополога. Он объяснял лидерство на основе наследственности Р.Гальтоном были проведены ряд исследований монархических династий, анализ браков между правителями, но перечень лидерских черт ему составить не удалось. Только в 1940 году американский психолог Н.Берд составил список из 79 черт, особенно выделились из него такие как: инициативность, общительность, чувство юмора, энтузиазм, умение предвидеть, уверенность.
"Ситуационная теория". Эта концепция обосновывает и развивает идею зависимости лидерства от определенных социальных условий (Р.Стогдилл, Т.Хилтон, Ю.Денингс). Она исходит из того, что лидерство относительно и множественно. Как писал Р.Стогдилл, "лидерство есть связь, которая существует между людьми в какой-то социальной ситуации, и люди, являющиеся лидерами в одной ситуации, не обязательно будут ими в другой ситуации". Тем самым, именно сложившиеся конкретные обстоятельства определяют отбор политического лидера и изменяют его поведение. Недостаток этой теории в том, что она не отражает важную роль индивидуальных качеств личности и отдает приоритет в объяснении природы политического лидерства обстоятельствам.
Психоаналитическое объяснение лидерства изложено в психологических концепциях. Основоположник психоанализа З.Фрейд считал, что в основе стремления к лидерству лежит подавление либидо (бессознательное влечение сексуального характера). Таким образом, энергия инстинктов преобразуется в иную социально, нравственно одобряемую цель, в процессе сублимации (переноса) в том числе и в цель, относящуюся к политическому творчеству, лидерству.
Заметный вклад в развитие психоанализа внесли ученые Франкфуртской школы Эрих Фромм, Теодор Адорно и др. Они выявили тип личности, предрасположенной к авторитаризму и стремящейся к власти. Эта личность стремится убежать от состояния подавленности, тревоги в сферу господства и подчинения, т.е. избавиться от собственных комплексов посредством навязывания своей воли другим людям. Обладая властью, такие лидеры получают наслаждение. Примером такого политического лидера может служить известная историческая фигура отечественной истории И.В.Сталина. Он страдал от врожденной сухорукости, маленького роста, детских и юношеских обид, реакцией на которые было озлобленное властолюбие, коварство, жестокость. Еще в 1927 году выдающийся психиатр В.Бехтеров поставил ему диагноз - маниакально-депрессивная паранойя (за что и поплатился жизнью).
Сторонники биологизаторского подхода объясняют природу политического лидерства тем, что в человеческом обществе в стрессовые, кризисные ситуации появляется лидер, таким же образом, как и среди животных в подобных ситуациях всегда находится вожак. Для такого лидера имеет значение состояние здоровья, возраст, физическая пригодность, внешний вид, энергичность и т.д.
В настоящее время достаточно изученным вопросом по феномену политического лидерства является типология. Наиболее признанной считается типология политического лидерства, предложенная знаменитым немецким ученым М.Вебером. Понимая под лидерством способность "отдавать приказы и добиваться повиновения", он различал три его главные разновидности:
1.Традиционное - вера в святость традиций передачи власти по наследству (доиндустриальное общество).
2. Бюрократическое (рационально-легальное) - вера в разумность, законность порядка избрания лидера (демократическое государство).
3.Харизматическое лидерство - вера в сверхъестественные, экстраординарные, подчас магические способности личности. Таким образом, очевидна связь между типами политического лидерства и типами господства, которые выявил М.Вебер, т.е. первое из них всегда порождает второе.
Наибольшую известность приобрела типология лидерства, которая сводит все к стилю отношений лидера (руководителя) к подчиненным: на авторитарное (стремление к монопольной власти) и демократическое (уважение интересов и мнений всех членов групп или организация, их участие в управлении).
В зависимости от типа взаимодействия в группе различают формальных и неформальных лидеров. В.Парето, развивая идеи Н.Макиавелли о качествах государя, выделил два типа лидерства: лидеры-львы, которые чаще действуют прямолинейно, методами силового давления; лидеры-лисы, умеющие лавировать, предугадывать ход событий, скрывающие истинные цели и т.д. Но идеальным типом, по мнению В.Парето, является тип политика, обладающего сокрушительной силой и твердостью льва, ловкостью и хитростью лисицы.
В зависимости от избираемой тактики достижения поставленных целей выделяют лидеров-реформаторов (стремление к изменениям) и лидеров-революционеров (экстремистская тактика, насилие). Существуют и другие классификации лидерства.
Таким образом, существование политического лидерства как феномена определяется объективными потребностями организации и функционирования общественно-политической жизни. Являясь важным компонентом политического процесса, политическое лидерство как политологическая проблема не может быть признана достаточно изученной. На данный момент в политологии отсутствуют работы, результаты которых, на наш взгляд, могли бы ликвидировать пробелы по следующей проблематике: объяснение характера и природы политического лидерства, механизмов их выдвижения и утверждения, взаимодействия с институтами общества, социокультурная среда и историческая почва политического лидерства. Нам представляется, что продуктивным вектором развития исследований данного феномена, могут стать научные работы на стыке политологии и других общественных наук: философии, социологии, психологии, антропологии, истории и др.
2. Природа политического лидерства
Внутри политической элиты существуют отдельные личности, которые не только принимают важнейшие политические решения, но и больше других влияют на общество, благодаря обладанию реальной властью. Такая личность, наделенная управленческим статусом и властной должностью, называется политическим лидером.
Лидер в переводе с английского языка означает «ведущий», «указывающий путь». Особое значение лидеров в истории подчеркивал Ф. Ницше, который писал: «Цель человечества лежит в его высших представителях... Человечество должно неустанно работать, чтобы рождать великих людей – в этом, и ни в чем ином, состоит его задача». Выясним, кто и что дает лидеру право руководить другими людьми, какими мотивами он руководствуется в своей политической деятельности.
Лидерство – понятие многогранное, оно изменялось вместе с развитием общества. Первоначально, в примитивных обществах, где еще не были отчетливо выражены и осознаны частные интересы автономной личности, а существовали потребности нерасчлененного целого (рода, племени), функции лидера были развиты слабо. Они сводились в основном к обеспечению физического выживания общинников.
Рост разнообразия потребностей, появление новых видов деятельности вследствие разделения труда (выделения земледелия, скотоводства, ремесел, торговли, умственного и физического труда) существенно усложнили социальные отношения. Сложно организованная система, какой становилось общество, все больше нуждалась в упорядочении поведения индивидов, гармонизации и согласования человеческих потребностей и действий. Потребовался политический лидер, т. е. человек, способный определять общие цели, способы их достижения, организовывать процесс распределения ролей и функций внутри общества.
В современной науке, при наличии общности исходных позиций, лидерство характеризуется неоднозначно. Можно выделить следующие основные подходы к его трактовке:
1. Лидерство – это разновидность власти, спецификой которой является направленность сверху вниз, а также то, что ее носителем выступает не большинство, а один человек или группа лиц. Политическое лидерство, – пишет Жан Блондель, – это «власть, осуществляемая одним или несколькими индивидами с тем, чтобы побудить членов нации к действиям».
2. Лидерство – это управленческий статус, социальная позиция, связанная с принятием решений, это руководящая должность. Такая интерпретация лидерства вытекает из структурно-функционального подхода, предполагающего рассмотрение общества как сложной, иерархически организованной системы социальных позиций и ролей. Занятие в этой системе позиций, связанных с выполнением управленческих функций (ролей), и дает человеку статус лидера. Иными словами, как отмечает Даунтон, лидерство – это «положение в обществе, которое характеризуется способностью занимающего его лица направлять и организовывать коллективное поведение некоторых или всех его членов».
3. Лидерство – это влияние на других людей (В. Кац, Л. Эдингер и др.). Однако это не любое влияние, а такое, для которого характерны четыре особенности:
Во-первых, необходимо, чтобы влияние было постоянным. К политическим лидерам нельзя причислять людей, оказавших, хотя и большое, но разовое воздействие на политический процесс, историю страны. Так, например, Ли Освальд, официально признанный убийцей американского президента Джона Кеннеди, своим поступком оказал существенное влияние на последующее политическое развитие Америки, да и мира в целом. Однако было бы нелепо вследствие этого считать его политическим лидером.
Во-вторых, руководящее воздействие лидера должно осуществляться на всю группу (организацию, общество). Известно, что внутри любого крупного объединения существует несколько или даже множество центров локального влияния.
Причем постоянному влиянию со стороны членов группы подвергается и сам лидер. Особенностью политического лидера является широта влияния, распространение его на все общество или крупные группы.
В-третьих, политического лидера отличает явный приоритет во влиянии. Отношения лидера и ведомых характеризует ассиметричность, неравенство во взаимодействии, однозначная направленность воздействия – от лидера к членам группы.
В-четвертых, влияние лидера опирается не на прямое применение силы, а на авторитет или хотя бы признание правомерности руководства. Диктатор, силой удерживающий группу в подчинении, – это не лидер, как не является лидером, например, террорист, захвативший заложников, или тюремный надзиратель. Следует отметить, что не все авторы считают несовместимым лидерство и постоянное насилие. Отдельные ученые, например Ж. Блондель, допускают использование принуждения при осуществлении лидерства.
Нередко термин «политический лидер» отождествляется с понятиями «руководитель», «вождь», «правитель», «глава», «управляющий» и т. д. Однако очевидно, что не каждый правитель является лидером. Вероятно, политическим лидером правильнее называть того, кто способен возглавить массы, мобилизовать их, повести население за собой, постоянно направлять его. Кроме того, в его руках должны быть средства, с помощью которых возможно достижение поставленных им целей (власть, сторонники, наличие организации, деньги и т. д.). В политическом лидерстве наряду с функциями осуществления руководства и управления следует особо выделить способность лидера выражать общие интересы, устремления, идеалы своих реальных и потенциальных сторонников.
Не случайно современный французский политолог Ж. -Л. Кермонн различает следующие типы лидеров: «государственный муж», «нотабль» и «собственно лидер». Государственный деятель – это человек, причастный к управлению страной, но не связанный с конкретной партией; его способности позволяют вывести власть и вместе с ней государство из сложной ситуации.
Нотабль – человек, собравший в определенном округе подавляющее число голосов избирателей, что позволяет ему выдвинуться в первые ряды «политического класса». Политический лидер – это, по Ж. Л. Кермонну, личность, обладающая способностью решающим образом влиять на партаппарат и одновременно успешно выполнять важные правительственные обязанности.
Следовательно, исходя из концепции французского ученого, можно сказать, что политический лидер – это человек, занимающий властные позиции и способный постоянно и решающим образом влиять на общество, социальную группу, объединение.
Однако природа данного влияния объясняется в политической науке по-разному. Многообразие теорий лидерства связано с тем, что в каждой из них внимание акцентируется на каком-то одном его аспекте.
Пожалуй, старейшей из них, не утратившей и сегодня своей актуальности, является теория черт. Она создавалась на основе выявления качеств, присущих идеальным лидерам – героям. Суть этой теории состоит в объяснении феномена лидерства выдающимися качествами человека. Как писал один из основателей этой теории Э. Богардус, «превосходящие интеллектуальные дарования доставляют личности выдающееся положение, рано или поздно приводящее к лидерству».
Среди черт, присущих политическому лидеру, обычно называют острый ум, твердую волю и целеустремленность, кипучую энергию, незаурядные организаторские способности и, особенно, компетентность и готовность брать на себя ответственность. К обязательным качествам современных политических лидеров в демократических странах все чаще добавляют фото- и телегеничность, внешнюю привлекательность, способность внушать людям доверие и т.п.
Для проверки теории черт были проведены обширные конкретные исследования. Они в значительной мере поставили под сомнение эту концепцию, так как оказалось, что при детальном анализе индивидуальные качества лидера почти в точности совпадают с полным набором психологических и социальных признаков личности вообще. Кроме того, в некоторых сферах деятельности высокие интеллектуальные и моральные качества являются скорее препятствием для занятия лидирующих позиций, чем условием успеха. К тому же часто выдающиеся способности людей на протяжении многих лет, а порой и всей жизни, оказываются невостребованными, не находят применения.
Все это вовсе не означает полного отрицания теории черт. Очевидно, что для занятия лидирующих позиций в условиях конкуренции действительно нужны определенные психологические и социальные качества. Однако их набор значительно меняется в зависимости от исторических эпох, отдельных государств и конкретных ситуаций. Даже в наши дни личностные качества, дающие шансы на политический успех, существенно отличаются, например, в Швеции, Афганистане, Корее и Сомали.
Учет всего этого породил вторую волну развития теории черт, или ее факторно-аналитическую концепцию. Она различает чисто индивидуальные качества лидера и характерные для него черты, стиль поведения, связанные с достижением определенных политических целей. Между этими двумя группами свойств лидера могут быть существенные различия. Это можно проиллюстрировать на примере Ленина. Его индивидуальные черты, проявляющиеся в отношениях с близким окружением, никак не предвещали жестокого деспота, жаждущего насилия и равнодушного к страданиям людей. Однако его упорство и даже одержимость в стремлении к в общем-то гуманной, но утопической цели построения коммунизма делали из него диктатора, отрицающего общечеловеческие нормы морали и ради удержания власти не останавливающегося перед преступлениями, что проявилось, например, в его приказах о расстрелах заложников, жестоких расправах над священниками и т.д.
Факторно-аналитическая концепция вводит в теорию лидерства понятие целей и задач, связанных с определенной ситуацией.
В результате взаимодействия индивидуальных качеств лидера и стоящих перед ним целей и условий их осуществления вырабатывается стиль его поведения, составляющий его «вторую природу». Стиль поведения и целевая ориентация лидера несут на себе отпечаток определенных социальных условий.
Идею зависимости лидерства от определенных социальных условий обосновывает и развивает ситуационная концепция (Р. Стогдилл, Т. Хилтон, А. Голдиер и др.). Она исходит из относительности и множественности лидерства. Лидер – функция определенной ситуации. Как писал Р. Стогдилл, «лидерство есть связь, которая существует между людьми в какой-то социальной ситуации, и люди, являющиеся лидерами в одной ситуации, не обязательно будут ими в других ситуациях». Именно сложившиеся конкретные обстоятельства определяют отбор политического лидера и детерминируют его поведение. Так, например, ситуация в исламском Иране неизбежно отвергнет политиков европейского или американского типа. Точно так же и религиозный лидер-пророк не сумеет проявить себя на политической арене Запада. Очевидно, что требования к лидеру значительно различаются и в зависимости от того, находится данное государство в состоянии кризиса или развивается стабильно.
С точки зрения ситуационного подхода лидерские качества релятивны, относительны. Один человек может проявить черты лидера на митинге, другой – в повседневной политико-организационной работе, третий – в межличностном общении и т.п. В целом же лидеров отличают главным образом целеустремленность, готовность взять на себя ответственность за решение той или иной задачи, а также компетентность.
Ситуационная теория не отрицает важную роль индивидуальных качеств личности, однако не абсолютизирует их, отдает приоритет в объяснении природы политического лидерства обстоятельствам. На основе этой концепции, подтверждаемой эмпирическими исследованиями, ряд ученых (Э. Фромм, Д. Рисмэн и др.) пришли к выводу, что в современном западном обществе большие шансы на успех имеет беспринципный человек, ориентирующийся на политическую конъюнктуру и не задумывающийся о нравственной значимости своих действий.
Однако такие выводы, как и ситуационная теория в целом, подтверждаются далеко не полностью. Ограниченность этой концепции состоит в том, что она недостаточно отражает активность лидера, его способность правильно и своевременно оценить и изменить ситуацию, найти решение острых проблем.
Уточнением, развитием и качественным обогащением ситуационной концепции явилась теория, объясняющая феномен лидерства через последователей и конституентов. «Именно последователь, – утверждает Ф. Стэнфорд, – воспринимает лидера, воспринимает ситуацию и в конечном счете принимает или отвергает лидерство».
В современной науке круг конституентов лидера понимается достаточно широко. В него включаются не только политические активисты и все достаточно четко определившиеся приверженцы (последователи) лидера, но и его избиратели, а также все те, кто взаимодействует с ним, оказывает на него влияние. Анализ конституентов во многом позволяет понять и предсказать политическое поведение лидера, зачастую действующего вопреки своим собственным политическим привычкам, симпатиям и антипатиям.
Достоинством такого подхода является рассмотрение лидерства как особого рода отношений между руководителем и его конституентами, выступающих в виде цепочки взаимосвязанных звеньев: конституенты – последователи – активисты – лидер. В формировании и функционировании отношений «лидер – конституенты» особенно велика роль активистов. Именно они достаточно компетентно оценивают личные качества и возможности лидера, организуют кампании в его поддержку, выступают «приводным ремнем», связывающим его с массами, т.е. «делают» лидера.
Лидер и его конституенты составляют единую систему. Через конституентов проявляется воздействие на политику господствующей политической культуры, и прежде всего ценностных ориентаций и ожиданий избирателей. В демократическом государстве претенденты на роль политических лидеров могут рассчитывать на успех лишь в случае совпадения их имиджа с ожиданиями большинства народа.
Имея немалые достоинства, трактовка лидера как выразителя интересов и ожиданий конституентов, подобно его ситуационной интерпретации, плохо работает при объяснении инноваций, самостоятельности и активности лидера. История свидетельствует, что некоторые весьма важные действия руководителей идут вразрез с интересами и ожиданиями приведших их к власти социальных слоев и сторонников.
При этом самостоятельность лидера по отношению к конституентам прямо зависит от характера политического строя, от степени концентрации власти в руках руководителя и от политической культуры общества в целом. Наибольшие возможности для субъективистской и волюнтаристской политики имеют лидеры в авторитарных и тоталитарных системах. Яркий пример тому – политическая деятельность Сталина, который примерно за полтора десятилетия своего господства почти полностью уничтожил большевиков, ранее приведших его к власти, а заодно и свыше половины членов собственной партии.
Достаточно распространенным является психологическое объяснение природы лидерства, которое акцентирует внимание на мотивации его поведения. Проявлением крайнего психологизма в понимании природы лидерства является концепция психоанализа, созданная З. Фрейдом. Как считал З. Фрейд, в основе лидерства лежит подавленное либидо – преимущественно бессознательное влечение сексуального характера. В процессе сублимации оно проявляется в стремлении к творчеству, в том числе и к лидерству.
У многих людей обладание руководящими позициями выполняет субъективно-компенсаторные функции, позволяет подавлять или преодолевать различного рода комплексы, чувство неполноценности и т.п.
Определенные психологические потребности отражает и подчинение лидеру. Субъективное принятие лидерства закладывается еще в детстве, когда ребенок нуждается в покровительстве и авторитете родителей. И в этом смысле авторитет руководителя государства подобен авторитету отца семейства.
Заметный вклад в развитие психоанализа внесли ученые франкфуртской школы Эрих Фромм, Теодор Адорно и другие. Они выявили тип личности, предрасположенный к авторитаризму и стремящийся к власти. Такая личность формируется в нездоровых общественных условиях, порождающих массовые фрустрации и неврозы и стремление человека убежать от всего этого в сферу господства и подчинения. Для авторитарной личности власть является психологической потребностью, позволяющей избавиться от собственных комплексов путем навязывания своей воли другим людям.
Обладание безграничной властью над другими, их полное подчинение доставляет такому человеку особое наслаждение. Оно является формой своеобразного садизма. Одновременно авторитарная личность имеет и мазохистские черты – при столкновении с превосходящей силой такая личность восхищается ею и поклоняется ей. Слабость же других вызывает у индивидов авторитарного типа презрение и желание унизить их.
Такой тип поведения в психологическом смысле служит проявлением не силы, а слабости. Авторитарная личность, не имея подлинной внутренней силы, пытается убедить себя в обладании ею с помощью господства над другими. Эта личность иррациональна, склонна к мистике, руководствуется в первую очередь эмоциями и не терпит равенства и демократии. Она воспринимает других людей и мир в целом сквозь призму отношений силы-слабости, садомазохизма.
Эмпирические исследования, проведенные Адорно и другими учеными, подтвердили реальное существование авторитарного типа личности, выявили ее некоторые новые черты. В целом же это направление психоанализа значительно расширило представления о внутренних мотивациях стремления к лидерству, хотя, конечно же, не исчерпывает все типы таких мотиваций. Существуют и некоторые другие типы психологического отношения к лидерству, например игровой, инструментальный и др.
Все больший вес в политической науке приобретают концепции лидерства, авторы которых стремятся учесть влияние всех факторов. Так появилась интегративная теория лидерства. Например, современный американский политолог М. Херманн полагает, что лидерство – многогранное понятие.
Рассматривая его проявления, следует принимать во внимание:
1) черты самого лидера;
2) задачи, которые он призван выполнять;
3) взаимосвязь между лидером и его конституентами;
4) контекст или конкретную ситуацию, в которых лидерство осуществляется.
Следовательно, политическое лидерство представляет собой процесс взаимодействия, в ходе которого одни люди (лидеры) знают и выражают потребности и интересы своих последователей и в силу этого обладают престижем и влиянием, а другие (их сторонники) добровольно отдают им часть своих властных полномочий для осуществления целенаправленного представительства и реализации собственных интересов.
И все же создать единую, универсальную концепцию лидерства, по всей вероятности, невозможно, поскольку само это явление чрезвычайно многообразно по своим проявлениям и функциям, зависит от исторических эпох, типов политических систем, особенностей лидеров и их конституентов и других факторов.
3. Типология политического лидерства
Для изучения природы лидерства большое значение имеет типология политических лидеров. В соответствии с различными основаниями и критериями выделяется множество типов лидерства (по самым различным признакам). Разнообразие типов лидеров во многом объясняется различными видами их деятельности и широким кругом решаемых задач.
Типология политических лидеров | |
Способ утверждения лидерства в группах и организациях | Формальные неформальные |
Способ легитимации власти лидера в обществе |
Традиционны рационально-легальные харизматические |
Стиль руководства |
Авторитарные Либеральные демократические |
Имидж и ролевое назначение |
Лидер-знаменосец лидер-служитель лидер-торговец лидер-пожарный |
Тактика достижения поставленных целей |
Консерваторы; реформаторы; революционеры |
Способ утверждения лидерства в группах:
Формальным лидером - называют руководителя, назначенного сверху и управляющего людьми согласно действующим положениям и инструкциям.
Неформальное лидерство – то, которое сложилось естественным путем в процессе личных взаимоотношений людей.
Способ легитимации власти:
Традиционное лидерство - основывается на традициях, обычаях и привычке последователей к подчинению. Этот тип лидерства характерен для доиндустриального общества. К данному типу относятся вожди племен, монархи и другие лидеры, чья власть и авторитет основаны на обычаях и традициях.
Рационально-легальное лидерство (бюрократическое) – лидерство, осуществляемое на основе и в рамках законов, принятых современным демократическим обществом.
Харизматическое лидерств - основывается на вере в необыкновенные, выдающиеся качества вождя. Это лидеры по призванию, народные вожди «от Бога». Этот тип лидерства вызывает наибольший интерес у исследователей. Примерами таких лидеров могут служить: Магомет, Цезарь, Наполеон и др., из лидеров ХХ в. – В. Ленин (Россия), Ф. Кастро (Куба), Д. Неру (Индия),
М. Горбачев (СССР), Б. Ельцин (Россия).
Черты харизматического лидера:
-пособность заряжать энергией окружающих;
-завораживающая внешность (образ, вызывающий симпатию);
-риторические способности, артистизм, коммуникативные способности;
-состояние психологического комфорта при повышенном внимании и восхищении со стороны общества;
-достойная и уверенная манера держаться или имидж сильного человека, способного добиваться любых целей.
Стиль руководства:
авторитарное лидерство – директивное (приказное) управление людьми; у лидера сосредоточены все основные управленческие функции; подчиненных держат под угрозой применения силы; единовластное и приказное управление; жесткие рамки для подчиненных; жесткий контроль и система наказаний;
либеральное лидерство – «попустительский» стиль руководства: отстраненность руководителя от управления; полная свобода действий подчиненных; дело пущено на самотек;
демократическое лидерство – ориентация на принцип коллегиальности; вовлечение людей в процесс совместной деятельности с целью достижения общего успеха; тенденция к коллективному управлению; определенная самостоятельность у подчиненных.
Имидж и ролевое назначение, призвание:
Лидер-знаменосец – идейный вдохновитель, вождь народных масс. Такой лидер самостоятелен, критичен в оценках действительности, знает, как исправить ситуацию; четко определяет цель своей деятельности; способен увлечь массы по пути к цели. Например, М. Ганди, В. Ленин, А. Гитлер.
Лидер-служитель прежде всего стремится обеспечить интересы выдвинувшей его группы сторонников. Такой тип лидерства характерен для периода «застоя». Лидер стремится исправно служить своим приверженцам, не забывая при этом идти навстречу пожеланиям трудящихся (избирателей). Например, Л. Брежнев, К. Черненко.
Лидер-торговец окружает себя командой компетентных профессионалов-помощников, определяющих наиболее эффективные пути социально-экономического развития общества. Он умеет ярко преподнести и выгодно «продать» свои идеи и планы, привлекая сторонников. Например, Р. Рейган.
Лидер-пожарный лучше всего проявляет себя в кризисных ситуациях.
Он эффективно действует согласно «обстановке»; быстро решает самые насущные проблемы. Такими чертами должны обладать большинство современных лидеров.
В реальной жизни эти четыре типа обычно не встречаются в чистом виде, а сочетаются у политических руководителей в различных пропорциях.
Тактика достижения поставленных целей:
консерваторы стремятся сохранить статус-кво общества. Активность политического лидера,