Инфляция и ценообразование

каждого товара сравниваемого периода на цену исходного периода:

Если b — цена товара данного периода, и а — ее последующее изменение, то цена другого товара будет выражена как q, а ее изменение как р. Но иногда для большей точности вычисляют геометрическую среднюю по формуле: или гармоническую среднюю по формуле:

Если мы предположим, что а и b не возросли, а цена другого товара удвоилась (q=1; р=2), то соответственно разным методам исследования среднее изменение получится по арифметическому методу — 50%, по геометрическому методу — 41%, по гармоническому — 33%.2

Если в стране увеличится предложение денег, то банки немедленно начнут отыскивать нуждающихся в деньгах предпринимателей, получив из банков деньги, купят на них товары и рабочую силу, так что спрос на товары возрастет, а потому и возрастут цены товаров. Это вызовет повышение общего уровня цен, указывающее на падение ценности денег. Высокие цены в стране вызовут покупки в иностранных государствах, куда последует вывоз золота, и на основе закона автоматического распределения золота, каждая страна получит свою пропорциональную долю из нового золота, и во всех странах с золотой валютой цены постепенно повысятся на одну и туже ступень. Сумма цен товаров, от которых зависит количество обращающихся в стране денег, сама по себе не есть величина постоянная. Она зависит, с одной стороны, от количества товаров, с другой — от величины цен каждого товара в отдельности“,— пишут З.П.Евзлин и В.А.Дмитриев-Мамонов.1

Возьмем, например, одно и то же хозяйство, которое потребляет в два последовательных периода одинаковое количество товаров по разным ценам:2

В первый год


Во второй год

30А по 2 = 600


300А по 4 = 1200

200В по 3 = 600


200В по 5 = 1000

120С по 6 = 720


120С по 7 = 800

80Д по 8 = 640


80Д по 10 = 800

20Е по 12 = 240


10Е по 20 = 400

720 товар. на сумму 2800


720 товар. на сумму 4240

Отсюда ясно видно, что покупательная сила денег понизилась в соотношении 4420:2800. Но в действительности очень немногие хозяйства в состоянии потреблять такое же количество товаров при возвышении их цены. При понижении цены, потребление, напротив, увеличивается.

Если, наоборот, в производстве товара не произошло никаких изменений, а золото подешевело, то цена товара повышается и он дорожает. Изменение цен происходит в соответствии с изменением величины дроби: если числитель (ценность товара) уменьшается, то уменьшается и дробь (цена товара). Если знаменатель (ценность золота) уменьшается, то дробь (цена товара) увеличивается. Следовательно, получим:3

С изменением ценности денег, товарные цены не изменяются однообразно. Когда происходит увеличение предложения денег, то изменяется цена только тех товаров, которые связаны с притоком новых денег, так как это, именно,— не товары, на которые имеется усиленный спрос.

Влияние бумажных денег на цены товаров бывает прямое и косвенное. Первое — тогда, когда вновь выпущенные бумажные деньги прямо употребляются правительством на покупку товаров, преимущественно для военных целей. Спрос на эти товары возрастает, и цена их возвышается. Но нельзя сказать, чтобы усиленный выпуск денег поднимает сразу же цены товаров.

Более важно и сложно то явление, которое вызывает косвенное влияние. Оно действует через лаж:

1) Есть товары и личные услуги, получаемые данной стороной из-за границы. Их цена обыкновенно следует изменению лажа;

2) Изменения лажа действуют и на цену товаров вывозимых за границу. Если страна имеет фактическую монополию на вывоз некоторых товаров, то производители немедленно повышают цену с повышением лажа;

3) Есть товары, которые производятся для внутреннего потребления и стоят вне международной торговли. Такова большая масса продуктов добывающей и обрабатывающей промышленности. Лаж не действует на них прямо.1

Сумма бумажных денег не должна вытеснять из страны всю монету, так как масса денег должна точно соответствовать потребности обращения денег. При значительном запасе металлических денег в стране, часть их может получить иное назначение, если уменьшается ценность обмениваемых товаров или увеличится быстрота обращения денег. Но при наличности только бумажных денег такого отлива быть не может, ибо бумажные деньги не могут получить другого назначения. Это ведет к переполнению ими рынка, понижению их цены со всеми невыгодными последствиями для народного хозяйства.

§2 Антиинфляционная политика

Обесценение бумажных денег ведет к выработке специальной политики по преодолению инфляционных процессов. Мероприятия могут быть сведены к следующим четырем:

  1. Уничтожение бумажных денег, то есть признание правительством, что все находящиеся в обращении бумажные деньги ничего не стоят, не должны приниматься в платеж.

  2. Девальвация, то есть понижение нарицательной ценности бумажных денег до полного уничтожения лажа, до возможности для них обмениваться на монету al pari;

  3. Извлечение из оборота и уничтожение известного количества бумажных денег посредством займов. Как отмечает А.А.Исаев, “если заключается внутренний заем, то очень выгодные для кредиторов условия могут побудить многих капиталистов вынуть капиталы из досележнего помещения и направить их к новому государственному займу“.1 Это ослабляет многие отрасли промышленности.

  4. Совокупность экономических и финансовых мероприятий в связи с мерами действующими прямо на бумажно-денежное обращение. Правительство в этом случае не стремится восстановить ценность бумажных денег одним росчерком пера, а сосредотачивает свои силы на развитии экономических средств страны.

В тех случаях, когда обесценение бумажных денег незначительно, возвышение ценности денег до паритета с монетой представляется возможным путем усиления спроса на них внутри страны и извлечения из оборота излишних бумажных денег. “Спрос на деньги,— пишут Евзлин и Дмитриев-Мамонов,— создается путем принятия целого ряда мер экономического и финансового характера; сюда относятся все меры, расширяющие производство в стране, содействующие разработке естественных богатств, улучшению состояния железных и водных путей сообщения и т.д.“2

Неудобство повышения ценности денег до паритета привело к мысли о возможности размена бумажных денег путем девальвации, то есть понижения нарицательной цены бумажных денег до фактической их цены. Девальвация может быть выполнена двумя путями:

  1. Бумажные деньги обмениваются на новые по расчету действительного их курса в момент девальвации;

  2. Количество бумажных денег не уменьшается, но их пониженный курс в отношении золотой монеты фиксируется, что ведет к уменьшению содержания металла в монете до курсовой стоимости бумажных денег.

Например во Франции в 1919-21 гг. инфляцию пытались преодолеть путем реализации внутреннего займа, который дал номинально 27.9 млрд. франков, в том числе наличными 11.0 млрд.франков, прежней рентой — 12.6 млрд. франков, облигациями “Национальной Защи­ты“ и др. — 4.2 млрд.франков. По сравнению с прежними займами его следует признать удачным, так как внутренние займы за время и после войны дали во Франции следующие результаты:

в 1915 г. — 13 1/2 млрд.франков,

в 1916 г. — 10 млрд.франков,

в 1917 г. — 10 1/2 млрд.франков,

в 1918 г. — 21 3/4 млрд.франков,

в 1919 г. — 15 3/4 млрд.франков,

в 1920 г. — 27.9 млрд.франков.1

Дефициты 1919-1921 гг. и Германия оказалась вынуждена покрывать при помощи новых займов. на 15 июня 1921 г. Рейхсбанк имел в обращении банкнот на 71.884 мил.марок. Вклады частных предприятий составили 10.225 мил.марок. Этим двум главным статьям пассива в 82 миллиарда марок в активе соответствовало:

Учет свидетельств ссудных касс — 11.357 мил.марок,

Учет казначейских свидетельств — 67.541 мил.марок.

Учет частных векселей — 1.707 мил.марок. 2

Для антиинфляционного регулирования используются два типа экономической политики:

  1. Политика, направленная на сокращения бюджетного дефицита, ограничение кредитной экспансии, сдерживание денежной эмиссии. В соответствии с монетаристскими рецептами применяются таргетирование-регулирование темпов прироста денежной массы в определенных пределах — в соответствии с темпом роста ВНП.

  2. Политика регулирования цен и доходов, имеющая целью увязать рост заработков с ростом цен. Одним из средств служит индексация доходов, определяемая уровнем прожиточного минимума или стандартной потребительской корзины и согласуемая с динамикой индекса цен.

Конкретные методы сдерживания инфляции, “дозировка“ и последовательность применения привлекаемых для лечения лекарств зависят от постановки правильного диагноза. Поставить диагноз — значит определить характер инфляции, выделить основные и связанные с ними факторы, подстегивающие раскручивание инфляционных процессов. В данном случае не следует рассчитывать на какие-либо готовые схемы, и серией чрезвычайных мер невозможно покончить с инфляцией. Обосновывая путь решительных преобразований и отметая методы “косметического ремонта“, Я.Корнаи, в частности, писал: “Одной из основных задач “хирургической“ операции является приостановка инфляционного процесса“. Необходимо перейти к свободной игре цен, и в этой ситуации “при определенном уровне цен будет достигнуто равновесие“. Даже если уровень цен превысит среднюю норму инфляции, какой она была раньше, “это все же не приведет к ускорению инфляции в будущем“.1

Денежно-кредитные мероприятия в неоклассической и неокейнсианской теориях направлены на достижение одних и тех же целей, но разными методами. Кейнсианцы во главу угла ставят обеспечение стабильного экономического роста ценой умеренной инфляции. Инфляция, с их точки зрения, выгодна правительству, поскольку увеличение номинального дохода хозяйственного агента позволяет повысить налогообложение и увеличить налоговые поступления. Правительство применяет денежно-кредитных ограничений в случае чрезмерного “перегрева экономики“, чтобы не допустить галопирующей инфляции.

В противоположность кейнсианской схеме представители монетаристов пытаются достичь стабильности экономики с помощью денежно-кредитного регулирования, в частности путем борьбы с инфляцией. “Утверждение о том, что деньги — это единственный источник колебаний номинального дохода… — пишет М.Фридман,— является преувеличением, но оно верно отражает общий смысл наших выводов“.2 Монетаристы отвергают практику регулярного вмешательства госорганов в экономику, проповедуя политику поддержания стабильного роста предложения денег в соответствии со спросом на них. Монетаристы считают инфляцию долгосрочным денежным феноменом, борьба с которым возможна только ценой временного спада производства.

Наиболее популярная монетаристская модель регулирования экономики была впервые разработана специалистами федерального резервного банка Сент-Луиса Л.Андерсеном и Дж.Джорданом. Они предложили сокращенную модель, выраженную уравнением:3

где: - финансовые расходы;

- предложение денег;

С помощью этого уравнения определяется зависимость номинального варианта национального продукта от предложения денег (агрегат М1) и расходов федерального правительства. Эмпирически рассчитанные коэффициенты уравнения предполагают, что финансовая коэффициенты уравнения предполагают, что финансовая политика оказывает убывающее к конце периода воздействие на номинальный валовой внутренний продукт.

Определенную роль в денежно-кредитном регулировании экономики, а также — преодолении инфляционных процессов — играют:

  1. дисконтная политика, то есть политика регулирования учетного процента центрального банка;

  2. операции на открытом рынке, которые состоят в покупке-продаже преимущественно государственных ценных бумаг;

  3. политика норм обязательных резервов: норму кассовых резервов; норму минимальных резервов; коэффициент казначейства, или обязательство банков хранить в резервах определенное количество государственных ценных бумаг.1

Монетаристская программа борьбы с инфляцией широко применялась в Англии. Наряду с сокращением денежной массы с 24% в 1975 г. до 4-8% в 1983/84 финансовом году предусматривалось существенное уменьшение дефицита бюджета с 6-7% в конце 70-х годов до 1.5% ВВП в ближайшие четыре года за счет ограничения государственных расходов и некоторого расширения доходной части бюджета. Планируя ежегодное сокращение государственных расходов в размере 1%, а также расширение доходов от добычи североморской нефти, правительство собиралось снизить уровень прямого налогообложения, сократив высшие ставки подоходного налога. Также планировалось добиться устойчивого уровня цен в стране с помощью денежно-кредитного таргетирования.2

Наиболее полно монетаристские принципы были реализованы в практике таргетирования денежной массы. В Великобритании во времена правления М.Тэтчер предполагалась перестройка денежно-кредитной политики, которой была придана антиинфляционная, а неантициклическая направленность.

Глава 3. Инфляция В россии

§1. Особенности инфляции в России

Множество причин инфляции отмечается практически во всех странах. Однако комбинация различных факторов этого процесса зависит от конкретных экономический условий. Так, сразу после второй мировой войны в Западной Европе инфляция была связана с острейшим дефицитом многих товаров.

В последующие годы главную роль в раскручивании инфляционного процесса стали играть государственные расходы, соотношение "цена - заработная плата", перенос инфляции из других стран и некоторые другие факторы.

Для России, наряду с общими закономерностями, важнейшей причиной инфляции в последние годы можно считать уникальную диспропорциональность в экономике, возникшую как следствие командно-административной системы. Советской экономике были присущи длительное развитие в режиме военного времени (норма накопления, по некоторым оценкам, достигла 1/2 национального дохода против 15-20% в странах Запада), чрезмерная доля военных расходов в ВНП, высока степень монополизации производства, распределения и денежно-кредитной системы, низкий удельный вес заработной платы в национальном доходе и другие особенности.

Цены в России в течение десятилетия (с 1928 г. по 1940 г.) повышались. Их общий уровень в государственной и кооперативной торговле вырос в 6,5 раз. К 1947 года, моменту реформы цен и зарплаты, система пришла к троекратному удорожанию по сравнению с довоенным периодом. А зарплата увеличилась на 45,8%. В то же время 25 млрд. руб. у населения изымали практически обязательные тогда госзаймы. Это было базой для некоторого последующего понижения цен.1

Командная система, устанавливая твердые ставки заработной платы, должна иметь и фиксированные цены на основные потребительские товары. Цена подобной экономической политики - подавленная инфляция, которая проявляется в виде низкого качества товаров, вечном дефиците и в виде очередей.

Ценообразование на рынке товаров и услуг в командной экономике можно графически проанализировать на рис. 1.

Равновесная цена, определяемая соотношением спроса и предложения в точке С, равна уровню PC. Государство устанавливает постоянные цены (PKL), при которых объем предложения товарной массы OQK, а объем спроса OQL.

Рис.1.

В результате QKQL=KL - это хронический дефицит товарной массы, запрограммированный низкими стабильными ценами. Дефицит - неизбежное следствие так называемых стабильных цен.

Итак, внешне благополучное, сбалансированное и стабильное социалистическое хозяйство (низкие цены, отсутствие безработных, гарантированные заработки) скрывают за своим фасадом подавленную инфляцию и подавленную безработицу. Рано или поздно, но эти процессы должны были выйти наружу и принять открытую форму.

1990 год оказался рубежным, последним годом умеренных темпов инфляции. В России, как и в большинстве бывших союзных республик годовые темпы прироста цен составили от 3 до 5% (см. табл. 1). С 1991 года темпы инфляции стали измеряться десятками, сотнями и тысячами даже десятками тысяч процентов в год. Увеличение цен в России к 1996 году составит 4658 раз (см.табл.1).

В 1992 году экономическая реформа в России стала делать первые шаги. Правительство России начало проводить последовательную финансовую политику, основанную на либерализации цен и внешнеэкономической деятельности, внутренней конвертируемости и стабилизации обменного курса рубля за счет валютных резервов. Однако под угрозой нарастания платежного кризиса жесткая финансовая политика сменилась инфляционным кредитованием предприятий. Спрос на валюту повысился, валютные резервы были исчерпаны за короткий срок и курс рубля стремительно упал со 119 руб. за 1 доллар в середине лета до 450 рублей за 1 доллар в ноябре.

В 1993 году сохранялся высокий уровень инфляции (в среднем 22% в месяц) из-за периодической денежной и кредитной эмиссии. Рост курса доллара то ускорялся до 15-20% в месяц, то снижался почти до нуля.

Одной из самых доходных финансовых операций стала спекуляция на валютном рынке. К осени покупательная способность доллара снизилась до предела (его курс рос медленнее, чем цены), рентабельность экспорта стада критически низкой, усилилось вытеснение отечественных товаров импортными.

Весной 1994 года инфляция снизилась до 8-10% в месяц, а учетная ставка осталась неизменной - в результате реальная ставка (относительно уровня инфляции) поднялась до 90% годовых. Коммерческие банки стали уменьшать свои ставки в ответ на снижение инфляции только спустя два-три месяца, а вынудил их на эти действия рост невозвращенных кредитов.

Рост цен оказался ниже запланированного в 1994 году (4-5% в месяц летом при запланированном 15%-ном среднемесячном росте цен), что привело к снижению поступления в бюджет, уменьшению бюджетного финансирования, хронической задержке выплаты зарплаты.

Инфляционная волна, поднятая летней кредитной эмиссией (17 трлн. руб.), обесценила невозвращенные кредиты, а повысившаяся доходность спекулятивных операции помогла компенсировать убытки.1

В 1995 году правительство сделало еще несколько шагов вперед в управлении финансами. Повышение норм обязательных резервов для банков снизило объем денег в экономике. Требование обеспечения рублевых резервов для валютных активов привело к увеличению продажи валюты, что стабилизировало рубль и повысило предложение рублевых средств.

Введение валютного коридора снизило инфляционные ожидания. Резко сократился рост внебиржевых оптовых цен. Сохранился относительно высокий рост потребительских цен - 4-5% в месяц, но он компенсировал более высокий рост оптовых цен по сравнению с розничными в первом полугодии. Годовой рост потребительских цен снизился с 840% в 1993 году до 220 - 1994 и 130% - в 1995 году.

Конечной целью стабилизационной политики в 1996 году было замедление темпов инфляции до 1,9% в среднем за месяц, или около 25% в целом за год. На протяжении девяти месяцев 1996 года в динамике цен в основных секторах российской экономики сохранялась общая тенденция последовательного снижения их темпов роста. Так, месячный сводный индекс потребительских цен снизился со 104,1% в январе до 100,3% в сентябре. Индекс оптовых цен предприятий сократился с 103,2% в январе до 101,8% в сентябре.

Либерализация цен в январе 1992 года создала условия для реагирования на наличный спрос повышением цен. Подавленная инфляция (которая сопровождалась ростом цен, увеличением товарного дефицита, снижением качества товаров и услуг) превратилась в открытую.

Перевод инфляции из подавленной форму в открытую путем освобождения цен имел своим итогом рост цен на товары и услуги в десятки и сотни раз. Общий индекс потребительских цен декабря 1992 года к декабрю 1991 года под данным Госкомстата РФ составил 2600%, а индекс доходов населения за тот же период - 1200%. Темпы инфляции на уровне 27%, в январе 1993 года - уже более 50 %, то есть экономик страны вошла в состояние гиперинфляции. В 1992, 1993, 1994 г.г. цены росли такими темпами, что за три года они увеличились более чем в 1000 раз. За это же время предложение товаров и услуг в реальном выражении сократилось более чем наполовину. Валовой внутренний продукт России снизился в 1992 году на 19%, в 1993 году - на 12% и в 1994 году - на 15%1.

Еще большими темпами падали инвестиции: в 1992 году на 40%, в 1993 г. - на 12% и в 1994 году - на 26%. Падение физического объема реализованной товарной продукции было существенно перекрыто ростом цен на эту продукцию и услуги, т.е. денежным фактором, что нашло отражение в росте ВВП и промышленной продукции в текущих ценах.

Несмотря на замедление роста цен в 1994 году по сравнению с предшествующими годами, инфляция все равно находилась на гиперинфляционном уровне. Высокая инфляция является негативной составляющей всего процесса перехода от прежней командно-директивной к новой рыночной экономике. Какова же природа Российской инфляции?

Как утверждает директор Института экономического анализа Илларионов А.Н.: "Природа российской инфляции, равно как и содержанием экономической политики, способной обеспечить ее подавление, уже много лет является острейшей научной и политической дискуссией. Все многообразие точек зрения можно свести к двум: по одной - инфляция имеет немонетарную (неденежную) или не только монетарную природу, по другой - это чисто монетарное явление"1.

В соответствии с монетарным подходом инфляция - это денежный феномен, а ее динамика определяется количество денег в экономике. Темпы инфляции прямо пропорциональны темпам прироста денежной массы, темпам увеличения скорости денежного обращения и обратно пропорциональны темпам прироста реального продукта. При стабильных значениях скорости обращения денег и прироста реального продукта инфляция определяется темпами роста денежной массы. Снижением реального продукта при стабильном уровне денежной массы приводит к повышению темпов инфляции, поскольку меньшему объему продукта противостоит прежнее количество денег. Возрастание же объемов реального продукта при прежнем объеме денежной массы способствует дефляции - снижению уровня цен.

Эта концепция была положена в основу экономической программы правительства РФ с 1992 года и с некоторыми изменениями сохраняется до наших дней.

Важнейшим фактором, определяющим темпы инфляции, выступает скорость денежного обращения. Динамика этого показателя за последние годы несколько раз менялась. В январе 1992 года произошел резкий рост скорости обращения денег - с 1,4 до 5,7 раза в год. Затем в первой половине 1992 года она росла, а в августе-ноябре того же года - падала. С декабря 1992 г. по апрель 1993 г. скорость обращения денег стабильно возрастала, увеличиваясь с 5,4 до 11,4 раза. Затем с апреля по август 1994 г. скорость денежного обращения резко снизилась на 25%.2

Как при переходе от низкой инфляции к высокой скорость денежного обращения растет, демонстрируя низкий спрос на национальную валюту, так как при переходе от высокой инфляции к низкой спрос на национальную валюту возрастает и скорость денежного обращения падает.

Интенсивная денежная эмиссия апреля-августа 1994 года привела к повышению темпов инфляции в октябре 1994 г. - январе до 14-18%. Сокращение темпов прироста денежной массы осенью-зимой 1994-1995 г.г. обеспечило снижение темпов инфляции до 8-11% в феврале-мае 1995 г. и летом до 5%.

Одним из главных источников, поддерживающих высокие темпы прироста денежной массы является финансирование бюджетного дефицита за счет эмиссии денежных инструментов.

На примере бывших социалистических стран видно, что размеры дефицита, бюджета в процентах к валовому внутреннему продукту, в большинстве случаев достаточно хорошо сочетаются с масштабами денежной эмиссии и темпами инфляции.

Отсутствие дефицита бюджета в странах Балтии позволило им в течение последних лет обеспечить самые низкие темпы прироста денежной массы. В странах с наиболее значительными бюджетными дефицитами - Армении, Грузии, Азербайджане, Украине - наблюдались и самые высокие темпы инфляции. Но здесь есть и исключения. Так, в некоторых странах - Белоруссии, Казахстане - незначительные размеры бюджетного дефицита не были препятствием для весьма высоких темпов инфляции. Дело в том, что высокие темпы инфляции в этих странах были вызваны денежной эмиссией. В России и Молдавии наличие бюджетных дефицитов в крупных размерах (7-12% ВВП) приводило примерно к вдвое более низким темпам прироста денежной массы и инфляции.

Причина здесь в том, что рост денежной массы и инфляции вызываются не наличием бюджетного дефицита, а размерами той части, которая покрывается за счет эмиссионных источников.

В 1995 году в России проводилась очень жесткая бюджетная политика. Согласно закону о Федеральном бюджете федеральные расходы в 1995 году планировались на уровне 26,7% ВВП. Фактически же в первой половине года этот показатель был равен 17,3% ВВП1.

Бюджетный дефицит в первой половине 1995 года снизился до 3,2% ВВП2. Кредиты ЦБР для его покрытия намного уменьшились. Если в феврале-июне 1994 г. задолженность правительства Центробанку выросла на 38%, то за аналогичный период 1995 года - лишь на 11%.

Основные положения немонетаристского подхода отвергают чисто денежную трактовку инфляции. Она сочетает в себе действие и факторов инфляции спроса и инфляции издержек, причем влияние факторов инфляции спроса не играет доминирующей роли. Это отчетливо проявляется в отставании увеличения денежной массы от роста цен.

В первом полугодии 1995 года несмотря на меры по ограничению объемов денежно-кредитной эмиссии, темпы инфляции сохранялись достаточно высокими и превышали уровень сопоставимого периода 1994 года.

Подводя итог рассмотрению некоторых аспектов экономической динамики за последние годы, можно сделать вывод, что в целом совокупное влияние причин, порождающих инфляцию, оказалось компенсировано факторами, сдерживающими ценовую динамику. то связано прежде всего с тем, что на протяжении рассматриваемого периода в общих чертах сложился антиинфляционный механизм, основу которого составили следующие элементы экономической политики:

- соблюдение жестких денежных ограничений;

- меры по стабилизации валютного курса;

- отказ от покрытия дефицита федерального бюджета прямыми кредитами Банка России и переход к государственных заимствованиям на рынке ценных бумаг;

- принятие Правительством Российской Федерации ряда решений,

ограничивающих рост цен на продукцию отдельных отраслей и сектором экономики, в первую очередь отраслей - естественных монополистов.

Все они, будучи направленными на сжатие совокупного спроса и приведение его в соответствие с совокупным предложением, сформировали качественно новую ценовую ситуацию как в потребительской сфере, так и в реальном секторе российской экономики.

Но несмотря на позитивный характер этих процессов, следует отметить, что в российской экономике еще существует угроза инфляционных всплесков из-за продолжающегося экономического спада, неплатежей, искаженной структуры основного производства и его низкой эффективности, существования секторов экономики с различными уровнем доходности, нерешенности вопросов формирования доходной части бюджета и накопления социальных проблем в обществе.

§2. Перспектива антиинфляционной политики.

Преодоление инфляции остается одной из главных задач антикризисной стратегии. Уменьшение темпов инфляции до относительно «безопасного» уровня(15-20% за год, или 1-2% в месяц) без сокращения производства и падения жизненного уровня населения возможно лишь при повышении эффективности производства и качества управления. Эти цели могут быть достигнуты поэтапно, в течение длительного периода времени.

В первые пять лет (1996-2000гг.) угроза инфляции остается критически острой. От степени ее снижения зависят сроки и условия реализации намеченной стратегии. Увеличение спроса, отмена или ослабление действия «номинальных якорей»(в частности фиксированного валютного курса), усиление протекционизма, меры по финансовой поддержке предприятий неизбежно будут способствовать повышению инфляции. На это также накладываются инфляционные ожидания. Соединение этих факторов может привести к быстрому раскручиванию инфляции до 15-20% в месяц. Это означало бы полный провал всей антикризисной стратегии. Поэтому целями антиинфляционной политики должны стать:

  • предсказуемость динамики инфляции: нельзя допустить ее ускорения дольше 2-5% в среднем за месяц ;

  • создание институциональных и финансовых предпосылок для сокращения инфляционного потенциала.

В 1998-2000гг. расширение конечного спроса потребует особого усиления антиинфляционных действий для того, чтобы удержаться на траектории плавного сокращения инфляции. В это время ключевой целью антиинфляционной политики становится снижение инфляции до уровня, не препятствующего росту инвестиционной активности, т.е. до 35-40% в год. Для решения этих задач необходимо осуществить комплекс мер, направленных на сдерживание и регулирование всех трех компонентов инфляции: спроса, издержек и ожиданий.

  1. Следует регулярно устанавливать ориентиры («коридор») инфляции и денежной массы с разбивкой по кварталам, разработать систему действий, направленных против отраслей и предприятий, нарушающих установленные ориентиры. Необходимо определить также критический уровень инфляции, превышение которого автоматически предполагает приостановку действий, стимулирующих спрос и ужесточение антиинфляционной политики.

  2. Целесообразно ввести прямые ограничительные меры, направленные против роста цен в отраслях-монополистах.

  3. Важно ограничить дефицит бюджета уровнем 4-5%. Наращивание государственных инвестиций должно происходить параллельно с расширением доходной