Стратегическое развитие МОУ "Гимназия № 45" г. Барнаула на 2002–2007 годы

Апробировать новую систему стимулирования педагогов.

1. Завершить создание системы педагогического само и соуправления на основе психологической и технологической готовности педагогов реализовать основные цели развития гимназии.

План действий по созданию условий для реализации программы развития МОУ «Гимназия №45»


Анализ реализации предыдущей программы развития показал, что выделение необходимых условий является фактором, обеспечивающим при их наличии или сдерживающим при их отсутствии, выполнение поставленных задач. В.С. Лазарев, М.М. Поташник выделяют такую группу условий: организационные, кадровые, научно-методические, материально-технические, финансовые, мотивационные, нормативные. Специфика программы развития гимназии заключается в том, что создание условий, направленных на самореализацию педагогов (кадровые, научно-методические, мотивационные) является одной из ведущих целей развития гимназии. С другой стороны, формирование ряда условий шло уже в ходе работы по осуществлению предыдущей программы (см. мониторинговую карту), а также в ходе реализации управляющей программы. В-третьих, в условиях постоянных структурных, содержательных, иных изменений в сфере образования страны ряд условий (нормативные, организационные, материально-технические) требуют ежегодной конкретизации и не могут быть детализированы на более длительный срок. Поэтому данный раздел может быть представлен: 1) перечислением необходимых условий; 2) годовыми планами работы гимназии как планами действий по созданию и отслеживанию перечисленных условий.


1. Организационные условия


1. Развитие партисипативной структуры управления гимназией, основанной на включении исполнителей в процессы выработки, принятия, реализации управленческих решений через такие структуры как педсовет, Совет гимназии, административный совет, попечительский совет, через органы общественного самоуправления: общее собрание коллектива, профсоюзная организация, общешкольная родительская конференция. Через органы само и соуправления по направлениям деятельности: малые педсоветы и совет по качеству образования, МПК при зам.директора по УВР, НМС, кафедральная структура – зам.директора по НМР, Совет по ВР, м/о классных руководителей, Совет по правовому обучению, ученический совет, совет по профилактике правонарушений, органы самоуправления детских общественных организаций – зам.директора по ВР и по правовому обучению (см. структуру управления гимназии). А также через создание временных творческих групп и коллективов педагогов, учащихся для решения конкретных задач.

2. Развитие связей с внешними структурами, могущими помочь в реализации поставленных задач:

а) ВУЗы: АлтГТУ, АГУ,БГПУ, БЮИ МВД РФ, АКИПКРО. Система договоров о сотрудничестве. Привлечение к участию в органах гимназического самоуправления (совет по правовому обучению, попечительский совет). Участие в деятельности вузов: научно-практические конференции, базовая школа для ФППК ОНО БГПУ, для математического и химического факультета АГУ, организация практики студентов БГПУ, АГУ, организация стажировки слушателей АКИПКРО, участие в деятельности совета директоров школ при ректоре АГУ и т.д. Переподготовка и повышение квалификации кадров (АКИПКРО, БГПУ, АГУ). Преподавательская деятельность работников вузов по организации профильного и углубленного изучения предметов в старшей школе по выбору учащихся, в т.ч. юридического профиля на базе БЮИ МВД РФ.

б) Шефы – ГУВД Алтайского края. Создание условий для организации профильного юридического обучения, в т.ч. материально-технических. Организация совместной деятельности по правовому и патриотическому воспитанию на основе совместного «Плана мероприятий по организации дальнейшего сотрудничества ГУВД Алтайского края и гимназии №45» от 19.09.2001 г.

в) Попечительский совет – обеспечение выхода на администрацию района, организации и предприятия, где работают родители учащихся.

г) Центр детского творчества Октябрьского района, Центр детско-юношеского творчества г.Барнаула, детская музыкальная школа №2 – деятельность совместных творческих коллективов, организация детского самоуправления, участие в городских, районных мероприятиях, учеба актива, организация кружковой внеклассной деятельности и т.д.

д) Учреждения культуры, с которыми гимназия сотрудничает: Молодежный театр, театр музыкальной комедии, художественный и краеведческий музеи.

е) Иные структуры и организации: ГППЦ (городской психолого-педагогический центр), городской молодежный парламент, творческие союзы и т.д.


П. Материально-технические и финансовые условия


1. Развитие системы попечительства и создание Попечительским советом Фонда развития образования (2001 – 2002 учебный год).

2. Развитие системы дополнительных платных услуг.

3. Система ученических ремонтных бригад в летний период для благоустройства помещений и территории гимназии за оплату из средств департамента занятости.

4. Зарабатывание собственных средств детскими общественными организациями (дискотеки, распространение газет, подготовка шоу-программ).

5. Укрепление отношений с внешними структурами (шефами, вузами, внешкольными учреждениями) для обеспечения доступа к использованию их материально технических условий:

а) профильное обучение в блоке «информатика» на базе АлтГТУ;

б) возможность обучения в центре «Интернет-образование» при АГУ и выход через него в сеть Интернета;

в) укрепление базы кабинета ОБЖ и права через помощь шефов; использование материально-технической базы БЮИ МВД РФ для обеспечения юридического профиля обучения;

г) использование возможностей ЦДТ, ДМШ-2 учреждений культуры для проведения внеклассной работы;

д) поиск других возможностей, в т.ч. участие в конкурсах, проектах, которые способствуют улучшению материально-технических и финасовых условий (например, по линии АСПРЯЛ).


Ш. Нормативные условия


Подготовка локальных правовых актов по каждому подразделению – участнику процесса управления (см. структуру управления), с учетом уже имеющихся.


Локально-правовые акты,


которые уже имеются

Которые нуждаются в разработке


1. Устав гимназии

2. Правила внутреннего распорядка

Коллективный договор

Положение о Совете гимназии

Правила приема учащихся в школу

Положение о порядке аттестации учащихся гимназии

Правила поведения учащихся

Декларация прав учащихся гимназии

Правила о поощрениях и взысканиях учащихся

Положение о Попечительском совете гимназии

Положение о психолого-медико-социальной службе гимназии

Положение о стимулировании работников

Положение о премиях

Положение о доплатах в гимназии

Порядок разрешения конфликтов между участниками образовательного процесса

Положение о научно-методическом совете (НМС)

Положение о предметной (профильной)кафедре

Положение о научно-практической конференции учителей

Положение о профильных блоках

Положение о НОУ гимназии.

Положение о научно-практической конференции учащихся.

Права и обязанности дежурных учащихся.

Инструкции для :

дежурного администратора;

дежурного учителя по этажу;

дежурных классов;

дежурного охранника;

для учителя по ОТ и ТБ

для учителя при изменении расписания и замещении уроков;

для группы продленного дня.

Положение «О порядке предоставления дополнительных платных образовательных услуг».

Положение о расходовании внебюджетных средств.

Типовой договор с родителями о предоставлении платных образовательных услуг.

Положение о детской организации «Бригантина».

Положение о школьной экспериментальной площадке.

Дополнительные инструкции:

директора;

зам.директора по УВР;

зам.директора по НМР;

зам.директора по ВР;

учителя;

классного руководителя;

педагога дополнительного образования

воспитателя ГПД;

старшей вожатой;

преподавателя-организатора ОБЖ;

библиотекаря;

зам.директора по АХР;

30. Должностные инструкции по ОТ:

директора;

председателя профкома;

зам.директора по УВР;

зам.директора по ВР;

зам.директора по АХР;

учителя (преподавателя);

классного руководителя (воспитателя);

преподавателя-организатора ОБЖ;

зав.кабинетом (спортзала);

зав.мастерскими;

учителя по техническому труду;

учителя и зав.кабинетом физики;

учителя и зав.кабинетом химии;

Инструкции (правила поведения) по ОТ для учащихся (в кол-ве 10)

Инструкция о мерах пожарной безопасности.

Инструкция дежурному персоналу в случае обнаружения пожара.

Положение о малом педсовете

Положение о Совете по качеству образования

Положение о Совете по воспитательной работе

Положение о Совете по правовому обучению

Положение о Совете по профилактике правонарушений

Положение об ученическом совете

Положение о Совете по благоустройству гимназии

Положение о метод объединениях классных руководителей и педагогов дополнительного образования

Положение творческой (инициативной) группе педагогов

Положение о школьной МПК

Должностные инструкции по ОТ для технического персонала.


Так как нормативные акты, которые предстоит разработать касаются структурных подразделений, возглавляемых зам.директора по УВР, ВР, АХР, правовому обучению и включающих разных педагогов, то срок их разработки совпадает с началом реализации программы (2002 г.).

Анализ условий, необходимых для реализации программы развития и зависимых от внутренних факторов, свидетельствуют, что они стали складываться в ходе работы над первой программой развития, реализация второй программы начинается уже на определенной базе. Изменение внешних условий будет вносить коррективы, но уже в саму программу заложено возможное воздействие на гимназию перестройки системы образования.

Гимназия находится на таком этапе развития, когда ее можно рассматривать как сложную систему, состоящую из автономных, но взаимосвязанных и взаимодействующих подсистем. Роль программы развития заключается в координации и управлении развитием данных подсистем в соответствии с концепцией, миссией, целями и основными задачами развития. В свою очередь, каждая подсистема внутренне достаточно самостоятельна в определении конкретных действий для решения поставленных задач. Координация этих действий производится на уровне годового плана работы гимназии.