Проектирование автотранспортного предприятия
Введение
Эффективность использования автотранспортных средств зависит от совершенства организации процесса и свойства автомобилей сохранять в определенных пределах значения параметров, характеризующих их способность выполнять требуемые функции. В процессе эксплуатации автомобилей, их функциональные свойства постепенно ухудшаются вследствие изнашивания, коррозии, повреждений деталей, усталости металла, из которого они изготовлены и др. В автомобили появляются различные неисправности (дефекты), которые снижают эффективность его использования. Для предупреждения снижения неисправностей и своевременного их устранения автомобиль подвергают техническому обслуживанию и ремонту.
Техническое обслуживание – это комплекс операций или операция по поддержанию работоспособностей автомобилей (при использовании, при стоянке, хранении или применении). ТО является профилактическим мероприятием и проводится принудительно в плановом порядке, через строго определенные периоды.
Ремонт – это комплекс мероприятий по устранению неисправностей и восстановлению работоспособности, а так же восстановления ресурса автомобиля или его составных частей. Ремонт производится по потребности, которую выявляют в процессе ТО
Эффективным средством сокращения затрат на ТО и ремонт автомобилей является дальнейшие повышение их надежности и в частности таких ее показателей, как долговечность и ремонтопригодность. Сокращение затрат на ТО и ТР автомобилей могут быть достигнуты благодаря укрупнению и специализации автотранспортных предприятий (АТП). В этом случаи создаются условия для применения более прогрессивных технологических процессов, производственного оборудования и современных методов организации труда.
1. Характеристика АТП и объекта проектирования
Данное АТП имеет общетранспортное назначение.
Количество автомобилей AC = 566
Среднесуточный пробег LC = 247
Категория эксплуатации - V.
Климат - Жаркий, сухой.
Пробег автомобиля с начала эксплуатации – 382 000.
Количество рабочих дней в году ДРГ = 357
Время работы автомобиля в наряде tH = 10,5
АТП предназначено для разборки и сборки шин, для ремонта, ТР дисков колес и балансировки колес в сборе, а так же ремонт камер и мелкий ремонт покрышек.
2. Расчетно-технологический раздел
2.1 Выбор исходных параметров режимов ТО и ТР и корректирование нормативов
Исходные приложения ТО и ТР принимаются из приложения [1]
tHЕО = 0,35 чел-ч
LH1 = 3000 км
tH1 = 3,5 чел-ч
LH2 = 12 000 км
tH2 = 11,6 чел-ч
LHКР = 150 000 км
tHТР = 4,6 чел-ч
Периодичность ТО-1, ТО-2 и пробег до КР.
L1 = LH1*K1*K3, км (3.1)
L2 = LH2*K1*K3, км (3.2)
LКР = LHКР*K1*K2*K3, км (3.3)
Где LH1, LH2 - нормативный пробег автомобилей до ТО-1, ТО-2 (таб. 2.1)[1]
Принимаем LH1 = 3 000 км, LH2 = 12 000 км
LHКР - нормативный пробег до КР (таб. 2.10) [1]
Принимаем LHКР = 150 000 км
К1 - коэффициент корректировки нормативов в зависимости от категории условий эксплуатации (таб. 2.8) [1]
Принимаем К1 = 0,6
К2 - коэффициент корректировки нормативов в зависимости от модификации ПС (таб. 2.9) [1]
Принимаем K2 = 0,95
К3 - коэффициент корректирования нормативов в зависимости от климатических условий (таб. 2.10) [1]
Принимаем K3 = 0,9
L1 = 3000*0,6*0,9=1620 км
L2 = 12000*0,6*0,9=6480 км
LКР = 150000*0,6*0,95*0,9=76950 км
Трудоемкость ЕО, ТО-1, ТО-2, Д-1, Д-2, СО и ТР.
tEO = tHEO*K2*K5*KM, чел-ч (3.4)
Где tHEO - нормативная трудоемкость ежедневного обслуживания (таб. 2.2) [1]
Принимаем tHEO = 0,35 чел-ч
K2 = коэффициент корректирования нормативов в зависимости от модификации ПС (таб. 2.9) [1]
Принимаем K2 = 0,95
K5 - коэффициент корректирования нормативов в зависимости от количества ремонтируемых автомобилей и количества технологически совместимых групп.
Принимаем K5 = 0,85
KМ - коэффициент механизации, снижающий трудоемкость ЕО, рассчитывается по формуле (3.5)
Где Со - процент снижения трудоемкости путем замены обтирочных работ обдувом воздуха.
Принимаем Со = 15%
См - процент снижения трудоемкости за счет применения моечной установки.
Принимаем См = 55%
tЕО = 0,35*1,10*0,85*0,3=0,089 чел-ч
t1 = tН1*K2*K5*KМ, чел-ч (3.6)
Где tН1 - нормативная трудоемкость ТО-1 (таб.2.2) [1]
Принимаем tН1 = 3,5
Км - коэффициент механизации, снижающий трудоемкость ТО-1при поточном методе производства.
Принимаем Км = 0,8
t1 = 3,5*1,10*0,8*0,85=2,61 чел-ч
t2 = tH2*K2*K5*Kм, чел-ч (3.7)
Где tH2 – нормативная трудоемкость ТО-2 (таб. 2.2) [1]
Принимаем tH2 = 11,6 чел-ч
Км - коэффициент механизации, снижающий трудоемкость ТО-2
Принимаем Км = 0,9
t2 = 11,6*1,1*0,85*0,9=9,76 чел-ч
, чел-ч (3.8)
Где ССО - процент работ сезонного обслуживания:
- Для Жаркого, сухого климата принимаем CCO = 30%
чел-ч
Трудоемкость общего диагностирования.
, чел-ч (3.9)
Где СД-1 - процент диагностических работ, выполняемых при ТО-2 (приложение 1) [2]
Принимаем СД-1 = 10%
чел-ч
Трудоемкость полезного диагностирования.
, чел-ч (3.10)
Где СД-2 - процент диагностических работ, выполняемых при ТО-2 (приложение 1) [2]
Принимаем СД-2 = 10%
чел-ч
Нормативная трудоемкость ТО корректируется по формуле:
tТР = tНТР*К1*К2*К3*К4*К5, чел-ч (3.11)
Где tНТР - нормативная трудоемкость ТО (таб. 2.2) [1]
Принимаем tНТР = 4,6 чел-ч
К4 - коэффициент корректирования нормативной трудоемкости в зависимости от пробега от начала эксплуатации (таб. 2.11) [1]
Принимаем К4 = 2,5
tТР = 4,6*1,5*1,10*0,9*2,1*0,85=12,2 чел-ч
Нормативное значение продолжительности простоя ПС в ТО и ремонте корректируется по формуле:
dТО,ТР = dНТО,ТР*К’4, дн/1000 км (3.12)
Где dНТО,ТР - нормативная продолжительность простоя автомобилей в ТО и ремонте (таб. 2.6) [1]
Принимаем dНТО,ТР = 0,1 дн/1000км
К’4 – коэффициент корректирования трудоемкости в зависимости от пробега с начала эксплуатации (таб. 2.11) [1]
Принимаем К’4 = 1,3
dТО,ТР = 0,15*1,3=0,195 дн/1000км
По результатам расчетов составим таблицу 3.1
Таблица 3.1 - «Исходные и скорректированные нормативы ТО и ремонта»
Марка автомобиля | Исходные нормативы | Коэффициенты корректирования | Скорректированные | |||||||
Обозначение | Величина | K1 | K2 | K3 |
K4/ R'4 |
K5 | Kрез | Обозначение | Величина | |
КАЗ - 608 | LH1, км | 3000 | 0,6 | 0,9 | 0,54 | L1, км | 1620 | |||
LH2, км | 12000 | 0,6 | 0,9 | 0,54 | L2, км | 6480 | ||||
LHКР, км | 150000 | 1,5 | 0,95 | 1,1 | 1,56 | LКР, км | 76950 | |||
tHЕО, км | 0,35 | 1,10 | 0,85 | 0,93 | tЕО, км | 0,84 | ||||
tH1, км | 3,5 | 1,10 | 0,85 | 0,93 | t1, км | 2,61 | ||||
tH2, км | 11,6 | 1,10 | 0,85 | 0,93 | t2, км | 9,76 | ||||
tHТР, чел-ч/1000КМ | 4,6 | 0,6 | 1,10 | 0,9 | 2,1/1,3 | 0,85 | 0,8 | tТР, чел-ч/1000КМ | 12,2 | |
dHТО,ТР ДНИ/1000КМ | 0,15 | dТО,ТР, ДНИ/1000КМ | 0,195 |
Определение коэффициента технической готовности автомобилей
(3.13)
Где dКР - продолжительность простоя ПС в КР (таб. 2.6) [1]
Принимаем dКР = 22
LСРКР - средневзвешенная величина пробега автомобилей до КР
, км (3.14)
Где АКР – количество автомобилей, прошедших КР
АС – списочное количество автомобилей
Принимаем АКР= 566
км
0,91
2.2 Определение коэффициента использования автомобилей
(3.15)
Где DРГ - количество рабочих дней в году
КU – коэффициент, учитывающий снижение использования технически исправных автомобилей по эксплуатационным причинам.
Принимаем КU = 0,97
2.3 Определение годового пробега автомобилей в АТП
, км (3.17)
км
2.4 Определение годовой программы по ТО автомобилей
Количество ЕО за год:
(3.17)
Принимаем
Количество УМР за год:
(3.18)
Принимаем
Количество ТО-2 за год:
(3.19)
Принимаем
Количество ТО-1 за год:
(3.20)
Принимаем
Количество общего диагностирования:
(3.21)
Принимаем
Количество поэлементного диагностирования:
(3.22)
Принимаем
Количество СО за год:
(3.23)
2.5 Расчет сменной программы
Сменная программа, рассчитывается по общей для всех видов воздействий формуле:
(3.24)
Где ССМ - число смен
Принимаем ЕО и УМР ССМ = 2, а для ТО-1, ТО-2, Д-1 и Д-2 ССМ = 1
Принимаем
Принимаем
Принимаем
Принимаем
Принимаем
Принимаем
2.6 Определение общей годовой трудоемкости ТО и ТР ПС АТП
Трудоемкость ЕО
, чел-ч (3.25)
чел-ч
Трудоемкость ТО-1
, чел-ч (3.26)
Где - трудоемкость сопутствующего ремонта при ТО-1
, чел-ч (3.27)
Где СТР - регламентированная доля сопутствующего ремонта при ТО-1
Принимаем СТР = 0,15
чел-ч
чел-ч
Трудоемкость ТО-2
, чел-ч (3.26)
Где - трудоемкость сопутствующего ремонта при ТО-1
, чел-ч (3.27)
Где СТР - регламентированная доля сопутствующего ремонта при ТО-2
Принимаем СТР = 0,2
чел-ч
чел-ч
Годовая трудоемкость общего и поэлементного диагностирования:
, чел-ч (3.30)
чел-ч
, чел-ч (3.31)
чел-ч
Годовая трудоемкость сезонного обслуживания:
, чел-ч (3,32)
чел-ч
Годовая продолжительность всех видов ТО:
(3.33)
Годовая трудоемкость ТР на АТП
, чел-ч/1000 км (3.34)
чел-ч/1000 км
Годовая трудоемкость ТР за вычетом трудоемкости работ сопутствующего ремонта, выполняемого в зонах ТО-1 и ТО-2:
, чел-ч/1000 км (3.35)
чел-ч/1000 км
Годовая трудоемкость работ по законам ТО и ремонтным цехам:
, чел-ч/1000 км (3.36)
Где СТР – доля постовых или цеховых работ от общего объема ТР
Принимаем СТР = 2
чел-ч/1000 км
Общий объем работ по ТО ТР ПС АТП
, чел-ч (3.37)
чел-ч
2.7 Определение количества рабочих на АТП и объекте проектирования
, чел-ч (3.38)
, чел-ч (3.39)
Где ФРМ – годовой номинальный производственный фонд рабочих мест (Приложение 2) [2]
Принимаем ФРМ = 2070
Где ФРВ – годовой производственный фонд рабочего времени штатного рабочего с учетом отпуска и невыхода на работу по уважительным причинам (Приложение 2) [2]
Принимаем ФРВ = 2040
Принимаем
Принимаем
Принимаем
Принимаем
Принимаем
Принимаем
Принимаем
По результатам расчетов составим таблицу 3.2
Таблица 3.2 – «Расчетные показатели по объекту проектирования»
Наименование показателя | Условное обозначение | Единица измерения | Величина расчетная | Показатель принятый |
1. Годовая производственная программа |
NГ1 NГ2 NГЕО NГУМР NГД-1 NГД-2 |
- - - - - - |
21819,7 7165,9 187996,9 150397,6 31168 8599,2 |
21820 7166 187997 150398 31168 8599 |
2. Сменная производственная программа |
NСМ1 NСМ2 NСМЕО NСМУМР NСМД-1 NСМД-2 |
- - - - - - |
61,1 20 263,3 210,6 87,3 24 |
61 20 263 211 87 24 |
3. Общая годовая трудоемкость работ в зоне ТО | Чел-ч | 143558 | 143558 | |
4. Годовая трудоемкость работ в зоне ТО | Чел-ч/1000км | 566509 | 566509 | |
5. Годовая трудоемкость работ по объекту проектирования | Чел-ч/1000км | 16995,2 | 16995,2 | |
6. Количество производственных работ по объекту проектирования Явочное- Штатное- |
Pя Pш |
Чел Чел |
33,7 34,2 |
34 34 |
3. Организационный раздел
3.1 Выбор метода организации производства ТО и ТР на АТП
Начальник АТП является руководителем предприятия, наделенным правами единоначальника. Начальник распоряжается всеми средствами предприятия, осуществляет подбор и расстановку кадров, контролирует деятельность подразделений предприятия. Он несет ответственность за выполнение государственного плана и соблюдения финансовой дисциплины.
Главный инженер возглавляет техническую службу и несет ответственность за техническое состояние ПС, состояние и развитие технической базы, материально-техническое снабжение. Для обеспечения выполнения возложенных обязанностей главный инженер имеет два основных подразделения: мастерские и гараж, возглавляемые начальником мастерских и начальником гаража соответственно.
3.2 Выбор метода организации технологического процесса на объекте проектирования
Основные участки Вспомогательные
Участки
Организация производства должна обеспечивать:
- эффективное использование труда.
- рациональное использование запчастей и материалов.
- максимальное использование производственной базы и коллектива.
Сущность организационно-участкового метода заключается в замене неисправных узлов новыми или ранее отремонтированными. Преимуществами этого метода является снижение простоя. Для выполнения ремонта агрегатным методом на АТП создается за счет поступления новых агрегатов или за счет годных агрегатов со списанных автомобилей. Экономическая эффективность агрегатно-участкового метода организации труда зависит от правильности его применения в конкретных условиях. Этот метод позволяет оценить результат работы каждого участка по конечным результатам.
3.3 Расчет количества постов в зонах ТО и ТР и постов диагностики
Расчет количества линий зоны ЕО:
(4.7)
Такт линии определяется по формуле:
, мин (4.8)
Где - производительность моечной установки
Принимаем моечную установку модели
С производительностью
мин
Ритм производства рассчитывается по формуле:
, мин (4.9)
мин
Принимаем
Расчет количества постов зоны ТР и постов общей поэлементной диагностики .
Согласно ОНТП 01-86 расчет производиться по единой формуле:
(4.10)
где Р – численность одновременно работающих на посту (Приложениет24) [2]
Принимаем P = 1,5
КН - коэффициент неравномерности загрузки постов (Приложение 23) [2]. Принимаем КН = 1,08
Принимаем
Принимаем
Принимаем
(4.11)
Где КН= коэффициент учитывающий неравномерность поступления автомобилей в зону ТР.
Для крупных АТП () => КН =1,2
Принимаем
3.4 Распределение исполнителей в зоне ТО по специальностям
Таблица4.1- «Распределение исполнителей в зоне ТО»
Виды работ |
Распределение трудоемкости |
Количество исполнителей | |
расчетное | принятое | ||
1.диагностические | 20% | 6,8 | 7 |
2.крепежные | 5% | 1,7 | 2 |
3.регулировочные | 10% | 3,4 | 3 |
4.электротехнические | 10% | 3,4 | 3 |
5.по схеме питания | 15% | 5,1 | 5 |
6.шинные | 30% | 10,2 | 10 |
7смазочные, заправочные | 10% | 3,4 | 3 |
Итого: | 100% | 34 | 34 |
Таблица 4.2 - «Распределение исполнителей в зоне ТР по специальностям»
Виды работ |
Распределение трудоемкости |
Количество исполнителей | |
расчетное | принятое | ||
1.диагностические | 15% | 1,2 | 1 |
2.регулировочные | 5% | 0,5 | 1 |
3.разборочно-сборочные | 35% | 2,8 | 3 |
4.сварочные | 15% | 1,2 | 1 |