Деятельность предприятия в сфере образовательных услуг
1973 году училище распахнуло свои двери. Обучалось тогда 330 учащихся по специальностям "Электросварщик" "Электромонтажник", "Слесарь-монтажник общего оборудования", "Слесарь по монтажу вентиляционных систем и кондиционированию воздуха", "Газосварщик". Именно рабочие этих специальностей требовались, в первую очередь, строительно-монтажным организациям республики.Чувашия нуждалась и в других высококвалифицированных специалистах. Руководство профессионально-технического училища принимает решение об организации новых групп. С 1976 года стали здесь готовить штукатуров-маляров для домостроительного комбината, с 1984 года - прядильщиц, ровничниц, операторов мотальных автоматов для Новочебоксарской хлопкопрядильной фабрики. Еще через три года объявили набор групп вышивальщиц ручной и машинной вышивки для фабрики "Паха тере".
В 1988 году, когда директором училища работал Анатолий Алексеевич Долгов, было решено провести эксперимент: организовать группу на базе 6 класса по специальностям "Вышивальщица", "Электромонтажник" и "Монтажник по оборудованию и электросварке". Главная цель эксперимента - реформирование среднего (полного) профессионального образования, которое заключалось в том, что на первое место ставилась личность учащегося: уважение его, доверие к нему, учитывались интересы и запросы обучающегося. К тому же стояла задача взаимодействие школы, училища и производства. Именно на это была нацелена ранняя профессиональная ориентация в общеобразовательных школах, развитие у 12-летних подростков творческих способностей к производительному труду. У данного эксперимента была и социальная направленность. Для детей из неблагополучных или многодетных, неполных семей в училище были созданы все условия для обучения и получения профессии.
Учеба длилась три года. По окончании выпускник мог продолжить ее в училище, в школе или поступить в техникум.
В 1989 году среднее профессионально-техническое училище было реорганизовано в профессионально-техническое училище. И в этом же году объявляется прием в группы портных верхней мужской и женской одежды -для горбыткомбината и предприятия производственного обучения "Рассвет".
В апреле 1990 года директором училища назначен Николай Матвеевич Иванов, имеющий звание "Заслуженный мастер профтехобразования РФ", педагог высшей квалификационной категории. В этом году на базе мастерских училища по некоторым специальностям начинают работать вечерние курсы по переобучению незанятого населения города, повышения квалификации, получение специальности учащимися школ. Обучать по специальности "Кружевница" стали с 1991 года, с 1992 года - по специальности "Парикмахер", а также заработали вечерние курсы по подготовке закройщиков легкой женской одежды и детского платья.
В эти годы в стране развиваются рыночные отношения, появляется средний класс, в организациях компьютеры, в учебных заведениях стали готовить специалистов по новым специальностям. Не стало исключением профессионально - техническое училище № 15 г. Новочебоксарск. Оно организовывает группы по подготовке продавцов-предпринимателей, кассиров-бухгалтеров с умением работать на компьютерах, а также продавцов-кассиров-контролеров. И заключает договор с городским центром занятости о подготовке кадров по специальности "Электросварщик".
А в 1999 году у учебного заведения появляется новое название -Федеральное государственное образовательное учреждение (ФГОУ) "Профессиональное училище №15", функционирующее за счет средств федерального бюджета. С этого момента начинается новый этап подготовки высококвалифицированных кадров.
Обучающихся по дневной форме насчитывается около 600 человек. Экономические преобразования в стране оказали на профессиональное училище благотворное влияние. У него появилось второе дыхание. Училище приноровилось жить в жестких условиях рынка. Правда, для этого педколлективу пришлось проявить творческий подход к процессу обучения, учитывая особенности рыночной экономики. А недостаточное финансирование из федерального бюджета подтолкнуло к идее зарабатывания денег, ведь росли долги за отопление, электроэнергию, воду. Так появились платные курсы. Совместно с Новочебоксарским городским отделом Департамента федеральной государственной службы занятости населения организовали Центр по подготовке и переподготовке специалистов, повышению квалификации кадров.
Сейчас училище готовит монтажников технологического оборудования, электросварщиков, слесарей по ремонту и обслуживанию автотранспортных средств, электромонтажников сетей и электрооборудования, резчиков по дереву, портных, парикмахеров, кружевниц. Из года в год растет число желающих овладеть навыками портного, вышивальщицы, парикмахера, газоэлектросварщика. Знания получают основательные. Для их подкрепления есть хорошо оснащенные мастерские, библиотека с учебной и методической литературой, парикмахерская с необходимыми атрибутами, услугами которой пользуются и горожане. Кроме того, училище имеет 13 специализированных кабинетов по общеобразовательным предметам, 7- по предметам профессионального цикла, 12- мастерских по профессиям, актовый, спортивный и тренажерный залы, столовую и буфет.
В училище созданы все условия для тех, кто желает овладеть двумя -тремя специальностями. Обучаясь на дневном отделении, за небольшую плату можно посещать вечерние курсы и получить смежную профессию. А учебная программа корректируется, учитывая желание работодателей и учащихся. Газоэлектросварщики, например, нужны и в промышленности, и в строительстве. В зависимости от заявок готовят и для той, и для другой сферы.
На некоторые специальности отбор учащихся осуществляют по конкурсу. Монтажниками, электромонтажниками, газоэлектросварщиками хотят стать в три раза больше молодых людей, чем позволяет база училища. ПУ-15 тесно сотрудничает с социальными партнерами. Это около 100 организаций Новочебоксарска и Чебоксар, среди которых "Химпром", завод промышленных тракторов, а также малые предприятия, где учащиеся проходят производственную практику. По окончании училища многие трудоустраиваются на этих предприятиях.
Из года в год РГОУНПО «Профессиональное училище № 15 г. Новочебоксарск» Минобразования Чувашии выполняет план набора учащихся.
Таблица 2. План комплектования учебных групп РГОУНПО «Профессиональное училище № 15 г. Новочебоксарск»
Год Профессия |
2005-2006 учебный год |
2006-2007 учебный год |
Монтажник технологического оборудования и связанных с ним конструкций | 30 | 26 |
Электрогазосварщик | 62 | 57 |
Парикмахер | 34 | 30 |
Автомеханик | 35 | 35 |
Электромонтажник электрических сетей оборудования | 32 | 31 |
Портной | - | 29 |
Итого: | 193 | 208 |
Количество абитуриентов определяется Министерством образования Чувашской Республики исходя из количества выпускников, состояния учебно-материальной базы училища и заявками на вышеуказанные профессии со стороны работодателей.
Вывод: РГОУНПО «Профессиональное училище №15» осуществляет деятельность по оказанию образовательных услуг на основе лицензии. Училище имеет современную материально-техническую базу, позволяющую подготавливать рабочих в сфере торговли. В условиях недостаточного бюджетного финансирования, ПУ № 15 изыскало дополнительные финансовые ресурсы для полноценного осуществления учебного процесса. Высокий уровень профессионализма преподавателей и мастеров производственного обучения «Профессионального училища № 15» обеспечил конкурентоспособность выпускников на рынке труда. Социальные партнеры училища оказывают помощь не только в организации производственного обучения, но и спонсорскую помощь для улучшения материально-технической базы.
В условиях рыночной экономики координация усилий педагогического коллектива ПУ №15 и социальных партнеров обеспечивает эффективное осуществление функционирования училища.
Училище принимает участие в конкурсе международного проекта по созданию ресурсных центров в учреждениях начального профессионального образования Чувашии при поддержке Международного банка реконструкции и развития. В ПУ-15 будет создан ресурсный центр "Строитель". Тогда появится возможность не только готовить кадры, но и открыть курсы по переподготовке, повышению квалификации для близлежащих учебных заведений.
Таблица 3. Основные показатели деятельности РГОУ НПО ПУ № 15 за 2006-2007 гг.
Показатели | На 01.01. |
Отклонение (+,-) |
Темп изменения, % | |
2006 | 2007 | |||
Средства, полученные от предпринимательской деятельности, руб. | 4480 | 1939 | -42141 | 4,4 |
Целевые средства, руб. | 1417 | - | -1417 | - |
Доходы будущих периодов, руб. | 13130 | 60353 | 47223 | 4,6 |
Контингент учащихся, чел. | 628 | 653 | 25 | 104,0 |
На 01.01 2006 г. Средства, полученные от предпринимательской деятельности уменьшилось на 42141 руб. или 95,6 %. Контингент учащихся увеличился на 25 чел. или 4,0 %.
Результаты деятельности предприятий зависит от влияния факторов. Определяется внутренняя среда предприятия множеством факторов, которые тоже называются внутренними, поскольку формируются самим предприятием в процессе его деятельности, оказывая влияние и на ее результаты, и на перспективы развития.
Комбинация внутренних факторов индивидуальна для каждого предприятия и зависит от особенностей деятельности, величины предприятия, а также внешних условий его функционирования. Зависимость отдельных факторов также различается для разных предприятий.
Таблица 4 SWOT- анализ ПУ № 15
Сильные стороны: 1. Наличие материально-технической базы 2. Квалифицированные кадры 3.Быстрая адаптация к меняющимся условиям внешней среды |
Слабые стороны: 1. Конкуренты в лице других образовательных учреждений 2. Пассивное участие работников в управлении |
Возможности: 1. Поддержка администрации города 2. Развитие собственной производственной базы 3. Предоставление льгот органами государственного управления 4. Новые рыночные возможности |
Угрозы: 1. Налоговая политика государства 2. Высокая стоимость заемных средств 3. Демографическая ситуация |
В настоящее время училище расположено в типовом здании, рассчитанном на 640 человек. Имеется:
- 20 учебных кабинетов - общая площадь кабинетов - 1858 м ;
-15 мастерских, общая площадь 1877 м2;
- библиотека, площадь 96,2 м, книжный фонд - 20872 экз.;
- спортзал, общая площадь 270,3 м2;
- столовая, общая площадь 302 м2, число посадочных мест - 200;
- спортивная площадка, площадь 300м;
- актовый зал, площадь 253,2 м2, количество посадочных мест 288
чел.
Таблица 5. Показатели деятельности ПУ № 15 за 2004-2005 гг. и 2005-2006 гг.
Показатели | Годы | 9 месяцев | Отклонение (+,-) | Темп изменений, % | ||
2004 | 2005 | 2005 | 2006 | |||
1. Основные средства | 32865 | 32822 | 38454,1 | 38226,1 | -228 | 99,4 |
2. Оборотные средства | 1206 | 1505 | 126,6 | 114,9 | -11,7 | 90,8 |
3. Финансовый результат | 19546 | 22003 | 24170,4 | 14164,7 | -10005,7 | 58,6 |
Основные средства Новочебоксарского ПУ № 15 уменьшились на 228 тыс. руб. или 0,6 % и составили на 1 октября 2006 г. 38226,1 тыс. руб. Оборотных средства уменьшились на 11,7 тыс. руб. или 9,2 %. Финансовым результатом деятельности училища за 9 месяцев 2006 г. является прибыль в сумме 14164,7 тыс. руб., что меньше показателя за аналогичный период 2005 г. на 10005,7 тыс. руб. или 41,4 %
Педагогический коллектив составляет 65 человек. Из них:
-заслуженный мастер производственного обучения РФ – 1,
-заслуженный учитель ЧР – 1,
-почетный работник профтехобразования РФ – 3,
-высшая квалификационная категория – 8,
-первая квалификационная категория – 34,
-вторая квалификационная категория – 16,
- педагог-психолог - 1,
-социальный педагог -1,
- юрист консульт.
Коллектив училища стабилен и работоспособен. Преподаватели и мастера производственного обучения повышают квалификацию на базе Чувашского республиканского института образования, посещают обучающие семинары, занимаются самообразованием.
2.1 Оценка подготовки и переподготовки кадров в ПУ № 15
Училище ведет подготовку по следующим специальностям:
Дневное отделение:
1. Монтажник технологического оборудования - электросварщик;
2. Электрогазосварщик
3. Автомеханик
4. Электромонтажник электрических сетей и электрооборудования
5. Парикмахер
6. Портной
На сегодняшний день контингент обучающихся составляет (дневное обучение) 712 чел., обучающихся за счет бюджетных средств. Из числа обучающихся сироты - 19 (2,7%) человек, девушки - 215 (30%), иногородних - 125 (17%).
На базе 9 кл. обучаются - 624, после 11 кл. - 88 (12,4%).
Центр по подготовке, переподготовке, повышению квалификации:
- Электрогазосварщик
- Электромонтажник;
- Автомеханик;
- Продавец, консультант, кассир;
- Парикмахер;
- Оператор ЭВМ;
- Портной;
- Закройщик;
- Вышивальщица;
- Кружевница;
- Секретарь-референт;
- Бухгалтер.
Таблица 6 Прием и выпуск учащихся за 2004-2006 гг.
Показатели |
Годы |
||
2004 |
2005 |
2006 |
|
1. Прием |
311 |
270 |
270 |
2. Выпуск |
282 |
299 |
255 |
Количество принятых учащихся в 2005-2006 гг. составило 270 чел. Выпуск в 2006 г. составил 255 чел.
Учебный процесс обеспечивают: преподаватели и мастера производственного обучения.
Учебные планы и программы обучения училища составлены на основе требований государственных образовательных стандартов.
По результатам итоговой аттестации в 2004 году выпускники завершили обучение с повышенным разрядом 104 чел., с отличием - 39 чел.
В Центре обучения взрослых в 2002-2003 уч. году было обучено - 746 чел., в 2003-2004 учебном году - 461 чел.
В училище находят широкое применение различные инновационные процессы: модульная технология на основе компетентностного подхода, блочно-модульные технологии, модули трудовых навыков, система тестового контроля знаний, дифференцированное обучение и т.д.
Количество занятий инновационного плана составило:
1.) метод проекта - проводят 3 преподавателя по 40 ч.;
2.) модульные технологии - 3 преподавателя по 43 ч.;
3.) информационные технологии с применением компьютера – 2 преподавателя по 46 ч.;
4.) модули трудовых навыков - 1 преподаватель по 40 ч.
Система управления училищем построения на демократических принципах. Во главе Совета училища (председатель - директор учебного заведения). Советы по направлениям деятельности. Педагогический Совет, Методический Совет, Совет по профессиональной подготовке. Совет по воспитательной работе и формированию личности. Центр обучения взрослых.
Трудится в училище квалифицированный инженерно - педагогический коллектив. Звания "Заслуженный мастер производственного обучения РФ" имеет один работник, "Заслуженный учитель Чувашской Республики" - один преподаватель. Нагрудного знака "Почетный работник профтехобразования РФ" удостоен один инженерно-педагогический работник, семерым присуждена высшая квалифицированная категория, двадцати пяти - первая и двадцати восьми - вторая квалифицированная категория.
Все свое умение, опыт они передают подопечным. В работе методической службы ФГОУ "ПУ - 15" важнейшим направлением является пропаганда новейших достижений, прогрессивных педтехнологий - изучение и введение инноваций.
Мастера и преподаватели применяют на уроках производственного обучения следующие технологии личностно-ориентированного обучения.
Технология коллективного взаимообучения. Основные ее принципы - самостоятельность и коллективизм: все учат каждого, и каждый учит всех.
Эту технологию применяют мастера парикмахерских услуг и швейного производства. Учащиеся работают в сменных парах или мини- группах, технология позволяет развивать самостоятельность, коммуникативное умение - каждый чувствует себя раскованно, работает в индивидуальном темпе, а в процессе общения развиваются речь, память, логическое мышление, формируется адекватная самооценка личности. Применение этой технологии помогает развитию у учащихся творческой самостоятельности,
Система управления училищем построения на демократических принципах. Во главе Совета училища (председатель - директор учебного заведения). Советы по направлениям деятельности. Педагогический Совет, Методический Совет, Совет по профессиональной подготовке. Совет по воспитательной работе и формированию личности. Центр обучения взрослых.
Трудится в училище квалифицированный инженерно - педагогический коллектив. Звания "Заслуженный мастер производственного обучения РФ" имеет один работник, "Заслуженный учитель Чувашской Республики" - один преподаватель. Нагрудного знака "Почетный работник профтехобразования РФ" удостоен один инженерно-педагогический работник, семерым присуждена высшая квалифицированная категория, двадцати пяти - первая и двадцати восьми - вторая квалифицированная категория.
Все свое умение, опыт они передают подопечным. В работе методической службы ФГОУ "ПУ - 15" важнейшим направлением является пропаганда новейших достижений, прогрессивных педтехнологий - изучение и введение инноваций.
Мастера и преподаватели применяют на уроках производственного обучения следующие технологии личностно-ориентированного обучения.
Технология коллективного взаимообучения. Основные ее принципы - самостоятельность и коллективизм: все учат каждого, и каждый учит всех.
Эту технологию применяют мастера парикмахерских услуг и швейного производства. Учащиеся работают в сменных парах или мини- группах, технология позволяет развивать самостоятельность, коммуникативное умение - каждый чувствует себя раскованно, работает в индивидуальном темпе, а в процессе общения развиваются речь, память, логическое мышление, формируется адекватная самооценка личности. Применение этой технологии помогает развитию у учащихся творческой самостоятельности,
заняла 3 место. Мастер И.А. Мешкова тоже показала свое мастерство и профессионализм и заняла 3 место. За особый профессиональный подход ей присвоена высшая квалификационная категория.
Технология разноуровнего обучения -организация учебно-воспитательного процесса, при котором каждый ученик имеет возможность овладеть учебным материалом по отдельным предметам программы на разном уровне (А, В, С), но не ниже базового, в зависимости от его способностей и индивидуальных особенностей личности. Эту технологию применяет в своей работе преподаватель Н.И. Сереброва. Ею разработаны разноуровневые тестовые задания для ликвидации пробелов в знаниях учащихся по курсу основной школы. На уроках и на экзамене использует разноуровневые тесты преподаватель физики М.Н. Байхатова, а также преподаватель информатики В.Н. Федорова. ПУ-15 в соответствии с приказом Министерства образования Чувашской Республики признана экспериментальной площадкой для апробации технологии модульного обучения профессии "Сварщик". Сертификат по составлению модулей имеют преподаватель спецтехнологии по сварочно-монтажной профессиям Виктор Михайлович Тимофеев; заместитель директора по учебно-производственной работе, преподаватель по технологии изготовления одежды Валентина Павловна Николаева; заместитель директора по общеобразовательной подготовке Вера Ивановна Яшканова.
С 1 сентября 2001-2002 учебного года начали апробировать обучение по модульной технологии в двух курсах - "Профессиональная деятельность сварщика" и "Технология изготовления одежды", а элементы данной технологии применять на уроках по общеобразовательным предметам. Развитие познавательной активности путем создания ситуации успеха -следующая технология обучения. Преподаватель информатики В.Н. Федорова на всех уроках создает ситуацию успеха, а учащиеся с каждым уроком совершенствуют свои знания. Творчески подходит к применению технологий личностно-ориентированного обучения преподаватель физики М.Н. Байхатова. Она разработала рабочую программу, поурочно-тематические планы. 20 февраля 2003 года разработка по теме "Дорожно-транспортные происшествия глазами физика" представлена на республиканскую конференцию-фестиваль творчества молодежи и школьников "ЕХСЕЕ8ЮК" в секции "Естественно-технические науки". Преподаватель получила свидетельство творческих достижений по данной тематике. По этой же теме Мария Николаевна принимала участие на Республиканском фестивале учителей СОШ, гимназий, лицеев и ПУ с 25 по 27 февраля, проведенном в административном центре с. Моргауши и заняла 3 место, получила диплом. Таким образом, необходимо отметить активизацию деятельности ПУ № 15 на рынке образовательных услуг.
Далее рассмотрим направления совершенствования подготовки и переподготовки массовых профессий.
2.2 Совершенствование подготовки и переподготовки кадров массовых
профессий
Совершенствование деятельности ПУ № 15 в сфере образовательных услуг осуществляется в соответствии с программой развития.
Программа развития Профессионального училища № 15 г. Новочебоксарск на 2005-2007 годы и на период до 2010 года (далее -Программа) разработана в соответствии с:
- Законом Российской Федерацией «Об образовании»;
- концепцией Модернизации Российского образования на период до 2010 года реализацией российского проекта «Реформы системы образования», созданием на базе училища Ресурсного центра «Строитель» по профессии «Сварщик»;
- Указом Председателя Чувашской Республики «О дополнительных мерах по инновационному развитию Чувашской Республики» от 29.10.2004 г. №118;
-постановлениями Кабинета Министров Чувашской Республики «О безвозмездной передаче учреждений начального и среднего профессионального образования из федеральной собственности в государственную собственность Чувашской Республики от 24.12.2004 г. № 39, «О компенсации инновационного развития Чувашской Республики от 1.02.2005 г. №39.
Программа развития училища является основной перспективой развития училища в целом и его структурных подразделений, в частности -создание нормативных, экономических, организационных, методических, научных условий для обеспечения функционирования и развития училища в интересах учащихся, их родителей, социальных партнеров, учредителей, работников училища, общества в целом.
Программа служит основой для принятия управленческих решений на всех уровнях администрацией училища.
Исполнители программы развития:
- Педагогический коллектив училища.
- Руководители и работники основных и вспомогательных служб.
- Коллективы учащихся.
- Учредители.
- Социальные партнеры.
Срок реализации Программы Развития 2004 - 2010 г.
Организация выполнения Программы развития возлагается на
- Совет училища.
- Педагогический Совет Училища.
- Методический Совет Училища.
Результаты поэтапного выполнения программы развития рассматриваются на заседании Педагогического Совета и Совета Училища, представляются ежегодно в январе месяце в Министерство образования Чувашской Республики.
Программа является документом, открытым для внесения и изменения и дополнений. Корректировка Программы осуществляется ежегодно в январе.
Выполнение Программы развития обеспечивается за счет бюджетного финансирования, за счет предпринимательской и другой приносящей доход деятельности Училища, согласно ежегодно - составляемой смете доходов и расходов за счет средств, выделенных согласно проекту «Реформы системы образования» на создание ресурсного центра «Строитель», а также за счет других финансовых источников, не противоречащих законодательству Российской Федерации.
С развитием новых экономических отношений постепенно меняется ситуация на рынке рабочей силы. В республике в 2003 году создана межведомственная комиссия по перспективному планированию подготовки кадров. Задача комиссии - сбалансировать потребности экономики в кадрах и рынок образовательных услуг.
Наиболее заинтересованными партнерами училища в эффективности его функционирования являются работодатели (на 1 июля 2004 г. училище заключило договора на подготовку обучающихся с более чем 100 организациями, включая предприятия малого бизнеса), администрации районов и городов, родители и сами обучаемые. Помимо оказания образовательных услуг Училище активно сотрудничает с десятками организаций и физическими лицами, выполняет заказы в учебных мастерских, предоставляет помещения Училища во временное пользование (аренда).
Так заключение дополнительного соглашения с центром по трудоустройству и занятости позволит набрать дополнительно 30 чел. (подготовка парикмахеров, автомехаников) для обучения на краткосрочных курсах, что в сумме составит 150 тыс. руб. Расходы на оплату труда составят 2 х 5000 х 1,26 = 12,6 тыс. руб. Эксплуатационные расходы (коммунальные платежи, электроэнергия, связь) составят приблизительно 7 тыс. руб. Следовательно дополнительный доход составит 150-19,6 = 130,4 тыс. руб.
В связи с изменением в демографии доли трудоспособного населения в экономике Чувашии и России все больше работодатели уделяют внимание внедрению новых высокопроизводительных технологий, нового виды оборудования, обеспечивающих выпуск конкурентоспособностей высококачественной продукции.
Но из-за недостаточного финансирования системы НПО, в последнее время училище было лишено возможности обновлять свою материальную базу: существенно повышать квалификацию своих сотрудников. Разрыв между уровнем подготовки специалистов и требованиям, которые предъявляет к ним новая техника, технологии - катастрофически возрастает.
Училище, по мере своих возможностей, модернизует и дополняет свою учебно-материальную базу. Оно имеет хорошие связи со своими профессиональными организациями, которые также оказывают ему посильную помощь.
Однако, находясь в стадии становления, эти организации не могут оказать помощь в объемах, достаточных для качественного изменения ситуации.
Выход заключается в создании на базе училища учебного ресурсного центра «Строитель», для чего потребуется внешнее финансирование на период его составления. В дальнейшем УРЦ станет настолько жизненно необходимым для предприятий региона, что они возьмут на себя значительную часть нагрузки по обновлению учебно-материальной базы и повышению квалификации инженерно-педагогических кадров.
Цель создания ресурсного центра: повышение доступности граждан к качественному профессиональному образованию на основе концентрации высокостоимостных ресурсов.
Главные задачи:
- организация подготовки, переподготовки, повышения квалификации различных возрастных групп;
- проведение маркетинговых исследований рынка труда;
- организация опытно-экспериментальных работ;
- осуществление консультационной деятельности;
- проведение экспертизы качества обучения;
- организация повышения квалификации педагогов. Инновационные функции РЦ:
1. Реализация профессионального обучения по сложным и новым профессиям.
2. Маркетинговые исследования рынка труда и образовательных услуг.
3. Организация проведения независимой итоговой аттестации (в том числе других учебных заведений).
4. Расширение возможностей на увеличение охвата профессиональным обучением.
5. Повышение профессиональной квалификации, переподготовки, стажировки, развития дополнительных образовательных услуг, в том числе для работников училищ.
6. Разработка модульных учебных программ, учебно-методического, программного тестового обеспечения. Дистанционное консультирование.
7. Формирование библиотеки современной технической литературой. Привлечение дополнительных финансовых ресурсов для создания ресурсного центра:
1. Курсовая подготовка.
2. Договорная подготовка с работодателями.
3. Внебюджетная деятельность в мастерских.
4. Спонсоры.
З.МБРР.
Проблемы:
Недостаточное финансирование на расход сырья, электроэнергии, расходных материалов.
Нежелание руководителей ОУ сотрудничать с ресурсными центрами.
Участие и реализация программы «Реформы системы образования» и проводимая работа по реконструкции по учебно-производственных мастерских позволяет Училищу готовить выпускников, отвечающих требованиям работодателя, а также более активно сотрудничает с партнерами в вопросах выпуска полезной продукции и оказания услуг.
В период строительства социалистического общества, а также в первые годы перехода экономики Россия на новые экономические условия уровень выпускников в целом удовлетворял работодателей, заказчиков, обучающихся и родителей. Это было обусловлено не высоким процентом высокопроизводительного оборудования на предприятиях, а также отсутствием конкуренции и, как следствие, низким качеством выпускаемой продукции.
С изменением ситуации на рынке требования заказчиков меняются.
Во-первых, они обращают внимание на уровень подготовки.
Работодатель, владелец предприятия предъявляет свои претензии качеству, диктует условия учебному заведению, которые его удовлетворяют.
Важнейшими составляющими в подготовке выпускника являются его коммуникабельность, исполнительность, способность к самообразованию, желание постоянно повышать свою квалификацию, ответственность, честность, хорошее здоровье.
Все эти навыки можно сформировать из людей, убежденных, что они сделали правильный выбор, поступив в учебное заведение для приобретения конкретной специальности, помочь сомневающимся сформировать эти убеждения.
Важное направление деятельности - профессиональная ориентация.
Для качественного набора и подготовки конкурентоспособных специалистов-профессионалов и оказание помощи в выборе профессии ведется большая работа по профессиональной ориентации молодежи и школьников.
В процессе реформ экономики России и Чувашии в первые годы нового столетия коллектив Училища сумел найти себя в новых социально-экономических отношениях, сохраняя учебно-материальную базу, открыта подготовка по новым профессиям «Резьба по дереву», «Художник по росписи», «Автомеханик», успешно функционирует Центр обучения взрослых.
Это позволило осуществлять подготовку выпускников училища на более высоком уровне профессиональной квалификации, востребованных рынком рабочей силы, способных не только решать стандартные задачи, возникающие в процессе деятельности, но и находить решения при возникновении нестандартных ситуаций, выпускников, желающих продолжить свое образование, повысить свою квалификацию.
В училище работает педагогический коллектив с хорошим производственным опытом работы, с желанием приложить свои знания и умения в новой для них педагогической деятельности.
В целом есть существенная проблема: уровень педагогической подготовки педагогов, их умение довести свои знания до обучающихся.
На сегодня методическая подготовка является наиболее важной составляемой в подготовке педагогов Училища. Умение передать знания, умение проконтролировать результаты и по результатам контроля внести соответствующие коррективы в учебный процесс - эта главная задача педагога.
Вторая, не менее важная проблема, - самоанализ педагогической деятельности.
Третья задача - умение администрации Училища выделить наиболее перспективные направления деятельности, суметь аккумулировать деятельность педагогов, финансовых и материальных средств на стратегические задачи обучения и воспитания.
Существующая система управления учебным заведением в целом себя оправдала.
Разграничение ответственности должностных лиц Училища за конкретный участок работы способствует повышению управляемости, успешной реализации проектов деятельности Училища.
В то же время ряд вопросов требует особого внимания и соответствующей работы, т.к. могут тормозить позитивные начинания в деятельности коллектива Училища:
- неравномерность уровня профессиональной квалификации педагогов;
- недостаточная мотивация членов педагогического коллектива;
- отвлечение значительной части финансовых средств училища на текущее содержание знаний учебного заведения, приобретение расходных и
хозяйственных материалов,
- недостаточное финансирование текущей деятельности Училища и тем самым невозможность аккумулирования денежных средств на стратегические направления деятельности (модернизация оборудования, реконструкция, новые профессии, новые обучающие технологии и т.д.).
Опыт преподавателей, работающих в условиях реального производства, недостаточен. Это вызывает необходимость их стажировки на предприятиях по изучению новых технологий, новых видов оборудования, новых способов организации производства.
Для качественной, реализуем вышеперечисленных задач подготовки рабочих кадров и специалистов, было необходимо в систему управления учебным заведением внести изменения конкретизировать деятельность администрации Училища: ввести две должности старших мастеров по профилю обучения, методиста психолога, юриста.
Большое внимание уделяется развитию самоуправления активизации деятельности членов педагогического коллектива в составе методических объединений. Советов по профессиональному образованию, воспитательной работе и формированию личности, работе Методического Совета.
Особую роль отводится Совету Училища, в состав которого входят представители всех структур.
Если Совет Училища определяет стратегические направления деятельности, финансовые вопросы развития учебно-материальной базы, то административные совещания - вопросы текущего контроля деятельности, проводят мониторинги и анализ результатов.
Для успешной реализации стратегических задач, стоящих перед коллективом Училища, необходимо продолжить формирование команд, творческих коллективов, способных решить эти задачи, мотивируя их деятельность.
В целом уровень образования членов коллектива Училища, результаты деятельности за прошедшие годы позволяют сделать вывод о высоком человеческом потенциале коллектива педагогических работников, способного реализовать перспективные сложные задачи обучения и воспитания молодежи.
В рамках проекта «Дооснащение оборудования профессиональных училищ России» учебное заведение в IV квартале 2004 года приобрело 2 швейные машины, на сумму 47800 рублей, марки 25 кл. ПМЗ, пресс - ручной, подшивальная машина.
В рамках начала реализации проекта «Реформы системы образования» получено в III квартале два автомобиля на сумму 411000 рублей.
По программе компьютеризации образовательных учреждений в III квартале 2004 года училище получило (на условиях софинансирования) два класса - комплекта компьютерного оборудование с мультимедийной установкой на сумму 1667000 рублей.
В рамках проекта «Реформы системы образования» планируется получить Строительное оборудование на сумму 2618525 рублей. Сварочное оборудование на сумму 3704525 рублей, Симуляционное оборудование на сумму 1759200 рублей..
2003-2006 г.г. - отработка и закрепление содержания образовательных программ обучения в связи с переходом на новые государственные образовательные стандарты.
Реконструкция и развитие учебно-материальной базы учебного заведения в рамках проекта «Реформы системы образования» в Чувашской Республике, а также проектов с привлечением МБРР, а также проектов с привлечением других источников финансирования.
Реализация проектов по увеличению объемов доходов от внебюджетной и другой приносящей деятельности.
Уровень подготовки соответствует требованиям образовательного стандарта начального профессионального образования.
Увеличение объемов подготовки и переподготовки рабочих кадров и специалистов по заявкам граждан, предприятий и организаций.
Развитие деятельности службы образовательного маркетинга Училища.
Анализ требований работодателей к уровню подготовки, учет пожеланий граждан,
Формирование пакета предложений по опережающему развитию образования Училища, разработка учебных планов и программ обучения, исходя из перспективы развития отрасли.
Создание системы непрерывного повышения квалификации и получение дополнительного образования работникам Училища (администрация, педагоги, мастера производственно обучения, хозяйственный персонал) в целях постоянного изучения новых технологий, оборудования, новых педагогических технологий и т.д. Срок - 2003 - 2010 г.г.
Работа по профессиональной обработке и предварительному отбору контингента обучающихся Училища:
- пропаганда профессий и специальностей;
- страницы INTERNET,
совместная деятельность с торгово-промышленной палатой по определению востребованности в кадрах, по вопросам независимой оценки качества подготовки выпускников;
- работа с педагогическими коллективами города, выпускниками школ;
- развитие делового партнерства с предприятиями, организациями, учреждениями и т.д.
Реализация проекта «Реформа системы образовании» является главным фактором инновационного развития Училища. Ожидаемые конечные результаты:
Подготовка и выпуск высококвалифицированных специалистов, востребованных на рынке труда.
- Стажировка педагогических работников образовательных учреждений.
- Сотрудничество с предприятиями. Центром занятости, учебными заведениями.
- Использование современного оборудование повысит качество приема учащихся.
Реализация перечисленных направлений позволит училищу укрепить позиции на рынке образовательных услуг.
Заключение
Сегодня рынок образовательных услуг – это самый рациональный механизм удовлетворения массовых потребностей людей в части повышения ими своего образовательного уровня. Наличие рынка образовательных услуг профессионального образования многократно ускоряет социальное становление гражданина, процесс раскрытия им свое индивидуальности.
Образовательная услуга – это деятельностная передача системных знаний и привитие проверенных опытом практических навыков к определенному виду занятия путем непосредственной коммуникации с обучаемым.
Образовательная услуга вообще и по определенной профессии – товар большого социально-экономического значения. Без системы образования как социального института, призванной предоставлять образовательные услуги, невозможна жизнь современного общества, дальнейший прогресс цивилизации в экономическом и социальном плане.
Получение системных знаний и навыков жизнедеятельности по профессиональным занятиям – неотъемлемое условие экономического развития любого государства. В будущем роль образования будет только возрастать. Знания и профессиональное мастерство – общественное благо, общечеловеческое достояние, передаваемые из поколения в поколение.
Окружающая среда представляет собой совокупность факторов, активно действующих и влияющих на конъюнктуру рынка и эффективность деятельности субъектов рынка. Она включает в себя все силы, сказывающиеся на способности образовательного учреждения устанавливать и поддерживать контакты с целевым рынком образовательных услуг.
С развитием новых экономических отношений постепенно меняется ситуация на рынке рабочей силы. В республике в