Биография Иммануила Канта. Догматический и критический этапы творчества

в социальных сферах. Обретённая истина подвергается многократной проверке, выдержав которую получает дополнительное обоснование, а, не выдержав, заменяется новой, подвергающейся, в свою очередь, проверке, уточнению и совершенствованию. В середине 80-х годов XVIII века Кант особое внимание уделяет размышлениям над философией истории. В ноябре 1784 года вышла его статья «Идея всеобщей истории во всемирно-гражданском плане». Статья открывается констатацией обстоятельства, которое в XVIII веке стало более или менее общим достоянием, - действия законов в жизни общества. Затем, Кант высказывает мысль о несовпадении личных целей и общественных результатов человеческой деятельности. Предполагать у отдельного человека наличие разумной цели не приходится; скорее глупость, ребяческое тщеславие, злоба и страсть к разрушению выступают как мотивы поведения, но если отвлечься от них, то в общем, ходе истории можно увидеть некую общую для всего человечества разумную цель. Причиной законосообразного порядка в человечестве, по Канту, служит антагонизм между людьми, их склонность вступать в общество, оказывая одновременно этому обществу сопротивление, которое угрожает распадом. В обстановке единодушия, умеренности и взаимной любви людские таланты не могли бы себя проявить. Кант оптимист, и считает, что путь раздора в конечном итоге ведёт к достижению всеобщего правового гражданского общества, членам которого предоставлена величайшая свобода, совместимая, однако, с полной свободой других. Антагонизм в этом обществе будет продолжать существовать, но его ограничат законы. Только в таких условиях возможно наиболее полное развитие потенций, заложенных в человеческой природе. Мысли, развивающие эту идею можно обнаружить в некоторых более поздних работах, например, в статье «Предполагаемое начало человеческой истории» (1786).


В 1787 году «Критика чистого разума» была издана повторно. Тем временем Кант был избран ректором университета (на этой должности находились в течение года), а Берлинская академия наук включила его в число своих членов (это пожизненно). К этому времени философ не мог пожаловаться на невнимание к своему труду, разве что на непонимание. Одна за другой появлялись уже не статьи, а целые книги, направленные против него. Его обвиняли в скептицизме и субъективном идеализме. Отвечать всем не было возможности, да и необходимости: одновременно с количеством критиков росло и число сторонников. Сам Кант лишь в редких случаях отвечал своим оппонентам. Научный спор, по его мнению, интересен тогда, когда можешь сказать что-то новое. Уличать противника в недобросовестности или глупости – занятие неблагодарное, тем более что перед Кантом открылся, наконец, неизведанный континент мысли, вокруг которого давно спорили великие философы и к которому он сам стремился много лет. Речь идёт об этике. В этой области заслуги Канта не менее велики, чем в гносеологии. Именно интерес к этическим проблемам и трудности, встающие при их решении, в первую очередь побудили Канта взяться за написание «Критики чистого разума». Первое систематическое изложение этики Кант предпринял в книге «Основы метафизики нравов», которая увидела свет в 1785 году. Философ стремился показать единство практического и теоретического разума, (то есть нравственности и науки). В 1785 году он считал, что он не в состоянии решить подобную задачу. Как только она оказалась ему по плечу, он написал «Критику практического разума». Книга вышла в свет в 1788 году. Содержание этих двух этических работ частично повторяет, частично дополняет друг друга. В них изложены лишь начала кантовского учения о нравственности. Только в преклонном возрасте философу удалось создать труд, где его этика предстала в завершённом виде, это – «Метафизика нравов». Новое слово, сказанное Кантом о поведении человека, - автономия нравственности. Предшествовавшие теории были гетерономны, то есть выводили мораль из внешних по отношению к ней принципов. Одни моралисты видели корень нравственных принципов в некоем принудительном предписании – воле бога, установлениях общества, требованиях врождённого чувства. Другие настаивали на том, что представление о добре и зле суть производные от целей, которых добивается человек, и последствий, которые вытекают из его поведения, от его стремления к счастью, наслаждению, пользе. Кант утверждает принципиальную самостоятельность и самоценность нравственных принципов. Добро есть добро, даже если никто не добр. Критерии здесь абсолютны и очевидны. Философский анализ нравственных понятий говорит о том, что они не выводятся из опыта, они априорно заложены в разуме человека. Исходное понятие этики Канта – автономная добрая воля. Она не пассивна, от её носителя мыслитель требует действия, поступка. Моральный поступок выглядит как результат некого внутреннего императива (повеления), порой идущего вразрез с аморальной практикой окружающей действительности. В связи с этим философ подчёркивает первенство практического разума по сравнению с теоретическим. Главное – поведение, а значение вторично. Поэтому для того, чтобы распознать добро и зло, не нужно специального обоснования, достаточно интуиции («способности суждения»). Здесь Кант расходится с «первооткрывателем» морали Сократом, для которого добро совпадает со знанием и отсутствие знания является единственным источником всякого морального несовершенства. Таким образом, автор «Критики» и «Основ» выходит за пределы просветительского рационализма. Природа человека по Канту – его свобода. Свобода с точки зрения этики не произвол, не просто логическая конструкция, при которой из данной причины могут на равных правах проистекать различные действия. Нравственная свобода личности состоит в осознании и выполнении долга перед самим собой и другими людьми. «Свободная воля и воля, подчинённая нравственным законам, - это одно и тоже». Свобода человека возможна постольку, поскольку он – дитя двух миров. Принадлежность к чувственно воспринимаемому миру делает человека игрушкой внешней причинности, здесь он подчинён посторонним силам – законам природы и установлениям общества. Но как член ноуменального мира «вещей самих по себе» он наделён свободой. Эти два мира не антимиры, они взаимодействуют друг с другом. Интеллигибельный мир содержит основание чувственно воспринимаемого мира, а ноуменальный характер человека лежит в основе его феноменального характера. Раздвоенность человека устраняется механизмом совести. Нельзя всё правильно понимать, но неправильно поступать тоже. Определи сам себя, проникнись сознанием морального долга, следуй ему всегда и везде, сам отвечай за свои поступки – такова квинтэссенция кантовской этики, строгой и бескомпромиссной. Существенное место в философской системе Канта занимает его философия религии, которая примыкает непосредственно к этике. Философ выдвигает тезис: мораль не возникает из божественных установлений, и антитезис: мораль неизбежно ведёт к религии. Человеческих способностей недостаточно для того, чтобы привести в соответствие право людей на счастье с их обязанностями, поэтому необходимо признать всемогущее моральное существо как владыку мира. Обоснованию антитезиса посвящён трактат «Религия в пределах только разума». Кант присматривается к прошлому, ищет социально-психологические корни веры в бога и видит в человеке и человечестве в целом борьбу двух начал – добра и зла. Философ начинает с размышлений о нравственной природе человека. Человек, утверждает он, по природе зол. В нём заключена неизбывная склонность творить зло, которая выглядит как приобретённая, будучи, однако, изначально ему присущей. Вместе с тем, человек обладает и первоначальными задатками добра. Моральное воспитание в том и состоит, чтобы восстановить в правах добрые задатки, чтобы они одержали победу в борьбе с человеческой склонностью к злому. Такая победа возможна только как революция в образе мыслей и чувств самого человека и требует для этой цели наличия общественной потребности в добре. Переживание вины (своей собственной или чужой, к которой ты лишь сопричастен) – основа морали. В учении о религии чётко проявился историзм кантовского мышления. Кант видит изначальное, по сути дела безрелигиозное состояние людей, затем первый, ещё не совершенный тип религии, который называется «богослужебным». Третий этап – вера разума. Богослужебная религия рассчитана на снискание благосклонности верховного существа, которое можно умилостивить путём почитания, сакральными жертвами, соблюдением предписаний и обрядов. Человек льстит себя мыслью, что бог может сделать его счастливым без того, чтобы самому стать лучше. Религия разума – это чистая вера в добро, в собственные моральные потенции без примеси какого бы то ни было расчёта, без переложения ответственности на высшие силы. Это религия доброго образа жизни, которая обязывает к внутреннему совершенствованию. Бог – это моральный закон, как бы существующий объективно, это – любовь, - так говорится на страницах «Метафизики нравов», наиболее поздней этической работы автора. Христианство автор приемлет как нравственный принцип, как программу человеколюбия. Совершенствуя эту программу, он пытается обосновать её теоретически.


***


В конце 80-х годов XVIII века в философских воззрениях Канта происходит новый перелом. Оставаясь в целом на позициях критицизма, он уточняет (а порой решительно меняет) свои воззрения на ряд существенных для него проблем. В первую очередь это затрагивает проблему метафизики. В «Критике чистого разума» вопрос остался открытым. С одной стороны, философ убедительно показал, что метафизика как теоретическая дисциплина невозможна. С другой – он декларировал программу создания новой метафизики как науки о сверхчувственных вещах – боге и бессмертии души. В 1788 году стало известно, что Берлинская академия намеревается объявить конкурс на лучшее сочинение по теме «Какие действительные успехи сделала метафизика со времён Лейбница и Вольфа». Кант в конкурсе не участвовал, хотя трижды принимался за работу. Сохранившаяся рукопись красноречиво свидетельствует о его отношении к метафизике. Кант настаивает на том, что за пределами чувственного опыта не может быть никакого теоретического познания. Чтобы придать понятию объективность необходимо подвести под него какое-либо созерцание. Поэтому теоретически мы ничего не можем узнать ни о боге, ни о свободе, ни о душе, отделённой от тела. «Практически мы сами создали себе эти предметы», мы верим в них и ведём себя соответствующим образом. Метафизика сверхчувственного возможна только с «практически-догматической» точки зрения. А метафизику природы Кант представляет себе лишь как разработку понятийного аппарата естественных наук. Метафизика есть критика, поправка к здравому смыслу, и ничего более, - можно прочитать в черновиках.


Перейдя на позиции критической философии, Кант не забывал об увлечениях молодости, о своей «первой любви» - естествознании. Он продолжал читать курсы физической географии и теоретической физики. Сохранял интерес к астрономии и «небесной механике» и написал две статьи на эту тему: «О вулканах и луне» и «Нечто о влиянии Луны на погоду». За два года до того, как заговорили о берлинском конкурсе, он выпустил работу «Метафизические начала естествознания». Если в «Критике чистого разума», набрасывая структуру своей будущей философии природы, Кант разделил её на рациональную физику и рациональную психологию, то теперь природу души он не считает объектом научного познания. Душа не экстенсивная величина, а описание душевных явлений – не естествознание, которое имеет дело только с телами. Философ принимал посильное участие в практической реализации научных открытий. Так, например, с именем Канта связано сооружение в Кенигсберге первого громоотвода (на здании Габербергской церкви). Однако главные интересы мыслителя по-прежнему лежали в собственно философской сфере. Когда для него выяснилась несостоятельность попытки заново построить разрушенное им здание умозрительной метафизики, он стал искать новые пути создания философской системы, так как в философии он ценил, прежде всего, систематичность. Общие контуры учения сложились у него давно, но системы пока ещё не было. Конечно обе первые «Критики…» связаны определённым образом, в них развита одна и та же концепция, но достигнутое единство между теоретическим и практическим разумом представлялось ему недостаточным. Не хватало какого-то важного опосредующего звена. Система философии возникла у Канта лишь после того, как он обнаружил между природой и свободой своеобразный «третий мир» - мир красоты. Когда он создавал «Критику чистого разума», он считал, что эстетические проблемы невозможно осмыслить с общезначимых позиций. Принципы красоты носят эмпирический характер и, следовательно, не могут служить для установления всеобщих законов. Термином «Эстетика» он обозначал тогда учение о чувственности, об идеальном пространстве и времени. Однако в 1787 году Кант сообщает Рейнгольду об открытии нового всеобщего принципа духовной деятельности, а именно «чувства удовольствия и неудовольствия». Теперь философская система мыслителя обретает более чёткие контуры. Он видит её состоящей из трёх частей в соответствии с тремя способностями человеческой психики: познавательной, оценочной («чувство удовольствия») и волевой («способность желания). В «Критике чистого разума» и «Критике практического разума» изложены первая и третья составные части философской системы – теоретическая и практическая. Вторую, центральную, Кант пока называет теологией – учением о целесообразности. Затем термин «теология» уступит своё место эстетике – учению о красоте. Задуманное произведение философ намеревался окончить к весне 1788 года. Но работа опять затянулась. Потребовалось ещё две весны, чтобы работа ушла в типографию. Трактат получил название «Критика способности суждения». В работе «Критика чистого разума» термином «способность суждения» обозначалась одна из познавательных интуитивных способностей. Если рассудок устанавливает правила, то способность суждения даёт возможность пользоваться этими правилами в каждом конкретном случае. Теперь Кант размышляет над другим видом интуиции, который называет «рефлективной способностью суждения». Речь идет об отыскании по данному частному некоего формального общего, но не об абстрагировании общих признаков, - это дело рассудка. Применяя рефлективную способность суждения, человек задумывается над целевым назначением данного частного. Учение о целях – телеология; поэтому Кант называет эту разновидность рефлективной способности суждения телеологической. Телеология для него – принцип рассмотрения предметов, в первую очередь живого организма, где всё целесообразно, то есть каждая часть необходимым образом связана с другой. Рядом он располагает эстетическую способность суждения, исходя из того, что художественное переживание доставляет субъекту такое же удовольствие, как и обнаружение целесообразности. В 1788 году философ обнаружил в деятельности человека сферу, где результаты также представляют собой нечто органическое. Это искусство. Телеология Канта – это не теология, но и не естествознание: с её помощью философ не отыскивает бога в природе, но и не открывает законов, ею управляющих, в центре его рассмотрения по-прежнему человек. Только человек может ставить перед собой сознательные цели, в результате достижения которых возникает мир культуры. Так телеология Канта перерастает в теорию культуры. В ходе работы над «Критикой способности суждения» Кант всё более сужал сферу телеологии, лишая её самостоятельной роли, её функции как центрального звена системы переходили к эстетике. Телеология у философа фиксирует специфику предмета и границы его познания: объективная целесообразность налицо, но суть её непостижима. Телеология в этом плане аналогична теоретическому разуму, который с неизбежностью наталкивается на противоречия, пытаясь проникнуть в сущность вещей самих по себе. И телеология и теоретический разум выполняют регулятивную функцию. Конститутивную (то есть конструктивную) роль разум играет в области поведения человека, нравственности. В области познания конститутивную функцию осуществляет рассудок. В сфере «способности суждения» конститутивна эстетическая оценка, родственная телеологической и в тоже время противоположная ей. Единый подход к природе и художественному творчеству на основе целесообразности – одна из основных идей «Критики способности суждения». Это было новое слово в эстетике.


Обратимся теперь к самой эстетике Канта. Объём данного реферата не позволяет рассказать обо всех особенностях эстетического учения философа, поэтому в данной части работы будут затронуты лишь основные его положения, а изложение будет почти тезисным. Предшественники философа – англичане Шефтсбери и Хатченсон подчеркнули специфичность эстетического, его не сводимость ни к знанию, ни к морали. Кант отстаивает этот тезис. Но рядом выдвигает антитезис: именно эстетическое есть средний член между истиной и добром, именно здесь сливаются воедино теория и практика. Поэтому у эстетического две ипостаси: с одной стороны оно обращено преимущественно к знанию (это прекрасное), с другой – преимущественно к морали (это – возвышенное). Кантовский анализ основных этических категорий ограничивается рассмотрением указанных двух категорий, так как философа интересует не эстетика как таковая, а её опосредующая роль, и категорий прекрасного и возвышенного ему вполне достаточно для решения поставленной задачи. Одна из важнейших заслуг Канта–эстетика в том, что он открыл опосредованный характер восприятия прекрасного. До него считалось, что красота даётся человеку непосредственно при помощи чувств. Достаточно быть чутким к красоте и обладать эстетическим чувством. Между тем, само «эстетическое чувство» - сложная интеллектуальная способность. Чтобы насладиться красотой предмета, надо уметь оценить его достоинства, и чем сложнее предмет, тем специфичнее его эстетическая оценка. Сопоставляя возвышенное с прекрасным, Кант отмечает, что последнее всегда связано с чёткой формой, первое же без труда можно обнаружить и в бесформенном предмете. Удовольствие от возвышенного носит косвенный характер; прекрасное привлекает, а возвышенное и привлекает и отталкивает. «Основание для прекрасного мы должны искать вне нас, для возвышенного – только в нас и в образе мыслей». Таким образом, Кант расчленил эстетическое на две части: прекрасное и возвышенное, он показал связь между каждой из этих частей с сопредельными способностями психики. В заключении он снова говорит об эстетическом суждении как о целом. Он делает вывод, что эстетическая способность суждения в целом связана с разумом – законодателем знания, то, отвергая её в непосредственном виде, философ утверждает её косвенным путём. С его точки зрения, эстетическая идея «оживляет» познавательные способности. Кант находит следующую формулу синтеза: «В применении к познанию воображение подчинено рассудку и ограниченно необходимостью соответствовать понятиям, а в эстетическом отношении, наоборот, оно свободно давать помимо указанной согласованности с понятием … богатый содержанием, хотя и неразвитый материал для рассудка». Таким образом, сфера духовной деятельности человека обрисована, ограждена в своей специфичности. Истина, добро и красота поняты в их своеобразии и сведены воедино. Единство истины, добра и красоты находит дополнительное обоснование в учении об искусстве. В эстетике Канта, развёрнутой в сторону общефилософских проблем, искусству отведено сравнительно небольшое, хотя и достаточно важное место. Все отмеченные выше особенности эстетического проявляют себя здесь в полной мере. Искусство, по Канту, - это не природа, не наука, не ремесло. Искусство может быть механическим и эстетическим. Последнее, в свою очередь, делится на приятное и изящное. Приятные искусства предназначены для наслаждения, развлечения и времяпрепровождения. Изящные искусства содействуют «культуре способности души», они дают особое «удовольствие рефлексии», приближая сферу эстетического сфере познания. Однако Кантовская дихотомия искусства на этом не ограничивается. Философ одним из первых в истории эстетики даёт классификацию изящных искусств. Основанием деления служит способ выражения эстетических идей, то есть красоты. Различные виды искусства – различные виды красоты. Может быть, красота мысли и красота созерцания. Во втором случае материалом художника служит либо созерцание, либо форма. В результате Кант обнаруживает три вида изящных искусств – словесное, изобразительное и искусство игры ощущений. В свою очередь, словесные искусства – это красноречие и поэзия. Изобразительные искусства включают в себя искусство чувственной истины (пластика) и искусство чувственной видимости (живопись). К пластике философ относит ваяние и зодчество (в том числе прикладное искусство). Третья часть – искусство игры ощущений опирается на слух и зрение. Это игра звуков и игра красок. Таким образом, кантовская классификация искусств может быть представлена следующей схемой:


Искусство
механическое эстетическое
приятное изящное
словесное изобразительное искусство игры ощущений
красноречие поэзия пластика живопись музыка

Поэзию Кант считает высшей формой художественного творчества. Значение поэзии, в том, что она выходит за пределы понятийных средств выражения и тренирует тем самым ум, она возвышает, показывая, что человек не только часть природы, но и созидатель мира свободы. Однако не следует забывать, что философ не ставит знака равенства между искусством и познанием. В схеме перечислены так называемые «основные виды» искусств. Однако философ отмечает, что сочетание основных видов искусства порождает другие виды художественного творчества (красноречие в сочетании с живописью – драму, поэзия в сочетании с музыкой – пение, пение в сочетании с музыкой – оперу и т.д.). Для суждения о произведении искусства нужен вкус, для его создания требуется гений. Способности души, сочетание которых образует гений, - воображение и рассудок. Четыре признака характеризуют «гений»:

  1. это способность создавать то, для чего не может быть дано никакого правила;

  2. созданное произведение должно быть образцовым;

  3. автор не может объяснить другим, как возникает его произведение;

  4. «сфера» гения – не наука, а искусство.

Кант пришёл к постановке эстетических проблем, отправляясь не от размышлений над природой искусства, а от стремления довести до полноты свою философскую систему. Таким образом, сам философ видит в эстетике «пропедевтику всякой философии». Это значит, что систематическое изучение философии следует начинать с теории красоты, тогда полнее раскроется добро и истина, то есть знакомство с третьей «Критикой» должно предшествовать чтению первых двух.


Глава IV.


В августе 1794 года Кант отметил своё семидесятилетие. Юбилейных торжеств не было – философ радовался уже тому, что о нём не вспоминают. В этот период он вступил на путь конфронтации с прусскими властями. Причиной этого послужило написание и опубликование ряда статей, в которых автор иронизировал над догмами церкви. Новый король Фридрих Вильгельм II не терпел вольнодумства. Прежний девиз «Рассуждайте, но повинуйтесь» уступил место более привычному «Повинуйтесь не рассуждая». Тем не менее, накануне юбилея Кант опубликовал статью «Конец всего сущего», которая стала последней каплей, переполнившей чашу терпения властей. Поползли слухи о готовящейся над философом расправе. Несмотря на это, в июле 1794 года русская Академия наук избрала Канта своим членом. На заседании был утверждён список из 14 иностранных учёных. Рекомендовал Канта географ И. И. Георги, превозносивший не только «Критику чистого разума», но и «Физическую географию», тогда ещё не опубликованную и известную лишь как лекционный курс. Вполне возможно, что Кант получил одобрительные слова из Петербурга одновременно с окриком, последовавшим из Берлина. Прусское правительство долго ломало голову над тем, как наказать всемирно известного учёного и не угодить при этом в глупое положение. Наконец форма взыскания была найдена: в октябре 1794 года Кант получил выговор от короля, но никто, кроме самого философа, об этом не узнал, так как королевский приказ не был обнародован, а пришёл как частное письмо. Отказываться от своих взглядов было не в правилах Канта, оказывать сопротивление – было ему не по силам. На случайно подвернувшемся клочке бумаги он сформулировал единственно возможную тактику: «отречение от внутреннего убеждения низко, но молчание в случае, подобном настоящему, является долгом подданного; если всё, что говоришь, должно быть истинным, то не обязательно гласно высказывать всю истину».


Дух Канта долго господствовал над его телом. Но всему приходит конец. Философ не был болен, но силы его убывали. Он постепенно сокращал объём своих учебных занятий, заканчивал зимний семестр не в апреле, а в феврале. Последняя лекция (по логике) была им прочитана 23 июня 1796 года. Потом ещё три семестра он объявлял лекционные курсы, но с оговоркой: «если позволит здоровье». Здоровье не позволяло, лекции отменялись. Однако Кант не собирался ещё уходить в отставку. Он гордился тем, что и в преклонном возрасте сохраняет ясность мысли, бодрость духа, интерес к жизни и любимому делу. Не было сил читать лекции, но он мог ещё писать. В период с 1795 по 1798 год он написал: «К вечному миру», «Об органе души», «Метафизика нравов», «Оповещение о скором подписании договора о вечном мире в философии», «О мнимом праве лгать из человеколюбия», «Спор факультетов». Завершив «Метафизикой нравов» построение философской системы, Кант почувствовал потребность изложить своё учение в более или менее концентрированном виде. Так появилась «Антропология» (1798) – последняя работа, изданная самим автором. Здесь как бы подводится итог размышлениям о человеке и вообще всем философским размышлениям. Это завершение пути, и одновременно начало – начинать изучение философии

Способности души


Познавательные способности Априорные принципы Применение их
Познавательная способность Рассудок Закономерность К природе
Чувство удовольствия и неудовольствия Способность суждения Целесообразность К искусству
Способность желания Разум Конечная цель К свободе
Канта целесообразно именно с «Антропологии». Структура этого произведения совпадает с общей системой кантовской философии. Главная часть книги распадается на три раздела в соответствии с тремя способностями души: познанием, чувством удовольствия и способностью желания. Именно эти три особенности определили в своё время содержание трёх «Критик…». В «Антропологии» идеи критической философии непосредственно соотнесены с миром человека, его переживаниями, устремлениями, убеждениями. Полученный результат схематически выглядел следующим образом:


На схеме философская система Канта представлена в её окончательном виде. Способности суждения отведено промежуточное место между рассудком и разумом, и сам мыслитель недвусмысленно говорит о критике способности суждения как средстве, «связующем обе части философии в одно целое». Кант пришёл к своеобразному преодолению дуализма науки и нравственности путём апелляции к художественным потенциям человека. Формула философской системы Канта – истина, добро и красота, взятые в их единстве, замкнутые на человеке, его культурном творчестве, которое направляет художественная интуиция.


Кант – философ XVIII века. Век был на исходе. Система критической философии создана и завершена. Кантом никогда не овладевало чувство самоуспокоения, но он знал, что главное сделано. Может быть, поэтому спало напряжение поиска, силы быстро пошли на убыль. В ноябре 1801 года философ окончательно расстался с университетом. Его отпустили на покой, сохранив полностью жалование. Теперь он почти не выходил на улицу, не принимал посетителей. Поток писем иссяк. Друзья знали о состоянии Канта. Дольше других писал Кизеветтер, но уже не столько о философских материях, сколько о репе из Тельтова, которая пришлась по вкусу философу и, которой Кизеветтер его регулярно снабжал. К августу 1801 года относится последнее письмо, написанное рукой Канта. Теперь ему было трудно ходить без посторонней помощи. В октябре 1803 года состояние философа резко ухудшилось. Впервые в жизни он провёл несколько дней в постели. Теперь он почти оглох. 3февраля 1804 года перестал принимать пищу. Умер Кант 12 февраля 1804 года. Смерть его ясна, как и его жизнь. Исполненный долг. Увядание. Кончина. Ещё в 1799 году Кант распорядился относительно собственных похорон. Просил, чтобы состоялись они на третий день после кончины и