Деятельность предприятия в сфере образовательных услуг

Размещено на /

СОДЕРЖАНИЕ


Введение

Глава 1. Теоретические основы подготовки и переподготовки кадров массовых профессий

1.1 Нормативные акты, регламентирующие деятельность предприятия

1.2 Состояние и задачи развития образовательных учреждений в сфере подготовки и переподготовки кадров массовых профессий

Глава 2. Рыночное окружение и его влияние на подготовку и переподготовку кадров массовых профессий в образовательном учреждении

2.1 Оценка подготовки и переподготовки кадров в Профессиональном училище № 15

2.2 Совершенствование подготовки и переподготовки кадров массовых профессий

Заключение

Список использованной литературы


рыночный профессиональный училище образовательный

Введение


В современных экономических условиях важнейшей характеристикой деятельности предприятия являются его результаты, которые определяют его конкурентоспособность, потенциал в деловом сотрудничестве, является гарантом эффективной реализации экономических интересов всех участников финансовых отношений: как самого предприятия, так и его партнеров.

В рыночных условиях управление немыслимо без экономического анализа, основанного на изучении данных о результатах деятельности и финансовом состоянии предприятия.

Современный экономический анализ имеет определенные отличия от традиционного анализа финансово-хозяйственной деятельности. Прежде всего, это связано с растущим влиянием внешней среды на работу предприятия. В частности, усилилась зависимость финансовых результатов от внешних экономических процессов, надежности контрагентов.

Стремясь получать квалифицированную оценку экономического положения и решить конкретные вопросы, руководители предприятий все чаще прибегают к помощи экономических служб и привлекают специалистов для проведения экономического анализа. При этом они, как правило, уже не довольствуются констатацией величины показателей отчетности, а рассчитывают получить конкретное заключение о динамике результатов деятельности и причинах их изменения. Именно данное обстоятельство обуславливает актуальность темы курсовой работы.

Анализ и диагностика деятельности предприятия предполагают всестороннее изучение качества и конкурентоспособности его продукции и услуг, обеспеченности материальными, трудовыми и финансовыми ресурсами и эффективности их использования. Они основаны на системном подходе, комплексном учете разнообразных факторов, качественном подборе достоверной информации и являются важной функцией управления.

Цель анализа и диагностики деятельности предприятия - повышение эффективности его работы на основе системного изучения всех видов его деятельности. В процессе анализа исследуются совокупность технологических, социально-экономических, правовых, экологических и иных процессов, закономерности формирования, построения и функционирования систем управления; принципы построения организационных структур, эффективность применяемых методов; информационное, материально-техническое и кадровое обеспечение.

Таким образом, умелое, просчитанное управление всей совокупностью производственно-хозяйственной деятельности предприятия, своевременная и качественная диагностика, повышение эффективности функционирования позволит сохранить устойчивое финансовое положение предприятия.

Целью курсовой работы является анализ деятельности предприятия в сфере образовательных услуг.

Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:

- отразить теоретические основы деятельности предприятия;

- проанализировать рыночное окружение и его влияние на деятельность училища № 15 г. Новочебоксарска;

- провести оценку показателей деятельности ПУ-15;

- определить направления совершенствования деятельности в сфере образовательных услуг.

Объектом исследования является профессиональное училище № 15 г. Новочебоксарска. Основными источниками информации для оценки финансово-хозяйственной деятельности послужили законодательные и нормативные акты, монографии и учебные пособия отечественных и зарубежных авторов, публикации, данные бухгалтерской и статистической отчетности, является профессиональное училище № 15г. Новочебоксарска.


Глава 1. Теоретические основы подготовки и переподготовки кадров

массовых профессий


Развитие персонала как одна из функций управления персоналом предполагает систематическое обучение и повышение квалификации работников, и необходимо в связи с изменением характера труда, структурных изменений в экономике, возникновения потребности в работниках нового профиля, необходимостью развития личности. Основными формами развития персонала являются:

- профессиональное обучение;

- повышение квалификации;

- переподготовка кадров.

Целью развития персонала является обеспечение организации хорошо подготовленными работниками в соответствии с ее целями и стратегией развития.

Под системой развития персонала понимают целенаправленный комплекс информационных, образовательных, привязанных к рабочим местам элементов, которые содействуют повышению квалификации работников данной организации в соответствии с задачами ее развития, потенциалом и склонностями сотрудников.

Перед системой управления персоналом ставят определенные задачи в области развития персонала:

- выработка стратегии формирования квалифицированных кадров;

- определение потребности в обучении кадров по отдельным его видам;

- выбор форм и методов обучения, переподготовки и повышения квалификации;

- обеспечение процесса обучения методическими материалами и материально-технической базой;

- организация финансирования обучения.

Обучение и повышение квалификации персонала осуществляется в двух направлениях:

1.) путем проведения стажировок в различных фирмах, организации лекций, дискуссий, разбора конкретных ситуаций, деловых игр на курсах и семинарах, организуемых в различных учебных заведениях;

2.) внутрифирменное обучение и повышение квалификации, которое заключается в обучении подчиненных навыкам путем их непосредственного участия в рабочем процессе.

Обучение персонала обеспечивает соответствие профессиональных знаний и умений работника современному уровню производства и управления. Обучение рабочих и служащих включает четыре основных вида.

1. Профессиональная подготовка. Существует начальная, средняя и высшая профессиональная подготовка рабочих и специалистов с получением документа об образовании (диплом, свидетельство). Срок обучения от 1 до 6 лет.

2. Повышение квалификации. Выполняется на профессиональных курсах, в школах менеджеров, на факультетах повышения квалификации и в институтах бизнеса. Срок обучения от 1 дня до 6 месяцев.

3. Переподготовка кадров. Выполняется в учебных заведениях, когда рабочие овладевают второй профессией, а служащие - второй специальностью. Срок обучения от 6 до 24 месяцев.

4. Послевузовское профессиональное образование. Осуществляется для получения высшей профессиональной или научной квалификации в аспирантуре или докторантуре. Срок обучения - 2-4 года.

Профессиональная подготовка осуществляется в целях получения рабочей профессии или специальности и предусматривает разные уровни подготовки.

Начальная профессиональная подготовка ведется по рабочим профессиям в профессионально-технических училищах (ПТУ) и технических лицеях. Модный ныне процесс переименования училищ в лицеи нельзя признать удачным, т.к. в дореволюционной России лицеем называлось среднее и высшее учебное заведение для дворян, но ни в коей мере не для подготовки электриков, операторов, экономистов, бухгалтеров, фрезеровщиков и т.п.

Продолжительность обучения в ПТУ составляет 2-3 г. и предусматривает, наряду с профессиональным, получение полного общего образования в объеме 10-11 классов2.

Высшее профессиональное образование имеет целью подготовку специалистов соответствующего уровня, удовлетворение потребностей личности в углублении и расширении образования на базе среднего (полного) и среднего профессионального образования. В России долгосрочные программы ведутся по направлениям "бакалавр" и "специалист".

Бакалавр - это европейский стандарт высшего профессионального образования с продолжительностью очного обучения 4 г. Бакалавриат принят в России, включен в Государственный образовательный стандарт и по нему ведется подготовка во многих вузах. Существует номенклатура направлений подготовки, по которым присваивается квалификация "бакалавр".

Специалист — это отечественный стандарт высшего профессионального образования с продолжительностью обучения 5-6 лет.

Для специальностей также разработан Государственный образовательный стандарт и существует номенклатура специальностей. С 2000 года введены новые стандарты высшего профессионального образования (ГОС ВПО). С 2008 г. вводится система двухуровневого образования.

Структура программы высшего образования включает в себя три основных периода:

- подготовительный, когда формируются учебные планы и ведется прием студентов в институт;

- основной, в течение, которого организуется учебный процесс по дисциплинам с текущим контролем знаний;

- заключительный, когда организуется стажировка, выходной контроль знаний и выпускные экзамены.

Переподготовка кадров предусматривает получение второй рабочей профессии для рабочих или второй специальности для служащих. Необходимость переподготовки связана с конверсией оборонных предприятий и НИИ, освоением новых технологических процессов и совмещением профессий, где нет полной загрузки рабочего места. В сфере управления переподготовка чаще всего связана с сокращением персонала вследствие избытка инженерных, конструкторских или других специалистов.

Крупную государственную программу переподготовки кадров выполняют областные и городские центры занятости населения. Контингент для обучения: безработные и демобилизованные из Вооруженных Сил. Центры занятости населения через существующие учебные центры обучают безработных новым дефицитным профессиям по желанию граждан и выплачивают стипендию в период обучения. Финансирование осуществляется за счет местного бюджета.

Переподготовке и повышению квалификации в фирмах США и Японии придается крайне важное значение. Почти каждая компания имеет собственную систему переподготовки. Новые сотрудники обязаны проходить переподготовку ежегодно, вследствие чего процесс обучения идет непрерывно.

Американская фирма «IВМ» в 1986 г. затратила на обучение и подготовку своих работников 750 млн. долл. В американской компании «Westinghouse» разработана система целей, направленная на рост производительности труда и качества продукции. Важнейшим средством для их достижения стала профессиональная подготовка. Для этого проводятся семинары по управлению качеством, которые позволяют руководителям ввести показатели качества в систему стратегического планирования и оценки.

Японские фирмы тратят на обучение в расчете на одного занятого в три-четыре раза больше, чем американские. В Японии непрерывное образование является частью процесса труда, каждый занятый тратит на него примерно 8 часов в неделю за счет личного времени.

Основа японской системы профессионального обучения в фирмах — концепция "гибкого работника". Ее целью является отбор и переподготовка работников не по одной, а по крайней мере двум-трем специальностям, а затем повышение квалификации на протяжении всей жизни.

Переход к новым технологиям требует значительных затрат, связанных с обновлением знаний, переподготовкой работников. Считается, что переподготовить работника дешевле, чем заменить его.

Менеджеры, которые беспокоятся о том, насколько активно протекает их развитие, стремятся постоянно обучаться в школах бизнеса, а менеджеры, индивидуальный рост которых остановился, практически не занимаются самообразованием (табл. 1).

Процесс обучения человека протекает всю его сознательную жизнь. Первичное обучение осуществляется в школах, профессионально-технических училищах, техникумах, колледжах, лицеях, вузах.


Таблица 1 Характеристика менеджера по отношению к обучению

Приостановленное саморазвитие


Активное саморазвитие


Уклоняется от ответственности за обучение Отвечает за обучение

Не умеет познать себя


Стремится изучить себя


Не может выделить время для саморазвития Оставляет время для развития

Уклоняется от препятствий


Приветствует препятствия


Не воспринимает обратную связь


Ищет обратную связь


Избегает самоанализа Выделяет время для рефлексирования

е занимается самопроверкой


Оценивает свой опыт


Ограничивает свои побуждения


Читает и широко дискутирует


В неведении о собственных возможностях Верит в свой потенциал
Предпочитает игровые взаимоотношения Старается быть более открытым
Не подозревает о различных влияниях на себя Осознает влияние на себя
Игнорирует профессиональное развитие Управляет профессиональным развитием
Не получает удовольствия от изменений в работе Реагирует на изменения в карьере

Вторичное обучение проходит в вузах, институтах и на факультетах повышения квалификации и переподготовки кадров, в учебных центрах, специально организованных курсах и семинарах, на предприятиях и в организациях и т.п. Целью обучения является получение образования.

Образование — процесс и результат усвоения систематизированных знаний, умений, навыков и способов поведения, необходимых для подготовки человека к жизни и труду. Уровень образования обусловливается требованиями производства, научно-техническим и культурным уровнем, а также общественными отношениями. Образование делится на два вида: общее и профессиональное. Образование должно осуществляться непрерывно.

Непрерывное образование — процесс и принцип формирования личности, предусматривающий создание таких систем образования, которые открыты для людей любого возраста и поколения и сопровождают человека в течение всей его жизни, способствуют постоянному его развитию, вовлекают его в непрерывный процесс овладения знаниями, умениями, навыками и способами поведения (общения). Непрерывное образование предусматривает не только повышение квалификации, но и переподготовку для изменяющихся условий и стимулирование постоянного самообразования.

Профессиональное образование как процесс — это одно из звеньев единой системы непрерывного образования, а как результат — подготовленность человека к определенному виду трудовой деятельности, профессии, подтвержденная документом (аттестатом, дипломом, свидетельством) об окончании соответствующего учебного заведения. В Российской Федерации профессиональное образование дает система учебных заведений, включающая: профессионально-технические училища, техникумы, высшие учебные заведения, институты и факультеты повышения квалификации и переподготовки кадров, учебные центры, специальные курсы и семинары. Профессиональное образование осуществляется как на основе государственных стандартов по подготовке специалистов, так и с использованием гибких учебных программ и сроков обучения.

В дальнейшем речь пойдет о профессиональном образовании персонала, которое осуществляется посредством его обучения.

Обучение персонала — основной путь получения профессионального образования. Это целенаправленно организованный, планомерно и систематически осуществляемый процесс овладения знаниями, умениями, навыками и способами общения под руководством опытных преподавателей, наставников, специалистов, руководителей и т.п.

Следует различать три вида обучения. Подготовка кадров — планомерное и организованное обучение и выпуск квалифицированных кадров для всех областей человеческой деятельности, владеющих совокупностью специальных знаний, умений, навыков и способами общения. Повышение квалификации кадров — обучение кадров с целью усовершенствования знаний, умений, навыков и способов общения в связи с ростом требований к профессии или повышением в должности. Переподготовка кадров — обучение кадров с целью освоения новых знаний, умений, навыков и способов общения в связи с овладением новой профессией или изменившимися требованиями к содержанию и результатам труда.

Далее рассмотрим Состояние и задачи развития образовательных учреждений в сфере подготовки и переподготовки кадров массовых профессий.


1.1 Нормативные акты, регламентирующие деятельность предприятия


Республиканское государственное образовательное учреждение начального профессионального образования «Профессиональное училище № 15 г. Новочебоксарск» Министерства образования и молодежной политики Чувашской Республики находится по адресу: Чувашская Республика, 429955, г. Новочебоксарск, ул.Советская, д. 3 и существует с 1973 года.

РГОУ НПО «Профессиональное училище №15 г.Новочебоксарск» Минобразования Чувашии реализует образовательные программы начального профессионального образования на базе основного общего и среднего (полного) общего образования.

Подготовка учащихся на базе основного общего образования с получением среднего (полного) общего образования осуществляется по профессиям:

«Продавец, контролер-кассир» (срок обучения 3 года);

«Коммерсант в торговле» (срок обучения 4 года).

На базе среднего (полного) общего образования по профессиям:

1. Монтажник технологического оборудования - электросварщик;

2. Электрогазосварщик

3. Автомеханик

4. Электромонтажник электрических сетей и электрооборудования

5. Парикмахер

6. Портной

Содержание и организация образовательного процесса регламентируется учебными планами и рабочими программами, разработанными Учреждением самостоятельно с учетом содержания базисных учебных планов и примерных программ на основе государственных образовательных стандартов и рекомендуемых федеральным органом управления образованием.

Лицензия училища представлена в приложении 1.

Самым главным, основополагающим, решающим нормативно-правовым документом, регламентирующим деятельность образовательного учреждения, является ФЗ «Об образовании». Закон раскрывает общее понятие образовательной политики и образования в РФ, систему образования, управление системой образования, экономики и международную деятельность.

Закон РФ от 10 июля 1992 г. N 3266-1 "Об образовании" (с изменениями от 24 декабря 1993 г., 13 января 1996 г., 16 ноября 1997 г., 20 июля, 7 августа, 27 декабря 2000 г., 30 декабря 2001 г., 13 февраля, 21 марта, 25 июня, 25 июля, 24 декабря 2002 г., 10 января, 7 июля, 8, 23 декабря 2003 г., 5 марта, 30 июня, 20 июля, 22 августа, 29 декабря 2004 г., 9 мая, 18, 21 июля 2005 г.)

Под образованием в настоящем Законе понимается целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения гражданином (обучающимся) установленных государством образовательных уровней (образовательных цензов).

Под получением гражданином (обучающимся) образования понимается достижение и подтверждение им определенного образовательного ценза, которое удостоверяется соответствующим документом.

Право на образование является одним из основных и неотъемлемых конституционных прав граждан Российской Федерации.

Образование в Российской Федерации осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормами международного права.

Глава I. Общие положения

Статья 1. Государственная политика в области образования

1. Российская Федерация провозглашает область образования приоритетной.

2. Организационной основой государственной политики Российской Федерации в области образования является Федеральная целевая программа развития образования.

3. Федеральная целевая программа развития образования разрабатывается и утверждается Правительством Российской Федерации.

4. Доклад Правительства Российской Федерации о ходе реализации Федеральной целевой программы развития образования ежегодно представляется палатам Федерального Собрания Российской Федерации и публикуется в официальном печатном органе.

5. В государственных и муниципальных образовательных учреждениях, органах управления образованием создание и деятельность организационных структур политических партий, общественно-политических и религиозных движений и организаций (объединений) не допускаются.

Глава II. Система образования

Статья 8. Понятие системы образования

Система образования в Российской Федерации представляет собой совокупность взаимодействующих:

преемственных образовательных программ и государственных образовательных стандартов различного уровня и направленности;

сети реализующих их образовательных учреждений независимо от их организационно-правовых форм, типов и видов;

органов управления образованием и подведомственных им учреждений и организаций;

объединений юридических лиц, общественных и государственно-общественных объединений, осуществляющих деятельность в области образования.

Статья 9. Образовательные программы

1. Образовательная программа определяет содержание образования определенных уровня и направленности. В Российской Федерации реализуются образовательные программы, которые подразделяются на:

1) общеобразовательные (основные и дополнительные);

2) профессиональные (основные и дополнительные).

2. Общеобразовательные программы направлены на решение задач формирования общей культуры личности, адаптации личности к жизни в обществе, на создание основы для осознанного выбора и освоения профессиональных образовательных программ.

3. К общеобразовательным относятся программы:

1) дошкольного образования;

2) начального общего образования;

3) основного общего образования;

4) среднего (полного) общего образования.

4. Профессиональные образовательные программы направлены на решение задач последовательного повышения профессионального и общеобразовательного уровней, подготовку специалистов соответствующей квалификации.

5. К профессиональным относятся программы:

1) начального профессионального образования;

2) среднего профессионального образования;

3) высшего профессионального образования;

4) послевузовского профессионального образования.

6. Обязательный минимум содержания каждой основной общеобразовательной программы или основной профессиональной образовательной программы (по конкретной профессии, специальности) устанавливается соответствующим государственным образовательным стандартом.

7. Нормативные сроки освоения основных образовательных программ в государственных и муниципальных образовательных учреждениях определяются настоящим Законом и (или) типовыми положениями об образовательных учреждениях соответствующих типов и видов или соответствующим государственным образовательным стандартом.

Статья 10. Формы получения образования

1. С учетом потребностей и возможностей личности образовательные программы осваиваются в следующих формах: в образовательном учреждении - в форме очной, очно-заочной (вечерней), заочной; в форме семейного образования, самообразования, экстерната.

Допускается сочетание различных форм получения образования.

2. Для всех форм получения образования в пределах конкретной основной общеобразовательной или основной профессиональной образовательной программы действует единый государственный образовательный стандарт.

3. Перечни профессий и специальностей, получение которых в очно-заочной (вечерней), заочной форме и в форме экстерната не допускается, в части компетенции Российской Федерации устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Статья 13. Устав образовательного учреждения

1. В уставе образовательного учреждения в обязательном порядке указываются:

1) наименование, место нахождения (юридический, фактический адрес), статус образовательного учреждения;

2) учредитель;

3) организационно-правовая форма образовательного учреждения;

4) цели образовательного процесса, типы и виды реализуемых образовательных программ;

5) основные характеристики организации образовательного процесса, в том числе:

а) язык (языки), на котором ведутся обучение и воспитание;

б) порядок приема обучающихся, воспитанников;

в) продолжительность обучения на каждом этапе обучения;

г) порядок и основания отчисления обучающихся, воспитанников;

д) система оценок при промежуточной аттестации, формы и порядок ее проведения;

е) режим занятий обучающихся, воспитанников;

ж) наличие платных образовательных услуг и порядок их предоставления (на договорной основе);

з) порядок регламентации и оформления отношений образовательного учреждения и обучающихся, воспитанников и (или) их родителей (законных представителей);

6) структура финансовой и хозяйственной деятельности образовательного учреждения, в том числе в части:

а) использования имущества, закрепленного за образовательным учреждением;

б) финансирования и материально-технического обеспечения деятельности образовательного учреждения;

в) Утратил силу с 1 января 2005 г.;

г) осуществления предпринимательской и иной приносящей доход деятельности;

д) запрета на совершение сделок, возможными последствиями которых является отчуждение или обременение имущества, закрепленного за образовательным учреждением, или имущества, приобретенного за счет средств, выделенных этому учреждению собственником образовательного учреждения;

е) порядка распоряжения имуществом, приобретенным учреждением за счет доходов, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности;

ж) открытия счетов в органах казначейства (за исключением негосударственных образовательных учреждений);

7) порядок управления образовательным учреждением, в том числе:

а) компетенция учредителя;

б) структура, порядок формирования органов управления образовательного учреждения, их компетенция и порядок организации деятельности;

в) порядок комплектования работников образовательного учреждения и условия оплаты их труда;

г) порядок изменения устава образовательного учреждения;

д) порядок реорганизации и ликвидации образовательного учреждения;

8) права и обязанности участников образовательного процесса;

9) перечень видов локальных актов (приказов, распоряжений и других актов), регламентирующих деятельность образовательного учреждения.

2. Устав гражданского образовательного учреждения в части, не урегулированной законодательством Российской Федерации, разрабатывается и принимается образовательным учреждением и утверждается его учредителем. Порядок утверждения устава федерального государственного образовательного учреждения устанавливается Правительством Российской Федерации, государственного образовательного учреждения, находящегося в ведении субъекта Российской Федерации, - органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, муниципального образовательного учреждения - органом местного самоуправления.

3. При необходимости регламентации указанных в настоящей статье сторон деятельности образовательного учреждения иными локальными актами последние подлежат регистрации в качестве дополнений к уставу образовательного учреждения.

4. Локальные акты образовательного учреждения не могут противоречить его уставу.

Статья 22. Начальное профессиональное образование

1. Начальное профессиональное образование имеет целью подготовку работников квалифицированного труда по всем основным направлениям общественно полезной деятельности на базе основного общего и среднего (полного) общего образования.

2. Начальное профессиональное образование может быть получено в образовательных учреждениях начального профессионального образования, а также в образовательных учреждениях среднего профессионального и высшего профессионального образования при наличии соответствующих лицензий.

Глава IV. Экономика системы образования

Статья 39. Отношения собственности в системе образования

1. За образовательным учреждением в целях обеспечения образовательной деятельности в соответствии с его уставом учредитель закрепляет объекты права собственности (землю, здания, сооружения, имущество, оборудование, а также другое необходимое имущество потребительского, социального, культурного и иного назначения), принадлежащие учредителю на праве собственности или арендуемые им у третьего лица (собственника).

Земельные участки закрепляются за государственными и муниципальными образовательными учреждениями в бессрочное бесплатное пользование.

2. Объекты собственности, закрепленные учредителем за образовательным учреждением, находятся в оперативном управлении этого учреждения.

3. Образовательное учреждение несет ответственность перед собственником за сохранность и эффективное использование закрепленной за этим учреждением собственности. Контроль деятельности образовательного учреждения в этой части осуществляется учредителем или иным юридическим лицом, уполномоченным собственником.

4. Государственная и (или) муниципальная собственность, закрепленная за образовательным учреждением, может отчуждаться собственником в порядке и на условиях, которые установлены законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации и правовыми актами органов местного самоуправления, принятыми в пределах своих полномочий.

5. Негосударственное образовательное учреждение (организация) может быть собственником имущества в соответствии с законодательством Российской Федерации.

6. Изъятие и (или) отчуждение собственности, закрепленной за образовательным учреждением, допускаются только по истечении срока договора между собственником (уполномоченным им юридическим лицом) и образовательным учреждением или между собственником (уполномоченным им юридическим лицом) и учредителем, если иное не предусмотрено этим договором.

Согласно п.2 ст.296 Гражданского кодекса РФ собственник имущества, закрепленного за учреждением, вправе изъять излишнее, неиспользуемое либо используемое не по назначению имущество и распорядиться им по своему усмотрению

7. Образовательному учреждению принадлежит право самостоятельного распоряжения в соответствии с законодательством Российской Федерации средствами, полученными за счет внебюджетных источников.

8. Негосударственная образовательная организация может быть признана банкротом на общих основаниях, установленных законом.

9. Образовательное учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами. При недостаточности у образовательного учреждения указанных средств ответственность по его обязательствам несет собственник имущества, закрепленного за образовательным учреждением, в порядке, определяемом законом.

10. При ликвидации образовательного учреждения денежные средства и иные объекты собственности за вычетом платежей по покрытию своих обязательств направляются на цели развития образования в соответствии с уставом образовательного учреждения.

11. Образовательное учреждение вправе выступать в качестве арендатора и арендодателя имущества.

12. Утратил силу с 1 января 2005 г.

13. Государственные и муниципальные образовательные учреждения, закрепленные за ними на праве оперативного управления или находящиеся в их самостоятельном распоряжении объекты производственной и социальной инфраструктуры, в том числе жилые помещения, расположенные в зданиях учебного, производственного, социального, культурного назначения и в сельской местности, общежития, а также клинические базы учреждений медицинского образования, находящиеся в оперативном управлении образовательных учреждений или в ином ведении, приватизации (разгосударствлению) не подлежат.

Статья 41. Финансирование образовательных учреждений

1. Деятельность образовательного учреждения финансируется в соответствии с законодательством.

2. Финансирование федеральных государственных образовательных учреждений осуществляется на основе федеральных нормативов финансирования государственных образовательных учреждений, находящихся в ведении субъектов Российской Федерации, и муниципальных образовательных учреждений - на основе федеральных нормативов и нормативов субъекта Российской Федерации. Данные нормативы определяются по каждому типу, виду и категории образовательного учреждения в расчете на одного обучающегося, воспитанника, а также на иной основе.

Для малокомплектных сельских и рассматриваемых в качестве таковых органами государственной власти и органами управления образованием образовательных учреждений норматив финансирования должен учитывать затраты, не зависящие от количества обучающихся.

За счет средств федерального бюджета финансируется обучение в федеральных государственных образовательных учреждениях высшего профессионального образования не менее чем ста семидесяти студентов на каждые десять тысяч человек, проживающих в Российской Федерации.

3. Нормативы финансирования федеральных государственных образовательных учреждений устанавливаются Правительством Российской Федерации.

4. Нормативы финансирования образовательных учреждений субъекта Российской Федерации и муниципальных образовательных учреждений в части, предусмотренной пунктом 6.1 статьи 29 настоящего Закона, устанавливаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

Органами местного самоуправления могут быть установлены нормативы финансирования муниципальных образовательных учреждений за счет средств местных бюджетов (за исключением субвенций, предоставляемых из бюджетов субъектов Российской Федерации в соответствии с пунктом 6.1 статьи 29 настоящего Закона).

5. Утратил силу с 1 января 2005 г.

6. Утратил силу с 1 января 2005 г.

7. Утратил силу с 1 января 2005 г.

8. Образовательное учреждение вправе привлекать в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, дополнительные финансовые средства за счет предоставления платных дополнительных образовательных и иных предусмотренных уставом образовательного учреждения услуг, а также за счет добровольных пожертвований и целевых взносов физических и (или) юридических лиц, в том числе иностранных граждан и (или) иностранных юридических лиц.

9. Привлечение образовательным учреждением дополнительных средств, указанных в пункте 8 настоящей статьи, не влечет за собой снижение нормативов и (или) абсолютных размеров его финансирования за счет средств учредителя.

10. Государственные образовательные учреждения среднего профессионального и высшего профессионального образования вправе осуществлять сверх финансируемых за счет средств учредителя заданий (контрольных цифр) по приему обучающихся подготовку и переподготовку работников квалифицированного труда (рабочих и служащих) и специалистов соответствующего уровня образования по договорам с физическими и (или) юридическими лицами с оплатой ими стоимости обучения.

11. Государственные образовательные учреждения среднего профессионального и высшего профессионального образования вправе осуществлять в пределах финансируемых за счет средств учредителя государственных заданий (контрольных цифр) по приему обучающихся их целевой прием в соответствии с договорами с органами государственной власти, органами местного самоуправления в целях содействия им в подготовке специалистов соответствующего уровня образования.

Статья 42. Особенности экономики среднего профессионального и высшего профессионального образования

1. Получение на конкурсной основе бесплатного среднего профессионального и высшего профессионального образования в государственных образовательных учреждениях среднего профессионального и высшего профессионального образования в пределах федерального компонента государственного образовательного стандарта осуществляется в федеральных государственных образовательных учреждениях и в образовательных учреждениях субъектов Российской Федерации в соответствии с заданиями (контрольными цифрами) по приему студентов на бесплатное обучение.

2. Объемы и структура приема обучающихся на обучение за счет средств федерального бюджета определяются в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации.

Объем и структура приема обучающихся за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации определяются в порядке, устанавливаемом органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

3. В случае введения субъектами Российской Федерации регионального компонента государственного образовательного стандарта финансирование связанных с этим затрат на бесплатное обучение студентов производится за счет средств бюджетов соответствующих субъектов Российской Федерации.

4. В пределах имеющихся бюджетных и внебюджетных средств образовательные учреждения самостоятельно могут оказывать социальную поддержку нуждающимся студентам.

5. Государственные образовательные учреждения самостоятельно определяют направления и порядок использования своих бюджетных и внебюджетных средств, в том числе их долю, направляемую на оплату труда и материальное стимулирование работников образовательных учреждений.

6. Утратил силу с 1 января 2005 г.

Статья 43. Права образовательного учреждения на пользование финансовыми и материальными средствами

1. Образовательное учреждение самостоятельно осуществляет финансово-хозяйственную деятельность, может иметь самостоятельный баланс и лицевой счет.

2. Финансовые и материальные средства образовательного учреждения, закрепленные за ним учредителем, используются им в соответствии с уставом образовательного учреждения и изъятию не подлежат, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.

3. Утратил силу с 1 января 2005 г.

4. Утратил силу с 1 января 2005 г.

5. Утратил силу с 1 января 2005 г.

Статья 54. Оплата труда работников образовательных учреждений

1. Заработная плата и должностной оклад работнику образовательного учреждения выплачиваются за выполнение им функциональных обязанностей и работ, предусмотренных трудовым договором (контрактом). Выполнение работником образовательного учреждения других работ и обязанностей оплачивается по дополнительному договору, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

2. Утратил силу с 1 января 2005 г.

3. Утратил силу с 1 января 2005 г.

4. Утратил силу с 1 января 2005 г.

Статья 58. Внешнеэкономическая деятельность

1. Органы управления образованием, образовательные учреждения имеют право самостоятельно осуществлять внешнеэкономическую деятельность в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

2. Утратил силу с 1 января 2005 г.


1.2 Состояние и задачи развития образовательных учреждений в сфере

подготовки и переподготовки кадров массовых профессий


Задача педагогического коллектива:

Совершенствование имеющейся в учебном заведении системы образования путем обновления ее структуры и содержания

Формирование инновационной культуры педагогов и воспитанников

Создание условий формирования кадровой элиты общества

Цели:

Создание на базе учебного заведения современного образовательного профессионального центра с собственной инфраструктурой, ориентированной на обеспечение граждан качественным образованием

Превращение образовательной системы училища в самостоятельную сферу формирования интеллектуального потенциала города, обеспечения единства процесса подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров

Основными показателями качества подготовки квалифицированных специалистов в сфере торговли являются показатели успеваемости и посещаемости теоретического и производственного обучения.

Контингент учащихся, поступающих в училище, имеет низкий образовательный уровень. Особенно трудно детям даются такие общеобразовательные предметы как, физика, математика, химия, русский язык. По всем изучаемым предметам проводятся консультации для отдельных учащихся с целью усвоения ими пройденного материала.









Глава 2 Рыночное окружение и его влияние на подготовку и

переподготовку кадров массовых профессий в образовательном

учреждении


Профессионально-техническое училище существует с 1973 года. В начале 1970-х годов в Чувашской Республике продолжалась работа по созданию мощного производственного комплекса. Вводились новые производства на ЧПО "Химпром", строилась Чебоксарская ГЭС, на огромном производстве возводились объекты завода промышленных тракторов, расширялись и реконструировались производственные мощности на действующих предприятиях, базах по ремонту сельскохозяйственных машин и агрегатов, строились жилые дома и объекты соцкультбыта. Для выполнения этих задач в республике действовали строительно-монтажные организации: тресты "Волгонефтехиммонтаж", "Верхневолгоэлектро-монтаж", ЧМУ "Верхневолгосантехмонтаж", "Волгопромвентиляция", "Волгостальконструкция" и их многочисленные подразделения и производственные базы. Кроме того, все строительно-монтажные организации выполняли подрядные работы на объектах Волго-Вятского региона, в районах Сибири, Урала, Москве и Московской области. И почти все они испытывали нехватку квалифицированных рабочих кадров. Действовавшие профессионально-технические училища готовили специалистов, главным образом, для своих базовых предприятий, а для строительно-монтажных организаций практически ни одно училище не готовило квалифицированных рабочих, за исключением слесарей по монтажу вентиляционных и санитарно-технических систем и приборов.

25 ноября 1972 года председатель Государственного комитета Совета Министров РСФСР издает приказ №431 об организации городского профессионально-технического училища в Чувашской АССР с контингентом учащихся 600 человек. А Чувашский ОК КПСС и Совет Министров ЧАССР приняли решение о строительстве профессионально-технического училища по подготовке рабочих строительно-монтажных профессий в г. Новочебоксарск, и такое решение было обосновано тем, что большинство строительных организаций располагались в нашем городе. Возводилось здание училища в основном на средства "Химпрома", а принимали участие в строительстве тресты "Волгонефтехиммонтаж", "Верхневолго-электромонтаж", ЧМУ "Верхневолгосантехмонтаж", "Волгопромвентиляция", "Волгостальконструкция", строительные управления №41, №44, №46 Чувашского территориального управления строительства. Благодаря энтузиазму строителей уже в 1973 году организовали учебно-производственный процесс по подготовке электрогазосварщиков, слесарей-вентиляционщиков, слесарей по монтажу оборудования и монтажников общемонтажных работ.

Первыми учащимися в основном стали демобилизованные воины Советской Армии. В учебных кабинетах были только столы, стулья да классные доски. А в учебно-производственных помещениях - 12 постов для ручной электросварки, в двух слесарных мастерских - одноместные учебные верстаки.

Остро стояли вопросы создания учебно-производственной базы, подбора инженерно-педагогических кадров. Но и эти проблемы постепенно решались. Первым директором училища был назначен Николай Романович Скорняков, его заместителями стали Иван Петрович Петров, Вячеслав Сергеевич Быков, Лидия Михайловна Никитина, главным бухгалтером - Вера Ивановна Пылящева, помощником по хозяйственной работе - Федор Михайлович Фарбер. Не считаясь со временем, все они трудились на строительстве, понимали, чем быстрее будут завершены работы, тем скорее начнется учебно-воспитательный процесс.

В