Мышь, устройство и характеристики, разновидности современных манипуляторов

они просто выполнены заодно с верхней частью корпуса и начинаются примерно от начала синей площадки, на которой расположен ролик прокрутки - достаточно удобно и обеспечивает плавное нажатие клавиши. Кстати, сама эта площадка подсвечивается при включенной мыши. Ролик из полупрозрачного резиноподобного материала, легко и бесшумно вращается. Насечки на поверхности нет.
            Долговечность работы оценить невозможно - это достаточно свежий продукт, и говорить о его ресурсе ещё рано.
            Как говорилось, мышь очень легко передвигается (легче, чем даже Logitech). Точность передвижения на матерчатом коврике высокая, ни разу не пришлось передвигать мышь дополнительно, чтобы уточнить положение, бросков курсора не наблюдалось. На коврике Epson мышь двигалась плавно и без нарушения траектории, как и положено солидному прибору.
            В игровых приложениях мышь показала себя только в хорошем свете: при установке чувствительности в среднее положение точность указания отменная. Так же хорошо мышь работала и в Adobe Photoshop - отличная работа кнопок и точность передвижения делают работу лёгкой и приятной.
            Программное обеспечение полностью повторяет ПО для других моделей Genius с поправкой на внешний вид.

Плюсы:
очень стильный внешний вид
удобная форма
лёгкость передвижения
Минусы:
не обнаружено
Вывод: Ну, если не Logitech, то Traveler.

Logitech MX300

            Мышь принадлежит к когорте MX, что означает наивысший уровень исполнения и отличные технические характеристики.
            Основные отличия начинаешь понимать, как только возьмёшь мышь в руку. Серые участки, выполненные из пластика, имеют шершавую структуру - рука с них абсолютно не соскальзывает. Черные участки имеют резиноподобную поверхность, что также снижает риск проскальзывания руки. Мышь оснащена USB портом, имеется в комплекте переходник на традиционный PS/2.
            Форма мыши очень похожа на известную BD-69 и настолько же удобна. Подъём смещён к задней части, а микропереключатели кнопок расположены практически в геометрическом центре клавиши. Колесо прокручивается абсолютно бесшумно, но щелчки чётко фиксируются пальцем. Расположение кнопок идеально, а вот отсутствие их захода на боковины мыши (по аналогии с той же BD-69) вызывает некоторые неудобства - несколько раз я по привычке нажимал почти на край клавиши, а попадал на корпус.
            Дополнительной примочкой служит кнопка, расположенная позади ролика прокрутки по осевой линии. Её нажатие производится ладонью и вызывает меню выбора задач, которые можно затем переключать прокруткой колеса вверх/вниз либо, выбрав нужную задачу курсором мыши, нажать на левую кнопку.
            Срок службы мыши определяется её именем. Традиционно, мыши Logitech работают очень долго, прочность переключателей кнопок и провода на высоком уровне. Некоторые сомнения вызывает покрытие мыши (серого участка) - возможно, что через некоторое время оно износится, но точной информации по данной теме узнать не удалось.
            Скользит мышь идеально по всем покрытиям - от матерчатых ковриков до супергладких полированных столов. В игре курсор мыши двигается абсолютно без задержек и позволяет комфортно вести прицельную стрельбу. При использовании в Photoshop мышь отлично передвигалась, никаких двойных срабатываний или нежелание передвигаться не наблюдалось.
            Программное обеспечение позволяет производить настройки параметров мыши - чувствительность, назначение кнопок и т.п. К сожалению, пропала столь полезная опция , как PS/2 rate.

Плюсы:
отличное покрытие
удобная форма
Минусы:
"бортики" по бокам от кнопок
Вывод: близко к идеалу. Вот только бы кнопки от BD-69.


Logitech MX500

            Эта мышь совсем из другой жизни. Обтекаемый эргономичный корпус, обилие кнопок, двухцветное оформление корпуса - всё это придаёт прибору очень солидный внешний вид, достойный марки Logitech.
            По аналогии с более доступной MX300, серая поверхность корпуса имеет шершавую структуру, а чёрные - резиноподобную. Соответственно, мышь абсолютно не проскальзывает в руке. Очень удобна впадина в корпусе под двумя боковыми кнопками, в которой располагается большой палец - необходимо только учесть, что в него умещается довольно крупная рука, с маленькой ладонью придётся туго. Основные кнопки выполнены вместе с верхней частью корпуса и представляют единое целое. Общий дизайн мыши явно "праворукий" - левшам придётся туго. Низ мыши выполнен из традиционного тёмно-серого полупрозрачного пластика. Опор пять - четыре по углам и одна под площадкой для большого пальца.
           По части кнопок эта мышь обойдёт многих - кроме двух основных и нажимаемого колёсика, на корпусе размещено ещё пять кнопок: две - сверху и снизу от колеса прокрутки (по умолчанию они дублируют вращение колеса), кнопка вызова задач позади колёсика по осевой линии, две на боковой поверхности. Разумеется, все их можно перепрограммировать на необходимые конкретному пользователю задачи. Все кнопки расположены очень удобно и легко нажимаются.
            Сроки службы полностью аналогичны MX300 - сомнение вызывает только серое покрытие, во всём остальном можно быт уверенным на 100% - мышь будет долго радовать вас своей безупречной работой.
           Разумеется, по любым поверхностям мышь скользит превосходно. Лёгкость передвижения сочетается с уникальной точностью даже на гладких поверхностях вроде полированных столов.
            Программное обеспечение позволяет производить любые настройки параметров мыши - чувствительность, назначение кнопок и т.д.

Плюсы:
+ оригинальная удобная форма
+ шершавое покрытие
+наличие дополнительный программируемых кнопок
идеальное передвижение по любым поверхностям
Минусы:
- цена
- "праворукий" дизайн
Вывод: очень удобно, но дорого. Но того стоит.

Microsoft IntelliMouse Explorer 3.0a

            Изделие имеет традиционный для линейки IntelliMouse дизайн. Корпус выполнен из серого матового пластика, боковины корпуса - серые, нижняя часть - из красного полупрозрачного пластика. Все четыре опоры выполнены из тефлона. Мышь оснащена USB-портом, имеется переходник на PS/2.
            Дизайн мыши эргономический, правосторонний. Изделие неплохо лежит в руке, возвышение смещено к задней части мыши, на которой расположено полупрозрачное красное окошко (через него видно свечение светодиода). Основные кнопки находятся в логичных местах, ролик прокрутки, расположенный по осевой линии на отдельной площадке, выполнен из резиноподобного материала и имеет насечку для облегчения прокрутки. Две дополнительные кнопки расположены по левой боковине и имеют разные размеры. Мышь явно предназначена для использования в правой руке.
            Нажатие на кнопки лёгкое, а вот дополнительные слева хоть и оптимально расположены, но удобство нажатия на них страдает. Если маленькую (расположенную ближе к проводу) можно нажать подушечкой большого пальца, то для нажатия большой кнопки палей надо либо сильно изогнуть, либо нажимать второй фалангой большого пальца. И то и другое крайне неудобно. Ролик прокрутки вращается абсолютно бесшумно, но его положения чётко фиксируются пальцем.
            Долговечность работы любой мыши Microsoft на высоком уровне - эти мыши уверенно работают по несколько лет, не вызывая никаких нареканий. Единственной возможность выхода из строя может быть только поломка провода - но здесь всё зависит только от правильного размещения мыши на рабочем месте.
            Благодаря тефлоновым опорам мышь превосходно скользит по любым поверхностям. Она уверенно передвигалась на матерчатом ковре и не вызывала паразитных явлений на изношенном коврике от Epson. Отличная работа была продемонстрирована и в графическом пакете Adobe Photoshop и в играх.
            Предоставленная мышь была в OEM-коплектации, а, соответственно, никаких дисков и драйверов к ней не прилагалось. Несмотря на то, что эта мышь корректно распознаётся в Windows XP, дополнительные функции подключить средствами системы не удалось.

Плюсы:
+ эргономичный дизайн
+ высокая надёжность
Минусы:
- неудобно нажимать дополнительные кнопки
- правосторонний дизайн
Вывод: отличная мышь в трёхкнопочном исполнении и для правши.

Выводы

           Все мыши близки к идеалу. Как вы наверно, заметили, благодаря более совершенной оптике на 800 dpi, все мыши превосходно работали на изношенных и гладких поверхностях, поэтому это не было вынесено в достоинство каждой модели. Отметить хотелось бы достоинство мышей, которые привлекли более всего.
            Genius крайне удивила необычным дизайном, удобством формы и необычайно лёгким скольжением. Logitech была на высоте благодаря шершавому покрытию и очень удобным формам MX500. Мышь от Microsoft отлично смотрелась бы в солидном офисе (где та же MX500 не совсем уместна) и достаточно удобна в работе.

Спецификации на некоторые модели мышек.

LOGITECH MX700 Cordless Optical MOUSE


Характеристики

 


- Беспроводная мышь; для передачи данных используется частота 27 МГц
- Технология MX Optical Engine позволяющая использовать мышь на поверхностях различного типа
- Система скролинга Cruise Control™ обеспечивает более эффективную и удобную прокрутку документов и веб-страниц
- Две встроенные кнопки позволят легко перемещаться вперед/назад по страницам в Интернет

Спецификация

 

Размеры

-

 

Клавиши

8: 2 обычные кнопки + 2 кнопки Cruise Control для прокрутки вверх и вниз с постоянной скоростью + кнопка Quick Switch Program Selector для переключения между приложениями + кнопки Back и Forward под большим пальцем; назначение всех кнопок может быть изменено

 

Разрешение

800 dpi

 

Модели

USB, PS/2

 

Питание

2 Ni–MH аккумулятора 1700 мАч

 

Совместимость

Windows 95, 98, NT, 2000, Me, XP; Mac OS 8.6 или выше


Logitech MX™500 Optical Mouse



Характеристики

 

- Технология MX Optical Engine позволяющая использовать мышь на поверхностях различного типа
- Система скролинга Cruise Control™ обеспечивает более эффективную и удобную прокрутку документов и веб-страниц
- Две встроенные кнопки позволят легко перемещаться вперед/назад по страницам в Интернет
- Форма мыши оптимизирована под правую руку

Спецификация

 

Размеры

-

 

Клавиши

8

 

Разрешение

800 dpi

 

Модели

USB, PS/2

 

Дополнительные функции

Quick Switch Program Selector для переключения между приложениями одним нажатием

 

Совместимость

Windows 95, 98, NT, 2000, Me, XP; Mac OS 8.6 или выше


Logitech Cordless TrackMan® Optical


Характеристики

 

- Оптическая технология высокой точности позиционирования курсора и беспроводная связь с ПК
- Усовершенствованная технология передачи позволяет удалять мышь от ПК до 2 м
- Большой трекбок
- Кнопки Вперед/Назад при навигации в Интернет
- Приятная мягкая на ощупь поверхность
- Интеллектуальное управление питанием обеспечивает работу батарей до 6 месяцев

Спецификация

 

Размеры

-

 

Кнопки

7

 

Модели

USB (в комплект поставки входит переходник USB --> PS/2)

 

Программное обеспечение

MouseWare

 

Питание

2 батареи типа AA

 

Совместимость

95, 98, NT, 2000; MacOS 8.6 или выше


MX700 Cordless Optical Mouse
Наиболее технически продвинутая и дорогая новинка от Logitech из рассматриваемых в этой новости. Мышь оснащена восемью программируемыми кнопками и отличается от других оптических беспроводных мышей наличием гаджета, предназначенного в первую очередь для перезарядки NiMH-аккумуляторов, установленных в корпусе устройства. Кроме того MX700 поддерживает технологию для улучшения беспроводной передачи данных Fast RF, фирменную технологию Cruise Control, реализованную с помощью двух специальных клавиш и направленную на облегчение навигации по длинному текстовому документу или веб-страничке. Разрешающая способность - 800 dpi; скорость - 40 см/сек. Ну и наконец хочется отметить шикарный дизайн корпуса, который визуально отличается высокой эргономичностью.



MX500 Optical Mouse
По своим характеристикам (как то, например, технические характеристики, количество кнопок и т.п.), согласно французским источникам, эта модель полностью идентична предыдущей, отличаясь от нее, разумеется, главным образом тем, что подключается напрямую к ПК посредством провода.






MX300 Optical Mouse
Наиболее дешевая из "сегодняшних" мышей от Logitech. Несмотря на то, что по таким характеристикам как разрешающая способность, скорость и т.п., эта модель не уступает предыдущим, но, с точки зрения функциональности и дизайну корпуса, она находится в самом конце: вместо 8 кнопок - четыре и простенький и "без претензий" дизайн корпуса.



Интерестная оптическая мышка

16 Июня 2003 - Увлечение коллекционированием моделей автомобильчиков, оказывается, можно успешно сочетать с работой на компьютере.
Доказала это японская компания Elecom, которая совместно с японским же производителем игрушек компанией Takara выпустила серию USB мышек "Choro-Q Mouse".
Мышки, которые своим дизайном повторяют популярную в Японии серию игрушечных автомобилей "Choro-Q", являются моделью автомобиля марки "March" Nissan Motor. Появятся они в продаже (японской) в конце этого месяца и будут доступны в шести разных расцветках. Стоимость одной такой "машинки" составляет чуть больше $50.


Оптические USB-мышки


"March" Nissan Motor


Габариты мышки тоже игрушечные - 29.6x49x28.9 мм. Разрешение стандартное для оптической мышки – 400 точек на дюйм. Функции левой и правой кнопки выполняют фары автомобильчика. Имеется колесико прокрутки. Колеса самой машинки неподвижны и намертво приделаны к ее корпусу.


Другие манипуляторы

Не проводом единым

Избавиться от кипы проводов и сосредоточиться на работе помогут беспроводные клавиатуры и мыши. В настоящее время существует два метода беспроводной связи - инфракрасный и радио. Инфракрасная связь относительно недорога. Правда в классических "мышках" она не используется. В основном "инфраметод" задействуется в клавиатурах и аналогах мышей - устройствах Track-ball.


Передающий диод инфра-красной клавиатуры всегда должен находиться в пределах прямой видимости приемника

В эксплуатации ИК-устройства довольно капризны. Необходимое требование для их нормальной работы - прямая видимость приемника сигнала. Инфракрасный луч довольно узок, и для стабильной связи он должен быть направлен точно в принимающий элемент. Кроме того, могут налагаться довольно строгие ограничения на возможное расстояние связи - не более полутора-двух метров. Также возможна запоздалая реакция на нажатия клавиш - особенно при скоростном наборе текста. Все издержки обусловлены мощностью передающего диода и чувствительностью приемника, а также их скоростными характеристиками. Поэтому перед тем как покупать инфра-клавиатуру, желательно опробовать ее.

Радиотехнология применяется как в клавиатурах, так и в мышах. Эти устройства существенно дороже своих ИК-аналогов. Зато им не нужна прямая видимость приемника, радиус действия при радиосвязи существенно больше и не бывает проблем со скоростью ввода информации.

Слабым местом всех беспроводных устройств является питание. Время от времени придется менять батарейки, а уж как часто... Производители далеко не всегда указывают хотя бы примерный срок работы от элементов питания. И если в спецификации есть такая графа, то это говорит только об уважительном отношении к потребителю.

"Мммышь белая!"

Мыши заслуживают отдельного внимания. Разновидностей их существует великое множество. Кроме расцветок и чисто дизайнерско-эргономических вариаций у них есть и более существенные отличия.

В классической мыши главным элементом датчиков движения является шарик. У некоторых современных манипуляторов "шаровая" основа заменена оптической. Мышь излучает световой сигнал, а фоточувствительные элементы через определенные промежутки времени фиксируют его отражение от поверхности стола или коврика. Частотой фиксаций определяется плавность хода мыши.

"Глаз" оптической мыши не изнашивается и служит долго

Недостаток шариковых мышек - их загрязняемость и изнашиваемость (все-таки механика). Оптическая мышь почти вечная - нет вращающихся и трущихся частей. Она работает практически на всех поверхностях и коврик ей не очень нужен. Буксовать опто-электроника начнет лишь на преломляющих свет поверхностях.

Что же до клавиш, то в "начале времен" у мышей их было всего две. Потом между ними втиснулась еще одна, которой, при условии использования "родного" драйвера, можно назначать функции по собственному усмотрению. Стремительное окутывание мира Internet-паутиной послужило толчком к чудесному превращению средней кнопки мыши в колесо прокрутки. При этом оно продолжает оставаться кнопкой - его можно нажимать. С помощью колеса прокрутки гораздо удобнее "листать" длинные публикации. Круть вниз, круть вверх - и строки текста плавно следуют в направлении вращения.

Электронные мольберты

Какой бы крутой и совершенной ни была мышь, она не станет полноценной заменой кисти или карандаша в графическом редакторе. Сейчас художникам (и не только им) предлагаются различные варианты электронных планшетов со специальными "пишущими" ручками в комплекте.

Сам планшет играет роль чертежной доски, он сопряжен с рабочей областью на экране компьютера. Ручка, в зависимости от выбранной в графическом редакторе функции, может быть пером, кистью, карандашом, аэрографом или ластиком. В "обычных" условиях, вне специализированных программ, она заменяет мышь. Хотя комплект планшета кроме ручки может включать и мышь.

Наиболее современной технологией позиционирования курсора на доске является метод электромагнитного резонанса - с помощью слабых радиосигналов. Планшет отслеживает не только перемещения ручки по его поверхности, но и силу ее нажатия. Кстати, мыши из комплекта резонансных планшетов не нуждаются ни в шариках, ни в светоизлучателях. Более того, проводом к компьютеру привязывается только доска. Мышь и ручка совершенно свободны, причем им не нужны батарейки - ведь по своей сути они являются отражателями радиосигналов.

В папку ноутбука IBM ThinkPad TransNote встроен планшет ThinkScribe, который может работать независимо

Очень удобно, когда планшет оснащен прозрачной пленкой, под которую, как под кальку, можно положить оригинал - обвести необходимые детали и получить на экране монитора интересный рисунок, а потом раскрасить его средствами графического пакета.

Электронные доски могут пригодиться не только художникам. Их можно использовать в коммерческих заведениях, например для получения образца подписи клиента и дальнейшей ее сверки с информацией в базе данных.

В будущем, возможно, получат распространение программы распознавания почерка. Но только тогда, когда их "интеллект" и скорость смогут потягаться с "человеком печатающим". В этом случае планшет станет незаменимой вещью. Пока подобные программы применяются лишь в карманных ПК, у которых нет привычной клавиатуры. Возможность сохранения рукописей в оригинале тоже не будет лишней. В мобильном компьютере ThinkPad TransNote от IBM есть планшет для бумаг ThinkScribe - пользователь делает свои записи на листах, лежащих на нем, а машина тем временем старательно преобразует их в векторную форму и записывает в память.

В наборе Wacom Graphire 2 на "привязи" только планшет - мышь и ручка свободны

Пожалуй, наиболее интересным классом электронных мольбертов являются интерактивные дисплеи. Это одновременно и ЖК-монитор, и планшет. Рисовать можно прямо по экрану - поверхность очень прочная и не боится царапин (в разумных пределах, конечно же). Можно пальцем нажимать на кнопки, изображенные на экране,- дисплей чувствует любые касания.

Родоначальниками интерактивных ЖК-дисплеев были сенсорные полупрозрачные панели, которые крепились на обычные мониторы, как фильтры от излучений. Теперь же панель и экран слиты в единое целое, а разрешающая способность сенсора позволяет выводить на дисплее тончайшие линии.

По стоимости интерактивные мониторы - самые дорогие из всех электронных планшетов. Правда, внутри классов цена напрямую связана с форматом рабочей области - чем она больше, тем дороже. Настоящему художнику нужен большой "холст", а любителю хватит и "тетрадного листа". Причем, часто высокая цена большого планшета оправдывается не только затратами на его изготовление, но и профессиональным профилем.

На старт или на взлет?

Нарисовавшись вдоволь, хорошо бы и отдохнуть, поиграть во что-нибудь интересное. Если любимая игра - стратегия или коридорная аркада, то лучшим инструментом управления послужат привычные мышь и клавиатура. Ну а если хочется поездить или полетать в симуляторе, то тут уж лучше пользоваться рулем или штурвалом - джойстиком.

Рули и джойстики делятся на два вида - с обратной связью и без нее. Обратная связь позволяет частично почувствовать ощущения гонщика или летчика. При гонке на высокой скорости в спортивной машине малейшая неровность дороги отбивается солидными вибрациями руля и кресла. А при входе в штопор на самолете штурвал почти невозможно удержать в нужном положении. Кресло под пользователем, конечно же, не будет ходить ходуном, но игровой руль или джойстик вполне могут испытать руки на прочность.

В манипуляторы с обратной связью встроены специальные механизмы, которые воспроизводят тяготы реальных условий. Реалистичность дрожаний руля зависит не только от уровня исполнения "двигателя" обратной связи, но и от конкретной игры тоже. Обычно симуляторы позволяют регулировать уровень отдачи, и если руки не отличаются твердостью, то "биения" можно ослабить - реальные гонщики и летчики могут только завидовать игрокам.

Интерактивный дисплей Wacom Cintiq 15X - полноценно заменяет холст художника

Как для рулей, так и для джойстиков всех видов одинаково важным параметром является точность центровки. Нередки случаи, когда ручка штурвала не удерживается в нейтральном положении и пытается уйти в "своем" направлении. Рули же могут иметь склонность "зависать" в наклонном положении. В идеале, рукоятка или рулевое колесо должны автоматически возвращаться в "нейтраль", как только их отпустили, причем как можно точнее. Обычно качественные игровые манипуляторы очень легко калибруются. Их подготовка к работе не отнимет много времени и нервов.

Немалую роль в функциональности джойстика или руля играет прочность крепления к столу. Цепкости липучек может не хватить, да и стол не всегда идеально гладкий. Крепежные струбцины в комплекте руля - обязательны, а в составе джойстика - желательны.

Кстати, практически все рули комплектуются педалями. Платформа с педалями должна крепко "держаться" за пол и полностью вмещать стопы "гонщика". Вариант, когда пятки на полу, а носки давят на педаль, быстро надоест, потому что почти наверняка платформа будет "уезжать" из-под ног. Сами педали должны быть достаточно упругими и плавно реагировать на наклоны стопы. В противном случае виртуальный автомобиль будет постоянно дергаться от резких перегазовок и торможений - виртуальных денег на ремонт железного коня просто не хватит.

Устройства с обратной связью заметно дороже обычных игровых манипуляторов. Правда, практически одинаковые по параметрам рули или штурвалы тоже могут существенно отличаться в цене. Почувствовать разницу между моделями можно, только ощутив их в руках. Не пробуя, лучше не покупать. Вполне возможно, что самый "крутой" и дорогой джойстик не понадобится.

Обзор джойстиков

кнопки. Количество кнопок на джойстиках варьируется от двух (именно столько было кнопок в первом джойстике для IBM PC) до нескольких десятков. Почти всегда с помощью фирменного програмного обеспечения можно программно увеличить количество кнопок назначив на одну из кнопок фунцию Shift. Важно, чтобы все основные действия, особенно те, которые нужно выполнить очень быстро -- переключение обзоров, включение/выключение форсажа, управление радиатором, закрылками, шасси, стрельбой из всех видов оружия, вы могли совершать не отрывая рук от джойстика. Конечно, все действия можно выполнить и с помощью клавиатуры (там кнопок минимум 101;-), но при этом вы можете потерять драгоценное время.
Оси. Число аналоговых осей у современных джойстиков -- от двух у самых дешевых моделей до десяти у элитных устройств. Для комфортного полета и реалистичного управления виртуальным ЛА нужно как минимум 4 оси:
X1 (или Х) - "вверх-вниз" джойстика (roll - крен)
Y1 (или Y) - "вправо-влево" джойстика (pitch - тангаж)
Х2 (или rZ) - "вправо-влево педалей" (rudder - руль направления; или yaw - курс, рысканье)
Y2 (или Z) - "вперед-назад" сектора газа (throttle - тяга)
Единственны случай, когда вы можете обойтись тремя осями на джойстике, использование в качастве 4-й оси отдельных педалей.
Переключатель обзоров (hat-switch), или просто "хэт". Одно из важнейших правил воздушного боя - постоянное наблюдение за пространством вокруг себя. Как говаривал Маэстро: "в бою крутите головой на 360 градусов". Врага надо именно видеть постоянно, никакие маркеры не дадут вам достоверную информацию о его скорости и направлении движения. Для этого на джойстиках предусмотрены маленькие рукояти переключения обзоров, 4- или 8-позиционные. В случаях, когда виртуальные пилоты используют для обзора мышку или модный TrackIR, кнопки hat можно использовать для других функций.
Управление рулем направления (rudder control). Конечно, идеальный вариант для управления рулем -- наличие педалей, но можно обойтись и упрощенным handle twist. В реалистичных симуляторах, как и в жизни, руль направления служит вспомогательным корректирующим органом управления при совершении практически всех маневров. На случай отсутствия раздельного управления рулем направления в большинстве игр есть режим согласования кренов и отклонения руля, но преимущество всегда будет на стороне того, кто лучше всего контролирует свой самолет.
Силовая обратная связь (force feedback). Ничто так не способствует погружению в игровой мир, как использование всех возможных органов восприятия человека. Однако технология обратной