Бухгалтерский учет на предприятии на примере ООО "Гортеплосервис"

Федеральное Агентство по Образованию РФ

Вологодский Государственный Технический Университет

Кафедра экономики и менеджмента


Отчет

По производственной практике


Выполнила: Ю.Л. Cерова

Группа: ЭУС-52

Проверил: С.Н. Дубов


Вологда

2008г.

Содержание


Введение

1. Общая характеристика ООО «Гортеплосервис»

1.1 Исходная база предприятия, история его развития, его организационно-правовая форма и форма собственности

1.2 Размеры предприятия и организационная структура управления

2. Оценка финансовых результатов деятельности предприятия

2.1 Формирование прибыли, финансовый результат.

2.2 Показатели размера ООО «Гортеплосервис» за 2005-2007 г.г.

3. Основные показатели деятельности предприятия

3.1. Динамика основных фондов

3.2 Использование рабочего времени

3.3 Действующая система оплаты труда

3.4 Работа маркетинговой службы

3.5 Конечные результаты деятельности

4. Оценка деловой активности предприятия.

Заключение

Список использованных источников

Введение


Производственная практика – это форма учебных занятий в организациях (предприятиях) разных форм собственности и организационно – правовых форм.

Производственная практика проводится с целью изучения общих принципов функционирования организаций и учреждений по управлению трудом и регулированию социально-трудовых отношений, служб занятости; принципов организации работы служб и подразделений, занимающихся вопросами подбора, расстановки и учета персонала, отделов кадров, труда и заработной платы, отделов управления персоналом; а также анализа документации, обеспечивающей деятельность указанных служб. Она позволяет соединить теоретическую подготовку с практической деятельностью на конкретных рабочих местах. В задачи практики входит:

формирование профессиональных умений и определенного опыта, необходимого для осуществления дальнейшей профессиональной деятельности;

формирование исследовательского подхода к изучению деятельности экономиста;

овладение умениями и навыками работы с документацией, осуществление простейших экономических расчетов.

Я проходила практику в ООО «Гортеплосервис». Практика проходила в отделе бухгалтерии с 23.06.08г. по 20.07.08г. под непосредственным руководством Синициной М.Л. За время практики я ознакомилась с деятельностью отдела бухгалтерии, с основными документами, с профессиональными и должностными обязанностями, активно участвовала в хозяйственной деятельности организации. Полученные в результате прохождения практики знания и данные представлены в отчете.

1. Общая характеристика ООО «Гортеплосервис»


1.1 Исходная база предприятия, история его развития, его организационно-правовая форма и форма собственности


Общество с ограниченной ответственностью «Гортеплосервис» является юридическим лицом, действует в соответствии с Федеральным законом РФ «Об обществах с ограниченной ответственностью», утвержденным приказом Минфина РФ №138-ФЗ от 8 июля 1999 года, ГК РФ, другими законодательными актами РФ, Уставом и учетной политикой предприятия.

ООО «Гортеплосервис» осуществляет свою деятельность с 7 сентября 1996 года и действует на основе полного хозяйственного расчета, самофинансирования, самоокупаемости, обладает обособленным имуществом, имеет самостоятельный баланс, расчетный счет в банке города Вологды, круглую печать со своим наименованием и эмблемой, угловой штамп и другие реквизиты.

ООО «Гортеплосервис» осуществляет свою деятельность на территории России. Срок деятельности Общества не ограничен.

Общество создано на основании решения учредителей. Уставный капитал общества составляет 9875 руб., состоит из номинальной стоимости долей его участников:


1.2 Размеры предприятия и организационная структура управления


Согласно штатному расписанию предприятия «Гортеплосервис» количество сотрудников составляет 105 человек. В настоящее время у ООО «Гортеплосервис» появилось больше потребителей, что привело к расширению зоны обслуживания. Предприятие возглавляет директор, который организует всю работу предприятия и несет полную ответственность за его деятельность перед государством и трудовым коллективом. Директор представляет предприятие во всех учреждениях и организациях, распоряжается имуществом предприятия, заключает договора, издает приказы по предприятию, в соответствии с трудовым законодательством принимает и увольняет работников, применяет меры поощрения и налагает взыскания на работников предприятия.

Начальники цехов отвечают за организацию работы по устранению неполадок на своих участках. Основные функции финансово-экономического отдела заключаются в составлении прогнозов социально-экономического развития предприятия. В основу структуры управления положена смешанная модель управления производством, в которой сочетаются линейная и функциональная системы. Главный бухгалтер предприятия ведет финансовый анализ состояния предприятия, также в ее обязанности входит изыскание резервов для снижения себестоимости. Второй бухгалтер ведет первичную документацию по банку, кассе, заработной плате и налогам. Приходует и списывает материалы по авансовым счетам на затраты.

2. Оценка финансовых результатов деятельности предприятия


2.1 Формирование прибыли, финансовый результат


В процессе хозяйственной деятельности предприятия получают финансовые результаты, которые выражаются прибылью или убытком.

Различают прибыль отчетного года (балансовую прибыль) и прибыль (убыток), остающуюся в распоряжении предприятия (чистая прибыль).

Балансовая прибыль (убыток) включает в себя: прибыль от реализации продукции + сумма процентов к получению и уплате + сальдо операционных доходов и расходов + сальдо внереализационных доходов и расходов.

При этом прибыль (убыток) от реализации продукции (работ, услуг, товаров) определяется как разница между выручкой от их реализации в отпускных ценах (валовым доходом) и издержками производства (обращения) этой продукции (товаров, работ, услуг), коммерческими расходами, налогами, относимыми на реализацию указанной продукции.

Прибыль, остающаяся в распоряжении предприятия (чистая прибыль), представляет собой разность между балансовой прибылью и налоговыми платежами за счет нее. Указанная прибыль остается в распоряжении предприятия и может направляться на создание различных фондов.

Таким образом, финансовые результаты работы предприятия (прибыль, убыток) формируются в процессе реализации продукции (работ, услуг), основных средств, товарно-материальных ценностей, нематериальных и прочих активов, а также внереализационных доходов и расходов.

В процессе хозяйственной деятельности предприятия могут наряду с прибылью иметь и непредвиденные потери. Как прибыли, так и убытки должны найти отражение в учете по каждой статье и финансовым результатам в целом.

Для обобщения информации о формировании конечного финансового результата деятельности предприятия в отчетном году предназначен синтетический счет 80 "Прибыли и убытки".

По кредиту этого счета отражаются прибыли (доходы) предприятия, а по дебету — убытки (потери). В частности, в течение отчетного периода на этом счете учитываются:

• прибыль или убыток от реализации готовой продукции (работ, услуг);

• валовой доход от реализации товаров и тары на снабженческо-сбытовых и торговых предприятиях;

• прибыль или убыток от реализации, доходы или потери от прочего выбытия основных средств;

• прибыль или убыток от реализации иных материальных ценностей и прочих активов предприятия (нематериальных активов, ценных бумаг и т.д.) и др. Указанные результаты определяются на счетах 46 "Реализация продукции (работ, услуг)", 47 "Реализация и прочее выбытие основных средств", 48 Реализация прочих активов" и списываются на счет 80 "Прибыли и убытки". Кроме того, непосредственно на счете 80 "Прибыли и убытки" отражаются и другие доходы и расходы.

К доходам, отраженным на счете "Прибыль и убытки", относятся:

• доходы, полученные на территории Республики Беларусь и за ее пределами от долевого участия в деятельности других предприятий, дивиденды по акциям и доходы по облигациям и другим ценным бумагам, принадлежащим предприятию;

• доходы от сдачи имущества в аренду;

• уплаченные, присужденные или признанные должником штрафы, пени, неустойки и другие виды санкций за нарушение условий хозяйственных договоров, а также доходы от возмещения причиненных убытков;

• прибыль прошлых лет, выявленная в отчетном году;

•положительные курсовые разницы по операциям в иностранных валютах;

• выручка от продажи валютных средств;

• поступления долгов, ранее списанных как безнадежные;

•излишки объектов основных фондов и прочих активов, выявленные при инвентаризации;

• кредиторская и депонентская задолженность, по которой истекли, сроки исковой давности;

• другие доходы от операций, непосредственно не связанных с производством и реализацией продукции (работ, услуг).

К расходам и потерям, отражаемым на счете "Прибыль и убытки", относятся:

• расходы, связанные со сдачей имущества в аренду;

• не компенсируемые виновниками потери от простоев по внешним причинам;

• потери от уценки производственных запасов и готовой продукции;

• убытки по операциям с тарой;

• судебные издержки и арбитражные расходы;

•уплаченные, присужденные или признанные штрафы, пени, неустойки и другие виды санкций за нарушение условий хозяйственных договоров, а также расходы по возмещению причиненных убытков;

•убытки от списания дебиторской задолженности, по которой срок исковой давности истек, и других долгов, переданных для взыскания;

•убытки по операциям прошлых лет, выявленные или востребованные в текущем году;

•не компенсируемые потери от стихийных бедствий (уничтожение) порча производственных запасов, готовых изделий и других материальных ценнос­тей, потери от остановки производства и прочее), включая затраты, связанные с предотвращением или ликвидацией последствий стихийных бедствий;

• не компенсируемые убытки в результате пожаров, аварий, других чрезвычайных ситуаций, вызванных экстремальными условиями',

•отрицательные курсовые разницы по операциям в иностранной валюте, а также расходы, связанные с продажей и покупкой иностранной валюты.


2.2 Показатели размера ООО «Гортеплосервис» за 2005-2007 гг.


Табл.1

Показатели 2005 г. 2006 г. 2007 г. Темп роста




2006/2005 2007/2006 2007/2005
1. Валовая продукция 35092 45126 66515 128,59 147,40 189,54
2. Выручка от реализации 38151 55593 79604 145,72 142,80 208,13
3. Среднегод. стоимость ОПФ 3999,5 7084 8177 177,12 115,42 204,45

4. Среднесп.

численность

работников

69 87 90 126,8 103,45 130,43

Как видно из данных таблицы 1, для ООО «Гортеплосервис» характерна положительная динамика показателей размеров предприятия. Увеличился объем валовой продукции. Возросла выручка от реализации, в основном за счет роста объема производства и увеличения цен на продукцию. Значительно увеличилась среднегодовая стоимость основных производственных фондов за счет приобретения объектов основных средств. Темп роста среднегодовой стоимости в 2007 г. по сравнению с 2005 г. составил 204,45%. Увеличение среднесписочной численности работников на 30,43% связано с расширением производства и созданием новых рабочих мест.

3. Основные показатели деятельности предприятия


3.1 Динамика основных фондов


Как известно, основные фонды играют значительную роль в производстве. Они переносят свою стоимость на готовую продукцию по частям путем начисления амортизации и могут использоваться в течение длительного времени. На предприятии ООО «Гортеплосервис», как и на других строительных предприятиях, в процессе производства используется большое разнообразие основных средств.

Поскольку в нашем случае (это объясняется спецификой производства) большой удельный вес в балансовой стоимости ОФ занимают здания и строительные материалы, проанализируем их использование за 2 года. В 2006 г. предприятие приобрело 10 сварочных аппаратов, 100 жел. труб диаметром 50 , 3000 различных вентилей, и т.д. В результате балансовая стоимость основных фондов на конец года увеличилась на 37%:

В 2007 г. приобреталось в основном производственное оборудование (насосы, сварочные трансформаторы и т.д.), поэтому балансовая стоимость ОФ увеличилась лишь на 14%:

В целом состояние основных фондов на предприятии весьма благоприятное.


3.2 Использование рабочего времени


Использование рабочего времени на ООО «Гортеплосервис»


Табл.2

№ п/п Наименование 2006 г. 2007 г.
1 Среднесписочная численность, чел. 83 81
2 Отработано, чел.-час. 156284 154336
3 Число использованных дней отпусков без сохранения зарплаты 220 87
4 Число дней, пропущенных по болезни 724 825
5 Прогулов, дн. 10 12
6 Отработано на 1 чел., час. 1883 1905
7 Число дней, неотработанных по различным причинам, на 1 чел. 11,4 11,2

Несмотря на то, что среднесписочная численность работников на предприятии в 2006 и 2007 г.г. остается практически постоянной (83 и 81 соответственно), число отработанных часов в расчете на 1 человека в 2007 г. больше на 22 (выросло на 1,2 %). Значит, рабочее время в 2007 г. используется более эффективно по сравнению с предыдущим годом.


3.3. Действующая система оплаты труда


Анализируя положение об оплате и нормировании труда, действующее на предприятии, можно сделать вывод о том, что способ начисления заработной платы здесь достаточно прогрессивен. Непосредственно для рабочих действует повременная (по тарифным ставкам по часам) оплата труда с применением коэффициента трудового участия по показателям, характеризующим количество и качество труда работника, а также цеха. Для руководителей, специалистов и других служащих структурных подразделений применяется окладно - премиальная оплата труда.

В целях содействия достижению запланированных производственных и экономических результатов в дополнение к тарифной оплате труда рабочих вводится коэффициент трудового участия (КТУ). Он обеспечивает формирование переменной части заработной платы в зависимости от показателей, характеризующих преимущественно результаты труда подразделений, в которых работник непосредственно занят, а также учитывает степень личного влияния работника на достижение указанных результатов.

Широкое применение на предприятии получили различные гарантийные и компенсационные выплаты работникам. В повышенных размерах оплачиваются:

- работа в тяжелых, вредных и опасных условиях труда;

- сверхурочные работы по инициативе работодателя (в размере 1,5 тарифной ставки за каждый час работы сверх установленной продолжительности смены; сверхурочная работа, превышающая два часа, оплачивается по двойным тарифным ставкам);

- работа в выходные и нерабочие праздничные дни по инициативе администрации (в двойном размере);

- работа в ночное время (доплата 40% к тарифной ставке).

Стимулирование работников осуществляется с помощью различных премий.


3.4 Работа маркетинговой службы


Перед отделом маркетинга стоит задача изучения текущего спроса и вероятного его состояния в будущем. Спрос изучается для определения размеров рынка (сегментов) и служит базой для осуществления ценовой политики предприятия. Для замеров спроса следует выявить все товары, продаваемые на данном рынке и определить объем их продаж. Бесполезно пытаться определить спрос без цены, так как он изменяется именно в зависимости от нее. С повышением цен на продукцию предприятия можно ожидать, при прочих равных условиях, снижение спроса на нее, а активная деятельность конкурентов, выпускающих продукты – заменители и продающих их по более низким ценам, также может привести к снижению спроса. В то же время, с ростом доходов населения, предприятие может рассчитывать на расширение покупательского спроса и, соответственно, увеличение сбыта предлагаемой продукции. Однако нас интересует не только направление, но и величина изменения спроса. Как изменится величина спроса на строительный бетон при повышении (понижении) цены продукции на 10,30,50 руб. Обычно предприятие, повышая цену, рассчитывает на рост выручки от продаж. Однако возможна ситуация, когда повышение цены приводит не к росту выручки, а наоборот, к ее снижению за счет сокращения величины спроса и соответственно уменьшению сбыта. Поэтому для предприятия важно определить, какое в количественном отношении воздействие на величину спроса может оказать изменение цены продукции, доходов потребителей или цен на товары-заменители, производимые конкурентами. Мера реакции одной величины на изменение другой называется эластичностью. Эластичность спроса по цене показывает, на сколько изменится в процентном отношении величина спроса на товар при изменении его цены на один процент.

Чтобы измерить эластичность спроса по цене, необходимо подсчитать процентное изменение величины спроса, процентное изменение цены и соотнести их.


3.5 Конечные результаты деятельности


Рассмотрим показатели экономической эффективности деятельности предприятия за 2005-2007 г.г. в таблице 3


Показатели экономической эффективности деятельности ООО «Гортеплосервис» за 2005-2007 г.г.

Табл.3

Показатели 2005г. 2006г. 2007г. Темп роста




2006-2005 2007-2006 2007-2005
1.Фондоотдача 8,77 6,37 8,09 72,63 127,0 92,25
2.Фондоемкость 0,11 0,16 0,12 145,45 0,75 109,09
3.Производительность труда 508,58 512,80 739,06 100,83 144,12 145,32
4.Фондовооруженность труда 57,96 81,42 90,86 140,48 111,59 156,76
5.Балансовая прибыль 1648 7890 7164 478,76 90,80 434,71
6.Рентабельность основной деятельности 4,69 17,48 10,77 372,92 61,61 229,63

Как показывают данные таблицы 3, в исследуемом периоде наблюдается положительная динамика таких показателей, как производительность труда и фондовооруженность труда. Производительность труда в 2007г. по сравнению с 2005г. повысилась на 45,32%. Улучшился показатель фондовооруженности на 56,76%. Фондоотдача в 2006г. уменьшилась. Это произошло из-за того, что темпы роста валовой продукции увеличивались в меньшей степени, чем среднегодовая стоимость основных производственных фондов (на 28,59% и 77,12% соответственно). В 2007 г. фондоотдача увеличилась на 27% за счет увеличения объема валовой продукции. В 2006г. фондоемкость возросла в связи с введением в производство нового оборудования. В 2007г. в сравнении с 2006г. фондоемкость снизилась. Это положительный результат.

Балансовая прибыль в 2006 г. по сравнению с 2005г. увеличилась на 478,76%, а в 2007г. произошло ее уменьшение на 9,2%. Рентабельность основной деятельности также в 2006г. возросла, а в 2007г. уменьшилась на 38,39% из-за увеличения затрат. Темп роста затрат в 2007г. опережал рост выручки от реализации.

В целом же за исследуемый период у предприятия наблюдается положительная тенденция основных показателей производственной деятельности, свидетельствующая о расширении объема деятельности ООО «Гортеплосервис».

4. Оценка деловой активности предприятия


Результаты в любой сфере бизнеса зависят от наличия и эффективности использования финансовых ресурсов, которые приравниваются к кровеносной системе, обеспечивающей жизнедеятельность предприятия. Поэтому забота о финансах является отправным моментом и конечным результатом деятельности любого субъекта хозяйствования, в условиях рыночной экономики эти вопросы имеют первостепенное значение; выдвижение на первый план финансовых аспектов деятельности субъектов хозяйствования, возрастание роли финансов является характерной чертой и тенденцией во всем мире.

Чтобы выжить в условиях рыночной экономики и не допустить банкротства предприятия, необходимо при помощи финансового анализа своевременно выявлять и устранять недостатки в финансовой деятельности и находить резервы улучшения состояния предприятия и его платежеспособности.

Многие предприятия, обладая большими производственными мощностями и высококвалифицированными трудовыми ресурсами, работают неэффективно, и не способны выдерживать рыночную конкуренцию. Эффективность деятельности предприятия во многом зависит от его деловой активности, поэтому тема деловой активности достаточно актуальна.

Деловая активность предприятия в финансовом аспекте проявляется прежде всего в скорости оборота его средств. Рентабельность предприятия отражает степень прибыльности его деятельности. Анализ деловой активности и рентабельности заключается в исследовании уровней и динамики разнообразных финансовых коэффициентов оборачиваемости и рентабельности, которые являются относительными показателями финансовых результатов деятельности предприятия.

Анализ деловой активности позволяет выявить, насколько эффективно предприятие использует свои средства. Как уже было сказано, к показателям, характеризующим деловую активность, мы относим коэффициенты оборачиваемости и рентабельности.

Аналогичные выводы делаются и с увеличением (уменьшением) рентабельности. То есть, если замедлилась оборачиваемость, то необходимо ее компенсировать большей рентабельностью - снижать расходы, уменьшать затраты и т.д. Если повысить рентабельность нет возможности - необходимо "брать" оборотом, т.е. выпускать и реализовывать больше продукции.

Заключение


В период прохождения производственной практики я проделала следующую работу:

изучила структуру управления организацией;

ознакомилась с организационной структурой, задачами и функциями отдела кадров;

ознакомилась с системой профессиональных обязанностей и должностными инструкциями;

активно участвовала в хозяйственной деятельности предприятия, оказывать помощь специалистам;

изучила технические, социально-экономические условия труда в отделе;

изучила основную документацию, обеспечивающую функционирование отдела;

заполняла доверенности авансовых отчетов;

составляла акты на списание канцтоваров и ГСМ

получила первоначальные навыки по составлению сметной документации.

Результаты выполненной работы были занесены в дневник практики.

Список использованных источников


1. Технология и коммерческая деятельность: Учеб. Пособие / Под ред. Николаевой Т.И.–Екатеринбург,1999.- 104с.

2. Николаева Т.И. Адаптация торговли к условиям рынка.-Екатеринбург,1995.-168с.

3. Торговое дело : экономика, маркетинг, организация :Учебник./ Под ред.Брагина Л.А. Данько Т.П. –М.:ИНФРА-М,2000.-560с.

4. Устав ООО «Гортеплосервис»

5. Учредительный договор

6. Штатное расписание

7. Положение об оплате труда и о премировании.