Шпаргалка по курсу философии 3 курс юрфака
формирует совершенную личность, то цивилизация формирует идеального законно-послушного члена общ-ва, довольствующ-ся предоставл-ми ему благами.Ж.Леви-Строса (Франция): человеческая жизнь с развитием цивилизации не улучшается, а осложняется, принося с собой массу негативных последствий для чел-ка (искусство сделало чел-ка пленником символич-х структур, => счастливыми были только первобытные люди, т.к. была тесная связь с породнившей их природой).
Марксизм: чел-к во многом находится в неосознанной зависимости от установив-ся в общ-ве стереотипов. Однако степень этой зависимости исторически не возрастает, а падает. Единственная возможность прорыва чел-ка к своему истинному "я" - в установлении соответств-х обществ-х отнош-й, и поэтому чел-к стремиться к достижению такого обществ-го состояния.
Ф. Ницше: «чел-к по своей природе – существо антикультурное, а сама культура – это зло, кот. создано для подавления и порабощения чел-ка».
------------------------------------------------------------------------
44.
Культура как
система.
Типы
и виды культуры
Традиц-но культуру принято подразделять на материальную и духовную.
Под матер-й культурой поним-т технику, производств-й опыт, а также те матер-е ценности, кот. в своей совокуп-ти составляют искусств. среду обитания чел-ка. Подвидами матер.-культ. феноменов явл.:
1) природ. объекты, кот. подверглись некот. возд-ю со стороны чел-ка и изменили свою первоздан. форму (рубило первобыт. чел-ка);
2) искус.-прир. объекты, кот. сохраняют свою прир. форму, но сущ-ют так, как не встреч-ся в естеств. условиях (японский сад камней);
3) синтетич.-прир. объекты, т.е. такие объекты, кот. синтезир-ны из встреч-ся в прир. матер-ов (плстмассы);
4) соц.-культ. объекты, сооруж-е кот. предполагает использ-е природ. и искус. матер-ов (шоссейн. дороги).
5) соц.-матер. объекты, обслужив-е общ-во в производств-й сфере (компьютеры, машины).
К дух. культуре обычно относят науку, искусство, религию, мораль, политику и право. Следует различать форму дух. культ., и содержание, кот. идеально. Форма характер-ет то, в чем воплощены феномены данного вида культуры, а содерж-е – то, что они значат для личности и общ-ва.
Подвиды дух. культуры:
1) произв-я монумент-го искусства (скульптура, объекты архитектуры);
2) театральное иск-во (театральные образы);
3) произв-я изобр-го иск-ва (живопись, графика);
4) музыкальное иск-во (музык-е образы);
5) различ. формы обществ-го сознания (идеологич. теории, философ., эстетич-е, нравств-е и др. знания);
6) обществ.-психол. явления (общ. мнение, идеалы, ценности, соц-е привычки и обычаи и др.).
------------------------------------------------------------------------
45.
Сущность
человека.
Биологическое
и социальное
в человеке
Индивид (от лат. individuum - неделимое), первоначально - лат. Перевод греч. понятия 'атом' (впервые у Цицерона), в дальнейшем - обозначение единичного в отличие от совокупности, массы; отд. живое существо, особь, отд. человек - в отличие от коллектива, социальной группы, общества в целом.
Индивидуальность - неповторимое своеобразие к.-л. явления, отд. существа, человека. В самом общем плане И. в качестве особенного, характеризующего данную единичность в ее качеств. отличиях, противопостав-ся типичному как общему, присущему всем элементам дан. класса или значительной части их.
Личность - общежитейский и науч. термин, обозначающий: 1) человеч. индивида как субъекта отношений и сознат. деятельности (лицо, в широком смысле слова) или 2) устойчивую систему социально-значимых черт, характеризующих индивида как члена того или иного общества или общности.
Человека ф. понимает как целостность. Сущность ч. связана с обществ. условиями его функционир-я и развития, с деят-тью, в ходе кот. он оказывается и предпосылкой и продуктом истории.
Ч. - совокупность всех обществ. отношений.
1) Идеалистич. и религиозно-мистич. понимание ч.
2) натуралистич. (биологич.) понимание ч.
3) сущностное понимание ч.
4) целостное понимание ч.
Индивидуальность не только обладает различными способностями, но еще и представляет некую их целостность.
Если понятие индивидуальности подводит деятельность человека под меру своеобразия и неповторимости, многосторонности и гармоничности, естественности и непринужденности, то понятие личности поддерживает в ней сознательно-волевое начало. Чел-к как индивидуальность выражает себя в продуктивных действиях, и поступки его интересуют нас лишь в той мере, в какой они получают органичное предметное воплощение. О личности можно сказать обратное: в ней интересны именно поступки.
Жизнеспособность человека покоится на воле к жизни и предполагает постоянное личностное усилие. Простейшей, исходной формой этого усилия является подчинение общественным нравственным запретам, зрелой и развитой - работа по опред-ю смысла жизни.
------------------------------------------------------------------------
46. Человек в информационном обществе
Считается, что наиболее развит. страны в наст. вр. функцион-ют в кач-ве информац-х общ-в. В такого рода общ-вах соц.-экономич. успехи и сдвиги зависят в первую очередь от произв-ва, переработки, хранения, распространения среди членов общ-ва информации.
Компьютеризация современного общ-ва – это факт. Чел-к стремится использовать достоинства технич-х устройств. Инф-ю можно быстро обработать, быстро передать, ее удобно сохранить.
Первой основой информационной технологии явл-ся рационализация. Компьютеризация общ-ва прежде всего выступает как его всемирная рационализация, организация деят-ти чел-ка в соответствии с целесообразностью.
Второй необх. базой информатизации общ-ва выступает развитой изоморфизм – это соответствие между субъектами и процессами различной природы.
Третьей необх. базой инф. технологии явл. развитие техники. Информатизация стала явью лишь там, где была развернута мощная матер-я база по произв-ву вычислит-й техники.
Наконец, инф. технология требует опред-х экономич-х, социальных и политич-х институтов.
Развитие инф-х технологий ставит перед человеч-вом массу новых проблем, прежде всего по философскому осмыслению информац-го образа жизни и содержания информац-го подхода.
------------------------------------------------------------------------
47. Человек и глобальные проблемы современности
К глобальным относят проблемы, охватывающие систему «мир – чел-к» в целом и имеющие не локальный, а всеохватывающий планетарный характер. От их решения напрямую зависят жизнь общ-ва, судьба человеч-ва, состояние природ. среды, соц-й прогресс и развитие цивилизации. К глобальным проблемам относят в первую очередь экологич-е, демографич-е проблемы, проблемы кризиса культуры, войны и мира.
Причины возникновения глоб. проблем – усиленный рост потребностей чел-ка, возросшие масштабы технич. средств воздействия общ-ва на природу, истощение природных ресурсов. Характ-я особенность глоб. проблем – наличие тесной взаимосвязи между ними, при кот. обострение одной проблемы приводит к обострению всей цепочки проблем. Можно сказать, что глоб. проблемы – это сложный клубок след. проблем: медико-биологич-е проблемы здоровья; минерально-сырьевой кризис; прекращение гонки вооружения; сокращение ареалов нищеты и бедности; энергетич-й кризис; предотвращение использования средств массового уничтожения.
Особенную остроту приобрела проблема самоопределения наций и борьба за собств-ю независимость. Крайняя форма выражения протеста – террор. Все эти проблемы должны решаться комплексно, координировано, усилиями всего мирового сообщества.
Демографич. проблема обусловлена не только общим спадом рождаемости, но и необх-тью учета тенденции развития семьи и семейных отношений (непрочные, распадающиеся, неполные семьи, возникновение семей нетрадиц-й ориентации, не способ. к продолж. рода).
Глоб. экологич. проблемы требуют от ученых и предприним-лей большей ответственности за рез-ты своих исследований и деят-ти, усиления контроля со стороны государственно-правит-ных структур.
К числу глоб. относ. проблемы обострения гонки вооружения, атомной и ядерной угрозы, опасности радиоактивного загрязнения. Новые виды вооружения предлагают все более изощренные способы поражения человеч-ва, балансирующего на грани выживания.
------------------------------------------------------------------------