Шпаргалка по курсу философии 3 курс юрфака

формирует совершенную личность, то цивилизация формирует идеального законно-послушного члена общ-ва, довольствующ-ся предоставл-ми ему благами.

Ж.Леви-Строса (Франция): человеческая жизнь с развитием цивилизации не улучшается, а осложняется, принося с собой массу негативных последствий для чел-ка (искусство сделало чел-ка пленником символич-х структур, => счастливыми были только первобытные люди, т.к. была тесная связь с породнившей их природой).

Марксизм: чел-к во многом находится в неосознанной зависимости от установив-ся в общ-ве стереотипов. Однако степень этой зависимости исторически не возрастает, а падает. Единственная возможность прорыва чел-ка к своему истинному "я" - в установлении соответств-х обществ-х отнош-й, и поэтому чел-к стремиться к достижению такого обществ-го состояния.

Ф. Ницше: «чел-к по своей природе – существо антикультурное, а сама культура – это зло, кот. создано для подавления и порабощения чел-ка».


------------------------------------------------------------------------

44. Культура как система.
Типы и виды культуры

Традиц-но культуру принято подразделять на материальную и духовную.

Под матер-й культурой поним-т технику, производств-й опыт, а также те матер-е ценности, кот. в своей совокуп-ти составляют искусств. среду обитания чел-ка. Подвидами матер.-культ. феноменов явл.:

1) природ. объекты, кот. подверглись некот. возд-ю со стороны чел-ка и изменили свою первоздан. форму (рубило первобыт. чел-ка);

2) искус.-прир. объекты, кот. сохраняют свою прир. форму, но сущ-ют так, как не встреч-ся в естеств. условиях (японский сад камней);

3) синтетич.-прир. объекты, т.е. такие объекты, кот. синтезир-ны из встреч-ся в прир. матер-ов (плстмассы);

4) соц.-культ. объекты, сооруж-е кот. предполагает использ-е природ. и искус. матер-ов (шоссейн. дороги).

5) соц.-матер. объекты, обслужив-е общ-во в производств-й сфере (компьютеры, машины).

К дух. культуре обычно относят науку, искусство, религию, мораль, политику и право. Следует различать форму дух. культ., и содержание, кот. идеально. Форма характер-ет то, в чем воплощены феномены данного вида культуры, а содерж-е – то, что они значат для личности и общ-ва.

Подвиды дух. культуры:

1) произв-я монумент-го искусства (скульптура, объекты архитектуры);

2) театральное иск-во (театральные образы);

3) произв-я изобр-го иск-ва (живопись, графика);

4) музыкальное иск-во (музык-е образы);

5) различ. формы обществ-го сознания (идеологич. теории, философ., эстетич-е, нравств-е и др. знания);

6) обществ.-психол. явления (общ. мнение, идеалы, ценности, соц-е привычки и обычаи и др.).


------------------------------------------------------------------------


45. Сущность человека.
Биологическое и социальное в человеке

Индивид (от лат. individuum - неделимое), первоначально - лат. Перевод греч. понятия 'атом' (впервые у Цицерона), в дальнейшем - обозначение единичного в отличие от совокупности, массы; отд. живое существо, особь, отд. человек - в отличие от коллектива, социальной группы, общества в целом.

Индивидуальность - неповторимое своеобразие к.-л. явления, отд. существа, человека. В самом общем плане И. в качестве особенного, характеризующего данную единичность в ее качеств. отличиях, противопостав-ся типичному как общему, присущему всем элементам дан. класса или значительной части их.

Личность - общежитейский и науч. термин, обозначающий: 1) человеч. индивида как субъекта отношений и сознат. деятельности (лицо, в широком смысле слова) или 2) устойчивую систему социально-значимых черт, характеризующих индивида как члена того или иного общества или общности.

Человека ф. понимает как целостность. Сущность ч. связана с обществ. условиями его функционир-я и развития, с деят-тью, в ходе кот. он оказывается и предпосылкой и продуктом истории.

Ч. - совокупность всех обществ. отношений.

1) Идеалистич. и религиозно-мистич. понимание ч.

2) натуралистич. (биологич.) понимание ч.

3) сущностное понимание ч.

4) целостное понимание ч.

Индивидуальность не только обладает различными способностями, но еще и представляет некую их целостность.

Если понятие индивидуальности подводит деятельность человека под меру своеобразия и неповторимости, многосторонности и гармоничности, естественности и непринужденности, то понятие личности поддерживает в ней сознательно-волевое начало. Чел-к как индивидуальность выражает себя в продуктивных действиях, и поступки его интересуют нас лишь в той мере, в какой они получают органичное предметное воплощение. О личности можно сказать обратное: в ней интересны именно поступки.

Жизнеспособность человека покоится на воле к жизни и предполагает постоянное личностное усилие. Простейшей, исходной формой этого усилия является подчинение общественным нравственным запретам, зрелой и развитой - работа по опред-ю смысла жизни.


------------------------------------------------------------------------

46. Человек в информационном обществе

Считается, что наиболее развит. страны в наст. вр. функцион-ют в кач-ве информац-х общ-в. В такого рода общ-вах соц.-экономич. успехи и сдвиги зависят в первую очередь от произв-ва, переработки, хранения, распространения среди членов общ-ва информации.

Компьютеризация современного общ-ва – это факт. Чел-к стремится использовать достоинства технич-х устройств. Инф-ю можно быстро обработать, быстро передать, ее удобно сохранить.

Первой основой информационной технологии явл-ся рационализация. Компьютеризация общ-ва прежде всего выступает как его всемирная рационализация, организация деят-ти чел-ка в соответствии с целесообразностью.

Второй необх. базой информатизации общ-ва выступает развитой изоморфизм – это соответствие между субъектами и процессами различной природы.

Третьей необх. базой инф. технологии явл. развитие техники. Информатизация стала явью лишь там, где была развернута мощная матер-я база по произв-ву вычислит-й техники.

Наконец, инф. технология требует опред-х экономич-х, социальных и политич-х институтов.

Развитие инф-х технологий ставит перед человеч-вом массу новых проблем, прежде всего по философскому осмыслению информац-го образа жизни и содержания информац-го подхода.


------------------------------------------------------------------------

47. Человек и глобальные проблемы современности

К глобальным относят проблемы, охватывающие систему «мир – чел-к» в целом и имеющие не локальный, а всеохватывающий планетарный характер. От их решения напрямую зависят жизнь общ-ва, судьба человеч-ва, состояние природ. среды, соц-й прогресс и развитие цивилизации. К глобальным проблемам относят в первую очередь экологич-е, демографич-е проблемы, проблемы кризиса культуры, войны и мира.

Причины возникновения глоб. проблем – усиленный рост потребностей чел-ка, возросшие масштабы технич. средств воздействия общ-ва на природу, истощение природных ресурсов. Характ-я особенность глоб. проблем – наличие тесной взаимосвязи между ними, при кот. обострение одной проблемы приводит к обострению всей цепочки проблем. Можно сказать, что глоб. проблемы – это сложный клубок след. проблем: медико-биологич-е проблемы здоровья; минерально-сырьевой кризис; прекращение гонки вооружения; сокращение ареалов нищеты и бедности; энергетич-й кризис; предотвращение использования средств массового уничтожения.

Особенную остроту приобрела проблема самоопределения наций и борьба за собств-ю независимость. Крайняя форма выражения протеста – террор. Все эти проблемы должны решаться комплексно, координировано, усилиями всего мирового сообщества.

Демографич. проблема обусловлена не только общим спадом рождаемости, но и необх-тью учета тенденции развития семьи и семейных отношений (непрочные, распадающиеся, неполные семьи, возникновение семей нетрадиц-й ориентации, не способ. к продолж. рода).

Глоб. экологич. проблемы требуют от ученых и предприним-лей большей ответственности за рез-ты своих исследований и деят-ти, усиления контроля со стороны государственно-правит-ных структур.

К числу глоб. относ. проблемы обострения гонки вооружения, атомной и ядерной угрозы, опасности радиоактивного загрязнения. Новые виды вооружения предлагают все более изощренные способы поражения человеч-ва, балансирующего на грани выживания.


------------------------------------------------------------------------




ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ - неповторимый способ жизни, индивидуальная форма общественного существования.


КАТЕГОРИИ (от греч. kategoria - высказывание, свидетельство) - формы осознания в понятиях всеобщих способов отношений человека к миру, отражающие наиболее общие и существенные свойства, законы природы, общества и мышления.


ЛИЧНОСТЬ - 1.человеческий индивид в аспекте его социальных качеств, формировавшихся в процессе конкретных видов деятельности и общественных отношений. 2.динамическая и целостная система интеллектуальных социально-культурных и морально-волевых качеств человека, выраженных в его сознании и деятельности.


МАТЕРИАЛИЗМ - одно из двух главных философских направлений, которое решает основной вопрос философии в пользу первичности материи, природы, бытия, физического, объективного и рассматривает сознание, дух, мышление, психическое, субъективное как свойство материи в противоположность идеализму, принимающему за исходное, первич. сознание, дух, идею, мышление и т.п.


МАТЕРИЯ - объективная реальность, существ-ая по своим законам, независимо от сознания.


МЕТАФИЗИКА - от греч. meta ta physika - 1.то, что идет после физики, трактовавшейся в древности как учение о природе. В истории философии термин "МЕТАФИЗИКА" нередко употребляется как синоним философии. В философии марксизма этот термин употребляется в значении антидиалектики. 2.метод, который рассматривает как неизменные и независимые друг от друга, отрицает внутренние противоречия как источник развития, базируется на абсолютизации определенных сторон, моментов в процессе познания. 3.наука о сверхчувственных принципах и началах бытия.


ОСНОВНОЙ ВОПРОС ФИЛОСОФИИ - вопрос об отношении сознания к бытию, мышления к материи, природе, рассматриваемый с двух сторон: во-первых, что является первичным - дух или природа, материя или сознание - и, во-вторых, как относится знание о мире к самому миру, или, иначе, соответствует ли сознание бытию, способно ли оно верно отражать мир.


АГНОСТИЦИЗМ - философское учение, согласно которому не может быть окончательно решен вопрос об истинности познания окружающей человека действительности.


БЫТИЕ - философское понятие, обозначающее существующий независимо от сознания объективный мир, материю.


ГИЛОЗОИЗМ (от греч. hule - материя, вещество и zoe - жизнь) - философское воззрение, согласно которому всей материи присуще свойство живого, и прежде всего чувствительность, способность к ощущению, восприятию.


ГНОСЕОЛОГИЯ - раздел философии, в котором изучаются проблемы природы познания и его возможностей, отношения знания и реальности, исследуются всеобщие предпосылки познания, выявляются условия его достоверности и истинности.


ДВИЖЕНИЕ - изменение вообще, способ существования материи, всякое взаимодействие и смена их состояний.


ДЕИЗМ (от лат. deus - бог) - философское воззрение, согласно которому бог является источником начальной энергии мира (первотолчок), но впоследствии уже не вмешивается в течение земных событий.


МЕТОДОЛОГИЯ - система принципов и способов организации и построения теоретической и практической деятельности, а также учение об этой системе.


МИРОВОЗЗРЕНИЕ - 1.совокупность принципов, взглядов и убеждений, определяющих направление деятельности и отношение к действительности определенного человека, социальной группы, класса или общества в целом. 2.система представлений о мире и о месте в нем человека, об отношении человека к окружающей его действительности и к самому себе, а также обусловленные этими представлениями основные жизненные позиции и установки людей, их убеждения, идеалы, принципы познания и деятельности, ценностные ориентации.


МОНИЗМ (от греч. monos - один-единственный) - философское воззрение, согласно которому все многообразие мира объясняется с помощью единой субстанции - материи либо духа.


ОБЩЕСТВО - 1.целостный механизм, открытая динамическая развивающаяся система. 2.совокупность исторически сложившихся форм совместной деятельности.


ОБъЕКТ - то, что противостоит субъекту в его предметно-практической и познавательной деят-ти.


ОБъЕКТИВНЫЙ ИДЕАЛИЗМ - одна из основных разновидностей идеализма; в отличии от субъективного идеализма, считает первоосновой мира некое всеобщее сверхиндивидуальное духовное начало.


ОНТОЛОГИЯ - учение о бытии как таковом; раздел философии, изучающий фундаментальные принципы бытия, наиболее общие сущности и категории сущего.


ПАНТЕИЗМ (от греч. pan - все, theos - бог) - отождествление мира и бога: все есть бог, единосущее. Вне бога нет ничего, но бога нет вне мира. Это учение зародилось еще в древности, прошло через средние века и получило развитие в новое время.


ДИАЛЕКТИКА - учение о наиболее закономерных связях и становлении, развитии бытия и познания и основанный на этом учении метод мышления. Слово "ДИАЛЕКТИКА" впервые применил Сократ, обозначивший им искусство вести умелый спор, диалог (греч. dialegomai - беседую). Противоборство мыслей, отбрасывание ложных путей, постепенное приближение к правильному знанию - это и есть диалектика. Она там, где столкновение противоположностей , борьба идей; перенесенная в последствии в объективный мир, она стала означать наличие в нем противоречий, их выявление и разрешение, борение, развитие, движение вперед.


ДУАЛИЗМ - философское учение, исходящее из признания равноправными, не свободимыми друг к другу двух начал - духа и материи, идеального и материального.


ИДЕАЛИЗМ - 1.метод, считающий, что существует какая-то объективная реальность, " мировая душа ", " мировой разум ", являющаяся первоначалом всего. 2.общее обозначение философских учений, утверждающих, что сознание, мышление, психическое, духовное первично, основоположно, а материя, природа, физическое вторично, производно, зависимо, обусловлено.


ИНДИВИД - 1.единичный представитель человеческого рода, родовая биологическая характеристика человека. 2.обозначение единичного в отличии от совокупности, массы.


ПОКОЙ - состояние движения, которое обеспечивает стабильность предмета, сохранение его качеств.


В отличии от КАТОЛИЦИЗМА, признававшего роль человеческого разума в деле толкования священного писания, ПРАВОСЛАВНАЯ ВИЗАНТИЙСКАЯ ЦЕРКОВЬ отказалась от использования рациональной логики и не согласилась расширить догматы веры за счет выведенных из священных текстов логических умозаключений.


ПРАКТИКА - философская категория, обознач-я материальную сторону общественно-исторической предметной деятельности людей: преобразования природы и общества.


РАЗВИТИЕ - закономерное, целостное, необратимое, структурное изменение материальных объектов и систем, имеющих опред-ю направленность.


РАЦИОНАЛИЗМ (от лат. ratio - разум) - философское воззрение, признающее разум (мышление) источником познания и критерием его истинности.


СЕНСУАЛИЗМ (от лат. sensus - чувство,ощющение) - философское воззрение, выводящее все содержание знаний из деятельности органов чувств и сводящее его к сумме элементов чувственного познания. СЕНСУАЛИСТЫ полагают, что мышление принципиально не способно дать ничего нового по сравнению с чувственностью.


СОЗНАНИЕ - высшая, свойственная лишь человеку форма отражения объективной действительности. Единство психических процессов, активно участвующих в осмыслении человеком объективного мира и своего собственного бытия.


СУБСТАНЦИЯ - единое неделимое вещество, из которого состоят все вещи, внутренняя сущность вещей активно самопорoждающее и саморазвивающееся начало.


СУБСТРАТ (от лат. sub - под и stratum - кладка, постройка, сооружение) ­­­основа единства, однородности различных предметов и различных св-в отдельного, единич. предмета, вещи и их совок-ти.


СУБЪЕКТ - носитель предметно-практической деятельности и познания (индивид или социальная группа), источник активности, направленной на объект.


СУБЪЕКТИВНЫЙ ИДЕАЛИЗМ - одна из основных разновидностей идеализма ; в отличии от объективного идеализма, отрицает наличие какой-либо реальности вне сознания субъекта либо рассматривает ее как нечто полностью определяемое его активностью.


ФЕНОМЕНОЛОГИЯ - философское направление, стремящееся через рефлексию (размышление) сознания о своих актах и о данном в них содержании выявить предельные характер-ки человеческого бытия.


ФИЛОСОФИЯ (от греч. phileo - люблю и sophia - мудрость) - наука о всеобщих закономерностях, которым подчинены как бытие (т. е. природа и общество), так и мышление человека, процесс познания.


ЭСТЕТИКА (от греч. aisthetikos - чувствующий, чувственный) - раздел философии, изучающий "теорию чувственного познания".



48. Личность и общество. Понятие личности, ее свободы и ответственности

Чел-к как обществ-е животное всегда существовал в общ-ве, коллективе. Аристотель подчеркивал, что чел-к по природе своей есть существо политич-е, сущ-во обществ-е. В Средневековье индивид был полностью поставлен в зависим-ть от Бога, кот. вела к смирению и послушанию, заставляла отказаться от себя, растворяла индивид-ть человеч. личности в служении Богу. Статус полноценной личности был осознан лишь в эпоху Возрожд-я. Ренессанс воспевал гармонию души и тела, возвеличивал неиссякаемые возможности личности.

Хрестоматийно опред. личности вкл. в себя 2 осн. момента: 1) социальную самореализацию индивида, претендующего быть личностью, его соц. значимость, активность, целеориентированность; 2) необходимые характеристики соц.-псих-го облика чел-ка, совокуп-ть социально значимых черт. Личность есть своеобразный носитель системы ценностей. Она нуждается в самовыражении и может подчинить себе обстоят-ва.

В традиц-м и техногенном общ-вах отношение к проблеме автономии личности различно. Традиц-му общ-ву автономия лич-ти не свойственна, реализовать лич-ть можно, лишь принадлежа к к.-л. корпорации как элемент корпоратив-х связей. В техногенном общ-ве отстаивается автономия лич-ти, позволяющая погружаться в самые разные соц-е общности и культ-е традиции. Чел-к – активно деятельностное существо. Его деят-ть экстенсивна, т.е. направлена на преобраз-е и переделку внеш. мира и природы, кот. необходимо подчинить. Цивилизов-е гражд. общ-во, предполагая автономию лич-ти и ликвидацию личной зависимости, призвано обеспечить полноценное существование лич-ти, ее дееспособность и самореализацию.

Совр. запад. эконом. Ф. Хайек уверен, что свобода лич-ти вкл. в себя возмож-ть отличаться от других, иметь собств-е цели; Дж. Сорос понимает свободу как челове-ю способ-ть менять свое положение. Свобода становится максимальной и фактической в ситуации выбора альтернатив. Идея жесткого централизов-го контроля противоречит идеалам свободы.

Являясь осн-й ценностью соврем. цивилиз-го общ-ва, свобода тесно связ. и соизмерима с ответственностью. Ответ-ть понимается как необход-е условие свободы, предполагает зависимость и необходимость «держать ответ» за содеянное перед другими людьми, будущими поколениями, общ-вом и природой. Категория ответ-ти тесно связана с понятиями «совесть», «кач-во», «профессионализм», «обязан-ть», «долг», «справед-ть». А также вкл. в себя такие понятия, как «вина», «наказание», «санкция».

Сущ-ет некая универс-я ответ-ть всех за все и конкретное проявление ответ-ти на уровне единичного. В связи с этим выд-т проблему личной ответ-ти. Чувство ответ-ти опирается на историч. память, требует от индивида самоконтроля, ориентирует его соотносить мир реальный и мир должный. Самоотражение в другом приобретает форму ответ-ти.


-------------------------------------------------------------------------

49. Общественное и индивидуальное сознание

Обществ. сознание – это комплексное и интегративное образование, своеобразный коллектив. ум, кот. не следует связывать с кач-вом абсолют-й управляемости, контролируемости и манипулятивности.

Общ. созн-е вплетено в реальную жизнедеят-ть людей, предполагая осуществление деят-ти в соотв-и с принятой соц.-нравств-й нормой. Отличит-я особен-ть этого созн-я – его подчиненность господствующей коллектив. установке. Общ. созн-е зачастую подавляет индивид-е, исключая работу самосозн-я и рефлексии. В свою очередь, индивиды, стремясь уйти из-под пресса нормативности общ. созн-я, ведут двойную жизнь, ориентируясь на двойные стандарты. Идентификация индвид. и оществ. созн-я связана либо с полным подчинением последнему, либо с революц-м опровержением и отрицанием существ-х норм и ценностей. Однако не каждый чел-к способен осознать глав. для своего времени приоритеты и бросить вызов рутинному сущ-ю.


-------------------------------------------------------------------------

50. Структура общественного сознания: уровни и формы

Стр-ра общ. созн-я, кот. составляют достижения гармонически ориентир-го мировидения, блестящие спонтанные и интуитив-е подсказки и сама регуляция на основе убеждений, уверенности, веры, вкл. в себя след элементы: обыденный и теоретич-й уровни общ. созн-я, обществ-ю психологию и идеологию.

Обыд. уровень формир-ся стихийно. Это низкий, но не лишенный здравомыслия прогнозир. уровень. В нем роль картины мира играет обобщение наиболее типичных, свойств-х данной среде представлений о жизни, склад-ся навыков, форм отношений и привычек. Огромное влияние на него оказывает профессиональная ориентация носителя мировоззрения.

Ткоретич. уровень должен постоянно способствовать непрерывному обогащению человеч-ва знаниями и ценностями, помог-ми ориентироваться в любой конкрет. ситуации. Стр-ра данного уровня вкл. в себя идеалы, ценности и концептуальные модели.

Обществ-я психология содержит в себе не простое знание, но и отношение и оценку происходящего, чувства и настроения людей, пропитана эмоц-м видением мира. Ее особ-ти использ-ся для побужд. к действию соц. групп, слоев и партий.

Идеология занята рацион-м обоснованием, науч. систематиз-ей и лоббированием интересов и целей тех или иных соц. слоев и общ-ва в целом. Различ. прогрессив-ю, консерват-ю, науч. и ненауч-ю идеологию.

Формы общественного сознания:

1) Политическое – совокуп-ть полит. доктрин, концепций, программ, взглядов и представлений. Возникает вместе с появлением классов, но оказывает сильнейшее влияние на др. формы обществ-го созн-я, в т.ч. и на экономику. Особенность: она выражает коренные интересы различных больших соц.групп;

2) Право – совок-ть норм и правил поведения людей, утвержденных гос-вом;

3) Мораль – совокуп-ть норм поведения, не установленных гос-вом (обеспечиваются традициями, обществ-м мнением, авторитетом всего общ-ва);

4) Художественное – духов. деят-ть людей в сфере культ-й жизни, кот. затрагивает какие-то струны души, волнует, выз-ет раздумья, достав-ет удовольствие или неудовлетв-е (книги, фильмы, картины,