Нарушение макроэкономического равновесия и цикличность развития рыночной экономики
последующие послевоенные кризисы показали, что монополия, подорвав старую, рыночную форму цикла, особенно механизм выхода из кризиса, не смогла самостоятельно справиться с порожденными ею же проблемами. Это потребовало вмешательства государства, которое впервые стало использовать антициклическое регулирование именно в 30-е гг. Правда, как и предвидел Дж. Кейнс, это вмешательство было запоздалым и неадекватным, в силу чего цикл оказался прерван новым спадом.Регулирующая роль государства проявляется в том, что в антициклических целях оно использует прежде всего бюджетную политику. Во время кризиса для стимулирования роста производства резко расширяются правительственные заказы частным предприятиям, а также государственное строительство.
Государство активизирует также налоговые инструменты бюджетной политики для регулирования капиталовложений и потребительского спроса. В порядке антициклического налогового регулирования проводится законодательное сокращение налогов в периоды кризисов и их увеличение в периоды подъемов. Эти методы получили название встроенных стабилизаторов, потому что в рамках экономической системы их действие осуществляется автоматически. Во время спадов налоговые поступления сокращаются, а расходы государства растут. Налоги сокращаются потому, что уменьшаются размеры продаж, а расходы увеличиваются в результате возрастания выплат по безработице, страхованию от банкротств и т. д. В периоды подъема встроенные стабилизаторы действуют в обратном направлении (налоги растут, трансферты сокращаются).
Одним из важных рычагов налоговой политики является ускоренная амортизация основного капитала, которая означает включение в амортизационный фонд не только перенесенной стоимости элементов основного капитала, но и части прибыли. Такое завышение амортизационного фонда приводит к увеличению внутренних источников финансирования и способствует росту капиталовложений. В то же время ускоренная амортизация содержит и противоположную тенденцию: способствует перенакоплению основного капитала, следовательно, создает предпосылки для возобновления кризисов.
Важный инструмент антициклического регулирования государства — применение кредитной политики через понижение учетной, т. е. процентной, ставки, которую взимает Центральный банк при предоставлении ссуд коммерческим банкам. Снижение учетной ставки ведет к понижению процентных ставок по всем видам кредитов, в том числе по потребительскому, и таким образом способствует увеличению инвестиций и расширению продаж в кредит, что стимулирует рост производства.
На характер экономических циклов существенное влияние оказывает научно-технический прогресс (НТП). Все более ускоряющиеся темпы НТП обусловливают ускорение обновления основного капитала, которое наблюдается на всех фазах цикла, включая фазу кризиса. В результате перепроизводство товаров, как характерная черта кризиса, сменяется перепроизводством капитала и хронической недогрузкой производства. Это приводит к размыванию классической, пофазной динамики цикла и циклического характера воспроизводства в целом.
В условиях глобализации производства под влиянием международного разделения труда и интернационализации хозяйственных связей цикл стал носить мировой характер. Кризис в одной стране влечет за собой кризисные явления в других странах, в результате чего все мировое хозяйство втягивается в циклические колебания. Так, в 1974 – 1975 гг. ведущие западные страны одновременно вступили в мировой экономический кризис перепроизводства. В 1987—1989 гг. во всех главных странах также синхронно начался циклический бум. После небольшого спада, длившегося меньше года в 1990 -1991 гг., США и страны Западной Европы снова синхронно перешли к экономическому подъему. Это объясняется интернационализацией производства и переходом стран на новый технологический базис производства, который еще больше усиливает международный характер рынков факторов производства (сырье, материалы, оборудование, рабочая сила) и обусловливает мировые структурные кризисы.
Так, мировой экономический кризис 1957 -1958 гг. положил начало мировому структурному кризису перепроизводства сырьевых товаров на мировом рынке в 1958 -1963 гг. Этому способствовали технологические сдвиги в производстве, снижение материалоемкости, замена натурального сырья синтетическим. Цены на сырьевые товары упали в 2 раза. Монопольно низкие цены на сырую нефть, поставляемую из колониальных и зависимых стран, привели к кризису угольной промышленности.
С изменением соотношения сил на сырьевых рынках в пользу стран — производителей сырья экономика промышленно развитых стран стала испытывать влияние ценового фактора на сырье. Так, многократное повышение цен на нефть странами ОПЕК в 1972 —1974 гг. усугубило начавшийся на Западе в г. экономический кризис структурным, энергетическим и сырьевым кризисами. Это повышение цен стимулировало добычу нефти, газа, использование энергосберегающих технологий, что привело к кризису перепроизводства в конце 80-х гг. В то же время для экономических циклов характерна и асинхронность, которая связана с возрастающей ролью государств в антициклическом регулировании, их способностью защитить в определенной мере национальную экономику от внешних влияний.
Таким образом, рыночная экономика, несмотря на изменения, по-прежнему подвержена циклическим колебаниям. До последнего времени считалось, что развитым странам удалось избежать депрессий, которые имели место в прошлом, особенно в 1870-е, 1890-е, 1930-е гг. Это объясняли тем, что рыночная система стала внутренне более надежной и стабильной. А произошло это, однако, не само по себе, а благодаря более глубокому пониманию механизмов макроэкономики, что позволяет правительствам принимать такие меры в области денежно-кредитной и налогово-бюджетной политики, которые не дают спадам вылиться в длительный, кумулятивный процесс. Однако опыт последних лет показывает, что правительства развитых стран переоценили свои возможности. И современный финансово - экономический кризис тому подтверждение.
Таким образом для рыночной экономики характерны колебания уровней национального производства, занятости и цен. Экономические (деловые) циклы, отличаясь друг от друга интенсивностью и продолжительностью, имеют четыре фазы: пик, спад, депрессия, оживление.
Не все секторы экономики в одинаковой степени подвергаются цикличности: наиболее сильно реагируют на смену фаз экономического цикла те отрасли, которые производят средства производства и потребительские товары длительного пользования, менее — отрасли, производящие товары кратковременного пользования.
Экономический цикл — одно из ключевых понятий макроэкономики. Он присущ всем странам с рыночной экономикой и характеризует процесс колебательного движения уровня производства, объема инвестиций, занятости и дохода, в результате чего происходит значительное расширение или сжатие деловой активности в большинстве секторов экономики.
Колебание экономической динамики, ее отклонения от равновесной линии развития (долгосрочного тренда) осуществляются в силу разных причин:
а) экономическая активность неравномерна из-за сезонных колебаний (летом она угасает в ряде секторов экономики в связи с отпусками, в то время как в сельском хозяйстве усиливается);
б) существенное влияние на активность могут оказывать демографические колебания, вызванные, например, заметным падением рождаемости или ростом смертности, в результате чего образуются "демографические ямы", влекущие за собой колебания в динамике численности населения, а следовательно, в уровне занятости с периодом 20-25 лет;
в) источником колебаний могут быть сроки службы в период обновления разных элементов основного капитала: производственных запасов (3-4 года); машин и оборудования (8-10 лет); зданий и сооружений (20-25 лет). Кроме того, есть колебания, которые не носят узкоотраслевого характера, а проявляются во всех сферах хозяйственной деятельности через длительные периоды (около 50 лет). Такие колебания известны в экономической науке как циклы Кондратьева. Циклы Кондратьева оказывают существенное влияние на традиционные промышленные циклы, которыми являются длинные, средние и короткие экономические циклы, названные по имени С. Кузнеца, К. Жуглара и Дж. Китчена соответсвтвенно.
Несмотря на различия в продолжительности и интенсивности экономических циклов, все они имеют одни и те же фазы. Экономисты выделяют, как правило, четыре фазы цикла: подъем (бум); кризис (спад); депрессию (дно); оживление (расширение).
Каждая фаза экономического цикла выполняет важную воспроизводственную функцию по очищению национальной экономики от неэффективных производств и внедрению инноваций.
В современных условиях содержание и общая картина экономического цикла существенно модифицируются. Это проявляется, во-первых, в уменьшении амплитуды колебаний экономической активности (фазы спада стали короче, фазы подъема — продолжительнее; кроме того, удалось избежать депрессии, в результате чего за спадом идет оживление и подъем); во-вторых, в уменьшении диапазона колебаний объемов производства и уровней занятости; в-третьих, в усилении воздействия на экономический цикл монополистической структуры рынков, НТП, глобализации производства, государственного регулирования экономики.
2. Особенности экономического цикла в республике Беларусь
Практически одновременно с обретением независимости в результате распада СССР в экономике Республики Беларусь начали проявляться кризисные явления.
Фактически ни одной стране Центральной и Восточной Европы, а также Азии из известной трансформационной группы не удалось избежать значительного снижения объемов национального производства. Это обстоятельство подтверждает объективную обусловленность кризисного спада в переходный период.
В большинстве постсоциалистических стран кризисный спад составил примерно 20 - 30% от ВВП и продолжался 2-3 года. Завершился обновлением основного капитала, реорганизацией устаревших организационных структур и приватизацией государственной собственности.
В Беларуси кризисный спад производства имел место до июля 1996 года и составил примерно 35% от уровня 1991 г. По итогам 1996 г. прирост ВВП впервые официально составил 3%.
Среди основных причин разразившегося экономического кризиса следует выделить:
прямое наследование от административно-командной экономики системного кризиса;
потери, связанные с преобразованиями, проводимыми в переходный период (так называемый трансформационный спад из-за закрытия вредных производств, демилитаризация промышленности и т. п.);
усложнение социально-экономических условий переходного периода к рыночной экономике вследствие разрыва прежних хозяйственных связей (в рамках СССР, СЭВ);
обесценение вкладов населения и снижение его платежеспособного спроса;
разного рода ошибки и просчеты, допущенные в экономической политике.
Таким образом, кризис переходного периода первой половины 1990-х гг. - это системный экономический кризис, а не кризис перепроизводства.
С системным кризисом Республика Беларусь столкнулись на заключительном этапе существования административно-командной экономики.
Основное содержание системного кризиса сводится к тому, что устарелые производственные отношения технократического и административного типа выступили тормозом для развития современных производительных сил.
В 70 – 80-е годы прошлого века командная экономика продемонстрировала полную неспособность своевременно и в полном объеме разрешать возникающие проблемы экономического развития. На заключительном этапе ее функционирования социальное торможение выступило как отличительная черта «советской модели хозяйствования», которая с одинаковым результатом культивировалась во многих странах мира.
В СССР из-за низкой эффективности производства отраслевая структура административной экономики деформировалась в пользу низкорентабельного топливно-сырьевого комплекса. Ради получения крайне необходимой валютной выручки экономика огромной страны с богатыми природными ресурсами неизбежно превращалась в сырьевой придаток развитых стран западной Европы и США. В условиях торможения НТП была сформирована «экономика нулевого цикла», способная выполнять лишь объемные работы (каналы, котлованы, карьеры и т. п.), но далекая от современного технического прогресса и от реальных потребностей населения.
Нерациональное использование экономических ресурсов усиливало их дефицит. Наращивание объемов выпуска сырья, материалов, металла, топлива, электроэнергии ит.п. осуществлялось в ущерб производства потребительских благ. Попытка преодолеть дефицит инвестиционных товаров за счет ограничения потребительского спроса загоняло командную экономику в макроэкономическую ловушку.
В начальной стадии переходного периода экономики Республики Беларусь под воздействием комплекса внутренних и внешних факторов наблюдался резкий сдвиг кривой совокупного спроса влево, что сопровождалось ростом цен и снижением покупательной способности домашних хозяйств.
Одновременно имеет место сдвиг кривой совокупного предложения вправо и вверх (см. рис. 2.1) [11, c. 324].
Рис. 2.1 Направление сдвига AD и AS в исходной фазе переходного периода
Безусловно, даже самый содержательный график не в состоянии отразить все проблемы переходной экономики. Но возможно установить, что значительный рост цен был дополнен кризисным спадом объема национального выпуска.
Это означает, что в переходный период унаследованный системный кризис обнаруживается через ригидность национальной экономики, когда в первую очередь государственные предприятия слабо реагируют на рыночные сигналы, но стремятся через повышение цен переложить на покупателя возрастающие из-за бесхозяйственности издержки производства.
Снижение управляемости и дисциплины в национальной экономике свидетельствует прежде всего о так называемом институциональном кризисе, что обусловлено отсутствием высококвалифицированных специалистов в области современных рыночных технологий.
Общим проявлением кризисного состояния национальной экономики выступает резкое снижение жизненного уровня населения, дефицит инвестиций. В сельском хозяйстве аграрный кризис обнаруживается не только через спад объемов производства и низкую урожайность, но и через снижение плодородия почвы.
Активно формирующаяся теория переходного периода в качестве особой формы проявления кризиса национального производства рассматривает его продолжительность во времени. Считается, что применительно к малой открытой экономике, подобно Беларуси и ее ближайших соседей, длительная продолжительность кризиса влечет за собой более тяжелые последствия, нежели значительный единовременный спад при меньшей продолжительности самого кризиса.
Поэтому на практике важно не допустить трансформации кризиса в состояние затяжной депрессии.
Таким образом, основная сложность ситуации переходного периода состоит в том, что причины кризисного спада имеют комплексный характер. Именно устранение всех причин такого характера, а не простое восстановление под административным давлением докризисного объема производства, будет означать реальное преодоление кризиса.
Стабильный выход из кризиса означает, что в национальной экономике возникают новые точки экономического роста – в виде модернизированных цехов, новых современных предприятий, использующих высокие технологии.
Можно говорить о том, что со второй половины 1996-го г. белорусская экономика перешла в фазу роста экономического цикла. Поэтому чрезвычайно важной задачей являлось сформировать национальную модель экономического роста.
Модель экономического роста национальной экономики является составной частью общей модели национальной экономики и выступает в виде национальной концепции экономического развития. В ней отражаются не только общечеловеческие ценности и закономерности функционирования народного хозяйства, но и особенные, национальные факторы развития (рис. 2.2).
Теоретические модели экономического роста | ||
НАЦИОНАЛЬНАЯ МОДЕЛЬ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РОСТА | ||
Общие закономерности функционирования экономики | Национальные факторы развития |
Рис. 2.2 Формирование национальной модели экономического роста
В качестве указанных факторов могут выступать политические, социальные, географические, природные, демографические, экологические, культурные, социально-психологические, религиозные, исторические и другие условия. Однако любая теоретическая модель содержит значительные упрощения и не может быть непосредственно применена на практике. В экономике существует множество обстоятельств, которые невозможно формализовать, количественно интерпретировать и включить в конкретную модель экономического роста страны.
На государственном уровне было принято решение активизировать производственные мощности с целью выхода на прежние объемы производства. Однако при решении данной проблемы возник ряд трудностей: были разрушены прежние экономические связи; резко снизился платежеспособный спрос покупателей; в условиях гиперинфляции государственные предприятия утратили оборотные средства; нарушилось денежное обращение, усилился бартерный обмен; возросла конкуренция со стороны иностранных фирм; проявился недостаток знаний в области функционирования рынка.
В этих условиях правительство приняло меры по кредитованию реального сектора экономики, восстановлению управляемости государственными предприятиями, укреплению налоговой дисциплины. Подавление гиперинфляции и стабилизация валютного курса способствовали укреплению финансового состояния предприятий, повышению их рентабельности. Вытеснение из товарно-денежного оборота посреднических структур привело к перераспределению национального дохода в пользу реального сектора экономики. Активное внешнеполитическое обеспечение хозяйственной деятельности предприятий позволило сохранить позиции белорусских производителей на внешнем рынке, прежде всего в России. Открывшийся доступ к внешним источникам финансирования активизировал деятельность иностранных инвесторов. Загрузка производственных мощностей привела к снижению средних издержек и установлению низкого уровня безработицы. На внутреннем белорусском рынке стали решаться проблемы импортозамещения. Рост денежных доходов населения увеличил потребительский спрос. Своевременная выплата пенсий и заработной платы укрепила доверие населения к государству. Позитивное воздействие на экономическую ситуацию оказала также стабильность урожаев. Таким образом, к концу 1990-х гг. кризис был практически преодолен.
Начиная с 1996 г. экономика Беларуси находится в фазе устойчивого экономического роста. Вместе с тем все более истощаются резервы экстенсивного роста за счет загрузки свободных производственных мощностей. Национальная экономика испытывает проблемы с самофинансированием, что обусловлено занижением стоимости основных фондов (с целью повышения конкурентоспособности) и сокращением вследствие этого амортизационного фонда, а также использованием его не по назначению.
На динамику роста валового внутреннего продукта активно влияют потребление домашних хозяйств и внешний спрос, менее заметно воздействие инвестиционного спроса. В связи с тем, что значительная часть совокупного спроса покрывается за счет импорта товаров и услуг, возникает необходимость в проведении политики импортозамещения. Актуализируются также проблемы существенного повышения качества отечественной продукции в результате усиления конкуренции на внутреннем и внешнем рынках и формирования современной наукоемкой структуры национальной экономики.
Условия перехода к социально ориентированной рыночной экономике требуют совершенствования модели экономического роста, учитывающей общемировые закономерности и национальные факторы развития. Такая модель должна обеспечить высокую экономическую эффективность, социальную направленность, восприимчивость к научно-техническому прогрессу, интегрированность в мировое хозяйство.
В переходный период предстоит преодолеть те негативные черты, которые были свойственны административно-командной системе. Прежде всего, необходим отказ от преимущественно экстенсивного типа экономического роста в пользу интенсивного, поскольку сохранение прежнего затратного характера производства приведет к истощению природных ресурсов, загрязнению окружающей среды, увеличению технологического отставания от развитых стран мира, обнищанию населения.
Следует стремиться к достижению не столько высоких темпов, сколько высокого качества экономического роста. Негативной чертой административно-командной системы, как известно, было не отсутствие последнего, а его низкое качество.
Актуальна проблема перевода экономики на рыночные условия хозяйствования, которые стимулировали бы инновационный процесс. Как показывает экономическая история, путем принятия административных мер невозможно постоянно «проталкивать» инвестиции в производство, ускорять научно-технический прогресс. Важными задачами здесь являются институциональное строительство, включающее преобразование отношений собственности; выработка и закрепление в общественном сознании определенных правил поведения хозяйствующих субъектов в условиях рынка, новой экономической морали и этики; переквалификация и повышение ответственности управленческих кадров. В данном контексте иностранные инвестиции важны не только как способ увеличения выпуска продукции, обновления ее ассортимента и повышения качества, но и как заимствование передового опыта хозяйствования, прогрессивных методов организации и управления.
Составная часть национальной модели экономического роста — промышленная политика, основными приоритетами которой в переходный период являются:
рост объемов производства в отраслях с быстрым оборотом капитала и высокой эффективностью использования производственных ресурсов;
развитие наукоемких отраслей с высокими технологиями;
расширение производства конкурентоспособной продукции;
энерго- и ресурсосбережение;
обеспечение занятости населения.
Реализация промышленной политики предполагает совершенствование государственного регулирования экономики путем осуществления налоговых, таможенных и инвестиционных мер по стимулированию отечественного производителя, поддержки развития мелкого и среднего бизнеса, содействия продвижению отечественных товаров на внешних рынках (реклама, организация тематических и постоянных выставок, развитие инфраструктуры).
Для переходной экономики важное значение имеют повышение качества трудовых ресурсов и отечественного менеджмента, научных исследований, усиление связи науки с производством, обеспечение высокой скорости распространения технологических инноваций.
На современном этапе проводится модернизация белорусской экономики в соответствии с потребностями внутреннего и внешних рынков. Завершаются расширение и реконструкция, реструктуризация важнейших экспортоориентированных и импортозамещающих производств, а также традиционных жизненно важных объектов национальной экономики на основе внедрения современных технологий и техники; создаются новые прогрессивные производства по выпуску новой наукоемкой продукции (производство оптических и оптико-механических приборов и аппаратуры, средств вычислительной техники, бытовых приборов и машин, приборов для медицины, физиологии и биологии, продукции химико-фармацевтической и медицинской техники и др.) [15].
Эти меры позволили обеспечить устойчивые темпы экономического роста, улучшить структуру национальной экономики и повысить эффективность ее функционирования на основе совершенствования системы государственного регулирования и более широкого использования рыночных механизмов хозяйствования (оптимизация налоговой, денежно-кредитной, ценовой и внешнеэкономической политики, стимулирующей отечественное производство и развитие предпринимательства, реформирование собственности исходя из интересов населения и государства, более широкое привлечение средств населения, иностранных инвестиций и кредитов).
При анализе таких показателей, как объем ВВП, уровень промышленного производства и уровень инвестиций в основной капитал (рис. 2.3.) можно отметить взаимную корреляцию трендов данных показателей. Стабильно положительная динамика указанных показателей на протяжении последних восьми лет свидетельствует о последовательном и равномерном развитии белорусской экономики на протяжении данного периода [14].
Рис. 2.3 Рост ВВП, продукции промышленности, инвестиций в основной капитал в Республике Беларусь в 2001 – 2008 гг., млрд. руб.
Фаза подъема белорусской экономики в 2001 - 2008 гг. также характеризовалась постепенным снижением темпов инфляции с небольшим ростом в последние два года и стабильным уровнем занятости (рис. 2.4.), что в совокупности с положительной динамикой вышеперечисленных показателей наглядно свидетельствует, что экономика Республики Беларусь находилась в зрелой и устойчивой фазе экономического оживления.
Рис. 2.4 Динамика уровней инфляции и безработицы (в % к предыдущему году) в 2001 – 2008 гг.
Можно констатировать, что с 2001 г. и до последнего времени национальная экономика Республики Беларусь демонстрировала стабильно высокие темпы экономического роста. Наблюдался рост основных макроэкономических показателей. Инфляция и безработица не превышали установленных пределов, повышался объем инвестиций в основные фонды республики. Однако стадия роста не сможет долго поддерживаться за счет экстенсивных факторов, в частности дотации неэффективных производств и косвенных дотаций всей экономики со стороны Российской федерации.
Таким образом, со второй половины 1980-х гг. в Беларуси, как и во всех бывших социалистических республиках, наблюдалось замедление экономического роста, обусловленное неэффективностью административно-командной системы управления национальным хозяйством, а также исчерпанием возможных для экстенсивного развития. Начиная с 1996 г. и вплоть до 2008 г. экономика Республики Беларусь находилась на стадии оживления, которая характеризовалась устойчивым экономическим ростом. Вместе с тем все более истощаются резервы экстенсивного роста.
На современном этапе экономического цикла возникает необходимость в совершенствовании модели экономического развития Республики Беларусь, учитывающей общемировые закономерности и национальные факторы развития. Такая модель должна обеспечить высокую экономическую эффективность, социальную направленность, восприимчивость к научно-техническому прогрессу, интегрированность в мировое хозяйство. В предстоящий период надлежит осуществить переход к преимущественно интенсивному типу экономического роста; перевод экономики на рыночные условия хозяйствования, включающие преобразование отношений собственности, выработку и закрепление в общественном сознании определенных правил поведения хозяйствующих субъектов в условиях рынка, новой экономической морали и этики; переквалификацию управленческих кадров.
Составной частью национальной модели экономического развития, которая обеспечит продолжение фазы оживления белорусской экономики является также промышленная политика, основные приоритеты которой в Беларуси в настоящий период заключаются в увеличении объемов производства в отраслях с быстрым оборотом капитала и высокой эффективностью использования производственных ресурсов, развитии наукоемких отраслей с высокими технологиями, расширении производства конкурентоспособной продукции, энерго- и ресурсосбережении, обеспечении занятости населения.
Заключение
По результатам проведенного исследования можно сделать следующие выводы:
1. Для рыночной экономики характерны колебания уровней национального производства, занятости и цен. Экономические (деловые) циклы, отличаясь друг от друга интенсивностью и продолжительностью, имеют четыре фазы: пик, спад, депрессия, оживление. Экономический цикл — одно из ключевых понятий макроэкономики. Он присущ всем странам с рыночной экономикой и характеризует процесс колебательного движения уровня производства, объема инвестиций, занятости и дохода, в результате чего происходит значительное расширение или сжатие деловой активности в большинстве секторов экономики.
2. Колебание экономической динамики осуществляются в силу разных причин: из-за сезонных колебаний, демографических колебаний, из-за различий в сроках службы элементов основного капитала и др.
3. Несмотря на различия в продолжительности и интенсивности экономических циклов, все они имеют одни и те же фазы. Экономисты выделяют, как правило, четыре фазы цикла: подъем (бум); кризис (спад); депрессию (дно); оживление (расширение). Каждая фаза экономического цикла выполняет важную воспроизводственную функцию по очищению национальной экономики от неэффективных производств и внедрению инноваций. В экономической науке принято выделять циклы Кондратьева, длинные, средние и короткие волны.
4. Со второй половины 1980-х гг. в Беларуси, как и во всех бывших социалистических республиках, наблюдалось замедление экономического роста, обусловленное неэффективностью административно-командной системы управления национальным хозяйством, а также исчерпанием возможных для экстенсивного развития. Начиная с 1996 г. и до 2008 г. в стране наблюдался устойчивый экономический рост. Для современной фазы цикла белорусской экономики характерны высокий ежегодный темп роста ВВП, высокий уровень инвестиций в основной капитал и уровень занятости, в совокупности со снижающимися темпами роста индекса потребительских цен. Вместе с тем все более истощаются резервы экстенсивного роста. На современном этапе экономического цикла возникает необходимость в совершенствовании модели экономического развития Республики Беларусь с учетом общемировых закономерностей и национальных факторов развития. Такая модель должна обеспечить высокую экономическую эффективность, социальную направленность, восприимчивость к научно-техническому прогрессу, интегрированность в мировое хозяйство. В предстоящий период надлежит осуществить переход к преимущественно интенсивному типу экономического роста; перевод экономики на рыночные условия хозяйствования, включающие преобразование отношений собственности, выработку и закрепление в общественном сознании определенных правил поведения хозяйствующих субъектов в условиях рынка, новой экономической морали и этики; переквалификацию управленческих кадров.
Список использованных источников
Агапова, Т.А. Макроэкономика. - Москва: Дело и сервис, 2004. - 447 с.
Агапова, Т.А. Макроэкономика для преподавателей: Учеб.-метод. пособие. - М.: Дело и сервис, 2003. – 560 с.
Базылев, Н.И. Макроэкономика: учебное пособие для экономических специальностей. - Москва: Инфра-М, 2004. – 188с.
Войтов, А.Г. Экономика: Учеб. фундам. теории экономики: Общ. курс. - М.: Дашков и К, 2004. – 598 с.
Ивашковский, С.Н. Макроэкономика. - Москва: Дело, 2002. – 473 с.
Кажуро, Н.Я. Макроэкономическая нестабильность: экономические циклы, инфляция, безработица. - Минск: ФУАинформ, 2004. - 207 с.
Мамедов, О.Ю. Современная экономика. - М.: Феникс., 1996. – 567 с.
Мэнкью, Н. Грегори. Принципы экономикс: Пер. с англ. - СПб. и др.: Питер: Питер принт, 2003. - 623 с.
Сакс, Дж., Ларрен, Ф. Макроэкономика: глобальный подход. М., 1996. С. 566.
Самуэльсон, П., Нордхаус, У. Экономика. 15-е изд. М., 1997. – 595 с.
Селищев, А.С. Макроэкономика 3-е издание. Открытая экономика, причины экономического роста, динамика рынков. - М.: 2005. – 380 с.
Тарасевич, Л. С. Макроэкономика: Учеб. для вузов по экон. специальностям. - М.: Юрайт-издат, 2003. - 652 с.
Хаберлер, Г. Процветание и депрессия. М., I960. – 560 с.
Реферат
Тема курсовой работы: Нарушение макроэкономического равновесия и цикличность развития рыночной экономики
Ключевые слова: ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ЦИКЛ, МАКРОЭКОНОМИЧЕСКАЯ НЕСТАБИЛЬНОСТЬ, ФАЗЫ ЦИКЛА, ТЕОРИИ ЭКОНОМИЧЕСКОГО ЦИКЛА, ЭКОНОМИЧЕСКИЙ КРИЗИС
Объект исследования: анализ понятия цикличности экономического развития
В работе проведен комплексный анализ сущности, причин возникновения и фаз экономического цикла, возможных мер по снижению его воздействия на национальную экономику; проведен анализ особенностей экономического цикла Республики Беларусь на современном этапе.
В ходе исследования были использованы методы анализа и синтеза, обобщения, наблюдения, сравнения, описания, логический метод.
Цель работы: раскрыть принципы и механизм цикличности экономического развития в целом и особенностей экономического цикла в Республике Беларусь.
Автор работы подтверждает, что приведенный в ней цифровой материал правильно и объективно отражает состояние исследуемой проблемы.