Техногенно-экологическая безопасность Украины

документов, регулирующих предупреждение ЧС, реагирование на них и ликвидацию последствий. Но, к сожалению, отсутствует нормативно утвержденный (в виде официального нормативно-методического документа) аппарат комплексной оценки ущерба от ЧС.

Специалистами СОПС Украины в сотрудничестве с сотрудниками и экспертами аппарата Кабинета министров и МЧС Украины была разработана и представлена к соответствующему нормативному утверждению Методика оценки ущерба от чрезвычайных ситуаций техногенного и природного происхождения[14]. Использование подобной методики должно позволить комплексно оценить экономический ущерб от ЧС на основе фактических затрат. А также предполагать расчет экономической эффективности и обоснование необходимого инвестирования бюджетных и внебюджетных средств на мероприятия по предупреждению чрезвычайных ситуаций, возможность оперативной оценки ущерба по упрощенной процедуре.

Авторы методики, среди которых и автор настоящего доклада, придерживались классификации ЧС, предполагающей дифференциацию по:

а) сфере возникновения;

б) отраслевой принадлежности;

в) характеру явлений и процессов при возникновении и развитии ЧС;

г) масштабу возможных последствий;

д) масштабам сил и средств, привлеченных для ликвидации последствий ЧС.

Первые три критерия определяют группу ЧС (критерий а), тип ЧС (критерий б), вид ЧС (критерии б, в). Критерии в – г позволяют классифицировать ЧС  по масштабам территориального охвата и возможных последствий. Подобная классификация позволяет выделять объектные, местные, региональные и общегосударственные ЧС.

В основу предлагаемой методики положен универсальный принцип оценивания ущерба от ЧС разных типов и видов посредством суммирования характерных локальных пофакторных и пореципиентных ущербов.

Пофакторные ущербы отражают комплексную экономическую оценку причиненного вреда по основным факторам воздействия.

 К ним относятся ущербы от:

загрязнения атмосферного воздуха (Аф);

загрязнения поверхностных подземных вод (Вф);

загрязнения земной поверхности и почв (Зф).

Пореципиентные ущербы отражают экономическую оценку фактического вреда, причиненного основным реципиентам воздействия ЧС.

К ним относятся ущербы от:

потери жизни и здоровья населения (Нр);

уничтожения и повреждения основных фондов, имущества, продукции (Мр);

изъятия или ухудшения качества сельскохозяйственных угодий (Рс/г); 

потерь продуктов и объектов лесного хозяйства (Рл/г);

потерь рыбного хозяйства (Рр/г);

уничтожения или ухудшения качества рекреационных ресурсов (Ррек); 

потерь природно-заповедного фонда (Рпзф). 

На основе этого, расчет ущербов от чрезвычайных ситуаций (З) предлагается осуществлять по общей формуле:

З = [Аф + Вф + Зф] + [Нр + Мр + Рс/г + Рл/г + Рр/г + Ррек + Рпзф].

Использование предлагаемой методики опирается на максимальный учет нормативно-методической системы Украины в сфере стоимостных оценок ущербов, причиненных народному хозяйству в целом, отдельным хозяйственным субъектам, природным и физическим реципиентам.

Однако, вернемся к проблеме техногенно-экологической безопасности энергетических объектов. Процесс приватизации облэнерго (областные распределяющие компании в сфере электроэнергетики) показал невысокую заинтересованность стратегических инвесторов с одной стороны и существенное влияние на энергорынок олигархических структур с другой. Эта ситуация формирует неустойчивость энергорынка в целом и его слабую рыночную мобильность. Плюс отмеченные выше факторы взаимных долгов с бюджетами всех уровней и высокая амортизация основных фондов. Добавим к этому перечню сложности с оценкой ущербов от реальных и потенциальных ЧС, количество которых при отсутствии эффективных превентивных мероприятий будет возрастать. На этом фоне можно сделать следующие предварительные выводы:

1) техногенно-экологическая безопасность объектов экономики (в т.ч. и энергетики) пока не получила должного значения в геоэкономических и геополитических исследованиях;

2) объекты энергетики Украины при сравнительно небольших, но регулярных инвестициях могут существенно повысить свою надежность и выполнять как генерирующие, так и транспортные функции;

3) оценка последствий ЧС должна иметь вид методически и нормативно корректный и на международном уровне согласованный, т.е. необходимо создание международных процедур стоимостных оценок ущербов от ЧС;

4) оценка техногенной безопасности территориальных систем (а не только объектов) должна стать органичной составляющей крупных инвестиционных проектов и международных соглашений;

5) украинско-российские отношения, кроме Чернобыльской катастрофы, не имеют опыта и механизма оценки техногенно-экологической безопасности объектов, представляющих собой потенциальную опасность трансграничного негативного воздействия в случае возникновения ЧС;

6) повышение безопасности промышленных объектов в Украине должно встречать заинтересованность как потенциальных российских инвесторов, так и украинских властей, причем продуктивным может стать только путь взаимного сближения правовых возможностей и экономических интересов.

Приложение.

Некоторые статьи Хлобыстова Е.В., посвященные анализу экологической безопасности промышленного производства и оценке последствий чрезвычайных ситуаций.

1. Усенко Я.Б., Кобзарь Ю.М. Хлобыстов Е.В. Учет экологического фактора в процессе оценки имущества при приватизации и аренде // Ingeneur kurier - 1996. - № 2/3.

2. Хлобыстов Е. Региональное эколого-экономическое моделирование производства // Бизнес-Информ (Харьков) - 1998. - №6. (статья предложена для размещения на сайте “Географическая наука”)

3. Хлобистов Є.В. Інвестиційне забезпечення національної безпеки: регіональні та міжнародні аспекти (Инвестиционное обеспечение национальной безопасности: региональные и международные аспекты) // Вісник Тернопільської академії народного господарства (Тернопіль) – 1998 – №6. Статья написана на украинском языке.

4. Хлобыстов Е. Региональное промышленное произодство: эффект кислородного голодания // Бизнес-Информ (Харьков). – 1999. – №№ 13-14, 15-16, 17-18.

5. Хлобистов Є.В. Методологія визначення ризику інвестиційного забезпечення для сталого розвитку територій (Методология определения риска инвестиционного обеспечения устойчивого развития территорий) // Економіка природокористування і охорони довкілля: Зб. наук. пр. - Київ: РВПС України НАН України, 1999. Статья написана на украинском языке. 

6. Хлобистов Є.В. Механізми забезпечення екологічної безпеки (Механизмы обеспечения экологической безопасности) //  Економіка природокористування і охорони довкілля: Зб. наук. пр. - Київ: РВПС України НАН України, 2000. Статья написана на украинском языке.

7. Хлобыстов Е. Экологическая безопасность и основы определения риска техногенных катастроф // Экономика Украины. – 2000. – №6

8. Хлобистов Є.В. Україна: соціально-економічні передумови формування політики техногенної безпеки у трансформаційному суспільстві (Украина: социально-экономические предпосылки формирования политики техногенной безопасности в трансформационном обществе) // Економіка України: проблеми, перспективи ринкових відносин: Зб. наук. пр. – К., 2000. Статья написана на украинском языке.

Авторская справка.

Хлобыстов Евгений Владимирович,

канд.экон.наук, докторант Совета по изучению производительных сил Украины НАН Украины.

Адрес: 01032, Киев-32, бульв. Тараса Шевченка 60, СОПС Украины НАН Украины, комн. 1102,

тел. (044) 244-6590, 216-9070, 216-9107, e-mail: khlobystov@mail

Дом. адрес: 03179, Киев-179, пр. Акад. Палладина 13, кв.22,

тел./факс (044) 450-77-45 (основной), тел. 444-31-27 (дополнительный).


[1] См. Лотман Ю.М. Механизм смуты (К типологии русской истории культуры) // Новый круг (Киев). – 1993. – №1. – С.173-185. (там же приводится Ю.М.Лотманом соответствующая библиография работ по данной тематике).

[2] В Украине существуют Стратегическая группа по вопросам украинско-российских взаимоотношений (украинской частью этой группы руководит Анатолий Орел, российской – Сергей Приходько), а также Распоряжением Президента Украины от 12.01.2001 №4/2001-рп создана Рабочая группа по разработке предложений по углублению экономических отношений с Российской Федерацией под руководством первого заместителя Главы Администрации Президента Украины Олега Дёмина. Но вопросы мониторинга Договора остаются вне пристального контроля этих структур. Практика показывает, что нередко эффективным контролем за соблюдением межгосударственных договоренностей занимаются комиссии, в составе которых как государственные служащие, так и независимые эксперты. Подобная комиссия могла бы стать составной частью Стратегической группы по вопросам украинско-российских взаимоотношений.

[3] Подробнее о ходе этой дискуссии в Украине читатель может узнать из материалов “круглых столов”, проходивших под эгидой Совета по национальной безопасности и обороны Украины, напр. см. Великий договір України з Росією: історичний компроміс чи реальний шанс на стратегічне партнерство?: Матеріали круглого столу / Рада національної безпеки і оборони України, Національний інститут українсько-російських відносин, Конгрес української інтелігенції. – К.: НІУРВ, 1999. – 88с.

[4] Кстати, Россия не имеет аналогичного института, обладающего официальным (государственным) статусом, что, вероятно, не соответствует роли и месту Украины для круга геополитических и геоэкономических интересов России.

[5] Строго говоря, этот процесс обоюдный и, несомненно, существует тенденциозное восприятие российской политики в Украине, но корни этой тенденциозности несколько иные. Подробнее эти впросы были рассмотрены на нескольких конференциях Национального института украино-российских отношений в Киеве при участии Верховной Рады Украины и ряда общественных организаций, объдиненных общей тематикой “Диалог украинской и русской культур в Украине” (1996-1999 г.г.). Материалы конференций были изданы в ряде следующих сборников: Диалог украинской и русской культур в Украине: Материалы I Международной научно-практической конференции. – К.,  1997. Диалог украинской и русской культур в Украине: Материалы IІ Международнй научно-практической конференции. – К., 1998. Диалог украинской и русской культур в Украине: Материалы IІІ Международной научно-практической конференции. – К., 1999. Диалог украинской и русской культур в Украине: Материалы IV Международной научно-практической конференции. – К., 2000.

[6] Хлобистов Є.В. Надзвичайні ситуації в енергетиці (соціально-економічні аспекти) [Чрезвычайные ситуации в энергетике (социально-экономические аспекты)] // Політичні, економічні та екологічні проблеми енергетичної безпеки і транспортування енергоресурсів в Україні: матеріали міжнародної науково-практичної конференції (Київ, 24-26 жовтня 2000 р.) – К.: РВПС України НАН України, 2001. – Сборник находится в печати. 

[7] В сентябре 2000 г. в 11 Специальных экономических зон Украины, представляющих 9 областей, было привлечено 305 млн. долл. США или 23% от необходимых сумм в соответствии с утвержденными инвестиционными проектами.

[8] Отношения Украины со странами “золотого миллиарда” становятся все более “прагматичными”: расширяется антидемпинговая политика ЕС по отношению к украинским товарам – с 28% в 1995 г. до 35% в 1999-м (ко всему экспорту), сокращение экспорта со странами СНГ не компенсируется увеличением экспорта в страны ЕС, здесь установился своеобразный паритет – 34,5% украинских товаров экспортируется в СНГ и 31,3% – в Европу. И это происходит на фоне уменьшения в экспортной номенклатуре продукции глубокой переработки. Если в 1995 г. металлопродукция составляла 44%, а машиностроение – 12% (!), то уже в 1999-м металлопродукция составляла 52%, а машиностроение – лишь 7%. В то же время для стран-соседей, претендующих на членство в ЕС, характерна обратная тенденция – ежегодное увеличение в экспортной номенклатуре товаров с глубоким уровнем переработки (М.Пашков, В.Чалый Украина на европейских рынках: взгляд экспертов // The Russian Weekly. – №32. – 25/09/2000.).

[9] Из выступления Президента Украины Л.Д.Кучмы на совещании по вопросам расчетов за энергоносители и обеспечения энергоснабжения экономики и населения 23 января 2001 г. (Без зростання в енергетиці добитися піднесення виробництва неможливо // Урядовий кур’єр. – № 10  – 27 січня 2001 р. – С.6.)

[10] Официальная позиция Украины по этому поводу реалистична и прагматична. Так, позиция Национального института украино-российских отношений констатитует, что “Украина практически не имеет альтернативы российским энергоносителям: “турецкий вариант” экономически тяжелоподъёмный и политически непредсказуемый. А главное: официальная Москва последнее время достаточно выразительно продемонстрировала, что не горит желанием восстанавливать советскую империю, непосредственно при участии Украины, особенно после подписанных в 1997 г. киевских соглашений между двумя странами, а также каждой отдельно – соглашений с НАТО. (Деякі актуальні питання українсько-російських відносин (тези Національного інституту українсько-російських відносин до засідання “круглого столу” “Великий договір України з Росією: історичний компроміс чи реальний шанс на стратегічне партнерство?” // Великий договір України з Росією: історичний компроміс чи реальний шанс на стратегічне партнерство?: Матеріали круглого столу / Рада національної безпеки і оборони України, Національний інститут українсько-російських відносин, Конгрес української інтелігенції. – К.: НІУРВ, 1999. – С.75).

[11] Кроме того, крайне высока энергоемкость Украинской экономики – на $1 ВВП Украина расходует в 5,5 раз больше энергоресурсов, чес страны Центральной и Восточной Европы и в 12 раз больше, чем страны Организации экономического сотрудничества и развития. Причины этого явления – предмет для отдельного исследования, но одним из факторов является высокая амортизация основных фондов энергетических объектов и низкая дисциплина расчетов за потребленную электроэнергию.

[12] Сапрыкин В. Состояние и перспективы международного сотрудничества Украины в энергетической сфере // Заркало недели (Киев). – №40(313). – 14 октября 2000 г. – С.4.

[13] Обеспечение экологической безопасности промышленного производства представляет собой достаточно интересное направление научных исследований. Для удовлетворения более глубокого интереса к методологическим и методическим аспектам исследования этой проблемы, коллегам можно предложить для ознакомления ряд работ автора, которые он надеется разместить на сайте “Географическая наука”. Список публикаций приведен в конце статьи.

[14] Более детально базовые положения данной методики изложены в докладе Федорищевой А.Н. и Хлобыстова Е.В. Совершенствование нормативно-методического обеспечения оценки ущерба от чрезвычайных ситуаций в Украине // Проблемы правовых и экономических способов предупреждения и минимизации ущерба, возникшего в условиях чрезвычайной ситуации: Доклады и тезисы выступлений на международной конференции. – М.: ВНИИ ГОЧС, 2000., а также в статье Кобзарь Ю.М., Хлобыстов Е.В. Методические основы оценки ущерба от чрезвычайных ситуаций // Економіка природокористування і охорони довкілля: Спец. вип. збірника.наукових праць – К.: РВПС України НАН України, 2000. Статья (на русском языке) предложена для размещения на сайте “Географическая наука”.