Управление банком в рыночных условиях

(платеж будет отправлен ближайшим операционным днем).

–не посещая банк, ежедневно получать выписки по Вашим счетам, а также полные приложения к ним, благодаря чему вы всегда будете иметь точную информацию о состоянии вашего счета.

Создавать все основные виды денежно-расчетных документов с контролем правильности ввода основных реквизитов документа, а также отправлять по системе любой документ в произвольном формате.

–оперативно получать по вашему запросу информацию о деятельности АУБ и новых видах услуг.

Надежно защищать ваши платежные документы от несанкционированного доступа, потому что программы шифрования и цифровой подписи исключают возможность подлога документов, сохраняя юридическую силу электронных документов.

ЗАЩИТА ИНФОРМАЦИИ ОТ НЕСАНКЦИОНИРОВАННОГО ДОСТУПА

Любая информация, отправляемая в Банк (или получаемая из Банка) передается по каналам связи в зашифрованном виде. В системе используется криптографическое программное обеспечение, соответствующее самым высоким международным стандартам.

Суть защиты информации заключается в том, что в момент установки системы Клиент создает свой персональный секретный ключ для шифрования данных и записывает его единственный экземпляр на дискету. При отправке платежных документов директору (или его доверенному лицу) необходимо подписать каждый документ с помощью личного секретного ключа.

Если кто-то из сотрудников Вашего предприятия по неосторожности или умышленно попытается отправить в банк несанкционированные платежные документы, то при отсутствии хотя бы одной электронно-цифровой подписи автоматизированная система банка идентифицирует документы как "неподписанные" и вернет клиенту сообщение об отказе .в приеме документов

Надежное хранение дискеты шифрации и дискет электронно-цифровой подписи является гарантией защиты от несанкционированного доступа к вашим счетам. В случае компрометации любого из секретных ключей (дискета потеряна или Вы подозреваете, что ее кто-то скопировал) Вы всегда можете обратиться в Банк и в Вашем присутствии будут созданы новые ключи.

И наконец подытоживая итоги того что было написано выше, обязательно хотелось бы выделить, что 10-13 июня 2002 года представители АзияУниверсалБанка приняли участие в ежегодной выставке банков, банковских технологий и услуг SHOREX Eastern Europe-2002 в Риге (Латвия).

Стенд АзияУниверсалБанка пользовался большим вниманием посетителей, в том числе и потому, что из всех центрально-азиатских финансовых структур банк был единственным участником этой представительной выставки и является пионером внедрения новых банковских услуг на рынке Кыргызстана.

Глава 3 Стратегия развития банковской системы Кыргызской Республики.


3.1 Стратегия развития банковского сектора на финансовом рынке Кыргызстана.

В соответствии с основной задачей деятельности Национального банка, установленной в законе "О Национальном банке Кыргызской Республики", денежно-кредитная политика в 2002 году была направлена на сдерживание темпов инфляции, как одного из условий для устойчивого развития экономики, мобилизации внутренних финансовых ресурсов и увеличения инвестиций. В "Заявлении о денежно-кредитной политике на 2002 год" целевой показатель по инфляции был установлен на уровне 6-8 процентов (декабрь 2002 года к декабрю 2001 года). Также предполагалось, что темп прироста денежной массы в национальной валюте М2 составит 10-13 процентов, денежной массы М2Х - 11-14 процентов при реальном росте ВВП на уровне 4,5 процента.

Основным результатом реализации денежно-кредитной политики в 2002 году явилось дальнейшее снижение уровня инфляции, составившей 2,3 процента к уровню декабря 2001 года. Таким образом, на протяжении трех последних лет (2000-2002 г.г.) инфляция составляет менее 10 процентов, что в сочетании со стабильностью номинального обменного курса сома к доллару США свидетельствует о существенном снижении инфляционных ожиданий и создании условий для долговременной финансовой стабилизации.

Рост монетизации экономики, а также динамика параметров государственного бюджета, платежного баланса и процентных ставок позволяют сделать вывод об увеличении спроса на денежные активы в национальной валюте и укреплении доверия к сому со стороны экономических агентов. В то же время, различия в темпах роста отраслей реального сектора и в темпах проводимых структурных преобразований в экономике привели к тому, что спрос на деньги был неодинаков для различных типов денежных активов.

Снижение бремени обслуживания внешнего долга в результате его реструктуризации существенно повлияло на состояние государственного бюджета и наряду с проводимой в республике налогово-бюджетной реформой позволило укрепить фискальную дисциплину, что, в свою очередь, благоприятно повлияло на динамику предложения денег и других денежно-кредитных индикаторов. Реальный темп прироста денежной массы М2Х в отчетном периоде составил свыше 30 процентов против 7 процентов в 2001 году.

Реальный уровень учетной ставки НБКР в конце декабря 2002 года по сравнению с началом 2002 года снизился в 2 раза (с 2,2 процента до 1,1 процента). Другие процентные ставки финансового рынка за тот же период также снизились - реальная доходность по 3-месячным ГКВ с 4,5 процента до 2,5 процента, процентные ставки по депозитам в национальной валюте с 2,3 процента в начале 2002 года до 1,4 процента в конце отчетного года.

Внешнеэкономические условия, в частности, приток иностранной валюты в республику во время туристического сезона и в результате деятельности на ее территории иностранной военной базы, расходы которой, по оценкам, составили 36,2 млн. долл. США, также предопределили повышение спроса на сомовые ресурсы.

Учитывая сложившуюся ситуацию, НБКР осуществлял наращивание золото-валютных резервов, объем которых на начало 2003 года составил 316,7 млн. долл. США, что обеспечивает покрытие 5,6 месяца импорта товаров и услуг.

Таким образом, в 2002 году продолжалась тенденция спада инфляции, сложившаяся за последние три года. Фактический уровень инфляции за отчетный период был ниже предусмотренного в "Заявлении о денежно-кредитной политике на 2002 год".

Помимо отмеченных выше, результатами проводимой политики явились рост монетизации экономики, снижение уровня процентных ставок и укрепление доверия экономических субъектов к национальной валюте.

Динамика денежно-кредитных индикаторов

В 2002 году реальные темпы прироста денежных агрегатов составили свыше 30 процентов против 7-18 процентов в 2001 и 2-5 процентов в 2000 году. Наибольшие темпы прироста были характерны для денежной базы (39 процентов) и узких денег (35 процентов). Меньшими темпами росли денежная масса в национальной валюте (М2) и денежная масса М2Х - 31-32 процента. Максимальный уровень данных показателей (37-40 процентов) был отмечен в октябре 2002 года, совпадая по времени с крупными объемами покупки иностранной валюты Национальным банком и прекращением продажи облигаций государственного реструктуризированного займа по РЕПО-соглашениям в связи с уточнением условий переоформления задолженности Правительства КР перед НБКР в новые государственные ценные бумаги. В ноябре и декабре 2002 года темпы прироста денежных агрегатов сократились в результате уменьшения объемов валютных интервенций и роста доходов бюджета, поступающих на счет Центрального Казначейства в НБКР.


Динамика основных денежных агрегатов и денежно-кредитных показателей


2001

2002

2003

 2003


декабрь

декабрь

январь

февраль


Денежная база*

5 358,5

7 658,4

7 929,4

7 807,5


Деньги в обращении

5 174,6

7 058,0

7 445,5

7 298,1


Деньги вне банков (М0)

5 020,0

6 872,6

7 238,3

7 105,9


Денежный агрегат (М1)

5 560,0

7 677,1

8 071,4

7 980,9


Узкая денежная масса (М2)

6 189,1

8 304,1

8 782,1

8 688,6


Широкая денежная масса (М2x)

8 205,3

10 995,6

11 616,1

11 445,8


Мультипликатор М1**

1,04

1,0

1,0

1,0


Мультипликатор М2**

1,15

1,1

1,1

1,1


Мультипликатор М2x**

1,53

1,4

1,5

1,5


1 Скорость обращения М1***

15,5

11,6

11,3

11,0


1 Скорость обращения М2***

13,6

10,5

10,3

10,0


1 Скорость обращения М2x***

10,0

8,0

7,8

7,7


Деньги вне банков /

общий объем депозитов

1,55

1,7

1,7

1,6


Изменения в структуре денежной массы М2Х (валютная составляющая учитывалась по постоянному обменному курсу сома к доллару США) по состоянию на 1 января 2003 года по сравнению с началом 2002 года были незначительны. Доля денег вне банков увеличилась на 1 п.п. (с 61 процента до 62 процентов за рассматриваемый период), доля депозитов в национальной валюте сократилась на 1 п.п. (с 14 до 13 процентов), доля депозитов в иностранной валюте осталась без изменения - на уровне 25 процентов. Увеличение доли наличных денег в структуре денежной массы было обусловлено превышением их роста над ростом депозитов и свидетельствовало о росте транзакционного спроса на денежные активы - наличные деньги и расчетные счета, обусловленного структурной перестройкой экономики в направлении повышения доли сельского хозяйства, торговли и услуг, предприятий малого и среднего бизнеса в структуре валовой добавленной стоимости. Спрос на ресурсы в национальной валюте формировался также за счет притока иностранной валюты в республику вследствие увеличения поступлений международных трансфертов и функционирования на ее территории иностранной военной базы. Опережающий рост наличных денег в структуре денежной массы по сравнению с ростом депозитов нашел отражение в сокращении мультипликатора широких денег, среднее значение которого за январь-декабрь 2002 года составило 1,48 против 1,54 за 2001 год.

Отношение наличных денег в обращении к депозитам на протяжении 2002 года обнаруживало динамику, сопоставимую с изменением отношения резервов к депозитам. Средняя величина этого коэффициента за январь-декабрь 2002 года составила 1,68 против 1,42 в среднем за 2001 год. Рост данного отношения также был связан с уже отмеченным повышением спроса на сомовые ресурсы, причем в большей степени в наличной, чем в безналичной форме.

Предложение денег в 2002 году формировалось как за счет чистых иностранных активов, так и чистых внутренних активов банковской системы. Увеличение объема чистых внутренних активов банковской системы на 30 процентов произошло в результате превышения расходов над доходами государственного бюджета. В то же время, остатки средств на счетах Правительства по сравнению с началом 2002 года изменились незначительно, благодаря накоплению на них поступивших в 4 квартале программных кредитов.

Объем кредита органам государственного управления со стороны коммерческих банков увеличился на 18 процентов, а кредита в экономику - на 14 процентов. Абсолютный рост прочих статей баланса банковской системы был обусловлен пополнением капитала банков в соответствии с требованиями НБКР и увеличением объема полученной ими прибыли.

За отчетный год объем денежной базы, в состав которой включены депозиты коммерческих банков в иностранной валюте, увеличился на 42,9 процента. При этом наличные деньги в обращении выросли на 36,4 процента, а остатки средств банков на корреспондентских и депозитных счетах в Национальном банке возросли в 3,3 раза. Одним из источников роста безналичной составляющей денежной послужило увеличение объема обязательных резервов, в свою очередь вызванное притоком в действующие банки депозитов и вкладов. Доля безналичной составляющей в структуре денежной базы на конец 2002 года составила 7,8 процента против 3,4 процента в начале 2002 года.

Рост денежной базы произошел за счет чистых иностранных активов НБКР, который составил за отчетный период 25,3 процента, в свою очередь, благодаря операциям Национального банка по покупке иностранной валюты и поступлениями программных кредитов и грантов. Чистые внутренние активы НБКР в отчетном году также внесли значительный вклад в увеличение денежной базы (темп прироста составил 36,0 процента), главным образом за счет превышения объема расходов государственного бюджета, проведенных по счету Центрального Казначейства, над объемом доходов.

Применение инструментов денежно-кредитной политики

В 2002 году Национальный банк продолжил работу, направленную на совершенствование механизмов управления ликвидностью, оказывающих влияние на развитие финансовых рынков. Так, в марте отчетного года были внесены изменения в механизм формирования процентной ставки по кредитам "овернайт", в результате которого процентная ставка по данным кредитам была установлена на уровне 1,2 от учетной ставки НБКР. Эта мера способствовала уменьшению диапазона колебаний краткосрочной банковской ликвидности, что в конечном итоге привело к дальнейшему снижению основных процентных ставок на финансовом рынке. Учетная ставка Национального банка снизилась с 7,9 процента в начале отчетного года до 4,4 процента в конце года.

Важное значение для дальнейшего развития финансовых рынков имело принятие совместного решения Правительства КР и Национального банка КР об урегулировании финансовых отношений, принципы которого были изложены в Генеральном соглашении об урегулировании финансовых отношений между Правительством КР и НБКР, подписанном сторонами 21 июня 2002 года. Реализация данного соглашения позволила улучшить качество активов НБКР без дополнительных расходов для республиканского бюджета. После реализации данного соглашения в конце декабря 2002 года у НБКР появился рыночный инструмент регулирования ликвидности в национальной валюте в виде ценных бумаг урегулирования, вместо существовавших ранее нерыночных ОГРЗ.

Основными инструментами, применяемыми Национальным банком для регулирования уровня ликвидности в банковской системе в 2002 году, оставались операции на открытом рынке - валютные интервенции и РЕПО-операции с государственными ценными бумагами. Объемы применяемых инструментов в отчетном периоде определялись, с одной стороны, развитием макроэкономической ситуации, а с другой - необходимостью достижения поставленных целей и задач денежно-кредитной политики.

Рассматривая состав и объемы операций НБКР на открытом рынке, следует отметить увеличение объема участия НБКР на межбанковском валютном рынке по сравнению с 2001 годом: чистая покупка иностранной валюты за отчетный период составила 24,5 млн. долл. США по сравнению с чистой покупкой 9,3 млн. долл. США в 2001 году. Поквартальная динамика валютных интервенций отражала традиционное действие сезонных факторов, связанных с несовпадением экспортных и импортных операций: если в 1 квартале НБКР продавал валюту (чистая продажа инвалюты, включая продажу наличных евро, в этот период составила 2,1 млн. долл. США), то в течение 2-4 квартала НБКР в основном осуществлял покупку инвалюты. Максимальный объем инвалюты был приобретен Национальным банком в сентябре и октябре - свыше 19 млн. долл. США, что было обусловлено ростом спроса на сомовые ресурсы в результате проведения экспортных операций и улучшения баланса международных услуг. В ноябре и декабре увеличение импорта привело к повышению спроса на инвалюту, и в эти два месяца чистый объем приобретенной НБКР валюты составил 1,8 млн. долл. США.

Роль СВОП-операций с иностранной валютой в процессе регулирования краткосрочной ликвидности в 2002 году сократилась: суммарный объем купленной и обратной проданной инвалюты составил 20,2 млн. долл. США против 75,1 млн. долл. США в 2001 году. Наряду со стабилизацией валютного рынка и укреплением доверия к национальной валюте снижение объемов СВОП-операций было связано с более активным использованием других инструментов краткосрочного регулирования ликвидности, в частности, механизма кредитования "овернайт".

Для регулирования колебаний ликвидности НБКР, как и в предыдущие годы, применял РЕПО-операции с государственными ценными бумагами. Суммарный объем ценных бумаг, проданных на условиях РЕПО, в 2002 году составил 193,8 млн. сомов, увеличившись по сравнению с 2001 годом более чем в 2,5 раза. В качестве объекта продажи при проведении РЕПО-операций по продаже ценных бумаг Национальный банк использовал облигации государственного реструктуризированного займа (ОГРЗ). Средняя продолжительность РЕПО-сделок составляла 2,6 месяца. Максимальный объем продажи ОГРЗ пришелся на 2-3 квартал (свыше 90 млн. сомов и 38 млн. сомов соответственно), когда наблюдались наибольшие колебания ликвидности в банковской системе. В 4 квартале НБКР не проводил РЕПО-операций по продаже ценных бумаг, что было связано с осуществленным в конце декабря переоформлением ОГРЗ и ряда других обязательств Правительства перед НБКР в государственные ценные бумаги урегулирования.

В 2002 году Национальный банк осуществлял эмиссию 28-дневных нот, являющихся инструментом краткосрочного регулирования ликвидности. Объем эмиссии нот НБКР в 2002 году составил 112,0 млн. сомов, что почти в 2 раза меньше по сравнению с данным показателем 2001 года (208,7 млн. сомов). Снижение роли аукционов нот как инструмента проведения денежно-кредитной политики в 2002 году было вызвано падением спроса со стороны банков на инвестиции в краткосрочные финансовые инструменты, доходность которых в условиях низкого уровня инфляции существенно уступала доходности государственных ценных бумаг с более длительным сроком обращения.

Рефинансирование коммерческих банков в отчетном периоде осуществлялось путем предоставления кредитов "овернайт" и кредитов последней инстанции. Для обеспечения выполнения норматива по обязательным резервным требованиям коммерческие банки пользовались кредитами "овернайт". Объем кредитов "овернайт", предоставленных НБКР коммерческим банкам в 2002 году, составил 2,9 млрд. сомов по сравнению с 1,1 млрд. сомов в 2001 году. Свыше 65 процентов годового объема кредитов "овернайт" было предоставлено во 2-м полугодии 2002 года, отражая рост спроса на краткосрочные ресурсы в национальной валюте.

Более активное, чем в 2001 году, использование банками механизмов "овернайт" в значительной степени объясняется отмеченным выше изменением порядка определения величины их процентной ставки. В период с апреля по декабрь 2002 года диапазон колебаний ставки по кредитам "овернайт" составлял от 5,3% до 9,5%, причем во втором полугодии наметилась тенденция к ее понижению. В конце декабря ставка по кредиту "овернайт" составила минимальную на протяжении 2002 года величину 5,3%.

В случаях, когда коммерческие банки испытывают долгосрочные проблемы с ликвидностью, Национальный банк может предоставить им кредит последней инстанции сроком до шести месяцев. В 2002 году данным кредитом воспользовался один банк. Сумма кредита составила 25 млн. сомов.

В отличие от 2001 года, когда норма и порядок соблюдения обязательных резервных требований претерпели значительные изменения, в 2002 году параметры этого инструмента не пересматривались. Норма осталась на уровне 10 процентов от обязательств банка, подлежащих резервированию. При соблюдении резервных требований каждому банку выплачивалась компенсация в размере средневзвешенной процентной ставки по его депозитам, а если банк не выполнял резервные требования, с него взималась плата в размере трехкратной учетной ставки НБКР.

По сравнению с предыдущим годом в 2002 году практически все действующие коммерческие банки соблюдали обязательные резервные требования, за исключением одного банка, дважды нарушившего резервные требования. С него была взыскана плата на сумму 644 сома. В то же время общий объем компенсации за соблюдение обязательных резервных требований, выплаченный Национальным банком коммерческим банкам, составил 5392,4 тыс. сомов.

Фиксированный обменный курс доллара США при расчете депозитов в иностранной валюте для определения обязательных резервных требований в отчетном периоде менялся дважды: 48 сомов за 1 доллар США с января по май и 47,7 сомов за 1 доллар США с 1 июня по 30 сентября 2002 года. Постановлением Правления НБКР №41/3 от 27 сентября 2002 года фиксированный обменный курс для расчета обязательных резервных требований на период с 30 сентября 2002 года по 1 июня 2003 года был установлен на уровне 46,5 сомов за 1 доллар США.


Концепция развития банковской системы Кыргызской Республики должна быть четко определенной, количественно измеряемой, приемлемой с учетом уровня развития экономики и потенциальных возможностей дальнейшего экономического роста, реальной, но вместе с тем достаточно амбициозной, а также определенной во времени. Исходя из таких предпосылок определена цель развития банковской системы - увеличение финансового проникновения в экономику Кыргызской Республики. Таким образом сформулированная цель позволяет сфокусировать все усилия на развитии, и поможет убедиться, что предпринимаются нужные шаги, что, в свою очередь, будет вызывать дополнительную инициативу для достижения поставленной цели.

Количественно цель развития банковской системы можно определить следующим образом: приближение к концу 2002г. к уровню финансового проникновения равного 0,25 (данный показатель на декабрь 1998г. составил 0,15). Это достаточно амбициозная целью, однако, учитывая, что Кыргызская Республика настойчиво и последовательно проводит политику реформ, поставленная цель может быть достигнута.

Финансовое проникновение обычно измеряется агрегированными показателями. Общепринятым является использование отношения широких денег к ВВП и отношения объема депозитов к объему денег вне банков. Чем выше эти коэффициенты, тем выше считается степень финансового проникновения. В целевом показателе предлагается использовать показатель отношения широких денег к ВВП.

Отношение широких денег к ВВП - это величина, обратная оборачиваемости, также используемая в макроэкономическом анализе для финансового программирования. Высокий коэффициент отношения широких денег к ВВП показывает высокое доверие к банковской системе и к национальной валюте. Если доверие к национальной валюте высоко и банковская система развита и стабильна, то приток вкладов в банковскую систему не сокращается. В то же время, если банковская система способствует росту благосостояния вкладчиков и, таким образом, развитию экономики в целом, обеспечивая хорошее обслуживание, то это отношение должно быть высоким. Это же относится и к показателю отношения депозитов к объему денег вне банков. Высокий уровень данного коэффициента является индикатором доверия к банковской системе и того, что банковская система вносит свой вклад в рост благосостояния.

Два упомянутых коэффициента являются не единственными, и можно использовать отношение депозитов, кредитов, общего объема активов к ВВП и многие другие коэффициенты. Но общепринято, что указанные выше коэффициенты являются хорошими индикаторами финансового проникновения.

Высокий уровень финансового проникновения означает, что финансовый сектор может предоставить большое количество услуг другим секторам экономики. Финансовое проникновение также является индикатором того, что финансовый сектор генерирует благосостояние экономики. Однако, и высокий уровень дохода сам по себе имеет тенденцию создавать финансовое проникновение, так как развитые экономики нуждаются в более развитом финансовом секторе.


Расширение финансового проникновения должно сопровождаться увеличением сбережений. В этом плане крайне важным для банковского бизнеса является вопрос доверия вкладчиков, которое основывается на уверенности в сохранности вкладов, выгодности вложений в банковскую систему, надежности и стабильности банковского сектора. Поэтому в перспективе актуальными задачами развития системы коммерческих банков республики являются:

Создание системы страхования депозитов, что является типичным примером защиты интересов вкладчиков банка и поддержания стабильности банковской системы. Теория и практика страхования депозитов во многих странах подтверждает тезис о том, что использование такого специального механизма способствует сохранению стабильности коммерческих банков, снижает риск резкого ухудшения финансового положения отдельных банков в результате панических настроений вкладчиков, что, как показывает и наш опыт, может дестабилизировать общую ситуацию в банковской системе

Усиление банковского надзора. Меры, предпринимаемые в этом направлении, создают дополнительную уверенность в том, что деятельность коммерческих банков, куда вложены сбережения, находится под контролем с позиции недопущения необоснованных рисков в банковских операциях, которые могут в конечном итоге привести к потере платежеспособности банка, возникновению системного риска в банковском секторе в целом.

Системным риском в общем понимании признается такой риск, когда банкротство (ликвидация) одного или нескольких банков с достаточной степенью вероятности привести к банкротству других банков и/или предприятий эффект "домино"), а также, если возможен массовый отток вкладчиков из всех банков в результате утери доверия населения, что приведет к кризису ликвидности и коллапсу платежной системы и, как следствие, - тот же эффект "домино".

Основными факторами, которые могут вызвать дестабилизацию финансовой системы, являются:

– Увлечение банком высокорискованными операциями и инвестициями;

– Падение уровня капитализации;

– Расширение системного риска посредством банковских транзакций.

Повышение эффективности деятельности коммерческих банков.

Эта задача включает ряд вопросов, связанных с совершенствованием управленческих, технических и профессиональных навыков. Рост профессионализма управленческого аппарата и персонала в банках позволит глубже анализировать ситуацию в экономике, проводить взвешенную политику по всем направлениям банковской деятельности, эффективно работать с клиентами банка, постоянно совершенствовать организационную структуру. Повышение эффективности требует от коммерческих банков дальнейшего расширения и развития своего бизнеса, постоянного анализа потребностей клиентов и разработки новых видов финансовых услуг и продуктов, таким образом содействуя привлечению потенциальных клиентов.

Коммерческие банки должны постоянно уделять внимание вопросам повышения финансовых результатов своей деятельности, расширению расчетно-кассового обслуживания, повышению качества услуг при одновременном снижении затрат, расширения контактов с международным финансовым рынком.

С другой стороны, не менее значимыми являются задачи повышения доверия коммерческих банков к своим клиентам-заемщикам. Это предполагает, с одной стороны, необходимость принятия мер, способствующих решению проблем, возникающих у коммерческих банков при финансировании реального сектора, а, с другой, требует существенного укрепления банковской системы для того, чтобы она была в состоянии обслуживать крупные торговые, производственные, инвестиционные проекты, реализация которых будет способствовать дальнейшему экономическому росту.


В рамках данного направления круг вопросов, требующих своего решения, включает совершенствование сложившейся залоговой практики, внесение необходимых изменений и дополнений в правовую базу. Одним из вопросов, требующих своего решения, является совершенствование налогового законодательства, нормативных и инструктивных документов, часть из которых устарела и не во всем соответствует специфике банковского бизнеса и международных стандартов бухгалтерского учета. Что касается кредитования реального сектора, включая крупные проекты, то здесь совершенно очевидно, что для этого в первую очередь необходимо повышение капитализации коммерческих банков. Важным моментом в достижении взаимной интеграции финансового и реального сектора является развитие на рынке структур, помогающих коммерческим банкам по возможности адекватно оценить риски кредитования предприятий реального сектора. К их числу относятся кредитное бюро, уже созданное при Национальном Банке и которое аккумулирует информацию о финансовом состоянии заемщиков и сведения из их кредитной истории, рейтинговые компании, консалтинговые группы, специализирующиеся на реальном секторе и содействующие банкам в поиске потенциальных клиентов.

Одним из методов стимулирования банковской активности в реальном секторе в перспективе может стать внедрение в практику механизма рефинансирования коммерческих банков, что требует разработки системы мер по формированию рынка краткосрочных и долгосрочных долговых обязательств предприятий, технологии учета и переучета таких обязательств.

В перспективе важно развивать уже существующую инфраструктуру, что включает:

– совершенствование платежной системы;

– расширение банковских услуг в сельской местности;

– развитие системы ипотечного кредитования.

В конечном итоге банковская система республики должна отвечать следующим требованиям:

Банковская система должна эффективно выполнять функцию финансового посредничества. Структурные и институциональные изменения должны повлиять на трансформацию изменений финансового сектора в реальный сектор. В этом плане лучшей поддержкой реальному сектору должна стать поддержка банковской системы, ее укрепление и совершенствование, что в конечном итоге должно привести к увеличению объемов и качества финансовых услуг, представляемых реальному сектору.

Банковская система должна иметь достаточный запас прочности, чтобы и в нестабильных экономических условиях продолжать кредитовать экономику и обеспечивать нормальное прохождение платежей, т.е. нейтрализовать негативные тенденции, которые не носят системного или кризисного характера.

Банковская система должна быть не только устойчивой к внешним изменениям, но и сама по себе должна быть стабильной в той степени, чтобы не