Разработка программы на Ассемблере
о ПК.Реализовать меню, в котором пользователю предлагается выбор из трёх пунктов:
1 – сбор сведений о системе;
2 – тест памяти;
3 – выход.
Сбор сведений должен осуществляться в виде списка устройств с текущим состоянием. Состояние от названия устройства должно отделяться двоеточием. Список устройств и возможных их состояний см. в таблице 1.
Пункт «тест памяти» должен осуществлять проверку ячеек памяти на работоспособность. Существует два типа неисправностей ячеек памяти:
«постоянные нули»;
«постоянные единицы».
Вид неисправности «постоянные нули» заключается в следующем: предположим, что бит №4 в байте, изображенном на рис. 1 – неисправный. В данный момент в байт записано число ноль (восемь нулей в двоичной системе cсчисления), если считать содержимое этого байта, то на выходе получиться ноль – вроде бы он исправен.
7 6 5 4 3 2 1 0
-
0 0 0 0 0 0 0 0
рис. 1
Но это лишь только видимость, если в этот байт записать число FFh (восемь единиц в шестнадцатеричной системе счисления), что в двоичной системе счисления эквивалентно восьми единицам, то получится картина, представленная на рис. 2. В этом случае, если считать содержимое этого байта, на выходе получиться EFh, то есть, записывая в бит №4 единицу, мы при считывании все равно получаем ноль. Следовательно бит № 4, а значит и байт, неисправен.
7 6 5 4 3 2 1 0
-
1 1 1 0 1 1 1 1
рис. 2
Вид неисправности «постоянные единицы» схож с видом «постоянные нули». Разница состоит лишь в том, что в виде «постоянные нули» неисправные биты находятся всегда в нулевом состоянии, а в виде «постоянные единицы» в единичном.
В связи с этим необходимо реализовать проверку ячеек памяти на два вида неисправностей: «постоянные нули» и «постоянные единицы».
2.2. Описание структуры программы
Программа была реализована с помощью нескольких пользовательских процедур и макросов (см. таблицу 2).
Довольно часто в программах, особенно больших, приходится несколько раз решать одну и ту же подзадачу и поэтому приходится выписывать одинаковую группу команд, решающих эту подзадачу. Чтобы избежать повторного выписывания такой группы команд, ее обычно выписывают один раз и оформляют соответствующим образом, а затем в нужных местах программы просто передают управление на эти команды, которые, проработав, возвращают управление обратно. Такая группа команд, которая решает некоторую подзадачу и которая организована таким образом, называется процедурой.
Нередко бывает полезным предварительное(до начала трансляции) преобразование текста программы. Например, может потребоваться, чтобы какой-то фрагмент программы был продублирован несколько раз или чтобы в зависимости от некоторых условий в тексте программы были сохранены одни фрагменты и удалены другие. Подобную возможность предоставляют так называемые макросредства. Расширение языка ассемблера за счет этих средств обычно называют макроязыком.
Программа, написанная на макроязыке, транслируется в два этапа. Сначала она переводится на, так сказать, чистый язык ассемблера, т.е. преобразуется к виду, где нет никаких макросредств. Этот этап называется макрогенерация, его осуществляет специальный транслятор – макрогенератор. На втором этапе полученная программа переводится на машинный язык. Это этап ассемблирования, его осуществляет ассемблер.
Таблица 2
Таблица процедур и макросов
Название | Тип | Назначение |
Movcur | Макрос | Перемещает курсор |
Clrscr | Макрос | Очищает экран |
Макрос | Выводит на экран строку | |
Press | Макрос | Реализует задержку |
ShowQuestion | Процедура | Выводит на экран меню |
SborSved | Процедура | Осуществляет сбор сведений |
TestMem |
Процедура | Осуществляет тест памяти |
При выполнении программы на экран выводится аннотация, пользователь, ознакомившись с программой, нажимает на любую клавишу, и на экран выводится меню (с помощью процедуры ShowQuestion), в котором пользователь может выбрать интересующий его пункт меню:
сбор сведений о ПК;
тест памяти;
выход.
Если выбран первый пункт, выполняется процедура ShowSved. Внутри данной процедуры реализована очистка экрана, с помощью макроса ClrScr, а также диагностика оборудования и задержка, реализованные с помощью макроса press. После выполнения данной процедуры программа переходит в начало, т.е. в меню.
В случае выбора второго пункта, выполняется процедура TestMem, тестирующая оперативную память ПК. Также внутри данной процедуры реализованы очистка экрана и задержка перед выходом в меню.
Если выбран третий пункт, программа, не очищая экран, передает управление операционной системе DOS .
2.3. Описание алгоритма решения задачи
Если в оперативной памяти ПК имеется 2 в 20 степени ячеек, то для ссылок на эти ячейки нужны 20-разрядные адреса; их принято называть физическими адресами. Ясно, что при большом объеме памяти большим будет и размер физических адресов, а это ведет к увеличению длины команд и к увеличению размера программ в целом. Это плохо. Чтобы сократить размеры команд, поступают следующим образом.
Память условно делят на участки, которые принято называть сегментами. Начальные адреса сегментов могут быть любыми, но на длину сегментов накладывается ограничение: размер любого сегмента не должен превышать 64Кб.
В этих условиях физический адрес А любой ячейки памяти можно представить в виде суммы A=B+ofs, где В – адрес сегмента, а ofs – смещение относительно адреса В.
Таким образом ,если в команде надо указать физический адрес А, то адрес сегмента B – “прячем” в так называемый сегментный регистр, а в команде указываем лишь этот регистр и слагаемое ofs. Это даёт экономию размера команд.
В связи с этим максимальный объем сегмента равен 64Кб, а минимальный равен 16 байтам.
Процедура теста памяти реализована с помощью вложенного цикла. Первый цикл увеличивает на единицу модификационный регистр BP до тех пор, пока BP меньше 0A000h (это последний сегмент 640 Кб). Внутри этого цикла реализован еще один цикл - он увеличивает на единицу модификационный регистр SI до тех пор, пока он меньше 16. Внутри вложенного цикла осуществляется непосредственно проверка памяти на неисправные биты: сначала происходит проверка на «постоянные единицы» - в сегмент по адресу BP со смещением SI записывается ноль (что в двоичной системе счисления означает восемь нулей), затем осуществляется проверка этого значения, т.е. нуля. Если это значение равно нулю, значит память исправна, в противном случае - не исправна. Затем происходит проверка на «постоянные нули»: по тому же адресу записывается число FFh (что в двоичной системе счисления означает восемь единиц), затем осуществляется проверка этого значения. Если значение равно FFh, значит память исправна, в противном случае - неисправна.
2.4. Отладка и тестирование
Тестирование производилось с помощью отладчика Turbo Debugger корпорации Borland. Была выполнена трассировка всей программы. Трассировка – это процесс пошагового выполнения команд с листингом состояний всех регистров, флагов, сегмента данных на момент выполнения каждой команды.
В ходе трассировки были обнаружены следующие ошибки:
неправильное определение состояния математического сопроцессора - неправильно указанная маска очистки, так называемого слова «equpment list», получаемого с помощью прерывания 11h;
“зависание” при вызове процедуры TestMem - ошибка в реализации алгоритма теста памяти – неправильно указанная метка перехода во вложенном цикле.
Кроме того, было обнаружено множество ошибок в синтаксисе команд.
Так как программа писалась на одном компьютере, проверить её на правильность определения конфигурации ПК не представлялось возможным, поэтому, после завершения программы, она выполнялась на разных ПК с разными конфигурациями: в ходе этого теста ошибок обнаружено не было – все аппаратные средства определялись правильно.
Также невозможно было проверить программу на правильность теста памяти на практике, потому что она выполнялась на всех ПК с исправной памятью, а попытки найти ПК с заведомо неисправной оперативной памятью не увенчались успехом. Тем не менее теоретически тест должен работать правильно.
2.5. Инструкция к пользователю
Для запуска программы выполните файл с именем «kurs». Вашему вниманию представиться аннотация – внимательно прочитайте её, а затем нажмите любую клавишу на клавиатуре (например, enter). Затем на экране высветится меню, изображенное на рис. 3.
-
1 – Сведения о системе
2 - Тест памяти
3 – Выход
Ваш выбор ? :
рис. 3
Для того, чтобы получить краткие сведения о вашем ПК - нажмите клавишу «1», затем «Enter» на вашей клавиатуре, и на экран высветится список устройств с текущем состоянием. Для возврата в меню нажмите любую клавишу.
Для того, чтобы протестировать оперативную память вашего ПК – нажмите клавишу, «2» затем «Enter» на вашей клавиатуре, и на экране высветится сообщение о состоянии памяти вашего ПК. Для возврата в меню нажмите любую клавишу.
Для того, чтобы выйти из программы - нажмите клавишу «3», затем «Enter» на вашей клавиатуре.
2.6. Заключение о результатах проектируемой задачи
В ходе выполнения поставленной в курсовом проекте задачи были приобретены навыки реализации сложных ассемблерных программ с использованием макросов и процедур. Кроме того, был получен огромный опыт и умение работы с CMOS (область памяти, где хранятся сведения о конфигурации ПК) на низком уровне, т.е. с использованием прерывания BIOS 11h и 70h порта, а также опыт использования дополнительных сегментных регистров и регистров модификаторов.
Реализованная программа может быть полезна при диагностике оборудования на относительно старых моделях ПК, поскольку в программе используется система команд 8086 процессора, который был выпущен в 1979 г. корпорацией Intel, и сейчас эта модель процессора является устаревшей.
Приложение № 1
7.1 СИСТЕМЫ СЧИСЛЕНИЯ
Любое неотрицательное число в позиционной системе счисления (СС) может быть представлено в виде:
D
= Cn-1*bn-1
+ Cn-2*bn-2
+ ... + C1*b1
+ C0*b0
+ C-1*b-1
+ C-2*b-2
+..,
где D - десятичный эквивалент числа, Ci - значение i-го разряда, b - основание системы счисления,b в степени i - вес i-го разряда и n число разрядов целой части числа. В вычислительной технике ниболее распространены: двоичная (BIN), десятичная (DEC), шестнадцатиричная (HEX) и непозиционная двоично-десятичная (BCD) системы счисления. В BCD системе вес каждого разряда равен степени 10, как в десятичной системе, а каждая цифра i-го разряда кодируется 4-мя двоичными цифрами. Восьмиричная СС (OCT) применяется реже. Первые 16 чисел представлены в таблице 1.
Двоичное число 10010011 = 1 * 2^7 + 1 * 2^4 + 1 * 2^1 + 1 * 2^0 = 147 (DEC). Для перевода числа из двоичной системы в 16 - ную, его необходимо разбить начиная справа на группы по 4 двоичных цифры и каждую группу представить 16 - ной цифрой из таблицы. Для обратного перевода каждая HEX цифра заменяется четверкой двоичных, незначащие нули слева отб- расываются. Двоично-десятичное число можно записывать и десятичными цифрами, например 1997, и двоичными - 0001 1001 1001 0111. Каждое десятичное число можно представить в виде BCD, например 19(DEC) = 19(BCD), но их двоичные представления не равны: 19(DEC) = 10011(BIN), а 19(BCD) = 1 1001(BIN). Не каждая запись из нулей и единиц имеет двоично-десятичный эквивалент. Например, 11001001(BIN) = ?(BCD) = C9(HEX) = 201(DEC), т.к. десятичной цифры 12 = 1100 несуществует!
7.2 МАШИННОЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ ИНФОРМАЦИИ
Микропроцессоры обрабатывают упорядоченные двоичные наборы. Минимальной единицей информации является один бит.
Далее следуют - тетрада (4 бита), байт ( byte 8 бит), двойное слово (DoubleWord 16 бит) или длинное (LongWord 16 бит) и учетверенное слова. Младший бит обычно занимает крайнюю правую позицию.
7.3 ЧИСЛА С ФИКСИРОВАННОЙ ТОЧКОЙ
Такие числа могут быть как целыми, так и дробными. Точка мысленно фиксируется рядом с любым разрядом. Если она располагается справа от младшего бита, то число целое, если слева от старшего - число дробное. Далее будут рассматриваться только целые числа с фиксированной точкой, для нецелых чисел чаще применяется показательная форма, о которой пойдет речь дальше.
Естественным представлением целого неотрицательного числа является двоичная система счисления. Кодирование отрицательных чисел производится тремя наиболее употребительными способами, в каждом из которых крайний левый бит - знаковый. Отрицательному числу соответствует единичный бит, а положительному - нулевой. Каждый способ оценивается по скорости и затратам на выполнение сложения и изменения знака числа, т.к. вычитание есть сложение с измененным знаком одного операнда.
1.Прямой код. Изменение знака производится просто, путем инверсии бита знака. Пусть 00001001 = 9, тогда 10001001 = -9. Если при сложении двух чисел в этом коде знаки совпадают, то трудностей нет. Если знаки различаются необходимо найти наибольшее число, вычесть из него меньшее, а результату присвоить знак наибольшего слагаемого.
2.Обратный код, инверсный или дополнительный "до 1". Изменение знака производится просто - инверсией всех бит: 00001001 = 9, а 11110110 = -9. Сложение также выполняется просто, т.к. знаковые биты можно складывать. При переносе единицы из левого (старшего) бита, она должна складываться с правым (младшим). Например: 7 + (-5) = 2.
00000111 = 7
11111010 =-5 (инверсия 00000101 = 5)
1 00000001
1
00000010 = 2
Сложение в обратном коде происходит быстрее, т.к. не требуется принятие решения, как в предыдущем случае. Однако суммирование бита переноса требует дополнительных действий. Другим недостатком этого кода является представление нуля двумя способами, т.к. инверсия 0...00 равна 1. ..11 и сумма двух разных по знаку, но равных по значению чисел дает 1...11.Например: (00001001 = 9) + (11110110 = -9) = 11111111. Кстати, из этого примера понятно почему код называется дополнительным "до 1". Этих недостатков лишен ---
3.Дополнительный или дополнительный "до 2" код. Число с противоположным знаком находится инверсией исходного и добавлением к результату единицы. Например, найти код числа -9.
00001001 = 9 11110111 =-9
11110110 - инверсия 00001000 - инверсия
1 1
11110111 =-9 00001001 = 9
Проблемы двух нулей нет. +0 = 00000000, -0 = 11111111 + 1 = 00000000 (перенос из старшего бита не учитывается).Сложение производится по обычным для неотрицательных чисел правилам.
00001001 = 9
11110111 =-9
1 00000000
Из этого примера видно, что в каждом разряде двух равных по модулю чисел складываются две единицы, что и определило название способа. Этот метод применяется наиболее часто, и когда говорят о дополнительном коде, то имеется в виду дополнительный "до 2-х" код.
7.4 ДИАПАЗОН ЦЕЛЫХ ЧИСЕЛ С ФИКСИРОВАННОЙ ТОЧКОЙ
Беззнаковые числа: 0 <= D <= 2^n - 1. n - число разрядов
Байт: 0 - 255 (DEC) Слово: 0 - 65535
00..0 - 11..1 (BIN) 00..0 - 11..1
0 - FF (HEX) 0 - FFFF
Числа со знаком:-2^(n-1) <= D <= +2^(n-1)-1. n - число
разрядов.
Байт: -128 - +127 (DEC) Слово: -32768-+32767
10..0 - 01..1 (BIN) 10..0 - 01..1
80 - 7F (HEX) 8000 - 7FFF
7.5 ЧИСЛА С ПЛАВАЮЩЕЙ ТОЧКОЙ (ВЕЩЕСТВЕННЫЕ)
Вещественные числа хранятся и используются в ЭВМ в показательной форме, т.е. в виде двух составляющих: мантиссы и порядка. Различия в способах такого представления чисел заключаются в количестве байтов отводимых под порядок и мантиссу и небольших отличиях в форме их хранения. Например в четырехбайтовом формате под мантиссу отводится 3 байта и один байт для хранения порядка (КВ - короткий вещественный формат).
D = ±M * 2^(E-127)
Последовательность расположения байтов
в различных ЭВМ может быть разной. D - десятичный эквивалент числа , M - нормализованная мантисса, Е - смещенный порядок, SM - бит знака мантиссы.
7.6 ДИАПАЗОН ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ВЕЩЕСТВЕННЫХ ЧИСЕЛ
У нормализованной мантиссы первая значащая цифра (единица) мысленно находится слева от запятой, а справа располагаются 23 разряда - 1,xx..xx. Поэтому Mmax = 1,111..11 = 1 +1/2 +1/4+ 1/8 +...= 2, а Mmin= 1,000..00 = 1 для положительных чисел (SM=0) и -1 и -2 для отрицательных, (SM=1). Порядок числа Emax = 11111110 = 254, а Emin = 00000001 = 1. Теперь нетрудно определить диапазон представления положительных чисел от +Dmax = Mmax * 2^(254-127) = 3,4 * 10^38 до +Dmin = Mmin * 2^(1-127) = 1,17 * 10^(-38). Точность определяется числом достоверных десятичных цифр. При 23 двоичных разрядах мантиссы 2^23 примерно равно 10^7, т.е. достоверными являются только 6-7 значащих десятичных знаков, а не 38. Необходимо отметить, что значения порядка 11111111 и 00000000 по международному стандарту IEEE 754 и 854 предназначены для кодирования денормализованных чисел, отрицательной и положительной бесконечностей, неопределенности и, так называемых Не-чисел.
7.7 ДВОИЧНО-ДЕСЯТИЧНЫЙ КОД
Двоично-десятичный код (ДДК) или Binary Coded Decimal (BCD) может быть упакованным, когда в одном байте хранятся две десятичные цифры, либо неупакованным - по одной цифре в байте.Упакованное число 1996 представляется в виде двух байтов: 0001 1001 и 1001 0110. Для знака числа отводится дополнительный байт, например в формате (ДД) девять байтов отводится для размещения 18-ти цифр, а в старшем бите десятого байта находится знак числа.
7.8 БУКВЕННО-ЦИФРОВОЙ КОД
Для вывода информации на устройства отображения, например дисплей или принтер, а также для ввода или передачи данных используются буквенно-цифровые коды. Буквы, цифры, математические символы, знаки препинания, символы для рисования линий, управляющие символы и некоторые другие кодируются однобайтовыми числами. Существует несколько разновидностей таких кодов, например: ASCII, КОИ-7, КОИ-8, альтернативный код ГОСТ, основной код ГОСТ и другие. ASCII и 7-ми битовый код для обмена информацией (КОИ-7) отображают первые 128 символов и входят в состав остальных кодировок. Дополнительные символы и русский алфавит входят в восьмибитовые расширенные коды (КОИ-8, альтернативный и основной). Общее число символов в этих кодах равно 256. Таблица некоторых кодов приведена ниже. Следует отметить, что нулевой код (NULL) не кодирует цифру ноль и вообще никак не отображается.
Символ ¦ Код(HEX) Символ ¦ Код(HEX) Символ ¦ Код(HEX)
--------+--------- -------+--------- -------+---------
"ничего"¦ 00 "A" ¦ 41 "А" ¦ 81
"0" ¦ 30 "B" ¦ 42 "Б" ¦ 82
"1" ¦ 31 "C" ¦ 43 "В" ¦ 83
.. ¦ .. .. ¦ .. .. ¦ ..
"9" ¦ 39 "Z" ¦ 5A "Я" ¦ 9F
":" ¦ 3A "[" ¦ 5B "а" ¦ A0
_________ASCII кодировка___________/
_______________альтернативная кодировка_______________/
В Internet для русского языка используется кодировка КОИ-8. В настоящее время разработан и используется 16-ти битовый Unicode с 65536 различными симвоволами.
7.9 ВОСЬМИСЕГМЕНТНЫЙ КОД
Служит для отображения образа BCD или HEX цифры высвечиваемой на индикаторе в виде набора 0 и 1. Может быть принято следующее соответствие между битами и сегментами:
Внизу приведен битовый набор для высвечивания цифры 4. Единицы обычно соответствуют светящимся сегментам.
7.10 НЕОДНОЗНАЧНОСТЬ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ДВОИЧНЫХ НАБОРОВ
Набор единиц и нулей хранящихся в регистре или ячейке памяти (двоичный набор) для микропроцессора ничего не означает. Пусть в регистре находится набор из восьми битов 10000110. Он может быть интерпретирован следующим образом, как: