Социальная работа
всех этапах ее оказания; преемственность, этапность и своевременность оказания медицинской помощи; повышение структурной эффективности системы здравоохранения, оптимизацию числа и структуры работников отрасли, а также:использование стационарозамещающих форм организации лечебного процесса;
переход к преимущественно страховой форме мобилизации финансовых средств, а также подушевой принцип финансирования здравоохранения;
формирование принципа этапности оказания амбулаторно-поликлинической и стационарной помощи;
повышение приоритетности первичной медико-санитарной помощи;
реструктуризация скорой медицинской помощи;
реформирование кадровой политики.
3.2. Проблемы и перспективы развития социального обеспечения. Жилищные субсидии как элемент государственной социальной политики
В 2004 году был принят пакет законов Российской Федерации, направленных на реализацию поставленной Президентом Российской Федерации задачи по обеспечению населения качественным и доступным жильем. Наиболее важными из них являются Жилищный и Градостроительный Кодексы.
Принятый в эпоху социализма Жилищный кодекс РСФСР и другие Федеральные Законы в области регулирования жилищных отношений, управления, содержания, ремонта жилых многоквартирных домов перестали соответствовать формирующимся рыночным отношениям в стране, изменившимся отношениям к собственности в жилищном фонде и жилищно-коммунальном комплексе.
Новый Жилищный кодекс вступил в силу с 1 марта 2005 года в соответствии с федеральным законом от 29.12. 2004 г. «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации». Однако для его полной и эффективной реализации необходимо на всех уровнях власти разработать и принять очень большое количество законопроектов, постановлений, ведомственных актов, положений и порядков. И впредь до приведения в соответствие с ЖК РФ законов и иных правовых актов, действующих на территории Российской Федерации, законы и иные нормативные правовые акты применяются, поскольку они не противоречат.
Новый Жилищный кодекс Российской Федерации имеет существенные отличия от ранее действовавшего Жилищный кодекс РСФСР, важнейшие из которых касаются социальной сферы.
Так, в частности, он определил категории граждан, имеющих право на получение «бесплатного» жилья. Согласно новой редакции Кодекса оно предоставляется по договору социального найма нуждающимся гражданам, признанных таковыми органами местного самоуправления в порядке, установленном законом субъекта Федерации, исходя из размера дохода каждого члена семьи и стоимости имущества, находящихся в их собственности и подлежащего налогообложения.
Новый Жилищный кодекс Российской Федерации не предусматривает предоставления жилплощади в первоочередном порядке. Закреплены лишь категории граждан, которым жилые помещения предоставляются в первоочередном порядке, а именно:
Граждане, жилые помещения которых признаны непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат;
Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах или по возращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы;
Граждане, страдающие тяжелыми формами хронических заболеваний, при которых совместное проживание с другими лицами невозможно.
Большое внимание в ФК РФ уделено вопросам платы за жилье и коммунальные услуги, обязанности граждан по внесению жилищно-коммунальных платежей.
Определена структура платы за жилое помещение по договору социального найма, которая включает в себя:
Плату за пользование жилым помещением (плата за найм);
Плату за содержание и ремонт жилого помещения, включающую в себя плату за услуги по управлению многоквартирным домом;
Плату по содержанию и текущему ремонту общего имущества многоквартирного дома;
Капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме проводится за счет собственника жилищного фонда;
Плату за коммунальные услуги.
Плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме, включает в себя:
Плату за содержание и ремонт жилого помещения, включающую в себя плату за услуги по управлению многоквартирным домом, по содержанию и текущему и капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме;
плату за коммунальные услуги.
Оплата жилищно-коммунальных услуг осуществляется с мерами социальной поддержки малоимущих граждан путем предоставления субсидий и компенсаций на оплату жилья и коммунальных услуг (статья 159 и 160).
Действующая в России система социальной помощи основана на двух противоположных принципах: адресной помощи малоимущим, предоставляемой на основе учета уровня доходов, и большого количества льгот определенным категориям граждан.
Жилищные субсидии являются видом социальной помощи и предоставляются малоимущим гражданам или другим социально не защищенным категориям населения в виде денежной формы для поддержания уровня их дохода. Идеи адресного подхода к получению помощи внедряются в России с середины девяностых годов, так, например:
В 1994 г. введена программа жилищных субсидий, рассчитываемая с учетом уровня доходов граждан;
В 1995-1999 г. г. принят ряд федеральных законов, основанных на принципах адресной социальной помощи;
В 1997 г. утверждена процедура определения величины минимального прожиточного уровня (уровня бедности), которая используется при оказании адресной помощи.
В Советском Союзе оплата жилья и коммунальных услуг в значительной мере субсидировалась государством. Программа жилищных компенсаций (субсидий) на оплату жилья и коммунальных услуг начала формироваться в соответствии с Законом Российской Федерации от 24 декабря 1992 года № 4218-1 «Об основах федеральной жилищной политике», который лег в основу программы по увеличению ставок оплаты населением жилья и коммунальных услуг (ЖКУ). Однако с целью социальной защиты населения данным Законом также была введена программа жилищных субсидий, которая должна была компенсировать рост платы за жилье и коммунальные услуги в пределах социальной нормы площади жилья и нормативов потребления коммунальных услуг.
Таким образом, программа жилищных субсидий стала первой в России адресной программой, которая предусматривала проверку уровня доходов. Реализация программы на местном уровне началась с 1994 года, и уже к середине 1995 года службы жилищных субсидий были созданы практически во всех муниципальных образованьях. К февралю 1996 года в населенных пунктах, охваченных реально действующей программой, проживало 90% населения страны.
Примером адресной помощи может служить программа Жилищных субсидий - единственная массовая программа по оказанию социальной помощи с четкой привязкой к уровню дохода семьи. Размер субсидии зависит от доходов семьи (а не от категории адресата) и рассчитывается по формуле: С = (ОСН-Д x МДДф х К) / 100, где С - размер субсидии квартиросъемщику в рублях; ОСН - оплата социальных норм жилья, Д - совокупный семейный доход в расчетном периоде, МДДф - значение федерального стандарта максимально допустимого на оплату жилья и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи, установленного Правительством РФ (процентах), К – поправочный коэффициент, рассчитанный по формуле: К = СД/ПМ, где СД - среднедушевой доход семьи (в рублях); ПМ - величина прожиточного минимума (в рублях).
Однако эта программа также имеет ряд методических проблем:
1. Согласно принятым Государственной Думой в 1996 г. дополнениям к закону РФ от 24.12.92 №1418-1 «Об основах федеральной жилищной политики» размер компенсации определяется исходя из двух оснований:
а) предельно допустимой доли собственных расходов семьи на оплату социального стандарта жилья относительно ее совокупного дохода
б) из установленного прожиточного минимума: «собственные расходы граждан, имеющих совокупный доход на одного человека, не превышающий установленный прожиточный минимум, на оплату жилья и коммунальных услуг, в пределах социальной нормы жилья и нормативов потребления коммунальных услуг не должны превышать 0,5 установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда».
Во втором случае размер компенсации не зависит от семейного дохода, что противоречит главному принципу социальной помощи, не говоря уже о неопределенном порядке индексации прожиточного минимума.
2. Граждане не несут ответственности за достоверность предоставляемой ими информации, содержащейся в справках о доходах, нет единой системы проверки сведений.
3. Сохранение «ловушки бедности» - если размер семейного дохода чуть больше ниже установленного, то размер компенсации будет большим, в обратном случае он упадет до нуля.
Право на получение субсидий зависит от дохода семьи, каких-либо категориальных требований не существует. Размер субсидий зависит только от уровня доходов, самые большие субсидии предоставляются семьям с самым низким доходом.
Финансирование и реализация программы жилищных субсидий осуществляется органами местного самоуправления. Чаще всего служба жилищных субсидий функционирует в рамках структуры управления ЖКХ, или структуры органов социальной защиты, или в форме муниципального учреждения; встречаются и другие варианты.
Программа жилищных субсидий позволяет муниципальным властям снизить уровень бюджетных расходов на оплату жилья и коммунальных услуг и в тоже время повысить целевой характер использования бюджетных средств по статье « жилищно-коммунальное хозяйство» в пользу «низкодоходных» граждан.
В настоящее время в республике функционирует 54 центра и приемных пунктов по приему документов и начислению субсидий малообеспеченным гражданам.
Процент семей, получающих субсидии на оплату ЖКУ вырос с 3% в 2000 году до 18,8% в 20004 году по муниципальному жилищному фонду.
В 2004 году субсидии в целом по Республике Марий Эл получили 29819 семей на общую сумму 72229,9 тыс. руб., в том числе, по муниципальному жилфонду: 28832 семьи на сумму 67929 тысяч рублей.
В среднем на одну семью было предоставлено около 200 рублей в месяц.
Объем направленного в 2004 году из республиканского бюджета финансирования на субсидии обеспечил практически полное покрытие произведенных расходов на их предоставление.
Начиная с 2005 года в Республике Марий Эл субсидии на оплату ЖКУ, предоставляются в соответствии с новым Положением о предоставлении субсидий на оплату ЖКУ, утвержденным Правительством Российской Федерации постановлением от 30.08. 2004 года № 444 и Порядком и условиями предоставления субсидий отдельным категориям граждан, проживающим в Республике Марий Эл, утвержденными постановлением Правительства Республики Марий Эл от 17.01. 2005 года № 7.
По состоянию на 21.03. 2005 года согласно оперативным данным программой субсидий охвачено более 12,9 тысяч семей, проживающих в муниципальном жилфонде с объемом предоставленных субсидий более 14,8 млн. рублей. на одну семью в среднем по республике начислено субсидий более 380 рублей в месяц. Субсидии начисляются гражданам, проживающим в жилых помещениях независимо от формы собственности.
В муниципальных образованиях функционируют постоянно действующие комиссии по назначению субсидий, в состав которых входят ведущие специалисты организаций и ведомств (отделы соцзащиты, отделы занятости населения, пенсионный фонд, налоговые органы, органы внутренних дел и другие)
В соответствии с федеральными нормативными правовыми актами начиная с 2006 года все субъекты Российской Федерации, в том числе и Республика Марий Эл, будут обязаны перевести перечисление субсидий на персонифицированные социальные счета граждан.
В течение всех прошедших лет реализации жилищных субсидий гражданам предоставлялись в натуральной (безденежной) форме путем корректировки начисленных жилищно-коммунальных платежей на сумму предоставленных субсидий. Бюджет компенсировал выпадающие доходы предприятий ЖКХ в связи с предоставлением субсидий.
На основании статистических отчетов Новоторъяльского МУ МПКХ можно проследить объемы предоставления жилищных субсидий за 2003 – 2005 г. г. за отчетный период 9 месяцев. Анализ предоставления жилищных субсидий будет представлен в таблице 26.
Таблица 26
Предоставление жилищных субсидий по Новоторъяльскому району
в 2003 – 2005 годах (9 месяцев).
Показатели | 2003 год |
2004 год |
Изменения (+,-) 2004/2003 |
2005 год |
Изменения (+,-) 2005/2004 |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
Количество семей, проживающих в районе | 2950 | 2950 | - | 2950 | - |
Количество семей, получивших субсидии | 1240 | 1342 | +102 | 1167 | -175 |
Общая сумма субсидий населению на оплату жилья и коммунальных услуг, начисленных | 1206 | 1282 | +76 | 2210,9 | + 928,9 |
Сумма субсидий погашенных | 869 | 1195 | +326 | 2133 | +938 |
На основании данных таблицы 26 можно сделать следующие выводы, что количество семей, которые проживают в районе, в течении этих трех лет не изменилось, а вот количество семей, которые получают субсидии, если взять 2003 и 2004 года, то мы видим увеличение на 102 семьи, а вот в 2004 и 2005 годах наблюдается существенное уменьшение на 15,0% или фактически на 175 семей. Общая сумма субсидий, которая была предоставлена населению на оплату жилья и коммунальных услуг составляет за 2003 и 2004 г. г. – 2488,0 тыс. рублей, в 2004 году субсидий было предоставлено на 76,0 тыс. рублей больше, а в 2005 году увеличение составило 928,0 тыс. рублей, но из 2488,0 тыс. рублей фактически было погашено 2064,0 тыс. рублей. В 2005 году из 2210,9 тыс. руб. предоставленных фактически погашено 2133,0 тысяч рублей, что на 938,0 тыс. рублей больше по сравнению с 2004 годом. Наглядно эти изменения можно увидеть на рисунке 10.
Рис.10. Субсидии, предоставленные населению
Субсидии, которые предоставляются населению на оплату жилью и коммунальных услуг подразделяются на различные виды услуг (отопление, горячее водоснабжение, холодная вода, канализация, газ, вывоз бытовых отходов, электроэнергия) расшифровка по видам этих услуг за 2003 – 2005 г. г. за отчетный период 9 месяцев будет дана в таблице 27.
Таблица 27
Субсидии на оплату жилья и коммунальных услуг
в 2003 – 2005 годах (9 месяцев).
Показатели | 2003 год | 2004 год |
Изменения (+,-) 2004/2003 |
2005 год |
Изменения (+,-) 2005/2004 |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
Жилья | 209 | 203 | -6 | 442,2 | + 239,2 |
Отопление | 465 | 597 | +132 | 1083,3 | +486,3 |
Горячее водоснабжение | 15 | 10 | -5 | - | +10 |
Холодная вода | 165 | 180 | -15 | 265,3 | +85,3 |
Канализация | 166 | 178 | +12 | 265,3 | +87,3 |
Газ | 45 | 38 | -7 | 42,1 | +4,1 |
Вывоз бытовых отходов | 89 | 38 | -51 | 66,3 | +28,3 |
Электроэнергия | 52 | 38 | -14 | 46,4 | +8,4 |
По такому показателю как жилье в 2003 г. было оказано субсидий на 6,0 тыс. рублей больше, чем в 2004 г, а в 2005 году субсидий предоставлено на 239,2 тыс. рублей больше чем в 2004 г.
Положительные показатели так же наблюдаются по таким видам как (отопление – 132.0 тыс. руб., канализация - 12,0 тыс. руб) – это, если сопоставить 2003 г. и 2004 г. г., а вот в 2005 году все показатели идут с положительным отклонением, т.е. в текущем году объем финансирования значительно увеличен, по сравнению с двумя предыдущими.
Значительные изменения по объему предоставления субсидий, которые произошли в 2005 году можно наглядно проследить на рисунке 11.
Рис.11. Виды коммунальных услуг, по которым предоставляются субсидии.
В настоящее время подготовлен и проходит стадию согласования в заинтересованных министерствах проект постановления Правительства Республики Марий Эл по реализации в 2005 году на территории Республики Марий Эл пилотного проекта по осуществлению адресной социальной поддержки населения при оплате жилищно-коммунальных услуг с использованием персонифицированных социальных счетов на базе четырех муниципальных образований: «Город Йошкар-Ола» ДУ № 7, «Город Волжск», «Мари-Турекский район», «Сернурский район».
Субсидии на оплату жилья и коммунальных услуг предоставляются гражданам на основании Положения о предоставлении субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30 августа 2004 года № 444 «О предоставлении субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг».
Правительством Республики Марий Эл с начала 2005 года были приняты следующие постановления:
- №7 от 17.01. 2005 года «О предоставлении отдельным категориям граждан субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг в Республики Марий Эл» и «Порядка и условий предоставления субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг отдельным категориям граждан, проживающих в Республике Марий Эл»;
- №8 от 17.01. 2005 года «О социальных нормах площади жилья и нормативах потребления коммунальных услуг при оказании гражданам социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг»;
- №61 от 14.03. 2005 года «О республиканских стандартах оплаты жилья и коммунальных услуг на 2005 год»
В соответствии с «Порядком и условиями предоставления субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг отдельным категориям граждан, проживающих в Республике Марий Эл» жилищные субсидии предоставляются следующим категориям граждан:
- Гражданам, имеющим задолженность по оплате жилья и коммунальных услуг;
- Гражданам, совершеннолетние трудоспособные члены, семьи которых не имели в течение расчетного периода доходов от трудовой, индивидуальной предпринимательской и иной деятельности;
- Одиноко проживающим неработающим пенсионерам и инвалидам;
- Семьи, имеющих трех и более детей.
В соответствии с законодательством Российской Федерации, заявитель предоставляет в уполномоченный орган по месту постоянного жительства следующие документы:
- Заявление о предоставлении субсидии;
- Документы о составе семьи;
- Копии документов, подтверждающих правовые основания владения и пользования жилым помещением;
- Документы, подтверждающие доходы заявителя и всех членов семьи, которые учитываются при решении вопроса о предоставлении субсидии;
- Документы, содержащие сведения о суммах платежей за жилье и коммунальные услуги, начисленных за последний перед подачей заявления месяц, и о наличии (отсутствии) просроченной задолженности по оплате жилья и коммунальных услуг;
- Копии документов, подтверждающие право на льготы или компенсации по оплате жилья и коммунальных услуг заявителя и членов семьи, зарегистрированных с ним по месту постоянного жительства;
- Копии документов, удостоверяющих гражданство Российской Федерации заявителя и членов его семьи.
Заявитель несет ответственность за достоверность предоставленных сведений, а также документов, в которых они содержаться.
Условия и порядок предоставления субсидий следующие:
1. Решение о назначении субсидий гражданам, имеющим задолженность по оплате жилья и коммунальных услуг на момент обращения за субсидией, принимаются после подписания соглашения на реструктуризацию долга квартиросъемщика на срок до 1 года. Если получатель без оснований не оплачивает своевременно и полностью получаемые услуги в течение двух месяцев, выплата субсидий приостанавливается.
2. Гражданам, не имеющим доходов в течение расчетного периода (шесть месяцев), а именно:
- лицам их числа беженцев;
- несовершеннолетним гражданам до исполнения им 18–летнего возраста;
- одиноко проживающим совершеннолетним гражданам, являющимся собственниками или нанимателями жилых помещений и обучающимся в учебных заведениях по очной форме обучения.
Субсидии начисляются на оплату жилья и коммунальных услуг в пределах социальной нормы площади жилья и нормативов потребления коммунальных услуг, при условии предоставления подтверждающих документов.
Иным категориям граждан, не имеющих доходов, субсидии не предоставляются.
3. Для отдельных категорий граждан, имеющих среднедушевой доход ниже установленной величины прожиточного минимума в среднем на душу населения, максимально допустимую долю расходов граждан на оплату жилья и коммунальных услуг принимать в размере 10 процентов.
4. Одиноко проживающим неработающим пенсионерам и инвалидам, получающим пенсию ниже величины прожиточного минимума в среднем на душу населения, устанавливаемой на территории республики, при расчете субсидий использовать величину прожиточного минимума в среднем на душу населения.
5. Субсидии предоставляются сроком на шесть месяцев. По истечении установленного срока проводится переаттестация семей и одиноко проживающих граждан, получающих субсидии, процедура которой аналогична первоначальному оформлению права на субсидию.
6. Предоставление субсидий осуществляется зачислением на персо-нифицированные социальные счета граждан, открытые в банковских учреждениях. До передачи органами местного самоуправления Республики Марий Эл полномочий по назначению и выплате субсидий из системы жилищно-коммунального хозяйства в систему социальной защиты населения субсидии предоставляются гражданам в безналичной форме в виде уменьшения их платежа за жилье и коммунальные услуги.
7. Перечисление субсидий осуществляется ежемесячно, не позднее срока, установленного для оплаты жилья и коммунальных услуг.
8. Получатели субсидий имеют право снятия денежных средств с личных персонифицированных социальных счетов для наличной оплаты жилья и коммунальных услуг.
9. При расчете субсидий необходимо устанавливать стоимостной эквивалент социальной нормы площади и нормативов потребления коммунальных услуг, который характеризует единую социальную плату за жилье с наиболее типичными для конкретного населенного пункта удобствами и видами благоустройства.
При среднедушевом доходе семьи выше установленного прожиточного минимума расчет субсидий производится по формуле:
С = СП – МДД х Д / 100,
где:
С – размер субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг;
СП – социальная плата;
Д – совокупный доход семьи (в рублях);
МДД – максимально допустимая доля собственных расходов граждан на оплату жилья и коммунальных услуг, устанавливаемая Правительством Республики Марий Эл (в процентах – 20%).
При среднедушевом доходе семьи ниже установленного прожиточного минимума расчет субсидий производится по формуле:
С = СП – МДД х Д х К / 100,
где:
С – размер субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг;
К – поправочный коэффициент, рассчитанный по формуле: К = СД/ПМ
СД – среднедушевой доход семьи (в рублях);
ПМ – величина прожиточного минимума (в рублях);
В случае если гражданин пользуется мерой социальной поддержки при оплате жилья и коммунальных услуг, то социальная плата корректируется соответственно размеру и видам предоставляемой компенсации.
10. Гражданам, получающим субсидии единовременно на весь период назначения, перерасчет размеров субсидии не производится.
Порядок учета доходов и исчисления совокупного дохода семьи для решения вопроса о предоставлении субсидий следующий.
1. При определении дохода семьи и для исчисления величины совокупного дохода семьи в составе семьи учитываются супруги, их дети и родители, и иные лица, если они проживают совместно с заявителем и ведут с ним общее хозяйство.
В состав семьи не включаются: военнослужащие по призыву и обучающиеся в военных образовательных учреждениях до заключения контракта о прохождении военной службы; лица, отбывающие наказание в виде лишения свободы; лица, находящиеся на полном государственном обеспечении.
2. В состав совокупного дохода семьи не включаются доходы от личного подсобного хозяйства, если семья состоит исключительно из пенсионеров или имеет трех и более детей, а также, если один из членов семьи является инвалидом 1 или 2 группы или ребенком - инвалидом.
3. Расчет совокупного дохода семьи производится исходя из суммы доходов всех членов семьи за три последних календарных месяца, предшествующих месяцу подачи заявления на получение субсидии.
4. Исчисление дохода семьи для решения вопроса о предоставлении субсидий производится в соответствии с Федеральным законом от 15.04. 2003 года № 44-ФЗ «О порядке учета доходов и расчета среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для признания их малоимущими и оказания им государственной социальной помощи».
Финансирование расходов, связанных с предоставлением субсидий осуществляется за счет средств местных бюджетов и передаваемой им на эти цели финансовой помощи соответственно из бюджетов субъектов Российской Федерации в объемах, устанавливаемых законами о бюджетах соответствующего уровня бюджетной системы Российской Федерации на очередной финансовый год.
Для создания более льготных условий для населения по оформлению субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг сохранен действующий 20-процентный размер стандарта предельной доли совокупного дохода семьи на оплату жилья и коммунальных услуг. А в соответствии с республиканским Порядком предоставления субсидий от 17 января 2005 г. для отдельных категорий граждан с доходами ниже прожиточного уровня эта доля составляет всего 10%.
3.3. Автоматизация организации финансового учета посредством программы загрузки/ выгрузки и ввода данных о социальном положении ветеранов отделом социальной защиты
В соответствии с соглашением (Соглашение) между Отделением Пенсионного фонда Российской Федерации (ОПФР) и органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации ОПФР осуществляет передачу органу социальной защиты населения (ОСЗН) субъекта Российской Федерации файла с данными о ветеранах, в котором заполнены поля анкетных данных на всех ветеранов, проживавших на территории субъекта Российской Федерации. Для формирования общегосударственной базы данных о социальном положении ветеранов Великой Отечественной войны и боевых действий (далее – ОГБД «Ветераны») ОСЗН должны заполнить поля показателей социального положения для всех ветеранов региона. Для автоматизации работы ОПФР передает органу исполнительной власти субъекта Российской Федерации программу загрузки/выгрузки и ввода данных о социальном положении ветеранов.
Программа «ОГБД “Ветераны”: ввод данных органами социальной защиты населения» (далее – программа «Ввод данных ОСЗН») предназначена для заполнения ОСЗН полей показателей социального положения ветеранов и передачи их ОПФР в целях формирования ОГБД «Ветераны».
Программа «Ввод данных ОСЗН» состоит из двух программ:
Разбивка исходного файла на файлы, содержащие данные о ветеранах, проживающих в каждом из районов данного субъекта Российской Федерации, согласно классификатору отделений ОПФР. Классификатор отделений ПФР для всех регионов Российской Федерации входит отдельным документом в дистрибутив программы и доступен в меню Помощь.
Ввод данных о социальном положении ветеранов.
ОПФРОСЗН
Экспорт; Импорт
Рис.12. Схема заполнения социальных данных в ОГБД «Ветераны» при взаимодействии между ОПФР и ОСЗН.
В соответствии с Соглашением предполагается следующий порядок использования программы «Ввод данных ОСЗН» для заполнения социальных данных в ОГБД «Ветераны» при взаимодействии между ОПФР и ОСЗН (Рисунок 9):
ежеквартально списочный состав и анкетные данные ветеранов, проживающих на территории субъекта Российской Федерации, экспортируются из ОГБД в виде текстового файла, определенного Соглашением (Приложение 2);
полученный ОСЗН текстовый файл с анкетными данными для всех ветеранов, проживающих на территории субъекта Российской Федерации, может быть разбит на набор текстовых файлов, содержащих данные о ветеранах, проживающих в каждом из районов данного субъекта Российской Федерации согласно классификатору отделений ОПФР (отдельный документ в дистрибутиве программы и доступен в меню Помощь). Это позволяет распределить объем работ по вводу социальных данных между отделениями ОСЗН.
текстовый файл с анкетными данными для ветеранов, проживающих на территории субъекта Российской Федерации или его района, загружается в базу данных ОСЗН (раздел 8.1)
используя программу ввода ОСЗН, заполняют социальные данные о ветеранах (раздел 8.3)
после заполнения социальных данных о ветеранах информация из базы данных ОСЗН выгружается в текстовый файл, определенный Соглашением (раздел 8.5)
текстовый файл передается из ОСЗН в ОПФР, где производится импорт социальных данных ветеранов в ОГБД «Ветераны».
При первом заполнении социальных данных о ветеранах ОПФР передает в ОСЗН только информацию о списочном составе и анкетных данных ветеранов (записи типа «О» и «Л»).
При последующем заполнении социальных данных о ветеранах ОПФР передает в ОСЗН информацию о списочном составе и анкетных данных ветеранов (записи типа «О» и «Л») и все социальные данные о ветеранах (запись типа «П»), введенные за предыдущий квартал, за исключением информации о мерах социальной поддержки. Таким образом, при ежеквартальной актуализации социальных данных о ветеранах ОСЗН должны только:
внести изменения в социальные данные о ветеранах, произошедшие за прошедший квартал;
указать меры социальной поддержки, оказанные ветеранам за прошедший квартал.
Подробно текстовый формат данных приведен в разделе Error: Reference source not found данной инструкции «Формат файлов обмена информацией между ОПФР и органом исполнительной власти субъекта РФ» (Приложение 2 к типовому соглашению).
Начинающий оператор ввода данных может работать в специальной форме ввода и коррекции данных. Форма представляет данные для одного конкретного ветерана. Коррекция и ввод данных в этой форме осуществляется преимущественно выбором значения конкретного показателя из выпадающих списков.
Опытный оператор может проводить операции с записями вводом цифр/кодировок в поля таблицы с клавиатуры для обеспечения скорости ввода.
Ввод части показателей, например, только обеспеченность жильем или номера телефонов можно производить сразу для всех ветеранов, выбрав для работы конкретное поле и осуществляя ввод в табличном виде.
Ввод по заданным критериям отбора данных (по условиям фильтра):
– задаются критерии отбора;
– в специальном формате ввода вводятся данные, затем с помощью кнопок навигации, расположенных в левом углу формы, происходит загрузка в эту форму данных следующего элемента из отобранного списка, и ввод показателей повторяется далее.
Льготы
В нижней части формы представления данных расположено окно вывода сведений о льготах того ветерана, чья фамилия оказалась в строке таблицы, отмеченной стрелкой в левой фиксированной графе формы.
В окне «Льготы» одной выбранной записи может соответствовать несколько строк в том случае, если этому человеку предоставляются льготы по нескольким категориям.
Меры социальной поддержки
Нижнюю часть формы представления данных и формы для редактирования социальных данных ветерана занимает окно ввода мер социальной поддержки того ветерана, чья фамилия оказалась в строке таблицы, отмеченной стрелкой в левой фиксированной графе формы представления данных. Вводить данные в